Берса-шейх. Великое просвещениеСредневековье

Раннее, Высокое, Позднее или эпоха Возрождения
Аватара пользователя
Автор темы
Равиль
Всего сообщений: 95
Зарегистрирован: 25.03.2020
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: демократические
Профессия: Историк
Возраст: 51
 Берса-шейх. Великое просвещение

Сообщение Равиль »

Реклама
Аватара пользователя
Adam
Всего сообщений: 5959
Зарегистрирован: 29.01.2018
Возраст: 31
 Re: Берса-шейх. Великое просвещение

Сообщение Adam »

ПИСЬМО ОТ КНЯЗЕЙ ЧЕЧЕНСКОГО ВЛАДЕНИЯ АРСЛАНБЕКА, БАРТЫХАНА И МУХАММАДА АЙДЕМИРОВЫХ КИЗЛЯРСКОМУ КОМЕНДАНТУ И. Л. фон-ФРАУЕНДОРФУ
(1756 г.)
Содержание письма: происхождение рода князей Чеченского владения Турловых и Айдемировых; основание Чачан..

ПЕРЕВОД
Могущественной, милосердной, милостивой императорского Величества государыни верному слуге (бенде) высокому правителю (‘али хаким) Кизляра, Его высочеству генерал-майору Ивану Львовичу от нас — чеченских князе (беклер) — сыновей Айдемира 1: Арсланбека 2, Бартыхана 3 Мухаммада 4 — с поклоном наше прошение (‘арзухал) таково.
Наш предок (буйук бабамыз) Каракиши 5 вышел из Авара 6, [он] пришел и поселился в Гунбете 7. [Он] отделился от князя (бий) Авара. Его сын (оглан) — Турлав 8. От Турлава 9 — Загашдук, Алибек, Алхан. Загашдук является дедом (ата) 10 алдинского бека Турлава. Алибек является нашим дедом (ата) 11. Алхан является дедом (ата) ‘Алибека и ‘Алисултана 12. С тех пор мы разделились 13.
В то время наш предок (ата) ‘Алибек, совместно с несколькими своими узденями (озден) 14 вышел, чтобы поохотиться 15. Когда пришел, он нашел поляну Чачан-тала( в тюркских и многих языках мира связано название с цветком, красотой и тд) 16. Эта речка Аргун вытекает из горы. В том месте, где выходит эта речка, он обнаружил один камень (сын). Сам ‘Алибек, сойдя с коня, прочитал надпись, имевшуюся на том камне, [и] обратился: ”Обнаружилась надпись, гласящая о том, что эта поляна [называется] Чачан-тала”. [Так] он сказал узденям, находившимся с ним рядом. Затем он вернулся из путешествия (сафар) в свой дом.
Прибыв к себе домой, он пригласил к себе в дом своего старшего брата Загашдука [и] младшего брата Алхана, [и] сказал: ”О мои братья! Я нашел в одном месте одну хорошую поляну. Я сделаю там место для жительства (иурт). Если вы согласны идти [туда со мной], то пойдемте вместе. А если вы и не придете, я пойду туда [сам]”. Но те братья не захотели [идти туда].
И тогда, упомянутый Алибек с подвластными ему людьми прибыл на поляну Чачан-тала и тут обосновался, сделав ее местом жительства.
В то время на той поляне Чачан-тала располагалась Оразкал‘а 17. Казаки, охотившиеся там, услышали звуки от стука топоров новоприбывших людей, которые рубили дрова (Можно иначе: ”которые вырубали деревья (лес)). Они [255] [то есть казаки] пошли тайком туф, увидели [их] и вернулись, д ночью же они пришли вновь, напали 18 на их стоянки (кош), многих убили, а тех, кого не убили — взяли живыми. Наш же дед (ата) Алибек с несколькими ранеными людьми спасся бегством.
Спасшись, [Алибек] вышел оттуда и отправился в Эндирей 19. В то время Бораган находился в соседстве 20 (коншы) с Эндиреем. Прибыв туда, он зашел в дом бораганского бека. У упомянутого бораганского бека он спросил: ”Я хочу быть подданным (кул) Его величества русского падишаха. /л. 118а/ Где бы я мог найти того русского падишаха?” Тот бораганский бек ответил. ”Я тоже стану подданным русского падишаха. Давай, уедем же оба”. За одну ночь, бораганский бек вместе со своими подвластными людьми переселился на берег Терека. Поселились туда, где ныне расположена Кизлярская крепость.
Они оба написали прошение (‘арзухал) Его величеству падишаху. Бораганский бек [написал]: ”Я убежал из Эндирея [и] пришел, чтобы стать подданным Вашего Величества падишаха”. Наш дед Алибек написал [то], о чем написано выше: о том, как охотился, как нашел поляну, как пришли казаки [и] напали на их стоянки — все происшедшее (В тексте: ишлер — ”дела”) полностью, и просил отдать ему ту поляну 21 [и] принять на свою службу.
После того, Ее Величество падишах, оказав милость, отдал [Алибеку] ту поляну, назначил (йарлыкач) ему жалованье (‘улафа) в триста рублей (сом), взял [от него] аманата. Когда ту поляну передали [во владение] нашему деду, [казачий городок] Ораз-калу перенесли 22 на берег Терека. После этого он пошел туда и поселился там 23. С той поры с нас брали аманатов. Вместе с ныне отдаваемым аманатом, с нашего дома (эв) мы уже даем седьмого аманата.
С того времени мы находимся на службе у падишаха [русского]. А после смерти отца, я 24 — Арсланбек, отправляя [службу] падишаху 25, отыскал попавших в плен трех казаков и отдал их [русским властям]; когда враги Ее Величества — шубутцы 26 угнали баранов из Малой Кабарды (Гиччи Кабарты) 27 я ходил в погоню и дрался с ними — убил одного человека и [256] троих лошадей, [а еще] три человека были ранены. В этих делах 19 я участвовал потому, что Малая Кабарда находится в подданстве падишаху, хотя кабардинцы — не братья мне. Вот уже пять лет, как мы денно и нощно находимся с караулом, находясь во щ вражде с ( вейнахи) Шубутом и Чаберли 28. А когда напали на дом Я Девлетгерея 29, я выехал туда, убил одну лошадь, одного человека Л ранил 30. Кабарда [ранее] была в подданстве Крыма, и лишь после нас стала в подданстве Ее Величества падишаха, [и] многие — I кабардинские беки попросились на службу Ее Величеству : падишаху. И Дагестан был в подданстве у Кызылбаша 31. Мы [еще] помним, когда он стал в подданство нашего падишаха.
У нашего падишаха нет другого подданного (кул), который служил [ему] раньше нас 32. Нет и другого холопа кроме нас, который бы не видел лица Ее Величества падишаха. Когда я говорил тебе, что и мы хотим видеть лицо Ее Величества падишаха, то ты сказал мне: ”Ты приготовься, я тебя отправлю”. Когда же я, приготовив все дела, прибыл к Вашему высочеству, ты сказал: ”Нет, я написал Ее Величеству падишаху”, и не отправил [меня к ней].
И далее. В то давнее время, когда наше владение (йурт) сбилось с рук (Можно иначе: ”когда наш народ вышел из повиновения”), наши предки (аталар) совместно с Гунбетом успокоили его 33. А когда же и мы хотели пойти /л. 117 об./ в Гунбет [и] просили [об этом] у Вашего высочества, то Вы нашли это не приемлемым (ма'кул).
Если мы не найдем [поддержку] в государстве Ее Величества падишаха или в нашей собственной силе, и уйдем от своего народа (йурт-эл), то как же мы сможем нести службу Ее Величеству падишаху? И какая польза от нашего аманата, которого мы отдали Ее Величеству падишаху? Хоть и пойдем мы в Гунбет, мы не идем туда, чтобы сбежать от падишаха, а идем для того, чтобы с помощью силы Гунбета сохранить свой народ в подданстве Ее Величества падишаху. А если Вы находите не приемлемым мое обращение к Гунбету (Доел.: ”мое хождение (поездку) в Гунбет”), у Ее Величества падишаха сил много и, если той силой успокоят и приведут в послушание (Доел.: ”сделают холопами”) — это мое большое желание.
Ведь если мы, являясь владетелем своего народа (эл) и подданным падишаха, не будем отдавать своего аманата Ее Величеству падишаху, то тогда мы оказались бы виновными.
И далее. Когда умер мой отец, я Арсланбек ездил [к коменданту в Кизляр] с просьбой выдавать отцовское жалованье (‘алафа) 24 мне. Тогдашний правитель (хаким) князь Оболенский 35 сказал мне: ”Как видишь, эти Алибек и Алисолтан являются твоими же братьями 36 (кардашлар). Ты бери пятнадцать туманов 37, [остальные] пятнадцать туманов пусть берут те двое”. Но я не согласился. А почему не согласился? Я сказал: ”Не согласен, если один из них не отдаст своего аманата взамен моего младшего брата Бартыхана”. Упомянутый князь устроил тогда нам суд (диван). И было решено отдавать аманатов [от нас] так же поочередно, как делают Кабарда, Кумыкия 38 и прочие места. И я согласился [на это решение].
Теперь ты являешься таким же нашим правителем (хаким), каким был тогда он 39, и я согласен, — если будет аманат всегда от меня, то и отцовское жалованье [полностью] давайте мне. А если от них также будут брать аманатов, я согласен и на это.
Однажды Алибек мне сказал такие слова: ”В Чачане 40 ты имеешь власти больше [чем я], и я боюсь отдавать своего аманата за твоих людей, будучи в Чачане. Давай мы объединимся с тобой и переселимся на Суйунч 41. Тогда и я буду отдавать [своих] аманатов”. [И мы] переселились туда 42. А теперь, когда я говорю ему: ”Отдавай [своего] аманата, Алибек”, тот отказывается, говоря, что от него якобы не берут [аманата].
Я милостиво прошу с поклоном: если аманаты берутся только с меня, то отцовское жалованье пусть также будет даваться [только] мне.
И далее. Вы спрашиваете, почему я [теперь] не отдаю своего аманата. [А потому, что] мой народ (эл) не слушается меня, противится Ее Величеству падишаху. Если я отдам аманата за такой народ (халк), а они причинят какое-либо зло против падишаха, то я сам и мой сын (улан) пропадем зря. И я боюсь отдавать аманата. Ты запроси (талап айла) у Ее Величества падишаха войска (‘аскер) для меня: я усмирю (Доел.: ”напугаю, наведу страх”) этот свой народ (эл). Или отправь меня к Ее Величеству падишаху, я пойду [к ней] лично и запрошу [войска]. При отъезде к Ее Величеству падишаху, я оставлю у вас (Букв.: ”в твоих руках”) своего сына [в залог].
[Подписи отправителей на л. 118 об.]:
”Арсланбек. Бартыханбек. Мухаммадбек”.
[Перевод записей на л. 117 а]:
”Если будет угодно Всевышнему Аллаху, это прошение от чеченских беков [дойдет] к высокому правителю Кизляра Его высочеству генерал-майору Ивану Львовичу”.

Комментарии
1. Айдемир — князь Чеченского владения из рода Турловых; родоначальник княжеской фамилии Айдемировых.
4. Мухаммад сын Айдемира (Магомет Айдемиров) — брат Арсланбека и Бартыхана, князь Чеченского владения; упом. в док. 40-60-х гг. Он же — Мамаш. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... -40/27.htm
Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Средневековье»