Роль России в мировой историиОбщие вопросы истории

То, что не вошло в основные разделы нашего исторического форума
Анатолий232
 Роль России в мировой истории

Сообщение Анатолий232 »

Роль России в Мировой истории.
Во время Византии; 1812; Татаро-Монгольское нашествие; Космос;
Реклама
Аватара пользователя
Ив@н
Всего сообщений: 334
Зарегистрирован: 01.02.2016
Образование: среднее
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Ив@н »

Анатолий232:Роль России в Мировой истории.
Изображение

Место и роль России в мировой истории.

Природно-климатические условия и их влияние на российскую историю, и менталитет россиян.

Противоречивость природно-климатических характеристик территории обусловила целый ряд важных для населения России последствий, как положительных, так и отрицательных. Жизнедеятельность значительной части жителей страны осуществляется в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях, заставляя расходовать много усилий и ресурсов на обогрев помещений, теплую одежду, долговременное стойловое содержание скота и т.д. На экономику, весь жизненный уклад оказывает важное воздействие то, что около ? территории приходится на Север и зону рискованного земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства сосредоточены там, где почти нет населения, что ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями.

Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, а затем Российская империя преимущественно находилась в зоне сплошных, величайших в мире лесов, заболоченных земель, со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами. На севере, вдоль всего Северного Ледовитого океана, простиралась тундра, а южнее лесостепь, переходящая в огромные степные пространства. Климат России преимущественно континентальный с резким понижением зимней температуры по мере продвижения к востоку. В нашей стране находится полюс холода. Характерной чертой климата всегда был недостаток осадков, к тому же выпадавших в основном в течение двух - трех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года.

Ранние заморозки и снежный покров чрезмерно сужали период, пригодный для сельскохозяйственных работ. Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года. Из них 30 дней уходило на сенокос. То есть от посева до жатвы он имел примерно 100 рабочих дней, в то время как, например, во Франции нагрузка распределяется на 10 месяцев, во время которых в силу более мягкого климата возможны сельскохозяйственные работы.

Сравнивая два самых северных государства в мире - Россию и Канаду, - американский историк Р. Пайпс отмечает, что подавляющее большинство канадского населения всегда жило в самых южных районах страны, в трехсоткилометровом коридоре вдоль границы США, т.е. на 45°, что соответствует широте Крыма и среднеазиатских степей. К северу от 52-й параллели в Канаде проживало мало населения и почти отсутствовало сельское хозяйство. А Российское государство образовалось на территории между 50 и 60° северной широты. Земли, расположенные в более благоприятных климатических условиях, были приобретены Россией лишь в конце XVIII в. (Северное Причерноморье, Крым, часть Кавказа).

Находясь в жестком цейтноте, русский крестьянин должен был в течение 25 дней реально вложить в землю такой объем труда, который, работавшему в более благоприятных условиях европейскому крестьянину трудно было даже представить. Практически это означало, что русскому крестьянину приходилось трудиться почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя всех членов семьи - женщин (на мужских работах), стариков и детей. Восьмилетние дети трудились на тяжелой работе: во время вспашки полей колотушкой разбивали крупные комья земли, возили и разбрасывали навоз, участвовали в сенокосе. Крестьянину в Западной Европе ни в средневековье, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось, поскольку удобный для сельскохозяйственных работ период длится там в среднем 8 - 9 месяцев.

Продолжая сравнение с Канадой, Пайпс утверждает, что этой стране никогда не приходилось кормить большого числа населения, ибо те, которые не находили работу в народном хозяйстве, перебирались на временное или постоянное жительство в США. А России, по словам Пайпса, «приходилось полагаться на свои собственные ресурсы, чтобы прокормить население, которое уже в середине XVIII в. превышало население сегодняшней Канады».

В начале XXI века, по-прежнему, большая часть территории Российской Федерации - заполярные и приравненные к ним районы. (Так, например, самый северный крупный город Канады - Эдмонтон лежит на широте

Курска, и если в Канаде на этих широтах плотность населения не превышает 2-х человек на кв. км, то в России - не менее 20-и.)

Говоря об урожайности, Р. Пайпс подчеркивает, что только при условии, когда одно посеянное зерно при уборке урожая приносит минимум четыре зерна, можно прокормить население. В Западной Европе этот уровень был достигнут еще в XIII веке, а в XVII веке в Англии уровень урожайности составил десять зёрен на одно посеянное, что, в свою очередь, сказалось на объемах вспашки земли и соответствующих трудовых затратах. В России же урожайность почти 400 лет была крайне низкой, да и достигалась она громадными затратами труда. В России и в конце XVIII века средняя урожайность зерновых культур колебалась в среднем в 3 - 4 зерна урожая на одно посеянное.

Общую ситуацию хорошо характеризуют слова русского философа И.А. Ильина: «Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность…». Проявлением указанного механизма выживания является и русская пословица: «не до жиру, быть бы живу».

Необходимо подчеркнуть, что влияние природно-климатического фактора продолжает оказывать негативное воздействие на экономику и в наши дни. Использование техники, конечно, способно компенсировать краткость сезона сельскохозяйственных работ, но засуха и заморозки по-прежнему могут погубить значительную часть урожая. Д.Е. Сорокин отмечает, что высокая энергозатратность производимой в России продукции, в том числе, промышленной, резко повышает её себестоимость и, как следствие, снижает конкурентоспособность на внешних рынках. Отсюда следует, что при равной оплате труда непосредственных производителей российская продукция неизбежно будет или хуже или дороже товаров, произведенных в более благоприятной природно-климатической зоне. Выход из обозначенной ситуации Д.Е. Сорокин видит в развитии наукоёмких технологий, стимулировании инновационной деятельности во всех сферах экономики. Только опережающая разработка новых технико-технологических решений и их немедленное внедрение, развитие информационных технологий позволит современной России вписаться в мировую экономику в качестве активного субъекта, а не сырьевого придатка.

Геополитический фактор российской империи.

Геополитический фактор оказал исключительное воздействие на особенности Российской цивилизации и специфику её развития. Судьба любой страны во многом определяется величиной территории и географическим месторасположением. От геополитической характеристики зависят устойчивость развития, благосостояние, процветание населяющих данную страну народов. Поэтому в течение многих столетий государства, в том числе Россия, стремились укрепить свое положение, обеспечить будущее путем достижения территориальной самодостаточности - шла борьба за выход к торговым путям и, прежде всего, к морям, к удобным проливам, долинам судоходных рек, к районам с крупными залежами полезных ископаемых и т.п.

Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

1. обширные, слабозаселенные территории, занимающие промежуточное между Европой и Азией положение;

2. изначально незащищенная естественными преградами граница;

3. оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли);

4. благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть.

1. Обширная территория.

Равнинный характер местности, отсутствие непреодолимых естественных преград способствовали тому, что население получало возможность передвигаться и расселяться на огромных территориях. Недаром В.О. Ключевский говорил, что «история России есть история страны, которая колонизуется». Границы государства постоянно расширялись, при этом плотность населения была очень низкой, особенно в его азиатской части.

Новые земли осваивались ещё со времен Древнерусского государства, с XVI в. - Сибирь и Дальний Восток. В XVI - XVII вв. заселялись южные районы Европейской России, в XVIII в. - Северное Причерноморье. На XVIII - XIX вв. выпало хозяйственное освоение Заволжья. В XIX - XX вв. осуществлялось переселение из Европейской России в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Северный Кавказ и т. д.

Из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе «место под солнцем», поскольку земли хватало на всех. Ещё один немаловажный факт: разреженность поселений в некоторой степени ограждала, в отличие от утесненных народов Европы, от колоссальных эпидемий.

2. Незащищенная естественными преградами граница.

Крайне осложнил историческое бытие народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: морями, горными цепями. Поэтому россияне, расселившиеся на обширных пространствах Европы и Азии, становились объектом вековых притязаний ближних и дальних соседей, начиная с набегов кочевников и вплоть до современной экономической экспансии транснациональных монополий.

Угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны: огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. В интересах безопасности осуществлялась концентрация сил народа: вследствие этого роль государства чрезвычайно возрастала, формировался мобилизационный тип развития.

Величайшим бедствием для Отечества стало вторжение войск монгольских ханов в XIII веке. Шло массовое истребление и порабощение населения, разрушение крупных городов - центров культуры. Полностью было уничтожено население Рязани, Владимира, Торжка, Козельска. Сожжены Суздаль, Москва, Ярославль, Киев и другие города. Монголо-татарское нашествие надолго и искусственно задержало экономическое развитие русских земель. Только в последней четверти XIII в. состоялось 14 крупных вторжений, сравнимых с разорением русских земель в ходе похода Батыя. Крупные вторжения сопровождались бесчисленными мелкими набегами для личного обогащения разного рода царевичей, темников и других.

Владимирские и суздальские земли опустошались в тот век пять раз, южнорусские (курские земли) - семь раз. Ордынцы четыре раза разрушали Переяславль-Залесский, по три раза Суздаль и Муром.

Следует подчеркнуть, что понятие «разрушить» город имеет разный смысл в русских летописях и в европейских хрониках. Например, Фридрих Барбаросса «разрушил Майнц» путем уничтожения крепостных стен. А при разрушении Милана жители были расселены в окрестных деревнях. Разрушение же русских городов, по свидетельству летописца, имело иные последствия: «Множество мертвых лежаша и град разорен, земля пуста, церкви позжены», «люди избиша от старца до сущего младенца».

Была уничтожена городская Русь, т. е. Древнерусская киевская цивилизация. Городов на Руси даже в конце XVII в. было намного меньше, чем в канун татаро-монгольского нашествия и общая численность населения к концу XVII в. не достигла предмонгольского уровня (11 млн.). (Население

Руси в канун нашествия превышало 12 млн. человек.). Киев - один из крупнейших городов тогдашней Европы, насчитывавший не менее 50 тыс. жителей, был практически стерт с лица земли, останки убитых было некому убирать даже шесть лет спустя после нашествия. Население частью было уничтожено, частью угнано в рабство и на невольничьи рынки. Практически все Среднее Поднепровье запустело. И дань, возложенная на оставшихся в живых, была такой, что даже крестьянин начала XX в. выплатить бы её не смог. Это был настоящий грабеж, практически не оставлявший населению деревень и городов возможностей не только для расширения производства, но и для обычной жизни. Поэтому можно удивляться, как люди выживали в условиях монголо-татарского ига. С другой стороны, неудивительно, что выживали немногие. И такое положение сохранялось более двух столетий.

При этом, как указывал А. Дж. Тойнби, помимо татарского ига Русь терпела убытки и «от западных соседей, не преминувших воспользоваться ослаблением Руси, для того, чтобы отрезать от нее и присоединить к западно-христианскому миру западные русские земли в Белоруссии и на Украине. Только в 1945 году России удалось возвратить себе те огромные территории, которые западные державы отобрали у нее в XIII - XIV веках».

На тот же факт западной экспансии обращает внимание Н.А.Нарочницкая, которая отмечает, что с XI до XXI столетия именно Запад с острием из восточноевропейских католиков постоянно продвигался на Восток, а рубежи колыбели русской государственности едва удерживались, да и то с переменным успехом. В XVI в. Русское централизованное государство воевало с Речью Посполитой, Ливонским орденом и Швецией 43 года, в XVII в. - 48 лет. Молодая Российская империя в XVIII в. Провела в войнах с Швецией, Польшей, Пруссией, Турцией 56 лет. В XIX в. Она воевала с наполеоновской Францией и королевской Великобританией, с Ираном и Турцией. В первую половину XX в. из 50 лет на войны с участием вооруженных сил России (СССР) пришлось 24 года.

Россия (СССР) неоднократно спасала европейскую цивилизацию от уничтожения. Это имело место в годы монголо-татарского нашествия, было и в период борьбы с захватническими планами Наполеона, во время самой кровопролитной из войн - Второй мировой. В большинстве войн в силу объективных обстоятельств своего географического расположения Россия была вынуждена принимать на себя не только первый, самый сильный удар врага, но и нести самые тяжелые издержки военных конфликтов.

Противник, вступая в пределы России изначально настраивался на крайне жестокое ведение войны. Сравним два высказывания. Наполеон: «Через пять лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю её»; А. Гитлер - «Я имею право уничтожать миллионы людей низшей расы». Колоссальные силы каждый раз требовались, чтобы страна возродилась.

3. Оторванность от морей. Немаловажное значение для нашей истории имело и то обстоятельство, что долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли.

Борьба за выход к морю являлась одним из основных направлений развития. Только державы, имеющие выходы к морям, играли и до сих пор играют основополагающую роль в мировом балансе сил и являются системообразующими факторами в складывании всех систем международных отношений. Таковой державой сделал Россию её выход к Балтийским берегам на северо-западе, к Чёрному морю - на юге и к Тихому океану, что завершило освоение Сибири и Дальнего Востока.

