История РусиМонголы и Русь

С 862 до 1721 год
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 9337
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Монголы и Русь

Сообщение Gosha » 26 окт 2018, 16:40

«Монгольское нашествие, прогресс или регресс? Батыев погром оказался шоком после которого умерла Древняя Русь, многие домонгольские города Руси так и не были восстановлены, но начался расцвет нового государства не столько Владимирской Руси, сколько Московии».

Характер культурных изменений

ХIII век для исследователей русского средневековья не столько отрезок календарного времени, сколько драматическая эпоха финала древнерусской культуры, эпоха пресечения культурных традиций, сложившихся при первых Рюриковичах, упадка и дезинтеграции древнерусской ойкумены. Оценка этого периода как тяжелого кризиса, сменившего “золотой век” домонгольской Руси, и одновременно - как переходной эпохи, подготовившей подъем новых политических центров, столь прочно утвердилась в историографии и в массовом сознании, что любые исторические факты и археологические реалии невольно воспринимаются через ее призму.

Накопление новых археологических материалов, характеризующих состояние различных областей материальной культуры, различных регионов и населенных пунктов Древней Руси в ХIII столетии, подталкивает к тому, чтобы заново рассмотреть культурно-историческую ситуацию этого времени и попытаться уяснить общий характер исторического движения на хронологическом срезе второй половины ХIII - начала XIV в.

Насколько справедливы представления о XIII в. как о периоде радикальных культурных изменений? Как определить основное содержание трансформаций и перемен, произошедших в этот период в экономике, социальном строе и культуре древнерусских земель? В какой мере эти изменения связаны с татаро-монгольским нашествием? Какие иные факторы были двигателями и причинами изменений? Эти вопросы, исключительно важные для понимания узловых моментов национальной истории, обсуждались участниками конференции “Русь в ХШ веке: континуитет или разрыв традиций?”, проходившей в Москве в Институте археологии в ноябре 2000 г. Собранные вместе, они открывают для нас целый ряд ранее неизвестных явлений, меняющих традиционные представления о культурной ситуации этого времени.

При всем множестве связующих нитей между культурными явлениями “киевского” и “удельного” периодов для археолога очевидны глубокие качественные различия между древнерусской культурой второй половины XII и первой половины XIV в. Абстрагируясь от деталей, отмечу лишь наиболее значимые, по сути своей, общеизвестные изменения. Во-первых, это исчезновение из обихода значительной части повседневных вещей, составлявших материальный мир Древней Руси и являвшихся в глазах ее обитателей определенными индикаторами ее культурного своеобразия и экономического достатка. Во-вторых, это пресечение или угасание ряда ремесел и производств, в том числе тех, продукция которых предназначалась для элиты древнерусского общества и служила для обозначения ее особого статуса. В-третьих, это отказ от целого ряда культурных символов и традиций, важных в контексте общественных отношений и религиозного сознания предшествующей эпохи, - таких, например, как парадный женский убор, знакомый нам по кладам XI - первой половины ХIII в., или курганный обряд погребения. Наконец, это формирование нового культурного ландшафта с новой организацией сельского расселения, до неузнаваемости раздвинувшее границы освоенных территорий.

Загипнотизированные самим содержанием грандиозных перемен мы весьма неясно представляем себе характер их течения и хронологию. Приходится признать, что точное датирование многих культурных явлений, происходивших в интервале между второй половиной XII и первой половиной XIV в., представляет известную сложность для современной археологии. Мысль о принципиальной трудности выделения горизонтов и комплексов второй половины ХIII в. на древ-нерусских памятниках (кроме Новгорода и Пскова, где эти горизонты могут быть датированы дендрохронологическим методом) неоднократно звучала на конференции, в том числе в выступлении такого крупного знатока средневековых древностей, как М.В. Седова. По-видимому, во многих случаях перемены имели характер длительных процессов, а не одномоментного обрыва традиций. Ниже мы еще специально вернемся к вопросу о времени исчезновения из обихода некоторых категорий вещей, определяемых обычно как “домонгольские”.

Оценка историко-культурных процессов XIII в. в археологии естественно предполагает обзор и анализ материальных свидетельств драматических событий 1237-1240 гг. Картина разорения древнерусских городов монголами стала открываться перед археологами со времен первых любительских раскопок в Киеве и Старой Рязани, однако в полной мере прояснилась лишь в первые послевоенные десятилетия, после широких исследований городских центров южных и центральных областей Древней Руси и первоначальной систематизации основных категорий русских древностей. Именно в этот период выяснилось, что комплексы последней трети ХII - первой половины ХIII в. составляют доминирующую группу среди кладов домонгольского периода, а прекращение существования десятков древнерусских городищ должно быть датировано ХIII в.

