Заблуждения по поводу и без поводаНовейшее время

1914 год и далее без остановок
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 18626
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Заблуждения по поводу и без повода

Сообщение Gosha »

«Многие видели в Гитлере мессию». Культура Мира разделилась в 30-е годы ХХ вера, одни из деятелей культуры поддерживал фашистов, а другие коммунистов. В СССР ринулись именитые паломники от Уэллса до Шоу им конечно показывали только магнетическую сторону социализма, оставляя в тени все издержки социалистического строительства».

Изображение
Писатель Кнут Гамсун.

29 мая 1945 года писатель Кнут Гамсун был арестован за сотрудничество с фашистами. И, хотя аресты нацистских пособников в победном мае 1945-го были делом привычным, этот случай произвел эффект разорвавшейся бомбы, поскольку Гамсун был почитаем и уважаем во всем мире. Более того, он получил Нобелевскую премию по литературе за книгу «Соки земли».

Старческое слабоумие

Однако этот лауреат, гордость норвежской интеллигенции, в 1943 году пожертвовал свою нобелевскую медаль… министру пропаганды Третьего рейха Геббельсу. Гамсун в открытую поддерживал нацистов, в том числе и одного из норвежских политических лидеров Видкуна Квислинга. Правда, Гамсун видел, как страдает норвежский народ, и самолично попросил Гитлера сместить Квислинга, на что получил яростный отказ. Но, несмотря на то, что писатель своими глазами видел те зверства, которые творили фашисты, он даже после смерти Гитлера называл фюрера «борцом за права народов». Гамсун был уверен, что старые устои Европы и Америки тащат людей на дно и что Гитлер принесет в этот мир что-то новое, прогрессивное. Гитлеру и Геббельсу Гамсун отводил роль создателей людей нового формата.

Гамсуна из уважения к его заслугам пытались избавить от судебных разбирательств. Даже провели психиатрическую экспертизу, которая поставила писателю диагноз «старческое слабоумие». Но процесс все-таки состоялся. 29 мая 1945 года Кнут Гамсун предстал перед судом. Те, кто присутствовал на заседании, были удивлены: Гамсун слишком быстро открестился от своих прежних взглядов. Он смотрел в глаза судье и врал, что не знал о том, что фашисты истребляли людей.

Его осуждали многие, но писатель смог избежать заключения. Суд принял во внимание его солидный возраст. Однако неприятный осадок остался у многих, ведь Гамсун так и не отказался от своих воззрений и не извинился перед жертвами фашистских репрессий.
После окончания войны и разгрома фашистов Гамсун прожил 7 лет, какое-то время ему пришлось провести в психиатрической клинике, а после нее он попал в дом престарелых.

От композитора до путешественника

Знаменитейший писатель, ещё один лауреат Нобелевской премии по литературе, Бернард Шоу тоже был замечен в поддержке фашистов. Правда, поддерживал он их в основном на словах. Однажды Бернард Шоу назвал Гитлера «талантливым, прекрасным человеком». Но также известно, что Шоу благосклонно высказывался и о Муссолини, и о Сталине.


Изображение
Лени Рифеншталь.

Лени Рифеншталь, женщина-режиссер, прославившаяся в Германии своими документальными работами о Третьем рейхе и фотографиями, долгое время поддерживала нацистов и даже считалась главным «режиссером партии Гитлера». Но уже во время войны Рифеншталь заявила, что отказалась от этих идей. Сразу же после подобного «предательства» партия перестала выделять средства на фильмы Рифеншталь.

Изображение
Рихард Штраус.

Одним из тех деятелей культуры, кто поддержал национал-социализм в Германии, был знаменитый композитор Рихард Штраус. Некоторые историки уверены, что Штраус даже состоял на государственной службе во времена Третьего рейха. Правда, композитор впоследствии занимался спасением евреев, которые могли попасть в жернова нацистской системы. Многих ему удалось отбить, в частности, он спас и своих родственников и друзей. Правда, это не спасло самого Штрауса от суда. Композитора обвинили в сотрудничестве с фашистами. Но в конце концов его оправдали.

Знаменитый путешественник Жак-Ив Кусто тоже подозревался в связях с нацистами. Его старший брат Пьер-Антуан Кусто в открытую поддерживал фашизм и даже был главным редактором крайне правого СМИ. Кстати, во Франции тогда нередко говорили, что многие экспедиции и съемки фильмов Жака-Ива создавались за счет германских нацистов.

Писатель Гюнтер Грасс сам признался, что служил в СС.

Тогда будущему известному немецкому литератору было 17 лет. Он был призван в танковую дивизию СС. Сам писатель говорил, что мечтал служить на подводной лодке, но его не взяли, поэтому он пошел в танкисты. Грасс очень долго хранил молчание, боялся признаться в этом общественности. Было известно лишь, что он воевал и был взят в плен американскими войсками. Но в середине 2000-х писатель рассказал все подробности об этой службе. «Тогда я не считал службу в СС чем-то позорным, — говорил Гюнтер Грасс. — Но потом, уже после войны, эта история стала давить на меня тяжким грузом».

Кнут Гамсун - писатель, друг Геббельса.

Изображение
Кнут Гамсун

Удивительны даже даты рождения и смерти Гамсуна (1859–1952): он начал писательскую карьеру, когда ещё были живы Достоевский и Толстой, Ибсен и Бьернсон, перешагнул рубеж XX века, свято верил в Третий рейх и пережил его падение, голодал, купался в деньгах, получил Нобелевскую премию, был всеми забыт и не дожил всего 5 лет до запуска первого спутника Земли. Вспомним историю жизни великого норвежского писателя.

Гениальный выскочка

«Кнут Гамсун родился в нищей крестьянской семье. Очень рано мальчику пришлось работать, помогая матери, и поэтому школу он закончить не смог. Всё образование, которое он получил за свою жизнь, состояло из 252 школьных дней (примерно одного класса)».


Жизненный опыт, давший ему материал на всю дальнейшую жизнь и сформировавший писательскую личность, он получил во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где он занимался физическим трудом. Наряду с Горьким Гамсун становится одним из первых писателей новой формации, «поднявшихся со дна» общества. В конце XIX – начале XX века такая биография для художника была идеальной. Поздний успех (Гамсуну было уже около тридцати) пришёл к нему после публикации романа «Голод», который сразу же сделал его одним из главных писателей своего времени. Во многом успех книги был связан с темой: в романе Гамсун описал свою нищенскую жизнь в столице Норвегии, состояние психики человека, который находится на грани голодной смерти.
Изображение
Кнут Гамсун c женой и детьми.

Гамсун был одной из самых эпатажных фигур в литературе конца XIX – начала XX века. Долгое время он разъезжал по Норвегии с лекциями, в которых рассказывал, чем отличается современная литература от литературы устаревшей. Он проповедовал глубинное проникновение в душу героев, психологизм и предельный реализм. «Вам пора уходить!» — говорил он прямо в лицо норвежским классикам Ибсену и Бьернсону, которые сидели в первых рядах. Удивительно, но за это ему никто не проломил голову (хотя некоторые критики призывали к этому). Какими бы сложными ни были отношения Гамсуна со старшими товарищами по писательскому цеху, он всегда считал, что они обязаны помогать ему, как финансово, так и протежируя его произведения. И они делали это, понимая, насколько важен Гамсун для норвежской и мировой культуры.
В 1920 году он получил Нобелевскую премию по литературе со следующей формулировкой комитета: «За монументальное произведение «Плоды земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». За свою жизнь он написал более 30 романов, бесчисленное количество рассказов, статей, эссе, и за всё это время — ни одного провала, ни одной проходной книги.

Крестьянский фашизм

Гамсуновские герои страстны, но страсть эта имеет и тёмную сторону. В их характерах есть некий наивный, природный цинизм. В своих публикациях он неоднократно предостерегал читателей от пацифизма, считая, что война не является чем-то неестественным. По мнению Гамсуна, война ради жизненных потребностей является частью самой жизни. В этой позиции отражаются крестьянские корни, которыми он так любил хвастаться. Убийство домашнего скота для крестьянина является необходимостью. Назвать такие взаимоотношения с живыми существами жестокими может только городской житель, который никогда не жил в деревне. Гамсун отвергал прогресс, считая, что новый мир очистится от всей наносной шелухи, которую привнесла в него западная цивилизация. Он верил, что спасение может принести только жестокая правда, но не комфортная ложь (такая же, как в Советском искусстве).


Изображение
Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесёт его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале XX века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с XIX веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский, определённо повезло не дожить до революции и мировых войн. Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать всё то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун, в свою очередь, считал, что новых людей делают Гитлер с Геббельсом.

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочёл именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даёшь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьёзе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и ещё один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны не мог написать ни строчки прозы.

Изображение
Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шёл наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падёт через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «…из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

Отправлено спустя 2 минуты 13 секунд:
Вы так мягки, мистер Молотов!

На суде после войны Гамсун врал, рассказывая, что он ничего не знал о преступлениях фашистов, а был затворником рабочего кабинета на втором этаже своего дома. Он не отказался от своих убеждений, не признал себя виновным, несмотря на то, что ему были показаны кадры из немецких «лагерей смерти». Он хотел этого суда, в отличие от властей, пытавшихся спустить дело «на тормозах» и инсценировавших психиатрическую экспертизу, результатом которой стал диагноз «старческое слабоумие».

По иронии судьбы, исход дела Гамсуна решался в Москве. За день до оглашения приговора было сформировано новое коалиционное правительство Норвегии, и все в этом правительстве знали, что было сказано в Москве в ноябре 1944 года. Тогда норвежские министры в изгнании, Трюгве Ли и Терье Волд, встретились с Молотовым, который требовал, чтобы всех военных преступников, поддерживавших фашистский режим, судили по всей строгости закона. Но когда речь зашла о Кнуте Гамсуне, суровый Молотов

изменился в лице. Позднее Ли так вспоминал эту встречу: «Когда Волд сообщил Молотову, что Гамсуна в Норвегии рассматривают как нациста и намереваются судить, то Молотов выдержал долгую паузу. Он был явно взволнован. Он заявил, что надо сохранить Гамсуну жизнь. Писатель, который создал «Викторию» и «Пана», — это великий художник, и его нельзя судить, как обычных нацистов. Великий художник должен спокойно дожить свой век», — добавил Молотов. Тут в разговор вмешался министр юстиции, который произнёс свою знаменитую фразу: «You are too soft, mr. Molotov!»

Речь Гамсуна, которую он произнёс на суде, была призвана в первую очередь окончательно запутать всех, кто не был равнодушен к его творчеству. Эта речь была его последней и блистательно сыгранной ролью. Гамсун в очередной раз выскользнул из рук рыбака, как скользкая рыба, и скрылся в мутном течении. Он долго говорил о том, что любит Норвегию, что все его действия направлены только на её благо, признавался, что ничего не слышал о войне, предполагал, что не заслуживает наказания. С другой стороны, он не отказался от своих воззрений и не принёс извинений пострадавшим от фашизма соотечественникам.

Одна из норвежских газет так отозвалась о выступлении писателя: «Вот какое впечатление оставляет суд над Гамсуном: старый и слепой великан пробирается по лесу, идёт по одному ему известному пути, в то время как его тяжёлой поступи мешает путающийся под ногами мелкий кустарник. Быть может, именно так он пробирался во время войны, когда нанёс нам этот невероятный ущерб? Мой ответ — однозначное «да». Его собственная эффектная защитительная речь, кажется, свидетельствует против него, но я считаю, она подтверждает моё мнение. Все его фразы, его паузы обладают той же драматической силой, что и его газетные статьи и сентенции, которыми так ловко пользовались нацисты в своей пропаганде. Каков, собственно говоря, мой вывод из всего этого: Гамсун, этот слепой великан, так же продирался по лесной чаще во время войны, и мы не можем считать его недееспособным и морально осуждать. Для самого Гамсуна сложившаяся ситуация — это трагедия, но для истории литературы — это драма, которая завершилась значительно лучше, чем мы ожидали». Суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу, но наказание оказалось удивительно мягким: писатель был обязан выплатить в штраф в размере 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Таким образом, он остался на свободе, но в то же время лишился состояния.

Отправлено спустя 2 минуты 3 секунды:
На заросших тропинках

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей смерти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсуна на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства. Поставив на карту всё оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга «На заросших тропинках» была издана при его жизни и имела успех. После её публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идёт.

Личность Гамсуна не умещается в привычные рамки, и особенно сложное отношение к нему в России — стране, победившей фашизм. В «Блокадной книге», среди дневников умирающих от голода людей, есть заметки директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева. В ноябре 1941 года он пишет: «…страшное известие промелькнуло в газетах. Кнут Гамсун, замечательный норвежский писатель, пришёл к заключению о невозможности для Норвегии быть независимой страной и склонился на сторону квинслинговцев, то есть к полному сотрудничеству с национал-социалистами».

Вот так, ни тени ненависти. Только «страшное известие» о том, что «замечательный писатель» примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в ещё более ужасном положении, чем герой книги «Голод», не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остаётся более прохладным, чем в России.

До сих пор многие режиссёры отказываются от постановки его пьес, а читатели — от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к «писателю с далёкого севера», как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его смерти.

Отправлено спустя 4 минуты 45 секунд:
От СС до Нобелевской премии.

«Не придуманная жизнь Гюнтера Грасса – нобелевского лауреата носившего форму СС».

Изображение
Гюнтер Грасс.

16 октября 1927 года родился немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Гюнтер Грасс. Летом 2006 года Германия пережила шок. Нобелевский лауреат по литературе, прославленный писатель Гюнтер Грасс, в интервью газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» признался, что в юности служил в СС. Откровения Грасса стали шоком для немцев. Спустя шесть десятилетий после окончания войны, когда, казалось, осуждены все преступники, выплачены все компенсации, состоялось покаяние, из шкафа выпадает очередной скелет.
Человек, вернувший Германию в мировую литературу

Гюнтера Грасса в Германии считали «совестью нации». В 1959 году писатель выпустил роман «Жестяной барабан» — гротескную историю мальчика Оскара Мацерата, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов отказывается расти в знак протеста против происходящих в обществе перемен.

«Жестяной барабан» вернул послевоенную Германию в мировую литературу, а самого Грасса сделал «голосом обожженного поколения» немцев. В 1979 году экранизация «Жестяного барабана» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар».

Грасс стал классиком при жизни, каждое его произведение ожидалось с нетерпением, каждое его заявление привлекало внимание. Сторонник социал-демократов, он порвал с партией, посчитав в начале 1990-х, что партия «поправела». В начале 1980-х он был в числе активных противников размещения американских ракет «Першинг-2» на территории ФРГ.
Когда Германия пребывала в эйфории от объединения, он с сожалением говорил о «поглощении» ГДР, считая, что от этого процесса будет больше вреда, чем пользы.

В 1999 году Нобелевский комитет присудил Гюнтеру Грассу Нобелевскую премию по литературе.

Мальчик из Вольного города

И вот, спустя семь лет после этой награды выяснилось, что антифашист и борец за мир Гюнтер Грасс носил эсэсовскую форму. Возмущенные критики требовали вернуть награды, включая Нобелевскую премию, отказаться от звания Почетного гражданина Гданьска.

Грасс на происходящий шум вокруг себя смотрел с недоумением. Всю жизнь в присущей ему форме он рассказывал о своей юности, о том, что происходило вокруг. Его служба в СС была не сознательным выбором, а, скорее случайностью. На «истинного арийца» Гюнтер Грасс никак не тянул. Он родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциг, бывшей германской территории, отделенной от Германии по итогам Первой мировой войны. Отец Гюнтера, Вильгельм Грасс, был этническим немцем, успешным торговцем. Мать, Хелена, принадлежала к кашубам — небольшой западнославянской группе, проживавшей на севере Польши и Германии.

Ему не было 12, когда в сентябре 1939 года Данциг (польский Гданьск) был захвачен немецкими войсками. Польские почтовые служащие Гданьска держали оборону в течение 15 часов, и почти все погибли — одни в бою, другие были расстреляны гитлеровцами.

Юнец в форме СС

Воспитание по методикам Третьего Рейха принесло свои плоды — в 15 лет активный член «Гитлерюгенда» Гюнтер Грасс рвался на фронт, подавая заявления с просьбой зачислить его на флот, в экипаж подводной лодки.

Свои первые литературные произведения он печатал в нацистской газете, и имел все шансы стать новым рупором пропаганды Рейха. Но когда Гюнтеру исполнилось 17 лет, гитлеровцам было уже не до пропаганды. В октябре 1944 года Грасс узнал, что будет служить в 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг». У него не было шанса отказаться, да он и не пытался — по признанию Гюнтера Грасса, он «до конца верил в победу». Правда, по его словам, крови на руках юного эсэсовца не было.

В последний день рождения Гитлера, 20 апреля 1945 года, Гюнтер «получил в подарок» ранение. Танковая дивизия несла потери, теснимая советскими войсками. Но в плен раненый юный эсэсовец попал к американцам — произошло это 8 мая, когда война практически завершилась. Для американцев, искавших среди служащих СС как военных преступников, так и полезные для себя кадры, он был слишком юн и зелен. В апреле 1946 года Гюнтер Грасс был освобожден из лагеря для военнопленных, и начал свой путь к литературной славе.

«Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней?»

Для того, чтобы рассказать о своей службе в СС, писателю потребовалось шестьдесят лет. Вслед за его признаниями вышел автобиографический роман «Луковица памяти», в котором Грасс вспоминал свою юность. Кто-то увидел в этом пиар новой книги, но сам писатель признавался, что все дело в трудном процессе осмысления, необходимости найти нужные слова для описания пережитого.

«Только когда я решил написать о моем детстве, о том, что со мной происходило, как с ребенком и подростком, я нашел литературную форму, которая позволила мне, наконец, писать и рассказывать о моей службе в СС, — объяснял Грасс, — Но в моей книге тема попадания в СС не самая главная. Главное — это мучающие меня вопросы о моей тогдашней наивности. Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней? Почему во мне не возникало вопросов, когда мой польский дядя после штурма польского почтамта в 1939 году в Данциге был расстрелян? Почему я ни о чем не спрашивал, когда исчез мой учитель латыни, высказавший сомнение в конечной победе?»

В конечном счете, репутация Грасса не рухнула. Скандал позволил снизить помпезность торжеств по случаю его 80-летия, которые писатель категорически не одобрял.

«То, что должно быть сказано»

В своей Нобелевской речи Грасс говорил: «Наихудшее прегрешение писателя в глазах власть имущих состоит в том, что он не хочет вместе со своими книгами шествовать вместе с победителем, а скорее предпочитает вертеться там, где на обочине исторических процессов стоят проигравшие, которые многое могут рассказать, но не получают слова. Тот, кто наделяет их голосом, ставит победу под сомнение».

Свою юношескую наивность на излете жизни он искуплял готовностью говорить те вещи, которые не нравились властям. В 2012 году опубликовал стихотворение «То, что должно быть сказано», в котором обрушился на Израиль за его планы превентивной войны против Ирана. За это власти Израиля объявили его персоной нон грата, заметив, что немец форму СС с себя снял, но от образа мыслей не отказался. Следующим его стихотворением стал «Позор Европы», в котором Грасс бичевал европейские элиты за доведение до хаоса и разорения Греции, колыбели современной европейской цивилизации.

«Ты духовно захиреешь без страны, дух которой придумал тебя, Европа», — предупреждал Гюнтер Грасс.

«Мы движемся к Третьей мировой войне»

С большой прозой писатель расстался еще в 2013 году, заметив, что на создание нового романа у него уже не хватит ни сил, ни времени. Последние месяцы он посвящал стихам, живописи, а также давал интервью.

Гюнтер Грасс умер 13 апреля 2015 года в возрасте 87 лет в клинической больнице города Любека. За три недели до смерти в интервью испанскому изданию El Pais он говорил о Европе, России и будущем человечества. «... я не говорю, что произошедшее с Крымом было оправдано. Это не оправдано, но это надо понять. То, что нам нужно сделать, — понять Россию... Украине пообещали вступление в Евросоюз, а затем вход в состав НАТО, вполне логично, что Россия раздраженно отреагировала на это, — говорил Грасс, — к ним вновь возвращается страх быть окруженными врагом».

«Мы движемся к Третьей мировой войне. Войны происходят по всему миру. Мы рискуем снова повторить собственные ошибки. Война может наступить, а мы, словно лунатики, даже не заметим ее приближения. На сегодняшний день, с одной стороны у нас есть Украина, где ситуация не становится лучше. В Израиле и Палестине ситуация становится только хуже. Америка оставила Ирак в катастрофическом состоянии. Зверства, совершаемые „Исламским государством“, а также проблема в Сирии, о которой молчат в новостях, но люди там продолжают убивать друг друга», — говорил Гюнтер Грасс весной 2015 года.

Всю жизнь он вглядывался в прошлое, чтобы будущее стало другим. И его «Жестяной барабан» по-прежнему стучит, будя тех, кто безмятежно спит, не видя подступающей беды.

Отправлено спустя 4 минуты 3 секунды:
Второй после Шекспира.

«Почему нужно прочесть Бернарда Шоу, чтобы понять – великие ошибаются, потому что живут в изобретенном собой иллюзорном мирке, оторванном от действительности, в нем им легче творить и заблуждаться».

Изображение
Джордж Бернард Шоу.

Пожалуй, в России далеко не все читали пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион» и другие произведения Джорджа Бернарда Шоу, хотя автора ещё при жизни назвали «вторым драматургом английского театра после Уильяма Шекспира». Более того, он единственный в мире человек, удостоенный одновременно «Оскара» и Нобелевской премии. АиФ.ru рассказывает, что нужно знать об ирландце, который навсегда вошёл в историю английской литературы.

Не такой, как все

С самого детства Шоу отличался от своих сверстников — сатирик на всё имел собственное мнение. Особенное недовольство у него вызывала традиционная система образования. Всю жизнь драматург считал школу самым вредным этапом своего обучения: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю». С самых юных лет он больше времени старался уделять чтению.

Насилие над собой долго продолжаться не могло: Шоу «сбежал из классической школы», когда ему «угрожали занятия Гомером». В возрасте 15 лет драматург начал работать клерком, а сам усиленно занимался в библиотеках. Будущий нобелевский лауреат никогда не сомневался, что дело его жизни — литература. Долгие годы он осаждал редакции, работал музыкальным критиком, литературным рецензентом, театральным обозревателем.

Изображение
Бернард Шоу, 1900 год.

Ещё в юности Шоу написал несколько романов, которые сперва отвергли все английские издательства. С пьесами великого драматурга тоже было не всё гладко. Одна из них — «Профессия миссис Уоррен», впервые поставленная в 1902 году, была запрещена цензурой; другая — «Поживём — увидим» 1895 года — после нескольких репетиций была отклонена; а третью — «Оружие и человек», написанную в 1894 году, вообще никто не понял.
Но упорства автору было не занимать, он продолжал работать в собственном стиле, исключительном для драматургов викторианской эпохи. В каждом своём произведении Шоу поднимал моральные, политические или экономические проблемы, нещадно критиковал пороки английского общества и их быт, включая даже институт брака. А своим главным оружием писатель избрал смех: «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду».

Изображение

Не нужно «Нобеля»

Всего Шоу создал более 60 пьес, несколько романов, критических произведений, эссе, и некоторые ещё при жизни автора стали особенно популярны. Среди них пьеса «Дом, где разбиваются сердца», которую Шоу назвал «фантазией в русской манере на английские темы», и «Пигмалион», написанная специально для английской актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл. Почти через 20 лет Шоу вернётся к этому произведению, чтобы в соавторстве с Иэн Дерлимпл, Сесил Льюис, В. П. Липскомб написать по нему киносценарий.

Экранизация пьесы «Пигмалион», в которой Шоу показал, что люди из разных социальных классов отличаются только внешне, во многих странах пользовалась большим успехом и в 1938 году получила премию «Оскар» за лучший сценарий.

Изображение
Бернард Шоу в Лондоне.

В 1925 году заслуги Шоу признал Нобелевский комитет, он присудил писателю одну из наиболее престижных международных премий с формулировкой «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Узнав об этом, сатирик пошутил: «Очевидно, премию мне присудили в благодарность за то, что я облегчил в 1925 году положение всего мира, ничего не опубликовав в этот год». Поблагодарив шведскую академию за признание, он заявил, что отказывается от денег, которые полагаются лауреату. Писатель был уверен, что они, как «спасательный круг, брошенный пловцу, который уже благополучно добрался до берега».

Информация об эксцентричном поступке драматурга вызвала неоднозначную реакцию, многие стали писать Шоу письма с просьбой отдать деньги им, раз уж настолько богат. Но и здесь автор «Пигмалиона» не растерялся, в одной из газет он опубликовал один ответ всем, кто просил у него денег: «Я сейчас отрабатываю двойственное выражение лица. Оно у меня должно выражать бесконечную душевную щедрость и в то же время — зверскую готовность на всё, лишь бы не спасать никого из американцев от разорения, высылая почтой пятьсот долларов. Изобретение динамита ещё можно простить Альфреду Нобелю, но только враг человеческий мог изобрести Нобелевскую премию!»

Изображение
Бернард Шоу купается в море в свой 93-й день рождения.

Почётный гражданин

Шоу много путешествовал, в том числе в 1931 году он посетил СССР, где состоялась его личная встреча с Иосифом Сталиным. Возвращаясь из Советского Союза домой, он заявил: «Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

Шоу всегда активно занимался политикой. А когда к власти пришла лейбористская партия, для которой он сделал очень многое, драматургу в знак благодарности предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказался. Лишь в 90-летнем возрасте Шоу всё же согласился стать почётным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где провёл свои молодые годы.

Отправлено спустя 1 час 22 минуты 44 секунды:
Ближе к концу двадцатых годов в Советский Союз начали приезжать граждане США. Уезжали из родных штатов они по причине разразившейся Великой депрессии и экономического кризиса. К 1930 году в СССР было 10 000 американских работников, а всего спустя два года — уже 40 000. Большинство из них приезжали по простым туристическим визам, а после, устроившись на работу, получали гражданство.

Как жили американские специалисты в СССР

В то время индустриализация в СССР шла семимильными шагами, активно закупалось зарубежное оборудование. Следовательно, без специалистов, знакомых со станками, обойтись было нельзя. Их заманивали разными способами, обещали большую зарплату и хорошие условия проживания. И эти обещания честно выполнялись. Зарплаты рабочих в СССР не шли ни в какое сравнение с зарплатами иностранных спецов. Во время Великой депрессии в США многим не платили вообще, а в Союзе давали зарплату и рублями, и валютой. Это позволяло приехавшим иностранцам помогать своим семьям и близким, оставшимся на родине.

