Беспризорники РСФСР-СССРСоветская Россия, СССР

Начиная с Октябрьского переворота 1917 года...
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60169
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Беспризорники РСФСР-СССР

Сообщение Gosha »

БЕСПРИЗОРНИКИ РСФСР-СССР

Год Учреждений Детей
1917 — 30 000
1919 — 125 000
1921 — 6 000 000
1923 — 4 000 000
1924 — 280 000
1926 — 250 000
1928 — 159 000
1950 6543 637 000
1958 4034 375 000

А. Н. Кривоносов указывает, что в 1917 году в детских домах воспитывается 30 тысяч детей, через два года уже 125 тысяч человек и в 1921—1922 годах 540 тысяч несовершеннолетних. В 1924 году в детских домах находилось 280 тысяч человек, а через два года сократилось до 250 тысяч беспризорников. В 1927—1928 годах в детдомах было расположено 159 тысяч детей. В 1932 году сотрудниками угрозыска задержано более 18 тысяч несовершеннолетних. Официально борьба с беспризорностью была окончена в середине 1930-х, это понятно дети выросли или умерли, но результат на лицо.
В 1950 году в стране работает 6543 детских дома, где расположено 637 тысяч несовершеннолетних. Спустя 8 лет числа сократились до 4034 и 375 тысяч человек, соответственно.
По данным БСЭ, в 1921 году число беспризорников достигало 4—6 миллионов детей и 2,5—4 миллиона человек через два года, БСЭ уникальное издание как Советская статистика уникальная наука для нее что 4 миллиона, что 6 миллионов невелика разница.
А. Б. Рожков указывает, что в 1922 году было 7 миллионов беспризорных детей.
Н. К. Крупская утверждает, что к началу 1930-х годов количество беспризорников составляло более 2 миллиона беспризорников.

Вот еще одна проблема революции, Гражданской войны, раскулачивания, коллективизации и Голодомора. Тут и знатоком ненужно быть, это очевидный факт.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60169
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Беспризорники РСФСР-СССР

Сообщение Gosha »

Может быть подскажете что делали Большевики в Смольном институте и куда подевались сироты-воспитанниц Смольнянки, неужели стали рабынями Пролетарской Свободной любви. По одной из многочисленных версий Ленин и Троцкий мирно лежали и беседовали на матрасах воспитанниц уложенных на пол, чтобы шальная пуля пролетариата не задела Вождей Пролетарской революции.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60169
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Беспризорники РСФСР-СССР

Сообщение Gosha »

А ПУТЁВОЧКУ В ЖИЗНЬ ТЫ СМОТРЕЛ

«Проблема с беспризорностью в стране стояла очень остро более 6 миллионов беспризорников перемещались по стране Советов и каждый из них мог стать бандитом или вором. Вот Власть Совдепии решила снять агитационный фильм про то что хорошо и что плохо. Нынешнее поколение молодых людей вряд ли видело «Путевку в жизнь» (в 2018 году ленте исполнится 87 лет), поэтому едва ли может себе представить, какой оглушительный успех выпал на долю первого в советском кинематографе звукового художественного фильма. Картина с триумфом прошла по экранам ста с лишним стран. И везде прессу переполняли восторженные отзывы. Газеты писали: картина «имеет жесткую кожу и нежную душу». Критики сразу отметили игру Йывана Кырлы — исполнителя одной из главных ролей — беспризорника Мустафы».

Изображение
Поначалу Николай Экк (режиссер «Путевки в жизнь») планировал на эту роль другого актера, но, как это часто бывает, в дело вмешался случай. На рабочем просмотре первого эпизода фильма — облава на беспризорников в подвале разрушенного дома — из бочки высунулся смешной паренек с озорными глазами, в немыслимой дамской шляпе и с деревянной ложкой, подвязанной тряпицей к щеке. Когда, хитро улыбнувшись, он произнес «ку-ку» и снова нырнул в убежище, зал разразился хохотом. «Да вот он, Мустафа! Лучше не найти!». Вопреки распространенному мнению, Мустафа Ферт — не татарин, а мариец. Именно на марийском он поет в фильме песню, да и в разговор своего героя иногда вставляет словечки из родного языка.

Изображение
Как ни крути, а самый известный мариец Всея Руси это Мустафа-Ферт из путевки в жизнь. Его каждый советский человек знает, а не всякие там луговые жёны и прочие, прости Господи, овсянки.

Кирилл Иванов (настоящее имя актера) родился 17 марта 1909 года в деревне Купсола тогдашней Вятской губернии. Помимо него в семье было еще двое детей. В 1921 году глава семьи, Иван Семенович, был убит кулаками(?). Будущему Мустафе пришлось побывать и пастухом, и батраком, и даже просить милостыню...