Яркими свидетельствами опустошительного разгрома явились погибшие в пожаре постройки с расчищенными в них человеческими останками на усадьбе Михайловского Златоверхого монастыря и на Житомирской улице в Киеве, комплекс тайника под Десятинной церковью со скелетами погибших в нем людей, братские могилы, открытые в Киеве, слой пожарищ с человеческими скелетами на Райковецком городище и в Изяславле, сгоревшие усадьбы с кладами ювелирных украшений на Старорязанском городище. Некоторые из этих комплексов приобрели хрестоматийную известность.

Г.Ю. Ивакин, специально исследовавший древности монгольского и послемонгольского времени в Киеве, справедливо указал, что интерпретация ряда комплексов как следов бедствий и разрушений 1240 г. покоится на зыбких основаниях. Это замечание может быть распространено и на другие древнерусские города. Действительно, не все клады, относящиеся к периоду между 1170 и 1240 гг., непременно связаны с монгольской опасностью (хорошо известны другие военные конфликты, которые могли стать поводом для их сокрытия), не все слои пожарищ на городищах Юга и Центра - свидетельства Батыева погрома, не все нарушенные захоронения на площадках городищ и селищ - останки жертв монгольского нашествия.

Прямое отождествление объектов, связь которых с военными действиями не очевидна, а узкая датировка - невозможна, со следами Батыева нашествия способствует формированию необъективных представлений о масштабах трагедии 1237-1240 гг. Тем не менее полевые работы последних десятилетий пополнили список комплексов, которые могут быть с большой вероятностью связаны с трагическими событиями 1237-1240 гг. В их числе, например, открытый в 1985-1986 гг. комплекс разрушенного княжеского двора с застрявшими в кусках свинцовой кровли наконечниками стрел и кладом серебряных украшений и посуды в Чернигове (Коваленко, 1997), клады украшений, найденные в 1988 и 1991 гг. в Московском Кремле (Авдусина, Панова, 1989; 1993) и в 1992 г. в Старой Рязани (Даркевич, Борисевич, 1995. С. 64-77). Исследованный в Торжке слой пожарища 1238 г. местами имеет полуметровую толщину и содержит человеческие кости и спекшиеся от огня остатки икон (Малыгин, 1984; см. также его статью в настоящем издании). Очевидно, пожар 1238 г. уничтожил и богатую усадьбу в Ветчаном городе Владимира, остатки которой с кладом предметов христианского культа и костяком женщины, погибшей в подполье одной из сгоревших построек, были исследованы раскопками 1993-1998 гг. (Жарнов, 1997; 2000).

Признав, с одной стороны, справедливость оценки XIII в. как эпохи глубоких культурных изменений, с другой стороны, присутствие в археологических материалах прямых свидетельств военных разрушений, трудно отказаться от мысли, что именно монгольское вторжение разрушило традиционные культурные формы и оборвало естественные линии развития.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 9337
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Re: Монголы и Русь

Сообщение Gosha » 27 окт 2018, 11:48

Середина тринадцатого века традиционно рассматривается в отечественной археологии как некая черта, разделяющая не только два периода в социально-политической истории Древней Руси, но и два обособленных пласта в ее материальной культуре. Б.А. Рыбаков одним из первых увидел в военной катастрофе 1237-1240 гг. важнейший фактор трансформации материальной культуры. По его словам, “после монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси; в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи” (Рыбаков, 1948. С. 534). Одни исследователи, вслед за Б.А. Рыбаковым, связывали заметный разрыв культурных традиций с упадком городского ремесла, для которого монгольский удар был особенно губительным, и утратой ремесленных навыков и технологий. Для других культурные изменения были обусловлены в большей мере общим ослаблением материального и демографического потенциала русского общества, сильнейшим образом сказавшимся на всех сторонах его жизни. При этом для тех и других представлялось бесспорным, что культурные сдвиги произошли около середины ХIII в. и развивались как некий единый процесс, затронувший различные сферы материальной культуры.

И все же, поспешно согласившись с тем, что общие историко-культурные сдвиги той эпохи были обусловлены лишь разрушительным вторжением Батыя, мы рискуем чрезмерно упростить и представить в искаженном виде сложную картину исторической жизни ХIII столетия. Риск тем более велик, что хронология многих процессов, затронувших мир материальной культуры, остается неясной. Прежде чем делать окончательное заключение о связи этих явлений, рассмотрим некоторые новые данные о состоянии древнерусского города и деревни в XIII в.

Большинство древнерусских городов вошли в ХIII в. как быстро растущие и развивающиеся центры. Известно, что вторая половина XII - первые десятилетия XIII в. стали временем увеличения городской территории и строительства новых оборонительных сооружений в целом ряде крупнейших городов - таких как Киев, Чернигов, Смоленск, Владимир на Клязьме, Старая Рязань, Псков. К этому времени относятся наиболее яркие ремесленные комплексы, открытые раскопками, и выразительные свидетельства высокого материального достатка городской элиты.

Новейшие исследования, результаты которых, рисуют убедительную картину упадка и стагнации жизни в целом ряде городских центров в середине XIII в. Как показал П.Д. Малыгин, в Торжке на Нижнем городище после 1238 г. в течение полувека не возобновлялись ни фортификации (срубы крепостной стены были заменены частоколом), ни мощение улиц. Городская территория Владимира на Клязьме, подвергшегося жестокому разгрому зимой 1238 г., вплоть до конца XV в. не распространялась за пределы укреплений домонгольского времени. Археологические изыскания Ю.Э. Жарнова в “Ветчаном городе” Владимира свидетельствуют о запустении во второй половине XIII-XV вв. обширных участков, на которых в конце XII - начале ХIII в. располагались богатые городские усадьбы. Определенные симптомы кризиса просматриваются в первые десятилетия ХIII в. и в развитии Пскова, оказавшегося в зоне экспансии крестоносцев. По наблюдениям И.К. Лабутиной и М.И. Кулаковой, археологически фиксируются перерыв в заселении и застройке ранее освоенных периферийных участков посада и низкий уровень заготовки строительной древесины в этот период. Строительная деятельность вновь активизируется, начиная с 1240-х годов - после стабилизации внешнеполитической обстановки.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

крысовод
Сообщений в теме: 6
Всего сообщений: 302
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 48
Re: Монголы и Русь

Сообщение крысовод » 29 окт 2018, 11:02

Монгольское нашествие отбросило Русь на 200-300 лет от Западной Европы в плане технологий, и до сих пор культурно и ментально.
Иначе не пришлось бы звать итальянцев для постройки крепостей и храмов, литья пушек и колоколов, а потом Петру 1 ставить страну на дыбы, дабы сравниться с передовыми странами.
Московские великие князья переняли ордынский метод управления, в результате чего дворянство не стало рыцарством, но лишь знатными холопами.
Рабство задержалось до 1861 года, как мне видится, по той же причине.

Но есть и положительные моменты: прекратилась угроза со стороны Степи, небольшая "дань" (выход, налог, в худшие годы достигавший лишь 10%) и внешнее управление позволили Руси подняться экономически без сильной феодальной грызни, чего Европа не избежала. Иноземные угнетатели дали стимул к объединению русских земель, национальную идею, нам стало против кого дружить.
Перенятая схема построения войска по монгольскому обычаю, тактические приемы, частично вооружение, управление, позволили эффективно бороться с западными соседями аж до петровских времен.
Пить будем, гулять будем, а смерть придёт - помирать будем!

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 9337
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Re: Монголы и Русь

Сообщение Gosha » 30 окт 2018, 15:31

крысовод:
29 окт 2018, 11:02
Монгольское нашествие отбросило Русь на 200-300 лет от Западной Европы в плане технологий, и до сих пор культурно и ментально.
Это ошибочное представление! Монгольское нашествие наоборот сделало Русь единой, сначала Московией, а затем Россией. То что затормозило Россию действительно это Крепостное право, средневековое производство и такая же торговля, отсутствие внецерковного академического образования и узаконенное с верху нищенство для всех сословий. В России олигархия была и присутствует сейчас. Крохотный слой сверхбогатых в нищенской юродивой стране, это присутствует с времен Полюдья до настоящего времени. Верховная власть до XIX века боролась сначала с местничеством, а затем с недорослями дворянами которые не хотели служить отечеству (дворянская вольница). Нет ни одного пункта из перечисленных, который бы перешёл из среды татаро-монголов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

крысовод
Сообщений в теме: 6
Всего сообщений: 302
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 48
Re: Монголы и Русь

Сообщение крысовод » 30 окт 2018, 15:43

Монгольское нашествие наоборот сделало Русь единой, сначала Московией, а затем Россией.
именно об этом я и говорил, перечисляя положительные моменты ига, но негативных моментов, как мне видится, было гораздо больше.
Пить будем, гулять будем, а смерть придёт - помирать будем!

