
Научно-техническая политика в СССР ⇐ Советская Россия, СССР
Научно-техническая политика в СССР
Научно-техническая политика в СССР в 50-60-е годы 20 века: итоги и уроки 

-
- Всего сообщений: 1705
- Зарегистрирован: 24.08.2013
- Откуда: Краснодарский край Сочи
- Возраст: 78
Научно-техническая политика в СССР
Вот из "Студопедии": 1950-1960-е гг. (оттепель).
Огромными шагами двигалась отечественная наука. Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно, создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В 1957 г. в СССР был завершена постройка самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков - академиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники. Стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученные получили возможность участия в международных конференциях.
Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО.
В период «хрущевской оттепели» началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуры в обществе.
Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Существенно увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений.
1970- сер. 1980 –е гг. (застой). В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. В этой области работали такие крупные ученные как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса.
Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов.
В 1966 г. в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, в 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире.
Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество.
В многочисленных постановлениях говорилось о верности учению марксизма-ленинизма, необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада, о преимуществах социалистической системы, возрастающей руководящей роли партии. Это выдавалось за проявление в искусстве метода «социалистического реализма».
Должен сказать, что это теория. Действительность же соответствовала бессмертным словам Черномырдина: "Хотели как лучше, получилось как всегда". Рывок в науке был вынужденным - догоняли Америку и стало ясно что бомбу без фундаментальных исследований в физике и химии не сделать. А вот на остальные научные дисциплины откровенно наплевали и уровень специалистов в других отраслях оказался достаточно низок. Да и двигали науку не институты, а единицы-ученые, всё той же "проклятой национальности". А единица всего охватить не может. Получался пупырь в пустыне - идея есть, а разрабатывать некому и не на что. Как говорил Дмитрий Горин, наш юморист: "Мы обогнали весь мир по количеству врачей. теперь бы отстать по количеству больных".
Огромными шагами двигалась отечественная наука. Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно, создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В 1957 г. в СССР был завершена постройка самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков - академиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники. Стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученные получили возможность участия в международных конференциях.
Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО.
В период «хрущевской оттепели» началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуры в обществе.
Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Существенно увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений.
1970- сер. 1980 –е гг. (застой). В эпоху застоя особенное внимание уделялось (и усиленное финансирование) отраслям науки, обеспечивающим оборонную мощь страны. В этой области работали такие крупные ученные как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса.
Подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных органов.
В 1966 г. в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, в 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире.
Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество.
В многочисленных постановлениях говорилось о верности учению марксизма-ленинизма, необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада, о преимуществах социалистической системы, возрастающей руководящей роли партии. Это выдавалось за проявление в искусстве метода «социалистического реализма».
Должен сказать, что это теория. Действительность же соответствовала бессмертным словам Черномырдина: "Хотели как лучше, получилось как всегда". Рывок в науке был вынужденным - догоняли Америку и стало ясно что бомбу без фундаментальных исследований в физике и химии не сделать. А вот на остальные научные дисциплины откровенно наплевали и уровень специалистов в других отраслях оказался достаточно низок. Да и двигали науку не институты, а единицы-ученые, всё той же "проклятой национальности". А единица всего охватить не может. Получался пупырь в пустыне - идея есть, а разрабатывать некому и не на что. Как говорил Дмитрий Горин, наш юморист: "Мы обогнали весь мир по количеству врачей. теперь бы отстать по количеству больных".
-
- Всего сообщений: 42186
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
- Забанен: до 14 апр 2023, 14:39
Научно-техническая политика в СССР
Бегущий вторым по крайней мере знает в какую сторону бежать! Что научились создавать в СССР - это эксклюзивные, одноэкземплярные образцы, которые при вводе в серию становились "ортопедической обувью" в прямом и переносном смысле. Недаром говорят: "Заставь дурака богу молиться так он лоб расшибет". Вот к политике претензий нет, а Наука и Техника в СССР были в конфронтации, наука не желала заниматься техникой, техника же не могла ничего сделать без науки. Горин просто пошутил при "Массовом производстве врачей" всегда возрастает количество больных. Теперь насчет бессмертных слов "прораба перестройки", когда хочешь, что либо изменить начинай с себя. Почему - "хотели" - потому что было "как всегда", а что не работает то отмирает - это даже к врачу не ходить - любой знает.Валентин: Должен сказать, что это теория. Действительность же соответствовала бессмертным словам Черномырдина: "Хотели как лучше, получилось как всегда". Рывок в науке был вынужденным - догоняли Америку и стало ясно что бомбу без фундаментальных исследований в физике и химии не сделать. А вот на остальные научные дисциплины откровенно наплевали и уровень специалистов в других отраслях оказался достаточно низок. Да и двигали науку не институты, а единицы-ученые, всё той же "проклятой национальности". А единица всего охватить не может. Получался пупырь в пустыне - идея есть, а разрабатывать некому и не на что. Как говорил Дмитрий Горин, наш юморист: "Мы обогнали весь мир по количеству врачей. теперь бы отстать по количеству больных".
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение