Воина на Море 1904-1905Российская империя

Правление династии Романовых
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 18179
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Воина на Море 1904-1905

Сообщение Gosha »

«Российский флот при Цусиме потерпел второе поражение в ходе морских сражений за всю свою историю. Первое поражение флот понес во втором Рочен-сальмском сражении (1790 г.), Цусимское было второе, но оно было первое морское сражение эпохи парового броненосного флота, проиграв которое Россия потерпела поражение в Русско-японской войне».

Общественное мнение, весьма строгое и взыскательное, обвинило флотский офицерский корпус в тактической и технической безграмотности. Все это было весьма неожиданным после блистательных побед на море в эпоху парусного флота, после успешных морских сражений Ф.Ф. Ушакова и П.С. Нахимова. Однако хотелось бы напомнить, что, несмотря на массовый героизм при обороне Севастополя, Россия проиграла Крымскую войну (1854—1856 гг.) из-за технической отсталости вооружения армии и флота. Англия и Франция ввели в Черное море 42 винтовых парохода, высадили десант, а Россия имела эскадру парусных кораблей адмирала П.С. Нахимова и два винтовых парохода. Как видно, в основе поражения в Крымской войне лежало отсутствие у России современного парового винтового флота. Правительство России задержалось в эпохе парусного флота, который уже устарел, что и явилось одной из причин поражения в войне. Недооценка государством роли флота в войне на море и его слабое качественное развитие привели к поражению в двух войнах, Крымской (1854—1856 гг.) и Русско-японской (1904— 1905 гг.). Для анализа причин поражения важен анализ состояния флота к началу XX века. Развитие русского военно-морского флота в последней четверти XIX века проходило в сложной обстановке, связанной с бурным развитием капитализма, что вызвало изменения состояния сил между отдельными капиталистическими государствами. Так, Германия, США и Япония в своем развитии догоняли старые капиталистические страны — Англию и Францию, и начали борьбу за передел мира, стремясь к захвату новых источников сырья и сфер влияния для вывоза своего капитала.

Первыми на путь открытой вооруженной борьбы за переделы мира стали США, которые в 1898 г. в результате войны с Испанией захватили ряд принадлежавших последней владений на Тихом океане и в Атлантике. Вслед за США в борьбу за передел мира вступила Япония и Германия. Постепенно в эту борьбу втягивалась и Россия.

Стремление империалистических государств разрешать назревавшие между ними противоречия вооруженным путем породило гонку вооружений. И так как борьба велась за переделы колоний и сфер влияния, отделенных, как правило, от метрополии морями и океанами, особое внимание уделялось строительству военного флота. Изменения материально-технической базы ведения войны и появление многочисленных новых видов сложной боевой техники в вооруженных силах привели к быстрому развитию парового броненосного флота и коренным образом изменили условия ведения войны, как на суше, так и на море. Во всех капиталистических странах велись поиски наиболее рациональных типов и классов кораблей броненосного флота. В связи с тем, что морской бой рассматривался как единственный и наиболее эффективный способ решения всех задач в войне на море, а артиллерия — в качестве основного оружия флота, то, естественно, во всех странах главное внимание обращали на строительство крупных броненосных кораблей, обладавших сильным артиллерийским вооружением и мощным бронированием. Наряду с эскадренными броненосцами большое внимание уделялось постройке броненосных крейсеров, для действия на коммуникациях и ведения морского боя в составе эскадры.

Развитие минно-торпедного оружия привело к появлению в последней четверти XIX века новых классов кораблей — минных заградителей и миноносцев, для постановки минных заграждений и использования торпедного оружия.

В России в 80-е годы XIX века начался новый этап в развитии русского военно-морского флота. Для этого этапа характерны создание мореходного броненосного флота, сравнительно быстрое развитие артиллерийского и минно-торпедного оружия, появление трального оружия и радио, установление классификации кораблей броненосного флота и его организации и, наконец, изменение тактики военно-морского флота. Россия в развитии броненосного флота отставала от других морских держав. Ее броненосные корабли, построенные в 60—70-е годы для Балтийского флота, заметно устарели.

Появление на море новых потенциальных противников: на Балтике — германского броненосного флота, а на Дальнем Востоке — японского флота, при отсутствии у России современного флота открытого моря, заставило царское правительство обратить серьезное внимание на строительство мореходного броненосного флота.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
alexeybo
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1453
Зарегистрирован: 13.09.2017
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Воина на Море 1904-1905

Сообщение alexeybo »

И это Гоша "позаимствовал". Первоисточник - Капитанец И.М. "Флот в Русско-японской войне и современность". http://militera.lib.ru/science/0/pdf/ka ... z_im02.pdf

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 18179
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Воина на Море 1904-1905

Сообщение Gosha »

alexeybo:
06 авг 2019, 16:19
И это Гоша "позаимствовал". Первоисточник - Капитанец И.М. "Флот в Русско-японской войне и современность".
Задача совершенно другая на основе собранного материала, дать аргументированное заключение - Тихоокеанский флот мог самостоятельно противостоять Японии наличными силами. Цусимское морское сражение негативно повлияло на всю Дальневосточную политику России. Вы читайте, чтение полезно для развития мышления, а не выискивайте блох!

