История РусиСвятослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

С 862 до 1721 год
Автор темы
УграДева
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 24
Зарегистрирован: 24.12.2015
Образование: высшее естественно-научное
 Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение УграДева »

(15) Святослав Славный (904 Киев, 68, 972 убит Куреем)
…Отец, его Игорь, а мать Ольга…
…И был он воин смелый и сильный, и неустрашимый, и войны вел многие ради блага Руси, и победил навсегда хазар, а также воевал с Цимисхием, цезарем греческим, и с черными болгарами, много раз с печенегами и был убит печенегом Куреем на Днепровских порогах, у Белобережья, в год 972-й, потому что отвергнул веру Христову, когда умоляла его мать Ольга Святая, говоря ему: Прими, сын, свет Христова учения и будешь спасен, и вся наша Русь обретет от Господа Бога спасение и избавление от врагов и мир благоденствия людям земли Русской…
…Но не послушал князь Святослав мольбы своей матери и погиб смертью страшной, и нет его могилы, но все равно русские люди любят его и молят Господа о спасении души князя Святослава, Буйтура Русской земли...
…У Святослава были два сына - Ярополк и Олег от Предславы, дочери венгерского князя Такшоня, и сын от Малфреди, это прислуга матери его, княгини Ольги,…названный Владимиром…
А аже суть Русь?
А лi хъранiма Господъмъ?
А егъда прЪбудЪтъ конъ Ъя?

Что есть Русь? Хранит ли ее Господь? И когда придет ее конец?
***
О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь
[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда (скорей всего Ладога, чем Новгород ), в котором сидел Сфендослав (княжил Святослав в Ладоге? - В год 950-й умер князь Игорь, сын Хальгарда (Олега II) и Ингигерды. и внук Рюрика и Синеуса, и племянник князя Ингвара…В год 880-й начал Олег исполнять заветы Рюрика и стал раздавать земли, села и города словенские своим родам для их кормления: Ладогу отдал Хальгарду с Ингигердой, а также матери ее Ефанде и внукам Ефанды и Рюрика Игорю и Акуну), сын Ингора (Игорь, более точно Ингвар), архонта Росии, а другие из крепости Милиниски (Смоленск), из Телиуцы (Любеч), Чернигоги (Чернигов) и из Вусеграда (Вышгород). Итак, все они спускаются рекою Днепр (Волхов - Ильмень – Ловать) и сходятся в крепости Киоава (Киев), называемой Самватас (?). Славяне же, их пактиоты (может означать и данников, и союзников), а именно: кривитеины (кривичи), лендзанины (поляне?) и прочие Славинии (словяне) - рубят в своих горах (на участке Новгород - Вышгород, есть лишь одна возвышенность - Валдайская на водоразделе Днепра - Западной Двины - Ловати - Волги: Оковский лес) моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову…
Константин Багрянородный (904-959). Об управлении империей (составлен в 948-952 для юного наследника престола, будущего Романа II (959-963)). пер. под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. М. Наука. 1991
***
Въ лЪто 6472 прiiдохъ Святославль а СвЪнъалъдъ на рЪцу Окань на ВятiчЪ iже не хотящЪ данi даятi Русi бо iмутъ КозарЪ А побЪдi ВятiчЪ а дань възъложi А повелЪ Козаръмъ не даятi а мытарЪй iхъ iмаатi а съмЪртi прЪдаатi
Въ лЪто 6473 поiде многы воi от Полянъ а СловЪнъ а варязЪй-руси а варязЪй-нурманъ А прiiдутъ съ кънязямi СвятославлЪмъ а съ Туръдъмъ а съ Фастъмъ а съ архонты СвЪнъалдъмъ а съ Муустъвiгъмъ а Лудъвiгъмъ а Нуръвiгъмъ iже чада СвЪнъальдовЪ А прiiдутъ къ гъраду Козаръмъ зъвомый Iтыль iже сътворЪнъ на бърЪзЪхъ ръцi вЪлiей а нарiцаема АтЪлъ аже течЪ въ ЪзЪро ГыръканъскоЪ А зЪло вЪлiе на пълъдЪнъ ако прострiся на прЪдЪлы ПЪръсiанъскiя а до горы РiфатовЪ iде сълнъцЪ пышетъ варъмъ вЪлiiмъ аже земъля вьсь яко пьръсь от вара сЪго А сълънь iзыдЪ от земълi яко голътъ бЪлЪ а възълежащЪ въ нырiщЪхъ
А прiступi Святославль съ воi къ гъраду сЪму Iтылю а възя гърадъ въбръзЪ бо стЪны порушi бо сътворЪны земъляны А кагана IесЪфiя съ многы боляры козаръскы iзъбi а роды iхъ въ пълънъ iмаа а съкарбы разметаа А Касогы а Ясiны побЪдi а мнозi iзъбi А iные въ нощi iзъбЪжаа от Русi на полудЪнiе А рЪкутъ бо сii КозарЪ iмутъ вЪру жыдовлянъску А вЪлъмi зълолЪстiвЪ а нечЪстiвЪ А на лъжю сiльны
В год 964-й пришли Святослав и Свенельд на реку Оку (на рЪцу Окань), на вятичей, которые не хотели платить дань Руси, потому что уже платили хазарам, и победили вятичей, и возложили на них дань, и приказали не платить дань хазарам, а их сборщиков дани брать в плен и убивать (А повелЪ Козаръмъ не даятi а мытарЪй iхъ iмаатi а съмЪртi прЪдаатi)…
В год 965-й пошли в поход многие воины Полянские, словенские, варяги-русы и варяги-норманны со своими князьями Святославом, Турдом и Фастом и с воеводами Свенельдом, Мууствигом, Луудвигом и Нуурвигом, сыновьями Свенельда, и пришли они к хазарскому городу Итилю (къ гъраду Козаръмъ зъвомый Iтыль), что построен на берегах великой реки под названием Атель, которая течет в море Каспийское (въ ЪзЪро ГыръканъскоЪ), очень великое, и простирается на юг до персидских земель (ако прострiся на прЪдЪлы ПЪръсiанъскiя) и до гор Кавказских (до горы РiфатовЪ), где очень жаркое солнце (сълнъцЪ пышетъ варъмъ вЪлiiмъ аже земъля вьсь яко пьръсь от вара сЪго), и от этого жара на земле выступает соль (сълънь iзыдЪ от земълi), которая, как белый лед, лежит в оврагах (голътъ бЪлЪ а възълежащЪ въ нырiщЪхъ)…
…И подошел (прiступi) Святослав с войском к этому городу Итилю и вскоре овладел городом (а възя гърадъ въбръзЪ), так как защитные стены его были сделаны из земли (бо стЪны порушi бо сътворЪны земъляны), а кагана Иосифа (IесЪфiя), со многими его хазарскими боярами, убил и семьи их полонил, и имущество их разорил (iзъбi а роды iхъ въ пълънъ iмаа а съкарбы разметаа), а касоги и ясины также были побеждены (Касогы а Ясiны побЪдi) и многие убиты (мнозi iзъбi), а другие ночью бежали от русов на юг, и говорят, что эти хазары имеют веру иудейскую (а рЪкутъ бо сii КозарЪ iмутъ вЪру жыдовлянъску) и очень хитрые, и нечестные, и лживые…(а вЪлъмi зълолЪстiвЪ а нечЪстiвЪ А на лъжю сiльны)

