Скифия ⇐ История древнего мира
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Скифия
Греция и Скифия
Скифия как крупнейшее варварское образование на севере - северо-востоке ойкумены на протяжении всей античности вызывала огромный интерес греков и римлян, запечатленный в сотнях письменных текстов. Отразившийся в античных источниках образ Скифии (и скифов) имеет различные аспекты: географический, политический, социальный, военный, культурный, этический и др. Все они в разной степени подробности представлены в античных свидетельствах.
Мы не ставим перед собой цели исследовать реальную исто¬рию Скифии. Это — дело археологов и историков. Наша задача — понять, какой образ Скифии существовал в античной литературной традиции, как Скифия воспринималась глазами греков и римлян. Нас будет интересовать Скифия как географическое понятие, как этническая общность, как политическое образование, как система определенных этических ценностей. Мы попытаемся проследить формирование стереотипов восприятия Скифии и скифов в идеологии и повседневной жизни греков и римлян. Этот субъективный образ необязательно должен соответствовать реальной исторической ситуации в Скифии .
Более того, литературная традиция о скифах, принадлежавшая чужим для скифов людям, которые были часто врагами, не может не быть субъективной. При этом встают важные для исторического исследования вопросы восприятия людьми одной цивилизации географических, общественно¬политических, нравственных реалий другой. Большое значение приобретают проблемы «образа другого», противопоставления «цивилизация / варварство», идеализации «природного человека», противостояния ценностей демократического и авторитарного устройства общества и другие.
Скифия и в самом деле представляла собой совершенно особый регион в рамках античной ойкумены. Эта особость в глазах греков проявлялась во многом: в удаленности страны, находящейся где-то на северной окраине ойкумены, в непривычном для греков климате Скифии, в необычном образе жизни — кочевничестве, в воинственности и жестокости скифов, в ярко выраженном «варварском» характере этого мира. Недаром «Скифский логос (рассказ)» Геродота образует самую большую часть в его описаниях «варварских» народов.
Интерес к скифам подогревался тем обстоятельством, что греки рано вошли в соприкосновение со скифским миром, когда в ходе Великой греческой колонизации поселились на северных берегах Черного моря. Именно сюда, на побережья Черного моря греки перенесли многие мотивы и образы своей мифологии, связанные с путешествием Одиссея, скитаниями Геракла и Ио, мученичеством Прометея, походом аргонавтов в Колхиду за золотым руном, посещением Ифигенией, Орестом и Пиладом Таврики, местом посмертной жизни Ахилла на острове Левка, с воинственны¬ми женщинами-амазонками, блаженным народом гипербореев, с грифонами и проч. Став неотъемлемой частью античной литературы — эпоса, драмы, поэзии, романов, ученых трудов, — эти сюжеты на протяжении веков продолжали привлекать к себе внимание античных авторов.
Представление о контрасте между своим, обжитым, цивилизованным миром и далекой, враждебной человеку, потусторонней периферией побуждало человека античности относиться к отдаленным частям ойкумены как к лимитрофным зонам между земным и загробным мирами, мифологизировать отдаленные регионы, представлять их как совершенно иной мир с чудесными явлениями, монстрами, особым климатом, помещать там вход в царство мертвых или само это царство.
Скифия была идеальным местом для бытования таких представлений.
Скифия как крупнейшее варварское образование на севере - северо-востоке ойкумены на протяжении всей античности вызывала огромный интерес греков и римлян, запечатленный в сотнях письменных текстов. Отразившийся в античных источниках образ Скифии (и скифов) имеет различные аспекты: географический, политический, социальный, военный, культурный, этический и др. Все они в разной степени подробности представлены в античных свидетельствах.
Мы не ставим перед собой цели исследовать реальную исто¬рию Скифии. Это — дело археологов и историков. Наша задача — понять, какой образ Скифии существовал в античной литературной традиции, как Скифия воспринималась глазами греков и римлян. Нас будет интересовать Скифия как географическое понятие, как этническая общность, как политическое образование, как система определенных этических ценностей. Мы попытаемся проследить формирование стереотипов восприятия Скифии и скифов в идеологии и повседневной жизни греков и римлян. Этот субъективный образ необязательно должен соответствовать реальной исторической ситуации в Скифии .
Более того, литературная традиция о скифах, принадлежавшая чужим для скифов людям, которые были часто врагами, не может не быть субъективной. При этом встают важные для исторического исследования вопросы восприятия людьми одной цивилизации географических, общественно¬политических, нравственных реалий другой. Большое значение приобретают проблемы «образа другого», противопоставления «цивилизация / варварство», идеализации «природного человека», противостояния ценностей демократического и авторитарного устройства общества и другие.
Скифия и в самом деле представляла собой совершенно особый регион в рамках античной ойкумены. Эта особость в глазах греков проявлялась во многом: в удаленности страны, находящейся где-то на северной окраине ойкумены, в непривычном для греков климате Скифии, в необычном образе жизни — кочевничестве, в воинственности и жестокости скифов, в ярко выраженном «варварском» характере этого мира. Недаром «Скифский логос (рассказ)» Геродота образует самую большую часть в его описаниях «варварских» народов.
