История Еврейского народаАвторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Под редакцией проф. С. Эттингера.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Исторический труд на русском языке, содержащий в общих чертах обзор истории еврейского народа со времен его зарождения и до наших дней, — явление необычайное, в особенности в последние десятилетия. Попытки составления общей истории евреев на русском языке, весьма редки. Последняя из них— многотомный труд Дубнова, вышел в свет на многих европейских языках, до того, как он был опубликован в русском оригинале во второй половине тридцатых годов в Латвии. Главная причина этого заключается в том, что период быстрого развития иудаики и исследований в области истории еврейского народа на иврите, английском, французском, испанском и итальянском — оказался периодом их заката, на русском языке. В 1908 году, после основания Еврейского Историко-Этнографического Общества, исследование еврейской истории — в особенности, российских общин — приобрело новый размах: была завершена публикация трехтомного сборника источников для изучения истории евреев в России до 1800 года — «Регесты и надписи» — и было решено издавать исторический трехмесячный журнал под названием «Еврейская Старина».
После революции 1917 года деятельность в этой области стала еще более интенсивной. Увеличилось число публикаций на разнообразные темы, и появились такие монументальные труды, как История еврейского народа в России Ю. Гессена. Так продолжалось до середины двадцатых годов. Однако в конце двадцатых годов вся эта, научно историческая деятельность была пресечена. Прекращение последовательного, преемственного изучения еврейской истории в Советском Союзе очень скоро дало о себе знать: стала невозможной подготовка кадров молодых ученых из тех, чей родной язык русский, которые бы специализировались по еврейской истории; была порвана связь между русским читателем и между достижениями еврейского исторического исследования; задержано было даже развитие соответствующей научно-исторической терминологии. В сороковые годы два решающих события в жизни еврейского народа — страшная катастрофа европейского еврейства и воссоздание государства Израиль — вновь пробудили интерес к еврейской истории и привели к углублению исследовательской деятельности в этой области. Во всем мире были основаны новые институты по исследованию еврейской истории, открыты отделения по иудаике в десятках университетов в США, Англии, Франции и Германии (не говоря уже об Израиле); истории еврейского народа было отведено важное место в научной периодике и целый ряд научных институтов занялся специальным исследованием катастрофы европейского еврейства во время нацистской оккупации. Важнейший из них — «Яд Вашем» — Мемориальный Институт Катастрофы и Героизма, основанный в Иерусалиме в соответствии с особым законом, приняты израильским парламентом — Кнессетом.
Однако, результаты всех этих обширных изысканий почти не доходят до сведения русского читателя. Группа профессоров иерусалимского университета, принадлежащая к особому направлению в еврейской историографии, которое принято называть «Иерусалимской школой», решило составить краткую историю еврейского народа, излагающую в общих чертах также и результаты научных исследований в этой области за последние десятилетия. В оригинале книга писалась на иврите (она вышла в свет в трех томах на иврите в 1969/70 г.г. в издательстве «Двир», была переведена на английский и в скором времени будет опубликована и на ряде других языков), и одновременно подготовлялся сокращенный вариант на русском языке. Редактор оригинала на иврите, профессор Х. Г. Бен Сассон; редактор русского варианта профессор Ш. Эттингер. «Очерки по истории еврейского народа» — плод сотрудничества ряда исследователей; читатель, однако, не найдет в нем единого взгляда на историю еврейского народа или на сущность исторических процессов вообще.
Каждый из авторов придерживался своих воззрений, составил свой раздел в соответствии со своим историческим подходом, и таким образом, всецело ответственен за высказанные в нем взгляды. Несмотря на все эти различия, авторы этого труда сходятся в своих взглядах в том, что все они усматривают в еврейской истории — с ее первейших этапов и по сей день — целостность, неделимую даже в разнообразии исторических процессов. Это история народа — религиозной и культурной группы, в которой объединяющее начало преодолевает тенденцию дробления, несмотря на рассеяние в разных странах и включение в политическую, экономическую, общественную и культурную жизнь народов, населяющих эти страны. О единстве еврейской истории и её преемственности, свидетельствуют основные исторические факты: воссоздание еврейского государства на древней родине нации, после двух тысяч лет изгнания и рассеяния; жизнь еврейской диаспоры в различных цивилизациях — эллинистической, римской, арабской и европейской; проявление всеобщей еврейской солидарности со времен Филона Александрийского и до огромного энтузиазма, охватившего всех без исключения, евреев во всем мире, в момент, когда угрожала опасность самому существованию государства Израиль накануне Шестидневной войны. Одно из ярких проявлений этой связи заключается в интересе к прошлому народа со стороны евреев, которые живут в разных странах, говорят на разных языках и воспитаны на разных культурах.
Американский, английский, французский, немецкий, испанский (южноамериканский) и итальянский еврей может изучать историю своего народа на том языке, которым он владеет. Цель этой книги в том, чтобы и еврей, язык которого русский, (а также нееврей, интересующийся историей евреев) был в состоянии знать историю и культуру родного народа, хотя бы в кратком изложении. Раздел, посвященный Библейскому периоду, был составлен профессором Хаимом Тадмором и Ривкой Надель; период Второго храма — профессором Менахемом Штерном; Талмудический период — профессором Шмуэлем Сафрай; Средние века профессором Хаимом Гиллелем, Бен-Сассоном. Новое время и Новейший период — профессором Шмуэлем Эттингером. Авторы книги считают своим приятным долгом выразить благодарность переводчикам текста с иврита на русский — Залману Траубу и Тамаре Должанской, а в особенности стилистическим редакторам Якову Амудору и Ицхаку Наделю. С особой признательностью мы отмечаем вклад «Общества по изучению еврейской диаспоры» в Иерусалиме, принявшем на себя покрытие расходов по переводу книги и её печатанию. Библиографический указатель литературы на русском языке был составлен доктором Элияху Фельдманом при участии доктора Мордехая Альтшулера. Указатель и географические названия составил Иосеф Любельский, а историко-географические карты доктор Исраэль Эф'ал.

