Российская империяСоциалист Прохоров

Правление династии Романовых
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 10442
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Социалист Прохоров

#1

Сообщение Gosha » 07 мар 2019, 15:51

«Сначала нужно стать зажиточным купцом, потом предпринимателем, возможно меценатом и только после этого сможешь стать социалистом».

«Вопрос о взаимоотношениях «хозяев и рабочих» на протяжении стодвадцатилетней истории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры имеет смысл рассматривать с позиции той деловой культуры, которая была присуща представителям династии Прохоровых».

Изображение
Вопрос о взаимоотношениях «хозяев и рабочих» на протяжении стодвадцатилетней истории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры имеет смысл рассматривать с позиции той деловой культуры, которая была присуща представителям династии Прохоровых. Благодаря этой культуре Прохоровыми была создана система хозяйствования, которая и в настоящее время признается образцом, достойным подражания, так как в ней был найден разумный компромисс между требованиями рыночной экономики – такими, как высокая доходность и эффективность – и выполнением обязательных условий для создания здорового уклада жизни народа, сформировавшегося в рамках православной христианской культуры.

История Трехгорной Мануфактуры во всех её аспектах являет собой яркий пример того, что духовность и нравственность произрастают не только в среде культуры интеллектуальной – зарождаются они чаще всего в глубинах почвы народной и питают культуру деловую, породившую такие традиции хозяйствования и благоустроения жизни своих работников, что они не забыты и по сей день.

Прохоровы, происходившие из монастырских крестьян Троице-Сергиевой Лавры, являются типичными представителями той части своего класса, которая всегда верой и правдой служила Богу, Царю и Отечеству и никогда не признавала на поступательном пути вперед революционных преобразований. Их целью была созидательная деятельность, в основе которой лежали религиозно-нравственные принципы, которые они не только декларировали и испведовали, но и всеми силами старались воплощать в жизнь.

Основатель Трехгорной Мануфактуры Василий Иванович Прохоров, будучи уважаемым и почтенным человеком, уже в преклонном возрасте отказался от прибыльного пивоварения, так как всегда тяготился этим делом, считая его вредным для людей, а потому и неугодным Богу. Ещё более была убеждена в этом его вторая жена, молоденькая Екатерина Никифоровна, дочь Московского купца I гильдии Никифора Родионовича Мокеева, на которой В.И. Прохоров женился, оставшись вдовцом с двумя детьми. Она часто упрекала мужа: «Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу я желать, чтобы народ больше пил и через то разорялся», - рассказывал в своих воспоминаниях их сын Тимофей Васильевич. Рискуя всем накопленным капиталом и благополучием десятерых детей, Василий Иванович взялся за дело новое, мало кому тогда известное в России. Толчком для этого послужила его встреча с Федором Ивановичем Резановым, отставным солдатом из г. Зарайска, человеком молодым, инициативным, талантливым и энергичным. Резанов, попав в поисках заработка на одно из малочисленных ситце-набивных производств (к 1800 г. их в России было всего 8), досконально изучил это дело и смог предложить свои знания и организационный талант для основания нового производства. Объединив капиталы В. И. Прохорова, его авторитет и связи в деловом мире с опытом и знаниями Ф. И. Резанова, компаньоны в 1799 г открывают на берегу Москвы-реки на Пресне новое ситце-набивное производство. Василий Иванович видит в этом исполнение своего стремления делом служить людям.

Изображение
Естественно, что судьба его производства ему не безразлична, но он очень разборчив в средствах, ведущих к успеху: в силу своих религиозных убеждений, основанных на принципах нестяжательства и милосердия, одной из первых своих задач он считает благоустроение жизни людей, работающих на его производстве, а также и живущих в районе, прилегающем к нему, поэтому с первых лет существования на Пресне он сдержит одну богадельню сначала при храме Иоанна Предтечи, затем открывает вторую при храме Николая Чудотворца на Трех Горах. Уже в первом десятилетии на мануфактуре есть фельдшер, а затем и врач, приходящий туда 2 раза в неделю. Чуть позже, в эти же годы открывается своя амбулатория. Содержит В. И. Прохоров и приют, в котором воспитываются сначала 40 детей-сирот. Кроме этого, во время войны с наполеоновскими войсками Василий Иванович Прохоров был одним из первых купцов, пожертвовавши большую сумму денег на ополчение. И именно Василий Иванович остался в Москве, охраняя свои производственные помещения и запасы продовольствия, в том числе и для работников, от разграбления войском неприятеля. Его мужество и смелость вызвали чувство уважения даже у французского полковника, командовавшего частью, занявшей Пресню.