Не обделяли зарубежных рабочих и жильём. Простых работяг селили в коммуналки, размещая по два человека в комнате, — неслыханная роскошь для советских граждан! А инженеров определяли в отдельные квартиры. Всем иностранцам выдавали хорошие продукты, даже дефицитные товары, в то время, как советские инженеры всё получали по карточкам. Но, несмотря на всё это, многие американцы считали свои условия проживания ужасными. Однажды даже разразился жуткий скандал из-за того, что американцам пришлось принимать водные процедуры в общей бане. Но многие были всё-таки довольны своей жизнью в СССР. Бывшие граждане Америки организовывали свои клубы, где танцевали и смотрели фильмы. С общением с русскими у них не возникало особых проблем, многие знали язык, а к тем, кто не знал, приставляли переводчика. Обычно он был один на небольшую группу специалистов.

Жизнь темнокожих работников в СССР

Лучше всего в Советском Союзе жилось темнокожим. В отличие от США, где их повсюду постоянно притесняли, в СССР их не считали людьми второго сорта. Более того, любые признаки расизма жестоко пресекались. Когда в 1930 году двое американцев, приехавших на работу, избили своего темнокожего товарища, их осудили и выслали на родину.

С начала двадцатых и до середины тридцатых годов в Россию и союзные страны приехали более двухсот афроамериканцев. Они проходили обучение в лучших столичных институтах, быстро находили общий язык со своими коллегами и легко заводили семьи. Тёплый приём и распределение на хорошие рабочие места были вполне объяснимы. СССР так привечало темнокожих в пропагандистских целях, чтобы выставить себя в более выгодном свете перед всем миром.

Почему закончилась волна эмиграции из США и Европы

После середины тридцатых годов положение иностранных рабочих несколько ухудшилось. Им перестали выдавать зарплату валютой, после урезали выдачу дефицитных продуктов. Но не это было главной причиной того, что зарубежные специалисты стали возвращаться на родину.

В СССР иностранцев заманивали красивой пропагандой, звали посмотреть, как живёт простой советский народ. Но, увидев реалии жизни, иностранцы были в ужасе от того, насколько плохо жили граждане СССР. Не нравилось им и повсеместное взяточничество и уровень советской медицины.

В то время многих иностранных работников заставляли принять гражданство СССР, что было существенным препятствием для их возвращения домой. Но всё равно многие уезжали. Так, к 1937 году специалистов из Америки в СССР почти не осталось, а из европейцев остались только немцы. И большинство из них арестовали и судили в 1937 году. После окончания Великой Отечественной войны в СССР снова появились иностранные рабочие, но они были пригнаны насильно. Однако их права и условия работы никак не ущемлялись, поэтому иностранцы охотно работали и жили в СССР.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Блофельд
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 94
Зарегистрирован: 01.06.2019
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Заблуждения по поводу и без повода

Сообщение Блофельд »

Gosha:
29 май 2020, 17:27
Знаменитый путешественник Жак-Ив Кусто тоже подозревался в связях с нацистами. Его старший брат Пьер-Антуан Кусто в открытую поддерживал фашизм и даже был главным редактором крайне правого СМИ. Кстати, во Франции тогда нередко говорили, что многие экспедиции и съемки фильмов Жака-Ива создавались за счет германских нацистов.
Наверное, Кусто всё же не поддерживал нацистов. Его зря подозревали в связях с нацистами.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 18626
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Заблуждения по поводу и без повода

Сообщение Gosha »

Блофельд:
22 окт 2020, 15:56
Наверное, Кусто всё же не поддерживал нацистов. Его зря подозревали в связях с нацистами.
Дорогой Блофельд что важно в жизни - ВОВРЕМЯ ПЕРЕКРАСИТЬСЯ! В 1945 году 9,7 миллионов солдат Вермахта попавшие в руки Союзников в 1949 году образовали костяк Бундесвера, 5,6 миллионов солдат Вермахта попавшие в руки Советов трудились на восстановлении Военной Мощи СССР до 1953 года. После 1953 года многие вернулись в ГДР, но были и такие которые поехали в ФРГ.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Блофельд
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 94
Зарегистрирован: 01.06.2019
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Заблуждения по поводу и без повода

Сообщение Блофельд »

Gosha:
23 окт 2020, 10:33
Дорогой Блофельд что важно в жизни - ВОВРЕМЯ ПЕРЕКРАСИТЬСЯ! В 1945 году 9,7 миллионов солдат Вермахта попавшие в руки Союзников в 1949 году образовали костяк Бундесвера, 5,6 миллионов солдат Вермахта попавшие в руки Советов трудились на восстановлении Военной Мощи СССР до 1953 года. После 1953 года многие вернулись в ГДР, но были и такие которые поехали в ФРГ.
Вы хотите сказать, что Кусто поддерживал нацистов, а потом вовремя перекрасился?

