ДонскойИстория Руси

С 862 до 1721 год
Автор темы
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Донской

Сообщение tamplquest »

Помнится, нам всегда ездили по ушам, что Донской шел против Золотой Орды.

Однако же если внимательно почитать о тех событиях, то выясняется, что Донской просто перешел из под власти Мамая под власть Тохтамыша, и исправно выплатил дань в том числе и за то время, когда происходило брожение. Получил от него ярлык, вместо мамаевского
Едва ли там вообще речь шла о какой-то "независимости"
Реклама
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 9147
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Донской

Сообщение Евелина »

tamplquest: 02 авг 2018, 10:31 Помнится, нам всегда ездили по ушам, что Донской шел против Золотой Орды.

Однако же если внимательно почитать о тех событиях, то выясняется, что Донской просто перешел из под власти Мамая под власть Тохтамыша, и исправно выплатил дань в том числе и за то время, когда происходило брожение. Получил от него ярлык, вместо мамаевского
Едва ли там вообще речь шла о какой-то "независимости"
а Куликовская битва была совместным питием кумыса? :)
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Samuel
Всего сообщений: 14383
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 47
 Re: Донской

Сообщение Samuel »

tamplquest: 02 авг 2018, 10:31 Однако же если внимательно почитать о тех событиях, то выясняется, что Донской просто перешел из под власти Мамая под власть Тохтамыша, и исправно выплатил дань в том числе и за то время, когда происходило брожение. Получил от него ярлык, вместо мамаевского
Едва ли там вообще речь шла о какой-то "независимости"
А откуда такая информация у вас, если не секрет. Хочется тоже почитать.
Автор темы
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Донской

Сообщение tamplquest »

Samuel, c википедии:)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0 ... 0%BE%D0%B9

Отправлено спустя 32 секунды:
Евелина: 02 авг 2018, 10:38 а Куликовская битва была совместным питием кумыса?
Видимо, выступлением со стороны Тохтамыша, в качестве подчиненной или союзнической дружины
Скорей подчиненной, потому что Донской от Тохтамыша получил ярлык
Аватара пользователя
Евелина
Всего сообщений: 9147
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Донской

Сообщение Евелина »

tamplquest: 02 авг 2018, 11:45 Видимо, выступлением со стороны Тохтамыша, в качестве подчиненной или союзнической дружины
Скорей подчиненной, потому что Донской от Тохтамыша получил ярлык
а с кем они совместно видимо воевали? :)
Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?
Автор темы
tamplquest
Всего сообщений: 8963
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Донской

Сообщение tamplquest »

Евелина: 02 авг 2018, 11:56 а с кем они совместно видимо воевали?
С группировкой Мамая
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 26712
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Донской

Сообщение Gosha »

tamplquest: 02 авг 2018, 10:31 Помнится, нам всегда ездили по ушам, что Донской шел против Золотой Орды.

Однако же если внимательно почитать о тех событиях, то выясняется, что Донской просто перешел из под власти Мамая под власть Тохтамыша, и исправно выплатил дань в том числе и за то время, когда происходило брожение. Получил от него ярлык, вместо мамаевского
Едва ли там вообще речь шла о какой-то "независимости"
ДЕЛА ТОРГОВЫЕ

Сурожская торговля стала яблоком раздора между Дмитрием Ивановичем и Мамаем. Мамай владел Крымским улусом и конечно хотел иметь большую прибыль от торговли между Судаком - Москвой и Новгородом шелком, который являлся стратегическим военным товаром.

Еще в прошлом столетии составитель “Толкового словаря живого великорусского языка” В. И. Даль застал употребление в сфере торговли таких ныне мало кому понятных терминов, как “суровской (сурожской) товар”, “суровской (сурожской) ряд”. Реже употреблялось слово “сурога”, обозначавшее купца, торговавшего в розницу суровским (шелковым) товаром. С XIV в. в русских летописях Азовское море (иногда вместе с Черным) называется Сурожским. С того же времени появляются упоминания о пребывании в Москве “гостей-сурожан”, выходцев из торгового центра Судака (старинной Солдайи).

В Крыму в VIII в. возник византийский город Сугдея, достигший спустя 400 лет экономического расцвета. Попутное морское течение благоприятствовало кораблям перемещаться из Судакской гавани к берегам Малой Азии. Город служил перевалочным пунктом в торговле Востока и Средиземноморья с Русью и привлекал внимание предприимчивых купцов из разных стран Европы и Азии. Прибывавший в те времена в Судакский порт путешественник или торговец попадал в атмосферу оживленного торгового центра: у причалов с утра до вечера загружались и разгружались суда, с верфей доносился стук топоров и визг пил, на городском рынке звучала разноязычная речь. В XII – XIII вв. здесь существовали венецианские и генуэзские торговые фактории. Город состоял тогда из нескольких крупных кварталов, включавших лавки, мастерские, двух- и трехэтажные каменные жилые дома, храмы и общественные здания.

