Российская империяСоциалист Прохоров

Правление династии Романовых
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Социалист Прохоров

#1

Сообщение Gosha » 07 мар 2019, 15:51

«Сначала нужно стать зажиточным купцом, потом предпринимателем, возможно меценатом и только после этого сможешь стать социалистом».

«Вопрос о взаимоотношениях «хозяев и рабочих» на протяжении стодвадцатилетней истории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры имеет смысл рассматривать с позиции той деловой культуры, которая была присуща представителям династии Прохоровых».

Изображение
Вопрос о взаимоотношениях «хозяев и рабочих» на протяжении стодвадцатилетней истории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры имеет смысл рассматривать с позиции той деловой культуры, которая была присуща представителям династии Прохоровых. Благодаря этой культуре Прохоровыми была создана система хозяйствования, которая и в настоящее время признается образцом, достойным подражания, так как в ней был найден разумный компромисс между требованиями рыночной экономики – такими, как высокая доходность и эффективность – и выполнением обязательных условий для создания здорового уклада жизни народа, сформировавшегося в рамках православной христианской культуры.

История Трехгорной Мануфактуры во всех её аспектах являет собой яркий пример того, что духовность и нравственность произрастают не только в среде культуры интеллектуальной – зарождаются они чаще всего в глубинах почвы народной и питают культуру деловую, породившую такие традиции хозяйствования и благоустроения жизни своих работников, что они не забыты и по сей день.

Прохоровы, происходившие из монастырских крестьян Троице-Сергиевой Лавры, являются типичными представителями той части своего класса, которая всегда верой и правдой служила Богу, Царю и Отечеству и никогда не признавала на поступательном пути вперед революционных преобразований. Их целью была созидательная деятельность, в основе которой лежали религиозно-нравственные принципы, которые они не только декларировали и испведовали, но и всеми силами старались воплощать в жизнь.

Основатель Трехгорной Мануфактуры Василий Иванович Прохоров, будучи уважаемым и почтенным человеком, уже в преклонном возрасте отказался от прибыльного пивоварения, так как всегда тяготился этим делом, считая его вредным для людей, а потому и неугодным Богу. Ещё более была убеждена в этом его вторая жена, молоденькая Екатерина Никифоровна, дочь Московского купца I гильдии Никифора Родионовича Мокеева, на которой В.И. Прохоров женился, оставшись вдовцом с двумя детьми. Она часто упрекала мужа: «Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу я желать, чтобы народ больше пил и через то разорялся», - рассказывал в своих воспоминаниях их сын Тимофей Васильевич. Рискуя всем накопленным капиталом и благополучием десятерых детей, Василий Иванович взялся за дело новое, мало кому тогда известное в России. Толчком для этого послужила его встреча с Федором Ивановичем Резановым, отставным солдатом из г. Зарайска, человеком молодым, инициативным, талантливым и энергичным. Резанов, попав в поисках заработка на одно из малочисленных ситце-набивных производств (к 1800 г. их в России было всего 8), досконально изучил это дело и смог предложить свои знания и организационный талант для основания нового производства. Объединив капиталы В. И. Прохорова, его авторитет и связи в деловом мире с опытом и знаниями Ф. И. Резанова, компаньоны в 1799 г открывают на берегу Москвы-реки на Пресне новое ситце-набивное производство. Василий Иванович видит в этом исполнение своего стремления делом служить людям.

Изображение
Естественно, что судьба его производства ему не безразлична, но он очень разборчив в средствах, ведущих к успеху: в силу своих религиозных убеждений, основанных на принципах нестяжательства и милосердия, одной из первых своих задач он считает благоустроение жизни людей, работающих на его производстве, а также и живущих в районе, прилегающем к нему, поэтому с первых лет существования на Пресне он сдержит одну богадельню сначала при храме Иоанна Предтечи, затем открывает вторую при храме Николая Чудотворца на Трех Горах. Уже в первом десятилетии на мануфактуре есть фельдшер, а затем и врач, приходящий туда 2 раза в неделю. Чуть позже, в эти же годы открывается своя амбулатория. Содержит В. И. Прохоров и приют, в котором воспитываются сначала 40 детей-сирот. Кроме этого, во время войны с наполеоновскими войсками Василий Иванович Прохоров был одним из первых купцов, пожертвовавши большую сумму денег на ополчение. И именно Василий Иванович остался в Москве, охраняя свои производственные помещения и запасы продовольствия, в том числе и для работников, от разграбления войском неприятеля. Его мужество и смелость вызвали чувство уважения даже у французского полковника, командовавшего частью, занявшей Пресню.

