Римская империя на перепутье в 4 векеИстория древнего мира

Закончилась с падением в 476 году нашей эры западной Римской империи.
Автор темы
Novosedoff
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 25
Зарегистрирован: 28.07.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: анархические
Профессия: торговля
 Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение Novosedoff »

Мне очень интересен один период в истории Римской империи на рубеже 3 и 4 веков нашей эры, а также интересны связанные с этим периодом источники информации.

Как известно, в 274 году императором Аврелианом в Римской империи была официально провозглашена новая государственная религия "Непобедимого Солнца", тесно связанная с культом Митры. Был открыт Храм Солнца и учрежден ежегодный праздник, 25 декабря, в дни солнцестояния. Что побудило нового императора к таким нововведениям? По-видимому, тот факт, что император был "солдатским", т.е. вышедшим из солдат, а также то, что культ Митры был весьма популярен в римских легионах, уже начиная с 1 века ДО н.э. Т.о. христианство не было первой из монотеистических религий, принятой на государственном уровне в Римской империи. Хотя причины упадка в империи античного политеизма, связанного и с обожествлением императоров, сегодня можно понять.

После убийства Аврелиана в 275 году и быстрой смены нескольких малопримечательных императоров подряд к власти в империи в 284 году приходит новый "солдатский" император - Диоклетиан, также благоволивший к митраизму. Период его правления интересен и отчасти парадоксален. С одной стороны, с именем Диоклетиана традиционно связывают административную реформу в империи, которая окончательно девальвировала роль римского сената и заключалась в переходе от принципата к доминату как системы управления империей, способствовавшей централизации власти в руках одного человека. А с другой стороны, Диоклетиан стал инициатором федерализации империи, разделив её на части, и является родоначальником тетрархии, когда власть поделена между 4 людьми. В территориально протяженной, этнически неоднородной империи, раскинувшейся по периметру Средиземного моря и постоянно терпящей нападения то на Востоке, то за Западе новое разделение власти могло помочь оперативней отвечать на новые вызовы (тогда ещё информация не передавалась мгновенно из одной точки мира в другую, а чтобы доставить сведения о военном вторжении из одного уголка империи в другой, подчас требовались дни и недели, даже несмотря на строительство хороших дорог).

Но что примечательно, Диоклетиан переносит свой собственный штаб для управления империей на Восток, туда где христианские общины исторически развивались более интенсивно, в город Никомедия, поближе к границам с Сасанидской Персией (весь 3 век для Римской империи прошёл в войнах с Персией, малоудачных для Рима). Однако несмотря на близость своей новой столицы к очагам христианской жизни, Диоклетиан не побоялся объявить им "войну" и вошёл в историю как гонитель.

А вот дальше - интересней. В 305 Диоклетиан добровольно сложил с себя императорские полномочия, а дальше только наблюдал за конфликтом своих бывших соправителей, победителем из которой вышел сын одного из них, известный как Константин. Константин быстро положил конец тетрахии и узурпировал власть. Этот почитаемый христианами убийца своего сына, экс-жены и политических соперников (включая возможно и Диоклетиана) в 313 году своим Миланским эдиктом останавливает гонения на христиан, а в 325 году даже председательствует на первом для христианской бюрократии Никейском соборе, хотя так и умер язычником (христиане конечно расскажут про то, как будучи на смертом одре Константин вдруг приобщился к их вере, но не суть важно :) )

От 305 года до 324 прошло 20 лет, а в религиозной политике властей империи такие грандиозные изменения! Некоторые историки высказывают предположение, что эти изменения не в последнюю очередь могли быть вызваны перевесившем числом христиан в армии (см. например стр. 520 Le Glay, Marcel. Rome : Grandeur et chute de l’Empire. — Éditions Perrin, 2005. — ISBN 978-2262018986). Однако непонятным остается, что могло этому изменению способствовать? Митраизм был по-своему прост и понятен, поэтому и оставался так долго популярен среди солдат, но тем не менее неожиданно вдруг уступил христианству?!

