Земельные владения УльяновыхРоссийская империя

Правление династии Романовых
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 26564
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Земельные владения Ульяновых

Сообщение Gosha »

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ УЛЬЯНОВА БЛАНК

Много говорилось о Кулаках и Даль совершенно прав когда в кулаки определил земельных спекулянтов и арендодателей владельцев земли которые сами не работали на земле и не использовали наемный труд, они были скупщиками и владельцами земли. В рядах кулаков были банкиры, купцы, ростовщики, интеллигенция, отставные военные и даже уголовные авторитеты.

Изображение
Мемориальная доска весит при входе, что удивительно не сожгли и не разрушили Ленинское достояние. Так что Володя походил в барчуках и в кулаках-мироедах.

Александр Бланк по профессии был врач-физиотерапевт. Приобрел имение в рассрочку, а в доме открыл кабинет, где врачевал. В 1824 году Бланк поступил на государственную службу, где дослужился до чина «Надворный советник», что дало ему право на потомственное дворянство. Умер Бланк так и не выплатив кредит за приобретенную недвижимость. После его смерти обязанности по выплатам ссуды Дворянскому земельному банку взяла на себя сестра его покойной жены — Катерина Ивановна Эссен, которая была гражданской женой Александра Бланка.

Изображение
В 1847г. дед В.И. Ленина А.Д. Бланк полковник по медицинской части имеющий личное дворянство прикупил деревню Янысалы (Кокушкино) расположенную по левой стороне Зюрейской торговой дороги на берегу речки Уши, в 49 верстах (53,3 км) от Казани. В то время эта деревня относилась к Черемшанской волости Казанской губернии. Эта волость тогда состояла из двух сёл и десяти деревень, причём, кроме деревни Янысалы, где одновременно жили русские и татары, в остальных селениях волости жили русские. А.Д.Бланк приобретает родовое имение дворянина П.А.Верегиина в Янасылы (Кокушкино) принадлежавшее этой семье с 1676 года. Приобретённое имение составляло 462 десятины (503,6 га) с прикреплёнными (крепостными) 39 крестьянами мужского пола (женщины не учитывались).

Изображение
Александр Дмитриевич (Мойшевич) Бланк – дед В.И. Ульянова-Ленина по материнской линии.

Мария Александровна Бланк и Илья Николаевич Ульянов поженились 6 сентября 1863 года в Кокушкино, а венчались они в близлежащей церкви в селе Черемышово. В 1887 году казнили старшего сына Марии, который участвовал в покушении на императора Александра III.
Ленин, который тогда еще был просто Ульянов, попросил сделать ему небольшой верстак. Он любил делать вещи своими руками и проводить время в Кокушкино, привозили его сюда пароходом, начиная с 7-летнего возраста.

В 1887 году Владимир Ульянов окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью и в июне того же года поехал в Казань с твёрдым намерением поступить в Университет. С августа месяца к началу учебного года семья Ульяновых переселилась в Казань, где была снята квартира на Первой горе, в доме Ростовой. В Кокушкино осталась лишь Анна, которая не могла покинуть это место. После казни брата Александра, была сослана сюда под надзор полиции.

Изображение
Флигель из 5-и комнат в имении, где всегда останавливался Володя Ульянов

13 августа 1887 года Владимир Ульянов был принят в Казанский университет. Принимали его с большим трудом, сказалась трагическая судьба его брата. Помогли положительная характеристика из гимназии и связи отца. На первом курсе Володя установил связь с революционерами и принял участие в студенческом кружке. В декабре 1887 года студенты Казанского университета собрались в актовом зале, чтобы передать ректору петицию с рядом требований. Казанские студенты протестовали против ненавистной инспектуры, сословных ограничений для получения высшего образования, полицейских расправ над товарищами.

За активное участие в сходке и революционное выступление Владимир Ильич Ульянов был исключён из университета, а в ночь с 4 на 5 декабря 1887 года арестован. 7 декабря 1887 года он выехал в Кокушкино под негласный надзор полиции. Для жилья был использован флигель. Володя занял в нём угловую комнату, выходившую окнами на север.

ССЫЛКА
В Кокушкино Володя Ульянов жил до осени 1888 года. Во флигеле, где он поселился, стоял книжный шкаф покойного дяди, и будущий Ленин просто поглощал книги по общественным вопросам, выискивая ценные статьи в старых журналах.
Общение со старожилами многих сел говорит, что советская власть и революция ничего хорошего не принесла. Сельчане про любого из раскулаченных помещиков говорят однозначно: жил у нас тут один хороший человек, все село кормил, пока советская власть не пришла...

Советская власть активно транжирила капитал нажитый помещиками, уничтожала храмы, в церквях организовывали цеха по ремонту тракторов и многое другое. В стране творилось бесстыдное надругательство на историей и культурой России, шло безжалостное уничтожение и осквернение святынь.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Село Ленино образовано во времена Казанского ханства и величалось по-татарски «Янасала». Деревню с 40 душами дворовых и крестьян семья приобрела в кредит на 12 лет у представителя дворянского дома Веригиных согласно купчей, но пару месяцев спустя полностью завладела имением. После реформы 1861 года земли были выделены крестьянам под наделы. Все долги после смерти Бланка выплачивала гражданская жена – сестра супруги Катерина Эссен.

Родители Владимира Мария Бланк и Илья Ульянов заключили брак 6 сентября 1863 года в этой же деревне. Мальчика привозили в Кокушкино, куда семья приезжала на лето. Родные места приняли Ленина, когда он был исключен из Казанского университета и арестован за революционное выступление. Здесь Володя Ульянов проводил лето и прожил в ссылке почти год с 1887г до 1888. Есть его памятник и музей. Поместье было продано в 1896г, но ссуда взятая ещё дедом в земельном банке в 1847г, так и не была погашена. (Видно коллекторских контор ещё не было и времена были мягкие). Дом-музей Ленина открылся в 1939 году.

Нужно сказать, что имение небольшое, и не маленькое. Для сравнения - 505 га и 39 дворов – это маленький колхоз для 1985 года в СССР, а в 1929 году обычный колхоз объединял 19 дворов, так что для начальной стадии коллективизации это был крупный колхоз, особенно по земле.

В 1889 году семья покупает за 7500 руб ещё одно маленькое поместье в Самарской губернии- хутор с 83,5 десятинами земли, вблизи деревни Алапаевки. На соседнюю деревню в 34 двора приходилось всего-навсего 65 десятин. Так что Ульяновская семья была сельскими рантье и сдавала землю в аренду исполу и в зависимости от урожая получала доход. На зиму переселяясь в город. Фотографии этого поместья не нашёл.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
крысовод
Всего сообщений: 3871
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 51
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение крысовод »

Красиво. Надо еще по революционер-дворянину Дзержинскому (и кто там еще из дворян был?) расследование устроить, может, у них тоже характерные дедушки-бабушки имелись? :D
В этом материальном мире тебе ничего не принадлежит, даже твоё собственное тело.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 26564
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение Gosha »

Представите себе семью Ульяновых Александр был казнен, Анна была отправлена в ссылку, Владимир отправлен под домашний арест за студенческие волнения в Казанском университете. После всех выступлений Владимир Ильич смог защититься в Ст. Петербурге получить университетский диплом по Праву, даже поступить на госслужбу помощником присяжного поверенного. Далее за участие в революционных кружках Ульянов находится под следствием до решения суда и отправляется в ссылку в Шушенское. Семью Ульяновых не лишаю не личной не частной собственности, даже не преследуют из-за их "прогрессивных взглядов". То есть Царское Правительство России было намного гуманнее Советской Власти 1917-1991 годов.

Отправлено спустя 42 минуты 29 секунды:
Отношение к подданным

Олеарий категорически возражает против тех иностранных писателей, которые говорили о тирании великих князей по отношению к подданным. Он пишет, что при Михаиле уже произошли значительные перемены в управлении и в самих людях. Царь Михаил Федорович уже не допускал обеднения своих крестьян. Если кто-то из крестьян беднел из-за плохого урожая хлеба или по другим причинам, то, независимо от того, боярский он или царский крестьянин, от приказа, в ведении которого он находился, ему выдавалось пособие, чтобы он мог снова встать на ноги, заплатить долг и вносить подати. В местах ссылки за серьезные провинности ссыльному обеспечивалось сносное житье согласно его достоинствам. Вельможи при этом получали деньги, писцы обеспечивались работой в канцеляриях сибирских городов, а солдатам и стрельцам предоставлялись места для службы и выплачивалось жалованье.