Для России географическое расширение и закрепление на морях было закономерным условием её выживания. Это осознанно или интуитивно чувствовали русские государи от Александра Невского до Петра I. Петр

Великий немного ценил русское своеобразие, но первым осознал необычайный потенциал России и народа и прекрасно ощутил новые геополитические нужды государства, парализованного давлением Швеции и Польши, а с другой стороны - вассалом Турецкой империи - Крымским ханством.

4. Речная сеть. Но помимо неблагоприятных, был и благоприятный для исторического развития России геополитический фактор - специфика речной сети Восточно-Европейской равнины. Исполинские системы рек, которые почти переплетались между собою, составляли по всей стране уникальную водную сеть. До второй половины XIX в. подавляющая часть товаров перевозилась на судах и баржах. Таким образом, речная сеть сплачивала страну и политически и экономически.

Особенности социально-политической организации и духовной жизни общества.

На социокультурные и политические характеристики российской цивилизации вышеперечисленные факторы оказали большое влияние. В России сложились крепкие общинные традиции.

Характеризуя существовавшую на протяжении столетий общину, следует отметить, что в социологии давно выделены две главные формы общины: кровнородственная и территориальная, которые чаще всего рассматривают как последовательные этапы развития от первобытнообщинного строя к государственности. Но это неточно. На самом деле оба типа общины всегда сосуществовали во времени как в догосударственный, так и в государственный период (сосуществуют они и сейчас). Эти общины издревле, так или иначе, противоборствуют. Многие племена исчезли в борьбе за господство, в том числе друг с другом в рамках единого племени, другие порабощались завоевателями и утрачивали свою культуру и язык.

У кочевых народов обычно преобладает кровнородственная община с резко выраженной внутренней иерархией, которая присутствует изначально: у разных поколений разные права, младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим. Со стороны в неё можно попасть лишь в качестве зависимого человека, раба, да и сами младшие члены семьи располагают немногим большими правами. В кровнородственной семье чувство «крови» прививается почти насильно и отчужденность больших семей друг от друга часто выливается в прямую вражду, регулируемую обычаем кровной мести. У оседлых земледельцев чаще всего складывается территориальная община, в рамках которой родственные чувства слабее, дольше удерживается идея равенства и в семье, и в общине в целом.

У большинства западноевропейских народов община изначально была кровнородственной (возобладал иерархический принцип соподчинения сверху вниз) и исчезла она уже в период раннего феодализма. А у славян, насколько можно проникнуть в глубь веков (с рубежа III - II тысячелетий до н. э.), была территориальная община, сохранявшаяся вплоть до XX столетия и с огромной силой воздействующая на национальный характер.

Территориальные общины обычно держатся принципа равенства и внутри её и в отношении к другим племенам и народам. Они:

- выстраиваются снизу вверх, путем делегирования, вплоть до высшей власти;

- открыты и для иноплеменников, которых принимают на положении свободных и равных;

- легко ассимилируют и ассимилируются в иноязычной среде (прежде всего в рамках также территориальных общин).

Территориальная община и будет тем главным, что определит специфику славянского менталитета на полторы тысячи лет после их бурного расселения чуть ли не по всей Европе в конце V - VII вв. Многие древние народы или их остатки растворились в славянских территориальных общинах: фракийцы, иллирийцы, венеты. Последние настолько, что в позднейшей традиции их и знали как ветвь славян, хотя таковой они изначально не были.

Принцип равенства, связывающий территориальную общину, предопределяет специфическое отношение к частной собственности: она на протяжении веков остается подчиненной более важной коллективной, она лишь в тех сферах, которые не затрагивают интересы общины в целом. Устойчивость общины у славян сохранялась именно потому, что неизбежные ограничения притязаний личности с лихвой компенсировались преимуществами как в хозяйственной, так и в культурно-духовной сфере. И именно община являлась наиболее действенной защитой перед лицом угрозы как со стороны природных, так и инородных, иноплеменных сил.

Естественно, что в течение столетий постепенно сложились представления об общине как высшей ценности. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Только подчинение индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей, а русскому народу сохраниться в качестве этноса. Многовековой опыт общинного жительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение: земельные переделы и поравнения, различного рода крестьянские «помочи», когда вся община бесплатно работает в пользу крестьянина, попавшего в беду (пожар, болезнь и т.д.). Нестабильность существования индивидуального крестьянского хозяйства хорошо понимали и помещики, оказывающие периодически крестьянину помощь ссудами, всячески стимулируя демократические функции общины. Общинные уравнительные традиции сохранились и после Первой мировой войны, они существовали и в 20-е годы вплоть до коллективизации. Колхозная система смогла утвердиться в русской деревне во многом благодаря общинным традициям.

Важная роль в функционировании российской цивилизации принадлежит государству, что определяется прямым воздействием указанных выше факторов. Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства приводили в итоге к низкому объёму совокупного прибавочного продукта, то явилось причиной формирования жёстких рычагов государственного механизма, направленного на изъятие определенной доли этого продукта для обеспечения потребностей самого государства и общества в целом.

Потребность в сильной власти во многом была вызвана экономическими задачами, когда государство вынуждено форсировать «процесс общественного разделения труда и, прежде всего отделение промышленности от земледелия, ибо традиционные черты средневекового российского общества - это исключительно землевладельческий характер производства, отсутствие аграрного перенаселения, слабое развитие ремесленно- промышленного производства, постоянная нехватка рабочих рук в земледелии и их отсутствие в области потенциального промышленного развития». Отсюда вытекало гораздо более активное, чем на Западе, регулирующее воздействие российского государства на социально-экономическую сферу. Свою роль играл и географический фактор - огромная территория, благоприятствующая центробежным тенденциям, могла быть «стянута» в единое государство только сильной центральной властью. Еще В.О. Ключевский считал, что при свойственной России территориальной обширности неизбежно вставала проблема так называемых удерживающих «скреп», к которым историк относил христианство (с его объединительным началом), высокоцентрализованную власть, рано развившуюся сильную бюрократию, мощную армию. Что касается последней «скрепы», о её значении свидетельствует мудрое изречение российского императора Александра III: «У России есть только два союзника - её армия и её флот».

История России - это история осажденной крепости. С 1055 г. по 1462 г., по подсчётам С. Соловьева, Россия перенесла 245 нашествий. И.А. Ильин в работе «Историческое бремя России» справедливо отметил, что «наша история есть история непрерывного военного напряжения, история самообороны и осады: от Дмитрия Донского до смерти Петра Великого Россия провоевала пять шестых своей жизни». В целях обеспечения безопасности страны необходимо было объединить народные усилия, что, естественно, повышало значение государства, приобретавшего сакральный характер.

Этнический фактор.

