Критика марксизма. Нужно заменить диалектику конфликтологиейОбщие вопросы истории

То, что не вошло в основные разделы нашего исторического форума
Валерий Стариков
 Критика марксизма. Нужно заменить диалектику конфликтологией

Сообщение Валерий Стариков »

Маркс был кое в чём прав, а в чём-то ошибался, именно результаты коммунистического эксперимента и позволили выявить эти ошибки. Я считаю, что общество построено на отношениях конфликта и контроля. Маркс отчасти это видел и провозгласил, что общество построено на борьбе противоположностей. Моё понятие "конфликт" отчасти близко к марксистскому понятию "борьба противоположностей", но моё понятие лучше этого марксистского понятия. Отталкиваясь от своего неплохого понятия, Маркс после этого ушёл в сторону, в какую-то мистику, в диалектику с её тремя законами. Я считаю диалектику лженаукой, тупиковым вариантом научного развития. Социальный контроль - это принуждение к выполнению норм с помощью угрозы применения санкций или путём внедрения стереотипов. Это моё понятие социального контроля отчасти близко к марксистскому понятию эксплуатация человека человеком. Но дальше Маркс опять ушёл в сторону и начал делать ложные утопические прогнозы о возможности отменить эту эксплуатацию при социализме и коммунизме. А я считаю, что общество всегда будет построено на отношениях конфликта и контроля, всегда будут богатые и бедные. Нужно не мечтать, а трезво смотреть на общество. Маркс считал, что история человечества всегда была построена на борьбе между классами, только при коммунизме можно будет уничтожить классовую борьбу и построить бесклассовое общество. А, по моему мнению, этот конфликт идёт не на уничтожение, а за статус контролёра. Поэтому люди не должны друг друга уничтожать, а просто в результате конфликта выяснять, кто из них является контролёром, а кто объектом контроля, кто начальником, а кто подчинённым. А когда выяснили, то начинать вместе и дружно работать до следующей вспышки конфликта. Конфликт - это просто игра, а не война на уничтожение проигравшего. Маркс этого не понимал и построил утопию о коммунизме, где будут отменены великие социальные изобретения, прежде всего будут отменены многие виды социального конфликта и контроля, - рынок, экономический контроль, война, религиозный контроль, административный контроль. Соответственно Маркс считал, что будут отменены и организации и институты, которые осуществляли этот контроль и вели конфликт - государство, тюрьма, полиция, армия, церковь, частная собственность. Конечно, русские коммунисты не смогли построить эту утопию на практике, не смогли построить коммунизм, вместо этого они построили тиранию, тоталитаризм и азиатскую формацию. Но из-за отмены частной собственности и рынка в СССР произошёл экономический крах в конце 20 века, поэтому Ельцин и был вынужден восстановить частную собственность, рынок и представительную демократию в России.
Теория Гегеля.
По мнению Бертрана Рассела, почти всё учение Гегеля ложно. Теория Гегеля представляет собой худший образец схоластики. В период правления коммунистов в России преподаватели с официальных трибун призывали студентов изучать теории Гегеля и Маркса, как вершину научной мысли, но это изучение часто приводило к чувству отвращения к этим теориям. Теория Гегеля напоминает богословие и представляет собой историю развития «абсолютной идеи». Цель абсолютной идеи состоит в самопознании, именно в лице Гегеля идея познала саму себя. Таким образом, значение своей персоны в человеческой истории Гегель приравнивал со значением такого пророка, как Иисус Христос. Б.Рассел иронизировал по этому поводу и писал, что Бог старается понять Гегеля и на каждой стадии торопливо воспроизводит в действительности то, что успел прочитать у Гегеля.
В своём развитии идея проходит через три этапа:
• Развитие идеи в области логики, в стихии чистого божественного мышления.
• Развитие идеи в природе.
• Развитие идеи в мышлении и человеческой истории.
Маркс посчитал, что «рациональное зерно» в теории Гегеля – это диалектика, как учение о саморазвитии материи и человеческого общества через борьбу противоположностей.
У Гегеля боролись категории, а у Маркса – социальные классы. История человечества, по мнению Маркса – это история борьбы между собой эксплуататорских и эксплуатируемых классов. В первобытном обществе было бесклассовое общество, в рабовладельческом обществе боролись рабы против рабовладельцев, в феодальном обществе боролись феодалы против крепостных крестьян, при капитализме боролись буржуазия (предприниматели) против наёмных рабочих, при коммунизме снова возникнет бесклассовое общество.
Маркс выделил три закона диалектики:
• Закон единства и борьбы противоположностей.
• Переход количественных изменений в качественные изменения.
• Закон отрицания отрицания
Себя я отношу к таким материалистам, которые признают развитие природы и общества, но развитие не по схоластическим законам диалектики, а по естественнонаучным законам, изложенным в теории «горячей» Вселенной Г. А. Гамова и по теории биологической эволюции Ч. Дарвина. Теория социального развития изложена в моей теории формационного развития.
Классификация формаций.