Известно много примеров, когда ссылка оборачивалась выгодой для ссыльного. Имея возможность заниматься промыслами и торговлей в отдаленных от Москвы местах, они достигали такого благосостояния, что, женившись и имея детей, после помилования не хотели уезжать из мест своей ссылки и оставались там на постоянное жительство. Декабристы за период Нерчинской "непосильной" каторги потеряли одного товарища и то только от собственной глупости и зазнайства (при вскрытии нарыва).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
alexeybo
Всего сообщений: 1576
Зарегистрирован: 13.09.2017
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение alexeybo »

Gosha: 24 фев 2019, 13:09 Общение со старожилами многих сел говорит, что советская власть и революция ничего хорошего не принесла. Сельчане про любого из раскулаченных помещиков говорят однозначно: жил у нас тут один хороший человек, все село кормил, пока советская власть не пришла...
Интересно, когда и с кем из "старожилов", помнивших дореволюционную жизнь, говорил автор процитированных строк? Это явно написано "под раскидистой клюквой".
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 26564
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение Gosha »

Россия обрела свои естественные границы к концу XIX века, что было признано международным сообществом и отражено в международных договорах. К этому времени Российская империя охватывала одну шестую часть суши и была сопоставима но своим размерам с Британской империей.

Необходимо учитывать, что Россия складывалась в многонациональную державу под давлением специфических геополитических обстоятельств, определяющим стержнем которых выступало долговременное совпадение в тот или иной период интересов народов на обширных просторах значительной части Европы и Азии, что и способствовало их преимущественно добровольному объединению.


Зачастую именно так осознавалась необходимость объединения с Россией многими народами, принимавшими на том или ином этапе решение в целях самосохранения воспользоваться ее государственным покровительством. В тех же случаях, когда присоединение достигалось посредством принуждения, оно чаше всего диктовалось настоятельными потребностями обеспечения безопасности этих рубежей на представлявших постоянную угрозу направлениях. Наиболее беспокойным на протяжении нескольких столетий оставалось южное направление. Внезапные набеги на Россию восточных инородцев (крымских татар, ногайцев, горцев и т. д.) совершались каждый год и были, по сути, обычным явлением. После этих набегов подвергшиеся им области длительное время оставались в запустении. Невольников продавали в Турцию и другие страны Востока.

Пред принимавшиеся военные акции не приводили к установлению дискриминационных норм в отношениях таких народов, а их главное предназначение сводилось к стабилизирующим ситуацию внешним российским государственным ограничениям, с сохранением статуса местного регионального самоуправления и возможностей для дальнейшего развития этнонацнональной самобытности. Такого рода ограничения были ни чем иным, как долговременным политическим компромиссом, конечной целью которого являлось постепенное гражданское приобщение к России. 11оскольку элементы добровольности и силового принуждения закономерны для становления любого государства. можно сделать вывод, что проводившиеся Россией завоевания тоже были одной из составных частей общего геополитического стабилизационного процесса, происходившего на протяжении многих веков в пределах Евразии.

Французский историк Элен Каррер д’Анкосс отмечает исторически сложившуюся в России практику: «каждая часть империи должна организовываться с учетом ее специфики, а не в качестве части всей совокупности колоний», как обстояло дело с английскими колониями1. Однако в Российской империи были и свои нетипичные проявления. К ним следует отнести, прежде всего, включение в состав России части Польши и Финляндии. Польша отошла к Российской империи после третьего раздела Речи Посполнтой между союзниками (Австро- Венгрией и Пруссией) в 1795 г. Финляндия же входила в состав Швеции, не имея никакой самостоятельности, которую она вновь обрела, оказавшись в российских пределах после русско-шведе кой войны в 1809 г. Именно с этого времени ведется отсчет Финляндской государственности.

Присоединенные к России народы, в отличие от практики других стран Запада и Востока, не подвергались шовинистической унизительной дискриминации в системе управления. Для них она чаше всего имела не прямое, а косвенное предназначение, без посягательства на основные нормы этнического общественного быта, при соблюдении уважительного отношения к их обычаям и религиозным приверженностям. В сфере гражданских прав русская власть избегала резкой ломки, считаясь с правовыми навыками населения, и оставляла в действии на управляемой территории те правовые нормы и правила, которые сложились исторически: конституцию с сеймом в Великом княжестве Финляндском: кодекс Наполеона в царстве Польском; литовский статут в Полтавской и Черниговской губерниях: Каррер д'Анкосс Э. Евразийская империя: История Российской империи с 1552 г. до наших дней. М„ 2010. С. 38. право в Прибалтийском крае; местные законы на Кавказе, в Сибири, в Туркестанском крае и т. д.

Внутренняя самостоятельность инонациональных сообществ и внешние российские административные ограничения указывают на то, что в государственную систему России было заложено не подавление, а именно политический компромисс. Попытки выйти за его рамки и «создать однородную империю»' но типу западных, в наибольшей степени проявившиеся при последнем российском монархе Николае II в конце XIX в., вступили в противоречие со сложившейся практикой управления и вызвали этнополитическую напряженность на ряде окраин, а в некоторых случаях породили сепаратизм, ранее у тех же народов не наблюдавшийся.

Таким образом, для России были характерны как центростремительная, так и центробежная тенденции. С одной стороны, в России разные национальности были связаны общими интересами, сложившимися веками и вытекавшими из географического единства территорий, их взаимной экономической зависимости, что порождало центростремительную тенденцию. С другой стороны, в конце XIX — начале XX в. стала проводиться политика насильственной русификации инородцев, которая стала ответом царского правительства на польское восстание 1863-1864 гг. и охватывала в основном западные территории империи, возмущавшая национальные чувства. Уже к концу XIX в. стало очевидным, что при первом толчке, которое переживет государство, национальная элита, пробудившаяся к национальному самосознанию, будет бороться против бюрократической централизации и русского национализма. Отличие от других универсалистских образований мира состояло также в том. что инонациональная российская периферия из-за своего сопредельного расположения и, что самое важное, равноправного статуса, утрачивала постепенно признаки обособления и инородности, интернируясь по мере формирования общегражданских связей в единое государственное пространство. Вместе с тем происходило геополитическое, цивилизационное и социально-экономическое срастание ее естественным путем с центральными, собственно русскими областями.

В меньшей степени таким процессом были охвачены те земли, которые прежде долгое время находились вне российской зависимости:
1 Матвеев И. В. Национальный вопрос и государственно-политические реальности России // Российская историческая политология: Курс лекций: Учеб, пособие/Отв. ред. С. А. Кислицын. Ростов н/Д. 1998. С. 551. Польша, Финляндия, Прибалтика, Западная Украина. Проект русской нации, реализовывавшийся в империи Романовых, включат в себя великорусов, малорусов и белорусов, а также национальную территорию Поволжья и впоследствии Сибирь. Другая направленность гак и не преодоленного тяготения к Востоку прослеживается на южной периферии, включенной в состав российского государства в разные периоды XVIII-XIX вв. Среди этих регионов особо выделяются территории расселения казахов, народов бывшего Туркестанского края и восточной оконечности Кавказа. Своеобразность этой разновидности тяготения заключается в том. что значительную роль в нем играет фактор единства веры, мусульманской религии, и только потом этнокультурная близость. Тот же фактор веры предопределял в этой зоне острых межконфессиональных противоречий и не менее устойчивую прорусскую ориентацию христианских народов (армян, грузин, осетин и т. д.).

Сближение этих регионов с Россией во всех отношениях произошло намного глубже, так как для них она в свое время предоставила более сильную социально-экономическую и государственно-политическую перспективу развития, чем могли это сделать другие сопредельные государства. В отличие от других имперских объединений Запада и Востока, где также отчасти существовала интегрированность, только в России она была государственно-политической, с обеспечением для инонациональных сообществ таких же охранительных функций, как и для русских, и сопровождалась признанием многими из них российского государства своим отечеством. О существовании в ее имперских границах полиэтнонационального общегражданского сообщества свидетельствует наличие у большинства народов России двойного самосознания: этнонацнонального и общероссийского.

