В манифесте 1812 года (составленном в действующей армии, в военном лагере близ Полоцка) давалась реальная оценка неблагоприятного для России начального периода военных действий: «…не можем и не должны скрывать от верных Наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики, и что отважность его требует неусыпного против нее бодрствования. Сего ради, при всей твердой надежде на храброе Наше воинство, полагаем Мы за небходимо-нужное: собрать внутри Государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой, и в защиту домов, жен и детей каждого и всех».
Манифест отмечал необходимость консолидации всех сословий перед лицом общей угрозы. «Взываем ко всем Нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским, приглашая их вместе с Нами единодушным и общим восстанием содействовать против всех вражеских замыслов и покушений». Такой организующей силой и должно было стать земское ополчение, формируемое из представителей различных сословий.
Социальный состав земского ополчения в целом отражал структуру российского общества того времени. Основную массу ополченцев составляли крепостные крестьяне, сдаваемые помещиками в ополчение в соответствии с нормами, определенными дворянским собранием (как правило, по 4 человека со 100 душ мужского пола, исключением являлись Московская и Петербургская губернии, где норма составляла 10 человек из 100). Что касается податных, но лично свободных сословий (мещан, цеховых ремесленников), то часть из них вступала в ополчение на добровольной основе, значительный процент направлялся по решению обществ.Вместе с тем известны многочисленные случаи вступления в ополчение (в т.ч. на унтер-офицерские должности) детей мелкопоместных дворян, разночинцев, а также «безместных» представителей духовного сословия и семинаристов. Активно записывались в ополчения студенты учебных заведений, представители творческой интеллигенции. Так в ряды ополченцев влились С.Н. Глинка, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников.

18 июля 1941 вышло постановление ЦК «Об организации борьбы в тылу германских войск»
18 июля 1941 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «Об opганизации борьбы в тылу германских войск». В этом документе давались указания о подготовке партийного подполья, организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов, определялись основные задачи партизанского движения. «Задача заключается в том, — говорилось в нем, — чтобы создать невыносимые условия для германских интервентов… срывать все их мероприятия». Центральный Комитет партии требовал, чтобы «вся эта борьба получила размах непосредственной, широкой и героической поддержки Красной Армии, сражающейся на фронте с германским фашизмом». Партизанские отряды и группы в зависимости от обстановки создавались как до захвата противником определенного района, так и в период оккупации. Часто на положение партизанских отрядов переходили истребительные батальоны, находившиеся в прифронтовых районах. Нередко партизанские формирования состояли из военнослужащих и чекистов с привлечением в их ряды местного населения. В ходе войны широко практиковалась заброска в тыл противника специальных групп, на базе которых создавались партизанские отряды и даже крупные соединения. Всего в 1941 г. было подготовлено и заброшено на оккупированные территории 437 отрядов и групп, насчитывавших свыше 7 тыс. чел. Отряды, созданные вначале войны, были сравнительно не большими, насчитывавшие несколько десятков человек. Во главе их стояли командиры и комиссары. Вооружены такие отряды были легким стрелковым оружием.
(по материалам интернета)
Мобильная версия