История РусиЖидовствующие

С 862 до 1721 год
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 13545
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Жидовствующие

#1

Сообщение Gosha » 27 сен 2019, 14:08

«Жиды беспокойный народ – сами суетятся и все народы в сомнение вводят» - Иосиф Волоцкий.

«Наверно Московию невозможно было обойти Реформации и она постучалась в двери как Жидовствующая Ересь. Появление на Руси ереси жидовствующих связывают с именем учёного еврея Схария, приехавшегоиз Литвы в Новгород в в 1470 году вместе с призванным новгородцами князем Михаилом Олельковичем. Схария сумел убедить принять иудаизм двух священников Дениса и Алексия. Их семьи так же приняли иудейство. Вскоре в Новгород по приглашению Схарии приехали ещё два еврея: Шмойла Скарявый и Моисей Хапуш, которые также приняли активное участие в распространении иудейства. Всем принявшем иудейство было велено держать его в строгой тайне. Когда ересь в Новгороде достаточно укрепилась, евреи уехали из города. А оставшиеся новообращённые еретики в тайне продолжили преступное дело своих еврейских учителей по насаждению ереси».

«Жидовстующие ненавидели христианство и не признавали христианских православных таинств, постов, празднеств, храмов иконопочитания, священных предметов, обрядов, церковной иерархии. Они отрицали все христианские догматы: бессмертие души, святую троицу, божество спасителя, его воскрешение и второе пришествие, всеобщее воскрешение мёртвых и страшный суд. Но зато учили своих последователей соблюдать закон Моисея, праздновать иудейскую пасху, хранить субботу, а также каббалистическим гаданиям и астрологии».

В конце 1479 года великий князь Иван Васильевич III посетил Новгород. Алексий и Дионис произвели на него настолько хорошее впечатление своим внешним благочестием, начитанностью и обходительностью, что он ничего, не зная об их принадлежности к еретикам, взял их с собою в Москву, где Алексей стал протопопом Успенского собора, а Денис священником архангельского собора. Оба священника сразу после своего приезда в Москву начали вести активную пропаганду ереси, в результате которой достаточно быстро при дворе великого князя сформировался влиятельный кружок еретиков, к которому примкнули многие высокопоставленные духовные и светские лица, такие как дьяк посольского приказа, Фёдор Курицын, архимандрит Симановского монастыря Зосима, и даже невестка Ивана III Елена Стефановна.

Долгое время еретикам удавалось сохранять свою деятельность в тайне благодаря глубокой конспирации, которую они соблюдали с самого начала. Поэтому о ереси стало известно совершенно случайно спустя только семнадцать лет с момента её возникновения. В 1487 году в Новгороде два пьяных еретика Григорий и Герасим, утратив бдительность и осторожность, принялись хулить православие. Об этом было доложено архиепископу Геннадию, который провёл расследование этого дела, и установил наличие ереси в своей епархии.

В расследовании Геннадию большую помощь оказал раскаивавшийся еретик поп Наум, который сообщил Геннадию сведения о секте, принёс ему книги, по которым молились жидовстующие, а также назвал имена четырёх еретиков двух попов Григория и Герасима и двух дьяков Самсона и Гриди. Еретики были арестованы новгородским владыкой и выданы на пороки, как ему казалось, надёжным людям, но скоро они бежали в Москву, где у них имелись высокопоставленные покровители.

Геннадий сообщил о ереси великому князю и митрополиту Геронтию. Однако он не встретил активной поддержки в своей борьбе с их стороны. Это объяснялось тем, что Иван III, не будучи еретиком сам, тем не менее, им покровительствовал, руководствуясь при этом, правда политическими, а не религиозными убеждениями, так как ему импонировали идеи еретиков об усилении великокняжеской власти и ослаблении влияния церкви. А митрополит Геронтий в свою очередь питал большую личную неприязнь к Геннадию за то, что новгородский владыка переспорил его в богословском споре.

Долгое отсутствие ответа из Москвы заставило Геннадия обратится за помощью к другим епископам: Прохору Сарайскому, Нифонту Суздальскому, Филофею Пермскому и Иоасафу Ростовскому. С их помощью он добиться созыва в 1488 году церковного собора, который, однако, не имел существенного значения в борьбе с ересью, так как на нём были названы только малозначительные еретики, которых собор приговорил к градской казни, то есть к порке кнутом на торговой площади.

Ересь после этого собора не только не была побеждена, но даже и не ослабла, а напротив ещё больше усилилась и продолжала беспрепятственно распространяться. Видя это, новгородский владыка продолжал упорно добиваться от великого князя разрешения преследовать еретиков. Настойчивость Геннадия привела в итоге к тому, что Иван III приказал созвать новый церковный собор.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 8506
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 45
 Re: Жидовствующие

#2

Сообщение Samuel » 27 сен 2019, 22:16

Gosha:
27 сен 2019, 14:08
Появление на Руси ереси жидовствующих связывают с именем учёного еврея Схария, приехавшегоиз Литвы в Новгород в в 1470 году вместе с призванным новгородцами князем Михаилом Олельковичем.
Интересную тему Вы подняли. На Руси Реформация могла произойти в Иудейской форме. Но её задушила РПЦ на корню. Но откуда такое влияние Иудаизма на Руси? Я уверен, что это след Иудейской Хазарии. Ведь после крушения Хазарии множество евреев и принявших Иудаизм неевреев стало перемещаться в западном направлении - многие из этих людей осели в Польше, в Венгрии и часть в Германии и Австрии, как и в Чехии, но даже и в Прибалтике. И из Польши и Прибалтики евреи иногда проникали в земли Новгорода и на другие соседние земли Руси. Тем более, что с 14 века очень немало земель Руси перешло к Литве и Польше. Там жили и евреи тоже - это Иудейское население Хазарии. И эти люди проникали на соседние земли, стараясь любыми путями там осесть. Но есть и ещё один нюанс - думаю, далеко не все евреи и Иудеи Хазарии переселились в Польшу и другие европейские страны из территорий, входящих когда-то в Хазарию - часть из них смогла остаться там же (многие, правда, скрывали свою веру, прикидываясь православными или мусульманами под властью Золотой Орды). Одним словом, точно существовали все предпосылки для того, чтобы началось Иудейское Пробуждение на этих землях. И как это не удивительно, но оно началось в Христианской среде. Ведь многие из сторонников и проповедников Ереси Жидовствующих вовсе не призывали Христиан Руси перестать верить в Иисуса . Речь шла просто о возвращении Христианства туда, где оно и было в 1 веке н.э. - в среду Иудаизма. И ещё речь шла о попытке привить русским людям уважение и любовь к Израилю - к народу и стране Иисуса Мессии. Дискуссионным и открытым остаётся вопрос: были ли Схария и его сподвижни просто Иудеями, но может они были караимами или даже Евреями, чья вера была близка к караимизму, но принявшими Христианство Иудейского толка? Я думаю, что последняя версия близка к истине. Интересно, что часть элиты Новгоррода (и даже священников) и совсем небольшая часть элиты Московии тоже явно были готовы принять эту проповедь ереси Живоствующих. Если бы они приняли, они остались бы Христианами, но стали бы соблюдать Шабат и Кашрут, как и многое другое из заповедей Торы, а Иисуса они считали бы Мессией Израиля и мира, но евреем и Учителем и Пророком, но никаким не Богом-Христом.
Если Православная Церковь Руси эту проповедь не подавила бы и не пресекла в зародыше, уже в 16 веке Русь, как я думаю, впоне могла бы стать отчасти неким подобием Эфиопии. Вероятно, русские Христиане (мужчины) были бы обрезанными с младенчества и с удовольствием считали бы себя новым Израилем, соблюдая Шабат и Кашрут (не ели бы свинину). И в этом случае на Руси не было бы никаких погромов и антисемитов, а евреям жилось бы тут всегда вольготно и прекрасно - почти, как в Израиле! :) И в этом случае Церковь Руси была бы самой близкой общиной к Иудаизме в среде всех общин мира! Но это не состоялось... Этому помешали. И довольно жестоко начинание было подавлено - пострадали сотнни людей.
Последний раз редактировалось Samuel 27 сен 2019, 22:32, всего редактировалось 2 раза.



tamplquest
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 5818
Зарегистрирован: 07.09.2017
Образование: среднее
 Re: Жидовствующие

#3

Сообщение tamplquest » 27 сен 2019, 22:28

Что есть "жидовство"? И христианство и ислам являются авраамическими религиями, которые превозносят еврейских авторитетов, молятся еврейским богам, чтут еврейское писание, автоматически соглашаясь с богоизбранностью еврейского народа. Что Вам еще требуется для "жидовства"? Можно ли интенсивней падать в ноги, это не предел?
Московию создал Узбек-хан, на почве ислама, там кругом были фряги, в подмосковье куча фрязи и фрязей.
Клоунада с этими "ересями"



Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 13545
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Жидовствующие

#4

Сообщение Gosha » 28 сен 2019, 12:58

Собор состоялся в 1490 году. Новым митрополитом к этому времени вместо умершего в 1489 году Геронтия был назначен слабохарактерный, сильно пьющий, морально и интеллектуально деградировавший игумен Симонова монастыря Зосима, который к тому же, не только был еретиком, но и не умел скрыть этого факта. Часто, будучи нетрезв, Зосима отрицал второе пришествие, воскрешение мёртвых и сам факт загробной жизни, говоря, что « ничего этого нет: кто умер, тот умер, да только и был, пока жил на свете». Фактически подрывал устои Церкви и догмы Воскрешения из Мертвых, то есть Церковь могла запросто Оскудеть Морально и Материально. Зосима занимал престол митрополита до 1494 года и своим поведением навлёк на себя такое недовольство православных священнослужителей, что был вынужден оставить московскую митрополию, и удалился сначала в Симонов, а затем в Троице Сергиев монастырь.