Насильственные же связи, присущие всем без исключения универсалистским образованиям, в системе российских государственных отношений вовсе не преобладали, а там, где они все-таки устанавливались на начальных стадиях контакта, со временем заменялись, как правило, общегражданскими. Формирование их происходило уже при попадании тех или иных инонациональных сообществ в серу действия государственного ноля России и продолжалось на последующих этапах. На рубеже XIX-XX вв. этот процесс обретал все больший размах, но завершения так и не получил. В России государственно-политическая консолидация значительно опережала этнонационалъную не только у русских, но и у всех остальных этнонацнональных сообществ. Это происходило потому, что в Российской империи СЛОЖИЛИСЬ исторически иные государственно-политические реалии, при которых самобытность различных частей насильственной унификации не подвергалась.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
alexeybo
Всего сообщений: 1576
Зарегистрирован: 13.09.2017
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение alexeybo »

Gosha: 24 фев 2019, 13:09 После реформы 1861 года земли были выделены крестьянам под наделы.
Gosha: 24 фев 2019, 13:09 Родители Владимира Мария Бланк и Илья Ульянов заключили брак 6 сентября 1863 года в этой же деревне.
Из всего этого видно, что ни мать Ленина, ни сам он никакого права собственности этим поместьем не имели.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 26564
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение Gosha »

alexeybo: 27 фев 2019, 15:06 Интересно, когда и с кем из "старожилов", помнивших дореволюционную жизнь, говорил автор процитированных строк? Это явно написано "под раскидистой клюквой".
Ура-патриотам и ретроградам доказать что либо, что не прописано в их полит-букваре невозможно. Кто пострадал во Французских многочисленных революция - пролетарии, то бишь народ. Парижскую Коммуну уничтожили прусские штыки, тоже было в Великую Французскую революцию, все монархии выступили против Пролетарско-Буржуазной Франции, но действовали полумерами. Действовали бы активней против Франции не было бы Наполеоновских войн, а Англия решила начать с Павловской России под общий шумок.

Отправлено спустя 3 минуты 15 секунды:
alexeybo: 27 фев 2019, 15:14 Из всего этого видно, что ни мать Ленина, ни сам он никакого права собственности этим поместьем не имели.
Если не имели как же они его продали, а хутор мать Ульянова-Ленина продала, когда он был вообще уже заграницей.

Отправлено спустя 13 минуты 8 секунды:
СЕМЬЯ ИЛЬИЧА

Как дети крепостных становились потомственными дворянами, почему советская власть засекретила информацию о предках вождя по материнской линии и как в начале 1900-х Владимир Ульянов превратился в Николая Ленина?

Изображение
Семья Ульяновых. Слева направо: стоят – Ольга, Александр, Анна; сидят – Мария Александровна с младшей дочерью Марией, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир. Симбирск. 1879 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Биографическая хроника В.И. Ленина» начинается с записи: «Апрель, 10 (22). Родился Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Отец Владимира Ильича – Илья Николаевич Ульянов был в то время инспектором, а затем – директором народных училищ Симбирской губернии. Он происходил из бедных мещан города Астрахани. Его отец ранее был крепостным крестьянином. Мать Ленина Мария Александровна была дочерью врача А.Д. Бланка».

Любопытно, что сам Ленин многих деталей своей родословной не знал. В их семье, как и в семьях других разночинцев, было как-то не принято копаться в своих «генеалогических корнях». Это уж потом, после смерти Владимира Ильича, когда интерес к подобного рода проблемам стал расти, этими изысканиями занялись его сестры. Поэтому, когда в 1922 году Ленин получил подробную анкету партийной переписи, на вопрос о роде занятий деда с отцовской стороны он искренне ответил: «Не знаю».

Отправлено спустя 8 минуты 39 секунды:
ВНУК КРЕПОСТНЫХ

Между тем дед, прадед и прапрадед Ленина по отцовской линии действительно были крепостными. Прапрадед – Никита Григорьевич Ульянин – родился в 1711 году. По ревизской сказке 1782 года он с семьей младшего сына Феофана был записан как дворовый человек помещицы села Андросова Сергачской округи Нижегородского наместничества Марфы Семеновны Мякининой.

По той же ревизии его старший сын Василий Никитич Ульянин, 1733 года рождения, с женой Анной Семионовной и детьми Самойлой, Порфирием и Николаем проживали там же, но числились дворовыми корнета Степана Михайловича Брехова. По ревизии 1795 года дед Ленина Николай Васильевич, 25 лет, холостой, жил с матерью и братьями все в том же селе, но значились они уже дворовыми людьми подпрапорщика Михаила Степановича Брехова.

Значиться он, конечно, значился, но в селе его тогда уже не было…

В Астраханском архиве хранится документ «Списки именные ожидаемых к причислению зашедших беглых из разных губерний помещичьих крестьян», где под номером 223 записано: «Николай Васильев сын Ульянин… Нижегородской губернии, Сергачской округи, села Андросова, помещика Степана Михайловича Брехова крестьянин. Отлучился в 1791 году». Беглым он был или отпущенным на оброк и выкупившимся – точно неизвестно, но в 1799-м в Астрахани Николая Васильевича перевели в разряд государственных крестьян, а в 1808 году приняли в мещанское сословие, в цех ремесленников-портных.

Избавившись от крепостной зависимости и став свободным человеком, Николай Васильевич сменил фамилию Ульянин на Ульянинов, а затем Ульянов. Вскоре он женился на дочери астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова – Анне, которая родилась в 1788 году и была моложе мужа на 18 лет.

Исходя из некоторых архивных документов, писательница Мариэтта Шагинян выдвинула версию, согласно которой Анна Алексеевна – не родная дочь Смирнова, а крещеная калмычка, вызволенная им из рабства и удочеренная якобы лишь в марте 1825 года.

Бесспорных доказательств данной версии нет, тем более что уже в 1812 году у них с Николаем Ульяновым родился сын Александр, умерший четырех месяцев от роду, в 1819-м на свет появился сын Василий, в 1821-м – дочь Мария, в 1823-м – Феодосия и, наконец, в июле 1831 года, когда главе семейства было уже за 60, сын Илья – отец будущего вождя мирового пролетариата.


УЧИТЕЛЬСКАЯ КАРЬЕРА ОТЦА

После смерти Николая Васильевича заботы о семье и воспитании детей легли на плечи его старшего сына Василия Николаевича. Работая в ту пору приказчиком известной астраханской фирмы «Братья Сапожниковы» и не имея собственной семьи, он сумел обеспечить достаток в доме и даже дал младшему брату Илье образование.


ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ ОКОНЧИЛ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
Ему было предложено остаться при кафедре для «усовершенствования в научной работе» – на этом настаивал знаменитый математик Николай Иванович Лобачевский

В 1850 году Илья Николаевич окончил с серебряной медалью Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, где завершил учебу в 1854-м, получив звание кандидата физико-математических наук и право преподавания в средних учебных заведениях. И хотя ему было предложено остаться при кафедре для «усовершенствования в научной работе» (на этом, между прочим, настаивал знаменитый математик Николай Иванович Лобачевский), Илья Николаевич предпочел карьеру учителя.

Первым местом его работы – с 7 мая 1855 года – стал Дворянский институт в Пензе. В июле 1860-го сюда на должность инспектора института приехал Иван Дмитриевич Веретенников. Илья Николаевич подружился с ним и его женой, и в том же году Анна Александровна Веретенникова (урожденная Бланк) познакомила его со своей сестрой Марией Александровной Бланк, которая на зиму приезжала к ней в гости. Илья Николаевич стал помогать Марии в подготовке к экзамену на звание учительницы, а она ему – в разговорном английском. Молодые люди полюбили друг друга, и весной 1863 года состоялась помолвка.

15 июля того же года, после успешной сдачи экстерном экзаменов при Самарской мужской гимназии, «дочь надворного советника девица Мария Бланк» получила звание учительницы начальных классов «с правом преподавания Закона Божьего, русского языка, арифметики, немецкого и французского языков». А в августе уже сыграли свадьбу, и «девица Мария Бланк» стала женой надворного советника Ильи Николаевича Ульянова – чин этот ему пожаловали также в июле 1863 года.

«О ВОЗМОЖНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

Родословную семьи Бланк начали изучать сестры Ленина – Анна и Мария. Анна Ильинична рассказывала: «Старшие не могли нам выяснить этого. Фамилия казалась нам французского корня, но никаких данных о таком происхождении не было. У меня лично довольно давно стала являться мысль о возможности еврейского происхождения, на что наталкивало, главным образом, сообщение матери, что дед родился в Житомире – известном еврейском центре. Бабушка – мать матери – родилась в Петербурге и была по происхождению немкой из Риги. Но в то время как с родными по матери у мамы и ее сестер связи поддерживались довольно долго, о родных ее отца, А.Д. Бланк, никто не слышал. Он являлся как бы отрезанным ломтем, что наводило меня также на мысль о его еврейском происхождении. Никаких рассказов деда о его детстве или юношестве у его дочерей не сохранилось в памяти».