М. Каринский

Египетские иудеи

Значительные переселения иудеев в Египет, начавшиеся со времени падения иудейского царства, продолжавшиеся при персидских царях и потом особенно значительные при Александре Македонском и Птоломее, сыне Лагове, имели своим последствием возникновение в Египте многочисленного иудейского общества, сохранявшего свою веру и потому не смешавшегося с остальным населением Египта.
Жизнь этого общества замечательна и своей внешней стороной: так как египетские иудеи не только успели достигнуть равноправности с господствовавшими в Египте греками, но и замечательного в их положении развития церковных учреждений и самостоятельности в гражданском управлении, и играли даже не незначительную роль в истории их нового отечества, и особенно своей стороной внутренней: здесь встречаем мы и живую духовную борьбу с миром языческим, и подчинение влиянию греческой философии, и попытки примирить ее с верой, и развитие того направления в толкованиях свящ. писания, которое оставило свои следы в александрийской школе времен христианских, встречаем и богатое развитие письменности.
Имея в виду представить краткий и по возможности цельный обзор жизни египетских иудеев, мы проследим в сжатых очерках их политические судьбы, их внешний вид и устройство как особого общества, их отношение к обществу языческому и к иудеям палестинским, их внутреннюю жизнь и по ее общим характеристическим чертам и в особых замечательных ее явлениях, к которым мы относим общество терапевтов и иудейско-александрийскую философию; в заключение сделаем краткий обзор дошедшей до нас их литературы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

