Мезоамериканские аналоги старосветских мифовРелигии и верования мира

История религий и верований, современный взгляд
Автор темы
Magoga
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Начну с Хуракана (Тескатлипока) - аналога Яхве. Он был родовым богом жителей Тецкоко, и он привёл этот народ "в землю обетованную", изгнав живших там людей и богов. Его культ стал распространяться, а значение возросло до роли бога-творца. Миф о сотворении им мира и людей очень похож на библейский, но есть отличие, которое устраняет недостаток библейского мифа: создаётся не одна человеческая пара, а сразу четыре пары. Вначале люди получились слишком совершенными, что вызвало недовольство богов (аналог библейского "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло"), и боги их упростили.
В книге «Пополь Вух» (основном источнике информации о мифологии майя) описано, как он, пролетая над ещё пустой вселенной, крикнул: «Земля!», после чего появилась твёрдая почва. Затем им с помощью остальных богов были созданы животные, а после и люди. Первые люди, сотворённые Хураканом: Балам-Куице (ягуар с ласковой улыбкой), Балам-Агаб (ягуар ночи), Махакутах (прославленное имя) и Ики-Балам (ягуар луны) получились очень похожими на самих богов, что вызвало недовольство создателя. Поэтому вновь состоялся совет богов, решивший, что люди должны стать менее совершенным племенем. Затуманив взор четырёх созданий так, чтобы они видели лишь часть земной сферы, Хуракан погрузил их в сон. После этого он сотворил им четырёх женщин. Впоследствии от союзов первых людей и этих женщин произошёл человеческий род.
Недостаток библейского мифа, о котором я выше писала - в том, что, помимо потомков Адама и Евы, на Земле вдруг обнаруживаются какие-то другие люди:
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Кроме Адама, Евы и Каина ещё не должно было быть никого, но Каин находит себе жену и, вместо домика для себя и откуда-то взявшейся жены, строит город: т.е., есть ещё множество людей непонятного происхождения...

И это ещё не всё сходство! Этот бог "носился по дорогам, подобно ветру ночи, более стремительному, чем дневному, чтобы обрушить свой гнев на пойманного человека. Но если в схватке побеждала жертва, то бог должен был выполнить любое пожелание". И тут - аналог борьбы Яхве с Иаковым-Израилем:
И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра
у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Хитрые церковники объясняют сходство мифов тем, что Адам и Ева знали бога, поэтому появление такого же мифа в Мезоамерике неудивительно. Но, кроме мифа о сотворении, есть ещё и Исход! Либо евреи создали свой миф об Исходе на основе более раннего, либо мифы Мезоамерики были выдуманы католиками. Ещё один крайний вариант - в доколумбовой Мезоамерике люди появились позже появления ВЗ с мифом об Исходе.

Последнее кажется слишком невероятным. Но есть и такое странное явление: "Тео" в местных именах и названиях означает "бог"... Либо слово - дико древнее, либо люди там появились (или появлялись) позже, либо, опять же, всё выдумали церковники-миссионеры.

Отправлено спустя 21 минуту 20 секунд:
Есть имена мезоамериканских богов, подозрительно похожие на имена таких же богов Старого Света...

Тетеоиннан - богиня, аналогичная Иннан, Астарте, Иштар, Макоши-Маре... Имеет такие же атрибуты: полумесяц, веретено, змея (или верёвка).

Тетеоиннан - одна из ипостасей богини-матери Тоси или Тласолтеотль. То́си, (исп. Toci) — «Наша Бабушка», в ацтекской мифологии мать богов, богиня земли и исцеления. В качестве матери богов чаще носила имя Тетеоиннан; в качестве божества земли — Тлалли-ипало («сердце земли»). С ней часто ассоциировалась богиня грехов и очищения Тласолтеотль.