О результатах розысков, подтвердивших ее предположение, Анна Ильинична Ульянова сообщила Иосифу Сталину в 1932 и 1934 годах. «Факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, – писала она, – не был известен при его [Ленина] жизни… Я не знаю, какие могут быть у нас, коммунистов, мотивы для замолчания этого факта».


«Молчать о нем абсолютно» – таков был категорический ответ Сталина. Да и вторая сестра Ленина, Мария Ильинична, тоже полагала, что факт этот «пусть будет известен когда-нибудь через сто лет».

Ста лет еще не прошло, но уже опубликованные данные позволяют с достаточной уверенностью прочертить родословную семьи Бланк…

Прадед Ленина – Моше Ицкович Бланк – родился, видимо, в 1763 году. Первое упоминание о нем содержится в ревизии 1795 года, где среди мещан города Староконстантинова Волынской губернии под номером 394 записан Мойшка Бланк. Откуда появился он в здешних местах – неясно. Впрочем…

Отправлено спустя 2 минуты 43 секунды:
Некоторое время тому назад известный библиограф Майя Дворкина ввела в научный оборот любопытный факт. Где-то в середине 1920-х архивист Юлиан Григорьевич Оксман, занимавшийся по заданию директора Ленинской библиотеки Владимира Ивановича Невского изучением родословной вождя мирового пролетариата, обнаружил прошение одной из еврейских общин Минской губернии, относящееся якобы к началу XIX века, об освобождении от подати некоего мальчика, ибо он является «незаконным сыном крупного минского чиновника», а посему, мол, община платить за него не должна. Фамилия мальчика была – Бланк.

По словам Оксмана, Невский повез его ко Льву Каменеву, а затем втроем они явились к Николаю Бухарину. Показывая документ, Каменев буркнул: «Я всегда так думал». На что Бухарин ему ответил: «Что вы думаете – неважно, а вот что будем делать?» С Оксмана взяли слово, что он никому не скажет о находке. И с тех пор этого документа никто не видел.

Так или иначе, Моше Бланк появился в Староконстантинове, будучи уже взрослым, и в 1793 году женился на местной 29-летней девице Марьям (Марем) Фроимович. Из последующих ревизий следует, что он читал как по-еврейски, так и по-русски, имел собственный дом, занимался торговлей и плюс к тому у местечка Рогачево им было арендовано 5 моргов (около 3 га) земли, которые засевались цикорием.

В 1794-м у него родился сын Аба (Абель), а в 1799-м – сын Сруль (Израиль). Вероятно, с самого начала у Моше Ицковича не сложились отношения с местной еврейской общиной. Он был «человеком, который не хотел или, может быть, не умел находить общий язык со своими соплеменниками». Иными словами, община его просто возненавидела. И после того как в 1808 году от пожара, а возможно и поджога, дом Бланка сгорел, семья переехала в Житомир.


ПИСЬМО К ИМПЕРАТОРУ

Много лет спустя, в сентябре 1846 года, Моше Бланк написал письмо императору Николаю I, из которого видно, что уже «40 лет назад» он «отрекся от Евреев», но из-за «чрезмерно набожной жены», скончавшейся в 1834-м, принял христианство и получил имя Дмитрия лишь 1 января 1835 года.

Но поводом для письма стало иное: сохраняя неприязнь к своим соплеменникам, Дмитрий (Моше) Бланк предлагал – в целях ассимиляции евреев – запретить им ношение национальной одежды, а главное, обязать их молиться в синагогах за российского императора и императорскую фамилию.

Любопытно, что в октябре того года о письме было доложено Николаю I и он полностью согласился с предложениями «крещеного еврея Бланка», в результате чего в 1850-м евреям запретили ношение национальной одежды, а в 1854-м ввели соответствующий текст молитвы. Исследователь Михаил Штейн, собравший и тщательно проанализировавший наиболее полные данные о родословной Бланк, справедливо заметил, что по неприязни к своему народу Моше Ицковича «можно сравнить, пожалуй, только с другим крещеным евреем – одним из основателей и руководителей Московского Союза русского народа В.А. Грингмутом»…

Отправлено спустя 4 минуты 18 секунды:
О том, что Бланк решил порвать с еврейской общиной задолго до своего крещения, свидетельствовало и другое. Оба его сына, Абель и Израиль, как и отец, тоже умели читать по-русски, и, когда в 1816 году в Житомире открылось уездное (поветовое) училище, они были зачислены туда и успешно его окончили. С точки зрения верующих евреев, это было кощунство. И все-таки принадлежность к иудейскому вероисповеданию обрекала их на прозябание в границах черты оседлости. И лишь событие, случившееся весной 1820 года, круто изменило судьбы молодых людей…

В апреле в Житомир прибыл в служебную командировку «высокий чин» – правитель дел так называемого Еврейского комитета, сенатор и поэт Дмитрий Осипович Баранов. Каким-то образом Бланку удалось встретиться с ним, и он попросил сенатора оказать содействие его сыновьям при поступлении в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Баранов евреям отнюдь не симпатизировал, но довольно редкое в то время обращение двух «заблудших душ» в христианство, по его мнению, было делом благим, и он согласился.

Братья сразу же отправились в столицу и подали прошение на имя митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Михаила. «Поселясь ныне на жительство в С.-Петербурге, – писали они, – и имея всегдашнее обращение с христианами, Греко-российскую религию исповедающими, мы желаем ныне принять оную».

Ходатайство удовлетворили, и уже 25 мая 1820 года священник церкви Преподобного Сампсония Странноприимца в Санкт-Петербурге Федор Барсов обоих братьев «крещением просветил». Абель стал Дмитрием Дмитриевичем, а Израиль – Александром Дмитриевичем. Младший сын Моше Бланка новое имя получил в честь своего восприемника (крестного отца) графа Александра Ивановича Апраксина, а отчество – в честь восприемника Абеля сенатора Дмитрия Осиповича Баранова. А 31 июля того же года, по указанию министра просвещения князя Александра Николаевича Голицына, братьев определили «воспитанниками Медико-хирургической академии», которую они и окончили в 1824-м, удостоившись ученого звания лекарей 2-го отделения и презента в виде карманного набора хирургических инструментов.

ЖЕНИТЬБА ШТАБ-ЛЕКАРЯ

Дмитрий Бланк остался в столице полицейским врачом, а Александр в августе 1824 года начал службу в городе Поречье Смоленской губернии в должности уездного врача. Правда, уже в октябре 1825-го он вернулся в Петербург и был зачислен, как и его брат, врачом в штат полиции города. В 1828 году его произвели в штаб-лекари. Пора было подумать и о женитьбе…

Его крестный отец граф Александр Апраксин был в то время чиновником особых поручений при Министерстве финансов. Так что Александр Дмитриевич, несмотря на происхождение, вполне мог рассчитывать на приличную партию. Видимо, у другого своего благодетеля – сенатора Дмитрия Баранова, увлекавшегося поэзией и шахматами, у которого бывал Александр Пушкин и собирался чуть ли не весь «просвещенный Петербург», младший Бланк и познакомился с братьями Грошопфами и был принят в их доме.

Отправлено спустя 3 минуты 31 секунды:
Глава этой весьма солидной семьи Иван Федорович (Иоганн Готлиб) Грошопф был из прибалтийских немцев, состоял консулентом Государственной юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел и дослужился до чина губернского секретаря. Его супруга Анна Карловна, в девичестве Эстедт, была шведкой, лютеранкой. Детей в семье было восемь: трое сыновей – Иоганн, служивший в русской армии, Карл, вице-директор в департаменте внешней торговли Министерства финансов, и Густав, заведовавший рижской таможней, и пять дочерей – Александра, Анна, Екатерина (в замужестве фон Эссен), Каролина (в замужестве Биуберг) и младшая Амалия. Познакомившись с этой семьей, штаб-лекарь сделал предложение Анне Ивановне.

МАШЕНЬКА БЛАНК

Дела у Александра Дмитриевича поначалу складывались неплохо. Как полицейский врач, он получал 1 тыс. рублей в год. За «расторопность и усердие» не раз удостаивался благодарностей.