Александр Феодосьевич Бестужев-Рюмин (1761-1810) (отец А А. Бестужева-Марлинского, издателя «Полярной Звезды»), литератор и публицист написал: «...Вот купец Прохоров, которого я и лица не знаю, но которого почитаю и уважаю выше всех вельмож на свете: он истинный сын Отечества, умеющий употреблять достояние свое во истинное благо... Он купец по рождению, но в душе выше всякого вельможи... Прими дань от меня почтеннейший человек Прохоров, ты помирил меня с любезным моим Отечеством... ты краса русского народа, друг человечества. Продолжай благодеяния свои».


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#2

Сообщение Gosha » 10 мар 2019, 15:55

Мягкий характер, добрый нрав и сила нравственных принципов формировали взаимоотношения В. И. Прохорова со всеми людьми, в том числе и с работавшими на его производстве. Для них он был авторитетом, и пользовался большим уважением, так как был старшим наставником и учителем, рачительным и заботливым хозяином, старавшимся сделать все от него зависящее, чтобы облегчить и благоустроить их жизнь и быт.
Умирая он оставил своим потомкам завет «... живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении, всех, и, кольми паче, брат брата любите...»


Его компаньон Ф. И. Резанов, хотя и был человеком более рациональным, сухим и прагматичным, относился к своим работникам также как учитель и наставник, поскольку большинство из них пришли на фабрику по его приглашению, некоторые были его родственниками: не зная ситце-набивного и красильного дела, в процессе работы они обучались ему, приобретали знания и опыт, и, конечно, были благодарны за это.
Таким образом, с этой частью рабочих тогдашних хозяев связывали не только деловые, но и личностные отношения, которые можно определить как патриархальные.


При Тимофее Васильевиче, сыне Василия Ивановича Прохорова, начиная с 1816 г., производство расширяется – появляется ткацкая фабрика, активное участие в работах и управлении принимают его братья. Они все – не просто хозяева, а специалисты, каждый в своей области, а потому они, как это было и прежде, – и учителя, и наставники для своих рабочих. Кроме того, еще большее внимание уделяют они воспитанию не только молодого поколения (приют, школа ремесленных учеников, курсы для девочек), но и зрелых, взрослых рабочих, для которых устраиваются воскресные классы и вечерние чтения, – цель которых – повышение общего образовательного и, главным образом, нравственного уровня.


На фабрике неукоснительно действуют правила поведения, разработанные Тимофеем Васильевичем, предписывающие трезвое и благонравное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний влекло за собой увольнение. И если подобная установка вызывала иногда недовольство взрослых рабочих, не желавших выполнять требований, лишавших их возможности вести привычный образ жизни с пьянками и разгулами, то оно не шло ни в какое сравнение с той благодарностью и преданностью, которые проявляли и родители детей, воспитанных в Прохоровских учебных заведениях и приютах, и те рабочие, которые понимали пользу и благотворность подобной организации производства. Тимофей Васильевич в 1820 г. открывает первый в России рабочий театр при фабрике (который с некоторым перерывом просуществовал до 1914 г. (имел помещение и зал на 1300 мест). В спектаклях принимали участие рабочие, а увлеченным режиссером был сам Тимофей Васильевич, костюмы для спектаклей шила его мать Екатерина Никифоровна. Память о Тимофее Васильевиче Прохорове жила не только в устных пересказах: с 1862 г. его биография помещалась в школьных хрестоматиях (Хрестоматия Сухотина и Дмитриевского, изд. 1862 г. , стр. 117-150).