Тоци была покровительницей врачей и повивальных бабок, тех, кто давал успокаивающее во время родов и производил аборты, а также предсказателей будущего. Ей посвящали бани-темаскаль; её ипостась, которая им покровительствовала, носила имя Темаскальтеци («бабушка бань»). По некоторым сведениям, она покровительствовала также прядению и ткачеству и, подобно Тласолтеотль, изображалась с веретенами в головном уборе


Тласолтеотль — «Пожирательница грязи», очищающая от недозволенных страстей, покровительница проституток и изменяющих супругов.

Одна из важнейших мезоамериканских богинь-матерей, связанных с землёй, плодородием, сексуальными наслаждениями, плодовитостью и родами, Тласолтеотль персонифицировала для ацтеков идею грехов, особенно сексуальных, и покаяния. «Женщинами Тласольтеотль» называли проституток; она считалась покровительницей грешников. Тласолтеотль могла как возбудить страсть, так и освободить от неё, а также наслать безумие и венерические болезни. Люди «жертвовали» ей свои грехи во время особой исповеди перед жрецом (исповедь совершалась один раз в жизни). Согласно верования ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя — пожирая нечистоты (грехи), Тласолтеотль очищала людей от прегрешений.

Тласольтеотль — одно из древнейших божеств Мезоамерики; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у племени хуастеков. На побережье Мексиканского залива она была известна как Цинтеотль («богиня крестца»), что явно указывает на её сексуальный характер; «цинтль» значило не только «крестец» или «задний проход», но и «основа начал». Её ипостасями считались богини Тоси («наша бабушка»), Тлалли-ипало («сердце земли»), Тлаелькуани («пожирательница грязи»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник»). Четыре её аспекта признавались отдельными богинями: Тиакапан, Теику, Тлако и Шокутшин. Сама Тласольтеотль иногда считалась одной из ипостасей богини любви Шочикецаль. Её сыном от бога Уитцилопочтли называли бога молодого маиса Сентеотля.

Изображалась Тласольтеотль в одежде из хлопка, с обнажённой грудью. Её отличительные признаки — носовая вставка в виде полумесяца, головной убор из перьев перепёлки с двумя торчащими веретенами, жёлтая окраска лица; коралловая змея или окровавленная верёвка на её шее, очевидно, символизировала похоть. Её символ — метла из камыша, которой символически выметались грехи. Иногда её (как Шипе-Тотека) изображали в содранной человеческой коже, либо в виде обнажённой женщины, рожающей, сидя на корточках.

На осеннем празднике в её честь приносили в жертву девушку; жрец, олицетворявший богиню, надевал её кожу как куртку. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики; капающая кровь символизировала дождь.
Иш Таб - то же, но с более выраженным сходством с Лилит - демонизированным евреями вариантом Астарты-Иштар, которая, по некоторым версиям, и была змеем-искусителем "на ветвях мирового древа".
Иш Таб (Ixtab — Петля-Женщина) — у индейцев майя богиня самоубийств и жертвоприношений, также ассоциировавшаяся с плодородием и лунным затмением. В Дрезденском кодексе изображена повесившейся. Как предполагали майя, Иш Таб находилась на ветвях мирового древа, соответствовавших раю. Необходимо отметить позитивное отношение майя к суициду, приравнивавшемуся к жертвоприношению или военному подвигу (ср. харакири). Для самоубийц Иш Таб выполняла роль психопомпа. В индейском фольклоре Иш Таб — вредоносный женский дух, заманивающий мужчин в лес.
Тема повешения связывает и с Иудой, который не во всех вариантах христианства считается предателем: его рассматривают и как героя, который, выполнив волю бога и будучи невинным, "понёс грехи" - несправедливые обвинения. Есть и варианты, в которых Христос изображён висящем не на кресте, а на мировом дереве.

