Общественные движения/организации времен Николая Первого.Российская империя

Правление династии Романовых
Аватара пользователя
Автор темы
Werish
Всего сообщений: 17
Зарегистрирован: 11.01.2011
 Общественные движения/организации времен Николая Первого.

Сообщение Werish »

Обсуждаем и говорим,к кому бы примкнули.А вообще,у меня вопрос-что кому известно о кружке Станкевича и т.п.?
Реклама
Аватара пользователя
Olig
Всего сообщений: 2
Зарегистрирован: 13.01.2011
 Re: Общественные движения/организации времен Николая Первого.

Сообщение Olig »

Огромное значение в истории русского общества имел кружок Н. В. Станкевича, который возник в Московском университете в 1832 г. Он объединил талантливых представителей последекабристского поколения, из него вышли западники и славянофилы, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, М. Н. Катков. Углубление в системы Шеллинга и Гегеля не было для них самоцелью, смысл обращения к классической немецкой философии объяснял И. В. Киреевский: «Чужие мысли полезны только для развития собственных. Философия немецкая вкорениться у нас не может. Наша философия должна развиваться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного и частного быта». В философии искали ключ к познанию российской действительности, занятия ею были естественной формой отхода от политической проблематики декабристского времени и ступенью на пути к социальным вопросам, которые занимали «идеалистов сороковых годов».Серьезным испытанием для николаевского режима стали события 1830-1831 гг. Июльская революция во Франции, революция в Бельгии, волнения в германских и итальянских землях, польское восстание и холерные бунты всколыхнули общественность. Это было время вновь возникшего интереса к политике, мечтаний о перемене правительственного курса. Третье отделение отмечало стремление московских студентов «овладеть общественным мнением, вступить в связь с военной молодежью». Среди недовольных были те, кто ориентировался на опыт Западной Европы, и их оппоненты, мечтавшие о реформах в русском духе. Правительство ответило распространением слухов об угрозе военной интервенции западных держав, о необходимости сохранить целостность империи. Волна национализма и казенного патриотизма захлестнула общество. Высочайшие манифесты писал Блудов, который, по замечанию Вяземского, «получил литературную известность прологами своими к действиям палачей». Взятие Варшавы в августе 1831 г., которое совпало с Бородинской годовщиной, царь и его окружение восприняли как знаменательное совпадение.Казенный патриотизм. Николаевские идеологи охотно вспоминали национальный подъем 1812 г., патриотический энтузиазм эпохи наполеоновских войн. В действительности казенный патриотизм, возведенный в ранг правительственной политики, был противоположен, прямо враждебен общественным настроениям александровского времени, когда все — и петербургские сановники, и члены московского Английского клуба, и военная молодежь — верили в единство исторических судеб русского и других европейских народов, чуждались идеи русской исключительности.Заграничные походы русской армии освобождали Европу от наполеоновского владычества.Высокий патриотизм солдат и офицеров переплетался с сознанием общеевропейского единства. Об этом тонко писал Пушкин: «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: Vive Henri-Quatre, тирольские вальсы и арии из Жоконда. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав набранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»!»Уваровская идеология казенного патриотизма довела до предела принципиальное политическое и идейно-культурное противопоставление России и Европы, присущее манифестам Сперанского и Блудова. Она была универсальна и предназначалась разным слоям русского общества. Казенные идеи усердно утверждались журналистами и университетскими профессорами, они излагались в школьных учебниках и звучали на театральной сцене. Герой пьесы знаменитого тогда драматурга Нестора Кукольника восклицал: «Да знает ли ваш пресловутый Запад,// Что если Русь восстанет на войну,// То вам почудится седое море,// Что буря гонит на берег противный!»
Аватара пользователя
Olig
Всего сообщений: 2
Зарегистрирован: 13.01.2011
 Re: Общественные движения/организации времен Николая Первого.

Сообщение Olig »

В сентябре 1832 г., начиная курс лекций в Московском университет, историк М. П. Погодин, который прочно связал свою ученую карьеру и общественную репутацию с идеями казенного патриотизма, использовал победу над Наполеоном как аргумент, доказывающий превосходство России над Европой: «Отразив победоносно такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая такими средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто осмелится оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего человечества, если только она сего пожелает?» Погодин утверждал, что александровским царствованием завершился европейский период русской истории, а Николай I начал ее «своенародный», национальный период.Воздействие казенного патриотизма, утверждавшего превосходство самодержавной России над Европой, на российское общество было глубоким. Ушло в прошлое привычное для общественного сознания историко-культурное сопоставление российских и европейских порядков. Ему на смену пришло и прочно укоренилось противопоставление российских и европейских политических и социальных институтов, идея особого русского пути. Внедряемая николаевскими идеологами, она была принята и теми, кто не склонен был безоговорочно следовать уваровским восхвалениям православия, самодержавия и народности.Но в противовес казенному тезису в либеральной среде выдвигается концепция об отсталости России, отсталости изначальной, метафизической. Эта концепция возникла из попыток противостоять официальной идеологии. В известной мере она способствовала осмыслению причин реального отставания крепостной России от буржуазных государств Европы. Споры о российском превосходстве или отсталости составили главное содержание идейной жизни, хотя они, конечно, не исчерпывали духовной картины николаевской эпохи.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Российская империя»