Религии и верования мираСлово о Законе и Благодати

История религий и верований, современный взгляд
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 13832
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Слово о Законе и Благодати

#1

Сообщение Gosha » 10 май 2019, 16:10

«Княжеская власть вышла из пеленок в IX веке и ей требовалась идеологическая поддержка, которую могла дать монотеистическая вера в Царя Небесного. Именно Закон и Благодать на земле мог осуществить тендем Княжеской власти – закона Правды и Церкви – Божеской Благодати на Земле. «Этнографическое» описание восточных славян в космографическом введении Повести временных лет».

Первый сюжет, который мы рассмотрим, будет касаться образов славянских и тюркских язычников, представленных в недатированной части Повести временных лет (далее – ПВЛ) – в так называемом космографическом введении. Начиная с рассказа о расселении сыновей Ноя, во введении прослеживались древнейшие судьбы славянства (преимущественно – восточного) до основания Киева тремя братьями-полянами и истории о хазарской дани. В нем содержалось описание нравов и обычаев, бытовавших в старину у восточнославянских племен 33 (полян, древлян, радимичей, кривичей, северян, вятичей), а также упоминались традиции половцев – современных летописцу соседей Древней Руси: «Имяху бо обычаи свои и законъ отець своих и преданья кождо свои нравъ. Поляне бо своих отець обычаи имуть кротокъ и тихъ и стыдѣние къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, къ матерямъ и к родителемъ своимъ, къ свекровемъ и къ деверемъ велико стыдѣние имѣху. Брачныи обычаи имяху: не хожеше зять по невѣсту, но приводяху вечеръ, а завътра приношаху по неи что вдадуче. А древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живоуще скотьски. Оубиваху друг друга, ядяху вся нечисто и брака оу нихъ не бываше, но оумыкиваху оу воды девица. И Радимичи, и Вятичи, и Сѣверъ одинъ обычаи имяху. Живяху в лѣсѣ, якоже всякии звѣрь ядуще все нечисто. Срамословье в них предъ отьци и предъ снохами. Браци не бываху в них и игрища межю селы схожахуся на игрища на плясанье и на вся бѣсовьская игрища и ту оумыкаху жены собѣ, с нею же кто съвѣщашеся. Имяху же по двѣ и по три жены. Аще кто уомряше творяху к[р]аду велику и възложахуть на к[р]аду мертвеца, сожьжаху и посемь, собравше кости, вложаху в судину малу и поставяху на столпѣ на путех, еже творять Вятичи и нынѣ. Си же творяху обычаи Кривичи [и] прочии погании, не вѣдуще закона Божия, но творяще сами собѣ законъ».

Далее в ПВЛ следует цитата из Хроники Георгия Амартола (далее – ХГА) о нравах различных народов «Якоже се и при нас нынѣ Половци законъ держать отець своих: кровь проливати, а хваляще о сих, ядуще мерьтвечину и всю нечистоту: хомѣки и сусолы. Поимають мачехи своя, ятрови и ины обычаи отец своих. Мы же христеяне елико земль, иже вѣрують в Святую Троицю, въ едино крещенье, в едину вѣру, закон имамъ единъ: елико во Христа крестихомся и во Христа облекохомся». Генетика данного фрагмента рассматривалась текстологами в контексте происхождения космографического введения в целом. Знаменитый историк А.А. Шахматов, заложивший в своих трудах основы текстологического изучения древнерусского летописания, полагал, что Введение было включено в летопись лишь на этапе создания первой редакции Повести временных лет в 1110-х годах, поскольку оно отсутствовало в предшествующем ПВЛ Начальном своде 1090-х годов (представлен в Новгородской Ι летописи младшего извода (далее – НПЛмл). Гипотеза Шахматова была поддержана в работах других историков – исследователей ПВЛ: М.Д. Приселкова, Д.С. Лихачева, А.Н. Насонова, Л.В. Черепнина, М.Н. Тихомирова.

Критика этого положения была в основном связана с пересмотром как шахматовской идеи о Начальном своде 1090-х гг., так и всей предлагаемой им стратиграфии ПВЛ. В.М. Истрин, несмотря на неприятие предлагаемой А.А. Шахматовым истории создания ПВЛ, соглашался с его тезисом о том, что космографическое введение было вставлено в летопись преп. Нестором в начале второго десятилетия ΧΙΙ в. Н.К. Никольский обратил внимание на сведения о полянах (их родство, общность грамоты и единство веры с придунайскими славянами), присутствующие во Введении, и пришел к выводу, что они восходят к древнейшему сказанию о «поляно-руси», созданному в Χ в. под влиянием мораво-паннонских хроник. К этому гипотетическому сказанию исследователь отнес и «этнографическое» описание восточнославянских племен.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
крысовод
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1563
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 49
 Re: Слово о Законе и Благодати

#2

Сообщение крысовод » 12 май 2019, 10:13

Gosha:
10 май 2019, 16:10
И Радимичи, и Вятичи, и Сѣверъ одинъ обычаи имяху. Живяху в лѣсѣ, якоже всякии звѣрь ядуще все нечисто. Срамословье в них предъ отьци и предъ снохами. Браци не бываху в них и игрища межю селы схожахуся на игрища на плясанье и на вся бѣсовьская игрища и ту оумыкаху жены собѣ, с нею же кто съвѣщашеся.
Понятна поповская злоба, вятичей же несколько веков не могли обратить в христианство, "крестовыми" походами на них ходили, да всё бестолку. Вятичи тут у нас по Оке и на Москве жили, имеют прямое польское происхождение, позже всех появились на финских землях мери, мокши и мещёры. Описания жизни интересны, но вот эта пренебрежительность, типа, мы люди закона, а они там звери... ведь поляне ведь одного славянского корня с вятичами и прочими, сами еще вчера такими же были.
Изображение


Нет никакой ложки!