Реклама
Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7400
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Евелина »

Magoga:
28 окт 2020, 10:05
Начну с Хуракана (Тескатлипока) - аналога Яхве. Он был родовым богом жителей Тецкоко, и он привёл этот народ "в землю обетованную", изгнав живших там людей и богов.
а что вас смутило?
Люди всегда размышляли о Боге и искренно верили в Творца и Создателя,только названия давали разные.
Но, кроме мифа о сотворении, есть ещё и Исход! Либо евреи создали свой миф об Исходе на основе более раннего, либо мифы Мезоамерики были выдуманы католиками. Ещё один крайний вариант - в доколумбовой Мезоамерике люди появились позже появления ВЗ с мифом об Исходе.
ну а здесь несомненное подтверждение Библии.....что опять вас смутило?
Древний мир гораздо более открытый,чем нас пытаются убедить.
Вначале люди получились слишком совершенными, что вызвало недовольство богов (аналог библейского "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло"), и боги их упростили.
Здесь речь идет о Боге как главе всех сил: ангелов,серафимов.
Недостаток библейского мифа, о котором я выше писала - в том, что, помимо потомков Адама и Евы, на Земле вдруг обнаруживаются какие-то другие люди:
интересное замечание.
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
Каин был женат на сестре - одной из дочерей Адама и Евы.

4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Бытие 5 глава – Библия: https://bible.by/syn/1/5/#4
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Автор темы
Magoga
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Ещё одно божество (скорее - ипостась той же богини-матери) - Сиуакоатль . Имеется сходство с Девой Марией, которое было замечено: её увязали и с Девой Марией, и с самим именем "Мария". Которое, кстати, связано с Марой... Матерью Сабазия, прототипа Христа, была Персефона - царицы мира мёртвых... Мария теряет сына на кресте, а Сиуакоатль - на перекрёстке. Сын Сиуакоатль превратился в нож, и с тех пор носит этот нож на спине. Нож с гардой имеет форму креста. Сын Марии Иисус сам нёс свой крест на спине, и сам "превратился в крест". Крест - символ жертвенной смерти, а нож - символ жертвоприношения.

Вдобавок, богини - царицы мира мёртвых, именуются и богинями перекрёстков.

Сиуакоатль — одно из древнейших мезоамериканских божеств и одно из основных божеств ацтекского пантеона. Почиталась также под именами Тонацин или Тонанцин («наша мать»), Киластли («орлица») и Иламатекутли; имя богини Коатликуэ считается одним из вариантов имени Сиуакоатль.

Мать бога Мишкоатля, она по одной легенде оставила его на перекрёстке дорог. Вернувшись туда позднее, Сиуакоатль нашла вместо сына жертвенный нож и с тех пор бродит по ночам у перекрёстков, оплакивая сына, вместо которого носит на спине спелёнутый нож. Считалось также, что она мать Уицилопочтли, либо его супруга.

Изначально Сиуакоатль была богиней племени шочимилько и после их поражения «перекочевала» к ацтекам. Она являлась покровительницей родов и женщин, умерших во время родов (ацтеки приравнивали их к воинам, павшим в битвах), а также повивальных бабок и паровых бань, где те обычно практиковали.

Она повелевала сиуатетео — духами, в которых, согласно мифологии ацтеков, превращались женщины, умершие при родах. Сиуакоатль в образе Киластли помогла Кецалькоатлю при сотворении первых людей Пятой эпохи, смолов кости покойников, принесённые Кецалькоатлем из Миктлана, и смешав костяную муку с жертвенной кровью богов.

Однако ацтеки почти забыли о её первоначальной функции покровительницы плодородия; у них Сиуакоатль воплощала собой голод богов, жаждущих жертв и тем самым поощряющих людей вести войны. В символическом смысле она, как богиня плодородия, должна была питаться мёртвыми, чтобы дать пропитание живым.

Ей было посвящено больше всего праздников в ритуальном году; в Теночтитлане ей каждый день приносили человеческие жертвы. Каменный идол Сиуакоатль стоял в «чёрном доме», небольшом святилище неподалеку от главной площади, где располагались пирамиды Тлалока, Уицилопочтли и Тескатлипоки. В отличие от статуй других богов, её идол нельзя было передвигать, и дотрагиваться до него не дозволялось даже жрецам.