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 9337
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Re: Монголы и Русь

Сообщение Gosha » 30 окт 2018, 16:13

крысовод:
30 окт 2018, 15:43
именно об этом я и говорил, перечисляя положительные моменты ига, но негативных моментов, как мне видится, было гораздо больше.
Так негативные моменты могли завершиться временами Ивана Грозного или самое позднее временами Екатерины II Великой, а они продолжались до 1861 года. Основная Масса Российских промышленников очнулась от крепостничества только в 1907-1908 годах.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Die_zukunft
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 7
Зарегистрирован: 31.10.2018
Образование: студент
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: Малолетний дэбил
Re: Монголы и Русь

Сообщение Die_zukunft » 31 окт 2018, 22:03

Омейяды и их потомки до 15 века держали в оккупации христианскую Иберию, точно также, как и монголы держали в узде нас. Что-то никто не говорит, что "Мусульмане отбросили испанцев/португальцев на 200-300 лет в технологическом плане, а в культурном и ментальном - до сих пор". А ведь мусульмане, хоть и развивали науку, но в то же время жестоко, как сейчас бы выразились, репрессировали христиан и иудеев. Стоит задуматься.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 9337
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
Re: Монголы и Русь

Сообщение Gosha » 01 ноя 2018, 15:03

Die_zukunft:
31 окт 2018, 22:03
Омейяды и их потомки до 15 века держали в оккупации христианскую Иберию, точно также, как и монголы держали в узде нас.
Что вы имеете ввиду под НАС? С русского народа три шкуры драли не Монголы, а собственные Бояре - Князья - Церковь, что изменилось на Руси при Орде - появилась Ясачная деньга, то есть к тройному оброку прибавился четвертый. Каждый смерд на Руси отдавал 40% из своего дохода с 1242 года. Из Ваших рассуждений свои Эксплуататоры народу не в тягость, а вот Монголы это Конец Света. Вы наверно с большим удовольствием платите подоходный налог, налог на собственность и так далее. Вот что удивительно в Московском Кремле пушки появились в 1382-1390 годах, а до 1237 года на Руси были неизвестны осадные машины (Китайские), до 860 года русь не знала такого слова как «нефт» так называемый «Греческий Огонь» - легкие фракции нефти. Если бы не Китайцы Европа бы не знала компаса, бумаги, печатанья книг, изготовления бумажных денег и ценных бумаг, ссудных касс и банков.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

крысовод
Сообщений в теме: 6
Всего сообщений: 302
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 48
Re: Монголы и Русь

Сообщение крысовод » 02 ноя 2018, 22:12

Die_zukunft:
31 окт 2018, 22:03
Что-то никто не говорит, что "Мусульмане отбросили испанцев/португальцев на 200-300 лет в технологическом плане, а в культурном и ментальном - до сих пор".
Некорректно сравнивать татаро-монгольское иго и арабскую оккупацию почти всей Испании, это разные явления.
1. Монголы не остались на Руси, кочевникам просто нечего было делать в лесах и болотах, а арабы именно оккупировали христианские земли.
2. Монголы были дикарями, использовали чужой интеллект - китайский, хорезмский, русский, византийский, не обучаясь сами... Арабы же были более продвинуты во всех отношениях (кроме рабовладения) по сравнению с королевством вестготов-вандалов, которые ютились на остатках былого римского величия, и под арабами Испания превратилась в цветущий сад. А после монголов на Руси исчезло большинство городов, утрачены многие ремесла, грамотность стала редкостью. Арабы пощадили многие города, монголы же сметали все на своем пути, христиане массово переходили в ислам добровольно, а вот перехода русских в тенгрианство не наблюдалось, это была совершенно другая культура и раса, родичи не менее кровожадных и диких гуннов.
Пить будем, гулять будем, а смерть придёт - помирать будем!