Отправлено спустя 3 минуты 26 секунд:
Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского
Въ лЪто 6475 iдЪ Святославль на Iстръ на ГърЪцi а на Българы А побЪдi Българъ А вънiдЪ въ гърадъ iхъ ПърЪяславьць А сЪдЪ тамо на къняжЪнiе А ГърЪцi дань Ъмоу даяшЪ бо оубояся Святослава а воi Ъго а варязЪ Ъго iже похощютъ а прiiдутъ къ Царюгъраду А се не бълагъмъ ГърЪцiмъ
Въ лЪто 6476 прiiдутъ ПеченЪзi на Русь а Святославль бяшЪ въ Болгары а къняжiтъ въ ПрЪяславьцЪ А затворiся ХЪльга въ гърадЪ КыевЪ съ вънукы своя съ ЯропълчЪмъ а Олъгъмъ а ВълодiмЪръмъ А сЪдЪ въ дЪтiнъцЪ въ КыевЪ Аць оступiша гърадъ ПеченЪзЪ въ множьствЪ вълiемъ А не бе льзЪ iзытi iзъ гърада а iзъвЪстiтi кънязя Святославля о бЪдъствii сЪмъ
Аць въ нощь нЪкую переплывЪ въ лодii нЪкый дЪръзъкъ отрокъ на овый бърЪгъ Словутiча а прiiдЪ къ стану архонта ПрЪтiчю А речЪ Ъмоу АщЪ не подъступiте заутрЪ къ граду да прЪдатiся хощютъ людiе ПеченЪзгъмъ занежЪ гъладъ зачалъся а бЪда гърядЪтъ роду Олъжiну Аць речЪ ПрЪтiчь Да прiiдЪмъ въбързЪ къ гъраду А въ сь нощь а iмЪмъ кънягыню съ къняжiчi А оумчiмъ на сь бърЪгъ от лiха печенЪжiнЪ СiцЪ речЪ ПрЪтiчь дъружiнЪ своя Да от гънЪва Святослава iзъбЪжiмъ
А заутра въсЪдЪщi въ лодii къмЪтi ПрЪтiчЪвы а вънЪзаапу прiiдутъ на овый бърЪгъ на ПеченЪзi А поча сЪщi iхъ А възъглашЪ Бо се кънязь Святославль въбръзЪ грядЪтъ на вы Сiце мъняша ПеченЪзi ciЪ А побЪгоша върознь от гърада А сiцЪ кънягыня Ольга iзыдЪ iзъ Кыева гърада къ лодiямъ съ вънукы а съ чадiю а сiцЪ спасЪся от ПеченЪзi А ПрЪтiчь же посла къ Святославлю въ Болгары трiехъ къмЪтiевъ на бързыхъ комоняхъ А гълаголютъ онЪ кънязю А поiдЪ абiе Кыеву бо ПеченЪзЪ оступiша гърадъ а едъва не възя Ъго же а родъ твой въ пълънъ
iмутъ АщЪ не поiдЪшi ано съгыбнЪтъ от ПеченЪзi въся Русь
А оуслыша се Святославль А въбръзЪ iспълчiся А въсЪдъ на комонi съ дружiной своя А прiiдЪ Кыеву вънезаапу А обрушi мЪчь своя а съ дружiной на ПеченЪзi А посЪщi iхъ множьство вЪлiе А iзъгънаа iхъ въ вънъ въ полЪ А жалеющЪ матi своя бЪдъну а чада своi А остаа Кыеву по вьсь дънi
В год 967-й пошел Святослав к Дунаю, на греков и болгар, и победил болгар, и вошел в их город Переяславец, и сел там на княжение, и греки стали дань ему платить (даяшЪ), потому что боялись (оубояся) Святослава и воинов его, и варягов его, которые хотят вскоре идти к Царьграду, а это не к добру (не бълагъмъ) для греков…
В год 968-й пришли печенеги (печенЪзi) на Русь, а Святослав был в Болгарии и княжил в Переяславце, и заперлась (затворiся) Ольга в городе Киеве с внуками своими Ярополком, Олегом и Владимиром и сидела в детинце в Киеве, когда обступили (оступiша) город печенеги в великом множестве (въ множьствЪ вълiемъ) и нельзя было (а не бе льзЪ) выйти (iзытi) из города, чтобы известить князя Святослава об этой беде (о бЪдъствii сЪмъ)…
…Но однажды ночью (Аць въ нощь нЪкую) некий смелый юноша (дЪръзъкъ отрокъ) переплыл на другой берег Днепра (на овый бърЪгъ Словутiча) и пришел к стану воеводы Претича и говорит ему: Если не подойдете утром к городу (АщЪ не подъступiте заутрЪ), то люди сдадутся печенегам (прЪдатiся хощютъ), потому что голод уже начался и беда грозит (занежЪ гъладъ зачалъся а бЪда гърядЪтъ) роду Ольги…И говорит Претич: Мы быстро подойдем (да прiiдЪмъ въбързЪ) к городу, и в эту же ночь заберем княгиню с княжичами (iмЪмъ кънягыню съ къняжiчi) и перевезем (оумчiмъ) на этот берег от беды (от лiха) печенежской…И сказал Претич своей дружине: Да избежим гнева князя Святослава…
…И рано утром (заутра) вошли в лодки воины (въсЪдЪщi въ лодii къмЪтi) Претича и перешли на тот берег Днепра, и внезапно напали на печенегов, и начали их избивать (поча сЪщi iхъ), и кричали (възъглашЪ), что это князь Святослав пришел на них (Бо се кънязь Святославль въбръзЪ грядЪтъ на вы), и так же подумали (мъняша) печенеги и бросились бежать куда попало (побЪгоша върознь) от города Киева, и в это время княгиня Ольга вместе с внуками и прислугой вышли из города к лодкам и так спаслись (сiцЪ спасЪся) от печенегов, а Претич послал в Болгарию, к Святославу, трех воинов на быстрых конях, и сказали они князю, чтобы сразу же шел с войском к Киеву: Печенеги окружили город и едва не вошли в него и семью твою (родъ твой) могут в плен взять, если не пойдешь, и тогда погибнет от печенегов вся Русь (АщЪ не поiдЪшi ано съгыбнЪтъ от ПеченЪзi въся Русь)…
…И, услышав это, Святослав быстро поднял войско, и сели они на коней и стремглав прибыли к Киеву, и обрушили свои мечи на печенегов, и убили их великое множество, а многих прогнали в поле, и пожалел Святослав мать свою бедную и детей своих и остался навсегда в Киеве…
А оуслыша се Святославль
А въбръзЪ iспълчiся
А въсЪдъ на комонi съ дружiной своя
А прiiдЪ Кыеву вънезаапу
А обрушi мЪчь своя а съ дружiной на ПеченЪзi
А посЪщi iхъ множьство вЪлiе
А iзъгънаа iхъ въ вънъ въ полЪ
А жалеющЪ матi своя бЪдъну а чада своi
А остаа Кыеву по вьсь дънi

Реклама
Аватара пользователя
Gosha
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 16901
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение Gosha »

УграДева: Святослав Славный (904 Киев, 68, 972 убит Куреем)
Князь наш почал пора и нам други - эта реплика относится к 945 году в то время Святославу было не более 5 лет, а в момент гибели в 972 году не более 32 лет. Дольше всех прожил Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (1053-1125).