Подобно Шочикецаль, Сиуакоатль изображалась в виде молодой женщины с длинными волнистыми волосами и в белой одежде, иногда с ребёнком на руках; либо с черепом вместо головы, вооружённой копьём и щитом. Рот её был открыт в ожидании жертв. Иногда в руке она держала змею (символ плодородия), либо метлу. Сиуакоатль была особенно популярна в ипостаси Тонацин; центр её культа находился в городе Кулуакан.


Согласно преданию, святая покровительница Мексики, Пресвятая Дева Гваделупская, в 1531 году явилась простому индейцу по имени Хуан Диего на холме Тепиак, посвящённом богине Тонанцин, одной из ипостасей Сиуакоатль. В современном Мехико базилика Девы Гваделупской стоит на месте храма Тонацин.

Образ Сиуакоатль также смешался с образом мексиканской «водяной ведьмы» Ла Ллороны (или Ла Льороны), которая бродит по ночам, оплакивая своих мёртвых детей. Самая популярная версия рассказывает о молодой крестьянке по имени Мария, которая вышла замуж за богатого мужчину. Пара некоторое время прожила счастливо и родила двоих детей, прежде чем муж Марии потерял к ней интерес. Однажды, гуляя по реке со своими двумя детьми, Мария увидела, как ее муж проезжает в своей коляске в сопровождении симпатичной молодой женщины. В порыве ярости Мария бросила своих двоих детей в реку и утопила их обоих. Когда ее гнев утих, и она поняла, что сделала, она погрузилась в такое глубокое горе, что провела остаток своих дней, плача у реки в поисках своих детей.
Отправлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Евелина:
28 окт 2020, 10:34
ну а здесь несомненное подтверждение Библии.....что опять вас смутило?
Простая штука: исход евреев из Египта должен относиться к истории евреев, и возникнуть должен только после самого исхода. А предки индейцев должны были появиться в Мезоамерике раньше этого события, поэтому не должны были ничего о нём знать.

Отправлено спустя 19 минут 50 секунд:
Евелина:
28 окт 2020, 10:34
Здесь речь идет о Боге как главе всех сил: ангелов,серафимов.
Именно этот момент не меняет сути. Важнее то, что в индейском варианте люди получились совершенными не в результате нарушения заповеди, а по упущению богов, и эта ошибка была богами исправлена. В любом случае, боги (или бог и ангелы) не стали допускать, чтобы люди были слишком совершенными: индейские боги упростили людей, а библейский изгнал из рая, чтобы лишить доступа к плодам дерева жизни - лишить бессмертия. В индейском варианте, причин для первородного греха (по крайней мере - на этом уровне) нет.

Отправлено спустя 8 минут 46 секунд:
Евелина:
28 окт 2020, 10:34
Каин был женат на сестре - одной из дочерей Адама и Евы.
О них ничего не говорится: так, будто к этому моменту Каин и Авель были единственными детьми Адама и Евы, и Авель уже был убит.

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7400
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Евелина »