I

Иудеи были пришельцами на земле египетской и правительство египетское за последние века пр. Р. X. не было народным правительством Египта. Отсюда происходили два важных последствия. С одной стороны, большая часть египетских иудеев, переселившихся сюда добровольно, могла оставаться в Египте только в том случае, если правительство благоприятствовало ей. С другой стороны, и правительство египетское, не будучи народным, должно было искать для себя поддержки в иноземцах и переселенцах. Вот главное начало, которое должно было послужить связью между египетскими иудеями и египетским правительством и оказать влияние на их взаимные отношения. Первые греческие цари Египта, правители умные, хорошо понимали это начало.
Александр Македонский, нуждаясь для своих завоеваний в усилении войска, набирал его между прочим и в Палестине. Чтобы привязать к себе иудеев, поступивших в его войска, он не стеснял их в исполнении обрядов, предписываемых иудейским законом. Когда Александр покорил Египет и построил Александрию с целью сделать из нее город всемирной торговли и образованности и оплот власти над Египтом, он в числе первых жителей поселил там иудеев, дав им права, равные с правами македонян. И предприимчивые иудейские переселенцы, благодаря Александру, конечно немало содействовали тому, чтобы Александрия скоро достигла положения и цели, предуказанных ей македонским завоевателем.
После смерти Александра и распадения его монархии, на долю Египта достались лучшие из его преемников. Для Птоломеев, которым достался Египет по смерти Александра, иудеи могли служить сильной поддержкой против чуждого населения. Резко отличаясь от туземцев по своей религии, иудеи не могли слиться с ними, а ради выгод и покровительства легко могли примкнуть к правительству. Потому Птоломеям выгодно было поощрять иудейские переселения и оказывать покровительство переселенцам. Особого покровительства египетского правительства ревностно добивались и сами иудеи как потому, что Египет был страной богатой, в которой жить было выгодно, лишь бы покровительствовало правительство, так и потому, что без приобретения особых прав им трудно было устроить свой быт так, как требовали предписания их закона. Во времена первых Птоломеев существовала еще и другая причина, по которой правительству египетскому выгодно было находиться в добрых отношениях к иудеям. По раздроблении царства Александра Македонского, Палестина с принадлежащими к ней странами, сделалась предметом спора между двумя сильными царствами Египетским и Сирийским. Умная политика заставляла заботиться об увеличении влияния на населения стран, которые хотелось упрочить за собой и тому и другому правительству. Потому выгоды и особые преимущества, предоставленные египетским иудеям, могли приносить Птоломеям двойную пользу: привлекая к ним иудеев египетских, они привлекали и иудеев палестинских.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

Царствование Птоломея I-го, сына Лагова, замечательно быстрым увеличением иудейского общества в Египте. По свидетельству Флавия8, во время похода этого Птоломея в Палестину выведено было оттуда огромное количество иудеев и они расселены по Египту. Войску, набранному из этих переселенцев, вверено было охранение многих крепостей; поселившимся в Александрии, также как и во времена Александра, дано было право гражданства, равное с Македонянами. При этом, если верить дошедшему до нас известию, многие также из выведенных в этот поход иудеев, менее способные к службе правительству, отданы в рабство Македонянам. Последнее обстоятельство, может быть вызванное необходимостью наградить участвовавших в походе македонян, конечно, было неблагоприятно для тех, на кого пал жребий рабства. Но оно не умалило прав и выгод остального иудейского населения в Египте, а равно и иудеев, вновь добровольно переселившихся сюда из Палестины. Как хорошо было положение Иудеев в Египте при Птоломее I-м, можно судить уже по тому, что немалые мириады иудеев, по свидетельству Гекатея, переселились за то время в Египет. В это именно царствование египетские иудеи делаются многочисленным обществом, составляя заметную часть египетского населения.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

Преемник Птоломея, сына Лагова, Птоломей Филадельф (285–247 г. по P. X.) не только сохранил за иудеями их прежние права, но и оказал им новое благодеяние. Преимуществами, которые предоставлены были египетским иудеям Александром и Птоломеем I-м, не могли пользоваться те из них, которые были рабами. Филадельф выкупал находившихся в рабстве Иудеев на свой счет.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

Царствованием Птоломея III-го Эвергета (247–222 г. пр. P. X.) заканчивается для египетских иудеев столетний период того спокойного благосостояния, начало которому положила благоразумная политика Александра Македонского. Эвергет не возвышал их положения, но и не покушался отнять у них прав, прежде ими приобретенных, а этого было очень достаточно, чтобы они могли спокойно пользоваться теми выгодами, которых искали они в Египте.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