Зосима не хотел созывать собора, но игнорировать настойчивое требование духовенства, которое дружно требовало суда над еретиками, он не мог. Архиепископ Геннадий не был приглашён на этот собор. Поэтому, ещё не зная о еретичестве нового митрополита, он написал Зосиме послание, в котором убеждал его принять к еретикам самые строгие меры.

Второй собор оказался продуктивнее первого. На нём еретикам были предъявлены обвинения в богохульстве и отступничестве от православной веры. Еретики этих обвинений не признали. Собор осудил ересь и предал её анафеме. Но из высокопоставленных еретиков никто снова не пострадал. Наказаны были лишь новгородцы, бежавшие из Новгорода в Москву. Они были высланы обратно в Новгород Геннадию. Он провёз их по городу на конях посаженными задом на перёд, в берестяных остроконечных колпаках, и с надписью на груди «Се сатанино воинство». Встречавшиеся им на пути новгородцы плевали в осуждённых еретиков и поносили их бранными словами (как давным давно поносили Иисуса). В заключении экзекуции берестяные колпаки были сожжены прямо на головах еретиков. После того осуждённые были разосланы по монастырям для покаяния.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 8506
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 45
 Re: Жидовствующие

#5

Сообщение Samuel » 28 сен 2019, 14:36

Gosha:
28 сен 2019, 12:58
В заключении экзекуции берестяные колпаки были сожжены прямо на головах еретиков. После того осуждённые были разосланы по монастырям для покаяния.
Очень гуманная форма католического аутодофе?)) Католики еретиков сразу сжигали, а в РПЦ еретикам позволяли-таки вдоволь помучиться в монастырях, тяжко трудясь на монастыри и их толстых настоятелей? Отлично придумано))



Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 13545
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Жидовствующие

#6

Сообщение Gosha » 28 сен 2019, 15:19

Samuel:
28 сен 2019, 14:36
Очень гуманная форма католического аутодофе?)) Католики еретиков сразу сжигали, а в РПЦ еретикам позволяли-таки вдоволь помучиться в монастырях, тяжко трудясь на монастыри и их толстых настоятелей? Отлично придумано))
Самуэль вы плохо знакомы с Российской историей. Православная Церковь мало чем отличалась от Святой Инквизиции, корень же был один Иудейский, те всех на крестах развешивали, Инквизиция культурно на кострах, а на Руси почти всех Жидовствующих сожгли в Деревянном Срубе на Медленном огне. Продухи в срубе были что народ поглазел как люд мечется и задыхается, а то сруб делали без крыши на низком месте в виде двора и сверху видно было все в подробностях. Так что Иван III Васильевич веселиться умел не хуже царя Ивана IV Васильевича Грозного.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 8506
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 45
 Re: Жидовствующие

#7

Сообщение Samuel » 29 сен 2019, 14:05

Gosha:
28 сен 2019, 15:19
Православная Церковь мало чем отличалась от Святой Инквизиции, корень же был один Иудейский, те всех на крестах развешивали, Инквизиция культурно на кострах, а на Руси почти всех Жидовствующих сожгли в Деревянном Срубе на Медленном огне.
Корни у веры Христиан явно из Израиля и от Евреев. Но Христиане отвергли эти корни. Почему Вы считаете, что древние Иудеи имели привычку распинать людей, преступивших закон? Это делали римляне.

Отправлено спустя 24 минуты 38 секунд:
Gosha:
28 сен 2019, 15:19
Самуэль вы плохо знакомы с Российской историей.
Не так уж плохо, как Вы думаете или хотите думать.
Мне известно, что жидовстующие всегда были на Руси. Даже и в 17-18 веках... И даже и в 19-20 веках. Все знают о субботниках, как о движении верующих. И ведь субботники - это близкие по вере к еврейской вере люди. Но есть и другой феномен.

