История РусиОпричнина

С 862 до 1721 год
Аватара пользователя
Автор темы
ValentinK
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 2242
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: прикладная математика, магистр
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 45
 Опричнина

Сообщение ValentinK »

Опричнина


Источник: https://w.histrf.ru

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.

Причины и цели опричнины

Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для царя здесь становились боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности.

Учреждение опричнины. Опричное войско

Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.

Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский.

Ход и итоги опричнины

Стремясь уничтожить сепаратизм знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. Иван IV предприняла поход на Новгород. который якобы хотел отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. Экономическая самостоятельность больших городов была подорвана.

Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию.
пингвин, лебедь, австралопитек
magister
грациозен до провальности, но диванный воин - je sui libre!

Реклама
Кадук
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 4164
Зарегистрирован: 04.03.2017
Образование: школьник
 Re: Опричнина

Сообщение Кадук »

ValentinK:
16 фев 2020, 17:43

Опричнина


Источник: https://w.histrf.ru

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.

Причины и цели опричнины

Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для царя здесь становились боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности.

Учреждение опричнины. Опричное войско

Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.

Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.

Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский.

Ход и итоги опричнины

Стремясь уничтожить сепаратизм знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. Иван IV предприняла поход на Новгород. который якобы хотел отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. Экономическая самостоятельность больших городов была подорвана.

Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.

Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны.

Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».

Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию.
По сути попытка гос.переворота.
Как и Крещение Владимира.
Главное у человека не деньги, а натурально ХВорма, вчЁнасть.

Аватара пользователя
Автор темы
ValentinK
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 2242
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: прикладная математика, магистр
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 45
 Re: Опричнина

Сообщение ValentinK »

Кадук:
16 фев 2020, 19:28
Крещение Владимира.
Это сложно.
Владимир - славянский князь.
Чешский и польский Владимиры - католики, украинский и русский - православные.
Владимир должен быть паном.
В православии Владимир должен быть кафолической церковью.
пингвин, лебедь, австралопитек
magister
грациозен до провальности, но диванный воин - je sui libre!

Кадук
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 4164
Зарегистрирован: 04.03.2017
Образование: школьник
 Re: Опричнина

Сообщение Кадук »

ValentinK:
16 фев 2020, 19:34
Кадук:
16 фев 2020, 19:28
Крещение Владимира.
Это сложно.
Владимир - славянский князь.
Чешский и польский Владимиры - католики, украинский и русский - православные.
Владимир должен быть паном.
В православии Владимир должен быть кафолической церковью.
Ему без разницы было какая вера.
Ему нужна была власть,а для этого нужно было как то устранить волхвов с их верой и обычаями.
Главное у человека не деньги, а натурально ХВорма, вчЁнасть.

Аватара пользователя
крысовод
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 2040
Зарегистрирован: 09.04.2018
Образование: высшее техническое
Профессия: инженер-механик
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Опричнина

Сообщение крысовод »

Была такая битва при Молодях, она показывает, как "неэффективно" опричное войско могло бить крымских татар и турок.
Опричнина была поворотом на ордынскую форму правления, где все в государстве - нукеры царя, поэтому в России не сформировалось рыцарство с его гордостью и правами. Подпиндосские либерасты говорят, что это плохо, славянофильские монархические держиморды - что хорошо, а у меня нет пока устойчивого мнения, надо серьезно бы этим вопросом заняться...
Нет никакой ложки!

Аватара пользователя
Автор темы
ValentinK
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 2242
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: прикладная математика, магистр
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 45
 Re: Опричнина

Сообщение ValentinK »

Кадук:
16 фев 2020, 19:40
Ему без разницы было какая вера.
Ему нужна была власть,а для этого нужно было как то устранить волхвов с их верой и обычаями.
Волхвы были конкурентами. А христианство запрещало мистику и эзотерику.
Только к концу XX века, когда государства секуляризировались, появилась относительная свобода.
Даже церковь, и та реформировалась.
Или нам повезло, что мы живём в просвещённые времена?
пингвин, лебедь, австралопитек
magister
грациозен до провальности, но диванный воин - je sui libre!

Кадук
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 4164
Зарегистрирован: 04.03.2017
Образование: школьник
 Re: Опричнина

Сообщение Кадук »

ValentinK:
16 фев 2020, 19:48
Кадук:
16 фев 2020, 19:40
Ему без разницы было какая вера.
Ему нужна была власть,а для этого нужно было как то устранить волхвов с их верой и обычаями.
Волхвы были конкурентами. А христианство запрещало мистику и эзотерику.
Только к концу XX века, когда государства секуляризировались, появилась относительная свобода.
Даже церковь, и та реформировалась.
Или нам повезло, что мы живём в просвещённые времена?
Угу.
Кштарии взяли верх над брахманами в сей раз.

Нам повезло.😂😂😂
Не даром же китайцы врагам желают -что б ты жил в эпоху перемен.😂😂😂
Главное у человека не деньги, а натурально ХВорма, вчЁнасть.

Аватара пользователя
Автор темы
ValentinK
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 2242
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: прикладная математика, магистр
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 45
 Re: Опричнина

Сообщение ValentinK »

Кадук:
16 фев 2020, 21:33
Кштарии взяли верх над брахманами в сей раз.
Я не против Бога, но Бог должен быть не просто батюшкой,а Господом Вседержителем, Иеговой и Саваофом, Создателем Вселенной. :)
пингвин, лебедь, австралопитек
magister
грациозен до провальности, но диванный воин - je sui libre!

Кадук
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 4164
Зарегистрирован: 04.03.2017
Образование: школьник
 Re: Опричнина

Сообщение Кадук »

ValentinK:
16 фев 2020, 21:41
Кадук:
16 фев 2020, 21:33
Кштарии взяли верх над брахманами в сей раз.
Я не против Бога, но Бог должен быть не просто батюшкой,а Господом Вседержителем, Иеговой и Саваофом, Создателем Вселенной. :)
Он Творец.
Этим все сказано.
Главное у человека не деньги, а натурально ХВорма, вчЁнасть.

Аватара пользователя
Автор темы
ValentinK
Сообщений в теме: 7
Всего сообщений: 2242
Зарегистрирован: 15.05.2017
Образование: высшее естественно-научное
Политические взгляды: либеральные
Профессия: прикладная математика, магистр
Откуда: Rostov-on-Don
Возраст: 45
 Re: Опричнина

Сообщение ValentinK »

Кадук:
16 фев 2020, 21:47
Он Творец.
Творец - это батюшка Элохим. Но батюшка не Иегова.
пингвин, лебедь, австралопитек
magister
грациозен до провальности, но диванный воин - je sui libre!

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Опричнина в России: причины и последствия.
    Laketha » 07 янв 2011, 20:15 » в форуме История Руси
    8 Ответы
    3218 Просмотры
    Последнее сообщение Anonymous
    22 ноя 2012, 12:31

Вернуться в «История Руси»