Magoga:
28 окт 2020, 11:09
Ещё одно божество (скорее - ипостась той же богини-матери) - Сиуакоатль . Имеется сходство с Девой Марией, которое было замечено: её увязали и с Девой Марией, и с самим именем "Мария". Которое, кстати, связано с Марой...
да ладно,ещё не было богини,которую не прицепили бы к Деве Марии. :)
Нож с гардой имеет форму креста. Сын Марии Иисус сам нёс свой крест на спине, и сам "превратился в крест". Крест - символ жертвенной смерти, а нож - символ жертвоприношения.
а ещё форму креста имеют крестообразные отвертки....учтите,это не просто так....даже название у отверток: КРЕСТОобразные...... :roll:
Согласно преданию, святая покровительница Мексики, Пресвятая Дева Гваделупская, в 1531 году явилась простому индейцу по имени Хуан Диего на холме Тепиак, посвящённом богине Тонанцин, одной из ипостасей Сиуакоатль. В современном Мехико базилика Девы Гваделупской стоит на месте храма Тонацин.
в нашем мире на каждом углу могут быть какие-то языческие места.....и что теперь,деве Марии не являться никому? :)
Простая штука: исход евреев из Египта должен относиться к истории евреев, и возникнуть должен только после самого исхода. А предки индейцев должны были появиться в Мезоамерике раньше этого события, поэтому не должны были ничего о нём знать.
вы не знаете когда был Исход и когда появились чьи предки.
И я написала выше: древний мир был более открытый чем нам хотят доказать.
Торговали,общались,сообщали новости....безвизовый режим был так сказать.
Именно этот момент не меняет сути.
очень даже меняет суть
Важнее то, что в индейском варианте люди получились совершенными не в результате нарушения заповеди, а по упущению богов, и эта ошибка была богами исправлена. В любом случае, боги (или бог и ангелы) не стали допускать, чтобы люди были слишком совершенными: индейские боги упростили людей, а библейский изгнал из рая, чтобы лишить доступа к плодам дерева жизни - лишить бессмертия. В индейском варианте, причин для первородного греха (по крайней мере - на этом уровне) нет.
и что вас смущает?
у людей осталась генетическая память предков о событиях и события эти люди излагали понятным им языком.
О них ничего не говорится: так, будто к этому моменту Каин и Авель были единственными детьми Адама и Евы, и Авель уже был убит.
вы хотя бы читайте ответы вам.

ПОВТОР:

4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Бытие 5 глава – Библия: https://bible.by/syn/1/5/#4
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Gosha
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 18626
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Gosha »

Евелина:
28 окт 2020, 12:45
да ладно,ещё не было богини,которую не прицепили бы к Деве Марии.
Дорогая Евелина если Богини были - то зачем их Прицеплять к Деве Марии? Будущее в прошлом, а настоящее в Будущем!?
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

tamplquest
Сообщений в теме: 10
Всего сообщений: 7680
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Дева происходит от Деви Анахиты, пречистой девы, это сто процентов

Отправлено спустя 2 минуты 54 секунды:
Вот с христианской троицей другая история. Это троебожие было характерно для старой европы. Видимо даже индийский тримурти там вторичен, это именно палеоевропейский культ

Отправлено спустя 1 минуту 5 секунд:
Возможно отсюда происходит трехглавый змей, поверженный индоевропейцем, как символ победы над старой Европой

Автор темы
Magoga
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Евелина:
28 окт 2020, 12:45
а ещё форму креста имеют крестообразные отвертки
Тут и форма не имеет особого значения. К тому же, прямо говорится, что это был не какой-то, а жертвенный нож. Кстати, даже был специальный бог жертвенных ножей.

Отправлено спустя 49 секунд:
Евелина:
28 окт 2020, 12:45
в нашем мире на каждом углу могут быть какие-то языческие места.....и что теперь,деве Марии не являться никому?
Да не похоже это на случайность. Очень непохоже!

Отправлено спустя 1 минуту 59 секунд:
Евелина:
28 окт 2020, 12:45
у людей осталась генетическая память предков о событиях и события эти люди излагали понятным им языком.
А миф об Исходе где индейцы взяли? Не могли знать, если только не было контактов после написания Библии (а скорее - после появления христианства), но до прибытия Колумба. Или евреи воспользовались более древним мифом...

Отправлено спустя 39 секунд:
Евелина:
28 окт 2020, 12:45
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
Каин с Авелем указаны как первые...
Кстати, ещё есть интересное соответствие: египетский бог Птах создал 4 пары богов.