Все писавшие когда-либо о субботниках без предвзятости, будь то в прошлом или нашем веке, сходились в одном - это люди трудолюбивые, чистоплотные, незлобливые, свято оберегающие семейные устои (как известно, разводов среди них не было или почти не было никогда).
Например, в поселке Ильинка (не далеко от Воронежа) жили в 19-20 веках геры, те, кто не будучи этническими евреями, полностью переняли иудейский обряд, Талмуд и Каббалу, и оттого считали себя евреями. Именно поэтому в их среде в начале 70-х гг. появились те, кто решил переселиться в Эрец Исраель. По законам Израиля они евреи, точно также, как считаются таковыми таты, фалаши, лалухи, и ... даже мексиканские индейцы, перешедшие в иудаизм. Да и в советских паспортах и метриках у многих ильинцев значится именно эта запись - "еврей", "еврейка". Так сложилось, что принимавшие иудаизм довольно быстро начинали осознавать себя евреями.

Вот что в подтверждение этих слов, да и вообще об истории субботников можно прочитать в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:


"Первые официальные данные о них (о субботниках) восходят к 1811 году и поступили почти одновременно из губерний Тульской, Воронежской, Тамбовской. Преосвященный воронежский доносил, что секта эта возникла между православными христианами около 1796-го года от природных жидов, между христианами живших и распространилась в шести селениях Бобровского и Павловского уездов. Для борьбы с этой сектой, причисленной к числу особенно вредных, в 1825 году приняты были суровые меры (отдача начальников секты в военную службу, если они к ней пригодны, ссылка негодных в Сибирь, запрещение сектантам отлучек из места жительства и другие), а в видах "посмеяния над заблуждениями" и "возбуждения в народе отвращения" к ним повелено было "именовать субботников жидовскою сектою и оглашать, что они подлинно суть жиды".

Слово-кличка "жид" для ильинцев не звучит оскорблением "Мы и есть жиды,- отвечают они, - что тут такого особенно плохого? Жиды - значит, иудеи". Вечером у Светланы Моисеевны и Виктора Давыдовича смотрим телепередачи; закончился кинофильм, на экране появились титры - много еврейских фамилий. "Это наши,"- произносит не без гордости Светлана Моисеевна. Как-никак приятно иметь подобное сродство, - "не лыком шиты", не только в земле ковыряются да коров доят, не в каждом селе могут таким сродством похвастаться!

Вообще же сама дата - 1796 год - наводит на раздумья - смена царствований, с чем всегда в России связывались надежды на облегчение участи.

Но история иудействующих в на Руси имеет началом совсем не 1796-й год. Историки утверждают, что вятичи и другие славянские племена Руси были одно время (до 9 века или даже до середины X века) данниками Иудейской Хазарии. Они, хоть и были язычниками, но не настолько дикими, чтобы не иметь никаких точек соприкосновения с представителями Хазарии. Надо учесть, что именно в YIII - X вв. иудаизм был весьма заметным конкурентом христианства, ислама, язычества и зороастризма на огромных просторах от причерноморских степей и части Восточной Европы до хорезмских оазисов.

Имеются также и более определенные свидетельства существования в X - XYI вв. в пределах границ Киевской Руси и Великого княжества Литовского славяноязычных евреев.
Разве не могли бы в таком случае оказаться славяноязычные евреи теми славянами, которые приняли иудаизм еще до 988-го года? Думаю, точно могли бы. Так могли поступить, скорее всего, торговые люди да городские ремесленники. Экономические мотивы такого вероисповедного выбора очевидны. Принимая иудаизм от живших по южно-русским городам и занятых в сферах ремесла и торговли евреев или хазар, русские прозелиты получали неограниченную возможность для распространения своих товаров в пределах всей тогдашней ойкумены. Лишь официальное принятие Русью христианства внесло в эту ситуацию некую неопределенность - приток славян в иудейские общины, судя по всему, практически тогда же (конец 10 века н.э.) прекратился. А сами славяне-иудеи старалдись скрывать свою веру, порой притворяясь Христианами для виду, чтобы выжить. Но часть из них к ХYI-му веку слилась с более многочисленными ашкеназскими группами еврейского народа.
Не могу не поделиться с читателями своим видением, точнее - ощущением этого канувшего в лету мира приднепровского еврейства. Меня всегда поражало именно еврейское благозвучие чисто славянских названий местечек Правобережной Украины и среднего приднепровья вообще: Бердичев и Летичев, Жаботин и Яготин, Бершадь, Черняхов, Канев... список можно продолжать до бесконечности. Боже, как удачно эти названия прижились у евреев в фамилиях (не беда, что они явственно позднего происхождения), в легендах и поверьях. Да и самих евреев этих мест, часто по внешнему облику ни за что не отличить от местных украинцев. Кто здесь коренной, кто пришлый?

