К вопросу о варягахАвторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Автор темы
Глеб Худородов
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 17.02.2019
Образование: высшее гуманитарное
 К вопросу о варягах

Сообщение Глеб Худородов »

Как всякий человек, считающий себя русским, я в своё время ознакомился с древнейшим памятником нашей письменности - «Повестью временных лет». Ключевое событие данного произведения, ставшее впоследствии отправной точкой русской истории — призвание варягов.
Первое чувство, которое вызвал у меня этот сюжет — чувство глубокого недоумения. И чувство это со временем только усиливается. Как ни стараюсь, не могу найти разумного объяснения вопиющей нелогичности поведения наших далёких предков.
Зачем, сбросив иго одних угнетателей, они спешно отправляют посольство за море, чтобы посадить на свою шею других?
Давайте попробуем проанализировать события летописи с точки зрения здравого смысла. Итак: «В лето 859. Варяги из заморья взимали дань с чуди и славян, и с мери, и с всех кривичей.»
То есть некие заморские чужаки установили контроль над огромной территорией от Карелии до верховьев Днепра и брали дань с местного населения. О чём это говорит?
Первое. Чужаки были сильны. Наверняка это были хорошо вооружённые опытные воины. Второе. Чужаков было много. Для того, чтобы уверенно обозначить своё военное превосходство на данной территории, необходимо было наличие, скорее всего, двух десятков мобильных отрядов, численностью до сотни человек каждый.
Чтобы привести в повиновение лесные племена, каждый из этих отрядов должен был в подконтрольной местности провести акцию устрашения: сжечь несколько дворов, перебить непокорных, кого-то взять в плен. В общем, дать понять местным, что власть отныне новая и худо будет тому, кто этой власти не подчинится.
Дальше просто: определяется размер взимаемой с каждого хозяйства дани и срок, к которому дать должна быть готова. Затем в назначенное время приезжают сборщики дани, собирают её и отбывают к себе за море до следующего срока.
Как долго чудь, славяне и кривичи платили дань варягам, неизвестно. В летописи записи о взимании дани и отказе платить дань разделяют всего три года, но не ведь никаких сведений о том, сколько времени взималась дань до 859 года. Может быть это было несколько лет, а может быть несколько десятков лет.
Так или иначе, но пришло какое-то время, когда данники почувствовали острую необходимость избавиться от заморских угнетателей. Может быть, варяги увеличили дань до критических размеров, а может быть, года выдались неурожайные и продуктов едва хватало, чтобы самим с голоду не умереть, не то что чужакам отдавать.
Но одно дело тихо роптать в своём углу, а другое дело подняться на открытое неповиновение. Данники прекрасно понимали, что силе можно противопоставить только силу. Конечно, по численности лесные племена многократно превосходили варягов, но много ли было опытных воинов среди землепашцев и охотников? Собрался совет старейшин разных племён и было решено: перед лицом общего врага нужно забыть все старые распри и , объединившись, создавать сильное ополчение. А поскольку военное дело демократии не терпит, руководить ополчением должен был один человек. Его тут же и выбрали — опытного, энергичного и всеми уважаемого.
Говорят, сила воина многократно увеличивается, когда он уверен, что сражается за правое дело. А что может быть более правильного, чем защищать родной дом?
Ополчение было собрано, вооружено и обучено. Далее по летописи: «В лето 862. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть.»
Для начала нужно изменить порядок действий: сначала не дали варягам дани, а потом изгнали их за море.
То есть в назначенный срок приезжают сборщики дани, а их с позором прогоняют. Вскоре прибывают главные силы очень злых варягов и происходит решающая битва. Где было её место, каковы были силы сторон, каков был ход сражения — нам неизвестно. Как говорится, история умалчивает. Ясно одно: профессиональное войско было наголову разбито народным ополчением под руководством выбранного вождя. Поражение было настолько сокрушительным, что впоследствии варяги на эти земли даже не пытались сунуться.
А лесные племена праздновали победу. Отныне каждый чудин, словенец и кривич знал: «Когда мы вместе, мы непобедимы!» И в качестве руководителя племенного союза все видели, конечно, всеми уважаемого и любимого предводителя ополчения. Никакого другого вождя никто бы просто не признал.
Что же нам говорит летописец? «И не было среди них правды, и встал род на род, и была между ними усобица, и начали воевать сами с собой.»
Что это? О ком это? Неужели о тех людях, которые только что, объединившись, ценой большого труда и большой крови, победили сильного врага?
Какая-то нелепица. До сих пор события выстраивались в логический ряд: платили дань — решили не платить — объединились — разбили врага — перестали платить дань. И вдруг ни с того ни с сего все передрались так, что до настоящей войны дело дошло. Вдруг все разом обезумели, что ли?
Попробуем проанализировать. «И не было среди них правды...» Это, наверное, в том смысле, что они не могли найти взаимопонимания. Но ведь они только что дружно и сообща действовали против общего врага. Значит, была у них правда, общая и всем понятная. Не могла она вдруг пропасть.
Далее. «… и встал род на род...» Ничего не напоминает? Правильно. Прямая цитата из Священного Писания. Ничего удивительного, если вспомнить, что писалось это православным монахом в Киевском монастыре. «… и была между ними усобица, и начали воевать сами с собой.» Ну, усобица — это дело чисто княжеское, это позже князья всё за власть друг с другом резались, а воевать между собой лесным племенам было некогда, им надо было пахать и сеять, пропитание добывать в поте лица себе и семьям своим.
Так что весь этот пассаж про «род на род» и «усобицу» можно смело считать литературным вымыслом преподобного Нестора, либо Сильвестра, либо кого-то из поздних переписчиков. Как и дальнейшую хрестоматийную историю про посольство к варягам за князем.
Никакой иноземный князь им был не нужен, просто потому, что у них уже был общепризнанный, авторитетный лидер, под руководством которого они избавились от угнетателей. И никакого не было смысла отправлять послов за тридевять земель, чтобы привести новых нахлебников. Их бы просто никто не принял.