Но в июне 1831-го, во время холерных беспорядков в столице, взбунтовавшейся толпой был зверски убит его брат Дмитрий, дежуривший в центральной холерной больнице. Эта смерть настолько потрясла Александра Бланка, что он уволился из полиции и более года не работал. Лишь в апреле 1833-го он вновь поступил на службу – ординатором в Городскую больницу святой Марии Магдалины для бедных из заречных районов Петербурга. Между прочим, именно здесь у него в 1838 году лечился Тарас Шевченко. Одновременно (с мая 1833-го по апрель 1837 года) Бланк работал в Морском ведомстве. В 1837-м, после сдачи экзаменов, он был признан инспектором врачебной управы, а в 1838-м – медико-хирургом.


В 1874 ГОДУ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ ПОЛУЧИЛ ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ.
А в 1877-м ему был присвоен чин действительного статского советника, равный по табели о рангах генеральскому званию и дававший право на потомственное дворянство

Расширялась и частная практика Александра Дмитриевича. Среди его пациентов были представители высшей знати. Это позволило ему переехать в приличную квартиру во флигеле одного из роскошных особняков на Английской набережной, который принадлежал лейб-медику императора и президенту Медико-хирургической академии баронету Якову Васильевичу Виллие. Тут в 1835 году и родилась Мария Бланк. Крестным отцом Машеньки стал их сосед – в прошлом адъютант великого князя Михаила Павловича, а с 1833 года – шталмейстер Императорского двора Иван Дмитриевич Чертков.

В 1840-м Анна Ивановна тяжело заболела, умерла и была похоронена в Петербурге на Смоленском евангелическом кладбище. Тогда заботу о детях целиком взяла на себя ее сестра Екатерина фон Эссен, овдовевшая в том же году. Александр Дмитриевич, видимо, и прежде симпатизировал ей. Не случайно родившуюся в 1833 году дочь он назвал Екатериной. После смерти Анны Ивановны они сближаются еще больше, и в апреле 1841 года Бланк решает вступить с Екатериной Ивановной в законный брак. Однако подобные браки – с крестной матерью дочерей и родной сестрой покойной супруги – закон не разрешал. И Екатерина фон Эссен становится его гражданской женой.

В том же апреле они все покидают столицу и переезжают в Пермь, где Александр Дмитриевич получил должность инспектора Пермской врачебной управы и врача Пермской гимназии. Благодаря последнему обстоятельству Бланк и познакомился с учителем латыни Иваном Дмитриевичем Веретенниковым, ставшим в 1850 году мужем его старшей дочери Анны, и преподавателем математики Андреем Александровичем Залежским, взявшим в жены другую дочь – Екатерину.

В историю российской медицины Александр Бланк вошел как один из пионеров бальнеологии – лечения минеральными водами. Выйдя на пенсию в конце 1847 года с должности доктора Златоустовской оружейной фабрики, он уехал в Казанскую губернию, где в 1848-м в Лаишевском уезде было куплено имение Кокушкино с 462 десятинами (503,6 га) земли, водяной мельницей и 39 крепостными крестьянами. 4 августа 1859 года Сенат утвердил Александра Дмитриевича Бланка и его детей в потомственном дворянстве, и они были занесены в книгу Казанского дворянского депутатского собрания.

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ

Вот так Мария Александровна Бланк оказалась в Казани, а затем в Пензе, где познакомилась с Ильей Николаевичем Ульяновым…

Их свадьбу 25 августа 1863 года, как до этого и свадьбы других сестер Бланк, сыграли в Кокушкине. 22 сентября молодожены уехали в Нижний Новгород, где Илья Николаевич получил назначение на должность старшего учителя математики и физики мужской гимназии. 14 августа 1864-го родилась дочь Анна. Спустя полтора года – 31 марта 1866-го – сын Александр… Но вскоре – горестная утрата: появившаяся на свет в 1868-м дочь Ольга, не прожив и года, заболела и 18 июля в том же Кокушкине умерла…

6 сентября 1869 года Илья Николаевич был назначен инспектором народных училищ Симбирской губернии. Семья переезжает в Симбирск (ныне Ульяновск), который в то время был тихим провинциальным городком, насчитывавшим чуть более 40 тыс. жителей, из которых 57,5% значились мещанами, 17% – военными, 11% – крестьянами, 8,8% – дворянами, 3,2% – купцами и почетными гражданами, а 1,8% – людьми духовного звания, лицами прочих сословий и иностранцами. Соответственно, город делился на три части: дворянскую, торговую и мещанскую. В дворянской были керосиновые фонари и дощатые тротуары, а в мещанской держали по дворам всякую скотину, и живность эта, вопреки запретам, разгуливала по улицам.
Здесь у Ульяновых 10 (22) апреля 1870 года родился сын Владимир. 16 апреля священник Василий Умов и дьячок Владимир Знаменский крестили новорожденного. Крестным стал управляющий удельной конторой в Симбирске действительный статский советник Арсений Федорович Белокрысенко, а крестной – мать сослуживца Ильи Николаевича, коллежская асессорша Наталия Ивановна Ауновская.

Отправлено спустя 5 минуты 12 секунды:
Изображение
Илья Николаевич Ульянов (сидит третий справа) среди преподавателей Симбирской мужской классической гимназии. 1874 год. Предоставлено М. Золотарёвым

Семья продолжала расти. 4 ноября 1871 года родился четвертый ребенок – дочь Ольга. Сын Николай умер, не прожив и месяца, а 4 августа 1874 года на свет появился сын Дмитрий, 6 февраля 1878-го – дочь Мария. Шестеро детей.
11 июля 1874 года Илья Николаевич получил должность директора народных училищ Симбирской губернии. А в декабре 1877 года ему был присвоен чин действительного статского советника, равный по табели о рангах генеральскому званию и дававший право на потомственное дворянство.

Повышение жалованья позволило реализовать давнюю мечту. Сменив с 1870 года шесть наемных квартир и скопив необходимые средства, Ульяновы 2 августа 1878 года за 4 тыс. серебром купили наконец собственный дом на Московской улице – у вдовы титулярного советника Екатерины Петровны Молчановой. Был он деревянным, в один этаж с фасада и с антресолями под крышей со стороны двора. А позади двора, заросшего травой и ромашкой, раскинулся прекрасный сад с серебристыми тополями, толстыми вязами, желтой акацией и сиренью вдоль забора…
Илья Николаевич умер в Симбирске в январе 1886 года, Мария Александровна – в Петрограде в июле 1916-го, пережив мужа на 30 лет.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ «ЛЕНИН»?

Вопрос о том, как и откуда весной 1901 года у Владимира Ульянова появился псевдоним Николай Ленин, всегда вызывал интерес исследователей, существовало множество версий. Среди них и топонимические: фигурируют как река Лена (аналогия: Плеханов – Волгин), так и деревушка Ленин под Берлином. Во времена становления «лениноедства» как профессии искали «амурные» источники. Так родилось утверждение, что во всем якобы повинна казанская красавица Елена Ленина, в другом варианте – хористка Мариинского театра Елена Зарецкая и т. д. Но ни одна из указанных версий не выдерживала мало-мальски серьезной проверки.


Впрочем, еще в 1950–1960-е в Центральный партийный архив поступали письма родственников некоего Николая Егоровича Ленина, в которых излагалась достаточно убедительная житейская история. Заместитель заведующего архивом Ростислав Александрович Лавров пересылал эти письма в ЦК КПСС, и, естественно, они не стали достоянием широкого круга исследователей.

Между тем, род Лениных ведет начало от казака Посника, которому в XVII веке за заслуги, связанные с завоеванием Сибири и созданием зимовий на реке Лене, пожаловали дворянство, фамилию Ленин и поместье в Вологодской губернии. Многочисленные потомки его не раз отличались и на военной, и на чиновной службе. Один из них – Николай Егорович Ленин – приболел и вышел в отставку, дослужившись до чина статского советника, в 80-х годах XIX столетия и поселился в Ярославской губернии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
alexeybo
Всего сообщений: 1576
Зарегистрирован: 13.09.2017
Образование: высшее гуманитарное
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение alexeybo »

Gosha: 27 фев 2019, 16:08 Ура-патриотам и ретроградам доказать что либо, что не прописано в их полит-букваре невозможно.
С помощью придумывания фактов и откровенной лжи доказать любому здравомыслящему человеку невозможно.
Вы так и не дали ответа на вопрос.
Gosha: 27 фев 2019, 16:08 Если не имели как же они его продали, а хутор мать Ульянова-Ленина продала, когда он был вообще уже заграницей.
По поводу продажи хутора матерью Ульянова-Ленина - Ваша фантазия. Долги за поместье платила Катерина Ивановна Эссен, значит ей оно и принадлежало.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 26564
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Земельные владения Ульяновых

Сообщение Gosha »

alexeybo: 28 фев 2019, 09:03 С помощью придумывания фактов и откровенной лжи доказать любому здравомыслящему человеку невозможно.
Вы так и не дали ответа на вопрос.
Авторучку Гагарина выставили на аукцион! Пасхальные Яйца Фаберже уплыли в Британию! Американцы купили статую Свободы у Франции, наверняка купят со временем Мавзолей с его покойником!