Этнический фактор важен для характеристики любой цивилизации, поскольку создается она исключительно в процессе жизни и деятельности конкретных народов. Ядром российской цивилизации является русский народ - один из наиболее крупных, развитых и богатых культурой народов мира. Он стал собирателем и объединителем других этносов России (ныне составляющих около 20% населения).

Большинство этносов, вовлеченных в единое культурное пространство, приобщенных к русской культуре, скрепленных языком межнационального общения - русским языком, стали участниками единого культурного процесса, создателями общих ценностей в едином географическом, политическом и духовном пространстве. Многие из них и сегодня находятся в лоне российской цивилизации, о чем свидетельствует их внутренняя самооценка, культурно-историческое самочувствие их представителей.

Хотя государствообразующим являлся русский этнос, в стране сформировалась уникальная форма национального общежития. В России имело место братство людей различных национальностей под общим названием «русские». Герой Отечественной войны 1812 г. Пётр Багратион считал себя русским грузином. Подобная позиция получила ёмкую характеристику русского мыслителя XX века И.А. Ильина, отметившего в статье «Почему мы верим в Россию», что «быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое своеобразие… Быть русским значит верить в Россию так, как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители».

По мнению историка А.Г. Кузьмина, именно территориальная община, для которой характерна идея равенства, является объяснением следующего феномена: дойдя до Тихого океана, славяне не уничтожили ни одного народа, а ассимиляция многих племен происходила совершенно естественно и довольно быстро.

В 1721 г. страна официально стала империей, однако Российская империя не была похожа на колониальные империи Запада. В стране все народы были участниками строительства и носителями государственности. В России отсутствовало понятие «метрополия», не было юридически господствующей нации, не было национального угнетения в пользу самого многочисленного русского народа. Подавляющее большинство народов входило в состав России добровольно, часто после многократных просьб. Весьма характерно, что в военном и гражданском аппарате Российской империи мы можем встретить на самых высших должностях представителей разных народов.

Показательно, что, когда Европу в XIX столетии захватил расизм, формируя во всех слоях населения психологию изначального неравенства, в России, в условиях реального неравенства, этот вирус не задел сознания.

На это обстоятельство тогда же обратил внимание русский учёный этнограф второй половины XIX века Николай Миклухо-Маклай: «Россия единственная европейская страна, которая хотя и подчинила себе много разноплеменных народов, но все же не приняла полигенизм (т. е. учение о разном происхождении и, следовательно, неравенство рас) даже на полицейском уровне. В России полигенисты не могут найти себе союзников, так как их взгляды противны русскому духу». О том же свидетельствовал человек, которого трудно заподозрить в симпатиях к нашей стране. Маркиз Д.Н. Керзон, в 1899 - 1905 гг. вице-король Индии, и в 1919 - 1924 гг. министр иностранных дел Великобритании, вспоминал о своей поездке в дореволюционную Россию: «Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами».

Ни один народ российских окраин не исчез с лица земли под русским владычеством. Уникальный случай в истории мировых империй. В США коренное население (собственно американцы, жившие там задолго до прихода европейцев) было фактически истреблено, а оставшееся загнано в резервации. Сравнение участи американских индейцев с участью народов, населяющих Сибирь, как часть Российской империи, совершенно очевидно говорит не в пользу либеральной государственности Нового Света.

Россия вкладывала в развитие окраин больше средств, чем получала от них доходов. В качестве своеобразных льгот для окраин империи можно привести примеры отсутствия крепостного права во всей огромной Сибири, сохранение различных религий, освобождение от всеобщей воинской обязанности неправославного населения и т.п. Фактически основное бремя государственного строительства несло население центральных русских губерний. В советский период была продолжена та же политика: развитие союзных республик происходило во многом за счет РСФСР.

Религиозный (конфессиональный) фактор.

Важность конфессионального фактора определяется системообразующей ролью религии в процессе формирования менталитета, т. е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.

Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви, оказавшей значительное воздействие на образ жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в православном варианте), русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг христианского чтения в самой культурной стране того времени - Византии, по отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами осколков Римской империи) была задворками. (Хотя формальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло только в 1054 г., различия (догматические, обрядовые и др.) возникли ещё в IX веке. Например, для Востока в целом было характерно мистико-созерцательное отношение к вере, для Запада - рационалистическое.

Именно на Западе, где на основе кровнородственной общины рано проявился культ индивидуализма и иерархии, римская церковь изначально акцентировала внимание на структурно-иерархических проблемах. В римской церкви восторжествовал принцип полного размежевания мирян и священства, а многоступенчатая структура священства претендовала на исключительное право общения с Богом, на материальные и политические привилегии, вплоть до признания власти папы выше императорской. Для православной государственности характерно иное взаимоотношение светской и церковной властей - не верховенство одной из них, а симфония властей.)

Православие было принято в России потому, что оно больше других религий соответствовало духовным запросам и складывавшемуся хозяйственному укладу. Российская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, строилась на иных основаниях, нежели Запад. Впоследствии абсолютное большинство её населения в повседневной жизни никогда не руководствовалось идейным багажом Великой французской революции и протестантской этики в качестве мотивации к труду и богатству. Например, такая ценность, как Свобода. В европейской традиции главный акцент делается на уточнение того, от каких факторов зависит свобода, например, от вмешательства государства в какие-то сферы жизни общества и человека. А в православной традиции главным вопросом всегда было то, для чего нужна человеку свобода, что предполагает поиск нравственного ориентира для ее использования. Заметим, что взгляды русских философов и писателей XIX в., оказавшие такое сильное влияние на весь мир, порождены были прежде всего православным сознанием с его приматом нравственных категорий перед беспредельным рационализмом европейской цивилизации.

Немаловажно и то, что в России православными являются помимо славянских народов большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и других. Это позволяет православию, последователи которого ныне составляют почти ? верующего населения, выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность друг с другом разных народов. Устойчивость российской цивилизации - вопреки всем историческим перипетиям - поддерживает приверженность большинства населения своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия.

Заключение.