Подробнее об Ильинке

Сама Ильинка - обычное русское село, небольшое по меркам воронежского края, до начала эмиграции здесь жило 500 с небольшим жителей, 2/3 из которых субботники-геры.

Две параллельные улицы убегают с юга на север вдоль прудов, оставшихся в наследство от прежней барской усадьбы помещика Емельянова. Это ровнехонькое место - уникальный ландшафт для изрезанного оврагами черноземья, и выбрали отцы, деды и прадеды современных жителей Ильинки в 1921 году. Тянули "жереб", "жеребок" (т.е. жребий) - рассказал мне Моисей Михайлович Кончаков, 63-летний пенсионер, справляющий, когда потребуется, похоронный обряд. Вытянули на другой участок - на въезде в Таловую, а бывший управляющий Емельянова наших отцов-дедов с юга перетянул.

Пришли в тот год под Красную Горку, под Казанскую, да под Ильин день землемеры, нарезали наделы на принадлежавшей ранее дворянам и почти невозделанной земле, и потянулись из крупного, издавна малоземельного и переполненного сектантами села Верхней Тишанки обозы со скарбом: в Красновку, получившую свое название от праздника Красной Горки - тишанских молокан, старообрядцев и православных; в Казачок - молокан; в Казанку исключительно православных; в Ильинку - субботников и живших в Тишанке на одной улице с субботниками православных. И местность и название нового села пришлись субботникам по душе, как-никак, Илья-пророк - не чужой. Вообще же, ильинские геры помнят, что их предки числились сектантами.

Мой собеседник Исаак Максимович Кожокин недоумевает, разводя руками: "Откуда такое отношение к евреям пошло, в толк никак не возьму. Вот смотри, служил я срочную до войны, на фронте был, человек 40 наших из Ильинки на войне полегло, никто не смеялся с моего имени, а после войны, что-то такое произошло... Мы и детям и внукам своим вынуждены давать уже общеупотребимые русские имена. Конечно, между собой мы считаем их по-прежнему Лиду, Ларису - Лией, Раю - Рахилью, Витю - Беньямином".

Много историй об Ильинке и о курьезах, связанных с еврейством ее жителей, поведали мне ильинцы, в том числе и Исаак Максимович и его жена Эсфирь Федоровна, с виду обычная русская крестьянка, курносая и круглолицая. Немного об именах и отчествах субботников. Все они, жившие в европейской России (в Закавказье и в Сибири они меньше зависели от церковной администрации вплоть до 1905-го года) должны были публично и с определенной регулярностью выказывать свою приверженность к православию, - держать дома иконы, ходить к исповеди, крестить младенцев и погребать усопших по православному обряду. Говорят, что их предки частенько откупались у батюшек от крещения, чтобы не идти против совести; записи совершались в церковных книгах, как и полагалось, а вот крещений не было. С 1861 года стало полегче, прекратились массовые ссылки в Закавказье и в Сибирь, некоторые субботники занялись было миссионерством, - агитировали посредством доказательства древности веры, простоты вероучения в сравнении с христианским, преуспеянием в хозяйстве, святостью семейных устоев. Субботники других сел Воронежской губернии (в прошлом однодворческих) были уличены в миссионерстве, оставшемся без последствий. В 1881 году было судебное разбирательство по прельщению в ересь крестьян с Правобережья Дона (их потомки были расстреляны немцами во II-ую мировую войну). Приезжавший по этому делу в губернию сенатор Мордвинов не нашел ничего предосудительного в действиях субботников, ссылаясь в официальной записке по итогам разбирательства на то, что субботники вообще не ведут миссионерской деятельности. Он не смог удержаться от того, чтобы не отдать должное чистоте семейных отношений между субботниками, их трудолюбию. Подобный факт миссионерства отмечен в 1860 г. в Тамбовской губернии саратовскими субботниками. Спросил Исаака Максимовича и Эсфирь Федоровну сразу при знакомстве об их отчествах. "Да, - говорят они, - все же числились православными, оттого и в документах путаница такая."

Имена - вот еще один из факторов, способствовавших перемене вероисповедания. Как известно, за имена надо было платить священнику. Не заплатишь хорошо, так всю жизнь и коротать с каким-нибудь неблагозвучным, да трудновыговариваемым. А у субботников сам себе хозяин. Захотел назваться хоть именем царя Давида, хоть царя Соломона, так и будут величать впредь единоверцы. И на душе легче - причастен к священной истории, к самым что ни на есть ее стародавним временам. Вообще-то и сами православные святцы изобиловали еврейскими именами, так что они были на слуху русских людей. (Помнится, когда я знакомился с материалами биографии св. еп. Тихона Задонского, наткнулся на список учащихся семинарии, где учился подвижник православия. Самым распространенным именем среди семинаристов было - Иуда.)