Интерес к скифам подогревался тем обстоятельством, что греки рано вошли в соприкосновение со скифским миром, когда в ходе Великой греческой колонизации поселились на северных берегах Черного моря. Именно сюда, на побережья Черного моря греки перенесли многие мотивы и образы своей мифологии, связанные с путешествием Одиссея, скитаниями Геракла и Ио, мученичеством Прометея, походом аргонавтов в Колхиду за золотым руном, посещением Ифигенией, Орестом и Пиладом Таврики, местом посмертной жизни Ахилла на острове Левка, с воинственны¬ми женщинами-амазонками, блаженным народом гипербореев, с грифонами и проч. Став неотъемлемой частью античной литературы — эпоса, драмы, поэзии, романов, ученых трудов, — эти сюжеты на протяжении веков продолжали привлекать к себе внимание античных авторов.
Представление о контрасте между своим, обжитым, цивилизованным миром и далекой, враждебной человеку, потусторонней периферией побуждало человека античности относиться к отдаленным частям ойкумены как к лимитрофным зонам между земным и загробным мирами, мифологизировать отдаленные регионы, представлять их как совершенно иной мир с чудесными явлениями, монстрами, особым климатом, помещать там вход в царство мертвых или само это царство.
Скифия была идеальным местом для бытования таких представлений.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Античная литературная традиция о скифах
Изучение античных источников по истории Скифии и скифов существенно облегчается тем фактом, что в распоряжении исследователя есть несколько изданий, содержащих собрание фрагментов трудов античных авторов, в которых встречаются упоминания Скифии и скифов.
Большая роль, которую играли в жизни античного мира кочевые и оседлые народы Восточной Европы (от киммерийцев и скифов до готов и гуннов), определила тот постоянный интерес античных авторов к этому региону, который выразился в огромном числе описаний, упоминаний, аллюзий, относящихся к истории Причерноморья. Практически ни один античный писатель, начиная с Гомера, не обошел своим вниманием северо-восточной окраины известной в то время ойкумены.
Изучение античных источников по истории Скифии и скифов существенно облегчается тем фактом, что в распоряжении исследователя есть несколько изданий, содержащих собрание фрагментов трудов античных авторов, в которых встречаются упоминания Скифии и скифов.
Большая роль, которую играли в жизни античного мира кочевые и оседлые народы Восточной Европы (от киммерийцев и скифов до готов и гуннов), определила тот постоянный интерес античных авторов к этому региону, который выразился в огромном числе описаний, упоминаний, аллюзий, относящихся к истории Причерноморья. Практически ни один античный писатель, начиная с Гомера, не обошел своим вниманием северо-восточной окраины известной в то время ойкумены.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Более четырехсот авторов — поэтов, философов, географов, историков, ораторов, военных, политиков — оставили известия о народах Северного Причерноморья.
Интересующая нас информация содержится в различных видах и жанрах источников: это поэзия (эпос, драма, лирика), художественная проза (например, роман, новелла, диалог), политический трактат, судебная речь, научное произведение (посвященное, скажем, философии, минералогии, астрологии или зоологии), географическое описание, лоция, карта, наконец, исторический труд.
Интересующая нас информация содержится в различных видах и жанрах источников: это поэзия (эпос, драма, лирика), художественная проза (например, роман, новелла, диалог), политический трактат, судебная речь, научное произведение (посвященное, скажем, философии, минералогии, астрологии или зоологии), географическое описание, лоция, карта, наконец, исторический труд.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Особенно ценны сочинения таких авторов, как Геродот, Полибий, Страбон, Диодор Сицилийский, Тацит, Дион Кассий, Плиний Старший, Аммиан Марцеллин, оставивших важные сведения о народах Северного Причерноморья, в том числе о скифах. Однако их труды не были посвящены непосредственно Северному Причерноморью, большая часть информации об этом регионе сообщается лишь в связи с имеющими какое-то отношение к нему событиями.
Естественно поэтому, что не вся информация равноценна по своей значимости и достоверности; существует большое количество авторов, которые лишь пересказывали старые, ставшие легендарными и стереотипными, «общие места» и литературные штампы. Но для нас как раз важно, что думали о скифах античные люди и какие стереотипы господствовали в разные периоды истории. Поскольку речь идет о представлениях античных авторов о Скифии (и скифах), большей частью к анализу взяты прямые ци¬таты из их произведений, в которых звучит их прямая речь.
Естественно поэтому, что не вся информация равноценна по своей значимости и достоверности; существует большое количество авторов, которые лишь пересказывали старые, ставшие легендарными и стереотипными, «общие места» и литературные штампы. Но для нас как раз важно, что думали о скифах античные люди и какие стереотипы господствовали в разные периоды истории. Поскольку речь идет о представлениях античных авторов о Скифии (и скифах), большей частью к анализу взяты прямые ци¬таты из их произведений, в которых звучит их прямая речь.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
* * *
Сведения о Скифии и скифах сохранились в древнегреческой литературе начиная с VI в. до н.э., когда те впервые появились в Северном Причерноморье; около I в. н.э. их политическое значение сходит на нет и свежих свидетельств о них практически не имеется.