Последнее десятилетие развития общественной мысли привело к оформлению различных концептуальных моделей (применительно к российской истории). Разнообразие точек зрения можно свести к двум основным подходам. В первом случае, образ России противопоставляется идеалу цивилизации, Россия лишается цивилизационной целостности (или полноценности) и превращается в «конгломерат цивилизаций», «неоднородное сегментарное общество», «расколотое общество». Во втором, идеям цивилизационной недоразвитости и «межцивилизационности» России противостоит концепция, в рамках которой Россия рассматривается как локальная цивилизация. Среди сторонников цивилизационного подхода, разделяющих представление о самобытности России существует несколько точек зрения. Одни видят в ней центр православной или же славянской цивилизации, тем самым «втягивая» в её цивилизационную орбиту государства с преимущественно славянским населением. В истории XX века концепция находит некоторое подтверждение: все славянские государства после Второй мировой войны вошли в сферу влияния СССР. Другие, видимо, учитывая многонациональный состав населения России, действующий на протяжении всей её истории особый механизм межэтнического взаимодействия, выделяют особую российскую цивилизацию.
Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому(О.Генри).
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Ив@н: 2. Незащищенная естественными преградами граница.
Не подскажите у какой державы еще кроме России граница не имеет естественных преград. Выживает недоразумение заявление ТАСС от 22 июня 1941 года о неожиданном нападении или о нападении без предупреждения, о вероломном нападении - разве войны начинаются по иному. Потом что за армия такая на которую напали неожиданно (РККА и растерялась), армия для этого и существует чтобы всегда быть начеку и в боевой готовности. Получается как в анекдоте - ключи от оружейной комнаты у старшины, а старшина в отпуске. Военные историки дружно сообщали нам в 1941 году Новую границу СССР не успели обустроить - Линия Молотова, а Старую границу Линию Сталина уже разоружили. Глупейшее оправдание. Большая часть самолетов РККА стаяло без моторов, они оказывается были в ремонте, тоже самое случилось с танками. Новая техника не была освоена личным составом, а старая освоенная поломалась, бред какой-то. Новые аэродромы только строились, а старые аэродромы стояли с праздничными огнями без маскировки. Авиация РККА была бездумно сосредоточена на Окружных (Корпусных) аэродромах, наши Соколы наверняка хотели напугать Люфтваффе своими развивающимися на ветру сохнущими подштанниками. Склады боепитания пишет Рокоссовский были закрыты начскладов на месте не было, стояли только одинокие часовые. Можно продолжать до бесконечности. В чего это вылилось за Шесть месяцев войны 1941 года 3,5 миллиона военнопленных собственно вся кадровая РККА в полном составе, за шесть месяцев в СССР отмобилизовано 8 миллионов человек из них убито и ранено 6,5 миллионов к 31 декабря 1941 года все фронты от Мурманска до Черного моря имели в своем распоряжении (в остатке) 1,5 миллиона из призванных в 1941 году и еще 857 тысяч человек, которые вышли из окружений и ещё находились в строю, то есть на 31 декабря 1941 года РККА на Западе СССР имела в своем составе 2 миллиона 357 тысяч человек.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 15394
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 48
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Samuel »

Анатолий232: Роль России в Мировой истории.
Во время Византии; 1812; Татаро-Монгольское нашествие; Космос;
Роль России в мировой истории до 18-19 века была минимальной.
Читайте Библию и приобщайтесь к кладезям духовности и исторических сведений о древних людях, которые жили 4500-3000 лет назад или 2000 лет назад.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Samuel: Роль России в мировой истории до 18-19 века была минимальной.
Вы это от себя или настолько уверены, что не можете сдержаться?
А как же 839 год, 860-864 годы, 907-911 годы, 941-944 годы, 955-957 годы, 964-965 годы, 968-972 годы, 988 год, 1019 год, 1030 год, 1034 год, 1040 год, 1043-1046 годы, 1060 год, 1068 год, 1073 год, 1073-1076 годы, 1092-1093 год, 1099-1100 годы - война Святополка II за присоединение к Киеву волынских земель. Пока ознакомитесь с международными отношениями Руси в IX-XI веках.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 15394
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 48
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Samuel »

Gosha: А как же 839 год, 860-864 годы, 907-911 годы, 941-944 годы, 955-957 годы, 964-965 годы, 968-972 годы, 988 год, 1019 год, 1030 год, 1034 год, 1040 год, 1043-1046 годы, 1060 год, 1068 год, 1073 год, 1073-1076 годы, 1092-1093 год, 1099-1100 годы - война Святополка II за присоединение к Киеву волынских земель. Пока ознакомитесь с международными отношениями Руси в IX-XI веках.
Во-первых, Русь и Россия - это вовсе не одно и то же. Русь 10 века - это готско-скандинавское государство, в котором славяне занимали роль народа, подчиняющегося более организованному (но менее многочисленному) народу германцев. Соответственно все, что происходило отчасти великого в истории этого государства в 10-11 веках - это были заслуги скандинавов и готов, которые хорошо смогли организовать и сплотить под своей властью неразвитые, отсталые, неорганизованные и разнородные орды славян. Однако к концу 11 века славянское большинство стало ассимилировать германское меньшинство. Элита стала перемешиваться со славянами , забывая свой язык. Происходило ославянивание элиты. Лишь к концу 12 века можно говорить о том, что Русь стала славянским государством - но именно в это время государство ослабело и практически распалось на отдельные части, которые враждовали между собой и воевали между собой. Междуособицы ещё более ослабили славянскую Русь - поэтому она стала легкой жертвой монголов. Нынешняя Россия началась в 16 веке, когда появилось сильное и независимое государство вокруг Москвы. Это государство стало активно захватывать земли вокруг и вскоре к концу 16 века появилась Россия. Несмотря на огромные размеры этого государства - а к концу 17 века страна стала самой большой в мире - она была отсталой, слабой экономически и слабой в военном плане.
Лишь Петр смог к 1721 году создать сильную империю. Лишь в первой половине 18 века Россию узнали в Европе и стали уважать. Но роль России тогда - это не роль супердержавы, а лишь роль региональной силы. Однако при Екатерине Великой (при немке!) Россия из не очень сильной страны стала одной из самых сильных стран Европы. Роль такой великой державы с конца 18 века Россия оставляла за собой в 19 веке тоже, а в 20 веке у империи сменилось название и социальная система. При СССР Российская коммунистическая империя с 1945 года до 1985 года, пожалуй, набрала наибольшую силу во всем мире - влияние СССР простиралось до некоторых уголков Латинской Америки, Афганистана и других далеких от непосредственно России уголков Азии и даже Африки. СССР пытался конкурировать с США за роль наиболее влиятельной страны во всем мире. Величие этой новой России с коммунистическим лицом продлилось всего 40 лет. Не более. Но и в этом случае не стоит обольщаться русским! Ведь кто создал СССР? Евреи во главе с Лениным, который тоже бы очень частично, но евреем. СССР - это изначально сугубо еврейский проект. Правда, роль евреев при Сталине стала отходить на второй план. Но тем не менее... СССР с 1986 года начал очень сильно слабеть, а в 1991 вовсе исчез с политической арены. Осталась Россия, которая стала существенно меньше, слабее экономически и политически. С 1997 года у России при Ельцине был риск распасться и перестать существовать. Но Путин ценой неимоверных усилий несколько укрепил Россию и продлил её существование.
Неужели вы не знали всех этих фактов?
Да, забыл отметить, что в 21 веке у России при том же Путине есть все шансы оказаться банкротом, а затем к 2025 году окончательно развалиться.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Samuel: Во-первых, Русь и Россия - это вовсе не одно и то же. Русь 10 века - это готско-скандинавское государство, в котором славяне занимали роль народа, подчиняющегося более организованному (но менее многочисленному) народу германцев.
Samuel кто вам открыл подобную истину? Готы древне германские племена II-VIII веков, а Скандинавия - это уже VIII-XIII век. По Самюэлю многочисленные славянские племена, которые перечислены в летописных списках образовали военный союз Русь - Восточных славян к началу VIII века, но Самюэль утверждает, что славяне его образовать не могли по двум причинам если это были готы - союз возник бы во II-IV веке, если бы были скандинавы то союз вообще бы не возник, так как - норманны в VIII веке занимались исключительно Ирландией, Шотландией и Англией.
Первое упоминание о вторжении Южных славян в византийские владения относится к 493 (или 495) году. Тогда они перешли Истр (Дунай) и опустошили Фракию. В 517 году славяне в своем походе на юг зашли намного дальше и проникли в Македонию, Эпир и Фессалию. Известно, что их войско появлялось в Фермопильском проходе. В 527 году на Византийскую империю обрушились антские племена. Тогда византийским войскам с трудом удалось отразить их нашествие. При императоре Юстиниане для защиты северных границ государства на Истре было построено 80 укреплений. Однако эти меры оказались бесплодными, что подтвердили последующие походы славян на Византию. Впервые славянское войско подступило к Константинополю в 540 году. Город нападавшие взять не смогли, но выжгли все его предместья и опустошили окрестности. В 548 году в империю вторглось войско склавинов, которое успешно переправилось через Истр и прошло весь Иллирик до Диррахия.