Но сельскую школу он все же окончил и в 1926 году по комсомольской путевке поступил на Марийское отделение рабфака Казанского университета. Там-то, в художественной самодеятельности и открылся актерский талант Йывана Кырлы. Впрочем, этот псевдоним, в переводе с марийского означающий «Кырла сын Йывана» (Кирилл сын Ивана), он возьмет себе позже. А тогда прозорливые преподаватели рабфака дали ему направление в Государственный техникум кинематографии (нынешний ВГИК), студентом которого он и стал осенью 1929 года. Позже его вместе с другими студентами отобрали для участия в массовке на съемках «Путевки в жизнь». Остальное уже известно.

Народная любовь
Трудно сказать, кто еще в нашем кино смог так сыграть беспризорника. Разве что, Александр Кавалеров (Мамочка из «Республики ШКИД»). Но тогда «ШКИДа» еще не было, как не было и фильма «Чапаев», и озорной, обаятельный (а главное, живой) Мустафа резко выделялся среди многих одноцветных героев тогдашнего советского кино. Как знать, может быть и поэтому, в прокате ряда стран «Путевка в жизнь» имела другое название — «Мустафа».
У нас же в стране после выхода фильма молодой актер "Кырла сын Йывана" сразу стал народным артистом (хотя официально почетных званий он так никогда и не был удостоен). Реплики его героя сразу же растащили на поговорки. Мы до сих пор частенько повторяем: «Ловкость рук и никакого мошенства». После выхода на экраны этого фильма сразу появилась такая песня:
Мустафа дорогу строил,
Колька Свист по ней ходил.
Мустафа ее построил,
А Жиган его убил…

С Кырлой невозможно было ходить по улицам Москвы — его тут же окружала толпа поклонников. А он в ответ дурачился: то рассказывал народу, что это не он, а его брат играл Мустафу; то изображал из себя иностранца и радовался как мальчишка, когда его принимали за японца...
После выхода «Путевки в жизнь» Н. Экк придумал для Кырлы концертную программу, в которой актер выступал в костюме и гриме Мустафы. Афиша гласила: «Только одна гастроль известного киноартиста, исполнителя главной роли в нашумевшем звуковом фильме «Путевка в жизнь» — МУСТАФА (Йыван Кырла)». Сценарий выступления в общих чертах был написан Н. Экком, но Мустафа не был бы Мустафой, если бы не импровизировал.
Гастроли имели огромный успех. Как вспоминал Михаил Жаров, партнер Кырлы по фильму: «Зрители разбивали двери кинотеатров... Хотели видеть живого Мустафу!»
Но как это нередко бывает, ярко вспыхнув в одной роли, Кырла уже не смог повторить этот успех. После «Путевки в жизнь» была еще лента «Наместник Будды», в которой он снялся в роли буддистского ламы. Но кто сейчас помнит этот фильм?

Еду я на родину
В середине тридцатых годов для актера наступили трудные времена: творческая неудовлетворенность, привязанность к алкоголю, увольнение с работы... Стремясь вырваться из этого круга, Кырла в начале 1937 года принимает предложение переехать на работу в Йошкар-Олу, в Марийский государственный драматический театр.

Но сыграть он там успел только одну эпизодическую роль без слов в инсценировке повести А. Пушкина «Дубровский». Через два месяца после его приезда на родину, как врагов народа, арестовали директора театра и представителей власти, которые пригласили актера на работу. А в ночь с 23 на 24 апреля был арестован и он сам.

Члены театрального коллектива дружно осудили его, припомнили все «контрреволюционные» высказывания («арестовывают невиновных», «нет заботы о подготовке национальных кадров»). Поставили в вину даже то, что он ходил в шляпе, при галстуке-бабочке и с тросточкой — «антисоветское» поведение.

В «обвинительном заключении» утверждалось: «Обвиняется в том, что, будучи членом подпольной националистической организации, вел контрреволюционную агитацию, разжигал среди мари чувство ненависти к русским».

13 августа 1937 года Кырлу приговорили к 10 годам лагерей. По иронии судьбы отбывал он их на строительстве Беломорканала, где подобно своему киношному герою строил железную дорогу. И приходилось ему слышать песенку про себя: «Мустафа дорогу строил...» (И в лагерной жизни многие звали Йывана Кырлу Мустафой.)

После начала Великой Отечественной войны заключенных из Карелии перевели на Северный Урал. Здесь, в Краснотурьинском лагере, 3 июля 1943 года заключенный Иванов Кирилл Иванович (Йыван Кырла) умер от голодного истощения. (Посмертно реабилитирован в 1956 году.)

Много лет спустя Николай Экк воспоминал: «С разными актерами приходилось мне работать, но до сих пор я вспоминаю сердечного и добродушного паренька-марийца, вспоминаю его обворожительную улыбку, которая согревала нас, радовала и доставляла немало веселых минут. Улыбку, о которой писали многие газеты мира и запомнили все, кто видел его в одной-единственной роли — в «Путевке в жизнь».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Советская Россия, СССР»