Первым, насколько известно, назвал скифов по имени автор гесиодического (то есть приписываемого Гесиоду, но ему не принадлежащего) стихотворного «Каталога женщин», созданного, вероятно, во второй половине VI в. до н.э. Однако контекст, в котором он их упомянул, относит знание о скифах к еще более раннему времени, а именно к Гомеру. Дело в том, что Гомер в «Илиаде», не называя скифов, говорит о неких народах на севере Евразии, которые попали в поле зрения Зевса, восседавшего недалеко от Трои на горе Ида (XIII, 1-7):
Зевс, приблизив троянцев и Гектора к [ахейским] судам, оставил их перед судами беспрерывно нести труды и беды, а сам обратил вспять светлые очи, взирая в даль на землю конеборных фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных (агавов) доителей кобылиц (гиппемолгов), млекоедов (глактофагов) и абиев, справедливейших из людей. А к Трое он совсем уже не обращал светлых очей... (пер. В.В. Латышева).
Сведения о Скифии и скифах сохранились в древнегреческой литературе начиная с VI в. до н.э., когда те впервые появились в Северном Причерноморье; около I в. н.э. их политическое значение сходит на нет и свежих свидетельств о них практически не имеется.
Первым, насколько известно, назвал скифов по имени автор гесиодического (то есть приписываемого Гесиоду, но ему не принадлежащего) стихотворного «Каталога женщин», созданного, вероятно, во второй половине VI в. до н.э. Однако контекст, в котором он их упомянул, относит знание о скифах к еще более раннему времени, а именно к Гомеру. Дело в том, что Гомер в «Илиаде», не называя скифов, говорит о неких народах на севере Евразии, которые попали в поле зрения Зевса, восседавшего недалеко от Трои на горе Ида (XIII, 1-7):
Зевс, приблизив троянцев и Гектора к [ахейским] судам, оставил их перед судами беспрерывно нести труды и беды, а сам обратил вспять светлые очи, взирая в даль на землю конеборных фракийцев, сражающихся врукопашную мисийцев и дивных (агавов) доителей кобылиц (гиппемолгов), млекоедов (глактофагов) и абиев, справедливейших из людей. А к Трое он совсем уже не обращал светлых очей... (пер. В.В. Латышева).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Соседство с северными по отношению к Эгеиде фракийцами и мисийцами «дивных доителей кобылиц, млекоедов и абиев, справедливейших из людей» позволяет локализовать эти последние народы также на севере, а последующая в античной литературной традиции характеристика скифов как номадов, передвигающихся на лошадях и питающихся молоком кобылиц, прямо указывает на скифов как предмет описания Гомера.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Современные исследователи, как и античные комментаторы этого перечня народов, спорят, что считать эпитетом, а что этнонимом, начиная со слова «дивные» (агавы) , тем не менее никто не сомневается, что здесь имеются в виду именно скифы. Как раз свидетельство гесиодического «Каталога женщин» об этом народе не оставляет в этом никаких сомнений. В одном фрагменте «Каталога» (Fr. 150 Merkelbach — West) перечисляются эфиопы, ливий¬цы и «скифы, доители кобылиц (гиппемолги)» , а в следующем фрагменте (152 Merkelbach — West) — «земля млекоедов (глактофагов), имеющих повозки вместо жилищ». Из первого видно, что скифы упоминаются, наряду с эфиопами и ливийцами, среди далеких окраинных районов ойкумены, во втором мы обнаруживаем новую характеристику скифов — они номады, чье основное занятие — коневодство.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Греческий драматург Эсхил (525/524-456/455 г. до н.э.), рабо¬тавший примерно в то же время, когда создавался «Каталог», так¬же упоминает скифов. В драме «Прометей Прикованный» скиф¬ский этноним встречается в следующем виде:
Ст. 1-2. С и л а. Мы прибыли в отдаленный край земли, в скифскую страну, в безлюдную пустыню...
Ст. 427-440. ...Х о р (к Прометею). Все смертные, которые обитают в ближайших местностях священной Азии, соболезнуют твоим плачевным страданиям: и девы — обитательницы колхидской земли, бестрепетные в боях, и многолюдные пле¬мена скифов, обитающие на краю земли вокруг Меотийского озера.
Ст. 729-761. П р о м е т е й (к хору и Ио). Выслушайте теперь об остальных страданиях, которые предстоит юнице вытерпеть от Геры. И ты, дочь Инаха, вложи в душу мои слова, чтобы уз¬нать пределы своих странствований. Прежде всего поверни от¬сюда к восходу солнца и иди по невспаханным степям; ты придешь к кочевникам-скифам, которые живут на высоких по¬возках с прекрасными колесами под плетеными кибитками, вооруженные дальнобойными луками. К ним ты не приближайся, но удались из этой страны, идя вдоль шумного и утесистого морского берега (пер. В.В. Латышева).
Итак, уже Эсхил знает, что скифы:
1) многочисленны,
2) живут в пустынной (степной) местности,
3) на северной окраине ойкумены, около Азовского моря (в античности — Меотийское озеро),
4) ведут кочевнический образ жизни,
5) они прекрасные лучники и,
6) вероятно, жестоки, коль скоро Прометей не советует Ио приближаться к ним.
Ст. 1-2. С и л а. Мы прибыли в отдаленный край земли, в скифскую страну, в безлюдную пустыню...
Ст. 427-440. ...Х о р (к Прометею). Все смертные, которые обитают в ближайших местностях священной Азии, соболезнуют твоим плачевным страданиям: и девы — обитательницы колхидской земли, бестрепетные в боях, и многолюдные пле¬мена скифов, обитающие на краю земли вокруг Меотийского озера.