Это в 30-е гг. ХYII-го века. Если бы не такая частотность еврейских имен, то откуда тогда среди русских православных столько Юдиных, Исаевых (Шаевых), Еремеевых, Давыдовых, Елизаровых, Елисеевых...

- Вот с моей бабкой какая история приключилась, - продолжал Исаак Максимович, - приходим в голландское консульство оформлять документы на выезд, внучка с семьей в Израиле, в Иерусалиме живет уже полтора года - в районе Новый Яков, - там большинство наших осело (так просто по-русски называют ильинцы иерусалимский район Невэ-Яков). Я-то сам прошел первым процедуру оформления без хлопот, - у Исаака Максимовича вполне усредненная европейская внешность. А вот когда моя бабулька сунулась, у ней спросили - фамилия матери, - Кожокина, а бабки по матери? - Кожокина тоже говорит. Сотрудник, оформлявший бумаги понять ничего не мог, а она не нашлась что сказать, выходит из кабинета расстроенная, объясняет мне, что с ней приключилось. (Эсфирь Федоровна тем временем на дворе дает корм курам на ночь.) Ну-ка, говорю, бабка, щас как фронтовик пойду объясню, кто мы такие. Пришел, рассказал, что больше половины села нашего уже там, - он извинился, - не видал, говорит, еще таких.

СЕКРЕТ ЕВРЕЙСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ О еврейской взаимопомощи, взаимовыручке сложено немало анекдотов, иногда добрых, иногда смешных, над которыми и сами евреи могут посмеяться вместе с другими и даже больше неевреев, но этому, вполне реальному явлению еврейской жизни часто сопутствуют несправедливо завистливые сплетни. При этом забывают, что помогают евреи, да и субботники тоже, не только своим. Известны случаи жертвований субботниками даже на строительство православных церквей.

И все же, где она, сфера, родившая еврейскую взаимопомощь? Я и прежде был убежден в ее религиозных истоках. В беседах же в Ильинке я лишний раз удостоверился в этом.

После вечернего застолья вышли на улицу - у Виктора Давыдовича были гости из Казанки, приезжал его друг - бывший председатель колхоза с женой, человек интеллигентный, симпатичный, уже потом мне сообщили другие ильинцы, что при нем никогда не заставляли работать в дни еврейских религиозных праздников, не то, что при нынешнем. Он даже сам приезжал на миньяны (молитвенные собрания), говорил: "можно к вам посмотреть, мне это интересно". Разговорились об обычаях.

- Я человек неверующий, малоразбирающийся в этих делах, говорит Виктор Давыдович, - короче, обычный советский, но вот поминать родителей (Виктор Давыдович сирота с детства) буду, даже если все отсюда уедут, сам буду зажигать свечи, ходить на кладбище, устраивать помин, - святое дело чтить память умерших. У нас как помогают друг другу? Вот умирает кто-нибудь. По закону положено, чтобы кто-либо из близких родственников, зависит от степени родства, соблюдал траур, поминал покойника и молился в течение восьми дней. Сидят на полу, раньше вообще на голом земляном, это сейчас уже позволяют себе послабления - на циновках, на ковриках. Другие родственники помогают по дому, убирают, готовят пищу, подают еду молящемуся, соблюдающему траур. Если нет из близких родственников никого, придут двоюродные, если человек совсем одинокий, соседи помогут. Траур ведь дается для того, чтобы поминать, а не для того, чтобы умирать живому, - заключил Виктор Давыдович эту невеселую тему.

ИСХОД

Первыми в Израиль поехали энтузиасты веры, чьи религиозные запросы возвышались над потребностями основной массы односельчан и было это в 1974-ом году.

- Уезжали в плащиках, в резиновых сапогах, чемоданчики да баулы в руках, а самые ведь многодетные семьи ехали: у кого по 5, у кого по 8, у кого и поболе 10 детей, - рассказывает 55-летняя пенсионерка Рахиль Яковлевна Кожокина, - знаю, трудно им было там на первых порах, но выдюжили, мы народ привычный, трудолюбивый. Последнее легко проверить. Село ухоженное, несмотря на массовый отъезд. Скажем, семья собирается зимой уезжать, а картошку по весне сажали и выкапывать собираются сами, скотину продолжают держать до последнего дня (на вырученные после продаж деньги оплачивают отъезд, по нынешним временам это суммы немалые). Домишки вполне неплохие, это уже второе-третье поколение жилья, есть вполне и вполне добротные-каменные. Непременный атрибут усадьбы - палисадник с плодовыми деревьями и цветами, штакетники с любовью и вкусом покрашены, во дворах - сады, посадили после отмены сталинских налогов в 1954-ом. Тогда и зажили, нельзя сказать, чтобы богато, но вполне зажиточно. В общем, живут, как жили, не расхолаживаются, невзирая на предстоящие перемены в их жизни.