ИСПРАВЛЕНЫЙ ЛЕНИН

«Несмотря на огромное число публикаций о В.И. Ленине, немало фактов из его жизни, жизни семьи Ульяновых остаются малоизвестными, а многие общеизвестные материалы сознательно переписываются с точки зрения конъюнктурных политических целей. Сотрудники Музея-мемориала В.И. Ленина попытались ответить на некоторые вопросы, наиболее часто задаваемые посетителями музея В.И. Ленина, а также авторами писем в адрес музея. Думается, что ответы людей, профессионально занимающихся изучением жизни и деятельности В.И. Ленина, могут представлять интерес для всех интересующихся историей нашего Отечества. Если нет возможности скрыть, нужно выложить на видно место – первое правило конспирации».

Личность В.И. Ленина по-прежнему в центре общественно-политической жизни, вокруг нее идут непрекращающиеся споры. Только за последнее годы были опубликованы тысячи различных материалов, связанных с его жизнью и деятельностью. И если раньше В.И. Ленин представлялся как всемогущая и безгрешная личность, то сегодня во многих статьях и газетных заметках выступает как виновник бед, с которыми столкнулось наше общество. Это не могло не вызвать сумятицы в сознании людей. Редактировать жизнь Ленина начали с 1924 года, прополка документов и свидетелей происходила ежедневно, такие поздние пояснения и объяснения навряд ли что прояснят.

Многие из них просят разобраться: «Где правда, а где нет?», «Был ли Ленин богатейшим помещиком?», «Разрушались ли храмы по указанию В.И. Ленина?», «Правда ли, что В.И. Ленин требовал, чтобы кухарки управляли государством?», «Действительно ли у В.И. Ленина не было высшего образования?» и многие другие.


Отношение к прошлому, которое уже нельзя изменить, но следует хотя бы попытаться по достоинству понять, оценить, - есть важное условие нашего движения вперед. Вместе с тем, абсолютная истина в оценке прошлого никому не принадлежит и не может принадлежать целиком. Историческая объективность не означает единомыслия. Когда мы говорим об оценке исторической личности или события, главное заключается в том, какой общий отпечаток оказала личность на историю, а не оценочные «плюс» и «минус», которые регулярно меняются. Существует общий принцип сохранения крупнейших исторических фигур в национальной памяти, какой бы противоречивой ни была та или иная историческая личность. Это, как отмечают социологи, закон современной миросистемы. Знаковые фигуры и события не устранимы из национальной памяти. И то, что нередко сегодня оценивается со знаком плюс, завтра может получить негативную оценку и наоборот.

Важно отметить, что сегодня государство возвращается на поле патриотического воспитания. В обществе начинает формироваться новое историческое сознание на основе органической включенности человека в связь времен, разорванную в 1917 г. и в начале 90-х годов XX века. Все больше людей убеждаются, что выход не в разрыве с «белой» или «красной» историей, не в их разоблачении, а в их осмыслении, понимании, обеспечении преемственности досоветской, советской и постсоветской истории. Понимание предназначено для разума, а всякого рода псевдоразоблачения направлены на эмоции, на вызов негативных чувств.

Ответы на вопросы о В.И. Ленине дают возможность представить его не только как политика, теоретика, но и как человека. Ведь чтобы понимать смысл поведения людей прошедшей эпохи, необходимо знать их культуру, обычную жизнь, привычки, психологию, представления о мире, каковы были нравственные ценности, отношения в семье. На протяжении длительного времени отечественная историческая наука социологизировала людей, лишала их личностных качеств. Попробуйте сегодня объяснить молодому человеку, почему и во имя чего тысячи способных и талантливых молодых людей шли на рубеже ХІХ-ХХ веков в революционное движение, как они совмещали свой политический радикализм с нормами человеческой нравственности. Имея, по нашим сегодняшним представлениям, все возможности для успешной карьеры - образование, материальную обеспеченность, - молодые люди становились революционерами, шли на эшафот. Биография Владимира Ильича, других членов семьи Ульяновых дают для этого уникальный материал.

Учитывая это и не претендуя на исчерпывающую истину, научные сотрудники Музея-мемориала В.И. Ленина попытались ответить на некоторые вопросы, задаваемые посетителями музея. Думается, что ответы людей, профессионально занимающихся изучением жизни и деятельности В.И. Ленина, библиографический указатель могут быть полезны для всех интересующихся историей нашего государства, жизнью и деятельностью В.И. Ленина. Мы при этом исходим из того, что величие российской истории с ее героическими и трагическими страницами обязывает избегать упрощенных и оскорбительных оценок прошлого и не допускать искажения исторических фактов. Правда, каждое десятилетие вносило свои особенности в осмысление образа Ленина. Начиная с середины 1920-х гг., изучение Ленина и его окружения велось в условиях обожествления вождя. В тех же 1920-х годах В.В. Шульгин в своей книге написал, что Владимира Ульянова «под именем Ленина сделали Далай-ламой, бесповоротно установив учение о ленинской непогрешимости с такой яркостью, что сам лама мог бы позавидовать»1.
1980-90-е годы, по всей видимости, войдут в историю как время развенчания, «упрощения», «выпрямления» Ленина в угоду быстро меняющейся политической конъюнктуре2.

Между тем история фактически переписывается с точки зрения конъюнктурных и, как правило, узкопартийных или националистических целей. Особенно достается деятелям революционного движения, которых из народных героев, как было недавно, превращают в заурядных уголовников. Напротив, деятели консервативного и даже, как полагали недавно, реакционного лагеря поднимаются на щит. И дело не только в том, что появившиеся новые материалы, новые обстоятельства действительно побуждают менять сложившиеся оценки, а главным образом в том, что нередко общеизвестный материал сознательно деформируется и искажается. Одной из таких жертв, и не впервые, является фигура В.И. Ленина. Конечно, нельзя не видеть, что ранее многие публикации о нем в нашей стране носили односторонний характер, канонизировали вождя.
До конца 1980-х гг. имя В.И. Ленина в нашей стране было вне критики. Главной задачей исследователей считалось, прежде всего, отражение всего положительного, в том числе и в деятельности Ленина. Острые вопросы его биографии были под запретом. Даже специалисты, занимающиеся В.И. Лениным, не имели доступа ко всем его архивам. Например, все попытки сотрудников нашего музея получить доступ к ряду материалов, связанных с родословием Владимира Ильича, оказывались безуспешными. Фактически до самого последнего времени действовало требование И.В. Сталина «Молчать абсолютно», хотя формально это требование было отменено в 1956 г. Постановлением ЦК КПСС от 11 октября.
В 1930-е годы были запрещены или попали в спецхраны сотни книг, воспоминаний о В.И. Ленине, в том числе ближайших его соратников. Все, кто писал о В.И. Ленине, подвергались строгому контролю. «Нас, - писал в предсмертном письме А. Фадеев, долгие годы руководивший Союзом писателей, - после смерти Ленина низвели на положение мальчишек, уничтожали, идеологически пугали и называли это "партийностью"». Новый вождь не останавливался ни перед чем, чтобы доказать, что он - это «Ленин - сегодня». Когда авторы краткой биографии И.В. Сталина никак не могли понять, что же от них требует заказчик, то Сталину пришлось самому собственноручно вписать в рукопись своей биографии: «Как говорят у нас в партии, Сталин - это Ленин сегодня».

Из учения Ленина были изъяты дух творчества, гуманизма, идеи демократизма и опоры на массы. Ленинизм стараниями идеологов был превращен в священное писание, наборы мертвых цитат, которые использовались как доказательства самых нелепых положений. Главное место в пропаганде заняла проповедь, выработка веры в ленинизм, как новое закостенелое учение. Нормальным явлением стала подделка документов перед их публикацией, фальсификации становились обыденностью. Решительно вымарывались описания внешности Ленина, черт его характера, отношения к людям. Ревизовались в нужном направлении его политические взгляды, изменялись его оценки лидеров партий и движений. Например, большевистские лидеры, допущенные в ленинское окружение, оценивались одномерно - об их ошибках или колебаниях упоминать было не принято... Оппозиционеры квалифицировались как сознательные пособники буржуазии, враги рабочего класса3.