А факторы, препятствующие такому скорому изменению всё же были. Например, известно, на латинский язык Библия была переведена гораздо позднее, уже после смерти Константина, а именно в начале 5 века, Иеронимом Стридонским. Изначально Библия существовало только в греческом варианте и, возможно, древнееврейском. Конечно, наивно думать, что для распространения среди легионеров христианского вероучения обязательно наличие перевода христианского первоисточника на латинский язык. В конце концов письменные источники - не единственное доступное для пропаганды средство. Хотя перемещение столицы в Константинополь, на восток империи, где была высока концентрация христиан, могло изменить и географию комплектования легионов, привлекая в них всё больше солдат из соседствующих с новой столицей территорий. Эти новые люди могли прекрасно владеть греческим, чтобы читать Библию на языке её первоисточника (эдакие легионеры-полиглоты :) ). В сущности, в истории известен и куда более вопиющий пример - это Армения, ставшая первым государством на земле, которое приняло христианство на государственном уровне в 301 году, даже не имея еще своей письменности, чтобы заниматься популяризацией новой религии.

Известно и то, что после смерти Константина в истории империи был период правления ещё одного императора Юлиана (Отступника), который не благоволил к христианам, но отличался военными успехами и был популярен в войсках. Получается, что для военных успехов Юлиана фактор превалирования христиан в его армии не был таким уж решающим, что он посмел восстановить языческие культы.

И всё же интересно, есть ли ещё какие-то источники, которые позволили бы нам сегодня восстановить картину того, как менялись принципы и география комплектования римских легионов в 4 веке?

Реклама
Аватара пользователя
jene
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 723
Зарегистрирован: 30.01.2017
Образование: высшее техническое
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение jene »

новоседов: Известно и то, что после смерти Константина в истории империи был период правления ещё одного императора Юлиана (Отступника), который не благоволил к христианам, но отличался военными успехами и был популярен в войсках. Получается, что для военных успехов Юлиана фактор превалирования христиан в его армии не был таким уж решающим, что он посмел восстановить языческие культы.

очень даже может такое быть. пример: до (за веру, царя и отечество)... и после (за власть советов под знаменем атеизма). одни и те же люди. вполне честно служили в обоих случаях. все может уживаться, все подстраивается под власть и силу...

новоседов: И всё же интересно, есть ли ещё какие-то источники, которые позволили бы нам сегодня восстановить картину того, как менялись принципы и география комплектования римских легионов в 4 веке?

круто загнули... вы, видимо, неплохо владеете вопросом. начните с простого: распишите предшествующие (до 4 века) принципы и систему призыва в римскую армию. и далее систему функционирования этой армии в мирный период и в период войн...

Автор темы
Novosedoff
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 25
Зарегистрирован: 28.07.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: анархические
Профессия: торговля
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение Novosedoff »

Мой интерес к теме связан с тематическим исследованием по истории религии, поэтому хочу вкратце пояснить суть вызвавших непонимание вопросов:

1) От 274 года, когда императором Аврелианом в качестве официальной гос. религии был объявлен культ Митры-Солнца, до 380 года,
когда император Феодосий запретил все культы кроме христианства, прошло 100 лет - если принять, что в конце 3 века христианство практиковали всего вроде как 10% (?) населения империи, то как объяснить такой колоссальный сдвиг в отношении римских властей к религиозному вопросу?

2) Религиозные гонения при Диоклетиане затронули только христиан и манихейцев, однако не коснулись представителей иудаизма, зороастризма или других религий - почему?

3) Любопытна череда событий, связанных с инициаторами гонений:
Январь-февраль, 303 года: 2 пожара в императорском дворце
Конец февраля - март, 303 года: Оглашение эдиктов о преследовании христиан
Конец апреля, 303 года: Казнь одного из начальников императорской охраны, ставшего впоследствии христианским святым (Георгий)
Май, 305: Отречение Диоклетиана от власти в пользу Галерия-цезаря, ставшего августом
Июль, 306: Само-провозглашение Константина императором после смерти отца (один из 4х)
Конец апреля, 311 года: Оглашение эдикта Галерия о прекращении гонений на христиан
Май, 311: Смерть Галерия
Июнь, 313 года: Оглашение Миланского эдикта Константина-Лициния о религиозной терпимости
Декабрь, 313: "Странная" смерть Диоклетиана

- даёт ли эта хронологическая последовательность фактов основание утверждать возможность использования христианского вопроса в заговорах императоров друг против друга, либо возможность использования христианами окружения императоров с целью заговора?

