Карамзин и Нестор: история на заказ.Авторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Автор темы
Глеб Худородов
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 17.02.2019
Образование: высшее гуманитарное
 Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Глеб Худородов »

Всем известно расхожее выражение о том, что история пишется победителями. Я бы дополнил его утверждением, что история пишется для правителей. Для своего господина, правителя Киевской Руси Святополка Изяславича, создавал в 12 веке монах Нестор «Повесть временных лет» - основу основ русской истории. Так же верой и правдой служил своему господину, самодержавному правителю Российской империи Александру Первому историк 19 века Николай Михайлович Карамзин, создавая «Историю государства Российского», ставшую классикой русской исторической науки. И если о Несторе нам неизвестно практически ничего, кроме того, что он был иноком Киево-Печерской лавры, то биография Н.М.Карамзина – предмет достаточно хорошо изученный.
Карамзин, родом из небогатой дворянской семьи Казанской губернии, получил хорошее образование, служил в гвардии, вышел в отставку, путешествовал по Европе. Первую половину сознательной жизни он был весьма успешным литератором: печатал рассказы, повести, стихи, путевые заметки, издавал журналы и альманахи. По-видимому, помимо литературного таланта, он обладал бесценным даром легко сходиться с нужными людьми, так как довольно скоро у него появились друзья в ближнем окружении императора Александра Первого.
Юный самодержец, восторженно называемый в высшем свете не иначе, как «наш ангел», в начале правления, омраченном страшной тайной цареубийства, изо всех сил старался быть монархом гуманным и просвещенным, достойным памяти великой бабушки Екатерины. Он был окружен плеядой талантливых и передовых деятелей, планировавших глубокие перемены в общественной жизни Российской империи. Одним из таких деятелей был Михаил Никитич Муравьев, друг Карамзина, историк, поэт, педагог, попечитель Московского университета. В свое время он был учителем Александра, когда тот был еще наследником престола, а также обучал русскому языку его супругу Елизавету Алексеевну, родом немку.
Скорее всего, идея написания новой Русской истории принадлежит именно Муравьеву. Были, разумеется, труды Ломоносова, Татищева, Щербатова, но они были написаны тяжелым, архаичным слогом, трудным для массового читателя. Имея несомненное влияние на молодого самодержца, Муравьев сумел убедить его принять смелое, парадоксальное решение доверить создание новой официальной отечественной истории не профессиональному ученому, а литератору. Почему выбор пал на Карамзина? Я думаю, во-первых, потому что он был популярен, а во-вторых, по-видимому, Муравьев видел в Карамзине потенциал историка и верил, что такой громадный труд ему по плечу. Время показало, что он не ошибся.
Так или иначе, но высочайшим указом от 31 октября 1803 года Николай Михайлович Карамзин был назначен государственным историографом с годовым жалованием две тысячи рублей, что соответствовало генеральской пенсии. С этого дня литературная деятельность Карамзина закончилась. Как он сам говорил позже: «Я постригся в историки». Император открыл ему доступ во все архивы. Карамзин погрузился в изучение источников.
В 1809 году в библиотеке Академии наук им был обнаружен древний летописный свод, позже получивший название Ипатьевского списка. В его состав входила «Повесть временных лет». Разбирая, с немалыми усилиями, текст рукописи, написанный древней кириллицей без пробелов и знаков препинания, Карамзин добрался до эпизода с призванием варягов, значившегося под 862 годом. Осознав суть написанного, он был поражен явной противоречивостью этой легенды, что и выразил впоследствии на страницах первого тома своей «Истории государства Российского»:
«Начало Российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями.»
Противоречие налицо. И что, скажите пожалуйста, с этим противоречием делать? Но Карамзин ни минуты не сомневается в достоверности источника. Будучи монархистом искренним и убежденным, даже более монархистом, чем сам государь-император, главной идеей, сквозной темой своего исторического труда он делает мысль о том, что самодержавие есть величайшее благо для России, источник ее славы и могущества. Поэтому противоречие летописной легенды он разрешает соответственно своим убеждениям:
«Великие народы, подобно великим мужам имеют свое младенчество и не должны его стыдится: Отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летоисчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.»
То есть предки наши, дети неразумные, поддавшись бесовскому искушению, прогнали добрых варягов, которые брали дань совсем легкую, практически незаметную, но вскоре, не умея наладить самоуправления, опомнились и вновь призвали варягов (то ли тех же, то ли каких-то других), чтобы вручить им власть над собой уже всерьез и надолго. И в этом был божий промысел и величайшее благо, ибо варяги были правителями мудрыми и передовыми, и при них истинно расцвела и окрепла Русская держава. А то бы до сих пор по лесам с дубинами бегали.
Что тут скажешь? Не ошибся Александр Павлович с назначением историографа. Не зря были потрачены казенные средства. Карамзинская «История» воспевает самодержавие искренне, самозабвенно, с большим талантом. Император еще в процессе работы имел возможность знакомиться с творчеством своего историка. Карамзин читал фрагменты своей «Истории» в салоне сестры царя Екатерины Павловны. Александр видел, что работа идет в правильном направлении. Поэтому, когда были готовы первые 8 томов, он повелел печатать их (разумеется, за счет казны) на всех свободных типографских мощностях столицы. Первый тираж в невероятные по тем временам три тысячи экземпляров разлетелся, как горячие пирожки. Это был бестселлер! Карамзинской «Историей» зачитывалась вся грамотная Россия, от прапорщика до фельдмаршала и от бедных помещиц до первых дам высшего света. Александр приказал разослать по экземпляру «Истории» во все министерства и все заграничные посольства Российской империи. Вскоре она была переведена на все европейские языки и стала событием не только российским, но и общемировым.
Император Александр Благословенный, практически никогда серьезно не болевший, внезапно скончался в Таганроге 19 ноября 1825 года в возрасте 47 лет. Карамзин пережил своего благодетеля всего на полгода. Причиной смерти историка стала творившаяся на его глазах история. Простудившись на Сенатской площади, где он наблюдал трагедию декабристов, среди которых было немало его знакомых, в том числе двое сыновей М.Н.Муравьева, Карамзин в последующие за восстанием дни, не вылечившись, беспрестанно ездил во дворец, надеясь склонить к милости нового императора Николая Павловича. Болезнь приняла затяжную хроническую форму. Император распорядился отправить историка на лечение за границу, но Карамзин не дожил до дня отъезда. Он скончался 22 мая 1826 года. Ему было 59 лет. Похоронен историк на престижном столичном погосте – кладбище Александро-Невской лавры.
Через 36 лет, в 1862 году, Россия пышно праздновала свое тысячелетие. Отсчет велся от обозначенной Нестором даты – года призвания варягов. В древнем Новгороде был сооружен величественный монумент, на котором были представлены все выдающиеся деятели отечественной истории. Нашлось на памятнике место и для Нестора, и для Карамзина. А над ними, на почетном месте, в одном ряду с Владимиром Святым, Иваном Третьим и Петром Великим красуется в полный рост, со щитом и в доспехах, фигура прославленного ими вислоусого норманна Рюрика – выдумка, ставшая историей.