Теория о формациях – это самая ценная для меня мысль в теории Маркса, которая состоит в том, что развитие общества идёт через ступени – через формации. В работе «К критике политической экономии» Маркс перечислил четыре формации:
• античную,
• азиатскую,
• феодальную,
• капиталистическую.
В 1928-1935 гг. в СССР была научная по этому вопросу, в результате И.Сталин подвёл итог этой дискуссии и назвал пять формаций:
• первобытнообщинную,
• рабовладельческую,
• феодальную,
• капиталистическую,
• коммунистическую.
Социализм – это первая фаза коммунизма.
Об азиатской формации Сталин заставил забыть, так как она очень напоминала социализм. Получается так, что в СССР было построено такое же общество, как в Древнем Египте, и это называется прогрессом? Причина незавершённости до сегодняшнего дня дискуссии о формациях состоит том, что философы не смогли найти правильного критерия, который отличает одну формацию от другой. По мнению Маркса, таким критерием является уровень развития производительных сил, но этот критерий является слишком абстрактным.
По моему мнению, таким критерием является вид контроля в сфере экономики:
• первобытная формация построена на моральном контроле,
• рабовладение – на вооружённом контроле,
• феодализм – на административном контроле,
• капитализм – на экономическом контроле.
Для коммунизма Маркс не изобрёл нового вида контроля и даже считал, что при коммунизме будут отменены все формы социального контроля, но такой прогноз оказался утопией,, так как общество не может существовать без отношений социального конфликта и социального контроля. При социализме были сделаны попытки использовать в экономике идеологические стимулы – флажки, вымпелы, переходящие знамёна, значки Ударника коммунистического труда, медали и орден Героя социалистического труда, статьи в газете, прославляющие ударников, фотографии на Доске Почёта, Почётные грамоты. Первым ударником стал шахтёр Алексей Стаханов. Но эта кампания закончилась полным провалом, так как рабочие не хотят работать за флажки. При социализме реально воздействовали на людей такие санкции, как телесные наказания в сфере принудительного труда заключённых в Гулаге, и административные санкции в сфере свободного труда.
Таким образом, по моему мнению, в истории общества существовало четыре формации:
• первобытная,
• рабовладельческая,
• феодальная,
• капиталистическая.
Азиатская формация.
Азиатская формация была изобретена в Древнем Египте и Месопотамии, позднее подобные общества возникли в Древней Индии, Древнем Китае. Древних цивилизациях Америки, Византии и СССР.
В Азии изобрели поливное земледелие и скотоводство, построили громадные ирригационные системы и другие глобальные объекты - пирамиды в Египте, городские стены и зиккураты в Месопотамии, китайскую стену в Китае. В Азии изобрели государственное рабство, бюрократию, налоги, иероглифическую письменность, деспотию, регулярную армию, суд, правоохранительные органы, кодекс законов, государственную собственность на землю, храмовое хозяйство и хозяйство фараона. Бюрократия имела функции сбора налогов и руководства строительством глобальных объектов. Деспотия или, другими словами, тирания была жизненно необходима в странах Древнего Востока, так как только деспот мог заставить каждый год ремонтировать ирригационные системы и тем самым предотвратить голод. По мнению Виттфогеля, общество "восточного" типа является тупиковым вариантом, ибо самостоятельно не способно перейти к капитализму, как более высокой стадии развития.
Конфликтология вместо диалектики.
Вместо схоластической диалектики и утопического коммунизма я опираюсь на конфликтологию, как науку о взаимосвязи между социальным конфликтом и социальным контролем. Сущность этой взаимосвязи состоит в следующем. С одной стороны, победитель в конфликте становится контролёром до следующей вспышки конфликта, а проигравший становится объектом контроля, проигравший вынужден погибнуть или уступить победителю сферу влияния. С другой стороны, контролёр вынужден поддерживать оптимальный уровень строгости санкций социального контроля, т. к. слишком строгий или слишком мягкий уровень строгости вызывает новую вспышку конфликта из-за того, что объект контроля в этом случае начинает сомневаться в способности контролёра выполнять свои функции. В случае слишком сурового контроля объект контроля идёт на конфликт с контролёром из-за чувства отчаяния и решает рискнуть своей жизнью, достижениями в карьере или заработной платой ради освобождения от слишком сурового контроля. В случае слишком мягкого контроля объект контроля получает надежду на победу над контролёром, т. к. начинает считать контролёра слишком слабым и неспособным применить наказания.
Целью конфликта является завоевание ресурсов, статуса контролёра или сферы влияния. Причиной конфликта является человеческие потребности в богатстве, престиже и власти за счёт других людей. Следствием этих конфликтов является неизбежное и естественное неравенство между людьми в обществе.
Реклама
Аватара пользователя
Эксперт
Всего сообщений: 13
Зарегистрирован: 30.11.2011
Откуда: Россия
Возраст: 33
 Re: Критика марксизма. Нужно заменить диалектику конфликтоло