4) Наибольший интерес вызывают инициативы Константина по Никейскому собору 325 года, спустя год после того, как он стал единоправным властителем империи. Впервые в истории государства император активно вмешивается во внутренние вопросы одного из религиозных культов своей империи (изгойского в историческом контексте) и даже берётся председательствовать на соборе:
- Какое дело было Константину, не являвшегося даже христианином, до догматических вопросов вокруг арианского раскола внутри церкви? Ещё "вчера" любой раскол внутри церкви, объявленной вне закона, был бы скорее "на руку" властям, поэтому можно ли
трактовать раскол лишь как инспирированный извне предлог для понуждения христиан к примирению?
- Для созыва собора Константин постановил разослать приглашения христианским епископам. Если адреса для рассылки приглашений были известны, то почему в период гонений нельзя был окончательно закрыть вопрос с адресатами по сценарию "Варфоломеевской ночи"? А раз это не случилось, то насколько являются преувеличенными масштабы гонений?
- На Собор явилась вроде как лишь шестая часть от приглашенных епископов (около 300 человек). Как это может свидетельствовать об отношении остальных иерархов к инициативам императора и их легитимности? (на память приходит параллель про конец мамлюков в Египте в 1811 году)

5) Любопытно, что на следующий год после собора Константин казнил собственного 20-летнего сына-заговорщика Криспа и свою 2ю жену Фаусту - является ли это свидетельством истинного отношения императора к христианским догматам?
Последний раз редактировалось Novosedoff 17 сен 2017, 11:27, всего редактировалось 3 раза.

Не гость
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 1771
Зарегистрирован: 14.12.2016
Образование: доктор исторических наук
Профессия: Логист
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение Не гость »

Novosedoff:
16 сен 2017, 22:00
2) Религиозные гонения при Диоклетиане затронули только христиан и манихейцев, однако не коснулись представителей иудаизма, зороастризма или других религий - почему?
Иудаизм никогда не преследовался в Римской Империи. Мало того, иудеям, которые являлись гражданами республики, не выдавали хлеб по субботам - по субботам они за ним пне приходили - трудиться нельзя. Для этой категории граждан власти предпочитали другие дни недели.
В поджегах иудеи поспешили обвинить христиан. Так, во всяком случае, было при Нероне.
Преследованиям были подвергнуты представители тех религий, на кого укажут пальцем. Расследования не проводились в принципе.
Как ни странно, иудаизм является одной из исторически более долговечной религией римской империи. В том смысле, что когда империя только начала подниматься, иудеи уже проживали на ее территории. Проживали они и на территории покоренной римлянами Греции.
Novosedoff:
16 сен 2017, 22:00
- Какое дело было Константину, не являвшегося даже христианином, до догматических вопросов вокруг арианского раскола внутри церкви? Ещё "вчера" любой раскол внутри церкви, объявленной вне закона, был бы скорее "на руку" властям, поэтому можно ли
трактовать раскол лишь как инспирированный извне предлог для понуждения христиан к примирению?
По всей видимости, Константина просто "купили". По той части, что христианская церковь, просуществовашая на тот момент более трех столетий, уже представляла из себя властный финансовый институт.
Novosedoff:
16 сен 2017, 22:00
5) Любопытно, что на следующий год после собора Константин казнил собственного 20-летнего сына-заговорщика Криспа и свою 2ю жену Фаусту - является ли это свидетельством истинного отношения императора к христианским догматам?
Конечно является.
Как известно, дуракам закон не писан. В том смысле, что писанные законы существуют далеко не для всех.

Автор темы
Novosedoff
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 25
Зарегистрирован: 28.07.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: анархические
Профессия: торговля
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение Novosedoff »

Не гость:
17 сен 2017, 04:12
По всей видимости, Константина просто "купили". По той части, что христианская церковь, просуществовашая на тот момент более трех столетий, уже представляла из себя властный финансовый институт.
Простите, я не понял про "купили" :) Зачем? Известно, что Константин сам способствовал возвращению христианам отобранной у них в период гонений собственности и дарил новую. И этот факт едва ли может вызывать сомнения, хотя бы потому что императору ничего не стоило отобрать у одних, чтобы подарить другим.