Реклама
Аватара пользователя
Нестор лепописец
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 37
Зарегистрирован: 30.03.2019
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: славянофильские
Профессия: Читатель
Возраст: 45
 Re: Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Нестор лепописец »

Как известно, древние летописи писали, в основном - монахи, каждый из которых, видел картину истории - со своей "колокольни". В меру скудности: своих источников, очевидцев событий, рассказов заезжих гостей, пленных: половцев, берендеев, печенегов, торков, странствующих монахов, изустных легенд и былей и т.д.
При этом, сей труд, порой посвящался - игумену, настоятелю, архидиакону, епископу, князю и т.д., либо - был написан по заказу князя. Соответственно данный труд - писался с православным уклоном, и в русле "политики партии" - которую исповедовали - указанные иерархи церкви с оглядкой на княжеские интересы.
При этом у каждого из них были свои интересы. Монах хотел отдельной кельи на рублевке. Архидиакон, в своих снах - видел клобук Архиепископа. Князь - мечтал захватить стол под своим дядей - и ему требовалось юридическое основание - в виде соответствующего летописного прецедента.
Помимо прочего, как это бывает во все времена - прошлое хранило в себе разного рода нелицеприятные факты. К примеру: поп напился, перевернул кадило, разбил лампаду - и как результат - сгорела церковь с колокольней, а там и княжеский терем занялся, в результате чего - из-за попа Ивашки - город сгорел.
Конечно, цеховая солидарность - не позволяет монаху - писать сию ересь. И он пишет - что три дни были знамения в небеси, а затем, средь бела дня грянул гром, а молния ударила в терем нечестивого князя, и град сгорел - по великим грехам его.
Или другой пример. Дед князя милостивца - Владимир был: пьяница, блудодей, братоубийца и нехристь, а прапрапрадед был варягом из рода Инглингов.
Конечно монах сам себе не враг писать такое - скорому на расправу князю.
В результате чего - незаконный сын прижитый от рабыни и изгнанный за море, а затем вернувшийся с варяжскими наёмниками и поубивавшии своих братьев - законных христолюбивых государей - превращается в мстителя, святого крестителя и Великого государя - без варяжского предка.

Sergio
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 3568
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Sergio »

Глеб Худородов:
23 мар 2019, 20:01
Для своего господина, правителя Киевской Руси Святополка Изяславича, создавал в 12 веке монах Нестор «Повесть временных лет» - основу основ русской истории.
Здесь стоит вспомнить, что христианская церковь на Руси на тот момент прямо подчинялась Константинополю.
А монах, несомненно, подчинялся духовной власти гораздо в большей степени нежели светской.
Так что данный Ваш тезис требует доказательств.
Нестор лепописец:
30 мар 2019, 22:58
Соответственно данный труд - писался с православным уклоном, и в русле "политики партии" - которую исповедовали - указанные иерархи церкви с оглядкой на княжеские интересы.
Вот еще один тезис, что интересы православия, на тот момент - греческого, были много важнее интересов местных правителей.
Нестор лепописец:
30 мар 2019, 22:58
Дед князя милостивца - Владимир был: пьяница, блудодей, братоубийца и нехристь, а прапрапрадед был варягом из рода Инглингов.
Это кто был из рода инглингов?
Вы, подстать своему нику, переплюнули даже своего древнего тезку.

Аватара пользователя
Павел Ордынский
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 842
Зарегистрирован: 14.09.2017
Образование: высшее техническое
 Re: Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Павел Ордынский »

Староверческой общиной России сделано открытие нового исторического памятника -Руского Летописца.Сравнение ПВЛ и РЛ говорит ,что автор летописи опустил период руского народа до Киева,потому что сам он был черноризцем Феодосьева монастыря Печерского т.е.киевлянином.

https://ruvera.ru/news/russkij_letopisec

Руский летописец.

Сравнение Русского Летописца с Повестью временных лет не оставляет никаких сомнений в том, что автор ПВЛ, описывая начало русской истории, имел перед собой Русский Летописец и целенаправленно редактировал его, выбрасывая одни части и вставляя другие, с четко поставленной целью: представить Киев «матерью городов русских», колыбелью русской государственности. Хотя в его первоисточнике — Русском летописце — картина древнейшей русской истории была совсем другой. Киев появляется там в середине летописного повествования как город, завоеванный новгородцами и ростовцами уже после основания Москвы. Киев присоединяется новгородско-ростовскими князьями к их огромному, уже охватившему Западную Сибирь, государству. Захватив Киев, они присоединяют к своему титулу «великих князей Новгородских», также «и Киевских». При этом их столица находится в городе Владимире.

Теперь становится понятно, почему Повесть временных лет (ПВЛ) начинается со слов «Сия книга Летописец. Повесть временных лет черноризца Феодосьева монастыря Печерского, откуда есть пошла Русская земля и кто в ней почал первое княжити».

Здесь ясно сказано, что ПВЛ была составлена в Киево-Печерском («Феодосьевом») монастыре неким безымянным черноризцем. Повесть временных лет в своей начальной части четко следует Русскому Летописцу, внося в него следующие изменения: опущены почти все события русской истории до завоевания Киева князем Олегом, сведены к минимуму описания докиевского, новгородского периода. В итоге этого сокращения русская история в ПВЛ начинается с того, что новгородцы, неизвестно по каким причинам, решили вдруг призвать себе князей-варягов. Те приехали, начали было княжить в Новгороде, но уже в следующем поколении заняли Киев и перенесли туда свою столицу. После чего подробно рассказывается об истории Киевской Руси, а Новгород отступает на второй план.