На протяжении XIII в. Сугдею не раз разоряли чужеземные захватчики, причинявшие колоссальный урон ее торговле. В 1249 г. в городе насчитывалось около 40 тыс. жителей, среди которых были и греки, и итальянцы, и армяне, и евреи, и сирийцы, и турки, и персы, и половцы, и аланы, и русские. Но с XIV в. Судак уже уступал по торговому значению находившейся неподалеку ведущей генуэзской колонии Кафе (Феодосии). С 1365 г. по соглашению с татарскими ханами он перешел в руки генуэзцев, назвавших Сугдею Солдайей и владевших ею вплоть до захвата города турками в XV веке.

Судак с давних времен был связан с Русью. В составленной в первой половине XV в. русской редакции “Жития Стефана Сурожского” помещено предание о нападении на Сурож в IX в. русов под предводительством новгородского князя Бравлина, принявшего здесь крещение под впечатлением чудес, исходивших от гробницы этого местного святого. В XII в. православное население византийской Сугдеи отмечало 24 июля день “памяти святых новоявленных мучеников в русских странах, Давида и Романа (Бориса и Глеба), убитых собственным братом, окаянным Святополком”, о чем свидетельствует приписка на страницах местного синаксаря – сборника кратких житий святых. Русский былинный богатырь Чурила Пленкович, сын Пленка Сароженина (сурожанина), дарит князю Владимиру из своих подвалов “золоту казну, сорок сороков черных соболей, другую сорок печерских лисиц, камку белохрущету (шелковую ткань)”. Тут точно описан перечень товаров сурожан. Из русского народного эпоса известен также “Суровец-богатырь Суздалец, богатова гостя заморенин сын”. Наряду с Тмутараканью и Корсунем (Херсонесом) Сурож упоминается в “Слове о полку Игореве”.

Еще до монгольского нашествия в портовой части Судака сформировался русский квартал, при раскопках которого обнаруживаются изделия XI – XIII вв. – медные кресты, украшения, глиняные поливные пасхальные яйца-писанки с узорами, каменные пряслица из розового овручского шифера. По сообщению арабского историка Ибн-аль- Биби, во время нападения на город в 1221 – 1222 гг. турецкого флота на помощь горожанам пришло русское войско.

Вот что писал о Судаке побывавший там в 1253 г. французский путешественник Гильом Рубрук: “Туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руссии и северных стран и желающие переправиться в Турцию. Одни привозят горностаев, белок и другие драгоценные меха; другие привозят ткани из хлопчатой бумаги, бумазею, шелковые материи и душистые коренья”. Русские вывозили из Крыма соль, а добирались туда и по рекам (Волге, Дону, Днепру), и по морю (Азовскому и Черному), и дорогами через степь в крытых повозках. Из Судакской гавани русские торговцы и путешественники доплывали за несколько дней до Синопа на южном побережье Черного моря.

В свою очередь местные купцы уже в XIII в. посещали русские торговые центры. Как свидетельствует автор Ипатьевской летописи, при погребении в 1288 г. во Владимире- Волынском князя Владимира Васильевича “тако плакавшеся над ним все множество Володимерчев: мужи и жены, и дети, Немци, и Сурожьце, и Новгородци”. В 1319 г., направляясь в Золотую Орду, великий князь Тверской Михаил Ярославич пришел “на усть реку Дону, иде же течет в море Сурожьское”. Упоминание о приезде торговых людей из Сурожа в Московское княжество летопись содержит под 1356 г.: “Того же лета прииде на Москву изо Орды Ирынчеи и с ним гости сурожане”. Гости-сурожане привозили в Москву дорогие восточные шелковые ткани (поэтому и закрепилось за ними название “суровский товар”), пряности, вина, а вывозили оттуда меха, воск, мед, льняные изделия.

Некоторые из сурожских торговцев, в основном греки и итальянцы, чтобы приблизиться к русскому рынку, перебрались на постоянное жительство в Москву и впоследствии обрусели. Таково происхождение ряда московских купеческих династий XIV – XV вв.: Саларевых, Ховриных, Шиховых. Согласно родословной книге, основатель рода Ховриных-Головиных “князь Стефан Васильевич из своей вотчины с Судака, да из Манкупе, да из Кафы” приехал в Москву еще при великом князе Дмитрии Донском либо его преемнике Василии Дмитриевиче.

