Историческая библиотекаИстория возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

О книгах по истории и книгах, повлиявших на историю
Олег историк
 История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Олег историк »

Библиотека, в переводе с греческого –«библио» - книга, «тека» - хранилище, то есть «хранилище книг». 
    О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации.
   Библиотека – это обыкновенное и в то же время удивительное место, потому что в этом помещении живут книги. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь, ведь книга до недавнего времени была единственным средством передачи знаний от поколения к поколению. Как только люди изобрели письменность, появилась возможность собирать и накапливать знания.
  Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, откапывали в руинах  погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена она служит людям. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги:  это были настоящие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таблички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что помогало удобно группировать и затем отыскивать требуемый литературный источник.             
   Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
  В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев. 
 
   Таблички пролежали около двадцати лет в Британском музее в Лондоне. Когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги – начальные слова первой таблички, а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Примечательно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все её книги были распределены по темам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось название произведения.  А также комната и полка, где следовало искать нужную табличку. Там хранилось около 30 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Ниневийская библиотека - самая известная древняя библиотека.
  Древняя Греция, или Эллада, славилась своими учеными и философами, которые создавали школы и академии, при которых открывались библиотеки. Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков. После смерти ученого его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз. Во время раскопок в Гееркулануме была обнаружена библиотека поэта Филодема, которая насчитывала около 1860 свитков.Центром культуры Египта была Александрия, где правила династия Птолемеев. В начале третьего века до нашей эры Птолемей I задумал превратить Египет в центр культуры и искусств и основал знаменитый Мусейон (по примеру афинского). Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк и прославленная библиотека папирусных свитков. Птолемей II расширил Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения.
 При Птолемее II – покровителе ученых и поэтов, Мусейон и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Сын Птолемея II, Птолемей III издал указ, по которому всякий прибывший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги. Их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Фонд библиотеки составлял 700-800 тысяч текстов на многих языках.
  В 47 году до нашей эры часть библиотеки сгорела, другая была уничтожена во время столкновений язычников и христиан.

 
Современная Александрийская библиотека. Египет. 
   
С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда. Её большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку. 
 
   Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.
    Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учреждённые императорами Августом, Тиберием,  Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки возникли при больших епископальных церквях.

    В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.
  
  Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя  Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.
С тех самых времён, когда возникли первые библиотеки, их хранители были озабочены тем, чтобы книги не пропадали. Издавна этой цели служит книжный знак. В наше время он называется экслибрис.

 Первой общедоступной библиотекой  в России стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.
Крупнейшая в России, а по количеству хранимых материалов вторая в мире (после Библиотеки Конгресса США)- Российская государственная библиотека в Москве ( до 1992 года- Ленинская). Она содержит около 40 миллионов изданий.  В настоящее время всё более распространяются и входят в   фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы ,аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители.
  Библиотеки бывают: государственные, муниципальные, частные, учебные и научные.
 Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, художественные, сельскохозяйственные и др.
 А есть библиотеки самые обычные, которые всегда рядом с домом - районные, чтобы просто зайти и прочитать несколько страниц о чем-то интересном или полистать журнал, который уже давно нет возможности выписать или купить.
   А есть еще, наверное, в каждой семье библиотеки личные (домашние), хотя бы такие, о которых писал Конан Дойл: «Пусть бедна ваша книжная полка, пусть украшает она ваше жилище. Затворите изнутри дверь комнаты… Все низкое, все пошлое вы оставили позади. Здесь, ожидая вас, стоят рядами ваши молчаливые друзья. Обведите взглядом их строй. Выберите того, который сейчас всех ближе душе вашей. Теперь остается только протянуть к нему руку и отправиться вместе с ним в страну мечты». Друзья! На эту статью я потратил много времени! Вначале книги читал, а потом уже и сюда писал. Много тетрадей исписал, этим текстом. В комментариях не оскорбляйте меня и других людей!

Реклама
Валентин
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1705
Зарегистрирован: 24.08.2013
Откуда: Краснодарский край Сочи
Возраст: 76
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Валентин »

Вообще-то слово "библ" означает "глина", а "библосом" называлась глиняная табличка с клинописью. Древние греки переняли это название (если эти древние греки не выдумка средневековых жуликов) и стали так называть листы папируса или пергамента с письменами.