Отправлено спустя 35 минут 56 секунд:
УграДева: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского
Изображение
Приблизительно так выглядел Святослав Игоревич вовремя заключения перемирия с Иоанном Цимисхием в 971 году под Доростолом (Болгария). Совсем не старикашка 67 лет. Да еще Святослав правил самостоятельно с 964 года по 972 год. После смерти княгини Ольги (жена Игоря) в 969 году Святослав назначил наместниками своих детей - Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене (земля Древлянская), Владимира в Новгороде.

Отправлено спустя 30 минут 20 секунд:
Первый поход Святослав совершил в 964 году на Вятичей - бассейн реки Оки. Замечательное событие произошло в 955 году во время первой поездки княгини Ольги в Царьград вероятней всего она пыталась заполучить невестку царских кровей для Святослава, сначала заочно, а уже в 957 году вовремя второй поездки Ольги с ней мог быть и Святослав, который на отрез отказался креститься. 9 сентября 957 года, состоялся первый прием «игемона и архонтиссы русов», описанный Константином Багрянородным. Ольгу сопровождала большая свита: ее племянник, не названный, к сожалению, по имени, 8 «приближенных людей», 22 посла русских князей (атгохрюьарк»), 16 «приближенных женщин», «люди» Святослава, 18 прислужниц, слуги из свиты послов (апокрисиариев), 2 переводчика, особый переводчик княгини и много различных слуг. Апокрисиарии, то есть послы русских князей, в свите Ольги, кстати, сами имевшие свою свиту, это, несомненно, те самые «слы» «светлых» и «великих князей», «всякого княжья» Руси, о которых упоминают договоры русских с греками Олега и Игоря. Помимо Киева в 957 году еще было 22 самостоятельных княжества на Руси.

Из византийских источников узнаем, что Ольге был оказан в Константинополе довольно сдержанный прием. Какое-то время греки заставили ее простоять "в Суду", не давая сойти на берег. Два с половиной месяца ожидала она приема у императора. А между первым и вторым приемами княгини в императорском дворце прошло почти полтора месяца. Денежные дары, полученные Ольгой во время визита, были очень скромными. "Армянские, иверские феодалы, венгерские вожди, болгарский царь Петр при посещении Константинополя одарялись гораздо более щедро", – отмечал видный советский византинист М.В. Левченко. По его мнению, в Царьграде "Ольгу и русских принимали и одаривали как послов очень важных, но все же только как послов". [50. Левченко М.В. Указ. соч. С. 231-232.] В чем причина такого обращения греков с княгиней? Соответствовало ли оно реальному статусу Ольги или принижало его? Вопросы очень существенные. От ответа на них зависит оценка общественной значимости крещения Ольги.

У историков сложилось мнение, согласно которому Ольга прибыла в Константинополь в качестве "главы государства и киевского правительства". [51. См., напр.: Сахаров А.Н. "Мы от рода русского…". Л., 1986. С. 234, 235.] Это мнение – результат некритического подхода к летописи, где княгиня действительно изображена полновластной регентшей при малолетнем сыне своем Святославе. Однако внимательный анализ летописных сведений убеждает в том, что древние писатели идеализировали положение Ольги, придав ей политическое значение, далекое от реальности. Настоящими же воспитателями Святослава были некие Асмуд и Свенельд, деятельность которых старательно затушевана летописцами. Почему это произошло? Да потому, что Ольга была христианкой, а Свенельд и Асмуд – язычниками. Летописцы, ревностные приверженцы христианства, воспевали первую и старались уделять поменьше внимания вторым. И все-таки с помощью их сведений восстанавливается подлинная политическая роль Асмуда и Свенельда. Эти лица составляли ближайшее окружение князя Святослава, выступали в качестве военных предводителей. У воеводы Свенельда была собственная дружина – "отроки". Богатство воеводы и его дружинников вызывало зависть в киевской дружинной среде. Авторитет и влияние Свенельда не пошатнулись и в годы зрелости Святослава. Политический ранг Свенельда был настолько высок, что его имя попадает в договор Руси с Византией 971 года рядом с именем князя Святослава: "Равно другаго свешанья, бывшего при Святославе, велицем князи рустем, и при Свенальде". [52. ПВЛ.Ч. 1.С. 52.] Влияние Свенельда не уменьшилось со смертью Святослава: князь Ярополк, занявший киевский стол, поступал так, как хотелось Свенельду.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Автор темы
УграДева
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 24
Зарегистрирован: 24.12.2015
Образование: высшее естественно-научное
 Re: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение УграДева »

Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского
Въ лЪто 6477 въ дЪнь 11 мЪсорi мiнЪя прЪставiся вЪлiя кънягыня Русi ХЪлъга а наречЪна Олёна въ свяатъмъ крещЪнii А вiтанiя зЪмъного Ъя бысть осьмьдесятЪ годiнъ А къняжЪнiя дъвадесятЪ а четырЪ годiнъ А остаа съвараха едiного Святославля а вънукъвъ трiехъ Яропълча а Олъга а ВълодiмЪра А невЪстъкъ дъвохъ кънягыню ПрЪдъславу от Оугъръвъ а робiчiцу МальфрЪдь от дърЪвлянъ аже матi ВълодiмЪрова а ключьнiца Ольжiна въ къняжiемъ дЪтiнцЪ въ ВышегърадЪ А погърЪбена бысть бълажЪна Олёна на мЪстЪ потайнъмъ по за вЪту Ъя на ПодолЪ Словутiчя по хрЪстiянъскому ряду А плакася по ОлёнЪ а сынъ а вънукi Ъя а сълЪзiлiся въсЪ людiЪ на Русi а въ СловЪнЪхъ а на ПъльсковЪ iдЪжЪ памятуютъ Ъя яко ПрЪбрану-Красу аже зашьла заря свЪта Хрiстова на Русi
…А гълаголютъ нЪцii моудры мънiхы аже iстiнънЪ на ПодолiЪ iдЪ погърЪбена кънягыня руская Олёна вънукъ мЪзiнъ Ъя ВълодiмЪрь суть вЪлiй кънязь
земълi Руской въ лЪто 6496 сътворiтъ свяатоЪ крещЪнiе въсЪя Русi А повелЪнiемъ Ъго КыевлянЪ прiiдутъ къ бърЪгу Словутiча а вънiдутъ съ чадамi а прiснью въ ръцу а прiiмутъ свяатоЪ крещЪнiЪ от гърЪчьскы епiскупъвъ А тако крестiся Русъ
В год 969-й, в день 11-й июля месяца умерла великая княгиня Руси Ольга, нареченная Еленой в святом крещении, и ее земной жизни было восемьдесят лет (бысть осьмьдесятЪ годiнъ) и княжения было двадцать четыре года; и остались после нее сын единственный Святослав, трое внуков: Ярополк, Олег и Владимир, две невестки: княгиня Предслава из венгров (от Оугъръвъ) и бывшая ключница ее Малфредь (робiчiцу МальфрЪдь) из древлян, мать Владимира, которая прислуживала Ольге в княжеском детинце в Вышгороде (аже матi ВълодiмЪрова а ключьнiца Ольжiна въ къняжiемъ дЪтiнцЪ въ ВышегърадЪ); и похоронена блаженная Олёна (погърЪбена бысть бълажЪна Олёна), по ее завету (по за вЪту) и по христианскому закону (ряду), на потаенном месте (на мЪстЪ потайнъмъ), на Подоле, у Днепра (Словутiчя), и плакали (плакася) по Ольге и сын, и внуки ее, и плакали все люди на Руси (сълЪзiлiся въсЪ людiЪ на Русi) и словене в Плескове (въ СловЪнЪхъ а на ПъльсковЪ), где ее помнят как Пребрану-красу (iдЪжЪ памятуютъ Ъя яко ПрЪбрану-Красу), которая взошла как заря света Христова на Руси…
…И, как говорят некие мудрые монахи (гълаголютъ нЪцii моудры мънiхы), на Подоле (аже iстiнънЪ на ПодолiЪ), где погребена княгиня русская Олёна, ее младший внук Владимир, великий князь земли Русской, в год 988-й крестил Русь всю (въ лЪто 6496 сътворiтъ свяатоЪ крещЪнiе въсЪя Русi), и, по его повелению, все киевляне пришли на берег Днепра (Словутiча) и вошли в воды реки с детьми и всей родней (вънiдутъ съ чадамi а прiснью въ ръцу), и приняли святое крещение от греческих епископов, и так крестилась Русь (А тако крестiся Русъ)…
Въ лЪто 6478 iсполчiся Святославъ на Българы а iде къ ПрЪяславцю гъраду iхъ А въ КыевЪ оу Полянъ оставi Яропълчя съ архонтъмъ Блудъмъ А въ Въручевi оу ДърЪвълянъ оставi Олъга съ аръхонтъмъ IлiЪмъ А въ НовЪгърадЪ оу СловЪнЪхъ оставi ВълодiмЪра съ архонтъмъ Дъбрянъмъ iже вуй Ъго понеже адЪлъфiй матi Ъго МалъфрЪдi а посадънiчiй НовЪгърада
Въ лЪто 6479 прЪставiся въ ПълътъскЪ кънязь УлЪбъ отЪнь Рогъвъложiй а правънучЪ Вадiмiръвъ
Въ лЪто же 6479 прiiдЪ Святославъ къ ПрЪяславцю а съ братiе своя съ Турьдъмъ а Фастъмъ а съ архонты ПрЪтiчьмъ а СвЪнъалдъмъ а съ къмЪтьмi от Полянъ а от СловЪнъ а от варязЪй-нурманъ А подъступi къ гъраду Аць БългарЪ iзълезоша на сЪщю а хотящю защiтiтi ПрЪяславъ А быстъ сЪща вЪлiка А въпървоЪ одаляху БългарЪ А речЪ Святославъ воямъ своя А вiжьдю язъ бо оужЪ намъ въсЪмъ зъдЪ лЪчi Да не посрамiмъ земълi Руской братiе моя ЗанЪ мъртвыя сърому не iмутъ Да потягнЪмъ на Българы лi бо възъляжЪмъ костьмi А почаху бiтiся съ Българы А заста вечЪрiе А одолЪ Святославъ Българы А възя гърадъ ПрЪяславъ копiЪмъ А вънiдi въ нъ
А пакы сЪдЪ въ ПрЪяславЪ на къняжЪнii А данъ iмЪтъ съ Българы А речЪ iмъ же АщЪ вы ЪстЪ СлавянЪ а бытi вамъ же съ Русiю въкоупЪ А статi съпротiвЪ ГърЪцi
СiцЪ речЪ Българъмъ кънязъ Святославль
А не будЪтЪ подъругы Русi дъля да будЪтЪ къщЪямы цЪсаря
В год 970-й пошел Святослав войной (iсполчiся) на болгар и пришел к Преславу (iде къ ПрЪяславцю) - городу их, а в Киеве, у полян, оставил Ярополка с воеводой Блудом, а в Овруче (въ Въручевi), у древлян, - Олега с воеводой Ильей, а в Новгороде, у словен, - Владимира с воеводой Добраном, который приходится ему дядей, потому что мать Владимира Малфредь - сестра Добрану, посаднику в Новгороде (iже вуй Ъго понеже адЪлъфiй матi Ъго МалъфрЪдi а посадънiчiй НовЪгърада).
В год 971-й умер в Полоцке (прЪставiся въ ПълътъскЪ) князь Улеб, отец Рогволода и правнук Вадимира.
В тот же год пришел Святослав к Преславу с братьями своими Турдом и Фастом и с воеводами Претичем и Свенельдом, и с воинами (съ къмЪтьмi) из полян, и словен, и варягов-норманнов, и подступили они к городу, но болгары вышли защитить (iзълезоша на сЪщю а хотящю защiтiтi) Преслав, и была сокрушительная битва (а быстъ сЪща вЪлiка), и сперва (въпървоЪ) побеждали (одаляху) болгары, тогда обратился Святослав к своим воинам: Вижу я, что мы все здесь ляжем, но не посрамим земли Русской, братья мои, ведь мертвые позора не имеют, итак, дружина моя, или нанесем болгарам мощный удар и победим их, или ляжем костьми (А вiжьдю язъ бо оужЪ намъ въсЪмъ зъдЪ лЪчi Да не посрамiмъ земълi Руской братiе моя ЗанЪ мъртвыя сърому не iмутъ Да потягнЪмъ на Българы лi бо възъляжЪмъ костьмi). И начали сражаться (почаху бiтiся) с болгарами, и к закату дня (А заста вечЪрiе) победил (одолЪ) Святослав болгар, и взял их город Преслав (възя гърадъ ПрЪяславъ копiЪмъ), и вошел в него (А вънiдi въ нъ) …
…И снова (пакы) сел в Преславе на княжение, и дань имел от болгар, и говорил им: Если вы славяне, то вместе с Русью должны стать против греков (АщЪ вы ЪстЪ СлавянЪ а бытi вамъ же съ Русiю въкоупЪ А статi съпротiвЪ ГърЪцi).
…И сказал болгарам князь Святослав: А не будете друзьями Руси, то станете рабами цезаря
А не будЪтЪ подъругы Русi дъля
да будЪтЪ къщЪямы цЪсаря

Автор темы
УграДева
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 24
Зарегистрирован: 24.12.2015
Образование: высшее естественно-научное
 Re: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение УграДева »

Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского
Въ лЪто же сiЪ 6479 посла Святославъ къ ГърЪцi глаголя Се хощю iтътi на Вы А гърадъ Вашь възятi яко сЪй оу Българъ ПрЪславъ…А рекутъ Ъмоу зълокозьнъны ГърЪцi Аже възъiмi дань на чiсьлЪ воЪвъ своя…А се суть лЪсть от ГърЪцi Аць Святославъ отвЪща Бо насъ ЪсьтЪ десятЪ тысящъ Русi а десятЪ тысящь СловЪнъ А iсполчiща ГърЪцi вЪлiе множьство воi а данi не даяху А прiiдутъ на Русь от ГърЪцi а БългарЪ а Фракiяне а МакЪдонЪ а ОугърЪ А въсЪхъ больмi тьмы едiной тысящь А оузряшЪ се Святославль А речЪ воямъ своя Оуже намъ не камо ся дЪтi волЪю а неволЪю статi протiву върагы Да не посрамiмъ же земълi Рускыя Аць ляжЪмъ зъдЪ костьмi Бо мъртъвыя съраму не iмутъ А отвЪща Ъмоу воi Рускы А iдЪже бо гълава твоя падЪтъ Ту а своi гълавы съложiмъ къняжЪ Святославлю…А речЪ iмъ кънязь Да подъяшьмъ сътягы Русi Да възъярiмъ комонЪ своя Да оустрЪмiмъ мЪчi своi на сiхъ върагы Да послЪдуЪтЪ за мъной БратiЪ моя дружiно А зачаша сЪщiа страшьна А рiнулiсь Русы на върагы своя А поча тЪснiтi iхъ А къ вечЪрiю одолЪ Святославль А побЪгоша РомЪi а съ Българы а съ iныя языцы от Русi А прiбЪгоша къ цЪсарю IонЪ ЦЪмiсъхЪю въ гърадъ ДърЪстъвъ А повЪдаша о сЪмъ
А рЪчЪ цЪсарь Бо сiла вЪлiя iа грядЪтъ на ны А не можьмъ протiву стоятi А посла въбрЪзЪ навсрЪчь мужi лЪпшiЪ от ГрЪцi А прiiдутъ къ Святославу глаголящЪ Бо цЪсарь хощЪтъ мiръ сътворiтi съ Русью А едiную дань вЪлiю въдатi от въсЪго Вiзанътiя къ Русi да iзыдутъ Русы от гърада въсвоясы А рядъ заключiтi на харатii А сiцЪ сътворiлi мiръ межю ГърЪцi а Русiю А се ключiся въ лЪто же 6479 дъня 14 мЪсорi мiнЪя А Святославъ отъыдЪ на Русь къ Словутiчю А вЪлiе съкаръбiе iмаашЪ от ГърЪцi а въ лодiяхъ а на комоняхъ а въ возЪхъ А доiдутъ въ БЪлоберЪжiе аже оу СловутiчЪ А прiтомiлiсь дружiна а комонЪ а воi А реша зiмоватi въ БЪлоберЪжiЪ Ацъ рекутъ Святославу архонъты Ъго СвЪнъалъдъ съ ПрЪтiчЪмъ Бо не льзЪ ту зiмоватi къняжЪ Бо ПеченЪзi въблiзЪ вiтаютъ А поiдЪмъ къняжЪ въкоупно на комоняхъ въ Поляны къ Кыеву А лодii а съкарбы оставi ту въ БЪлоберЪжiе А не послуша кънязь архонты вЪрныя своя ащЪ отню служiлi съ чЪстiю ако а матi своя да не слушалъ А остаа съ малой дружiной а съ ПрЪтiчьмъ въ лодiяхъ на БЪлоберЪжii зiмоватi А СвЪнЪлъда съ дружiной вЪлiей а съ адЪлъфiямi своя Туръдъмъ а Фастъмъ отпустi Кыеву на комоняхъ iже прiдутъ къ гъраду въ лЪто же 6479 аппЪлiоса мiнея бЪзъ Святослава
Въ лЪто 6480 въ зачалЪ фаръмуфii мiнея iдЪ кънязь Святославъ съ дружiной малою въ лодiяхъ по Словутiчю А прiiдутъ на порозi А послаша БългарЪ къ ПеченЪзi вЪстiЪ бо iдЪтъ Святославъ на порозi а съ дружiной малой а везЪ въ лодiяхъ iменiЪ вЪлiе аже дань iмааше от ГърЪцi А оуслыша се каганъ печенЪжьскы КурЪй А оступiша порозi съ воямы бЪз чiсьла А стерегущЪ Святослава iже прiiдохъ къ порозi бЪзъпЪченъ а нападЪ вънЪзаапу на нь КурЪй А iзънiчьтожа дружiну Святославлю малую а съ ПрЪтiчЪм А кънязя оубi А гълаву отяша от плотi А повелЪ КурЪй чашю iзъ лъба СвятославлЪва сътворiтi А лъбъ оковатi поясъмъ зълатымъ А напьсатi на поясЪ сЪмъ Бо чюжiя гълавы възъжелаша Ацъ свою гълаву потеряша А iзъ лъба сЪго каганы печенЪжьскы пiяшЪ вiна съ мЪдамi А мъняшЪ о сЪмъ Бо дЪръзкъ а крЪпъкъ бяша сь кънязъ А мы такожьдЪ а чады нашi
CiцЪ съвЪршiлiся прЪдъвЪстiя вълхъвы оковъскыя iже рекущЪ кънязю ХЪлъгу ВЪшьтiему о трiехъ съмЪртяхъ къняжЪвыхъ А бысть всЪхъ лЪтъ къняжЪнiя Святослава дъвадесятЪ а осьмь А лЪтъ вiтанiя Ъго шестьдесятЪ а дъва
…А вЪчьно ЪсьтЪ онъ же вЪлiй кънязь земълi Руской Святославъ iже вЪльмi крЪпко възълюбляшЪ Русь яко а матi Ъго Свяатая Олёна Бо не жалЪющЪ отдатi за Русь жiвотъ свой
…А мънятъ же о сiхъ трiехъ славныхъ кънязЪхъ Рустiiхъ ХЪлъге ВЪшьтiемъ а IнгъварЪ Рурiковомъ а СвятославЪ Славномъ мънiхы хрЪстiянъской гърЪчьской обiтЪлi аже суща въ ПолянЪхъ оу КiевЪ Аще бы онЪ прiялi завЪты а вЪру Хрiстову то тi бЪды iзъбЪжалi понежЪ Господъ Богъ бърежЪнiЪ възъдалъ бы iмъ от съмЪртi неправЪдъной ащЪ поганi осташася а отвьржЪ вЪру Хрiстову обрЪтохъмъ бЪды своя от дiавола понежЪ не прiялi Хрiста…А кара прiiдоша къ ХЪльгу за оубiЪнiЪ лЪстноЪ кънязя Асколъда а онъ же есi хрЪстiанiнъ Нiколай А Iнгъвару за оубiЪнiЪ многая хрЪстiяны оу ЦЪсарЪгърадЪ А Святославу за отвьржЪнiЪ молЪнiя матi Ъго же кънягынi Олёны о прiятii вЪры хрiстовой сынъмъ Ъё Святославъмъ А оный не вънялъ матЪрi своя
…Аць мънiхы гърЪчьскыя хрЪстiанъской обiтЪлi аже оу КiевЪ въсЪчясьно възъносящЪ молЪнiя Господу наашЪму о оупокоЪнii душь сiхъ кънязЪй Русi Бо онЪ отдаяхъмъ жiвотъ свой радi бълагодЪнъствiя земълi Русъкой а о дарованii мiра а бълага въсЪмъ языцЪмъ Русi ВЪлiей
АмЪнъ
В тот же год 971-й Святослав предупредил (посла сла) греков: Хочу идти на вас (Се хощю iтътi на Вы) и город ваш взять, так же как взял город болгарский Преслав…В ответ на это коварные (зълокозьнъны) греки предложили (рекутъ): Лучше возьми дань по числу (на чiсьлЪ) воинов своих…Но греки хитрили (а се суть лЪсть). И отвечает им Святослав: Нас десять тысяч русов и десять тысяч словен (Бо насъ ЪсьтЪ десятЪ тысящъ Русi а десятЪ тысящь СловЪнъ). И подготовили (iсполчiща) греки великое множество воинов и дани никакой не дали (не даяху). А пошли на Русь и греки (ГърЪцi), и болгары (БългарЪ) и фракийцы (Фракiяне), и македонцы (МакЪдонЪ), и венгры (ОугърЪ), и всех их было более ста тысяч (больмi тьмы едiной тысящь). И, увидев (оузряшЪ) это, Святослав сказал (речЪ) своим воинам: Уже нам некуда деться, и мы должны волею или неволею стать против врагов, и не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ведь мертвые сраму не имеют!
Оуже намъ не камо ся дЪтi
волЪю а неволЪю статi протiву върагы
Да не посрамiмъ же земълi Рускыя
Аць ляжЪмъ зъдЪ костьмi
Бо мъртъвыя съраму не iмутъ
- И отвечают (отвЪща) ему Русские воины:
Где упадет твоя голова, там и мы головы свои сложим, княже Святослав
А iдЪже бо гълава твоя падЪтъ
Ту а своi гълавы съложiмъ
къняжЪ Святославлю
- И говорит (речЪ) им князь: Братья мои, дружина, так поднимем же стяги Руси и взъярим своих коней, и направим оружие свое на врагов и следуйте за мной!
Да подъяшьмъ сътягы Русi
Да възъярiмъ комонЪ своя
Да оустрЪмiмъ мЪчi своi на сiхъ върагы
Да послЪдуЪтЪ за мъной
БратiЪ моя дружiно