В конце XIV в. в Москве сформировалась корпорация богатых сурожан, получавших крупную прибыль от торговли с Золотой Ордой, Византией, странами Средиземноморья, а также Востока. Они пользовались привилегиями и приближались по общественному положению к боярству. Не последнюю роль в их возвышении сыграло выполнение ими торговых поручений московских великих князей и родовитых бояр, заинтересованных в сбыте своих товаров в обмен на дорогие заморские товары.

Ряд свидетельств о поездках в Сурож, Кафу, другие центры Крыма содержится в источниках XIV-XV вв., сообщающих также о случаях ограбления плывших на юг по Волге московских купцов новгородскими речными пиратами – ушкуйниками. На купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым степными дорогами, часто совершали нападения татарские отряды. Поэтому сурожане стремились сохранять хорошие отношения с золото-ордынскими властями и генуэзской администрацией Кафы. С XV в. там существовала русская купеческая слобода с православным храмом, жилыми домами и складами для товаров. А великие князья московские старались защитить интересы своих купцов, проявляли заботу о сохранении и передаче законным наследникам имущества умерших в Крыму московских гостей, протестовали против сбора с них завышенных пошлин и поборов в пользу властей Киева и Чернигова, через земли которых они иногда возвращались в Москву.

Контакты сурожан с Кафой продолжались и после захвата ее в 1475 г. войском султана Мехмеда П. При штурме пострадало немало купцов из Руси. Последние совершали иногда и более дальние путешествия: в Италию, Египет, Палестину. В 1488 – 1489 гг. московского купца Фому Саларева встречали в Риме. В начале XVI в. в составе русского посольства туда прибыло несколько торговцев, привезших на продажу пушнину великого князя. В то время из Италии стали привозить в Россию шелк собственного производства, венецианский бархат и бумагу.

Разбогатевшие сурожане занимались не только торговыми операциями, но и ростовщичеством. В составленной около 1481 г. духовной грамоте удельный князь Андрей Васильевич завещал наследникам вернуть 300 руб. долга купцу Гавриле Салареву. Владимир Ховрин оказывал финансовую поддержку великому князю Василию II Темному в его борьбе с соперниками, за что получил небывалый титул “гость да и болярин великого князя” (так он упомянут под 1452 г.). Сурожанин Андрей Шихов был кредитором удельного князя Юрия Васильевича, отдавшего в залог за 30 руб. серебром рулон заморского сукна. Занимаясь кредитованием родовитых особ, московские купцы рассчитывали при случае и на помощь со стороны феодальной аристократии, и на сближение с нею.

Между представителями купеческих семей и боярских фамилий заключались браки, купцы приобретали вотчины. Свидетельства о купеческом землевладении в Московском княжестве относятся уже ко времени Дмитрия Донского (под 1375 г.). А в XV в. с некоторыми купеческими фамилиями оказались связаны названия подмосковных сел Саларева, Тропарева, Ховрина. Сохранилась купчая 1491 – 1492 гг. на приобретение Дмитрием Ховриным у сурожанина Федора Саларева дер. Красулинской в Подмосковье.

Государственная служба была обязательной для богатых московских купцов. Их представители входили в состав ополчения, хотя именитые сурожане привлекались к военной службе лишь при чрезвычайных обстоятельствах. Так, в 1382 г. они участвовали в защите Москвы от войска хана Тохтамыша. В 1469 г. Иван III послал сурожан в поход против Казанского ханства. Обычно же великие князья использовали сурожан на дипломатическом поприще, ибо те владели русским, греческим, итальянским, татарским языками, знали политическую обстановку и обычаи в соседних странах, имели там связи. От них же получали информацию и советы.

Отправляясь в сентябре 1380 г. навстречу рати Мамая, Дмитрий Иванович взял с собой в поход десять сурожан в качестве информаторов, толмачей и послов. То были Василий Капица, Сидор Елферьев, Константин Волк, Кузьма Коверя, Семион Онтонов, Михайло Саларев, Тимофей Весяков, Дмитрий Черной, Дементей Саларев и Иван Ших. Столетием позже дипломатическая переписка Таманского князя Захария Гвизольфи с Иваном III велась при посредничестве московских купцов Гаврилы Петрова и Семена Хозникова. Дипломатические услуги Ивану III неоднократно оказывал торговец из Кафы Кокос. Чтобы избежать уплаты пошлин на пути из Москвы в Крым и обратно, сурожане стремились войти в состав великокняжеских посольств, хотя ехать с ними было порою не намного безопаснее.