Sergio
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 1172
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
Re: Монголы и Русь

Сообщение Sergio » 03 ноя 2018, 00:56

Gosha:
30 окт 2018, 15:31
Это ошибочное представление!
Это дословно по учебнику Истории + собственная фантазия по поводу культуры и менталитета.
Gosha:
30 окт 2018, 15:31
То что затормозило Россию действительно это Крепостное право, средневековое производство и такая же торговля, отсутствие внецерковного академического образования и узаконенное с верху нищенство для всех сословий.
Как ни крути, а во всех смертных грехах нужно винить только христианскую церковь. В крепостничестве, жалкой торговле, нищете населения всех сословий, кроме попов да монахов, и в первую очередь - в отсутствии внецерковного образования.
Вообще, так называемое Татаро-монгольское нашествие редко рассматривается как религиозная война. Гораздо интереснее представить это как войну межнациональную.
А многое говорит об обратном.
1. Именно в так называемый монгольский период христианские монастыри обрастали крепостными стенами - оборонялись.
2. Александру Невскому при получении ярлыков на княжение предлагали сменить веру.
3. Развитие в последние десятилетия такой науки как генетика не подтверждает факты кровной вражды.
Gosha:
01 ноя 2018, 15:03
Если бы не Китайцы Европа бы не знала компаса, бумаги, печатанья книг, изготовления бумажных денег и ценных бумаг, ссудных касс и банков.
Никогда бы не подумал, что тамплиеры были китайцами. А именно с тамплиерами связано развитие финансовой системы Европы.
Gosha:
30 окт 2018, 16:13
Так негативные моменты могли завершиться временами Ивана Грозного или самое позднее временами Екатерины II Великой
Как раз таки при Иване Грозном появились первые планы о секурялизации монастырей. А Екатерина успешно претворила их в жизнь.
Gosha:
30 окт 2018, 16:13
Основная Масса Российских промышленников очнулась от крепостничества только в 1907-1908 годах.
Это инерция... Не иначе.
крысовод:
02 ноя 2018, 22:12
1. Монголы не остались на Руси, кочевникам просто нечего было делать в лесах и болотах,
Так они и среди кочевых степных народов не остались. Может, и не было никаких монголов?
Одни только татары? Тюркоязычный народ арийского(R1a) по генетике происхождения/
крысовод:
02 ноя 2018, 22:12
2. Монголы были дикарями, использовали чужой интеллект - китайский, хорезмский, русский, византийский, не обучаясь сами...
По чему были? На мой взгляд, в быту подавляющего большинства населения Монголии мало что изменилось - как пасли в степи своих маленьких лошадок, так и пасут.
А статуя Чингизхана из нержавейки еще ничего не доказывает.
крысовод:
02 ноя 2018, 22:12
а вот перехода русских в тенгрианство не наблюдалось, это была совершенно другая культура и раса, родичи не менее кровожадных и диких гуннов.
Странно, гунны растворились среди европейцев, не оказав ровно никакого влияния на генетику.
Еще более странно выглядит тезис о расовой чистоте татар.
Генетические исследования показали, что основные региональные группы татар (поволжские, сибирские и крымские) не имеют общих предков и, таким образом, их формирование происходило независимо друг от друга. Одновременно обнаруживается очень высокое генетическое разнообразие и внутри региональных групп татар, что обусловлено наличием в составе каждой группы нескольких генетических пластов, то есть формированием каждой группы татар из нескольких источников.(Вики)
Есть смысл продолжать?

Отправлено спустя 12 минут 41 секунду:
крысовод:
02 ноя 2018, 22:12
Монголы были дикарями
Буквально за полчаса пребывания на форуме натыкаюсь на это весьма странное словечко. При чем в обоих случаях - к обывателям Старого Света.
Вы не могли бы назвать критерии этой самой "дикости"?
Вдруг окажется, что народы жили просто не совсем по современным критериям, а по своим понятиям?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Слово о погибели земли Русской (Монголы)
    demos » 09 дек 2010, 11:45 » в форуме История Руси
    1093 Ответы
    31861 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    26 дек 2014, 21:24
  • тюрки, гунны, булгары, хазары, монголы
    матвеенко_ев » 23 фев 2017, 08:38 » в форуме История древнего мира
    15 Ответы
    747 Просмотры
    Последнее сообщение матвеенко_ев
    15 окт 2018, 23:14
  • Русь и Хазария
    Adam » 29 мар 2018, 23:24 » в форуме Средневековье
    29 Ответы
    1213 Просмотры
    Последнее сообщение shrek
    15 окт 2018, 16:25
  • Ильменская Русь
    Gosha » 01 фев 2018, 18:15 » в форуме Правление Рюрика
    333 Ответы
    10203 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
    28 окт 2018, 15:28
  • Варяги-Русь
    матвеенко_ев » 08 фев 2017, 05:23 » в форуме История Руси
    433 Ответы
    12259 Просмотры
    Последнее сообщение матвеенко_ев
    23 окт 2018, 22:58

Вернуться в «История Руси»