Ст. 729-761. П р о м е т е й (к хору и Ио). Выслушайте теперь об остальных страданиях, которые предстоит юнице вытерпеть от Геры. И ты, дочь Инаха, вложи в душу мои слова, чтобы уз¬нать пределы своих странствований. Прежде всего поверни от¬сюда к восходу солнца и иди по невспаханным степям; ты придешь к кочевникам-скифам, которые живут на высоких по¬возках с прекрасными колесами под плетеными кибитками, вооруженные дальнобойными луками. К ним ты не приближайся, но удались из этой страны, идя вдоль шумного и утесистого морского берега (пер. В.В. Латышева).
Итак, уже Эсхил знает, что скифы:
1) многочисленны,
2) живут в пустынной (степной) местности,
3) на северной окраине ойкумены, около Азовского моря (в античности — Меотийское озеро),
4) ведут кочевнический образ жизни,
5) они прекрасные лучники и,
6) вероятно, жестоки, коль скоро Прометей не советует Ио приближаться к ним.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Мы должны признать, таким образом, что уже во второй половине VI в. до н.э. в основном сложился тот образ Скифии, который далее станет хрестоматийным.
Редкие упоминания севернопричерноморских реалий в VIII¬VI вв. до н.э. встречаются исключительно в поэзии — первой литературной форме древних греков (Гомер, Гесиод, Стасин, Арктин, Эвмел, Каллин, Алкман, Мимнерм, Алкей, Сафо, Аристей Проконнесский, Анакреонт). От большинства их сочинений дошли только небольшие фрагменты, но и в них мы находим упоминания скифов, исседонов, аримаспов и других полумифических народов Восточной Европы. Так, от Алкея (конец VII - начало VI в. до н.э.) мы узнаем, что Ахилл считался «владыкой земли скифской» (Fr. 354 Page), из чего исследователи часто делают вывод о культе Ахилла среди скифов, или, по крайней мере, в греческих городах Северного Причерноморья.
У Еврипида в драме «Рес» (426-436 гг.) фракийский владыка Рес так оправдывает свое опоздание на Троянскую войну: «живущий в соседней (с Фракией) земле скифский народ завязал со мною войну, когда я собирался двинуться на пути к Илиону» (пер. В.В. Латышева). Скифы, таким образом, выступают здесь, практически, как у Гомера, соседями фракийцев.
Редкие упоминания севернопричерноморских реалий в VIII¬VI вв. до н.э. встречаются исключительно в поэзии — первой литературной форме древних греков (Гомер, Гесиод, Стасин, Арктин, Эвмел, Каллин, Алкман, Мимнерм, Алкей, Сафо, Аристей Проконнесский, Анакреонт). От большинства их сочинений дошли только небольшие фрагменты, но и в них мы находим упоминания скифов, исседонов, аримаспов и других полумифических народов Восточной Европы. Так, от Алкея (конец VII - начало VI в. до н.э.) мы узнаем, что Ахилл считался «владыкой земли скифской» (Fr. 354 Page), из чего исследователи часто делают вывод о культе Ахилла среди скифов, или, по крайней мере, в греческих городах Северного Причерноморья.
У Еврипида в драме «Рес» (426-436 гг.) фракийский владыка Рес так оправдывает свое опоздание на Троянскую войну: «живущий в соседней (с Фракией) земле скифский народ завязал со мною войну, когда я собирался двинуться на пути к Илиону» (пер. В.В. Латышева). Скифы, таким образом, выступают здесь, практически, как у Гомера, соседями фракийцев.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Древнегреческая наука — философия, космология, география, естествознание, история — зародилась в среде греков Малой Азии в Ионии. Именно представителям ионийской науки мы обязаны первыми реальными сведениями об истории и географии Северного Причерноморья. Греческая колонизация побережий Средиземного и Черного морей (а в ней активно участвовали ионийцы) принесла много новых сведений о народах Причерноморья, в частности, о скифах, которые и были зафиксированы ионийскими учеными VI-V вв. до н.э. Анаксимандром, Гекатеем Милетским, Геллаником Митиленским, Эвдоксом, Дамастом и, наконец, Геродотом, чей труд стал вершиной ионийской исторической мысли. Все эти сочинения, кроме Геродотова, известны нам по немногочисленным фрагментам, сохранившимся в произведениях позднейших авторов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Работавший на рубеже VI-V вв. до н.э. Гекатей из Милета написал большой труд «Землеописание», в котором свел воедино все географические знания греков об ойкумене, добавив сведения, добытые им в результате собственных путешествий (напомним, что большинство колоний Северного Причерноморья было осно¬вано именно жителями Милета — родного города Гекатея). Скифский и кавказский материал Гекатея — названия народов, их географическое расположение, этнографические данные, названия греческих колоний и святилищ — является древнейшим источником по истории Северного Причерноморья. Многие города и народы Гекатей определяет как скифские: города Каркинитида и Кардес, народы меланхлены, миргеты, матикеты, исепы, эды, иамы, исседоны (Fr. 153-159, 167-168 FHG).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
«Отцом истории» назвал Цицерон Геродота (около 485 - около 425 гг. до н.э.), происходившего из малоазийского города Галикарнаса.
С таким же правом его можно было бы назвать отцом географии и этнографии, поскольку в своем главном произведении «История», посвященном истории греко-персидских войн, Геродот соединяет элементы всех этих наук, давая подробные описания упоминаемых народов. Так как центральным сюжетом «Истории» были войны греков с персами, Геродот описывает также поход персидского царя Дария против скифов, который датируется около 512 г. до н.э.