- И началась битва страшная (зачаша сЪщiа страшьна), и бросились (рiнулiсь) русы на своих врагов и начали их теснить, и к вечеру одолел (къ вечЪрiю одолЪ) неприятеля Святослав, и побежали ромеи и болгары, а с ними и другие народы (побЪгоша РомЪi а съ Българы а съ iныя языцы от Русi) и прибежали к цезарю Иоанну Цимисхию (IонЪ ЦЪмiсъхЪю) в город Доростол (ДърЪстъвъ), и сообщили ему о победе русских (а повЪдаша о сЪмъ)…
…И сказал цезарь: Идет на нас войско великое, и мы не сможем выстоять против него (Бо сiла вЪлiя iа грядЪтъ на ны А не можьмъ протiву стоятi), - и срочно выслал навстречу Святославу послов - мудрейших мужей из числа своих приближенных (посла въбрЪзЪ навсрЪчь мужi лЪпшiЪ от ГрЪцi), и пришли они к Святославу с предложением от цезаря (глаголящЪ) заключить мир (цЪсарь хощЪтъ мiръ сътворiтi съ Русью ) и единовременно (едiную) великую дань дать (въдатi) Руси от всей Византии (от въсЪго Вiзанътiя къ Русi), чтобы ушли русы из города к себе (да iзыдутъ Русы от гърада въсвоясы). И заключили греки с Русью мирный договор (рядъ заключiтi на харатii) в год 971-й, в день 14-й месяца июля (а се ключiся въ лЪто же 6479 дъня 14 мЪсорi мiнЪя), и Святослав отошел на Русь, к Днепру (отъыдЪ на Русь къ Словутiчю), и огромный выкуп получил от греков (вЪлiе съкаръбiе iмаашЪ от ГърЪцi), и везли его в лодках, и на лошадях, и на возах, и дошли до Белобережья, что у Днепра (въ БЪлоберЪжiе аже оу СловутiчЪ), и устала (прiтомiлiсь) дружина; и кони, и воины, и решили (реша) они зимовать в Белобережье, но говорят (рекутъ) Святославу его воеводы Свенельд с Претичем: Нельзя здесь зимовать, князь, ведь поселения печенегов близко отсюда (ПеченЪзi въблiзЪ вiтаютъ); пойдем, князь, вместе (въкоупно) на конях в землю Полянскую, в Киев, а лодки и груз (съкарбы) оставим здесь, в Белобережье -. Но не послушал князь своих верных воевод, которые еще отцу его честно служили, как и мать свою не слушал (А не послуша кънязь архонты вЪрныя своя ащЪ отню служiлi съ чЪстiю ако а матi своя да не слушалъ), и остался с малой дружиной и с Претичем в лодках зимовать на Белобережье, а Свенельда с дружиной большой и с братьями своими Турдом и Фастом отпустил в Киев на конях, и пришли они в город Киев в том же 971 году, в ноябре, без Святослава…
…В год 972-й, в начале (въ зачалЪ) марта, пошел князь Святослав с малой дружиной в ладьях по Днепру и пришел к порогам (прiiдутъ на порозi), и послали болгары к печенегам известие (вЪстiЪ), что идет Святослав к порогам и дружина у него малая, а везет (везЪ) в лодках огромный выкуп, полученный от греков (iменiЪ вЪлiе аже дань iмааше от ГърЪцi ), и, узнав об этом, каган печенежский Курей (А оуслыша се каганъ печенЪжьскы КурЪй) окружил (оступiша) пороги с огромным количеством (бЪзъ чiсьла) своих воинов и поджидал в засаде Святослава, который пришел к порогам, не остерегаясь нападения (А стерегущЪ Святослава iже прiiдохъ къ порозi бЪзъпЪченъ), и внезапно напал Курей и уничтожил (iзънiчьтожа) дружину малую князя Святослава вместе с Претичем, и князя убил, и голову его отсек (отяша) от тела (плотi), и приказал Курей сделать чашу из черепа Святослава (повелЪ КурЪй чашю iзъ лъба СвятославлЪва сътворiтi) и череп (лъбъ) оковать поясом из золота, и написать (напьсатi) на этом поясе: Этот князь желал чужих голов, а потерял свою голову (Бо чюжiя гълавы възъжелаша Ацъ свою гълаву потеряша). И из этого черепа каганы печенежские пили вина с медами и думали при этом (мъняшЪ о сЪмъ), что смелым и сильным был этот князь, и пусть же и мы такими будем и дети наши (Бо дЪръзкъ а крЪпъкъ бяша сь кънязъ А мы такожьдЪ а чады нашi)…
…Так исполнились пророчества (CiцЪ съвЪршiлiся прЪдъвЪстiя ) оковских волхвов, которые когда-то предсказали (рекущЪ) князю Олегу Вещему три княжеские смерти; и было всех лет княжения Святослава двадцать восемь, и лет жизни его было шестьдесят два года (в другом месте: В год 916-й пошли Асмунд и Свенельд снова на древлян и взяли княжича Святослава в первый раз на войну, и было отроку Святославу шесть лет)…
Великий князь Святослав вечно останется в памяти народа земли Русской как великий и славный князь (А вЪчьно ЪсьтЪ онъ же вЪлiй кънязь земълi Руской), который любил свою Русь (iже вЪльмi крЪпко възълюбляшЪ Русь), как и мать его Елена Святая, и не жалел своей жизни, и отдал ее за Русь (не жалЪющЪ отдатi за Русь жiвотъ свой) …
…И думают (мънятъ) об этих трех славных русских князьях: Олеге Вещем, Ингваре Рюриковиче и Святославе Славном монахи христианской греческой обители в Полянах в Киеве (ХЪлъге ВЪшьтiемъ а IнгъварЪ Рурiковомъ а СвятославЪ Славномъ мънiхы хрЪстiянъской гърЪчьской обiтЪлi аже суща въ ПолянЪхъ оу КiевЪ) , что если бы они приняли (онЪ прiялi) заветы и веру Христову, то избежали бы гибели (то тi бЪды iзъбЪжалi), потому что (понежЪ) Господь Бог защитил бы (бърежЪнiЪ възъдалъ бы) их от неправедной смерти, но они остались некрещеными и отвергли (поганi осташася а отвьржЪ) веру Христову, и обрели свою погибель от дьявола (обрЪтохъмъ бЪды своя от дiавола), потому что не приняли (не прiялi) Христа…
И вот кара пришла (прiiдоша) к Олегу за неправедное убийство (за оубiЪнiЪ лЪстноЪ) князя Аскольда, ибо он был христианином по имени Николай; и Игорю за убийство многих христиан у Царьграда; и Святославу за отказ последовать мольбам (за отвьржЪнiЪ молЪнiя) его матери-княгини, ведь молила его мать, княгиня Ольга, о принятии (о прiятii) им веры в Христа, но Святослав не внял слезным просьбам матери своей (А оный не вънялъ матЪрi своя)…
…А монахи греческой христианской обители, которая в Киеве, все время молятся (мънiхы гърЪчьскыя хрЪстiанъской обiтЪлi аже оу КiевЪ въсЪчясьно възъносящЪ молЪнiя) Господу нашему об упокоении душ этих князей Руси, потому что они отдали свою жизнь (отдаяхъмъ жiвотъ свой) ради благоденствия земли Русской, и о даровании мира и счастья всем народам великой Руси (о дарованii мiра а бълага въсЪмъ языцЪмъ Русi ВЪлiей)...
Аминь
(Абзацы 744-746 - вставка монахов греческой Будинской обители в свод 1112 года - Примеч. Н.А. Кучанского)
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись: (текст, перевод, комментарии, статьи). Под общей редакцией академика Ю.К. Бегунова. Санкт-Петербург. Из-во Искусство России, 2013. 550с.