Олег историк
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Олег историк »

Валентин спасибо! Только вот вы сказали не правильно. Просто так было написано у нас в офисе в книге. Я работаю историком и веду несколько радиопередач.

Аватара пользователя
Gosha
Сообщений в теме: 18
Всего сообщений: 16913
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Gosha »

ЛИБЕРИЯ

Библиотека Ивана Грозного (также используются названия Либерея, от лат. liber — «книга») — легендарное собрание книг, манускриптов, владельцами которого были московские великие князья и цари. Считается, что она была утрачена или спрятана Иваном Грозным. Поиски библиотеки ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена. Неоднократно высказывались сомнения в самом существовании царского книгохранилища. Многие из ученых, исследователей пришли к выводу, что библиотека, скорее всего, погибла в результате пожаров или во времена Смуты. Либерея является темой и источником многочисленных домыслов и спекуляций. На сегодняшний день выдвинуто более 60 гипотез о её местонахождении.

Предыстория.
За много веков, в хранилищах церковных храмов, византийских императоров накопилось большое количество манускриптов разных эпох и государств. К середине XV столетия царствующая династия Палеологов стала обладательницей ценного собрания книг.
Существует предположение, что во время осады турками Константинополя в 1453 году, бесценные манускрипты вывезли из города и спасли от варварского уничтожения. Семь генуэзских судов, пять венецианских и пять судов, принадлежавших Константинополю, прорвали турецкую блокада и ушли в открытое море. Древние свитки и книги, в итоге оказались в Риме. Дальнейшую судьбу византийской библиотеки связывают с именем Софьи Палеолог (1455-1503).
Это представительница византийской императорской династии Палеологов, племянница Константина XI. После падения Византийской империи семья Палеологов вынуждена была перебраться в Италию, где проживает под покровительством главы католической церкви.
В 1467 году умирает Мария Тверская (1442-1467) – жена великого Московского князя Ивана III (1440-1505). Владыка христианских восточных земель остаётся вдовцом.
Папа Павел II, стремясь сгладить противоречия между Католической и Православной церквями, решил найти путь к согласию и сотрудничеству, а также усилить своё влияние на востоке. Софья, невеста императорской крови, должна была стать связующим звеном в политике папского престола.
В 1469 году Папа Римский предлагает великому Московскому князю Ивану III сочетаться в браке с 14-летней Софьей Палеолог. В качестве приданого за девушкой подошла библиотека древних книг и свитков. На переговоры, сборы и переезд ушло три года.
Бесценное духовное богатство в виде манускриптов прибыло в Москву вместе с Софьей Палеолог.
Предание гласит, что опасаясь пожаров, великая княгиня повелела схоронить книги и свитки в подвале церкви Рождества Богородицы.