Византийские хронисты того времени оставили довольно подробные описания славянских воинов и тактику ведения ими боевых действий. Говорилось, что они были вооружены преимущественно копьями, луками и стрелами, а из защитного вооружения имели только щиты. Они стремились нападать на врага внезапно, искусно устраивая засады в лесах и горной местности. Большой поход славян на Византийскую империю состоялся в 550—551 годах. Тогда отряды славянских воинов взяли ряд городов в Македонии, действовали во Фракии и штурмом заняли приморский город-крепость Топер. Особенно участилось вторжения славянских племен в балканскую часть Византийской империи в конце VI столетия. В 577 году огромное славянское войско, оцениваемое современниками до 100 тысяч человек, перешло Истр и разорило Фракию, Македонию и Фессалию. Из византийских источников известно, что славяне большими силами вторгались в пределы империи в 581, 585 и 586—587 годах. Они неоднократно, например, осаждали такой большой приморский город как Фессалоника (Солунь). В 589 году славяне в ходе своего вторжения на Балканы достигли Пелопоннеса.

Однако Византийская империя не только защищалась от соседей-славян, но и сама нападала на их земли. В 590-х годах императорская армия под командованием полководца Маврикия При-ска форсировала Истр возле города Дристра (Доростола) и опустошила владения славянских князей Ардагаста и Мусокия. Византийцы воевали на левобережье долго и только с наступлением зимы перебрались обратно через Истр. В 597 году византийская армия повторила свое вторжение в славянские земли на противоположном берегу Истра. На сей раз поход внезапностью не отличался, а славяне защищались мужественно и умело. Передовой отряд византийцев в тысячу воинов, первым оказавшийся на левом берегу Истра, оказался истребленным. Однако генеральное сражение славяне проиграли, а их вождь Пирагаст погиб на поле брани. Однако продвижение в глубь славянских земель оказалось связанным с большими потерями, и византийцы сочли за благо прекратить поход. В том же году, когда армия императора воевала в славянских землях за Истром, их противник неожиданно появился перед Фессалоникой и осадил город. Известно, что в ходе шестидневной осады славяне применили тараны и камнеметные машины. Город взять они не смогли и были вынуждены отступить от него.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 15394
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 48
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Samuel »

Gosha: Samuel кто вам открыл подобную истину? Готы древне германские племена II-VIII веков, а Скандинавия - это уже VIII-XIII век.
Это ошибка. Готы в Восточной Европе поселились в первых веках н.э. и жили там благополучно до 10-11 века н.э., но с 7-8 веков готы начали перемешиваться со славянскими колонизаторами, которых было больше гораздо. Готы и славяне тех мест вынуждены были войти в союз, но союз был условным и противоречивым, ибо часто между ними начинались войны. Русь - это вовсе не славяне, а племя из Скандинавии. Варяги - это тоже дружины скандинавов-воинов. Киевская Русь - это государство, в котором самую важную часть населения составляли скандинавы в союзе с местными готами (родственным населением). Призвание варягов - это призыв готов северо-востока нынешней России к своим ближайшим родственникам из Скандинавии. Готы хотели, чтобы те прибыли, помогли им справляться с ордами славян и навели порядок в стране, раздираемой войнами и беспорядками. Что те и сделали. Готы получили подкрепление и смогли при огромной поддержке племени русь и варягов создать сильное единое государство. Сначала только на северо-западе нынешней России. Позднее территория государства расширилась и был захвачен Киев. Славяне Руси весь 9 век были полностью подчиненным готско-скандинавской элите населением. Позднее так случилось, что славянское большинство ассимилировало готско-скандинавское меньшинство. И уже к 11-12 веку стала появляться славянская Русь - тогда же это государство чрезвычайно ослабело. Славяне не способны были сохранять единство. Они расчленили единое государство на не очень большие княжества - все они стали жертвой монгольских орд.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Samuel: Это ошибка. Готы в Восточной Европе поселились в первых веках н.э. и жили там благополучно до 10-11 века н.э., но с 7-8 веков готы начали перемешиваться со славянскими колонизаторами, которых было больше гораздо.
Вот оказывается откуда немецкая ненависть к славянским колонизаторам и оккупантам. Никогда не слышал чтобы колонизаторы вступали в союз с населением уже захваченных областей. Или раб или покойник - третьего не дано.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Krok
Всего сообщений: 294
Зарегистрирован: 29.05.2016
Образование: среднее
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Krok »

Ив@н: Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года. Из них 30 дней уходило на сенокос. То есть от посева до жатвы он имел примерно 100 рабочих дней
От куда такая арифметика?
Сенокос - конец июня - первая половина июля.
Посадили, скосили сено, начали собирать урожай. Если б сенокос был до посадки или после сбора урожая, можно б было конечно, вычитать.
Косили мужики рано по утру, после чего ели-пили и отдыхали. Вторая половина дня была занята другими нуждами.
Ворошили сено бабы уже ближе к вечеру, а в первой половине дня опять таки занимались другими делами.
Таким образом сенокос никак не выпадает из насчитанных Вами 130 сельско-хозяйственных дней.

