К истории образования в РоссииПравление Рюрика

до 862 года
Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Пока просто перенесены сообщения из разных тем.

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Иванахтунг Иванов-Безбашенный13 июн 2009 в 0:06Про неграмотность в РоссииЧитаем врага самодержавия Керенского:"В 1929 году фонд Карнеги опубликовал книгу "Русские школы и университеты времен мировой войны". Ее авторы — два профессора, специализировавшихся в области русской системы просвещения, Одинец и Покровский, а предисловие к ней написал бывший министр просвещения П. Н. Игнатьев. Книга была призвана разоблачить миф о том, будто до прихода большевиков лишь 10 процентов населения в стране было грамотным, а правящие классы всеми силами стремились помешать детям рабочих и крестьян получить образование.Если рассматривать состояние высшего и среднего образования в России с точки зрения социальных корней учащихся, то оно было самым демократическим в мире. Даже до учреждения Думы земства тратили на образование 25 процентов своих средств, а в период ее деятельности— до трети. За время с 1900 по 1910 год государственные ссуды земствам на образование увеличились в двенадцать раз. В 1906 году действовало 76 тысяч школ, которые посещало около 4 миллионов учеников. А в 1915 году число школ уже превысило 122 тысячи, а число учащихся достигло 8 миллионов. За это время был повышен возраст для оканчивающих школы, а учебные программы расширены с тем, чтобы дать возможность наиболее одаренным детям из крестьянских семей продолжить образование в пределах средней школы. В государственных школах обучались не только дети, они стали центром просвещения и для взрослых. При школах создавались библиотеки, проводились лекции, вечерние и воскресные занятия для взрослых и даже устраивались театральные представления. Для подготовки учителей земства организовывали специальные курсы. Ежегодно на учебу за границу отправлялись группы преподавателей и преподавательниц. До первой мировой войны тысячи учителей из государственных школ побывали в Италии, Франции, Германии."Подводя итоги, Одинец и Покровский писали: "Вывод, который следует сделать из состояния начального и среднего образования в России непосредственно в канун войны, заключается в том, что никогда за всю историю русской цивилизации развитие системы образования не проходило столь стремительно, как в рассматриваемый период".

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Николай Славнитский13 июн 2009 в 0:34Наиболее подробно этот вопрос освещен в работе Г.И. Ульяновой в сборнике "Россия в начале XX в." М., 2002. Цифры потом приведу (когда найду записи, сейчас их под рукой нет), а основные выводы таковы. Действительно, скачок имел место быть. Но основных проблем две. Во-первых, тех школ, что открывались, было все равно недостаточно. Во-вторых, - это все держалось не на государстве, а на частные средства (начальное образование на 50 % (приблизительно) еще государство финансировало, а вот среднее и высшее - 2/3 на частные средства (благотворительность)). Отсюда и ситуация - там, где есть энтузиасты, там школы развиваются, там, где энтузиастов нет - сами понимаете... Соответствено, и школы были разные - где-то хорошо обеспечены, где-то - совсем убого. Среднее образование, по большей части, - платное, средсв на него практически ни у кого не было.Теперь несколько моих наблюдений. По поводу замечаний о земствах - это общественные учреждения, которые статус государственных учреждений так и не получили (сами земства - это отдельная тема), и их развитие государственной властью, скрее, сдерживалось, не жели поощрялось (контрреформы Александра III). Так что вполне можно говорить, что "а правящие классы всеми силами стремились помешать детям рабочих и крестьян получить образование" (не забываем также и то, что учителя оказывались революционерами, и их периодически отправляли "в места не столь отдаленные" или в "места отдаленные").Что же касается открытия государственных школ, то на примере Санкт-Петербургской городской Думы могу сказать, что процесс их открытия затягивался на годы, а то и на десятилетия.А вот после революции все эти зачинания энтузиастов и получили государственную поддержку, к работе были привлечены все те, кто занимался этим до революции а также новые кадры, поэтому скачок был еще более резким (результат - см. в работе Бразоля, толькос поправкой, что именно большевики этих показателей к 1920 г. и добились). Причем работали они в те годы в тяжелейших условиях, попадались мне в архивах документы...

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Николай Славнитский16 июн 2009 в 22:37Теперь обещанные цифры, приведенные Г.Н. Ульяновой по образованию.С 1896 по 1910 г. было открыто 57 000 начальных училищ, 1500 низших профессиональных училищ, 600 городских училищ. Среднее образование: 1323 учебных заведения, вузы – 20 мужских и 28 женских.В 1911 г. насчитывалось 104 350 начальных школы, в них 165 000 учителей, 6,5 млн. учащихся.Среднее образование (гимназии и реальные училища, а также 50 военных и военно-морских училищ, 57 православных и 12 римско-католических духовных семинарий, 134 педагогических училища) – 2500 учебных заведений (1262 мужских и 1190 женских), 34 000 учителей, 728 учащихся. Средние учебные заведения, как казенные, так и частные, возникали в крупных городских центрах, но уже города уездного калибра зачастую были их лишены. Образование в большинстве средних учебных заведений было платным, поэтому нередко приходилось прекращать образование.ВУЗов – 63 государственных и 54 частных, в том числе 10 университетов, в них обучалось 123 500 студентов, преподавало 4500 человек. В годы экономического подъема возникли идеи государственного планирования развития высшей школы, обсуждались в Думе. Роковую роль сыграла царская резолюция от 2 апреля 1912 г. на постановлении Совета Министров о создании ряда вузов: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведениях, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее указание». Реакция министра народного просвещения Л.А. Кассо была боязливой и, перестраховываясь, он не принял мер к открытию даже того количества учебных заведений в провинции, решение по которым было согласовано с императором.В 1907 г. в гос. Думу был внесен проект закона "О введении всеобщего обучения в России", к весне 1911 г. закончили его осуждение и приняли, но Гос. Совет отклонил сей законопроект.Кого интересует статистика:Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб., 1912.