Отправлено спустя 11 минут 1 секунду:
tamplquest:
28 окт 2020, 19:24
Вот с христианской троицей другая история. Это троебожие было характерно для старой европы. Видимо даже индийский тримурти там вторичен, это именно палеоевропейский культ
Вообще, это в культе Сабазия наблюдалось: отец - Зевс, мать - дочь и внучка Зевса Персефона, и сам он отождествляется с Зевсом. Для богов такое нормально: например, жена бога нередко бывает его же женской сущностью. Те же 4 пары богов, созданных Птахом, являлись "проявлениями его божественной сущности", и каждая пара, по сути, являлась одним божеством: Нун и Наунет, Хух и Хухет, Кук и Кукет, Амон и Амонет. А у семитов были типичные семейные троицы: отец, мать и сын.

Персефона, как и аналоги, тоже считается чистой девой. Важно - то, что она, как и её известные аналоги, - царица мира мёртвых, а это позволяет включить в список аналогов Мару, что выводит на имя "Мария".

Отправлено спустя 15 минут 38 секунд:
Продолжу сравнение богами Солнца.


Ацтекский бог Нанауацин
Согласно ацтекской мифологии, после сотворения нового мира боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом Солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранник, но все отступали от сильного жара. Наконец, «усыпанный бубонами» Нанауацин, который страдал от кожной болезни, кинулся в огонь, где «начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За Нанауацином в догорающий огонь последовал бог Тексистекатль, трижды пытавшийся до Нанауацина прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауацин стал Солнцем и почитался под именем Тонатиу, Тексистекатль — богом Луны Мецтли. Однако ни Солнце, ни Луна не двигались, пока остальные боги не принесли себя в жертву.
В целом, мифы ацтеков больше похожи на шумерские, но этот бог, по содержанию мифа, больше похож на индийского Яму. У Ямы есть дополнительная функция: поскольку он был первым умершим, он стал владыкой царства мёртвых.

Я́ма или Йа́ма — бог в индуизме, отказавшийся от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества; «Владыка преисподней», «Миродержец юга», «Царь смерти и справедливости». По древнейшему натуралистическому представлению, это — божество Солнца, являющееся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест, но он отказывается, мотивируя это близким родством; этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах.
Отправлено спустя 16 минут 24 секунды:
По имени, на ацтекского Нанауацина очень похож шумерский бог Нанна. Но есть небольшая проблемка: он - бог Луны. Зато, бог Солнца Шамаш, хотя и стремится затмить, является его сыном или даже слугой.
Син, или Нанна — бог Луны в шумеро-аккадской мифологии. Нанна — сын Энлиля и Нинлиль, отождествляемый с семитским божеством Сином. Его изображали в образе старца с длинной голубой бородой, который пересекает ночное небо на своей светящейся ладье. Армия злых духов с помощью Шамаша (Солнца), Иштар (Венеры) и Адада (молнии) пыталась его затмить, чтобы ночью свет Сина не мешал им осуществлять их вероломные замыслы. Но за Сина заступился Мардук, которому удалось сорвать заговор и сохранить серебристый свет этого бога. Будучи очень старым, Син стал прототипом бога-мудреца, и по этой же причине ему приписывали функции управления временем. По некоторым версиям, Шамаш и Иштар — его дети; даже Нуску (огонь) также является его сыном. Его супруга — Нингаль, «великая госпожа».


Ша́маш (от семитского корня Ш-М-Ш — солнце, Шамшу[1]) — бог солнца у вавилонян и ассириян. Имя его писалось идеограммой, обозначавшей: «Владыка дня». Как бог второй части суток (они начинались с вечера), он уступал в значении богу луны Сину и даже назывался иногда его слугой. Однако это не мешало его высокому повсеместному почитанию. В молитвах и гимнах Шамаш назывался царём, врачевателем, праведным судьёй. Считалось, что он подаёт свет, даёт полям плодородие, людям — благосостояние, пленных освобождает и даже воскрешает мёртвых.
С Ададом - отдельная интересная история! Когда-то я писала, что город Каракорум (Карокаран) на карте - от слова "каркара", означающего в готском "карцер, тюрьма". Оказывается, был город, который прямо назывался - Каркара, и в нём особо почитали этого бога под именем Ишкур... Местонахождения города неизвестно: вроде бы, где-то на юге Месопотамии. Так вот: на карте, рядом с городом Карокаран, изображался город Искер. Почему бы не быть такому, если там полно и других мифологических названий: Тартар, Анубис, море Кроноса, реки Яна (Диана) и Лена (Лета), и даже указаны Гога с Магогой...