Свидетельства о библиотеке московских царей.
В марте 1515 года на Афон пришла грамота московского великого князя. Василий Иванович просил прислать для разбора княжеской библиотеки старца Савву. Но Савва был слишком дряхл для такой далекой поездки, и выбор пал на Максима. В грамоте с Афона указывалось на него как на «искусного божественному писанию и на сказание или толкование всяких книг и церковных, и глаголемых еллинских».
В 1518 году ученый монах Максим прибыл в Москву.
В так называемом “Сказании о Максиме Философе” содержатся первые дошедшие до нас сведения о царской библиотеке. В нем сообщалось, что московский великий князь Василий III «обрете в некоторых палатах безчисленное множество греческих книг», заключенных в подземной книгохранительнице. Приглашенный из Афона, увидев это книжное сокровище, якобы произнес, что даже у греков он не видел подобного множества книг. В дальнейшем Максиму поручили заняться переводом греческой «Псалтыри» на русский язык. До прибытия в Москву Максим Грек получил образование во Флоренции, участвовал в движении знаменитого Савонаролы, постригся в монахи и жил на Афоне. Он находился в чести у великого князя девять лет, а затем был обвинен в ереси. Дальнейшая жизнь Максима Грека прошла в темницах и монастырях, где он и умер в 1556 году. Страдальческая участь возвела его в глазах современников в ранг святых.
По мнению некоторых исследователей автором «Сказания о Максиме Философе» был не кто иной как князь Андрей Курбский поскольку в «Сказании» есть целый ряд мест совпадающих с другими сочинениями Курбского. В них он часто ссылается на античных авторов, в том числе на Цицерона и Аристотеля, ему известны произведения Эразма Роттердамского и Энея Сильвия Пиколомини, поэтому рассказ князя о царской книгохранительнице приобретает особенную достоверность и историческую ценность. Где же как не в царской библиотеке могжно было отыскать эти произведения? 1551 год: … из наказа Ивана Грозного русскому послу Михаилу Сунгулову, ездившему к ногайским татарам: «Если Минехмат-князь спросит посла об обещанном царем знаменитом сочинении иранского ученого Казвини «Аджейибу-ль-Махлукат» (“Чудеса природы”), ответить – «Государь наш тое книги в казнах своих искати велел и доискатись ее не могли».
Важным источником сведений о Либереи оказывается «Хроника ливонца Ниештедта» (Ливонская Хроника). Рижский бургомистр Франц Ниенштедт (1540-1622). в своей «Хронике» пишет о немецком пасторе Иоганне Веттермане. Это пастор сыскал уважение царя Ивана Грозного своей праведной жизнью и набожностью. Тот пригласил пастора в Кремль в 1570 году. Здесь он решил показать ему древнейшие манускрипты, хранящимися в подземелье. В сопровождении трёх дьяков пастор проследовал в хранилище. Ему показали огромное количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках.
Иоганн Веттерман помнил и имена сопровождавших его служителей: Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника. Франц Ниенштедт приводит слова пастора: «книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах».
В 1556 году пастор смотрел книги в присутствии дьяков Андрея Щелкалова, Ивана Висковатова и Никиты Фуникова. Ниештедт называет «высшего канцлера и дьяка Андрея Солкана, Никиту Высровату и Фунику». Несмотря на некоторые неточности это указание имеет чрезвычайное значение, поскольку все названные в «хронике» лица имели непосредственное отношение к царской казне, где хранились важнейшие государственные документы и книги, что несомненно указывает на подлинность этого сообщения.
После осмотра книг Веттерман в восторге заявил, что охотно отдал бы за такие книги все свое имущество, лишь бы передать их в протестанские университеты. Дьяки от имени царя предложили немцам перевести какую-либо книгу на русский язык, но те испугавшись, что их заставят переводить книги до самой смерти сославшись на благовидный предлог отказались «… Обо всем этом – заключает хронист Ниештадт, – впоследствии мне рассказывали сами Томас Шреффер и Иоганн Веттерман».