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Николай Славнитский16 июн 2009 в 22:43И еще любопытная цитата - высказывание министра народного просвещения И.И. Толстого: "Отношение правительства, взятого в целом, к составляющему часть его же самого ведомству народного просвещения весьма характерно и достопримечательно. Это поистине какой-то пасынок в государственно-административной семье или какой-то блудный сын, не вернувшийся еще к отцу. В спокойное время и Государственный совет, и министры, стоявшие во главе других ведомств, почти игнорировали нужды ведомства народного просвещения, и куда легче было управляющему Морским министерством добиться ассигнования десятка-другого миллионов на военные суда неизведанной еще системы, чем министру народного просвещения получить один миллион на самые неотложные и ясные нужды университетов или на увеличение числа народных школ". (см. Толстой И.И. Заметки о народном образовании в России. СПб., 1907. С. 7-8).Получается, что разговоры о препятствиях царского правительства в вопросах образования имеют некоторое основание...

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Михаил Comte Доррер17 июн 2009 в 13:18http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=82"В России вопрос о введении В. о. поднимался нек-рыми обществ, деятелями и педагогами с 18 в.. В 60-70-х гг. 19 в. земства, к-ты грамотности и др. обществ. орг-ции накопили значит, опыт развития негос. шк. сети и разработали эффективные методы распространения нач. обучения. Однако в 1881 в опубликованных материалах спец. обследования, проведённого по указанию властей, был сделан вывод о несвоевременности введения В. о. в России. После 1897 МНП выделяло значит, кредиты на организацию школ силами местного самоуправления, но эти средства не могли существенно изменить развитие шк. сети, Организац. трудности, отсутствие закона об обязат. обучении не позволили приблизиться к радикальному решению проблемы В. о. Тем не менее к 1915 усилиями энтузиастов в 15 земствах из более чем 440 (т.е. в 3%) было введено локальное В. о.; св. 80% земств активно вели эту работу. Вместе с тем 40% городов не сочли возможным даже приступить к работам по осуществлению В. о. Разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты В. о. в России не получили силу закона.С установлением сов. власти В. о. было провозглашено одной из её гл. задач в области просвещения. В окт. 1918 ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР, к-рое узаконивало обязательное бесплатное и совм. обучение всех детей шк. возраста в школах 1-й и 2-й ступени. Устанавливались обязательность учёта детей в возрасте 6-17 лет, снабжение школьников уч. пособиями, питанием, обувью и одеждой. Введение совм. обучения способствовало ликвидации неравноправия женщин в области образования.С 1923 началась разработка конкретных планов нач. В. о. в РСФСР. Решениями ВЦИК и СНК РСФСР (1925-28) местным сов. органам разрешалось вводить обязат. нач. обучение при достаточной обеспеченности всех детей шк. возраста сетью школ и создании условий доступности обучения.Законы о введении нач. В. о. были приняты в УССР в 1924, в БССР в 1926, в ЗСФСР и республиках Ср. Азии - в кон. 20-х гг.В соответствии с решениями 16 го съезда ВКП(б) (1930) и пост. ЦК ВКП(б) "О всеобщем обязательном нач. обучении" (25 июля 1930) ВЦИК и СНК СССР приняли пост, о введении В. о. детей 8, 9 и 10 лет в объёме не менее 4-летнего курса нач. школы. К финансированию всеобуча, стр-ву и оборудованию школ были привлечены хоз. и обществ, орг-ции. К 1934 нач. В. о. введено повсеместно.В 1933-37 в Рос. Федерации и др. республиках осуществлено обязат. 7-летнее обучение в городах и рабочих посёлках. Предусмотренное планом 3-й пятилетки введение ср. всеобуча в городах и завершение 7-летнего всеобуча в сел. местности было прервано нападением фаш. Германии на СССР. Обеспечение всеобуча было гл. задачей сов. школы в годы Вел. Отеч. войны. По пост. СНК СССР (1943) начато шк. обучение детей с 7 лет. С 1943 открывались ШРМ, с 1944 - ШСМ, дававшие образование в объёме семилетки. В 1950-56 в СССР осуществлено 7-летнее, а в 1958-62 - 8-летнее В. о."

