Соотношение Мусульманского право и Ислама ⇐ Вопросы студентов, школьников, просто интересующихся историей
-
Автор темыДинир
- Всего сообщений: 1
- Зарегистрирован: 21.12.2014
- Образование: студент
- Профессия: Юрист
Соотношение Мусульманского право и Ислама
Так в чем заключается соотношение мусульманского права и ислама?
-
- Всего сообщений: 42186
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
- Забанен: до 14 апр 2023, 14:39
Соотношение Мусульманского право и Ислама
ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
«Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Наверное, проводить какое-либо сравнение между мусульманским правом и исламом не совсем верно, более точно совпадает шариат (религиозные нормы) и мусульманское право, как более развернутое в правовом смысле на религиозных нормах шариата, то есть ислам создал религиозную основу для всего мусульманского права».
Личность
Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.
Семья
Семья в исламе — это основная ячейка общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Мухаммед запрещал кровосмесительные браки до третьего поколения кровного родства и второго колена молочного родства. Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остаётся без средств к существованию, законный брак даёт ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.
Мужчина обязан заботиться о содержании семьи. Женщина включена в число наследников, может раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно совершать торговые и финансовые сделки.
Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.
Мораль
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти: Правдивость (ас-сидк); Надёжность и верность (аль-амана); Искренность (аль-ихлас); Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис); Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр); Сила нравственная и физическая (аль-кувва); Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх); Скромность (аль-хайя); Достоинство и самоуважение (аль-изза); Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм); Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт); Щедрость (аль-джуд валь-карам); Терпение (ас-сабр); Разумное управление своими средствами (аль-иктисад); Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф); Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль); Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.
Взаимоотношения между людьми
Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.
«Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество. Наверное, проводить какое-либо сравнение между мусульманским правом и исламом не совсем верно, более точно совпадает шариат (религиозные нормы) и мусульманское право, как более развернутое в правовом смысле на религиозных нормах шариата, то есть ислам создал религиозную основу для всего мусульманского права».
Личность
Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.
Семья
Семья в исламе — это основная ячейка общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Мухаммед запрещал кровосмесительные браки до третьего поколения кровного родства и второго колена молочного родства. Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остаётся без средств к существованию, законный брак даёт ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.
Мужчина обязан заботиться о содержании семьи. Женщина включена в число наследников, может раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно совершать торговые и финансовые сделки.
Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.
Мораль
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти: Правдивость (ас-сидк); Надёжность и верность (аль-амана); Искренность (аль-ихлас); Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис); Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр); Сила нравственная и физическая (аль-кувва); Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх); Скромность (аль-хайя); Достоинство и самоуважение (аль-изза); Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм); Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт); Щедрость (аль-джуд валь-карам); Терпение (ас-сабр); Разумное управление своими средствами (аль-иктисад); Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф); Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль); Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.
Взаимоотношения между людьми
Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Всего сообщений: 42186
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
- Забанен: до 14 апр 2023, 14:39
Соотношение Мусульманского право и Ислама
Фикх – комплекс общественных и юридических норм, подразделяется на четыре части: ибадат, мунакахат, муамалат и укуба. Ибадат включает в себя вопросы, связанные с поклонением; мунакаха — вопросы, связанные с браком (никях), разводом (таляк), благотворительностью и так далее; муамала — вопросы, связанные с торговлей и различными сделками (акд); укуба — вопросы наказания за правонарушения.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Всего сообщений: 42186
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
- Забанен: до 14 апр 2023, 14:39
Соотношение Мусульманского право и Ислама
Шариат (арабский شريعة — (правильный) путь, образ действия) — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источник Шариата — Коран, Сунна, иджма, кияс, (фикх) и иджтихад. Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под «сунной» могут понимать разные тексты.
Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы (Моисей). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.
В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории: относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат); регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право); устанавливающие наказания за правонарушения.
Теория равенства
Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны. Опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и чёрным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый».
Отношение к рабству
Принявший ислам — часто освобождался от рабства. Отпуск рабов на волю рассматривается как богоугодное дело. Мусульманин мог отпустить верующих рабов на свободу в качестве наказания за свои проступки. При этом он должен был наделить их письменной отпускной грамотой, также выдать часть своего имущества. Мухаммед не отменял рабство, но старался смягчить напряженность в обществе и привлекал к исламу невольников.
В позднейшее время в ряде мусульманских стран все же процветала работорговля (так же как это имело место в Европе и её колониях) — лидировала Османская Империя XV-XIX веков. В средние века в мусульманских странах сложилась такая же феодальная система, как и в Европе, разве что с меньшей долей политической раздробленности, а вследствие этого в реалиях существовало и рабство, и различные формы крестьянской зависимости. Однако, как выше сказано, если раб принимал ислам его освобождали. В средневековой Восточной Африке даже сложился развитый литературный мусульманский язык африканцев — суахили — от арабского sahil — берег, этот язык образовался из различных диалектов и языков банту, но с арабскими культурными терминами и арабским письмом, в качестве языка прибрежных жителей-африканцев, значительная часть которых первоначальна была вольноотпущенниками, принявшими ислам во время рабства и возвратившимися на родину после освобождения. Поныне, однако, в Судане и в особенности в Мавритании, которая последней в ХХ веке его отменила, сохраняются пережитки рабства, однако эти явления не только несогласованны с нормами ислама, но прямо им противоречат. Практика гаремов с эпохи Арабского Халифата и наложницы, содержащиеся в них — также давали повод говорить о рабстве, тем боле, что в Османской Турции до конца ХIX века были «девичьи» рынки, где продавали девушек в наложницы не только в гарем Османского султана, но и ряда его вельмож. Однако, согласно исламу, количество жен ограничивается четырьмя.