После 1571 года, Либерея «исчезает». Это исчезновение обычно относят к периоду после когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу. Предположительно, она была запечатана в каком-то подземном тайнике. Объём библиотеки обычно оценивают как очень большой: 800 томов или 30 (возможно даже 70) подвод, гружёных книгами.
В период 1662 – 1672 годов, в Москве находился епископ Иерусалимской Церкви, греческий митрополит Паисий Лигарид. В своем письме к царю Алексею Михайловичу он писал: «…давно уже известно о собрании вашим величеством из разных книгохранилищ многих превосходных книг; почему нижайше и прошу дозволить мне свободный вход в ваши книгохранилища для рассмотрения и чтения греческих и латинских сочинений».
В конце 1659 года хорватский богослов, философ Юрий Крижанич подал через Посольский приказ прошение царю. В нем он просил, чтобы его назначили придворным библиотекарем – он готов даже самолично составить каталог. Вначале Крижанич указывает, что как в древние времена в Египте, Ассирии, Персии, Греции, так и ныне в Европе у всех самодержцев есть библиотеки, а присматривает за ними человек, который много языков знает и в книгах разбирается. Он пишет: «…Ваше царское величество имеет многие книги. Не зло б было во един ряд их разложити, сочтати, списати, да ваше царское величество на время буде могло очи имел забавити, разумевающе».
В правление Петра I, шведский богослов Николай Берг, выпустивший труд о русской церковной книжности, упоминает и о библиотеках, в том числе о библиотеке великих князей: «Есть какая-то библиотека у царя, довольно богатая рукописными и печатными книгами и что она хранится в его личном дворце».
В 1724 году пономарь церкви Иоанна Предтечи на Пресне Конон Осипов заявил, что некий дьяк Василий Макарьев перед смертью поведал о подземном ходе от Тайницкой башни до реки Неглинной: Ссылаясь на рассказ умершего дьяка, Осипов описывал хранилище так: «Есть в Москве под Кремлём-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперёк чепи в кольца проёмные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решётки без затворов. А ныне тот тайник завален землёю, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко». О книгах пономарь не упоминал, но сторонники версии существования либереи считают, что речь идет о ней. Петр I, интересуясь древностями для Кунсткамеры, повелел Осипову найти сей ход. Однако раскопки оказались неудачны.
В 1734 году, Осипов опять обратился в Сенат, попросив денег и 20 рабочих-арестантов. Но оказалось, что пономарь скрыл факт первых раскопок, а в своей церкви еще и проворовался и надеялся казенными деньгами покрыть недостачу. Раскопки запретили, а Осипова наказали.
В 1822 году, в статье «О юридическом факультете в Дерпте» професср римского и германского права в Дерпте Дабелов опубликовал выдержку из документа, названного им «Указателем неизвестного лица». Это – список рукописей юридического содержания, некогда находившихся в библиотеке русского царя. В своей статье Дабелов утверждает, что после приезда в Дерпт в процессе архивных разысканий этот список был им обнаружен среди неопубликованных бумаг. Сообщением Дабелова заинтересовался молодой ученый Фридрих-Вальтер Клоссиус. В 1824 году Клоссиус приезжает в Дерпт и в апреле того же года становится ординарным профессором кафедры уголовного судопроизводства, истории, права и юридической словесности. Здесь он и познакомился с Дабеловым и его находкой.
В ноябре 1824 году в письме к одному из своих коллег Клоссиус сообщал, что «существует рукописный каталог библиотеки князя Ивана Васильевича Великого, супруга принцессы Софьи, племянницы последнего греческого императора. Этот князь купил много рукописей на Востоке».
В мае 1826 года, в письме к знакомому, Клоссиус вновь указал на этот «каталог».
В 1834 году, незадолго до своей смерти, Клоссиус не опубликовал статью “Библиотека великого князя Василия (IV) Иоанновича и царя Иоанна (IV) Васильевича. Впервые была опубликована «Записка анонима» и подробный рассказ о ее находке.