Получается, что не было призвания варягов? Не было в том смысле, как описано в летописи. Никогда не призывали варягов, чтобы «володеть и княжить».
А вот в качестве наёмной военной силы приглашали неоднократно, чему полно свидетельств в той же «Повести временных лет». От Олега Вещего до Владимира Святого ни один военный поход без варягов не обходился, да и позже они то и дело появляются. Видимо, незаменимы были, как военные специалисты.

И в заключение. Я никоим образом не претендую на научность исследования. Боже упаси. Просто попытался для себя разрешить одну давно волнующую проблему. С точки зрения простой логики и здравого смысла.
И пусть историки на меня всех собак навешают, я никогда не поверю, что наши предки были настолько никчемными недоумками, что собственную жизнь не могли устроить. Будь они такими, никакие Рюрики не помогли бы им сделать Россию великой державой.

Реклама
tamplquest
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7680
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: К вопросу о варягах

Сообщение tamplquest »

"Варяг" произошло от "фряг". Так называли франков и ромеев. Оттуда же и "враг".
Именно этих врагов больше всего гвоздили древние Русы

Вопроса никакого нет

Отправлено спустя 1 минуту 33 секунды:
Глеб Худородов:
17 фев 2019, 18:06
варяги увеличили дань до критических размеров
Наоборот они платили дань. Щит Олега в Константинополе не просто так висел

Аватара пользователя
крысовод
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 2975
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: К вопросу о варягах

Сообщение крысовод »

"Порядка нет" - ключевая фраза. Заморская железная рука сочлась за меньшее зло, по сравнению с внутренними усобицами. Так и татаро-монголы потом невольно прекратили княжеские раздоры.
P.S.
И я считаю, что "ворог" от слова "вор", а не "варяг".
Нет никакой ложки!

Аватара пользователя
Земляк
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1810
Зарегистрирован: 04.02.2019
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Слесарь- ремонтник.
Откуда: Благовещенск Амурской области
Возраст: 60
 Re: К вопросу о варягах

Сообщение Земляк »

Судя по археологическим находкам на территории древнего Новгорода, практически рядом, проживали представители трех народов. Князь с дружиной проживал отдельно, в Городище. Дань, князь, видимо, если и собирал, то не контролировал. То есть у него была военная власть, но не гражданская. Возможно по этому этих князей меняли горожане "как перчатки"

Аватара пользователя
крысовод
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 2975
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: К вопросу о варягах

Сообщение крысовод »

Земляк:
19 фев 2019, 13:50
То есть у него была военная власть, но не гражданская. Возможно по этому этих князей меняли горожане "как перчатки"
Да, высшей властью считалось вече - vox populi.., как говорится. Причем, вече было во ВСЕХ русских городах, а не только в Новгороде, Пскове и Киеве. Но татаро-монгольское нашествие уничтожило эту традицию (по сию пору).
Нет никакой ложки!

tamplquest
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7680
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: К вопросу о варягах

Сообщение tamplquest »

крысовод:
19 фев 2019, 13:42
И я считаю, что "ворог" от слова "вор", а не "варяг".
Скорей всего наоборот, вор от ворог.

Ворог от варяг, варяг от фряг, фряг значило ромей или франк. Скорей всего норманы и франки были либо близкими народами, либо тем же самым. Не случайно в Европе под властью франков было понятие "голубой крови". И пиар норманского типа отмирающей знати, в период революций.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Заметки о руси и варягах.
    marinin » 16 авг 2013, 01:34 » в форуме Правление Рюрика
    29 Ответы
    2697 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    06 авг 2016, 18:09
  • К вопросу о храме Афайи
    svgrammaton » 20 ноя 2015, 15:47 » в форуме История древнего мира
    1 Ответы
    350 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    20 ноя 2015, 17:23

Вернуться в «Авторские темы»