Это дало Геродоту повод в книге IV «Истории» под¬робно рассказать о географии и климате, истории и религии, одеж¬де и вооружении, нравах и языке скифов и других народов Север¬ного Причерноморья. Некоторые данные позволяют ученым пред¬положить, что сам Геродот, путешествуя по всему тогдашнему ми¬ру, посетил греческий город Ольвию, расположенный в Бугско- Днепровском лимане, где и собрал большую часть сведений о Скифии и скифах.
С таким же правом его можно было бы назвать отцом географии и этнографии, поскольку в своем главном произведении «История», посвященном истории греко-персидских войн, Геродот соединяет элементы всех этих наук, давая подробные описания упоминаемых народов. Так как центральным сюжетом «Истории» были войны греков с персами, Геродот описывает также поход персидского царя Дария против скифов, который датируется около 512 г. до н.э.
Это дало Геродоту повод в книге IV «Истории» под¬робно рассказать о географии и климате, истории и религии, одеж¬де и вооружении, нравах и языке скифов и других народов Север¬ного Причерноморья. Некоторые данные позволяют ученым пред¬положить, что сам Геродот, путешествуя по всему тогдашнему ми¬ру, посетил греческий город Ольвию, расположенный в Бугско- Днепровском лимане, где и собрал большую часть сведений о Скифии и скифах.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
«Скифский рассказ» (или «Скифский логос») Геродота содержит обстоятельную информацию обо всех сторонах жизни скифов, включая сведения об их государственном строе и обычаях. Геродот особенно выделяет черты, чуждые укладу жизни эллинов. Картина скифской жизни, нарисованная Геродотом, оказалась столь яркой и полной, что из сочинений историка и его ионийских современников еще много веков, вплоть до средневековья, будут черпать сведения об этой части Земли многие поколения ученых, писателей, поэтов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
В качестве источников информации Геродот использует, кроме собственных впечатлений очевидца, труды предшественников (например, Аристея и Гекатея), рассказы и записки людей, побывавших в описываемых районах, а также памятники эпиграфики, архитектуры, прикладного искусства. В его произведении имеются зачатки научной критики источников: сообщая несколько различных версий, автор подвергает их анализу, присоединяясь к одной из них. Археологические раскопки, ведущиеся в Северном Причерноморье, подтвердили достоверность многих сведений «Скиф¬ского рассказа» Геродота.
Ниже помещен фрагмент, дающий общий обзор географии Скифии, ставший классическим для многих поколений античных географов (IV, 99-100):
От Истра (то есть Дуная) идет уже древняя Скифия, лежащая к югу в направлении южного ветра до города, называемого Каркинитидой. Далее — от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту (Черному морю), населяет племя тавров... Далее - от Таврики (Крыма) выше тавров и в области, обращенной к восточному морю, — живут уже скифы к западу от Боспора Киммерийского (Керченского пролива) и от Меотийского озера (Азовского моря) до реки Танаис (Дон), которая впадает в наиболее отдаленный угол этого озера. Начиная уже от Истра, в тех областях, которые расположены выше и находятся внутри материка, Скифия ог-раничена вначале агафирсами, после неврами, затем андрофагами и, наконец, меланхленами.
Ниже помещен фрагмент, дающий общий обзор географии Скифии, ставший классическим для многих поколений античных географов (IV, 99-100):
От Истра (то есть Дуная) идет уже древняя Скифия, лежащая к югу в направлении южного ветра до города, называемого Каркинитидой. Далее — от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту (Черному морю), населяет племя тавров... Далее - от Таврики (Крыма) выше тавров и в области, обращенной к восточному морю, — живут уже скифы к западу от Боспора Киммерийского (Керченского пролива) и от Меотийского озера (Азовского моря) до реки Танаис (Дон), которая впадает в наиболее отдаленный угол этого озера. Начиная уже от Истра, в тех областях, которые расположены выше и находятся внутри материка, Скифия ог-раничена вначале агафирсами, после неврами, затем андрофагами и, наконец, меланхленами.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Внес свою лепту в греческую «скифологию» и младший современник Геродота, знаменитый историк Фукидид (около 455 - около 400 гг. до н.э.), который в «Истории Пелопоннесской войны» так сравнивал военную мощь фракийского царства одрисов со скифским военным искусством (II, 97):
По количеству денежных доходов и вообще благосостоянию оно (царство одрисов) оказалось величайшим из всех европейских царств, лежащих между Ионическим заливом и Понтом Эвксинским; но по военной силе и количеству войска все-таки далеко уступало скифскому. С этим последним не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостать скифам, если все они будут единодушны; но они не выдерживают сравнения с другими в отношении благоразумия и пони¬мания житейских дел (пер. В.В. Латышева).
По количеству денежных доходов и вообще благосостоянию оно (царство одрисов) оказалось величайшим из всех европейских царств, лежащих между Ионическим заливом и Понтом Эвксинским; но по военной силе и количеству войска все-таки далеко уступало скифскому. С этим последним не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостать скифам, если все они будут единодушны; но они не выдерживают сравнения с другими в отношении благоразумия и пони¬мания житейских дел (пер. В.В. Латышева).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Две важные черты скифского феномена отмечены здесь Фукидидом — скифская непобедимость и «варварская» безрассудность, составляющие две яркие характеристики скифов, которые в дальнейшем будут тиражироваться снова и снова.