Прежде чем отважиться на выезд, религиозные активисты из Ильинки и направили местным властям петицию, вполне в духе тех положений, что зафиксированы сейчас в текстах новых законов о свободе совести. Ничего экстраординарного, тем более антиобщественного они не предлагали: открыть синагогу, назначить раввина, да чтобы дети их в свободное от учебы время обучались основам вероучения и ивриту.

За четверть века до этого, когда даже электричества в селе не было (провели только в самом конце 50-х), добрались ревнители идеологических риз и до Ильинки: в самый разгар борьбы с космополитизмом колхозу, передовому в районе, бывшему от своего основания "Еврейским крестьянином" присвоили в одночасье имя одного из вождей сталинской когорты - "имени Маленкова".

Отпустив несколько семей, отчаявшихся найти правду в этой стране, остальным ильинцам, получившим вызовы из Израиля устроили проработку. Желая покончить с локальной "еврейской проблемой", им заявили: "Будете жить здесь до самой смерти, никуда вы отсюда не уедете. Вы что хотите, чтобы мы отделение колхоза распустили после вашего отъезда?" Документы перестали доходить до адресатов в Ильинку; получали на другие адреса в городах; людей, везших вызовы в деревню, перехватывали по дороге.

Привозили в село представителей всесоюзного антисионистского комитета, а других, "ненадежных", туда не пускали ни под каким видом. Но все же те, кому надо было, - добирались. Рассказывали, что в дом, где ночевал Щаранский, гебисты ломанулись в 12 ночи, хозяин ответил, что после одиннадцати в дом он никого не впустит, тогда "работники невидимого фронта" в своей "Волге", а дело было по осени, просидели целую ночь, никуда не отъезжая.

А вот Юрию Федоровичу Орлову - основателю московской хельсинской группы суд помимо прочего инкриминировал также склонение ильинцев к эмиграции.

КСУБА Весь окружающий ильинцев мир воспринимается ими сквозь призму не только еврейства-нееврейства, но и кровно-родственных отношений. Фамилий в селе всего семь - Кожокины, Матвеевы, Пискаревы, Варнавские, Кончаковы, Черноуховы, Курбатовы. Всего до начала отъезда их насчитывалось человек 600-700 по всей стране, большая часть - около 500 жила в Ильинке, остальные в "диаспоре".

В середине 30-х гг., когда у кого-либо появлялась хоть малейшая возможность вырваться из колхозной голодухи (в колхоз шли безропотно) - по оргнабору уезжали в Моздок, Кубу (Азербайджан), Одесскую область, - туда, где проще было прокормиться. В военные и послевоенные годы забирали по городам в ФЗУ, кто ехал учиться тоже мало-помалу стали оседать в других местах. Из рассказа Моисея Михайловича Кончакова мне удалось узнать, что первым из оказавшихся в Израиле ильинцев был их земляк, женатый то ли на татке, то ли на этнической еврейке, уехал он из Моздока в конце 50-х гг.

Что такое для ильинцев односельчанин, родственник (зачастую понятия совпадающие) понять трудно, если вы не знакомы с системой брачных отношений, укорененной у них. Он, кроме всего прочего, потенциальный партнер в брачном договоре (ксубе) для него самого, его детей, внуков. (Ксуба -свиток - документ, написанный от руки женихом и невестой, в нем отражены взаимные обязательства вступающих в брак. Этими документами молодожены обмениваются вместе с кольцами во время церемонии бракосочетания, правда не синагогальной, но все же...)

До войны, когда часть этнических евреев занималась сельским хозяйством, у ильинцев еще был шанс получить партнерскую брачную группу, в селе были случаи браков с этническими евреями, а вот после войны этой возможности они лишились, ибо большинство евреев-селян, живших на Украине, либо погибли, либо те, кто остался в живых, подались в города. Этнические евреи за советское время стали совсем секуляризированными, что также препятствует бракам с ними субботников здесь, но не в Израиле.

Люди понимают тупиковость своего положения, оттого и уезжают. Отсутствие партнерской брачной группы, в которой не было бы родственных пересечений - пожалуй, самая серьезная причина, толкнувшая их на выбор нового места для себя и своих потомков.

Рахиль Яковлевна Кожокина не без горечи сказала мне: - Ну, было бы нас здесь побольше, никуда бы не поехали, всех бы вот таких как мы созвали сюда и жили бы, а раз этого нет, - приходится уезжать, чай не профессора, на любую работу сгодимся.

