Вторая мировая войнаПодлодки – VII-C – Щ – S-class

1939 — 1945
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 16901
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Подлодки – VII-C – Щ – S-class

Сообщение Gosha »

«Стальные акулы Гитлера. Чем немецкие подлодки отличались от всех прочих? Конечно Опытными экипажами, некоторые из низ воевали подводой еще в первую мировую войну».

Изображение
Подводная лодка U-48.

В 1935 г. в Киле была спущена на воду первая немецкая подводная лодка, построенная после Первой мировой войны. Это была маленькая и устаревшая субмарина, к тому же погибшая во втором походе. Но кошмар подводной войны 1939-1945 начался с нее.

Военно-морские преступления

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о немецких подводниках, — это их военные преступления. Обычно им ставят в вину потопление гражданских судов и расстрел пытающихся спастись пассажиров. Нюрнбергский трибунал, пытаясь осудить главкома ВМФ Германии Карла Дёница, цитировал его приказ от сентября 1942 г.: «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд». Спасением на водах не занималась не одна воюющая страна, просто немцы были более результативные в подводной войне.

Но что-то пошло не так: Дёницу дали всего 10 лет тюрьмы. Он все-таки не призывал расстреливать барахтающихся в воде людей. Но некоторые из его офицеров дошли до этого своим умом. 13 марта 1944 г. подлодка U-852 потопила у берегов Африки греческий пароход «Пелеус». Поскольку лодка выполняла в тех водах секретную миссию, ее командир Хайнц Вильгельм Экк приказал расстрелять всех спасшихся из автоматов. Стреляли подводники так себе: три грека выжили и впоследствии дали показания. После окончания войны всех членов экипажа U-852 доставили в Германию и там судили военно-полевым судом. Командира, судового врача и старпома расстреляли. Старший механик получил пожизненный срок, штурман — 7 лет. Другие случаи убийств на море до суда не дошли. Причина проста: к концу войны погибли 32 из 39 тысяч немецких подводников.

Немецкое качество


Долгое время было принято считать, что немецкие подлодки были на голову выше, чем русские, английские и американские. Это далеко не всегда справедливо. Сами по себе немецкие лодки, вынесшие на себе основное бремя войны на море, ничем особенным от «одноклассников» других стран не отличались. Сравним ТТХ субмарин серии VII C (такая «исполнила главную роль» в фильме Вольфганга Петерсена «Подводная лодка») с советскими и британскими.

СССР:

Тип: Щ
Водоизмещение: 706 тонн
Мощность двигателей: 1000 л/с
Торпедных аппаратов: 6
Скорость подводная/надводная: 11,6/14 миль в час
Глубина погружения: 90 метров
Автономность: 20 суток

Германия:

Тип: VII C
Водоизмещение: 871 тонн
Мощность двигателей: 750 л/с
Торпедных аппаратов: 5
Скорость подводная/надводная: 7,6/17 миль в час
Глубина погружения: 100 метров
Автономность: 35 суток

Великобритания:

Тип: S-class
Водоизмещение: 935 тонн
Мощность двигателей: 1300 л/с
Торпедных аппаратов: 7
Скорость подводная/надводная: 10/15 миль в час
Глубина погружения: 110 метров
Автономность: 40 суток

Как видим, никаких особенных качественных преимуществ. Другое дело, большие немецкие океанские подлодки типа XXI, которые действительно превосходили все, что было на тот момент у союзников. Однако появились они слишком поздно. Только две лодки этого типа успели выйти на боевое патрулирование до конца войны. Никакого влияния на ход боевых действий они не оказали.

В чем же дело?

Почему же тогда немецкие подлодки наводили такой ужас на моряков союзных держав, в первую очередь английских и американских? Дьявол, как всегда, крылся в деталях. Если в чем-то «немецкое качество» под водой себя и проявило, то в ряде важных, но вспомогательных механизмов, а также в вооружении. К первым отнесем шноркель — устройство, позволяющее дизель-электрическим подлодкам передвигаться в подводном положении на дизельной тяге. До того, как немцы применили это устройство в 1943 г., лодки в надводном положении ходили с двигателями внутреннего сгорания, а в подводном — на электромоторах, которым для работы не нужен атмосферный воздух. Шноркель — всасывающая и выхлопная труба, шедшая от дизелей и выведенная из боевой рубки подводной лодки вместе с перископами, — решал эту проблему. Теперь на перископной глубине лодки «научились» ходить, не расходуя заряда аккумуляторных батарей.