Император Николай I во время промышленной выставки в Москве отметил братьев Прохоровых специальной благодарностью за организацию школы и преумножение благосостояния и нравственности народа. Другим промышленникам было рекомендовано организовать школы по образцу Прохоровской, которая и положила начало профтехобразованию не только в России, но и в Европе.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#3

Сообщение Gosha » 14 мар 2019, 15:40

У потомков Тимофея Васильевича остались философско-нравственные трактаты "О богатении", "О бедности", "О необходимости улучшения быта и нравственного состояния рабочих", в которых он осмысливает и формулирует цели и задачи каждого человека, занимающегося полезной деятельностью, а также определяет меру его ответственности с позиции православного верующего человека. Как мы видим, и во втором поколении сохраняется патриархальность во взаимоотношениях членов семьи Прохоровых с людьми, работающими на мануфактуре, и причиной тому – не только их личные качества, но и общая направленность их деятельности, в результате которой с 1816 г. при Мануфактуре существовали две богадельни, школа, амбулатория, курсы для девочек. Приют, школа, курсы поставляли свой контингент высоко профессиональных рабочих, мастеров и заведующих цехами, которые в течение многих десятилетий оставались на фабрике, составляли ее ядро и, конечно, определяли характер и атмосферу взаимоотношений.

Представители третьего поколения владельцев – Алексей Яковлевич и, в особенности, Иван Яковлевич, не менее деятельны, чем их предки. Иван Яковлевич перестраивает церковь в Новом Ваганькове, он – ее староста, у церкви – свой счет, на котором содержатся богадельня и женские курсы, а также Попечительский совет. Они – основатели Товарищества Прохоровской Трехгорной Мануфактуры, в Правление которой входят рабочий Н. В. Васильев, и служащий В. Р. Келлер, рабочие также становились пайщиками. Имеющая глубокие корни и объективные причины "патриархальность" отношений в основном сохраняется и при них. Даже отстраивая Мануфактуру заново, после пожара, и переведя все производство в Серпухов на купленную у Н. Н. Коншина фабрику, Иван Яковлевич ухитряется сохранить основной костяк нескольких сотен рабочих, выплачивая им часть от 1/4 до 2/3 жалованья. После восстановления Трехгорки эти рабочие составляют ее костяк (с 1881 г.).
С расширением производства, с притоком большого количества сезонных и временных рабочих личностные, патриархальные отношения с большинством из них делаются невозможными. (К 90-м годам на фабрике уже около 6 тысяч рабочих и служащих), отношения принимают в большинстве своем договорной характер.

На долю представителей четвертого поколения – Сергея Ивановича и, в особенности, Николая Ивановича Прохоровых, выпадают все сложности и тяготы революционных и военных перипетий, хотя и они все силы отдают тому, чтобы сохранить традиции пращуров и жить в соответствии с заветом, оставленным Василием Ивановичем Прохоровым... "живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении, всех, а кольми паче, брат 6paта любите..." Однако идеи революционного движения, все более захватывающие рабочие массы страны и разъедающие их сознание, начинают проникать и на Прохоровскую Мануфактуру: с 1891г. на Мануфактуре начинают вести пропаганду социал-демократы. И все же трудовые конфликты, которые возникали тогда на фабрике, были кратковременны и несерьезны – они не привлекали специального внимания ни полиции, ни левой прессы – так свидетельствуют полицейские архивы. По документам полиции можно увидеть, что до 1899 г улаживанием трудовых конфликтов на Мануфактуре занимался Сергей Иванович, пользовавшийся непререкаемым авторитетом как среди большинства рабочих, так и в деловом мире. Человек решительный и в чем-то жесткий, он прибегал к самым решительным мерам по отношению к "бесчинствующим смутьянам", но, если видел свою неправоту, то всегда признавал ее. Конфликты возникали в основном с новой и многочисленной категорией работающих на мануфактуре, а именно с ткачами, большей частью людьми молодыми и малообразованными.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#4

Сообщение Gosha » 22 мар 2019, 17:00

Администрация старалась по мере возможности и в разумных пределах удовлетворить все возрастающие требования "активного" меньшинства. Кстати, почти безоговорочное удовлетворение требований, бывшее тогда общей тенденцией, определяемой политикой сверху, развращало молодых рабочих, позволяя им добиваться материальной выгоды не в качестве платы за хорошую работу и совершенствующееся мастерство, а в результате "разбойничьих наскоков" на администрацию. На это указывает и Николай Иванович Прохоров в своих заметках, посвященных анализу событий 1905 г.

