
Битва при Заме, решающее сражение Второй Пунической войны
В Древнем Риме уже в третьем веке до н. э., по мнению Полибия, численность граждан, годных к несению воинской службы, достигала 200-300 тысяч. И ещё примерно столько же могли дать италийские союзники Рима (государство тогда представляло федерацию общин, обладавших различными правами).
Именно это помогло Риму победить во Второй Пунической войне. У Карфагена была армия, ядро которой составляли профессиональные воины. Их мощь нужно помножить на военный гений Ганнибала. А расходным материалом в той войне ему служили галлы, предоставившие десятки тысяч воинов.
Да, фактически римляне тогда «завалили противника мясом», пока не научились воевать как профи. На уровне своих учителей.

Римская пехота. Художник — Джейсон Юта
В чём же секрет многочисленности римских армий? Если греческие города-государства крайне неохотно предоставляли гражданские права чужакам, то Рим, напротив, был «открытым полисом».
Как писал Тит Ливий, «от соседних народов сбежались все жаждущие перемен — свободные и рабы без разбора — и тем была заложена первая основа великой мощи». А когда в самом начале этой истории в буйной мужской компании остро не хватало женщин, проблему решили похищением сабинянок.
Становясь римлянами, бывшие мигранты свысока смотрели на новые волны «понаехавших». Но плебеи всё же добились гражданских прав — ведь именно они составляли основную массу легионеров, и без них военная мощь Рима могла ослабеть.

В Риме создали сложную избирательную и политическую систему, которая поддерживала баланс интересов аристократии и народных масс.
Конечно, этот политический эксперимент мог прерваться — например, случайно погибнуть в зародыше. Около 387 года до н. э. Рим едва не уничтожило галльское нашествие, которое ранее смело ряд городов этрусков в Северной Италии.
Марк Фурий Камилл, разбивший галлов, получил почётное звание второго основателя Рима (первым был Ромул). А вот гуси, которые успешно сыграли роль охранной сигнализации Капитолия, этой чести не удостоились.
Вообще, после этого у римлян с галлами вендетта продолжалась три с лишним века. Сожжение города не забыли и не простили. И правило «горе побеждённым» римляне хорошо знали.

Катастрофа произошла в 105 году до н. э. Римлян подвела хроническая, застарелая республиканская болезнь — отсутствие единоначалия.
Нарбоннскую Галлию (римская провинция, сейчас — просто Прованс, в Южной Франции) защищали две римские армии — одна к западу от Роны, другая к востоку. При приближении варваров первая армия также перешла на восточный берег, но соединяться с первой отказалась.
Один из полководцев вёл с германцами переговоры, а второй в это же время внезапно атаковал со своей армией. Огромное германо-галльское войско оказалось сильнее — и опрокинуло римскую армию в реку, где легионеры массово утонули.

Затем наступила очередь и второй римской армии. Оба лагеря были захвачены. Поражение оказалось страшнее, чем при Каннах. Как сообщают римские историки, погибло 70-80 тысяч воинов и 30-40 тысяч обслуги. Возможно, они сгущают краски, чтобы показать, насколько всё было плохо. Ведь оба незадачливых полководца почему-то спаслись (их отправили в изгнание). Но факт военной катастрофы был налицо.
Варвары тогда не пошли на беззащитную Италию. Два их войска вторглись в Испанию, где стали воевать с племенами, которые римляне ещё не успели покорить, а третье вернулось в Галлию.
Используя подаренную противником передышку, Рим начал всерьёз готовиться к войне. Молодым людям запретили покидать Италию. Гладиаторов привлекли для тренировок солдат.
Римская армия из крестьянской стала пролетарской.

«Марий на руинах Карфагена», художник — Джон Вандерлин
Испытания закаляли республику и заставляли её изменяться. Рим проявлял гибкость и эволюционировал. Он не чурался заимствовать некоторые виды оружия и военной организации у своих противников. Например, знаменитый римский гладиус — короткий колющий меч — римляне позаимствовали у испанцев. Он стал визитной карточкой, «фирменным» оружием римских легионеров.
Рим во время войны с кимврами вышел на новый уровень: начался переход от ополчений, собираемых во время войны, к регулярным армиям. Остро стал вопрос и о предоставлении гражданских прав союзникам-италикам. Они их получили, но лишь после ожесточённой гражданской войны.
Распространение гражданства шло не очень быстро, но процесс было не остановить. Все свободные жители империи получили гражданские права в 212 году — по знаменитому эдикту Каракаллы.

Справка. История знает и другие примеры государств, могущество которых основано прежде всего на успешной ассимиляции мигрантов. Самый успешный подобный проект — США.
(по материалам интернета)
Мобильная версия