Был Яма, а теперь - Янус, который тоже когда-то был богом Солнца:
Я́нус (лат. Ianus) — двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей. В императорскую эпоху Януса представляли как легендарного первого царя области Лаций, основавшего город на холме Яникул. Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.

Гелиос — в древнегреческой мифологии солнечное божество, сын титана Гипериона (откуда пошло его прозвище «Гиперионид») и Тейи (либо сын Гипериона и Ирифессы), брат Селены и Эос. Со времени Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном, всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса — Фебос. У Ферекида Сирского Гелиос отождествляется с Зевсом, у Феагена — с Гефестом, Аполлоном и огнём. Согласно Дионисию Скитобрахиону, сам Гелиос — мальчик, утопленный в Эридане.

Амо́н (егип. Jmn — «незримый») — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Уже в Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) — имя Зевса у египтян.
Похоже, только имя "Гелиос" (на основе ГЕЛ/ХЕЛ, относящейся к сиянию) резко выпадает из этого списка.
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 21:53, всего редактировалось 2 раза.

tamplquest
Сообщений в теме: 10
Всего сообщений: 7680
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga:
28 окт 2020, 21:20
Вообще, это в культе Сабазия наблюдалось: отец - Зевс, мать - дочь и внучка
Это бред какой то. Зевс это индоевропейский Дьяус, не было там дедок внучек и репок

Отправлено спустя 55 секунд:
Дьяус небо, позже отождествлен у греков со змееборцем

Автор темы
Magoga
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 862
Зарегистрирован: 28.12.2016
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение Magoga »

Сам Сабазий - верховный фригийско-фракийский бог, но - похожий на Диониса-Загрея...
Страстно влюбленный в родную сестру, Зевс удовлетворил свою страсть, приняв вид быка; потом под видом кающегося и будто бы оскопившего себя он в лоно сестры вложил бараньи ядра: Деметра родила дочь, Персефону, к которой воспылал страстью Зевс и в образе змеи соединился с родной дочерью ; плодом этой связи был мальчик Загрей с бычьей головой.
По какому-то мифу, Деметра была не просто сестрой Зевса, а сестрой-дочерью. Тогда, Персефона - дочь-внучка.. :)


Эта часть истории, включая создание людей из останков уничтоженного чудовища, распространена а в мифах разных народов:
Как пишет Диодор Сицилийский, Сабазий первый заставил вола пахать землю, другими словами, стал сеять ячмень. По преданию, изложенному Орфеем, его разорвали титаны[9]. В орфических гимнах этот рассказ восполнен другим, о том, как титаны, подстрекаемые Герой, напали на ребёнка, разрубили его на куски и пожрали. Афина спасла только сердце, ещё трепетавшее, и принесла его Зевсу, который или сам проглотил сердце, или передал его Семеле, от которой родился Дионис — другой, юный Загрей. Титаны были поражены перунами Зевса, и из их пепла произошли люди, соединяющие в себе, таким образом, начала божеское и человеческое, доброе и порочное. Отсюда в молениях к Сабазию было выражение: бык породил змею и змея породила быка. По Феофрасту, его призывали, когда видели неядовитую змею парей
Последний раз редактировалось Magoga 28 окт 2020, 22:09, всего редактировалось 1 раз.

tamplquest
Сообщений в теме: 10
Всего сообщений: 7680
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Мезоамериканские аналоги старосветских мифов

Сообщение tamplquest »

Magoga, Это Вы какие то поздние вырожденные пересказы роете типа Гомера, это уже не мифология, а типа хрестоматии по ней. Зевс, Деус это Дьяус, олимпийский бог

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Религии и верования мира»