Смертельная ситуация...Горцы ингуши с оборонительными боевыми башнями, щитами, с одной стороны, а с другой, мощные мировые религии с материальными и человеческими ресурсами, которые на правах сильного считали религию небольшого народа, языческой, а борьбу с ними священным и политическим своим долгом... Уничтожение сильной жреческой школы, которая готовила жрецов с малолетства, для каждого рода, со всесторонними знаниями,с передовыми демократическими традициями, позволяющими доказывать своё превосходство перед династическим единовластием врагов, плюс обет безбрачия-Всемирного отцовства Ц1ен-саг ( христианство переняло Целиба;т /латин/ возможность безраздельно посвятить себя обществу) вызвали кризис в религиозном и культурном центре Г1алг1айчи. Для сравнения в Западной Европе жреческая школа друидов, наследовалась учебными заведениями Оксфорда, Англси, современными университетами с многовековыми традициями. "Друиды никогда не позволят проникнуть в головы своих соплеменников мыслям о раздробленности их страны» [Цезарь].
Предания свидетельствуют, что веру вейнахов разрушали изнутри, подкупами и обманом молодежи . В особой ситуации и эпицентре войны, оказались ингушские общества ( орстхой, аккхи итд)которые жили на северо-восточной границе, где вера отцов - "гал ди"/ "галгай ди" - мишень фанатикам, воинам Шамиля и царя, чтобы угодить всем, старейшины доверили свою власть, судьбу, инородцу и видимо оборотню - наибу Шамиля и брату царского генерала, итог ужасен - используя новую веру заманили нахов в турецкий капкан.
Они почитают одного бога.."
свидетельствует шотландский миссионер, который добился доверия и уважение со стороны ингушей.
"Г. Блай, пишет, что он никогда еще не разлучался с кем бы то ни было, столь растроганным. Кажется, что расставание с ингушами, тягостнее было для него, нежели когда он расставался со своим отечеством, с Христолюбивыми друзьями своими, или с домом родительским, и так сильна его привязанность к ингушам и забота о них, что позволение, возвратиться к ним, и проводить всю жизнь между сими сынами гор, почел бы он за счастливейшее событие своей жизни. За несколько времени до приезда к ним Г. Блая учинено было покушение к крещению их, но они вышли навстречу в полном вооружении и сказали, что готовы отражать силу, силою, но не покоряться таким обрядам коих причина им вовсе не известна."
Несмотря на неоднократные просьбы Шотландского миссионерского общества разрешить возобновить проповедническую деятельность в Ингушетии, священнику Г. Блаю было в этом отказано. Результаты, достигнутые Г. Блаем в деле проповедования христианской религии в Ингушетии, были незначительны по своим масштабам, но могли бы быть поучительны для всех последующих миссионеров, которые средствами материальными, насильственными, репрессивными стремились достичь желаемой цели. Ингуши на протяжении ряда веков подвергались христианскому влиянию со стороны русских, грузинских, итальянских, шотландских миссионеров и активной пропаганде ислама со стороны Чечни, Дагестана и Кабарды. Зная национальный менталитет, можно догадываться, почему ингуши противились принятию той или иной религии навязываемой силой.
Александр I потребовал выяснить, «…что было сделано против сих миссионеров в несогласность с высочайше дарованными им правами и преимуществами, кем то было сделано, по какому поводу, и донесено Его Императорскому Величеству».[3]
Все обвинения относились к А.П. Ермолову, поступок которого положил начало распаду Шотландской колонии и поколебал веру в дело проповедования христианской веры на Кавказе и в целом в России.
Прояснить многое позволяет ответ Ермолова.
- ....""""В то же время узнал я, что у ингуш находится шотландский миссионер Блай, который, выдавая себя за лекаря начинал входить у них в доверенность.
Почитая не приличным в то самое время, когда я остановил действия нашего проповедника, дозволить пребывание между ингушами миссионера иноверного и основываясь на вышеупомянутом личном объяснении моем с бывшим министром духовных дел, считал я себя вправе, выслать его от сего народа. Что было тогда же и исполнено.."