Великий греческий врач Гиппократ жил на острове Кос в 460 - около 370 гг. до н.э. Под его именем до нас дошло множество сочинений по медицине, известных как “Corpus Hippocraticum” (около 130 произведений). Весьма дискуссионной остается проблема, какие произведения принадлежат ему лично, а какие были ему приписаны (самые поздние из сочинений корпуса датируются I в. н.э.). В любом случае они отражают накопленные в знаменитой косской врачебной школе знания о болезнях и способах их лечения. К одним из древнейших произведений Корпуса Гиппократа (рубеж V-IV вв. до н.э.) относятся сочинения «О воздухе, водах и местностях» и «О болезнях».
Великий греческий врач Гиппократ жил на острове Кос в 460 - около 370 гг. до н.э. Под его именем до нас дошло множество сочинений по медицине, известных как “Corpus Hippocraticum” (около 130 произведений). Весьма дискуссионной остается проблема, какие произведения принадлежат ему лично, а какие были ему приписаны (самые поздние из сочинений корпуса датируются I в. н.э.). В любом случае они отражают накопленные в знаменитой косской врачебной школе знания о болезнях и способах их лечения. К одним из древнейших произведений Корпуса Гиппократа (рубеж V-IV вв. до н.э.) относятся сочинения «О воздухе, водах и местностях» и «О болезнях».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
В первом из них на примере скифов демонстрируется влияние климата на физическое строение человека, при этом сообщается масса сведений этнографического и антропологического характера, во втором описывается изготовление скифами пищи из кобыльего молока. Поскольку принадлежность этих сочинений Гиппократу оспаривается, обычно их называют псевдо-Гиппократовыми. Сведения о скифах и сарматах Псевдо- Гиппократа перекликаются с информацией Геродота, хотя и происходят, по-видимому, из независимого источника.
В V-IV вв. до н.э. господство скифов в Северном Причерноморье постепенно клонится к упадку, на первый же план, с точки зрения интересов греков, выдвигается Боспорское царство, объединявшее несколько греческих городов и варварскую периферию вокруг Керченского пролива. Тесные связи Боспора с Афинами и позже со всем эллинским миром создали основу для нового притока информации о Северном Причерноморье. Активная торговля хлебом, которую вело Боспорское царство с Афинами, стала поводом и фоном, на котором афинские ораторы IV в. до н.э. Исократ, Эсхин, Динарх и Демосфен в своих публичных речах сообщают некоторые сведения о ситуации на Боспоре, в том числе о взаимоотношениях боспорских греков со скифами.
В V-IV вв. до н.э. господство скифов в Северном Причерноморье постепенно клонится к упадку, на первый же план, с точки зрения интересов греков, выдвигается Боспорское царство, объединявшее несколько греческих городов и варварскую периферию вокруг Керченского пролива. Тесные связи Боспора с Афинами и позже со всем эллинским миром создали основу для нового притока информации о Северном Причерноморье. Активная торговля хлебом, которую вело Боспорское царство с Афинами, стала поводом и фоном, на котором афинские ораторы IV в. до н.э. Исократ, Эсхин, Динарх и Демосфен в своих публичных речах сообщают некоторые сведения о ситуации на Боспоре, в том числе о взаимоотношениях боспорских греков со скифами.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Эти речи резко выделяются на фоне других источников, так как уже не принадлежат литературной традиции, а содержат актуальную информацию и потому более достоверны. Так, из речи Эсхина, политического противника Демосфена, мы узнаем, что бабкой Демосфена была богатая скифянка из греческого города Кепы, расположенного на Таманском полуострове (III. «Речь против Ктесифонта», 171). В другой своей речи (II. «О неправильно проведенном посольстве», 78) Эсхин называет Демосфена, обращаясь прямо к нему, «происходящим от матери из кочевых скифов», а в «Речи против Демосфена», произнесенной в 324 г. до н.э., другой афинский оратор Динарх обзывает Демосфена «презренным и сущим ски¬фом». Сам Демосфен упоминает о сложной ситуации на Боспоре из-за войны, которую боспорский царь Перисад I (344/3-311/10 гг.) вел против скифского царя (XXXIV. Речь против Формиона о займе, 8).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
К IV в. до н.э. относят и так называемый «Перипл Средиземного моря» Псевдо-Скилака; слово «перипл» означает «плавание вдоль берегов моря», этот жанр географического описания был весьма популярен в античности. В «Перипле» Псевдо-Скилака (настоящий Скилак жил в VI в. до н.э.) наряду с актуальными данными о народах, городах и природных условиях побережья Черного и Азовского морей, отражающими аттические интересы IV в. до н.э., прослеживаются и очень древние пласты информации, восходящие к древнеионийским знаниям времен Гекатея и настоящего Скилака.
Вот его описание Северного Причерноморья:
За Фракией живет народ скифы, а в их земле следующие эллинские города: река Тирис, город Никоний, город Офиусса (греческие города у устья Днестра). За скифской зем¬лей народ тавры заселяют мыс материка (имеется в виду Крым); а мыс этот вдается в море. В Таврической земле живут эллины [у которых город] следующий: торговый город Херронес, мыс таврической земли Бараний Лоб (Ай-Тодор в Южном Крыму). Затем опять живут скифы, в земле которых следующие эллинские города: Феодосия, Китей и Нимфей, Пантикапей, Мирмекий (греческие города в Западном Крыму)...