Отправлено спустя 3 минуты 22 секунды:
Началом создания мореходного броненосного флота в России надо считать 1881 год, когда на специальном совещании о дальнейшем развитии русского военно-морского флота была определена задача флота на вероятных основных морских театрах военных действий.

Черноморский театр.
«Первой задачей по восстановлению морских сил должно быть возрождение Черноморского флота, а затем уже развитие флотов на других морях». В качестве главной задачи становилось создание такого флота, который по своей силе превосходил бы флот Турции и мог бы при благоприятных условиях обеспечить занятие Босфора, т.е. достижение заветной цели царской России на Черном море.

Балтийский театр.
«Основной задачей для Балтийского флота является доведение его до первенствующего значения сравнительно с флотами других держав, омываемым тем же морем, обеспечив его надежными базами в наименее замерзающих частях Финского залива». По мнению участников совещания, Балтийский флот должен был располагать мореходными броненосными кораблями, способными не только успешно оборонять русское побережье на Балтийском море, но и при определенных условиях вести активные наступательные действия.

Тихоокеанский театр.
Здесь ставилась ограниченная задача — «оборона важнейших пунктов побережья путем развертывания береговой артиллерии и постановки оборонительных минных заграждений. Для обеспечения сообщения между этими пунктами и ведения разведывательной службы на театре совещание признало необходимым иметь на Тихом океане небольшую Сибирскую флотилию. В случае возникновения войны на Дальнем Востоке с Японией или Китаем намечалось «откомандирование в воды Тихого океана эскадры из состава Балтийского и Черноморского флотов». К началу 80-х годов в России была создана материально-техническая база, позволившая начать строительство мореходного броненосного флота на отечественных заводах.

Планировалось программой 1881 г. построить: для Балтийского флота — броненосцев — 16 (2), крейсеров 1-го ранга 4 (5), крейсеров 2-го ранга 9 (12), канонерских лодок 11 (9) и миноносцев — 100, таким образом, должно быть построено 140 кораблей, флот в то время имел 28. В скобках количество судов, которые уже заложены.

Что касается Черноморского флота, то необходимо было заново построить: броненосцев — 8, крейсеров 2-го ранга — 2 и миноносцев — 19, для Сибирской флотилии планировалось построить миноносцев 6 (6).
Однако в связи с тем, что менялась угроза на морских театрах и сложности финансирования, программа несколько раз корректировалась и за 15 лет после принятия программы, к 1896 г., было построено 15 эскадренных броненосцев (планировалось 24), 3 броненосца береговой обороны, 10 крейсеров 1 и 2 ранга из 15 планируемых, 14 канонерских лодок и 72 миноносца (планировалось 129).

Существенный вклад в развитие подводных лодок внес инженер С.К. Джевецкий, по проекту которого в России в 1879—1881 гг. было построено 50 подводных лодок, предназначенных для обороны Кронштадта и Севастополя. Первая подводная лодка, способная вести боевые действия на море, была построена на Балтийском заводе в Петербурге в 1903 г. и названа «Дельфин». Авторами проекта этой лодки были проф.
И.Г. Бубнов и капитан 2-го ранга Беклемишев. С 1906 г. подводная лодка «Дельфин» положила начало созданию боевых подводных лодок, как самостоятельного класса боевых кораблей русского военно-морского флота.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 18179
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Воина на Море 1904-1905

Сообщение Gosha »

По мере установления классификации кораблей и их назначения, постепенно складывалась новая организация броненосного флота, которая по идее должна была соответствовать характеру изменившихся боевых сил и средств флота. К сожалению, ни на одном из флотов к началу XX века не удалось выработать организационные формы корабельных соединений, которые соответствовали бы новым боевым средствам.

В русском флоте основной формой организации корабельного состава являлись отряды, состоящие из кораблей одного или разных классов. Команды отрядов подчинялись главным командирам портов на вероятных театрах военных действий, а последний — непосредственно морскому министру. Должности командующего флотом в этот период не существовало. Главные командиры портов в основном занимались вопросами административного управления, комплектования, ремонта и снабжения. Специальных органов по руководству боевой подготовкой и оперативно-тактического использования морских сил не существовало. В Главном морском штабе. Так же не существовало таких органов, которые координировали бы боевую подготовку и несли ответственность за боевую готовность флота в целом. Накануне Русско-японской войны корабельные отряды, представляющие собой низшее тактическое соединение, стали комплектоваться кораблями одного класса и входили в состав эскадры.

Русский флот по форме организации корабельных сил имел определенное преимущество по сравнению с иностранными флотами, что облегчало взаимодействие между кораблями эскадры. Однако подобная организация была принята в русском флоте перед Русскояпонской войной и не была полностью отработана.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Российская империя»