Следует заметить, что для тех, кто выращивает рассаду, сельскохозяйственные работы начинаются уже в феврале.
А для тех, кто выращивает капусту, заканчивается когда снег ляжет.
А это, извините, никак не 100 дней в году.
Для тех, кто держит скотину рабочих дней 365 в году, по тому что скотину каждый день надо кормить, а коров и коз доить.

Отправлено спустя 49 минут 5 секунд:
Samuel: Готы в Восточной Европе поселились в первых веках н.э. и жили там благополучно до 10-11 века н.э., но с 7-8 веков готы начали перемешиваться со славянскими колонизаторами, которых было больше гораздо.
Это ошибка. После нашествия гуннов готов почти не осталось. Небольшая кучка в Крыму, которые успешно дожили как максимум до IX века.
Samuel: Русь - это вовсе не славяне, а племя из Скандинавии. Варяги - это тоже дружины скандинавов-воинов. Киевская Русь - это государство, в котором самую важную часть населения составляли скандинавы в союзе с местными готами (родственным населением).
Не стоит преувеличивать и роль скандинавов. По сравнению со славянами это были менее многочисленные и гораздо хуже развитые народы. Не зря скандинавские саги говорят о Гардарики - стране городов. Сами скандинавы не имели такого количества городов. Использовались на Руси и в Византии как наемники, не более того. Только некоторым удавалось выслужиться до воевод и быть близкими к к княжескому двору.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Krok: Посадили, скосили сено, начали собирать урожай. Если б сенокос был до посадки или после сбора урожая, можно б было конечно, вычитать. Косили мужики рано по утру, после чего ели-пили и отдыхали. Вторая половина дня была занята другими нуждами. Ворошили сено бабы уже ближе к вечеру, а в первой половине дня опять таки занимались другими делами. Таким образом сенокос никак не выпадает из насчитанных Вами 130 сельско-хозяйственных дней.
Изображение
Иван все же прав если сравнивать Россию и Францию к примеру - полевой сезон в России действительно не превышает 120-130 дней в году, во Франции 180-200 дней. Скотина помимо сена должна получать прикормку (пойло) 40-50 литров смеси корнеплодов с зерном, а как быть с лошадьми требуется фуражное зерно, еще сено, не накормишь, не поедешь, не вспашешь. Январская температура во Франции 0 градусов в России в зоне пахотного земледелия 20-22 градуса, так что земля во Франции готова к пахоте в марте, в России в апреле-мае.
Изображение
Это современное положение вещей, в Х веке 90% пахотных земель России не могли быть использованы по прямому назначению.
Даже в современных условиях сельское хозяйство России, особенно выращивание злаковых культур находится постоянно в зоне риска. Пример тому почти 2/3 территории России находится в зоне вечной мерзлоты, конечно над мерзлотный слой почвы разный и при желании даже в Минусинске можно вырастить арбузы, но это потребует в десяток раз больше усилий, чем в Астрахани.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Krok
Всего сообщений: 294
Зарегистрирован: 29.05.2016
Образование: среднее
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Krok »

Gosha: Иван все же прав если сравнивать Россию и Францию к примеру - полевой сезон в России действительно не превышает 120-130 дней в году, во Франции 180-200 дней.
Если сравнивать Францию и Московскую область, то Иван прав.
Однако Русь X века развивалась в трех климатических зонах - степной, лесостепной и лесной.
Это давало не только разнообразие продуктов, но и хороший стимул для развития торговли.
Таким образом, подсечное земледелие использовалось в лесной зоне вместе с охотой, собирательством и рыбной ловлей.
Подсечное земледелие, которое, кстати использовалось и в Европе тоже, было более эффективным в сравнении с нынешним ежегодным засеиванием пахотных земель.
Что же касается земледелия как такового, то это менее эффективный (более трудозатратный) способ получения пищи в сравнении с собирательством, и переход к производящему земледелию обусловлен не большим умом древнего человека, а возрастающей плотности населения в благоприятных климатических зонах и необходимостью получения большего количества
пропитания.
Что же касается вечной мерзлоты, то не надо путать современную карту со средневековьем и вносить неясности.
Большая часть площадей находится на востоке страны, которые были присоеденены к России при Грозном.
Однако, и там выживают люди за счет оленеводства.
Gosha: Даже в современных условиях сельское хозяйство России, особенно выращивание злаковых культур находится постоянно в зоне риска.
Сельское хозяйство везде и всегда было и будет находится в зоне риска. И заморозки здесь не единственная причина. Их много, и от них не застрахован никто. Засуха, обильные паводки, нашествие саранчи. Даже в Древнем Египте, где сельское хозяйство было единственным способом существования, были неурожайные и голодные годы.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Krok: Однако Русь X века развивалась в трех климатических зонах - степной, лесостепной и лесной.
Кто вам это сообщил? Начиная с IX века у Новгорода не хватало своего хлеба и город вынужден был активно закупать НИЗОВОЙ ХЛЕБ Киева, Владимира, затем уже Москвы. Степь была в руках - степняков Хазар, Печенегов, Булгар, Венгров, Половцев, Монгол, Татар. В лесной зоне пашенное земледелие вообще ограниченное при однодольной системе посева (подсечное земледелие). Единственное Лесостепная зона которая была первоначально слабо освоена в Киевской Руси IX-X веков.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Krok
Всего сообщений: 294
Зарегистрирован: 29.05.2016
Образование: среднее
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Krok »

Gosha: Кто вам это сообщил?
Ключевский.
Gosha: В лесной зоне пашенное земледелие вообще ограниченное при однодольной системе посева (подсечное земледелие)
Это подсечное земледелие однопольное? Ознакомьтесь с технологиями.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Krok: Ключевский.
Ключевский не смешите. Страшный голод, мор 1601-1603 годы, Годунов открыл житницы стратегический запас его катастрофически не хватает - это при развитом трехполье XVII век - яровые - озимые и пар. Так что у говорить о подсечном земледелии, когда удобренная золой почва родила хлеб только один год, а наследующий год необходимо было в лесу - зимой подсекать дерявья, а ранней весной пускать пал, такой участок назывался заимкой (у леса брали в займы) и орать землю сохой, землепашец - оратай (ратник). Постоянный надел появился при двухпольной системе земледелия яровые и пар. Сеяли хлеб через сезон на каждом поле.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Krok
Всего сообщений: 294
Зарегистрирован: 29.05.2016
Образование: среднее
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Krok »