Из отношения Ермолова к д.т.с Ланскому о причинах удаления из Назрана Шотландского миссионера Блея в 1822 году
12 ноября1827года №32
Ваше Высочество в отношении от 12 октября 1826 года, №920, изволили требовать от меня объяснений по жалобам Шотландских миссионеров, состоящих в двух предметах:
что же касается до миссионера Шотландского общества, находившегося у ингуш, то к удалению его оттуда побудили меня следующие причины: Во время пребывания моего в Санкт-Петербурге в 1821 году объяснялся я лично с бывшим министром духовных дел о необходимости не дозволять иноверным миссионерам, проповедовать христианскую религию в Назрани, и князь Александр Николаевич, соглашаясь совершенно, с сим моим мнением добавил, что таковые миссионеры допускаются только там, где нет миссии греко-российской церкви, к ингушам же были посланы священники наши от святого Синода. "
"В Ингушетии к проповеди ислама приступали не под лозунгом газавата.
Ислам здесь утвердился благодаря царских властей."
Попытку распространения ислама среди ингушей предпринимает Шамиль и его наибы. Но все, что навязывалось им силой, ингуши не принимали.
Массовое обращение ингушей в ислам началось во второй половине XlX в, с появлением на политической арене Кунта-Хаджи Кишиева, его пропаганды ислама, и помогавшему ему осуществить эту Миссию патриоту Ингушетии Байсара Мочкхо, выпускнику Тифлисской духовной семинарии, в православии Базоркин Сергей Фёдорович.
Какую выгоду искало царское правительство, после окончания одной из самых длительных и кровопролитных религиозных войн ?? если не грязная политика, попытка сделать "врага из союзника ингуша", которая обрела садистские, людоедские формы во времена Сталина с целью уничтожения народа и истории народа древней Гелии, согласно афоризму нелюдя "Нет народа, нет проблем".(Факты; Карта нахской Гелии http://maga-gorec.livejournal.com/1123.html , переименованные храмы Гал-Ерда, топонимы с названием Г1ал, искажением этимологии самоназвания ингушей г1алг1ай и тд).
Разумеется царизм не планировал триумф ислама среди ингушей, философ суфий Кунта-Хаджи победил, использовав древние обычаи вейнахов, которые не противоречили исламу,?...."историки свидетельствуют об жреческом "космическом танце"/зикур ингушей в 18-19 веке..... с повторением сакральной формулы. " у:-лу-лахь. ув-лу-лахь. " Подобный зикур исполняли близкие к нашим предкам знаменитые куриты, эллины.
Сказание «Как ингуши приняли ислам»: ... святой Хаджи, сын Киши из села Илисхан-Юрт, сказал своим мюридам: — Мы должны пойти к ингушам и обратить их в ислам. — Да умрет за тебя мать наша, брат мой, зачем ты хочешь осиротить детей своих мюридов? — укорил его брат Мовсар. — Сам имам Шамиль с огромным войском не смог подчинить себе Мать-Назрань....
"...Со своими мюридами Кишиев Хаджи прибыл в Мать-Назрань. Ему навстречу вышли хорошо вооруженные ингуши. Среди них были и офицеры. Увидев столь большое количество вооруженных людей, Мовсар опять сказал: “Не подставляй под ингушское оружие этих людей, давай вернемся к себе”. Но Хаджи начал делать зикр, петь “лаиллахи иллалах” и с этой молитвою и зикром пошел навстречу ингушам. Видимо, ангелы помогали, потому что ингуши тут же стали петь “лаиллахи иллалах” и делать зикр. Пришедшие к ингушам начали обниматься, клясться во взаимном уважении. А офицеры даже сорвали и бросили оземь свои погоны...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/PIe-2012/PIe-384.htm]
Чеченское сказание о принятии ингушами Ислама.
Войско имама Шамиля насчитывало более сорока тысяч человек, из них своей яростью и отвагой особенно выделялась конница. Российские генералы говорили, что «даже незначительное число воинов конницы Шамиля опаснее, чем целое войско пеших солдат». И с этим войском Имам Шамиль двинулся на Ингушетию, с целью покорить и исламизировать этот народ. Великий полководец даже и не подозревал, что такой маленький народ окажет столь жестокое сопротивление. Яростные, отважные и воинственные сыны Ингушетии лихо отбили войско Имама. После чего Имам еще дважды пытался покорить ингушей, и обе попытки окончились поражением.