К передовому оружию немецких субмарин в первую очередь стоит отнести электрические самонаводящиеся торпеды «Цаункёниг», появившиеся в 1943 г. Встроенные в них гидрофоны вели торпеды на шум гребных винтов. Первый неповрежденный образец «Цаункёнига» был получен советским ВМФ летом 1944 г. с потопленной в Финском заливе лодкой U-250.

— Всего в годы войны у немцев воевали 1154 подводные лодки. С 1939 по 1945 г. они потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14 528 570 т. Успехи немецких подводников по борьбе с военными кораблями союзников куда скромнее: 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца.
— Самая результативная подводная лодка, U-48, потопила 52 судна общим тоннажем 307 935 тонн. За годы войны была безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
крысовод
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 2478
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Подлодки – VII-C – Щ – S-class

Сообщение крысовод »

Основной и непоправимый удар по немецкой подводной войне нанесло изобретение союзниками мобильных эхолокаторных, сонарных установок на судах и самолетах.
Нет никакой ложки!

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 16901
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Подлодки – VII-C – Щ – S-class

Сообщение Gosha »

Великая стройка

До начала войны, то есть до 1 сентября 1939 года, у Третьего рейха было 57 подводных лодок. Разрешение строить субмарины страна получила лишь в 1935 году. До этого работал Версальский мирный договор, одним из условий которого был запрет Германии делать субмарины. Однако нацистский режим постепенно возвращал позиции, и одним из таких дипломатических успехов стало заключение Англо-германского морского соглашения. По нему подводные лодки признали устаревшим вооружением, и запреты на их производство исчезли. В июне 1939 года подводный флот Германии возглавил Карл Дениц – выдающийся военный специалист, разработавший концепцию подводной войны. В его распоряжении оказалось огромная сила. Во время Второй мировой войны в составе кригсмарине каждые 2 дня появлялась новая подводная лодка.

Подводная сила

Главное преимущество субмарин в их скрытности. Подводные лодки могут незамеченными пересекать океаны, неожиданно появляться и наносить огромный урон без существенных расходов на оборону. У Германии эта часть ВМФ во многом компенсировала ограниченные возможности надводного флота.

Изображение
Ключевой наработкой Карла Деница стало создание концепции, при которой субмарины действовали устойчивыми группами. Их стали называть “волчьими стаями”, а сами операции — “охотами”. Немецкие подводные лодки охотились на транспортные корабли своих противников, нарушая снабжение войск. Их цель – топить суда врагов быстрее, чем те их строят.

“Волчья стая” на рейде выстраивалась так, чтобы охватить как можно больший фарватер в ожидании конвоя противной стороны. Когда одна из подлодок обнаруживала приближение корабля, она отправляла сообщение в центр, и сама продолжала следовать за ним на безопасном удалении в надводном положении. Остальные “волки” в это время окружали конвой и начинали нападение. Действовали подводные лодки обычно по ночам и при численном преимуществе, поэтому итоги нападений для них были весьма успешными.

По разным оценкам германские субмарины отправили на дно от 2000 до 2800 кораблей торгового флота. Вместе со своими судами погибло больше 100 000 моряков.

Были и единичные диверсионные вылазки. Самая громкая из них – потопление британского линкора “Ройял Оук”. Большой военный корабль стоял в гавани Скапа-Флоу (Шотландия), пролив в которую перегораживали три блокшива. Лодка U-47 (нумерация у немецких субмарин была сквозной от U-1 до U-3530) успешно проникла к месту стоянки линкора, дала три торпедных залпа и вернулась на базу.

Изображение
Впрочем, подводные лодки вовсе не были неуязвимы. Статистика их потерь наталкивает на мысль, что у немецкого командования они считались чуть ли не расходным материалом. Из походов не вернулось почти 800 субмарин, то есть 70 процентов всего подводного флота. Вместе с ними на дно отправились и 30 000 членов экипажей. Среди российских исследователей кригсмарине подлодки Гитлера иногда называли “Стальными гробами Рейха”. Со временем члены антигитлеровской коалиции отработали приемы противолодочной обороны, и о прошлых успехах немецким подводникам пришлось забыть. У Карла Деница в составе экипажей субмарин погибло двое сыновей и племянник.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Вторая мировая война»