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 13832
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Слово о Законе и Благодати

#3

Сообщение Gosha » 12 май 2019, 14:53

Основываясь на предположениях Никольского, А.Г. Кузьмин попытался выделить древнейшее ядро недатированной части ПВЛ и обозначить позднейшие редакторские наслоения. Исследователь отнес отрывок, изображающий «кротких и тихих» полян и живущих «скотьски» древлян к некоему «древнейшему источнику о полянах», который датировал приблизительно Χ в. По его мнению, эти сведения привлекли летописцы Десятиной церкви, работавшие с конца Χ (998) по 80-е гг. ΧΙ в. (1083-1084), дополнив их сообщением о языческих обычаях радимичей, вятичей, северян, половцев и похвалой христианам. Позднее летописный редактор 1120-х гг. включил в этот текст сообщение о нравах кривичей и «этнографический» пассаж из ХГА.

М.Х. Алешковский посчитал отсутствие в НПЛмл космографического введения результатом сокращения, осуществленного новгородским летописцем в 1220-е гг. Исследователь пересмотрел идею Шахматова о Начальном своде 1090-х гг. как об отдельном этапе создания летописи, предшествующем появлению ПВЛ. По его мнению, летописание с 1090-х гг. по 1115 г. велось непрерывно одним автором, который использовал в своем труде Хронограф по великому изложению. Завершенная в 1115 г. летопись была первой редакцией ПВЛ, после чего в 1116 г. ее переписал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр (вторая редакция ПВЛ), а уже в 1119 г. появился третий редакторский вариант летописи. К ней исследователь и относил появление в летописном тексте вставок из ХГА. Поскольку в летописи «этнографическое» описание восточнославянских племен тесно связано с амартоловской цитатой, Алешковский посчитал исследуемый нами фрагмент вкраплением, сделанным на этапе создания третьей редакции ПВЛ.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

tamplquest
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 6089
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Слово о Законе и Благодати

#4

Сообщение tamplquest » 13 май 2019, 09:01

Gosha:
10 май 2019, 16:10
Княжеская власть вышла из пеленок
Нет.
Кшатрии и скифские цари были когда попы еще не вылупились

Отправлено спустя 5 минут 24 секунды:
Gosha:
10 май 2019, 16:10
Поляне
обезьяне чи-чи-чи продавали кирпичи.

Все это говорит о том, что попы-ромеи называли народы на свой западный лад. Присоединение к "полю" романского английского суффикса принадлежности ian, дает polian, а далее уже идет множественное число, как искажение на русский лад.
Аналогично и "ich"
Значит источники там были из романских языков.
Или, скорей даже, попы были романоговорящие, и каверкали русский язык.



Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 13832
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Слово о Законе и Благодати

#5

Сообщение Gosha » 13 май 2019, 12:16

tamplquest:
13 май 2019, 09:07
Кшатрии и скифские цари были когда попы еще не вылупились
tamplquest:
13 май 2019, 09:07
обезьяне чи-чи-чи продавали кирпичи.
Без комментариев - дозреет самостоятельно!!!

Отправлено спустя 3 минуты 3 секунды:
В.Я. Петрухин вслед за Алешковским предположил, что «Начальный свод имел космографическое введение». Оно не сохранилось в НПЛмл, поскольку было сокращено в ходе позднейшей редакции, проведенной новгородским летописцем. На взгляд исследователя, вставка из ХГА, включенная в летописное «этнографическое обозрение», свидетельствовала о том, что оно появилось в ПВЛ на последнем этапе ее создания. Сложную многоступенчатую историю текста Введения на нескольких этапах создания ПВЛ представил в своих текстологических работах А.А. Гиппиус. Он предположил, что космографическое введение уже присутствовало в своде 1060-х гг. (ранее автор писал о Киево-Печерском своде 1070 гг.), но затем было отброшено и заменено на краткое Предисловие в Начальном своде 1090-х гг. Позднее, в ходе составления первой редакции ПВЛ, оно было восстановлено и расширено. Гиппиус пришел к выводу, что фрагмент с «рассуждением о нравах и обычаях диких народов, основанным на цитате из Амартола», был добавлен в летописный текст составителем ПВЛ. Выдвинутые им идеи стратификации летописного текста в своем исследовании поддержал С.М. Михеев.

Приведенный историографический обзор работ, касавшихся текстологии исследуемого летописного фрагмента, показал, что большинство историков приписывало его составителю ПВЛ 1110-х. гг. Основным датирующим признаком считалось наличие в тексте цитаты из ХГА, которая, по мнению исследователей, могла быть включена в ПВЛ только на последнем этапе ее создания. Признавалось, что в обозначенных границах летописный отрывок не содержал идейных противоречий и разновременных текстовых вкраплений, а, следовательно, мог принадлежать одному автору. К летописным сведениям о нравах и обычаях восточнославянских племен исследователи, как правило, подходили избирательно: благочестие полян считали плодом патриотических чувств летописца-киевлянина и воспринимали со скепсисом, а к неприглядным языческим порядкам других племен, напротив, относились с доверием.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Религии и верования мира»