Перед малыми конфессиями такая проблема стояла всегда остро - главным считалось не растеряться в среде чужих.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

На протяжении богатого катаклизмами нашего ХХ-го века это уже третья эмиграция из пределов Воронежской губернии (области) по конфессиональному признаку: сначала - новоизраильтяне или лубковцы (1909 г. - Уругвай), меннониты (1929-30 гг. - Канада, и слава Богу, что не Германия) и, наконец, субботники-геры (1974-1991 - Израиль). По своей численности все 3 группы примерно одинаковы - от 300 до 700 человек.

Беднеет страна, беднеют остающиеся, теряя разнообразие, без которого не может нормально развиваться ни одно общество.

Что такое патриотизм? Это, по моему убеждению, в том числе и уважение большинства к правам и интересам меньшинств, внимание к их проблемам, - национальным, религиозным, социальным.

В Ильинке прекрасное кладбище, таких, поверьте мне, нигде по селам вы уже не встретите. Давайте, пока не поздно, сбережем его для потомков. Хотя бы его...

Фотографии и материал подробнее тут:
https://ru-judaizantes.livejournal.com/9011.html



Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 13545
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Жидовствующие

#8

Сообщение Gosha » 29 сен 2019, 14:30

Samuel:
29 сен 2019, 14:05
Корни у веры Христиан явно из Израиля и от Евреев. Но Христиане отвергли эти корни. Почему Вы считаете, что древние Иудеи имели привычку распинать людей, преступивших закон? Это делали римляне.
Хорошо вы жаждете крови! Евреи практиковали побитие камнями, закапывание в землю по пояс (более долгая смерть) и по горло, использовалась яма сухая и с нечистотами в ней человек умирал быстрее. Умерщвление голодом - сажали в клетку или яму не кормили и не поили. Умерщвление водой человека поили, а затем били по животу палками. Умышленнее солнцем - человека привязывали на камне веревками на солнцепеке (жарился как на сковороде). Сожжение живьем. Удушение. Сдавливание головы ремнем. Это позорные казни, так что распятие и отсечение головы, казни более гуманные. Самуэль я неплохо знаю историю могу продолжить или хватит?


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Евелина
Сообщений в теме: 37
Всего сообщений: 5082
Зарегистрирован: 22.10.2017
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: антиглобалистские
Профессия: преподаватель
 Re: Жидовствующие

#9

Сообщение Евелина » 29 сен 2019, 14:34

Samuel:
29 сен 2019, 14:05
Корни у веры Христиан явно из Израиля и от Евреев. Но Христиане отвергли эти корни. Почему Вы считаете, что древние Иудеи имели привычку распинать людей, преступивших закон? Это делали римляне.
Но иудеи попускали эти казни....вот проблема.

Матфей21:43
Потому сказываю вам,
что отнимется от вас Царство Божие
и дано будет народу, приносящему плоды его;


Если Ты светить не будешь, Если Я гореть не буду, Если Мы сиять не будем, Кто тогда развеет Тьму?

Samuel
Сообщений в теме: 56
Всего сообщений: 8506
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Учитель
Откуда: Москва
Возраст: 45
 Re: Жидовствующие

#10

Сообщение Samuel » 29 сен 2019, 14:53

Евелина:
29 сен 2019, 14:34
Матфей21:43
Потому сказываю вам,
что отнимется от вас Царство Божие
и дано будет народу, приносящему плоды его;
Евелина, это Йешуа сказал лидерам Иудаизма - ведь среди них было немало и тех, кто лицемерил и грешил. Йешуа был за простой народ Израиля - поэтому и сказал гордецам-лидерам: не унаследуете Вы Царство Божье, а вот народ простой (простые Иудеи) будет спасен, так как он принесёт плоды покаяния. Речь не идёт о том, что Бог отнимет вообще у всех евреев Царство Божье, но передаст Царство язычникам.

Отправлено спустя 5 минут 2 секунды:
Евелина:
29 сен 2019, 14:34
Но иудеи попускали эти казни....вот проблема.
Мы не будем их, тех лидеров Иудеев, судить и осуждать. Верно?

Отправлено спустя 8 минут 14 секунд:
Gosha:
29 сен 2019, 14:30
то позорные казни, так что распятие и отсечение головы, казни более гуманные. Самуэль я неплохо знаю историю могу продолжить или хватит?
Но только это очень редко практиковалось у евреев - если человек совсем стал злодеем. И только после суда - важны были и свидетельские показания. Так что прекращайте наговаривать на святой народ!



Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «История Руси»