По словам Клоссиуса, Дабелов в Дерпте занимался поиском материалов по истории лифляндского права и «получал с разных сторон документы, которые сообщались ему частию от разных посторонних лиц». В 1826 году Клоссиус узнает от Дабелова, что среди этих бумаг находились четыре «связки или тетради», обозначенные им как «Collectania Pernaviensia». Одна из них «была писана не одною рукою, а разными почерками, на бумаге разных форматов, большего и меньшего, и, по-видимому, состояла из документов, которые были сшиты вместе без всякого порядка». Среди этих документов, относящихся к истории Дерпта и Пярну, «находилось на 1,5 или 2 листах известие одного дерптского пастора, который имел в своих руках рукописи московского царя». Оно «было написано на простонародном немецком наречии… мелкими буквами и чрезвычайно нечетко, желтыми некрасивыми чернилами и на бумаге, также совсем пожелтелой».
Далее самое главное: Клоссиус приводит текст сообщения дерптского пастора, переданный ему Дабеловым: «Сколько у царя рукописей с Востока. Таковых было всего до 800, которые частию он купил, частию получил в дар. Большая часть суть греческие, но также много и латинских. Из латинских видены мною: Ливиевы истории, которые я должен был перевести. Цицеронова книга de republica и 8 книг Historianim. Светониевы истории о царях, также мною переведенные. Тацитовы истории. Ульпиана, Палиниана, Павла и так далее. Книга Римских законов. Юстиновы истории. Кодекс конституций императора Феодосия. Вергилия Энеида и Ith. Calvi orationes et poem. Юстинианов кодекс конституций и кодекс новелл. Сии манускрипты писаны на тонком пергамине и имеют золотые переплеты. Мне сказывал также царь, что они достались ему от самого императора и что он желает иметь перевод оных, чего, однако, я не был в состоянии сделать. Саллюст[ия] Югурт[инская] война и сатиры Сира. Цезаря комментарий de bello Gallico и Кодра Epithalam. Греческие рукописи, которые я видел, были: Полибиевы истории. Аристофановы комедии. Basilica и Novelloe Constitutiones, каждая рукопись также в переплете. Пиндаровы стихотворения. Гелиотропов Gynothaet. Гефестионовы Geographica. Феодора, Афанасия, Lamoreti и других толкования новелл. Юстин|иановы] зак[оны] аграр[ные]. Zamolei Matheimtica. Стефанов перевод пандектов. …реч (и) и … Hydr. пиловы Истории. Кедр? …Char и эпиграммы Huphias Hexapod и Evr”. Далее в своей статье Клоссиус писал, что по приезде в Дерпт в 1824 г. первым делом бросился на розыски оригинала “Рукописи профессора Дабелова”, “ибо я предполагал вместе с г. профессором Дабеловым, что оный находится в архиве перновского городского совета”. Однако поиски оказались тщетными: даже старые архивисты не могли припомнить указанной связки. Не значилась она и ни в одной из описей. «Осведомления мои в других местах остались без всякого успеха… я принужден был вовсе отказаться от надежды увидеть собственными глазами этот достопримечательный документ», – писал Клоссиус.
В 1834 году научная общественность получила возможность познакомиться с обширным перечнем книг библиотеки московского царя. Он произвел сильнейшее впечатление. «Рукопись профессора Дабелова» сообщала о способе комплектования библиотеки московского царя (за счет дарений и покупки); становилось известно общее число рукописей – до 800 (греческих и латинских); приводился перечень тех из них, которые наиболее заинтересовали дерптского пастора, причем назывались авторы и произведения, не только известные ученому миру (“История” Тита Ливия, “Жизнь цезарей” Светония, “История” Тацита, “Энеида” Вергилия, “Югуртинская война” Саллюстия, “История” Полибия, “Комедии” Аристофана, “Песни” Пиндара), но и малоизвестные, а то и вовсе неизвестные (“О республике” и 8 книг “Истории” Цицерона, “Оратории и поэмы” Кальвина, “Сатиры” драматурга Сира, “Корпус” Ульпиана, Папиана и Павла, “Gynothaet” Гелиотропа и другие).
Публикация была воспринята как исключительно добросовестное и тщательное исследование. Это была первая, наиболее полная работа о библиотеке Ивана Грозного и его отца. Она рассматривалась как достоверное свидетельство о рукописных богатствах, сохранявшихся в России на протяжении многих веков. Так продолжалось до 90-х годов XIX века.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Свистулька
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 385
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Свистулька »