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 7801
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Евелина »

Глеб Худородов:
23 мар 2019, 20:01
Всем известно расхожее выражение о том, что история пишется победителями. Я бы дополнил его утверждением,
я бы дополнила ещё одним утверждением (не помню чьим):
Нет истории, а есть историки :)

Ну а как же нам искать истину в событиях прошлых лет?
ну,изучать этих самых историков,сравнивать,выбирать общее и вычеркивать противоположное..........а так же попробовать закрыть окно Овертона (для себя) и стать более объективными.
Вижу большую пользу от мемуаров.

Кроме того, опираться на рассказы предков (отцов-дедов-прадедов) и передавать эти рассказы своим детям.
Это формирование исторической памяти народа.

А вот что делать с более ранней историей - это вопрос.
Как ни странно,видимо имеет смысл изучать мифологию и эпос (разумеется в первоисточниках)
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Volskiy
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.08.2016
Образование: высшее техническое
Профессия: любитель истории
 Re: Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Volskiy »

Глеб Худородов:
23 мар 2019, 20:01
Д
Глеб Худородов:
23 мар 2019, 20:01
Для своего господина, правителя Киевской Руси Святополка Изяславича, создавал в 12 веке монах Нестор «Повесть временных лет» - основу основ русской истории.
Другими словами, вы против русской истории и хотите русский народ лишить этой истории? Не нравиться Карамзин, почитайте других. Но зачем лезть в то, в чём не разбираетесь? Или слава Гебельса покоя не даёт? Он был краток:
"Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом"
Евелина:
31 мар 2019, 04:28
А вот что делать с более ранней историей - это вопрос.
Не надо ничего делать. Сами сказали: "Нет истории, а есть историки".
https://volskiy1.livejournal.com/

Автор темы
Глеб Худородов
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 17.02.2019
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Глеб Худородов »

Volskiy:
31 мар 2019, 05:32
Другими словами, вы против русской истории и хотите русский народ лишить этой истории? Не нравиться Карамзин, почитайте других. Но зачем лезть в то, в чём не разбираетесь? Или слава Гебельса покоя не даёт? Он был краток:
"Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом"
Господин Volskiy! Я, конечно, не доктор исторических наук, но и вы, я полагаю, не профессор. Иначе нам с вами нечего было бы делать на любительском форуме. Профессионалы на иных ристалищах сражаются. Если кто-то в чём-то не разобрался, так это вы - в моей статье. И, не разобравшись, бросились с шашкой наголо защищать русский народ. Помилуйте! Я свой народ люблю не меньше, чем вы, и считаю, что его ранняя история гораздо богаче и интереснее, чем тысячу раз пережёванная жвачка про призвание варягов и никогда не существовавшего Рюрика. Карамзин - замечательный писатель, но историк он классовый, дворянский и апологет самодержавия. Об этом ещё Пушкин писал 200 лет назад. Цитировать не буду, все со школы знают. Моя статья, если вы не поняли, как раз о том, что Карамзин - дворянин и до мозга костей преданнейший слуга русского царя, как и Нестор - слуга русского князя. А к чему вы Геббельса приплели - не пойму, хоть убей. Решили, видимо, блеснуть знанием трудов вождей национал-соционализма. Я впечатлен вашей эрудицией. (Кстати, Геббельс пишется с двумя "б")

Volskiy
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 248
Зарегистрирован: 19.08.2016
Образование: высшее техническое
Профессия: любитель истории
 Re: Карамзин и Нестор: история на заказ.

Сообщение Volskiy »

Глеб Худородов:
05 апр 2019, 18:42
Я свой народ люблю
Любили бы - не гадили.
Глеб Худородов:
05 апр 2019, 18:42
Кстати, Геббельс пишется с двумя "б")
Вам виднее :wink:
https://volskiy1.livejournal.com/

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Авторские темы»