Видимо не было предписано Всевышним, чтобы ингуши приняли Ислам под натиском меча!
После того, как Аллах принял его мольбу, Устаз (да будет свята Его тайна) со своим братом Мовсаром и в окружении нескольких муридов двинулся на Ингушетию. По Чечне расползались слухи о поступке Устаза (да будет свята Его тайна), люди знали о дерзости ингушей и понимали, в какой опасный путь отправился Киши Хажи (да будет свята Его тайна) со своими сподвижниками.
Как только странники приблизились к границе с Ингушетией, Мовсар начал упрекать своего младшего брата: «С чем мы идем на ингушей, от которых могущественный имам Шамиль трижды потерпел поражение, у нас же нет ни оружия, ни войска, в наших руках лишь походные посохи, а в карманах только четки. Неужели ты хочешь оставить наших детей сиротами, а жен вдовами? Неужели ты хочешь оставить муридов без своего любимого Устаза? Нелюбящие нас люди будут злорадствовать, а наши близкие плакать над нашими телами, нельзя ли вернуться, пока не поздно?» Тогда Киши-Хажи (да будет свята Его тайна) сказал своему брату: «Не беспокойся, Мовсар, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) во главе с другими пророками и со своими сподвижниками ждут нас, улицы и дома ингушей переполнены ангелами. Аллах не послал бы нас сюда, если бы это путешествие было для нас опасным… Мовсар, скажи 15 раз «Астаг1фируллах1» и 100 раз «Лаилах1а иллаллах1» и отдай награду за этот зикр ингушскому народу в подарок. Поторопись же, Мовсар!»
Узнав, что Киши Хажи со своими муридами идет в Ингушетию, воины Ингушетии послали ему на встречу своих самых отважных и яростных бойцов (по рассказам, это был "черный полк") с приказом расправиться с незваными гостями (думая, что их опять насильно хотят обратить в чужую веру). На том месте, где сейчас стоит село Нестеровское (Г1ажи-Юрт), занявшие боевую оборону бойцы, увидели на горизонте святого человека со своими сподвижниками.
Облик его был «пронизан» любовью к Аллаху, бедная одежда и вид мискина, утомленного тяготами на пути Пророка (да будет над ним мир и благословение), заставили растаять сердца ожесточенных войной ингушских воинов славящегося своей жестокостью к врагу. По мере приближения Устаза, его любовь к Аллаху все больше заполняла и их сердца, пока что непонятной для них милостью и любовью. Они уже не могли скрывать стыд от того, что встретили его при оружии и войной, и, стыдясь, прятали свое оружие за спинами. Они приветствовали его, как самого дорогого гостя: «Никогда мы не видели такого человека, как ты, и не слышали о таком. Кто же ты? Какая причина заставила тебя придти к нам, наш дорогой гость?» Устаз разъяснил им причину своего визита в Ингушетию: «Я пришел, чтобы попросить вас принять Ислам. Ингуши везде принимали Сына Киши подобающим образом. Истамулов Ислам(в сокращении).
/документальные свидетельства к "легенде" ..Рукопашная кинжальная битва против ( скопища) имама Шамиля, где потери нападавшего врага 370 тел, кроме пленных, против 14 убитых с ингушской стороны). (Гизетти, Антон Людвигович. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий кавказских войск : Сост. по архив. документам А.Л. Гизетти / Под ред. ген.-м. Потто. - Тифлис :Воен.-ист. отд-ние при Штабе Кавк. воен. окр., 1901./Генерал Ермолов во время кавказской войны!! в письме к Ланскому писал от 12 января 1827 г., доказывая невозможность насильственной христианизации ингушей, подчеркивал, что нельзя допустить, чтобы, “народ сей (ингуши) – самый воинственный и мужественный из всех горцев, был доведен до возмущения, решился удалиться в горы”.
Обеспокоенные набиравшей силу религиозной организацией царские власти 3 января 1864 г. арестовали Кунта-Хаджи.
Устаз Дени Шейх Арсанов возглавил второй по численности Тарикат Накшбанди на территории Ингушетии с 80-х годов 19 века.
Царизм и сталинизм активно вмешивались в религию, противопоставляя друг другу деятельных последователей религиозных братств, что актуально по настоящее время.





Мобильная версия