В 1896 г. на фабрике появились листовки Московского "Рабочего Союза", но, по свидетельству полицейских донесений, рабочие отнеслись к ним "равнодушно".

С 1899 г., после внезапной и ранней смерти Сергея Ивановича, вся ответственность и все тяготы, связанные с управлением Мануфактурой легли на плечи Николая Ивановича Прохорова, который, правда, и до этого был Директором-распорядителем, делил обязанности со своим братом, признавая , однако, по традиции, главенствующую роль того и относясь с большим почтением как к старшему, хотя разница между ними была всего в один год. В 1900 г. именно Николай Иванович пожинает плоды многолетней успешной работы Мануфактуры: на Всемирной выставке в Париже: Мануфактура получает высочайшие награды – Гран-При за промышленную деятельность, Золотую Медаль по «санитарному делу и за заботы о быте рабочих», Золотую медаль получает школа ремесленных учеников, а лично Николай Иванович удостаивается Ордена Почетного Легиона за промышленную и благотворительную деятельность. Никто не оспаривал тогда эти заслуги. Николай Иванович пользовался громадным уважением и авторитетом как у себя на Мануфактуре, так и в финансово-деловом мире. В Досье, составлявшемся на всех крупных деятелей, о Николае Ивановиче сказано, что он – «человек безупречных нравственных качеств».

Однако судьба готовила Николаю Ивановичу тяжкие испытания – события 1905 года. Рабочее движение начала ХХ в., провоцируемое и поддерживаемое революционерами всех мастей, набирало силу. Оно было направлено не только на удовлетворение экономических притязаний, но и на разложение государственности. Сейчас уже известно, что немаловажную роль играли при этом и внешние силы – так на подготовку бакинской стачки 1904 г. выделяли средства английские и американские компании: их цель – завоевание мирового нефтяного рынка и вытеснение с него России. Таким образом, хорошо организованное агрессивное меньшинство сумело навязать свою стратегию и тактику большинству населения. В своих записках Николай Иванович пишет, что первые проблески этого движения были замечены среди рабочих механического цеха, слесарей, ткачей и ткацких подмастерьев, преимущественно из молодежи.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#5

Сообщение Gosha » 25 мар 2019, 16:35

В 1902 г. были учреждены союзы рабочих для оказания взаимопомощи, и первое время они действительно занимались вопросами улучшения благосостояния. Однако разрешение собираться вне фабрики – в частных и народных домах, а также то, что члены фабричной администрации туда не допускались, привело к тому, что там стали появляться подозрительные элементы со стороны, проникавшие на собрания под видом
рабочих и стремившиеся возбудить и взорвать рабочие массы. В 1903 г. в противодействие этому влиянию Правлением Мануфактуры были допущены выборные старосты, которые стали посредниками между рабочими и правлением. Большинство конфликтов было таким образом урегулировано. Зимой же 1904 г., когда бакинское и петербургское движение вызвало целый ряд забастовок, оно захватило и фабрики Товарищества Прохоровской Трехгорной Мануфактуры, случилось это 14 января 1905 г. Были предъявлены требования экономического характера, выработанные бакинскими и петербургскими стачками – учреждение школы, яслей, при и т.д., – По отношению к Прохоровской Мануфактуре они были таким анахронизмом, что вызвали смех у большинства рабочих – все это существовало у них в гораздо большей мере уже в течение 100 лет. Однако бесчинства и хулиганства продолжались, и Николай Иванович был вынужден остановить фабрику, он не работала три дня. На второй и третий день возмущение большинства рабочих, желавших вернуться к работе, стало столь велико, что организаторы стачки отступили, хулиганства прекратились, и фабрика начала работать.


Январская стачка на Мануфактуре способствовала поляризация рабочих. Большая часть стала активно выступать в защиту хозяина. Рассказывает об этой стачке советский историк Д. В. Антошкин в книге "Фабрика на баррикадах. Трехгорная мануфактура в 1905 г." М., 1934 г. И хотя эта книга написана в Комакадемии в 30-х годах, историк, насколько это возможно в тех условиях, сохраняет известную объективность. Он показывает, как организаторы забастовки прибегают к разного рода уловкам, чтобы вовлечь рабочих в стачку. Прежде всего несколько человек остановили электрическую станцию, а с ней и работу всех машин. "После этого, - пишет Д. В. Антошкин, - организаторам легко было снимать с работы и увлекать за собой из фабричных корпусов взбудораженных рабочих, тем более что "полукрестьянская часть их легко возбуждалась, легко взрывалась". Далее Д. В. Антошкин сообщает, что в июле 1905 г. рабочие обращались к Николаю Ивановичу с просьбой не допускать противоправительственной пропаганды на фабрике и уволить смотрителя прядильного отделения В. И. Логачева, который подстрекает их к забастовке. 3 августа последний был уволен.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#6

Сообщение Gosha » 28 мар 2019, 15:56

В августе 1905 г. на ежегодном молебне Николаю Ивановичу были преподнесены иконы и адреса. В адресе рабочих механического отделения, между прочим, говорилось: "Мы, рабочие, собрались здесь, чтобы доказать, Вам свою любовь и благодарность... Ваши суждения всегда были благородны, осторожны, сдержанны и безобидны, они всегда были похожи на добрые слова, а не на начальнический выговор..., посреди нас явились сеятели, чтобы сеять злое семя... Мы же желаем честно и добросовестно трудиться честным и благородным трудом...и т.д.".
И даже постоянные "смутьяны" – ткачи тоже вручили свой адрес: "Глубоко уважаемый наш хозяин Николай Иванович! Просим принять от нас, рабочих Ткацкой и Прядильной фабрик, эту икону Нерукотворного образа Господня и хлеб-соль в благодарность за Вашу постоянную заботу и отзывчивость к нашим нуждам...".


И тем не менее на Мануфактуре стало расти число тех, особенно среди молодежи, кого влекла романтика насилия и возможность скорого получения больших и незаслуженных благ.

Вот что пишет активный стачечник в своих воспоминаниях, вышедших в 30-х годах. Он похваляется, что изо всех книг сочинения Геккеля нравились ему больше других, что в церковь он ходить перестал, а в большевики пошел, так как "ихние посулы были очень хорошие: как хозяина прогоним, фабрики наши будут, рестораны откроем – тут и выпьешь, закусишь". Далее он вспоминает, что после 1917 г. он был наделен полномочиями фининспектора и "обложил Шаляпина на один миллион".

Документы говорят о том, что большинство рабочих не хотело быть вовлечено в революционное движение, они хотели спокойно трудиться. Николай Иванович в своих записках писал: "В октябре Правлению стало известно, что на народных сборищах, главным образом, в Университете, в Межевом институте и других вузах раздаются угрозы против рабочих Прохоровской Трехгорной Мануфактуры и выражается намерение силой заставить их примкнуть к забастовке, причем рабочие Мануфактуры назывались при этом "черносотенцами".


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#7

Сообщение Gosha » 01 апр 2019, 11:59

Во время всеобщей октябрьской забастовки Трехгорная Мануфактура была остановлена не работающими на ней, а демонстрацией, пришедшей с других предприятий. Как пишет Д. В. Антошкин, "в окна фабрики посыпался град камней и револьверные выстрелы. В течение пяти минут в фабрике со стороны Нижней Пресни все стекла были выбиты".

Правление фабрики, во избежание дальнейших эксцессов, было вынуждено работы приостановить.