Например, авторитетнейший в шиитской среде Великий аятолла Макарем Ширази писал, что «Ислам упразднил рабство, но сделал это не сразу, а постепенно, на что были причины. С момента своего возникновения ислам предоставил в распоряжение мусульман чёткую и последовательную программу для отмены рабства и постепенного освобождения всех рабов. Эта программа разработана таким образом, что её претворение в жизнь не вызовет никаких негативных последствий в обществе».
Во всех современных странах с преобладающим мусульманским населением рабство официально запрещено светским законом — адатом и не одобряется духовенством.
Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы (Моисей). Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.
В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории: относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат); регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право); устанавливающие наказания за правонарушения.
Теория равенства
Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны. Опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и чёрным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый».
Отношение к рабству
Принявший ислам — часто освобождался от рабства. Отпуск рабов на волю рассматривается как богоугодное дело. Мусульманин мог отпустить верующих рабов на свободу в качестве наказания за свои проступки. При этом он должен был наделить их письменной отпускной грамотой, также выдать часть своего имущества. Мухаммед не отменял рабство, но старался смягчить напряженность в обществе и привлекал к исламу невольников.
В позднейшее время в ряде мусульманских стран все же процветала работорговля (так же как это имело место в Европе и её колониях) — лидировала Османская Империя XV-XIX веков. В средние века в мусульманских странах сложилась такая же феодальная система, как и в Европе, разве что с меньшей долей политической раздробленности, а вследствие этого в реалиях существовало и рабство, и различные формы крестьянской зависимости. Однако, как выше сказано, если раб принимал ислам его освобождали. В средневековой Восточной Африке даже сложился развитый литературный мусульманский язык африканцев — суахили — от арабского sahil — берег, этот язык образовался из различных диалектов и языков банту, но с арабскими культурными терминами и арабским письмом, в качестве языка прибрежных жителей-африканцев, значительная часть которых первоначальна была вольноотпущенниками, принявшими ислам во время рабства и возвратившимися на родину после освобождения. Поныне, однако, в Судане и в особенности в Мавритании, которая последней в ХХ веке его отменила, сохраняются пережитки рабства, однако эти явления не только несогласованны с нормами ислама, но прямо им противоречат. Практика гаремов с эпохи Арабского Халифата и наложницы, содержащиеся в них — также давали повод говорить о рабстве, тем боле, что в Османской Турции до конца ХIX века были «девичьи» рынки, где продавали девушек в наложницы не только в гарем Османского султана, но и ряда его вельмож. Однако, согласно исламу, количество жен ограничивается четырьмя.
Например, авторитетнейший в шиитской среде Великий аятолла Макарем Ширази писал, что «Ислам упразднил рабство, но сделал это не сразу, а постепенно, на что были причины. С момента своего возникновения ислам предоставил в распоряжение мусульман чёткую и последовательную программу для отмены рабства и постепенного освобождения всех рабов. Эта программа разработана таким образом, что её претворение в жизнь не вызовет никаких негативных последствий в обществе».
Во всех современных странах с преобладающим мусульманским населением рабство официально запрещено светским законом — адатом и не одобряется духовенством.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Всего сообщений: 42186
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
- Забанен: до 14 апр 2023, 14:39
Соотношение Мусульманского право и Ислама
Адат, или ада (арабский عادة «ада» — обычай, привычка; мн.ч — арабский عادات «адат») — обычай, пережиточные нормы ещё доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате. Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений. В разработках исламских законоведов понятие «ада» сливается с понятием «урф» (арабский عرف) и является его синонимом. Однако это верно лишь для территорий близ Мекки и Медины, обычное право которых оказало огромное влияние на формирование норм шариата и рассматривалось как дополнительный источник права. В остальном мусульманском мире нормы ада бытуют помимо шариата. Это имеет место там, где население исламизировано поверхностно и шариатские суды отсутствуют либо не имеют достаточного авторитета, а также там, где, несмотря на многовековое бытование ислама, сохраняются родоплеменные отношения и древние правовые представления; ещё это происходит там, где до ислама население входило в состав государств с развитой правовой системой и, приняв ислам, не отказалось от привычных правовых норм. Нормы адата могут значительно расходиться с шариатом, выступая как альтернатива или даже совсем оттесняя их. Например, наследование по женской линии и другие обычаи матриархального характера у туарегов, обычаи кровных обязательств у многих народов Кавказа, брачные отношения у мусульман Центральной Африки и других.
В практической деятельности нормами ада может пользоваться без ограничений только третейский судья (хакям), главной задачей которого является приведение сторон к соглашению. Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на ада только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шариата.
В практической деятельности нормами ада может пользоваться без ограничений только третейский судья (хакям), главной задачей которого является приведение сторон к соглашению. Духовный же судья (кади) или правительственный чиновник могут опираться на ада только в особых случаях и если используется норма, не противоречащая общему духу шариата.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение