Цивилизация музыкиМузыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

Аватара пользователя
Автор темы
Ветер 20
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 1402
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#1

Сообщение Ветер 20 » 20 мар 2019, 13:58

Баллада

Провансальские прототипы
Слово «баллада» (balada, также в уменьшительной форме — baladeta) применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.

Средние века
В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века; к числу первых авторских образцов жанра относятся одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около 1300 года)

Стихотворная форма включающая три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо — автор 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» — «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Машо — профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложны для восприятия его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами[1]. Одна из баллад Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две — на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются[2].

В лирике галисийско-португальских трубадуров этот жанр использовался редко, и его лучший образец представлен песней Айраса Нунеса Bailemos nós já todas três, ai amigas[3].

В классической балладе число стихов в строфе варьировалось от 7 до 10. В XV веке видно тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. С конца XIV века (например, в балладах Эсташа Дешана) обычно завершается полустрофой-«посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Prince» (или «Princesse»), восходящего к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации. [4]

Известный автор поэтических баллад (стихи не предназначены для распевания) — Кристина Пизанская, автор «Книги ста баллад» (Le Livre des cent ballades, ок. 1399); по другой версии, около 1390 года эту книгу составили стихотворцы из окружения Людовика Орлеанского, на основе первого сборника Сенешаля Жана д'Э. Последним крупным автором (поэтической) средневековой баллады, существенно расширившим тематику этой формы, был Франсуа Вийон.

Гийо́м де Машо́, также Гильом де Машо (фр. Guillaume de Machaut или фр. Machault; около 1300 — апрель 1377, Реймс) — французский поэт и композитор. В истории музыки — «последний трувер» и одновременно важнейший представитель эпохи Ars nova.
И его баллады

Послушайте эти баллады , это обалденно ! :)






Реклама
Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 9
Всего сообщений: 4811
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#2

Сообщение Евелина » 20 мар 2019, 15:33

Как-то вы сузили тематику истории замкнув эпоху Ars Nova на балладе.
Конечно,появление жанра баллады в творчестве профессиональных композиторов это большой шаг вперед по развитию светских жанров в музыке,но в творчестве Гийома де Машо жанр баллады не был основным.
Им создавались и мотеты,и рондо,и каноны и др.

Гийом де Машо ,который вторую часть жизни прослужил каноником в кафедральном соборе Реймса,создал первую авторскую четырехголосную мессу "Нотр-Дам" (ок. 1360 г.). Месса написана на латинский язык, состоит из ординариума - 5-ти частей (1 часть – Kyrie – Господи, помилуй, 2-я – Gloriа – Слава в вышних богу, 3-я – Credo – Символ веры, 4-я – Sanсtus – Свят господь Саваоф, 5-я – Agnus dei – Агнец божий).



Огромный вклад Машо это создание техники полифонии,которая впоследствии нашла продолжение у других композиторов,которые усвоили и развили эту технику.


Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Ветер 20
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 1402
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#3

Сообщение Ветер 20 » 20 мар 2019, 18:39

Евелина:
20 мар 2019, 15:33

Как-то вы сузили тематику истории замкнув эпоху Ars Nova на балладе.
Конечно,появление жанра баллады в творчестве профессиональных композиторов это большой шаг вперед по развитию светских жанров в музыке,но в творчестве Гийома де Машо жанр баллады не был основным.
Им создавались и мотетырондоканоны и др.

Спасибо ! Я хотел лишь указать на такую средневековую форму светской музыки со стихами как баллада , которая сохранилась и до наших дней ! Современное искусство взяло от неё содержание несколько изменив форму в соответствии с прогрессом (см рок баллада) Интересно, а баллады в 13 веке сочиняли только канноники ? А трубадуры ?


Подробно о средневековых инструментах


Средневековая виола


Интересен так же и способ нотной записи "недавнее" изобретение Гвидо Аретинского для музыкантов европы

Изображение



Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 9
Всего сообщений: 4811
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#4

Сообщение Евелина » 21 мар 2019, 04:12

Ветер 20:
20 мар 2019, 20:14
Спасибо ! Я хотел лишь указать на такую средневековую форму светской музыки со стихами как баллада , которая сохранилась и до наших дней ! Современное искусство взяло от неё содержание несколько изменив форму в соответствии с прогрессом (см рок баллада) Интересно, а баллады в 13 веке сочиняли только канноники ? А трубадуры ?[/indent]
тогда понятно, вы решили рассмотреть эволюцию жанра баллады.
Но позволю себе некоторое отклонение от баллады в качестве вступления. :)

Насколько я знаю трубадурами себя называли многие образованные люди, например герцог Аквитании Гийом.
Кстати он и имел прозвище Трубадур.
Многие из тех,кто называл себя трубадурами имели аристократическое образование,изучали науку стихосложения,музицировали с детства.
Это рыцари крестоносцы,аристократы...профессиональные актеры, в основном дворяне,как я понимаю,лавочникам стихосложение и музыка были чужды.

Но попадались и трубадуры из простонародных,например Бертран де Вентадорн – сын обыкновенного слуги, ставший знаменитым поэтом своего времени (XII век).

Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.


Тематика поэзии была любовная лирика.

Возникли многие новые жанры:
пастораль (эротическая песня-беседа рыцаря с пастушкой)
Впоследствии возникнет популярный жанр пасторали в классике,даже в творчестве Бетховена (Пасторальная симфония).
альба-зачатки драмы,расставание влюбленных,неизбежность роковых событий.
канцона - первоначально поэтический жанр.Это стихотворение которое складывалось по определенным нормам.
3–7 одинаковых строф, которые иногда замыкает финальная полустрофа – «кода» (итал. coda – хвост). При этом каждая из повторяющихся строф трёхчастна. Две первые части – одинаковы (как правило, по 3 или по 4 строки), их называют «шагами» (итал. piedi). Третья часть – так же, как и финальная полустрофа, именуемая «кодой».

Петрарка.

Ни вечерами, ни в полдневный час
С тех пор, как вы однажды
Проникли в тайну негасимой жажды,
Я без фаты уже не видел вас.

Покуда, госпожа, вы знать не знали,
Что сердце тайной к вам исходит страстью,
Лицо светилось ваше добротой,
Но выдал бог любви меня, к несчастью,
И тотчас вы, предав меня опале,
Надменно взгляд сокрыли под фатой.
И то, из-за чего я сам не свой,
Я потерял при этом:
Нет больше солнца ни зимой, ни летом,
И я умру, не видя ваших глаз.


Кстати жанр Канцоны оказал огромное влияние не только на поэтов последующих поколений,но и на музыкантов.
В музыке появляются полифонические пьесы имеющие определенное строение.

Например именно с канцоной связано появление песни группы Аквариум "Город".
В нач. 70-х гг. «Мелодия» выпускает пластинку с композициями лютневой музыки и первая композиция - это «Канцона», которая стала прародителем песни «Город».



В сопровождении говорилось, что Франческо да Милано автор канцоны был выдающимся лютнистом Средневековья.
Служил у всяких королей-герцогов и был невероятно популярен.
Однако наша «Канцона» не содержится в списке опусов композитора и согласно расследованию было установлено, что Вавилов и есть автор этих произведений.
Владимир Вавилов – это знаменитый в 60-е гг. семиструнник, виртуозно владеющий инструментом.
Так что трубадуры живы и надо искать их среди нас.


Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Ветер 20
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 1402
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#5

Сообщение Ветер 20 » 22 мар 2019, 11:36

Евелина:
21 мар 2019, 04:12
пастораль
альба
канцонаопределенным нормам.

Какой это век ? Вы не находите (в случае с церковной музыкой) Что церковь приложила руку к появлению и сохранению муз . культуры ? Тогда как в "домострое" наша православная церковь в средние века относилась к музыкальным инструментам отрицательно , предпочитая церковное пение оркестровке .




Аватара пользователя
Автор темы
Ветер 20
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 1402
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#6

Сообщение Ветер 20 » 26 мар 2019, 18:40

Евелина:
20 мар 2019, 15:33

в творчестве Гийома де Машо

Евелина , а посмотрите чем он прославился ?! Это же полифония. Вот интересное видео




Аватара пользователя
Автор темы
Ветер 20
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 1402
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#7

Сообщение Ветер 20 » 26 мар 2019, 20:49

tamplquest:
26 мар 2019, 19:17

"рок-баллада" это всего лишь минорный медляк.

Рок-баллада (англ. rock ballad; в английском языке также используется название power ballad) — тип песни в рок-музыке, представляющий собой медленную, мелодичную, лирическую композицию.

Термин «баллада» восходит к одноимённому поэтическому жанру, но сохраняет с ним мало связи. Баллада в классическом значении - лироэпическая короткая история, рассказанная в стихах. Рок-баллады ближе к лирике, их тексты могут быть бессюжетны и выражать эмоции автора и исполнителя. Тексты рок-баллад иногда отличаются от стандартных рок-текстов, являясь более лирическими и меланхоличными, менее агрессивными. Часто тексты рок-баллад посвящены любви, печали или иным возвышенным чувствам.

Следовательно музыкальное содержание сохранилась . Изменилась лишь форма. А как музыкальная форма отражения истории средневековья в нашей современности вполне себе живет в жанрах фолк музыки. Так , "чуть чуть"
Смотри сюда.

Гр. "Мельница"

Ирландская гр. Кланнад
robin of sherwood soundtrack




Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 9
Всего сообщений: 4811
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#8

Сообщение Евелина » 27 мар 2019, 04:13

Ветер 20:
22 мар 2019, 11:36
Какой это век ? Вы не находите (в случае с церковной музыкой) Что церковь приложила руку к появлению и сохранению муз . культуры ? Тогда как в "домострое" наша православная церковь в средние века относилась к музыкальным инструментам отрицательно , предпочитая церковное пение оркестровке .
на самом деле музыка скорее всего возникла как средство поклонения высшим силам.
Я не верю в трудовые песни обезьян на полях. :)

Инструменты весьма поощрялись например у католиков,где основой церковной службы был орган.
Православное песнопение акапелла возникло в Визании без каких-либо особых запретов.
Это традиция,чтобы верующие могли принимать непосредственное участие в службе.

Так что церковная музыка первична, а светская - вторична.
Была ещё народная музыка,но она сохранилась только в отдельных мелодиях и ритмах,которые использовались знатью в светской музыке.
Например жига в сюите имеет ритм матросского танца.

БАЛЛАДА.
Это всегда в первую очередь содержание.
Героическое,эпическое,историческое,часто военное.
Насколько мне известно, песенные баллады не имели какой-либо особой формы.

Интересно проследить эволюцию жанра до баллады в романтизме,особенно у Шопена,где жанр баллады стал чисто инструментальным.



Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Аватара пользователя
Автор темы
Ветер 20
Сообщений в теме: 15
Всего сообщений: 1402
Зарегистрирован: 12.06.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: марксистско-ленинские
Откуда: провинция и захолустье
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#9

Сообщение Ветер 20 » 28 мар 2019, 02:57

Евелина:
27 мар 2019, 04:13

Я не верю в трудовые песни обезьян на полях.

:-D
Евелина:
27 мар 2019, 04:13

Так что церковная музыка первична, а светская - вторична.
Была ещё народная музыка,но она сохранилась только в отдельных мелодиях и ритмах,которые использовались знатью в светской музыке.
Например жига в сюите имеет ритм матросского танца.

вики

А вот здесь интересно, правда нет , а тут поспорить можно ?