Сообщение Эксперт »

Интересно, если бы Гегель был современником Маркса, как бы он оценил его диалектический материализм?
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 26647
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Критика марксизма. Нужно заменить диалектику конфликтоло

Сообщение Gosha »

ГЕГЕЛЬ МАРКС ЛЕНИН
«Особенно солидно выглядит плодовитый Маркс, хотя ему и помогал Энгельс, философским дилетантом и копирайтером выглядит Ленин, хотя «всем, всем, всем…» выгладит оригинально, тенденциозно наблюдается философская деградация в обе стороны к Гегелю, как основоположнику, так и к Ленину, как к обыденному журналисту».

Изображение
Требования диалектической логики не являются бессмысленными. Они скорее преизбыточно осмысленны и потому не выполнимы. В этом фундаментальный проблематизм диалектики. Являясь методологией динамизма, она, тем не менее, чаще всего реализуется либо как релятивизм, либо как «железобетонный догматизм», как говорил К. Поппер. Не случайно Г. Гадамер полагает, что Гегель желал вслед за Богом продумать в своей «Логике», его мысли, а с другой стороны, теоцентристской философией диалектика понимается как болезнь релятивизма (как непостижимая гордыня человеческого духа, измельчающая мир в противоречиях). Можно сказать, что диалектика сталкивается с неразрешимой проблемой соотнесенности глобальных и локальных принципов. Диалектика, возникая ещё у Гераклита и формируясь в систему у Гегеля, предстает инструментом предельно фундаментального начала (силы) мира: Логоса или мировой идеи. Поскольку она понимается как инструмент разрешения самой мощной теоретической задачи, то предполагается ее безусловная достаточность и приемлемость для рассмотрения менее масштабных задач. И вот тут диалектика часто оказывается непродуктивной, а потому приобретает вид особого догматизма. Происходит деформация как теоретических, так и практических смыслов диалектики. «Дух диалектики», выражающийся в способности «выносить напряжение противоречия в составе теоретического высказывания», подменяется ее «буквой» - схематизмом законов, категорий и тому подобное. С одной стороны, символом диалектики становится триада: тезис, антитезис, синтез, и ей придается такой же статус, как правилам силлогизма формальной логики или аксиоматически дедуктивного метода научного исследования. (В соответствии с этим, например, такой «предмет исследования», как история, разбивается на доклассовое общество, общество классовое и необходимое новое бесклассовое, что означает неизбежность коммунизма.) С другой стороны, требование конкретности и практической определенности истины оборачивается социальным волюнтаризмом (что наблюдается и сейчас), мифотворчеством незатейливых и недалеких социально-политических интересов (Не случайно революционные бойцы у поэта чеканно возвещают: «Мы диалектику учили не по Гегелю!»). При обнаружении таких необычных границ диалектики возникает стремление сохранить суть диалектической методологии, связанной с необходимостью постижения динамики мира, но избежать ее гипертрофирования. Появляется масса ее альтернатив, которые при этом часто не склонны отдавать должное «первоисточнику» (Ленин импровизирует с Марксом). Эти альтернативы либо тем или иным способом модифицируют (в сторону упрощения) метод, либо выводят его в ту или иную определенную область, в соответствии с которой он и видоизменяется.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 26647
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Критика марксизма. Нужно заменить диалектику конфликтоло