На Меотийском озере (Азовском море) прямо при входе в него по левую руку живут скифы; ибо их область простирается от внешнего моря над Таврической землей вплоть до Меотийского озера (пер. В.В. Латышева).
Вот его описание Северного Причерноморья:
За Фракией живет народ скифы, а в их земле следующие эллинские города: река Тирис, город Никоний, город Офиусса (греческие города у устья Днестра). За скифской зем¬лей народ тавры заселяют мыс материка (имеется в виду Крым); а мыс этот вдается в море. В Таврической земле живут эллины [у которых город] следующий: торговый город Херронес, мыс таврической земли Бараний Лоб (Ай-Тодор в Южном Крыму). Затем опять живут скифы, в земле которых следующие эллинские города: Феодосия, Китей и Нимфей, Пантикапей, Мирмекий (греческие города в Западном Крыму)...
На Меотийском озере (Азовском море) прямо при входе в него по левую руку живут скифы; ибо их область простирается от внешнего моря над Таврической землей вплоть до Меотийского озера (пер. В.В. Латышева).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Интересно, что взгляд из Эллады предполагает, что греческие государства в Северном Причерноморье находятся на территории «Скифии».
В IV в. до н.э. ярко проявилась тенденция к идеализации жизни и быта обитателей Северного Причерноморья. Уже в древне ионийской литературе (у Гелланика и Геродота) возникает представление о гипербореях, соседях скифов, как о блаженном народе на крайнем севере, не знающем войн, вражды и несправедливости. Историк Эфор (жил между 405 и 330 гг. до н.э.) в своем труде «История» (отрывки его сохранились у других авторов) дал при¬мер крайней идеализации скифов в моральном и социальном плане как кочевников, сохраняющих вдали от развращенной цивилизации высокие моральные качества, мудрость и добродетели.
Его характеристика оказала мощное влияние на последующие описания скифов, просуществовав до конца античности. В русле этой социально-утопической традиции большое значение и распространение получил образ легендарного скифского мудреца Анахарсиса, которого Эфор делает изобретателем многих «культурных» достижений (например, трута, двузубого якоря и гончарного круга) и причисляет к семи знаменитым греческим мудрецам.
В IV в. до н.э. ярко проявилась тенденция к идеализации жизни и быта обитателей Северного Причерноморья. Уже в древне ионийской литературе (у Гелланика и Геродота) возникает представление о гипербореях, соседях скифов, как о блаженном народе на крайнем севере, не знающем войн, вражды и несправедливости. Историк Эфор (жил между 405 и 330 гг. до н.э.) в своем труде «История» (отрывки его сохранились у других авторов) дал при¬мер крайней идеализации скифов в моральном и социальном плане как кочевников, сохраняющих вдали от развращенной цивилизации высокие моральные качества, мудрость и добродетели.
Его характеристика оказала мощное влияние на последующие описания скифов, просуществовав до конца античности. В русле этой социально-утопической традиции большое значение и распространение получил образ легендарного скифского мудреца Анахарсиса, которого Эфор делает изобретателем многих «культурных» достижений (например, трута, двузубого якоря и гончарного круга) и причисляет к семи знаменитым греческим мудрецам.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Эллинистический период античной истории, начинающийся завоеваниями Александра Македонского (последняя треть IV в. до н.э.) и заканчивающийся подчинением Риму последних эллинистических монархий Востока (I в. до н.э.), принес — благодаря расширению географического кругозора (Александр дошел в своих завоеваниях до Средней Азии и Индии) и вовлечению в международную торговлю и политику далеких окраин тогдашнего мира — много новых знаний о Восточной Европе и сопредельных землях. Из источников мы знаем, что один из полководцев Александра Зопирион, оставленный наместником Фракии (или Понта), предпринял поход против европейских скифов, но, дойдя до Ольвии, был разбит скифами и погиб (Justin. II, 3, 4; XII, 2, 16. Curt. Ruf. X, 1, 43).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
При дворе Александра существовал целый штат историков и географов, исследовавших народы и местности, через которые проходили войска македонского царя. Возникшая в описаниях пути греков на Восток путаница с реками — Яксартом (Амударьей), до которого дошел Александр, и Танаисом (Доном), возле которого жили северочерноморские скифы (см. об этом ниже), — приводила к вовлечению в оборот этногеографических — старых и новых — сведений также и о Северном Причерноморье.
В середине IV в. до н.э. совершил свое знаменитое плавание вокруг западного и северного побережий Европы Пифей из Масса- лии (Марселя), который, по некоторым данным, доплыл до скифского Танаиса (Дона), будто бы отделявшего Европу от Азии. В 80-е годы III в. до н.э. Патрокл, один из военачальников Селевка Никатора, преемника Александра, предпринял исследование побережья Каспийского моря.