Натура́льные лады́ (от лат. natura — природа, естество) в советском учении о гармонии — диатонические лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин был введён в 1937 г. Ю. Н. Тюлиным, который предложил заменить «церковные» лады «натуральными» на том основании, что «средневековая музыка лишь использовала опыт народного творчества и традиции греческих обозначений»[1], поэтому такие лады вовсе не «церковные», а «естественные». Тюлин также считал, что «все натуральные лады основаны на мажоре и миноре»[2], а их специфические (тысячелетней давности) структуры рассматривал как производные от мажорного или минорного звукорядов[3]. В западном музыкознании концепции «натуральных ладов» нет (звукоряды обычно описываются в рамках концепции церковных ладов).

Исторический очерк
Термин «натуральные лады» использовал ещё Н. А. Римский-Корсаков в своём учебнике гармонии (1886). Однако этот термин там означает совсем другое, а именно натуральные мажор и минор, которым автор противопоставляет «искусственные лады» (оригинальный термин), а именно гармонический мажор и гармонический минор[6]. Церковные лады в учебнике Римского-Корсакова вовсе не упоминаются.

В советском преподавании гармонии концепция натуральных ладов увязывалась с противопоставлением «естественной» (народной) и «профессиональной» гармонии. С 1950-х гг. в советских учебниках элементарной теории музыки (Способина, Вахромеева, Фридкина) описываемые лады стандартно именуются «ладами народной музыки» и (ложно) объясняются как производные от мажора / минора[7].

Если это ложь, то как обозвать лады восточной арабской музыки ? Тоже "ложью" ?

ПРИНЦИП ЛАДОВОЙ СИСТЕМЫ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ

Одех Ришмави

Российский институт истории искусств




По моему это балбесы.Арабская народная , это светская музыка и её "лады" это полностью не религиозное искусство. Так что не правда обзывать советских учёных лжецами. , "церковные лады" здесь не причём




Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 9
Всего сообщений: 4811
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Музыкальный жанр "Баллада" Гийом де Машо

#10

Сообщение Евелина » 28 мар 2019, 05:00

Ветер 20:
28 мар 2019, 02:57
По моему это балбесы.Арабская народная , это светская музыка и её "лады" это полностью не религиозное искусство. Так что не правда обзывать советских учёных лжецами. , "церковные лады" здесь не причём
религиозная музыка не обязательно европейская,не так ли?
И религия не обязательно Христианство.
Шаманизм например тоже религия и музыка там совсем другая.
То есть любой лад использовался для поклонения тому или иному богу(в зависимости от религии) и создавались музыкальные интсрументы для молитв или мистических действий.



Я конечно не имела в виду исключительно Христианство,когда написала,что музыка произошла от поклонения божествам людей.

Термин "народная" меня всегда смущал.
Как себе представить сочинение всем народом хоть одной мелодии?
Толпой что-ли или всем двором,улицей?
Конечно любое сочинение делалось кем-то одним, а народ уже принимал или не принимал.
Если принимал,то забывал автора и песня становилась народной.
Можно сказать,что народная есня эта та,которую принял народ и очень полюбил.
Например весь мир поет песню Катюша и все уверены,что это народная песня,но эту песню сочинил советский композитор Блантер.

Но это совсем другая тема: происхождение музыки.
А может стоит открыть такую тему? :)

Арабская музыка:

Когда мы говорим об арабской музыке,мы говорим только о специфических ладах,витиеватости мелодии и пр.,однако мы не знаем о чем и когда впервые запел араб (любой семит).
В Ветхом Завете например много поют во славу Бога в самые древние времена.

С приходом Ислама музыка потеряла свое значение у арабов,так как по Законам Шариата является занятием неподобающим для верующего правоверного мусульманина.
Исключением являются Суфии,которые всегда поют при молитвах и танцуют,но их считают еретиками.



А вот для сравнения арабские христиане въезжают в Храм Гроба Господня в Иерусалиме на Пасху:


Видимо первая песня это был крик человека к небу и человек старался кричать громче,чтобы этот крик достиг неба.


Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Цивилизация музыки»