Сообщение Gosha »

«Сравнивать диалектику с конфликтологией – это равносильно сравнению бокса с гольфом или сравнение идеи с материализацией этой идеей. Если нет преступления, то и нет наказания за оговоренное преступление, остальное же есть только логика совместного существование различных идей если нет действий сторон, их утверждающих».

Диалектика (древнегреческий διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. В диалектическом материализме — общая теории развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектика противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Не всегда спор остаётся разумным, хладнокровным и ведется аргументировано оппонирующими сторонами, к сожалению фактор силы в споре присутствует всегда, когда иссякают аргументы, а также когда оппоненты не слышат друг друга из-за отсутствия элементарной культуры взаимного существования в единых правовых рамках. Единство и борьба противоположностей. Первый закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
OGAN
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 11.01.2018
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: Юрист
 Re: Критика марксизма. Нужно заменить диалектику конфликтологией

Сообщение OGAN »

Сталин, прикрываясь марксизмом,в своей государственной деятельности действовал по целесообразности.Он понял,что на основе марксизма коммунизма никогда не построить так как невозможно отличить прибавочный продукт от необходимого. Ему удалось физически избавиться от марксистов-троцкистов,но его главной проблемой, а как выяснилось после его смерти и западней и для всей страны было то,что перестреляв верхушку троцкистов физически, он не смог размежеваться с ими в терминологическом аппарате. Отсюда невозможно было различить,кто был большевиком то есть действовал в интересах большинства народа,а кто был троцкистом,то есть на действовал на осуществление узкокорыстной цели носящей благовидное название "мировая революция".Сталин начал в конце жизни отказываться от марксизма официально,хотя прямо об этом не говорил,но в его работе "Экономические проблемы социализма в СССР" это уже было видно.
Аватара пользователя
Ruby Ludwig Valentin
Всего сообщений: 2943
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Профессия: прикладная математика, magister
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 47
 Re: Критика марксизма. Нужно заменить диалектику конфликтологией

Сообщение Ruby Ludwig Valentin »

Маркс - автор книги Капитал и Теории Прибавочной Стоимости - того, что разгоняет рынок.
У любого работника - будь то директор или простой работник, должен быть стимул работать лучше - лучше зарабатывать.
Заработок в наличных или в акциях - это мотивация.
Если работник знает, что получит что-то вне результатов его труда, у него будет отсутствовать мотивация, разве что у него будет сильно развитая совесть.
Но совесть - тоже редкость.
General Ludovik. Yours sincerely, wasting away! Salute people!
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Лженаука марксизма
    tamplquest » » в форуме Советская Россия, СССР
    80 Ответы
    2065 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Критика демократии
    Gosha » » в форуме Беседка
    24 Ответы
    999 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Критика Демократии
    Gosha » » в форуме История науки и философии
    15 Ответы
    366 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha

Вернуться в «Общие вопросы истории»