Олег историк:
10 дек 2016, 10:14
Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя  Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.
Софья Палеолог хоть и приходилась бабушкой Ивана IV Грозного, но "Александрийскую" Библиотеку внуку не завещала, так, как сама не являлась ее обладательницей (наследницей) Она ее привезла, но Библиотека ей не принадлежала по праву. Так что у Ивана IV Грозного "Александрийской Библиотеки" не было, он ее в глаза не видел. Из выше сказанного получается, что Александрийской Библиотеки в России нет.

Аватара пользователя
Gosha
Сообщений в теме: 18
Всего сообщений: 16913
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Gosha »

Свистулька:
25 ноя 2019, 15:44
Софья Палеолог хоть и приходилась бабушкой Ивана IV Грозного, но "Александрийскую" Библиотеку внуку не завещала, так, как сама не являлась ее обладательницей (наследницей) Она ее привезла, но Библиотека ей не принадлежала по праву. Так что у Ивана IV Грозного "Александрийской Библиотеки" не было, он ее в глаза не видел. Из выше сказанного получается, что Александрийской Библиотеки в России нет.
Конечно нет и Софья Палеолог ничего не могла привезти так как существовала на иждивении Папы Римского.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Свистулька
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 385
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Свистулька »

Gosha:
25 ноя 2019, 15:52
Конечно нет и Софья Палеолог ничего не могла привезти так как существовала на иждивении Папы Римского
Папы в Риме были разные. Да он оказывал лично от себя а не от Церкви покровительство Последней династии Палеолог, но все что Палеологи привезли с собой не принадлежало Папе и Династии Палеолог. Библиотеку привязывают к определенному месту, но забывают, что она принадлежит Миру. Палеолог приехала раньше, Библиотека приехала позже. На подводах, в деревянных бочках из под вина, торговцы привезли. У "Александрийской" Библиотеки два предназначения - Одно из двух - не дать миру погибнуть в хаосе. "Добро и Зло". А Библиотеку Софья потом отправила за 13 лет до своей смерти и смерти своего супруга Ивана III Васильевича.
Так, что судя по некоторым фактам ( в сообщении я их не указываю так, как тема обширна) то по моим умозаключениям Александрийской Библиотеки в России нет с 1490 года.
Но, смысл Библиотеки, кое-какие книги из Библиотеки Палеолог оставила в России, как подарок. Не значительную и не особо ценную часть. это примерно от 3 до 10 книг, в некоторых случаях и 1ой книге достаточно.

Аватара пользователя
Gosha
Сообщений в теме: 18
Всего сообщений: 16913
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Gosha »

Византийская принцесса Софья, чьим дядей был византийский император Константин XI Палеолог, стала женой Ивана III 12 ноября 1472 года. В Россию Софья прибыла не из Византии, а из Рима, где жила с братьями после смерти отца Фомы и падения Византии. Римский папа выделял на содержание сирот 3600 экю в год, и именно понтифик стал «сватом», предложившим руку Софьи Ивану III, к тому времени — вдовцу. Папа хотел усилить влияние Рима в Московском государстве, но планам было не суждено сбыться. Кстати, настоящее имя нашей героини — Зоя, Софьей она стала именно в Риме. Именно Софья Палеолог положила начало именованию московских государей царями. Есть, например, собственноручно вышитая ею ткань, где она пишет о себе «царевна царегородская», а не «великая княгиня».

Софья Палеолог привезла с собой приданое, в которое, кроме сокровищ, входило 70 подвод старинных текстов большой ценности, тексты находились в сундуках и ларцах, так что их было не столь много как кажется из количества подвод. В истории это собрание больше известно как «библиотека Ивана Грозного», её поиски продолжаются и в наши дни. Было в приданом несколько редких православных икон и «костяной трон»: деревянную основу покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с библейскими сюжетами - вот собственно и все.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Свистулька
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 385
Зарегистрирован: 25.11.2019
Образование: среднее
Политические взгляды: космополитические
Профессия: посудомойка
Откуда: Москва
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Свистулька »

Gosha, С 1472, 1490, 1481, года (библиотека у поверенного вне канцелярии) и с 1500,(1501,02) канцелярия была "почищена" а с 1503, 1504,1505 и до 1545 гг. в канцелярии уже ни чего не было что бы указывало на Библиотеку. После, 1505 что оставалась Делать? Придумать новую опись. Но исторический факт, что Приезжал поверенный из Рима в поисках библиотеки и следов ее не обнаружел. Первое что бросилось в глаза - Необустроенность Государства. И следов былого правления не осталась. Все остальное трон и пр. Это лишь приданное Софьи.. от ее династии. То и осталась. Библиотеку привезли отдельно от Софьи. И сдали не в Канцелярию как положено, под опись. А составили опись отдельно и хранили отдельно.

Библиотеку принял дьяк, начальник канцелярии Ивана III Васильевича. Он описывал, обеспечивал хранение и после он же Библиотеку отправлял. Так что по моему сугубо личному убеждению "Александрийской" Библиотеки нет в России с 1490 года. Так, как Библиотека не принадлежит не одной стране она принадлежит Миру. Но не всякому миру. Я считаю что Библиотека не имеет конкретного хозяина. Но судя по времени, а мы достигли современности Библиотека в помощь народам будет отправляться в виде электронного справочника. Т. е более Библиотека в мир не выйдет. Так как на дворе технический прогресс.

Путь во времени "Александрийской библиотеки" из Египта в древнюю Русь
пролегал через века!

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 6450
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Сообщение Евелина »

Валентин:
10 дек 2016, 12:36
Вообще-то слово "библ" означает "глина",
а с какого языка?
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Историческая библиотека»