История РусиФеодализация Руси

С 862 до 1721 год
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 12508
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Феодализация Руси

#1

Сообщение Gosha » 16 май 2019, 18:50

«Мы будем говорить о стране, в которой оседло проживало 33 племени славянские, господствовала над этими племенами русь, добровольцы, со всей Европы, отобранные в княжеские дружины».

О ГЕНЕЗИСЕ ФЕОДАЛИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛХОВСКО-ДНЕПРОВСКОГО БАССЕЙНА

«Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно соглашаться. Из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи. Из-за нее вы утратите меру объективности, – И.П. Павлов

Если вопрос о генезисе феодализма в древней Руси не раз был предметом специальных исследований и дискуссий, если он всегда представлял большой научный интерес, то сейчас он поставлен перед нами еще с большей остротой. Актуальность проблемы не требует доказательств: без решения этой задачи нельзя построить правильного представления о русском историческом процессе в целом. Факт серьезных разногласий, разделяющих исследователей этого вопроса, объясняется, с одной стороны, тем, что для столь отдаленной от нашего времени поры в нашем распоряжении имеются либо скудные, либо неясные и неточные сведения, а, с другой стороны, тем, что в нашей науке до сих пор еще наг строго определены признаки периодизации всего исторического процесса в целом, и особенно древнейшего его периода, в частности.

Вполне понятную для древнейшей поры нашей истории скудость письменных источников наша наука пытается преодолеть путем привлечения к решению стоящих перед нею задач новых и самых разнообразных источников, каковы: памятники материальной культуры, язык, пережитки, наблюдаемые у народов, стоящих на низших ступенях общественного развития и другие несомненные выгоды от расширения круга источников все же еще не дают нам возможности решить ряд сложных и трудных проблем, без чего мы не можем проникнуть в покрытое мраком далекое прошлое.

Археология при всех своих больших успехах, особенно за последнее время, все же часто бессильна ответить нам на ряд стоящих перед нами задач в силу специфичности своего материала и методов его изучения; лингвистика не только ограничена в своих возможностях, но далеко не всегда дает нам даже то, что может дать. Сочетание данных археологии и лингвистики с привлечением фольклора, конечно, очень расширяет границы исторического знания, но тем не менее и этого в конечном счете недостаточно, чтобы спорные суждения превратить в бесспорную очевидность.

Нельзя себя утешать и тем, что с момента появления письменных памятников положение историка делается совершенно иным, что письменные факты способны окончательно вывести нас из состояния более или менее обоснованных предположений. Письменный источник имеет свои особенности, требует специального подхода и далеко не всегда гарантирует возможность решения спорных вопросов, исключающую вполне законные сомнения.

И тем не менее, несмотря на все эти трудности, делающие наши исторические выводы в значительной мере условными, ни одно поколение историков не отказывалось погружаться в дебри сложных туманностей в поисках истоков тех общественных явлений, которые никогда не переставали и едва ли когда- либо перестанут волновать человеческую мысль. Это не любопытство, а потребность.
Предлагаемая работа представляет собой попытку пересмотреть заново наш материал с тем, чтобы посильно ответить на вопросы, поставленные современностью.

Приходится рассматривать общественные отношения древней Руси лишь в тех рамках, в каких это позволяют, прежде всего, наши письменные источники. Другие виды источников привлекаются лишь отчасти и попутно.

Письменность появляется в истории отдельных обществ довольно поздно, во всяком случае уже в классовом обществе, и предназначается раньше всего для обслуживания интересов господствующих классов. Письменность, у восточных славян появилась в период разложения родовых отношений и успешного развития классового общества. Первые известные нам письменные памятники — Правды», договоры с греками, летописи—связаны с интересами верхних слоев общества, уже порвавшего связи с родовым строем.

Господствующие классы общества на всем значительном пространстве, занятом восточным славянством, во время составления указанных письменных памятников, т. е. в IX—XI вв., говорили одним языком, тем самым, который мы можем видеть в этих памятниках, где он лишь несколько искажен последующими переписчиками, дали общее представление о своих интересах и способах их защиты и с середины X в. успели связать себя общностью религиозных верований с феодалами соседней Византии.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Язычество Руси
    Gosha » 21 мар 2016, 13:37 » в форуме Правление Рюрика
    39 Ответы
    9442 Просмотры
    Последнее сообщение syn
    02 май 2018, 19:32
  • Кнессеты на руси
    tamplquest » 13 май 2019, 09:38 » в форуме История Руси
    0 Ответы
    71 Просмотры
    Последнее сообщение tamplquest
    13 май 2019, 10:10
  • Наследование на Руси
    tamplquest » 02 май 2019, 12:00 » в форуме История Руси
    0 Ответы
    104 Просмотры
    Последнее сообщение tamplquest
    02 май 2019, 12:00
  • О крещении Руси
    balyaba » 13 фев 2012, 19:38 » в форуме История Руси
    2 Ответы
    696 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    26 авг 2012, 10:19
  • Крещение Руси!
    Кирилл » 17 фев 2014, 18:24 » в форуме Вопросы студентов и школьников по истории
    13 Ответы
    1072 Просмотры
    Последнее сообщение Sergio
    14 янв 2018, 04:26

Вернуться в «История Руси»