Архивы получают прямое указание сконцентрировать свою работу на выявлении материалов, компрометирующих «врагов народа». В 1931 г., вопреки духу и букве ленинского декрета об архивах, был поставлен вопрос о необходимости «военизировать» всю систему управления архивами. В 1938 г. архивы были включены в систему НКВД. Возможности архивов в этом отношении были исключительно велики. Например, репутацию Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина и других Сталин уничтожал, обращаясь к испытанному средству- неопубликованным ленинским документам. Создавались специальные «теоретические бригады», которые месяцами работали в обстановке строжайшей тайны. Осуществлялся критический анализ статей, речей, книг; соответствующим образом комментировались неопубликованные негативные замечания или критические оценки В.И. Ленина, данные им в дореволюционный период.

Сегодня в борьбе с Лениным вновь используют Ленина. Это фактически повторение сталинского опыта использования Ленина, его неопубликованных документов. При этом наибольшее значение имели не столько официально написанные статьи, работы Ленина, сколько личные письма, заметки, телеграммы, пометки, резолюции на бумагах, деловых записках, календарях, т. е. документы, которые не предназначались для печати и содержали часто наиболее острые высказывания, в том числе о многих видных деятелях. В действительности у В.И. Ленина можно обнаружить множество высказываний, как оправдывающих те или иные насильственные действия, так и объявляющие их недопустимыми. Все они были привязаны к конкретным ситуациям, к конкретным моментам, но это не бралось в расчет.

После Ленина, на его беду, осталось столько воспоминаний, что при желании можно создавать любой облик Ленина, в зависимости от поставленной цели. В 12 томах фундаментального научного издания «Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника» зарегистрировано около 39 тысяч достоверных событий и фактов из жизни Владимира Ильича. Жизнь Ленина прослеживается не только год за годом и месяц за месяцем, но и по дням, а нередко (что характерно для советского периода) по часам и даже минутам. Все без исключения даты и факты подтверждены ссылками на литературные и архивные источники. Тем не менее и сегодня о Ленине немало неизвестного. Надо иметь в виду то, что он был сдержан в описании автобиографических деталей, касавшихся семьи, личной жизни, начала революционной деятельности, своих политических планов.

Многие высказывания Ленина нередко используются в отрыве от конкретного исторического контекста, в котором они родились. А они появились в чрезвычайно сложной обстановке гражданской войны, иностранной интервенции, высказывались в полемической, а иногда резкой и категорической форме. Нельзя забывать и того, что В.И. Ленин, как и каждый из нас, человек своей эпохи. А она была эпохой бурь и потрясений, с характерными для них романтизмом, суровостью, жестокостью, непримиримостью, поисками скорых решений сложнейших вопросов.
Только учитывая реальные исторические условия, можно понять характер отношений В.И. Ленина к тем или иным явлениям. Хорошо известно, что жесткие меры, на которых он настаивал, были чрезвычайными, временными. Если менялась ситуация, Ленин был способен не раз и не два развернуться на 180 градусов по отношению к тому, что вчера казалось единственно верным. Э. Эррио - премьер-министр Франции - в свое время писал о В.И. Ленине: «Я уверен, что если бы он жил, то много сделал бы для своей страны, ибо это был человек, который умел оценивать всякое положение и находить выход из него».

Сегодня мы являемся свидетелями удивительного феномена, когда немало бывших «верных ленинцев», еще недавно бивших себя в грудь, доказывая, что именно они наиболее верно понимают В.И. Ленина, ныне с неменьшими усилиями клеймят вождя, снова, как всегда, впереди, снова, как блины, пекут книги, статьи, ссылаясь на свою вчерашнюю необразованность. При этом особенно не церемонятся.

Преувеличение, искажение, циничная спекуляция, фальшивки - все берется на вооружение, лишь бы дискредитировать Ленина, исказить нравственный облик его родителей, старшего брата. Невежество многих средств массовой информации и авторов потрясает. Популярнейшая газета пишет, что вождь большевиков взял псевдоним после Ленских событий 1912 г. Получается, что автору публикации неизвестно, что псевдонимом Н. Ленин была подписана работа «Что делать?», написанная за десять лет до трагических событий. Другая газета пишет, что ленинских апрельских тезисов было не 10, а 11. Якобы В.И. Ленин в секретном одиннадцатом тезисе предлагал немедленно национализировать женщин. Третий автор утверждает, что Ленин был, оказывается, тунеядцем — из 47 лет до революции только два года работал. «Литературная газета» пишет, что «В.И. Ленин , выучившись на юриста, все судебные процессы проиграл». Следующее издание отмечает, что и диплом юриста Ленин присвоил, и никакого университета он не оканчивал, да и золотую медаль в гимназии получил незаслуженно4. Перечень таких «новых открытий» можно бесконечно продолжать. Нынешние «исследователи» не останавливаются ни перед чем, извращая даже то, что связано с взаимоотношениями Владимира Ильича с близкими людьми. Вот что пишет Д. Волкогонов: «Любил он (В.И. Ленин - Ред.) в своей жизни, пожалуй, двух человек: свою мать и Инессу Арманд. Крупская же была для него просто удобна». При этом никаких доказательств и аргументов не приводится.

Человеческое в облике Ленина сводится на нет различного рода убийственными характеристиками: необразован, малокультурен, ограничен, агрессивен, жесток, фанатик, германский шпион и т. д. Не случайно такой подход вызывает протест даже у многих критиков коммунизма за рубежом и у нас в стране. М. Джилас, известный югославский публицист, один из давних критиков коммунизма в интервью по этому поводу заметил: «Критика основоположников не принижает их огромного политического значения. Сегодня слышу: Ленин, мол, мелкая историческая фигура, в нем корни всех наших бед. Это говорится скорее злонамеренно. Не знаю (несмотря на то, что не согласен с рядом его идей) политической фигуры XX века, которая была бы крупнее Ленина. Я даже не вижу, кто бы смог с ним сравниться».
«Простите меня, братья-демократы, - пишет известный демократ Андрей Нуйкин, - но с нашей стороны допускается не только глупость, но большая тактическая ошибка, когда мы стараемся как можно обиднее задеть личность Ленина, принизить его способности и масштаб, превратить в мелкотравчатого злодея и авантюриста. Нравится нам это или нет, но нельзя не признать, что Ленин был человеком идеи по его (и не только его) представлениям - великой, эпохальной. Мы сейчас почти за десять лет экономических реформ так и не успели сделать десятую часть того, что Ленин сделал за первые полтора года нэпа»5.

Збигнев Бжезинский отмечает в своей книге «Конец коммунизма в XX веке»: «Ленинская эпоха (продолжавшаяся еще несколько лет после смерти Ленина) свидетельствовала о широкомасштабных социальных и культурных экспериментах. В искусстве, в архитектуре, в литературе, вообще в среде интеллектуальной жизни царило настроение, что наступила новая эпоха, открывшая новые горизонты искусства и наук».
В этой связи не мешало бы трезвыми глазами посмотреть на тех, кто в контексте исторического времени ныне топчет Ленина. Многие из них не выдержали экзамена нескольких лет нынешней бурной политической жизни и сами оказались на свалке истории. При этом можно заметить, за редким исключением, закономерность: чем крупнее личность, тем более объективно она оценивает В.И. Ленина. И наоборот, чем меньше она, тем больше просматривается стремление, по словам М. Горького, «принизить выдающегося человека до уровня понимания своего», доказать, что они, нынешние оппоненты, возвысились над Лениным, разобрались во многих исторических ситуациях намного глубже и лучше, чем он.
Н.А. Васецкий подметил, что некоторые авторы смотрят на Ленина «как бы снизу вверх из-за меньшего в сравнении с Лениным „роста“ собственного интеллекта и знания предмета. Из-за чего многие, чтобы дотянуться, поступают весьма просто - точно ветку лозы пригибают к себе Ленина, стаскивая его на свой уровень. Естественно, тут же уменьшается угол обзора, теряется четкость очертаний, сужается пространство мышления. Возникает не столько образ Ленина, сколько собирательный образ тех, кто намерен его „стереть в порошок"»6.
Думается, что люди все больше убеждаются, насколько разновелики с Лениным его ниспровергатели по своим интеллектуальным, духовным, нравственным величинам. Не случайно к Ленину тянулись великие люди, его современники, - тянулись, ощущая его духовность. Именно это чутко улавливают миллионы людей.