Аватара пользователя
Gosha
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 16901
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение Gosha »

ДОРОСТОЛ – 971

«Сразу хотелось оговорить численность ромеев и русов, болгар венгров и печенегов. Такие армии были огромными даже для XIX века, что же говорить о Х веке. Можно совершенно спокойно делить число воинов на десять в том и другом лагере, так же нужно учесть, что Доростол маленький городок должен был кормить поить 25 тысяч русов на протяжении трехмесячной осады. Триста боевых дромонов - 60 тысяч моряков и воинов - немного ли. Скилица называет 9 тысяч пехоты и 1,5 тысячи конницы у Цимисхия и 6 тысяч у Святослава».

Изображение
Святослав продолжал политику своих предшественников, стремясь увеличить территорию древнерусского государства, защитить его границы, обезопасить волжский торговый путь и взять в свои руки весь великий торговый путь «из варяг в греки». Вследствие этого Святослав устремился на Балканы, желая завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай. Он сказал своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок — середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров — серебро и кони; из Руси — меха, воск, мед, челядь». В 967 году в царствование греческого императора Никифора Фоки из Царьграда в Киев явился посол и просил Святослава от имени своего государя пойти войной на болгар. Греки никак не могли осилить болгар из-за того, что те жили в гористых местах. Греки привезли с собой богатые дары и сулили еще больше за захват Болгарии. Князь согласился и стал собирать войско. На его клич отозвались славный воевода Свенельд, богатыри Сфенкел, Икмор и другие. Святослав предпринял два похода в Болгарию — в 968 и в 969 годах. Овладев столицей Болгарии Преславой и пленив царя Бориса, Святослав послал сказать грекам: «Хочу на вас идти, взять ваш город». Вслед за этим русы стали готовиться к походу на Царьград. Они усилили свое войско болгарами, которые были недовольны господством Византии, наняли отряды печенегов и венгров. В это время на царский престол в Византии вступил Иоанн Цимисхий, искусный военачальник и отважный воин. В 970 году под Адрианополем произошло сражение, в результате которого греки потерпели поражение, принесли дары Святославу и пообещали мир.

Изображение
Византийский дромон до 200 человек (120х20х60) – гребцы, палубная команда, солдаты.
В это время к Святославу прибыло из Киева небольшое подкрепление. Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы чрез Балканы и оставил открытым устье Дуная. Это была его крупная стратегическая ошибка. Кроме того, рать русов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе. Этим воспользовался Цимисхий. Он собрал 300 судов, вооруженных «греческим огнем», а в 971 году двинул флот к устью Дуная, чтобы запереть русам обратный путь на родину. Сам император выступил в поход с сильным передовым 2-тысячным отрядом «бессмертных» (отлично вооруженной личной гвардией), 13-тысячной конницей и 15-тысячной пехотой и без труда преодолел Балканы. За ним следовали остальные силы и большой обоз с осадными и огнеметными машинами и продовольствием. В Болгарии византийские лазутчики распространили слух, что Цимисхий идет не покорять болгарский народ, а освобождать его от русов, и русы вскоре лишились поддержки со стороны болгар.
13 апреля 971 года Цимисхий начал бой на подступах Преславы. В результате этого боя византийцы захватили Преслав, и только немногим русам во главе со Сфенкелом удалось прорваться и уйти в Доростол.
17 апреля Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов. 23 апреля византийское войско, значительно превосходившее рать русов, подошло к Доростолу. Передовой отряд византийской пехоты осматривал окрестные леса и овраги в поисках засады.