Показателем достаточно высокого социального положения сурожан является перечисление их в летописях сразу за московскими боярами. Об их авторитете свидетельствует и возведение ими в Москве каменных зданий. В 1450 г. Владимир Ховрин построил на свои средства из кирпича Воздвиженскую церковь. Его сын Иван, ставший великокняжеским казначеем, и купец Торокан на удивление москвичам и зависть многим боярам возвели для себя внутри Кремля кирпичные жилые палаты. В начале XVI в. в Зарядье итальянским архитектором Фрязином по поручению сурожан Василия Бобра “с братею своею с Федором Вепрем и Юшком Урвихвостом” была построена из камня и кирпича церковь св. Варвары, давшая название улице. По их же заказу, видимо, строились в Зарядье храмы Максима Блаженного и Жен Мироносиц.

Тут, в северной части московского посада, между Варваркой и Ильинкой существовал Сурожский торговый ряд, а возле него проживала основная масса сурожан. При раскопках одной из усадеб, принадлежавшей потомкам Семиона Онтонова, нашли гири, безмен, счетные бирки, свинцовые товарные пломбы, обломки среднеазиатской татарской и арабской посуды, ножи с клеймами западноевропейских мастеров. Столь компактное размещение торговых и жилых построек и патрональных храмов купцов свидетельствует в пользу корпоративной организации сурожан, члены которой пользовались льготами, совместно торговали и устраивали вскладчину пиры – братчины.

Отдельные представители сурожан занимались строительными работами. Из их среды происходил московский зодчий XV в. Василий Ермолин, у истоков рода которого, по мнению М. Н. Тихомирова, стоял Василий Капица, один из вышеупомянутых свидетелей Куликовской битвы. Отец Ермолина Дмитрий, “от московских великих купец, нарицаем Ермолин Васкина” человек “многоречист и пресловущ в беседе, бе бо умея глаголати русски, гречески, половецки”, был известен за пределами Руси, а в старости принял постриг под именем Дионисия в Троице-Сергиевом монастыре, но отличался там вольнодумством, выступая против монастырских порядков и церковных догматов. Дед зодчего Ермола (в монашестве Ефрем), от имени, которого пошла их фамилия, пожертвовал немалые деньги на строительство Спасского собора Андроникова монастыря и был его игуменом после 1427 года.

Василий же Ермолин, получив образование, начал заниматься сбором и перепиской книг, в качестве архитектора и организатора строительных работ – “предстателя” – участвовал в 1462 – 1472 гг. в ремонте стен и башен белокаменного Кремля, поставил на его Фроловских (ныне Спасских) воротах резные рельефы Георгия Победоносца и великомученика Димитрия, достроил по просьбе матери Ивана III полуразрушенную каменную церковь Вознесения в одноименном кремлевском монастыре, возвел трапезную с поварней в Троице-Сергиевом монастыре, отреставрировал древние храмы во Владимире-на-Клязьме и Юрьеве-Польском. Записи о своей строительной деятельности Василий внес в переписанный с дополнениями по его поручению текст Кирилло- Белозерского летописного свода, получивший название Ермолинской летописи. Сохранилось его “Послание от друга к другу” с ответом на письмо Якуба, секретаря Литовского великого князя Казимира, просившего купить в Москве богослужебные книги. Проявил себя как зодчий внук (или правнук) Василия Иван Бобров, участвовавший в строительстве Вологодской крепости в 1536 году.

После ликвидации новгородской вольности Иван III переселил в Новгород часть сурожан – Саларевых, Таракановых и других, сохранив для них на новом месте привилегии, в том числе право землевладения. В источниках есть упоминания о новгородских деревнях Гаврилы и Фомы Саларевых, Владимира и Никиты Таракановых, выделенных им великим князем в качестве компенсации за утраченные подмосковные села. В XVI в. в Новгороде существовали сурожские дворы. Продолжая заниматься торговлей с Югом, новгородские сурожане ездили в Крым через Литву. Они заняли вскоре видное место в жизни Новгорода. Василий Тараканов стал купеческим старостой, возводил каменные храмы (Климента на Иворове, Федора Стратилата). “Гость московский Дмитрий Сырков”, его отец, брат и сыновья проявили себя в Новгороде как подрядчики, занимавшиеся ремонтом и сооружением храмов. Это продолжалось до опричнины. Во время разгрома Новгорода Иваном IV в 1570 г. самые именитые из них были казнены, а многие семьи бывших московских купцов переведены вновь в Москву и лишены прежних привилегий. Вскоре пришел в упадок Сурожский торговый ряд Новгорода, а возвращенные в столицу потомки сурожан уже не смогли достичь высокого положения своих предков.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • На кого воевал Дмитрий Донской?
    tamplquest » » в форуме Средневековье
    136 Ответы
    1253 Просмотры
    Последнее сообщение Камиль Абэ

Вернуться в «История Руси»