Прохоровская Мануфактура становится центром вооруженного восстания не потому, что ее рабочие с энтузиазмом берутся за оружие, а в силу ряда внешних обстоятельств. К Мануфактуре, расположенной в центре Москвы и представляющей с военной точки зрения изолированный и хорошо защищенный опорный пункт, стекаются со всего города вытесненные из центра дружины. Сюда приходит наиболее многочисленная и хорошо вооруженная кавказская боевая дружина, здесь располагает свой штаб дружина с соседней мебельной фабрики Н. П. Шмидта, владелец которой в тесном сотрудничестве с большевиками создал эту дружину. Из далекого Иванова прибыла сюда и дружина М. В. Фрунзе. Перебрались на Мануфактуру и остатки студенческой и железнодорожной дружин. Всего – около 450-ти человек. Собственных дружинников из почти семитысячного коллектива набралось, как свидетельствуют документы суда 1906 г., едва 75 человек.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
NoName
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 400
Зарегистрирован: 08.03.2018
Образование: студент
Политические взгляды: анархические
 Re: Социалист Прохоров

#8

Сообщение NoName » 01 апр 2019, 23:04

Я уж грешным делом подумал тема про этого олигарха, который в Трудовой кодекс предлагал внести правку, узаконивающую 60-часовую рабочую неделю :-)


Приумножая безумие по жизни..
Bringing chaos and confusion..

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#9

Сообщение Gosha » 02 апр 2019, 13:57

NoName:
01 апр 2019, 23:04
Я уж грешным делом подумал тема про этого олигарха, который в Трудовой кодекс предлагал внести правку, узаконивающую 60-часовую рабочую неделю
Дружинники установили на фабрике военную дисциплину. Антошкин Д. В. повествует следующее: "штаб распорядился, чтобы рабочие, которые не входят в дружину и не участвуют в боевых действиях, несли бы охрану и дозоры на территории Трехгорки с казармами и кухнями и на баррикадах. Это дело было поставлено на военную ногу. Кто не хотел стоять в дозорах и на постах охраны, того заставляли это делать, подчиняли дисциплине. Были случаи, когда отдельным рабочим указывали на возможность дисциплинарных наказаний вплоть до расстрела".

"...Мужики, естественно, стали разбегаться по своим деревням. И на это руководители дружин нашли узду: уход в деревню рассматривался как дезертирство, и против него были приняты суровые меры. Пожитки покинувших территорию фабрики выбрасывались из спален в сарай, а в освободившиеся помещения вселялись другие рабочие. Василий Осипов (Губастый) ходил по спальням и проверял, кто из рабочих скрылся в деревню. Тоже самое делал и Иван Куклев (Гусар)".

Появились ЧК и тюрьма. Кого же сажали в нее? Меньшевик П. А. Гарви, бывший одним из руководителей, вспоминал: "Были это большей частью случайные лица – какая-то проститутка, которая "ходила к казакам" и казалась поэтому подозрительной, какой-то обыватель, споткнувшийся о баррикаду и обругавший в сердцах и ее, и революцию и т.д."

Одним из актов нового порядка было зверское убийство без суда и следствия пристава Сахарова и начальника сыскного отделения Войлошникова. П. А. Гарви считал это проявлением "диктаторских замашек" и "самодурства" военного руководителя восстания на Пресне большевика "Седого" – Литвина. Однако с П. А. Гарви трудно согласиться. Это не было единичным проявлением личной инициативы. В специальной инструкции, изданной большевиками, террор рекомендовался всем дружинникам как универсальное средство борьбы: "Казаков не жалейте... уничтожайте их 6ез пощады", трудящиеся призывались к "отчаянной, кровавой, истребительной войне".

Николай Иванович Прохоров все время восстания и осады оставался на фабрике и днем, и ночью, а вся его семья – в родовом доме тут же у ворот Мануфактуры. Никто из дружинников его не посмел тронуть, с ним были и служащие, и рабочие. Он принял все меры, чтобы прекратить бомбардировку Пресни. В самый разгар восстания он поехал к городскому голове Н.И. Гучкову и предводителю дворянства Трубецкому с письмом от рабочих с просьбой прислать войска и освободить их от дружинников.

Но только раздались первые залпы пушечной канонады, революционеры-дружинники покинули Мануфактуру, оставив неорганизованную часть своих соратников на милость победителей. Войска же, не зная о том, что фабрика оставлена основной массой революционеров, продолжали артиллерийский обстрел ее стен. Вот тогда-то рабочие и подняли над воротами фабрики белый флаг, который должен был поведать о том, что никто теперь не собирается оказывать сопротивление войскам.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 12
Всего сообщений: 11414
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Социалист Прохоров

#10

Сообщение Gosha » 09 апр 2019, 14:11

По занятии полком территории Мануфактуры случилось то, что сделало Николая Ивановича объектом нападок левой и либеральной прессы. Командир полка Г. А. Мин пунктуально выполнил данный ему свыше приказ – велел расстрелять как мародеров и убийц во дворе фабрики нескольких оставшихся на фабрике дружинников – по закону военного времени. Событие это с самого начала окружает некая таинственность. Сколько дружинников было расстреляно на дворе Мануфактуры? Специальный корреспондент газеты "Русь", особо ярко расписывавший ужасы, якобы творимые войсками, называл цифру до 30 человек. На суде над участниками декабрьского восстания на Пресне приводилась цифра в 16 человек. Сам Г. А. Мин уже ничего не мог сообщить: в августе 1906 г. он был убит по решению партии эсеров. Газета "Новое время" утверждала по этому поводу, что "революционеры спешат кровавым мщением заглушить голос одного из самых важных свидетелей". Однако какие-то факты из отчета Мина о тех событиях советские архивы все же сохранили, правда с большими купюрами, сведения, содержащиеся в них, недоступны до сих пор.

После 1917 г., когда полицейские архивы попали в распоряжение новой власти, казалось, в этот вопрос будет внесена ясность. Однако дело запуталось еще больше. В 1923 г. на стене ткацкого корпуса была установлена белая мраморная мемориальная доска, на которой был высечен патетический текст: "Спите, дорогие товарищи, мы за вас отомстим. Вы первые подняли знамя восстания. Мы донесли его до диктатуры пролетариата. Клянемся донести до торжества мирового коммунизма. От рабочих Красно-Пресненской Трехгорной Мануфактуры".
Правда, смущает то, что в списке расстрелянных фигурирует В. Чеснов, фамилию писали то как Чеснов, то как Честнов, который присутствовал на суде в 1906 г.! Позже историк Д. В. Антошкин опубликовал список расстрелянных, где В. Чеснова нет. Странно и то, что на доске значатся 14 фамилий, а у Д. В. Антошкина их всего 9. В военно-историческом архиве в фонде лейб-гвардии Семеновского полка хранится список всех погибших боевых дружинников Прохоровской Трехгорной Мануфактуры – он лишь частично совпадает и со списком на доске, и со списком, приводимым Д. В. Антошкиным.

Итак, за все годы советской власти к личностям расстрелянных дружинников не было проявлено простого человеческого внимания. Лишь об одном из них кое-что известно, о Корженевском. Он был обвинен в убийстве пристава Сахарова, это о нем рабочий Н. Иоделис рассказывал после революции: "Корженевский, бывало, нарисует на бумажке батюшку царя, прикрепит его к дереву, а мы палим в него из револьвера".
Кто же были остальные — невинные жертвы, как утверждала либеральная и социал-демократическая пресса, или же люди, руки которых были обагрены кровью казаков и солдат? Или просто уголовники, которые тогда тоже хватало на Пресне? До сих пор об этом не узнали ни профессионалы-историки, ни любители-"следопыты".

После 1917 г. делаются попытки обвинить Н. И. Прохорова в причастности к расстрелу дружинников, однако доказательств не нашлось. Все имеющиеся свидетельства говорят о том, что он и другие члены Правления узнали о военно-полевом суде после свершившегося, поскольку хозяином на Мануфактуре после занятия ее войсками был командир Семеновского полка.


Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Российская империя»