Александр Феодосьевич Бестужев-Рюмин (1761-1810) (отец А А. Бестужева-Марлинского, издателя «Полярной Звезды»), литератор и публицист написал: «...Вот купец Прохоров, которого я и лица не знаю, но которого почитаю и уважаю выше всех вельмож на свете: он истинный сын Отечества, умеющий употреблять достояние свое во истинное благо... Он купец по рождению, но в душе выше всякого вельможи... Прими дань от меня почтеннейший человек Прохоров, ты помирил меня с любезным моим Отечеством... ты краса русского народа, друг человечества. Продолжай благодеяния свои».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 10442
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#2

Сообщение Gosha » 10 мар 2019, 15:55

Мягкий характер, добрый нрав и сила нравственных принципов формировали взаимоотношения В. И. Прохорова со всеми людьми, в том числе и с работавшими на его производстве. Для них он был авторитетом, и пользовался большим уважением, так как был старшим наставником и учителем, рачительным и заботливым хозяином, старавшимся сделать все от него зависящее, чтобы облегчить и благоустроить их жизнь и быт.
Умирая он оставил своим потомкам завет «... живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении, всех, и, кольми паче, брат брата любите...»


Его компаньон Ф. И. Резанов, хотя и был человеком более рациональным, сухим и прагматичным, относился к своим работникам также как учитель и наставник, поскольку большинство из них пришли на фабрику по его приглашению, некоторые были его родственниками: не зная ситце-набивного и красильного дела, в процессе работы они обучались ему, приобретали знания и опыт, и, конечно, были благодарны за это.
Таким образом, с этой частью рабочих тогдашних хозяев связывали не только деловые, но и личностные отношения, которые можно определить как патриархальные.


При Тимофее Васильевиче, сыне Василия Ивановича Прохорова, начиная с 1816 г., производство расширяется – появляется ткацкая фабрика, активное участие в работах и управлении принимают его братья. Они все – не просто хозяева, а специалисты, каждый в своей области, а потому они, как это было и прежде, – и учителя, и наставники для своих рабочих. Кроме того, еще большее внимание уделяют они воспитанию не только молодого поколения (приют, школа ремесленных учеников, курсы для девочек), но и зрелых, взрослых рабочих, для которых устраиваются воскресные классы и вечерние чтения, – цель которых – повышение общего образовательного и, главным образом, нравственного уровня.


На фабрике неукоснительно действуют правила поведения, разработанные Тимофеем Васильевичем, предписывающие трезвое и благонравное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний влекло за собой увольнение. И если подобная установка вызывала иногда недовольство взрослых рабочих, не желавших выполнять требований, лишавших их возможности вести привычный образ жизни с пьянками и разгулами, то оно не шло ни в какое сравнение с той благодарностью и преданностью, которые проявляли и родители детей, воспитанных в Прохоровских учебных заведениях и приютах, и те рабочие, которые понимали пользу и благотворность подобной организации производства. Тимофей Васильевич в 1820 г. открывает первый в России рабочий театр при фабрике (который с некоторым перерывом просуществовал до 1914 г. (имел помещение и зал на 1300 мест). В спектаклях принимали участие рабочие, а увлеченным режиссером был сам Тимофей Васильевич, костюмы для спектаклей шила его мать Екатерина Никифоровна. Память о Тимофее Васильевиче Прохорове жила не только в устных пересказах: с 1862 г. его биография помещалась в школьных хрестоматиях (Хрестоматия Сухотина и Дмитриевского, изд. 1862 г. , стр. 117-150).

Император Николай I во время промышленной выставки в Москве отметил братьев Прохоровых специальной благодарностью за организацию школы и преумножение благосостояния и нравственности народа. Другим промышленникам было рекомендовано организовать школы по образцу Прохоровской, которая и положила начало профтехобразованию не только в России, но и в Европе.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 10442
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#3

Сообщение Gosha » 14 мар 2019, 15:40

У потомков Тимофея Васильевича остались философско-нравственные трактаты "О богатении", "О бедности", "О необходимости улучшения быта и нравственного состояния рабочих", в которых он осмысливает и формулирует цели и задачи каждого человека, занимающегося полезной деятельностью, а также определяет меру его ответственности с позиции православного верующего человека. Как мы видим, и во втором поколении сохраняется патриархальность во взаимоотношениях членов семьи Прохоровых с людьми, работающими на мануфактуре, и причиной тому – не только их личные качества, но и общая направленность их деятельности, в результате которой с 1816 г. при Мануфактуре существовали две богадельни, школа, амбулатория, курсы для девочек. Приют, школа, курсы поставляли свой контингент высоко профессиональных рабочих, мастеров и заведующих цехами, которые в течение многих десятилетий оставались на фабрике, составляли ее ядро и, конечно, определяли характер и атмосферу взаимоотношений.

Представители третьего поколения владельцев – Алексей Яковлевич и, в особенности, Иван Яковлевич, не менее деятельны, чем их предки. Иван Яковлевич перестраивает церковь в Новом Ваганькове, он – ее староста, у церкви – свой счет, на котором содержатся богадельня и женские курсы, а также Попечительский совет. Они – основатели Товарищества Прохоровской Трехгорной Мануфактуры, в Правление которой входят рабочий Н. В. Васильев, и служащий В. Р. Келлер, рабочие также становились пайщиками. Имеющая глубокие корни и объективные причины "патриархальность" отношений в основном сохраняется и при них. Даже отстраивая Мануфактуру заново, после пожара, и переведя все производство в Серпухов на купленную у Н. Н. Коншина фабрику, Иван Яковлевич ухитряется сохранить основной костяк нескольких сотен рабочих, выплачивая им часть от 1/4 до 2/3 жалованья. После восстановления Трехгорки эти рабочие составляют ее костяк (с 1881 г.).
С расширением производства, с притоком большого количества сезонных и временных рабочих личностные, патриархальные отношения с большинством из них делаются невозможными. (К 90-м годам на фабрике уже около 6 тысяч рабочих и служащих), отношения принимают в большинстве своем договорной характер.

На долю представителей четвертого поколения – Сергея Ивановича и, в особенности, Николая Ивановича Прохоровых, выпадают все сложности и тяготы революционных и военных перипетий, хотя и они все силы отдают тому, чтобы сохранить традиции пращуров и жить в соответствии с заветом, оставленным Василием Ивановичем Прохоровым... "живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении, всех, а кольми паче, брат 6paта любите..." Однако идеи революционного движения, все более захватывающие рабочие массы страны и разъедающие их сознание, начинают проникать и на Прохоровскую Мануфактуру: с 1891г. на Мануфактуре начинают вести пропаганду социал-демократы. И все же трудовые конфликты, которые возникали тогда на фабрике, были кратковременны и несерьезны – они не привлекали специального внимания ни полиции, ни левой прессы – так свидетельствуют полицейские архивы. По документам полиции можно увидеть, что до 1899 г улаживанием трудовых конфликтов на Мануфактуре занимался Сергей Иванович, пользовавшийся непререкаемым авторитетом как среди большинства рабочих, так и в деловом мире. Человек решительный и в чем-то жесткий, он прибегал к самым решительным мерам по отношению к "бесчинствующим смутьянам", но, если видел свою неправоту, то всегда признавал ее. Конфликты возникали в основном с новой и многочисленной категорией работающих на мануфактуре, а именно с ткачами, большей частью людьми молодыми и малообразованными.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 10442
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#4

Сообщение Gosha » Вчера, 17:00

Администрация старалась по мере возможности и в разумных пределах удовлетворить все возрастающие требования "активного" меньшинства. Кстати, почти безоговорочное удовлетворение требований, бывшее тогда общей тенденцией, определяемой политикой сверху, развращало молодых рабочих, позволяя им добиваться материальной выгоды не в качестве платы за хорошую работу и совершенствующееся мастерство, а в результате "разбойничьих наскоков" на администрацию. На это указывает и Николай Иванович Прохоров в своих заметках, посвященных анализу событий 1905 г.

В 1896 г. на фабрике появились листовки Московского "Рабочего Союза", но, по свидетельству полицейских донесений, рабочие отнеслись к ним "равнодушно".

С 1899 г., после внезапной и ранней смерти Сергея Ивановича, вся ответственность и все тяготы, связанные с управлением Мануфактурой легли на плечи Николая Ивановича Прохорова, который, правда, и до этого был Директором-распорядителем, делил обязанности со своим братом, признавая , однако, по традиции, главенствующую роль того и относясь с большим почтением как к старшему, хотя разница между ними была всего в один год. В 1900 г. именно Николай Иванович пожинает плоды многолетней успешной работы Мануфактуры: на Всемирной выставке в Париже: Мануфактура получает высочайшие награды – Гран-При за промышленную деятельность, Золотую Медаль по «санитарному делу и за заботы о быте рабочих», Золотую медаль получает школа ремесленных учеников, а лично Николай Иванович удостаивается Ордена Почетного Легиона за промышленную и благотворительную деятельность. Никто не оспаривал тогда эти заслуги. Николай Иванович пользовался громадным уважением и авторитетом как у себя на Мануфактуре, так и в финансово-деловом мире. В Досье, составлявшемся на всех крупных деятелей, о Николае Ивановиче сказано, что он – «человек безупречных нравственных качеств».

Однако судьба готовила Николаю Ивановичу тяжкие испытания – события 1905 года. Рабочее движение начала ХХ в., провоцируемое и поддерживаемое революционерами всех мастей, набирало силу. Оно было направлено не только на удовлетворение экономических притязаний, но и на разложение государственности. Сейчас уже известно, что немаловажную роль играли при этом и внешние силы – так на подготовку бакинской стачки 1904 г. выделяли средства английские и американские компании: их цель – завоевание мирового нефтяного рынка и вытеснение с него России. Таким образом, хорошо организованное агрессивное меньшинство сумело навязать свою стратегию и тактику большинству населения. В своих записках Николай Иванович пишет, что первые проблески этого движения были замечены среди рабочих механического цеха, слесарей, ткачей и ткацких подмастерьев, преимущественно из молодежи.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Российская империя»