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Вениамин Ицхоки18 июн 2009 в 21:05Михаил, к сожалению Вы с невероятным апломбом (что б не сказать с хамоватостью) прибегаете к обычной словесной трескотне. Приводите цифры без всякого анализа, какие то решения ВКП б без всякого сравнения по цифири с царской Россией. Прямо какая то благодать у Вас получается. Хотите цифири? Их есть у меня. Извольте.Количество начальных и средних школ в 1914 - 15 гг - 101 917в 1923 - 24 гг - 85 662Количество учащихся в тоже время соответственно 7 030 257 и 6 327 739Цифры взяты из "Культурное строительство СССР" М. 1956 г.В 1920 - 1921 гг Луначарский признал, что русская школа умирает ( "О народном образовании" М. 1958 Партийная программа в 1919 г определяла школы "как инструмент коммунистического преобразования общества", очистку сознания учеников от "буржуазных" представлений и "религиозных предрассудков", т.е. по существу школы были предназначены скорее не для получения образования в привычном смысле слова, а для обычной пропаганды. В новой школьной системе права учителей (школьных работников или "шкрабов") были существенно ограничены, т.к. учителя оказывали упорное сопротивление новому режиму.Учителям запрещалось наказывать учеников, назначать им домашние задания или требовать ответа и оценивать их знания отметками. Большевики правда пытались экспериментировать с методами Джона Дьюи, но быстро свернули эксперименты из за нехватки денег. По словам Луначарского, расходы на душу населения в 1925 -26 гг были на треть меньше, чем в 1913 г. Количество бездомных детей в 1922 23 гг Луначарский и Крупская определили в 79 млн (15% в возрасте от 3 до 7 лет и 57,1% в возрасте от 8 до 13 лет) Цифры взяты из газеты "Известия" 1928г № 49 и "Правда" № 51.В 1925 г Крупская признала, что это "продукт настоящих условий", а не "тяжелое наследие царского режима"С высшим образованием тоже не все гладко. Количество университетов, да увеличилось к 1925 г с 10 (1916 г) до 34. Но вот самом престижном Московском университете были уволены все 90 преподавателей кроме одного - члена ВКП б. Назначенные преподаватели имели не столько научную, сколько политическую квалификацию. 2 августа 1918 г был издан декрет дававший право без вступительных экзаменов "вступить в число слушателей ВУЗа, без предоставления диплома, аттестата, или свидетельства об окончании школы". В университеты хлынула масса совершенно неподготовленных людей, "выходцев из классово близких" Этими "кадрами" Сталин в 30 гг заменил старую интеллигенцию.

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Вениамин Ицхоки18 июн 2009 в 21:18С трескотней вокруг "ликбеза" дело обстои так:Грамотность в России - СССРгод всего населения мужского населения1867 19,1% 26, 3%1887 25,6% 37%1907 35, 3% 49,2%1917 42,8% 57,6%1926 51,1% 66,5%Миронов Б.Н. "История СССР" №4 1985 г.Эти данные показывают, что несмотря на пропагандистскую шумиху, сопровождавшую "ликбез", в лучшем случае наблюдается сохранение темпа достигнутого до революции. Показателен факт, что среди детей от 9 до 12 лет безграмотность по прежнему достигала 45,2%. Это означало, что пока взрослые в спешном порядке учились читать, дети не посещавшие школ, пополняли ряды не знавших грамоты. Короче "тришкин кафтан".

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Николай Славнитский18 июн 2009 в 23:49Как раз в основной массе интеллигенция советскую власть приняла (хотя не все, конечно). И, что интересно, в "советские" школы пошли работать как раз те самые преподаватели, которые и раньше работали в школах (многие из которых до 1917 г. были частными и держались, в основном, на энтузиастах. По крайней мере, те документы, что мне в архивах встречаются, свидетельствуют именно об этом.Что касается школы, то тут следует учесть пару моментов. Во-первых, средние школы до 1917 г. были платными (подробнее я об этом писал в теме "Николай II" пару дней назад). А второе - сокращение школ после революции произошло, главным образом, за счет упразднения церковно-приходских (вот эта категория "учитилей" новую власть, действительно, не приняла). Проблем с образованием в первые годы советской власти, несомненно, хватало, не собираюсь утверждать, что там все было гладко. Но самое главное - большевики ничего не разрушали (хотя на первых порах дров наломали), а развивали то, что было заложено до революции энтузиастами, теперь уже на государственном уровне. Как шел этот процесс, Михаил довольно подробно описал.

Аватара пользователя
Автор темы
Tri_minus_odin
Сообщений в теме: 24
Всего сообщений: 1265
Зарегистрирован: 06.12.2010
 Re: К истории образования в России

Сообщение Tri_minus_odin »

Вениамин Ицхоки19 июн 2009 в 0:00Николай, попробуйте привести цифры по школам, иначе Ваше заявление голословно. Как и с интеллигенцией. Повторяю, посты Михаила, это просто перепечатка по его словам, статей энциклопедии. Я уже показал вроде, где ее лукавство.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Правление Рюрика»