После Эвергета цари египетские из дома Птоломеев не отличались ни правительственными способностями, ни нравственными качествами. Неблагоразумным управлением, жестокостью в отношении к подданным, интригами за престол, сопровождавшимися кровавой борьбой, истощавшей страну, правительство скоро возбудило ненависть к себе в подданных и довело себя до унизительных отношений к Риму. Нисколько не удивительно, что иудеи египетские, искавшие для себя в Египте главным образом личной пользы, переставали служить правительству, как скоро его цели становились несовместны с их благосостоянием. Только когда правительство само обращалось к содействию иудеев и обещало им за то особые выгоды, иудеи становились на сторону защитников правительства. В таких случаях, естественно, они достигали даже значительной степени влияния на правительство и пользовались им в интересах своего общества. Но часто также они должны были испытывать на себе все последствия неблагоразумного, произвольного и жестокого управления наряду с остальным населением Египта. Из таких колебаний состояла почти вся последующая история их отношений к правительству, пока, наконец они ни сочли за лучшее примкнуть к счастливому и в начале благодарному за их услуги Риму.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

Уже при преемнике Эвергета, Птоломее Филопаторе (222–205 г. пр. Р. X.), иудеи подверглись жестокому гонению. Трудно решить, что было причиной этого гонения –ненависть ли к ним Филопатора или ненависть народа, который при этом государе в первый раз был призван к оружию в борьбе Филопатора с сирийцами и может быть воспользовался возможностью отплатить иудейским переселенцам за их приверженность к греческому правительству Египта. По крайней мере, неоднократные восстания народа против Филопатора дают основание для этого последнего предположения.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

При Птоломее Епифане (205–180 г. пp. Р. X.) возмущения народа, негодовавшего на его управление, заставляют предполагать, что в это время иудеи не могли пользоваться спокойствием. Склонялись ли тогда Иудеи на сторону народа или правительства, по недостатку известий, решить нельзя. Но весьма вероятно, что эти именно постоянные возмущения народа заставили правительство понять, какую выгоду оно может извлечь для себя, из более тесного сближения с иудеями в борьбе с недовольным народом. Так, по-видимому, нужно объяснять появление иудеев при дворе Филометора (180–145 г. пр. P. X), Епифанова преемника, и занятие ими важных должностей. Может быть, возвышению иудеев отчасти содействовал и счастливый исход борьбы маккавейской. В числе иудеев, занявших теперь важные места в управлении, были Ония и Досифей, которым, по словам Иосифа Флавия, вверено было все царство. Во время восстания александрийцев против Филометора (156 г. пp. Р. X.), Ония с небольшим войском защищал правительство. По смерти Филометора он же вел войну за Клеопатру и сына ее против Фискона, после чего иудеи александрийские, по свидетельству Флавия, едва не сделались жертвой мщения Фискона. Все это свидетельствует о новом выгодном положении, приобретенном теперь иудеями. К тому же заключению приводит и то обстоятельство, что во время Филопатора, с его разрешения и при его пособии, построен был иудейский храм близ Илиополя. Может быть во времена этого же царствования учреждена и особая должность иудейского этнарха, обеспечивавшая внутреннее самоуправление иудейского общества в Египте.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 63805
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: История Еврейского народа

Сообщение Gosha »

В царствование Клеопатры I-й с сыном Латуром (116–81 г. пр. P. X.), последовавшее за жестоким, свыше тридцатилетним, управлением Фискона (145–116 г. пр. P. X.), иудеи вновь занимают положение, приобретенное ими при Фидометоре и потерянное во время Фискона. Правда, Латур помогает самарянам и посылает вспомогательное войско другу своему Антиоху Кизикскому против палестинских иудеев, что конечно должно было противоречить желаниям их египетских единоверцев. Но это было против воли матери. При ней в важных военных должностях находились Хелкия и Анания, сыновья упомянутого выше Онии. Датур сам скоро должен был искать спасения в бегстве из Египта на остров Кипр. Начатая им отсюда война против Иудеи за Газу и Птолемаиду вызвала Хелкию и Ананию с египетским войском в Келесирию для преследования Латура. Эти полководцы Клеопатры были так сильны своим влиянием, что одному из них удалось отклонить царицу от намерения обратить Палестину в египетскую провинцию. Убеждая Клеопатру, он, по свидетельству Флавия, угрожал ей нерасположением египетских иудеев. Говоря о влиянии Хелкии и Анании на Клеопатру, Флавий положительно утверждает, что она ничего не делала без их совета. Если справедливы эти свидетельства, то легко понять, какую роль играла Иудея за это время в Египетском царстве.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Авторские темы»