Но то, что к началу гонений христианство могло охватывать значительную часть людей, связанных с торговлей и потому обладающих значительным финансовым рычагом - по-видимому, это правда. Это следует из самой сетевой организации христианских общин и их широкой представленности по всей империи, потому что такое внутреннее устройство организаций немало способствует активному использованию стратегии арбитража для развития совместных финансовых и торговых предприятий. Известно, что уже на ранних этапах развития христианства условием для вступления в общину для многих зачастую оказывалось отречение от своей собственности, её продажа для вклада в "общий котёл". Взять хотя бы историю про Ананию и Сапфиру.

Не гость
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 1771
Зарегистрирован: 14.12.2016
Образование: доктор исторических наук
Профессия: Логист
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение Не гость »

Novosedoff:
17 сен 2017, 11:21
Это следует из самой сетевой организации христианских общин и их широкой представленности по всей империи, потому что такое внутреннее устройство организаций немало способствует активному использованию стратегии арбитража для развития совместных финансовых и торговых предприятий. Известно, что уже на ранних этапах развития христианства условием для вступления в общину для многих зачастую оказывалось отречение от своей собственности, её продажа для вклада в "общий котёл". Взять хотя бы историю про Ананию и Сапфиру.
Вы тоже обратили внимание на сетевой маркетинг, который берет свое начало еще от иудейских синагог?
Novosedoff:
17 сен 2017, 11:21
Простите, я не понял про "купили" :) Зачем?
Да все правильно Вы поняли. Константин опирался на финансовую мощь христианства. "Купили" у меня стоит в кавычках, то есть как указание на финансовую сторону вопроса, а не на то, что Константин лично получил какую то выгоду. Тогда бы кавычек не было.

Автор темы
Novosedoff
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 25
Зарегистрирован: 28.07.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: анархические
Профессия: торговля
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение Novosedoff »

Не гость:
17 сен 2017, 04:12
Иудаизм никогда не преследовался в Римской Империи.
Это утверждение не вполне соответствует действительности. Иудаизм в империи запрещался в частности при императоре Адриане, который сменил знаменитого Траяна. Связано это было со 2й Иудейской войной, последовавшей за восстанием Бар-Кохбы.
Последний раз редактировалось Novosedoff 29 сен 2017, 20:07, всего редактировалось 28 раз.

Аватара пользователя
nvd5
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1661
Зарегистрирован: 03.01.2017
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-системотехник
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение nvd5 »

Novosedoff:
23 сен 2017, 21:58
Это утверждение не вполне соответствует действительности. Иудаизм в империи запрещался в частности при императоре Адриане, который сменил знаменитого Траяна
Слово запрещался не совсем то, какое следовало бы применить.
Ещё напишите, что иудеев поголовно распинали за веру.
Украина это польское название Южной России.

Sergio
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 3472
Зарегистрирован: 25.12.2017
Образование: доктор исторических наук
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение Sergio »

Novosedoff:
23 сен 2017, 21:58
Иудаизм в империи запрещался в частности при императоре Адриане, который сменил знаменитого Траяна. Связано это было со 2й Иудейской войной, последовавшей за восстанием Бар-Кохбы.
Не надо путать Иудею со всей Римской Империей.

И Вторая Иудейская война (115—117 гг. н. э.) предшествовала восстанию Бар-Кохбы(132—136).

"Адриан жесточайшим образом наказал евреев, и под страхом смертной казни было запрещено исполнение обрядов веры и преподавание и изучение Моисеева закона. Адриан превратил Иерусалим в языческий город, запретив в нём проживание евреев и назвав его Aelia Capitolina."

Пострадали иудеи Палестины, а никак не всей Римской Империи.

Собственно, это не единственный пример того, как масштабно увеличиваются притеснения евреев.
nvd5:
24 сен 2017, 08:24
Слово запрещался не совсем то, какое следовало бы применить.
Ещё напишите, что иудеев поголовно распинали за веру.
Было запрещено изучение писания, исполнение обрядов, проживание в Иерусалиме. Никаких сведений о массовых жертвах нет.

Аватара пользователя
nvd5
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 1661
Зарегистрирован: 03.01.2017
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-системотехник
 Re: Римская империя на перепутье в 4 веке

Сообщение nvd5 »

Sergio:
15 янв 2018, 21:44
Было запрещено изучение писания, исполнение обрядов, проживание в Иерусалиме. Никаких сведений о массовых жертвах нет.
Ответить Пред. темаСлед. тема
А наказание какое было за нарушение запрета?
Скольких человек наказали?
Украина это польское название Южной России.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «История древнего мира»