«Кратко и популярно о деньгах на Руси в рамках ЕГЭ. Возможно популярно, но дальше будет интересней».
Древняя Русь во многом копировала достижения Византийской империи, не стали исключением и деньги. В конце X века при Владимире Святославиче начали чеканить первые на Руси монеты - сребреники. По размеру и весу они соответствовали византийским, использовались те же технологии производства, но надписи были русскими, также добавлялся княжеский знак. В настоящее время известно всего около 400 таких монет, они считаются раритетами, и практически все хранятся в музеях.
Примерно в то же время появляются и златники, копирующие византийские золотые солиды. Изображения на сребрениках и златниках очень похожи. При следующих правителях чеканились только сребреники, последние датируются временем Ярослава Мудрого. В дальнейшем по неизвестным причинам чеканка собственных монет прекращается на три столетия.
Свои монеты на Руси были далеко не всегда, и это общеизвестно. Расчеты производились и услугами, и товаром. Долгое время эквивалентом служили меха. В ходу присутствовал и имперский денарий (Рим), и восточный дирхем, и даже солид Византии. Но эпоха собственных денег неуклонно наступила.
Серебряники
Первая из отчеканенных на Руси монет была названа серебряником. Она появилась еще во времена кн. Владимира, до Крещения. Недостаток разменной монеты стал ощущаться особенно остро, дирхемов не хватало. Материалом явилось серебро от переплавки последних. Серебряники чеканились в двух видах дизайна. Сначала это была копия идеи солидов Византии: с одной стороны – престольный кн. Владимир, с обратной – Иисус. Позднее дизайн изменился. Лик Мессии исчез. Его место занял трезубец, родовой герб Рюрика. Портрет князя окружили надписью: «Князь Володимир на престоле, а это – деньги его».
Золотники
Златники присутствовали в ходу, как и серебряники. Их чеканку развернул также кн. Владимир. Только лили монеты, как следует из названия, в золоте. Прототипом златнику послужил византийский солид. Масса была вполне внушительной – 4 г.
Это была довольно редкая и дорогая монета весьма ограниченного тиража. Однако народная молва по сей день хранит ее название в фольклоре. Современные нумизматы могут предъявить публике не больше десятка златников. Оттого и цена их очень высока, как на официальном, так и на черном рынке.
Векши
Совершенный аналог нынешней копеечки, древнерусская векша! Другие ее названия – белка, веверица. По поводу первой версии существует интересное объяснение. Оно гласит, что во время хождения мелкой серебряной монетки ее «натуральным» аналогом была выделанная беличья шкура.
Летописи упоминают, что древняя дань с некоторых племен составляла «одну белку или монету с единого дома». К слову, одна гривна была эквивалентна 150 векшам.
Куны
Обращение восточного дихрема – исторический факт. Не менее популярным был денарий. Их обоих русичи называли «кунами». Почему?
Существует два объяснения. Первое: эквивалентом обеим монетам служили выделанные и клейменые куньи шкурки. К слову, весьма ценные, даже по тем временам. Второе: англоязычное слово «coin» (звучит: «коин»), в переводе – «монета».
Резаны
Резанами назывались «денежные единицы», призванные вести расчет максимально точно. Например, куньи шкурки делились лоскутами, дабы подогнать их под определенную цену товара. Именно эти лоскуты и именовались «резанами» (ударение на вторую «а»).
А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету. По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.
Сегодня в древних кладах археологи часто находят половинки и четвертинки этих монет. Арабские деньги имели довольно крупное достоинство, чтобы оперировать ими в целом виде при мелких сделках.
Ногаты
Ногата, небольшая разменная монетка, 1/20 гривны. Ее название, как предполагают филологи и историки, пошло от эстонского «nahat» («мех»). Не исключено, что ногаты изначально были «привязаны» к пушнине.
При всем разнообразии монет на Руси довольно примечателен тот факт, что любая торговая вещь «привязывалась» к собственной денежке. Свидетельство тому имеет в своем тексте «Слово о полку Игореве». Там сказано, что будь на престоле Всеволод, невольница ценилась бы в ногату, а раб продавался бы по резане.