tamplquest
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 7680
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Заблуждения по поводу и без повода

Сообщение tamplquest »

Это не единственный лауреат. Физики Ленард и Штарк, и если там копнуть наверняка наберется большая обойма, просто инфы сейчас мало

Отправлено спустя 3 минуты 59 секунд:
Gosha:
29 май 2020, 17:27
Но уже во время войны Рифеншталь заявила, что отказалась от этих идей. Сразу же после подобного «предательства» партия перестала выделять средства на фильмы Рифеншталь.
Там уже не до съемок было, когда война грянула.
Неизвестно от чего она там "отказалась", но ее потом обвиняли(уже при британцах) в расизме, в форме возвеличивания красоты негритянского тела

Отправлено спустя 39 секунд:
Клип Рамштайн про Олимпиаду сделан на ее материале

Отправлено спустя 32 секунды:


Отправлено спустя 5 минут 54 секунды:
Вообще я сомневаюсь что Ленни что то "крамольное" вообще снимала, она художницей была а не идеологом

Отправлено спустя 1 минуту 4 секунды:
До нее скорей всего докапываются потому, что через призму ее объектива рушится старинный британобольшевицкий миф о тупости руководства рейха

Отправлено спустя 7 минут 26 секунд:
Они вообще любые съемки того времени не особо удобны, потому что всю советскую околонемецкую беллетристику пришлось бы переписывать

Отправлено спустя 41 секунду:
Особенно про "голубоглазиков-белобрысиков", lol

Отправлено спустя 6 минут 34 секунды:
"забавно" получилось, что чухонские бритоголовые мочат восьмилетних таджичек из за того что большевики им придумали сказку про "унтерменш", в то время когда Рейх помогал ирану и планировал восстановление туркестана, это очень слабо сочетается со "сверхрасой" белобрысых голубоглазиков. Как же быть?

Отправлено спустя 1 минуту 44 секунды:
Да и гитлер тоже не белобрысый голубоглазик

Отправлено спустя 2 минуты 31 секунду:
Убийство девочки отморозками, это, не в последнюю очередь вина большевиков, потому что пропаганда рейха, какой бы она плохой и бесчеловечной ни была, не призывала ни к чему подобному.

Отправлено спустя 3 минуты 5 секунд:
Они и сейчас не унимаются, например везде брызжат слюной про какие то белобрысые таримские мумии, хотя белобрысости там не видать

Отправлено спустя 1 минуту 53 секунды:
Изображение

Отправлено спустя 1 минуту 37 секунд:
Изображение

Отправлено спустя 8 минут 1 секунду:
И вот этот вот адепт из соседнего треда, что он топит свою "норманскую теорию", в большевицкой интерпретации? Это из той же оперы

Отправлено спустя 1 минуту 8 секунд:
Высосали из пальца образ "отважного воина", тогда как на самом деле это торговцы и администраторы, и ни в каких крупных сражениях вообще не замечены

Отправлено спустя 45 секунд:
Служили только в римском войске пешками
Потом поповство распространяли
Но нет, надо на мозги капнуть

Отправлено спустя 2 минуты 45 секунд:
Не надо отрицать там ничего, надо понять что они нам подсовывают в качестве "викингов" и в качестве "русских", это совсем не то о чем думают.

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 18626
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Заблуждения по поводу и без повода

Сообщение Gosha »

Блофельд:
23 окт 2020, 14:33
Вы хотите сказать, что Кусто поддерживал нацистов, а потом вовремя перекрасился?
Дорогой Нацистов поддерживала ВСЯ ЕВРОПА - Великобритания и США! Даже Сталин читал Майне Кампф в переводе м немецкого находил многое позаимствованного Третьим Рейхом у СССР.

Отправлено спустя 10 минут 29 секунд:
tamplquest:
23 окт 2020, 15:51
Высосали из пальца образ "отважного воина", тогда как на самом деле это торговцы и администраторы, и ни в каких крупных сражениях вообще не замечены
Такие же Отважные войны были во всех фильмах снятых в СССР Горячие денечки Волочаевские дни Чапаев Три танкиста Мы из Кронштадта Антоша Рыбкин из Киносборников и так далее. Советский кинематограф создавал Иллюзорную Историю Отечества! Даже в Суворове и Кутузове Советское искусство нашло собственное видения сюжета.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Новейшее время»