Изображение
Первый бой под Доростолом произошел уже 23 апреля 971 года. Русы напали из засады на передовой отряд византийцев. Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Когда Цимисхий подошел к городу, русы ожидали врага на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Греки перестроились в боевой порядок: посередине стала пехота, на флангах — конница в железных латах; спереди, прикрывая фронт, — легкая пехота: стрелки из лука и пращники — они непрерывно пускали стрелы, метали камни. Бой был упорный, русы отразили 12 атак. Победа колебалась: ни та, ни другая сторона не брала верх. К вечеру Цимисхий сам повел всю свою конницу против утомленного противника. Под ударами многочисленной конницы византийцев пехота русов отступила и укрылась за городскими стенами Доростола.
24 апреля византийское войско строило укрепленный лагерь под Доростолом. Цимисхий выбрал небольшую возвышенность, на которой были установлены шатры, вокруг выкопан глубокий ров и насыпан земляной вал. Цимисхий приказал воткнуть в землю копья и на них повесить щиты. 25 апреля византийский флот подошел к Доростолу и блокировал город со стороны Дуная. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. Русы оказались в окружении. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только бросали камни и метали стрелы в противника со стен города и из башен. Византийцам пришлось возвратиться в свой лагерь.
Второй бой под Доростолом произошел 26 апреля. Войско русов вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. После атаки, византийцев завязался упорный бой, который шел долгое время без перевеса. В этом бою пал храбрый воевода Сфенкел. Утром 27 апреля бой возобновился. К полудню Цимисхий направил отряд в тыл дружины Святослава. Опасаясь оказаться отрезанными от города, русы отступили за крепостные стены.
После того, как прибыли суда и загородили выход в море, Святослав принял решение сесть в крепкую осаду. В ночь на 29 апреля вокруг Доростола был вырыт глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. У русов не было съестных припасов, и в темную ночь на 29 апреля они на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Русы успели обшарить все окрестные места и с большими запасами продовольствия возвращались домой. В это время они заметили на берегу греческий обозный стан: люди поили лошадей и рубили дрова. В одну минуту русы причалили, обошли их лесом, разгромили и с богатой добычей вернулись в город. Цимисхий, пораженный дерзостью русов, приказал усилить бдительность и не выпускать русов из города. С суши он приказал перекопать все дороги и тропинки и выставить на них стражу.

Изображение
Осада продолжалась. В это время стенобитными и метательными машинами греки разрушали городские стены и убивали их защитников. В один из дней после обеда, когда бдительность врага была ослаблена, Святослав совершил вторую вылазку. В этот раз русы подожгли осадные сооружения и убили начальника осадных машин. Этот успех воодушевил их.
Третий бой состоялся 20 июля. Воины Святослава вышли из города и построились для боя. Первые атаки византийцев были отражены, но после потери русами одного из крупных военачальников они «закинули щиты за спины» и начали отступать. Византийцы нашли между убитыми русами женщин, которые в мужском снаряжении сражались так же храбро, как и мужчины.
На другой день Святослав собрал военный совет и стал думать с дружиной, как им быть и что делать дальше? Одни предлагали спасаться бегством в темную ночь, другие советовали начать мирные переговоры. Тогда Святослав, тяжко вздохнув, отвечал так: «Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а, убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?!» Выслушав своего князя, дружина решила сражаться.
Четвертый, последний бой был дан 22 июля. Рать русов вышла в поле, и Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о спасении за крепостными стенами. Войско Цимисхия также вышло из лагеря и построилось для боя.
На первом этапе боя русы атаковали византийские войска. Около полудня греки начали отступать. Цимисхий со свежим отрядом всадников задержал наступление русов и приказал уставшим бойцам освежиться водою и вином. Однако контратака византийцев не имела успеха: русы сражались стойко.

Изображение
Византийцы не могли использовать свое численное превосходство, так как руссы не удалялись далеко от города. Вследствие этого Цимисхий решил применить хитрость. Он разделил свое войско на два отряда. Одному отряду под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра было приказано вступить в бой, а затем отступить, чтобы заманить противника на открытую равнину (все поле квадратная верста 1,1х1,1км). В это время другой отряд под командованием Варды Склира должен был зайти с тыла и преградить врагу путь отступления в Доростол. Этот план Цисмихия был удачно осуществлен: византийцы стали отступать, а русы, увлеченные успехом, начали их преследовать и удалились от города. Однако бой носил упорный характер, и победа долго склонялась то в одну, то в другую сторону. Отряд Варды атаковал с тыла обессилевших русов, и начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза войску Святослава и помогла византийцам. Расстроенные натиском спереди, теснимые сзади, среди вихря и ливня, русы храбро сражались и с трудом пробились к стенам Доростола. Так закончился последний бой под Доростолом.
На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать мирные переговоры. Несмотря на то, что византийцы имели численное и техническое превосходство, они не смогли разбить своего противника в полевом бою и штурмом взять Доростол. Войско русов стойко выдержало трехмесячную осаду. Враг вынужден был согласиться на условия, предложенные Святославом. После заключения мира Святослав обязался не воевать с Византией, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать им по две меры хлеба на дорогу. Обе стороны скрепили свои обязательства клятвами.

Изображение
После заключения мира состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Они встретились на берегу Дуная, после чего рать русов двинулась к Понту. Коварные византийцы предупредили печенегов о том, что русы идут малой дружиной и с богатой добычей. Печенеги ждали войско Святослава у днепровских порогов, самого опасного места на всем пути. «Не ходи, князь, — говорил старый воевода Свенельд, — не ходи к порогам: там стоят печенеги…» Князь не послушался. Он пошел к порогам и, увидев печенегов, опять спустился назад. После тяжелой зимовки на Белобережье дружина пошла вновь. В жестоком бою с печенегами пал Святослав и почти вся его дружина. В Киев вернулся только один воевода Свенельд с небольшим войском. Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу-братину и пил из нее в память победы над русским князем.
Святослав предпринял поход на Византию с целью утвердиться на Дунае, что имело в то время для государства русов важное политическое, экономическое и военное значение. Внешняя политика Святослава была направлена на расширение Древнерусского государства, на усиление его могущества и обеспечение безопасности. Русский князь настойчиво стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы надежно обеспечить путь «из варяг в греки». Занимая Балканы, русы создавали плацдарм для удара по Византии с суши. Кроме того, попытка Святослава удержаться в Переяславце на Дунае показывает стремление перенести политический центр Древнерусского государства ближе к богатым странам юга и объединить все славянские племена.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
shrek
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 44
Зарегистрирован: 15.10.2018
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: антисоветские
 Re: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение shrek »

Развалил дачу канхана когда войска были заняты арабами. Потом он был отпизджен сцаными тряпками да еще и должен остался, лишь через 100+ лет удалось отбить то что он потерял.

Аватара пользователя
NoName
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 400
Зарегистрирован: 08.03.2018
Образование: студент
Политические взгляды: анархические
 Re: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение NoName »

Он сказал своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок — середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров — серебро и кони; из Руси — меха, воск, мед, челядь»
Кстати, мало почему-то упоминается тот факт, что кроме меда-мехов-янтаря русы еще были известными поставщиками МЕЧЕЙ на византийский рынок.
Развалил дачу канхана когда войска были заняты арабами. Потом он был отпизджен сцаными тряпками да еще и должен остался, лишь через 100+ лет удалось отбить то что он потерял.
Ну вообщем, да. Фактически подарил византийцам на блюдечке все свои победы в Болгарии. Византийцы мало того что присоединили в итоге всю Болгарию себе, так еще и свиньей Святославу отплатили через печенегов. Стратегическую ошибку ведь допустил. Как сказал бы один современный министр "Дебил, бл*ть" :)
Приумножая безумие по жизни..
Bringing chaos and confusion..

tamplquest
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 6956
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Святослав (957-972) - великий воитель земли Русской и уничтожитель царства Хазарского

Сообщение tamplquest »

А зачем Вы цитируете поповские бредни? Им разве кто-то доверяет?
Или Вы думаете, вражьи ромеи, поработители земли скифской, вам правду написали?

Скорей всего эти простыни появились уже при московитах, и написаны в Московии

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «История Руси»