Интересным является оценка В.И. Ленина, данная авторами знаменитого энциклопедического издания «Британника», которым пользуется весь мир: «Если Большевистская Революция, как ее назвали некоторые люди, самое важное политическое событие XX века, тогда Ленин должен считаться самым выдающимся политическим деятелем столетия. Не только в ученых кругах бывшего СССР, но даже среди многих ученых, которые не были коммунистами, он считался как величайшим революционным лидером и государственным деятелем, так и величайшим революционным мыслителем со времен Маркса».

Бесспорно, что критическое отношение к личности Ленина обусловлено во многом объективными предпосылками. Социалистическая идея оказалась основательно дискредитированной в глазах людей реальной практикой ее осуществления. Вождь большевиков ужаснулся бы, узнав, кто присвоил себе звание продолжателей его дела, «верных ленинцев». Все мерзости, все негативные проявления освящались «выполнением указаний В.И. Ленина». Вполне естественно, что Ленин как символ социализма пострадал от этого больше всего.

Однако постепенно из обломков казенных стереотипов, мифов, фальсификаций все яснее и полнее встает перед нами «не бог, не царь, не герой», а человек трагической и счастливой судьбы, гениальный теоретик, не застрахованный от заблуждений, проницательный и реалистический лидер, знавший, что политика - это искусство возможного, человек своего времени.

«...В обществе, - отмечал академик П.Волобуев, - более объективным становится отношение к Ленину, происходит понимание, что в его лице мы имеем не злодея, а одного из выдающихся деятелей, вождя великой народной революции». Поляризация общества привела сегодня к самоопределению личности В.И. Ленина со стороны различных его слоев. Одни сохраняют симпатию к нему, другие, особенно получающие сверхдоходы, не жалеют средств, направленных на дискредитацию его личности.

Особое беспокойство вызывает и то, что критическое отношение к Ленину дополняется действиями или призывами, несовместимыми с культурными и эстетическими нормами. Уничтожаются памятники, книги, музеи. Самое важное в мемуаристике сохранить фасад в неприкосновенности!

Печальный опыт истории свидетельствует: процесс разрушения остановить трудно. «Не дай бог, - пишет скульптор М. Аникушин, - если бес разрушения снова овладеет людьми и они, под видом борьбы за лучшее будущее, захотят уничтожить созданное прежде. Надо быть очень бережливым к тому, что создано до тебя. Именно в этом - просвещенность, интеллигентность, доброта А суть любых перемен в древней библейской истине - созидай, не разрушая...». А ведь по числу уничтоженных памятников мы впереди планеты всей. У нас уничтожаются, а, например, в столице Мексики создается музей советского монументального искусства и живописи. Инициаторы создания музея поставили перед собой цель - сохранить для мировой культуры воплощенных в мраморе, бронзе, гипсе вершителей 70-летней истории исчезнувшей страны. Главным предметом гордости директора создаваемого музея Алонсо Сор до является серия из полутора десятков монументов, бюстов, картин, составляющих «Лениниану».

«Когда в груде металла, доставленного в Соединенные Штаты Америки из Петербурга, - писала «Независимая газета» (9 февраля 1994 г.), - была обнаружена статуя В.И. Ленина, то даже там не хватило совести отправить ее на переплавку (американцы смеялись до упаду), хотя, по воле власть имущих в нашей стране, это считается само собой разумеющимся. Узнав об этом, не только частные лица, но и несколько американских музеев изъявили желание приобрести эту статую».

Кристиан Томас - хранитель восточнославянской литературы Британской библиотеки - обращается с просьбой к россиянам присылать политическую литературу, чтобы сохранить ее. Она отмечает: «При Брежневе мы получали много книг, которые были чистой пропагандой, но и тогда было чувство, что мы делаем важное дело Мы эти книги храним, хотя я знаю, что в русских библиотеках их часто выбрасывают, поскольку спроса нет У нас надежное убежище для русских книг».

Французы тоже, в отличие от нас, не спешат «перестраиваться». Они сохраняют в Париже исторически сложившиеся названия улиц и площадей: Ленина, Горького, Коммуны, Карла Маркса, - и ни одной сбитой статуи. Действует музей В.И. Ленина. Автор заметки в «Литературную газету» пишет: «Я благодарен французам за то, что часть нашей истории находится в неприкосновенности, пусть и не на нашей земле».
В.И. Ленин - планетарная фигура. Только в странах ближнего и дальнего зарубежья ему установлено свыше двух тысяч памятников. И какие бы проклятия в адрес прошлого, истории Отечества ни произносились, историю не вычеркнуть из памяти народа. Нельзя отменить социальный опыт и живую память миллионов людей. Без прошлого нет настоящего и будущего. Во всех цивилизованных странах с историей не воюют - ее сохраняют и изучают.

12 июня 2008 г., в День России, из 500 кандидатур, представленных Институтом Российской истории Академии наук, жителями нашей страны было выбрано 10 выдающихся деятелей нашего прошлого, претендующих на то, чтобы стать именем России. В их число вошел В.И. Ленин. И это при огромном вале негатива в отношении него.

Думается, что время расставит все по своим местам. «Высокий суд» истории вершится независимо от желания историков и философов. Конечно, не будет единомыслия в оценке В.И. Ленина. Но как бы ни пытались зачеркнуть его имя, сделать это не удастся. Уходя от дел, он оставил своим преемникам сильное советское централизованное государство, перспективную экономику, налаженную финансовую систему, твердый советский червонец. Ленинский план ГОЭЛРО дал перспективу высокотехнологического индустриального движения России, повернул техническую интеллигенцию на огромные созидательные задачи. В.И. Ленин вошел в историю не только нашего государства, но и мира как крупнейший политический деятель XX века. Очень актуально сегодня звучат слова известного оппонента Ленина, Карла Каутского, сказанные им в 1924 г.: «Нужно быть сумасшедшим, чтобы не признать величия Ленина. Собрать в единое централизованное государственное образование погрязшую в анархии, подстегиваемую со всех сторон контрреволюцией, до смерти вымотанную Россию - это достижение, равное которому вряд ли можно найти в истории Отношение к личности В.И. Ленина - это и показатель нашей цивилизованности, уважения к собственной культуре». Между тем национальному сознанию требуются сильные, объединяющие личности, историческая память всегда ищет героев. «И тут, - пишет И. Валлерстайн, известный американский социолог, - осмелюсь предположить, что у Ленина на родине найдется мало реальных соперников. В.И. Ленин для России неизбежно окажется центральной фигурой XX столетия. На это есть целый ряд причин. Он будет представлен великим национальным деятелем, который спас Россию от полного распада. В.И. Ленин стал первым деятелем, который на практике разрешил основной вопрос между западниками и почвенниками. Многие, вспомнив электрификацию страны, назовут его великим модернизатором России. Немало исследователей считают, что где-то к 2050 году В.И. Ленин станет основным национальным героем». Это подтверждают и социологические исследования. За последние пятнадцать лет фигура В.И. Ленина стала для россиян более положительной. Если в 1995 г. негативных оценок этой исторической личности было 48 %, то в 2011 г. свыше 46 % опрошенных россиян оценивали его деятельность положительно, а отрицательно — лишь 24 %.
Мы надеемся, что читатель, обогащенный опытом современной жизни, приложит максимум усилий не для того, чтобы «оправдать» или «осудить» В.И. Ленина, превратить в объект политической борьбы, - а для того, чтобы понять его и его время, причины, логику поступков человека, действующего по мотивам и убеждениям своей эпохи, в которой он действовал и жил.

В.А. Перфилов, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ
Примечания:
1 Шульгин В.В. Три столицы. - М., 1990. - С. 89.
2 Котеленец Е.А. В.И. Ленин как предмет исторического исследования. - М., 1999. С. 9.
3 Котеленец Е.А. В.И. Ленин как предмет исторического исследования. - М., 1999. — С. 23.
4 Независимая газета. - 2008. - 22 апр.
5 Литературная газета. -1994. - 20 апр.
6 Вождь. (Ленин, которого мы знали). - Саратов, 1992. - С. 277.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Владения Ариев
    tamplquest » » в форуме История древнего мира
    63 Ответы
    2508 Просмотры
    Последнее сообщение Sergio

Вернуться в «Российская империя»