В середине IV в. до н.э. совершил свое знаменитое плавание вокруг западного и северного побережий Европы Пифей из Масса- лии (Марселя), который, по некоторым данным, доплыл до скифского Танаиса (Дона), будто бы отделявшего Европу от Азии. В 80-е годы III в. до н.э. Патрокл, один из военачальников Селевка Никатора, преемника Александра, предпринял исследование побережья Каспийского моря.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Все эти факторы подготовили почву для небывалого взлета эллинистической географической науки. Выдающиеся географы Эратосфен (275 - около 196 г. до н.э.), хранитель знаменитой библиотеки в Александрии, и его последователь Гиппарх, живший полстолетием позже, заложили основы математической астрономии, научной географии и картографии (их великим предшественником выступает Аристотель, учитель Александра). Была определена форма Земли, ее размеры, разработана теория зонального членения Земного шара, намечены параллели и меридианы, опре¬делены форма и размеры ойкумены. Здесь же дискутировались многие вопросы географии Восточной Европы (например, о существовании на севере Европы Рифейских гор, о течении основных рек, о гидрографии бассейнов Азовского, Черного и Каспийского морей и др.).
Эратосфен написал несколько книг, в том числе «Географию» (это название, впервые употребленное Эратосфеном, стало в дальнейшем обычным для сочинений такого рода) и «Об измерении Земли», в которых собрано много материала и по географии понтийского региона; здесь он рассказывает также о кли¬мате, о материальных ресурсах, о племенах и их государственном строе и т.д. См., например, определение им климатического пояса Скифии:
Эратосфен говорит, что . в местностях, отстоящих от Визан¬тия (совр. Стамбул) приблизительно на шесть тысяч триста стадиев и находящихся севернее Меотиды (Азовского моря), в зимние дни солнце поднимается не более чем на шесть локтей, а наибольший день равняется семнадцати равноденственным часам (сохранилось у Страбона, II, 42; пер.
В.В. Латышева).
Эратосфен написал несколько книг, в том числе «Географию» (это название, впервые употребленное Эратосфеном, стало в дальнейшем обычным для сочинений такого рода) и «Об измерении Земли», в которых собрано много материала и по географии понтийского региона; здесь он рассказывает также о кли¬мате, о материальных ресурсах, о племенах и их государственном строе и т.д. См., например, определение им климатического пояса Скифии:
Эратосфен говорит, что . в местностях, отстоящих от Визан¬тия (совр. Стамбул) приблизительно на шесть тысяч триста стадиев и находящихся севернее Меотиды (Азовского моря), в зимние дни солнце поднимается не более чем на шесть локтей, а наибольший день равняется семнадцати равноденственным часам (сохранилось у Страбона, II, 42; пер.
В.В. Латышева).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Эратосфен оставил целую школу географов; из них особенно много черноморским регионом занимались во II в. до н.э. Диофант, Агатархид Книдский, Деметрий Каллатийский и Артемидор Эфес¬ский, давшие уточненное описание северного побережья Черного моря. В конце II - начале I в. до н.э. появилось стихотворное «Зем¬леописание», приписанное Скимну Хиосскому (III-II вв. до н.э.), но созданное явно позже. Эфоровская локализация племен Северного Причерноморья уживается здесь с новыми сведениями, получен¬ными от Деметрия из Каллатиса.
К эллинистическому периоду относится также писательская деятельность историков Полибия (около 205-123 гг. до н.э.) и Посидония Апамейского (128-45 гг. до н.э.), которые продолжили эфоровскую линию идеализации скифов; через Посидония, чьи произведения сохранились только во фрагментах, эта линия была продолжена римской литературой.
К эллинистическому периоду относится также писательская деятельность историков Полибия (около 205-123 гг. до н.э.) и Посидония Апамейского (128-45 гг. до н.э.), которые продолжили эфоровскую линию идеализации скифов; через Посидония, чьи произведения сохранились только во фрагментах, эта линия была продолжена римской литературой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 55556
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Скифия
Римская историко-географическая и этнографическая литература, известная нам начиная с I в. до н.э., восприняла большинство идей и представлений о Восточной Европе из греческой литературы. Вместе с тем продолжалось накопление новых данных по мере продвижения римских легионов на северо-восток известной тогда Европы, в Закавказье, в Крым и в Западное Причерноморье.
Большую роль в знакомстве античного мира с положением в Северном Причерноморье сыграли Митридатовы войны, которые велись римлянами против понтийского царя Митридата VI Евпатора (погиб в 63 г. до н.э. в Пантикапее-Керчи). Поскольку судьба Митридата была тесно связана с судьбами причерноморских городов и местных варварских племен, которые находились с ним многие годы в военно-политическом союзе (Боспорское царство было даже включено в состав Понтийской державы Митридата), много новых сведений из истории этого региона попало в произведения историков, давших описание Митридатовых войн. Такими историками были Феофан Митиленский и Квинт Деллий, описавшие в I в. до н.э. восточные походы римского полководца Гнея Помпея — победителя Митридата.
Большую роль в знакомстве античного мира с положением в Северном Причерноморье сыграли Митридатовы войны, которые велись римлянами против понтийского царя Митридата VI Евпатора (погиб в 63 г. до н.э. в Пантикапее-Керчи). Поскольку судьба Митридата была тесно связана с судьбами причерноморских городов и местных варварских племен, которые находились с ним многие годы в военно-политическом союзе (Боспорское царство было даже включено в состав Понтийской державы Митридата), много новых сведений из истории этого региона попало в произведения историков, давших описание Митридатовых войн. Такими историками были Феофан Митиленский и Квинт Деллий, описавшие в I в. до н.э. восточные походы римского полководца Гнея Помпея — победителя Митридата.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 4 Ответы
- 2255 Просмотры
-
Последнее сообщение tamplquest