Gosha,
Ключквский конечно, совсем плох... Однако:
"Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки у европейских переселенцев." (Википедия)
Таким образом подсечное земледелие использовали не только отсталые славяне, но и отсталые европейцы и отсталые американцы.
"Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения." (Википедия).
Таким образом, подсечно-огневое земледелие является менее трудозатратным(не требующим глубокой вспашки) и более прогрессивным при условии небольшой плотности населения.
И только возрастающая плотность населения, а с ним отсутствие возможности переселения и восстановления лесов, вызвало необходимость к переходу на двуполье и триполье.
В наше время для сельского хозяйства и это большая роскошь. Пахотные земли используются практически ежегодно, а для восстановления плодородности используется смена выращиваемых культур.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Gosha »

Krok: в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века.
Особенно в Афганистане на высокогорных пастбищах было распространено "Подсечно-огневое земледелие" для посева мака и конопли на дурь. Интересно чего - это они подсекали каждый раз в широколиственных редких лесах, когда от дерева до дерева десяток метров, а пеньки выкорчеваны. Вспашку производили Европейцы плугом, а не сохой. Давайте не будем фантазировать, почитайте ПВЛ, какие там поляне хорошие, и какие древляне не цивилизованные живут звериным образом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Krok
Всего сообщений: 294
Зарегистрирован: 29.05.2016
Образование: среднее
 Re: Здравствуйте, пожалуйста помогите,расширяю круг исторических знаний.

Сообщение Krok »

Gosha: Вспашку производили Европейцы плугом, а не сохой. Давайте не будем фантазировать, почитайте ПВЛ, какие там поляне хорошие, и какие древляне не цивилизованные живут звериным образом.
Уважаемый, конечно Европейцы и сейчас пашут плугом, только используют для этого трактора и мотоблоки, а не лошадь.
Не надо бы современные взгляды на технологии переносить на прошлое, а, наоборот, стараться рассматривать преимущества устарелых для нашего времени технологий для своего времени.
Наверняка, европейцы, рухнув с дуба, сразу схватились за плуг, при чем сразу за железный. Кто им поставлял при этом афганскую дурь - вопрос открытый.
ПВЛ из себя представляет, конечно, достаточно интересный исторический материал, но никаких сведений практически не дает о жизни и быте народа. Всего пара-тройка упоминаний вскользь об языческих обычаях, которые христианином Никоном названы дикими. А дальнейшие "историки" эти упоминания перенесли на народы. Никону было гораздо интереснее было описать принятие христианства. И сам он был из полян, по этому и получилось, что соседи - дикие язычники, а поляне - цивилизованные, так как принятию христианства от греков при Владимире совершенно не препятствовали.
Что же касается "не будем фантазировать", то я привел цитату с указанием источника. Информацию легко проверить и моей собственной фантазией она никак не является.
Изучайте технологии прошлого, мой друг, и Ваши собственные взгляды начнут меняться.
Ну или считайте, что до написания ПВЛ на Руси люди не жили.
PS Еще не так давно, лет 500 назад, леса Европы представляли из себя не такую ужасную картину, как сейчас, а в Германии водились такие крупные хищники как медведь. И за доказательствами здесь ходить далеко не надо, достаточно вспомнить название столицы Германии. Теперь же "цивилизованные" европейцы смеются над русскими, что в России на обширных территориях сохранилась природа в первозданном виде. Надо полагать, не из большого ума, а просто из зависти.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Роль России в мировой истории

Сообщение Gosha »

Krok: Не надо бы современные взгляды на технологии переносить на прошлое, а, наоборот, стараться рассматривать преимущества устарелых для нашего времени технологий для своего времени.
Древние формы плуга известны нам по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко второму тысячелетию до нашей эры), а также по находкам древних плугов в торфяниках на территории Польши. Ранее I тысячелетия до нашей эры плуг был известен в Китае. Любор Нидерле противопоставляет древний плуг (соху) классическому плугу, который был изобретен древними римлянами. В отличие от сохи плуг имел колеса и металлический наконечник. Такой плуг позволял регулировать глубину борозды и отбрасывать землю в сторону при помощи лемеха. От римлян плуг перешел к германцам (немецкий Pflug, английский Plough, шведский Plog), а от них к славянам. Повесть временных лет упоминает плуг у вятичей в 981 году. Перелески Владимирской Руси способствовали именно применению плуга, как я уже писал ранее Новгород был основным закупщиком "низового русского хлеба", как для себя так для продаже в Скандинавии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 15394
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 48
 Re: Роль России в мировой истории

Сообщение Samuel »

Krok: Не стоит преувеличивать и роль скандинавов. По сравнению со славянами это были менее многочисленные и гораздо хуже развитые народы. Не зря скандинавские саги говорят о Гардарики - стране городов. Сами скандинавы не имели такого количества городов. Использовались на Руси и в Византии как наемники, не более того. Только некоторым удавалось выслужиться до воевод и быть близкими к к княжескому двору.
Я не преувеличиваю роль скандинавов (варягов и викингов), ибо и так ясно, что роль этих людей в истории возникновения государства Киевская Русь очень и очень велика. Многие историки разных стран упоминают о том, что славяне - это одно, а народ русь - это не славяне, а нечто другое. Вся элита государства Русь - это скандинавы, которые и создали это государство в 9 веке и правили им успешно, а славяне были полностью подчинены им. Князь и приближенные к нему люди -все были варягами (скандинавами). О наемниках в этом случае и речи не было - это ведь была их страна. Хотя позднее, вероятно, во время военных походов на Византию или в восточные страны князь мог нанять дополнительные отряды воинов из Скандинавии. Безусловно, славяне на территории Киевской Руси составляли большинство, но почти все историки сходятся во мнении, что славяне были на тот момент на более низкой ступени развития, не имели флота и были более дикими и менее цивилизованными, чем даже скандинавы.
Что касается саги о Гардарике, то это сага упоминает о стране готов - безусловно, готы после того, как гунны нанесли им поражение, не покинули эту страну. Они ослабели, но по-прежнему продолжали жить там же. Там же и оставались многочисленные города готов. И жили они до 10-11 века не только в Крыму, но и всюду на землях нынешних Украины, Белоруси и северо-запада России. Русь вошла в союз с готами и все они управляли славянами, а позднее с 10-11 века на равноправных отношениях вступили в союз со славянами, но постепенно были ассимилированы славянами.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Роль России в мировой истории

Сообщение Gosha »

Samuel: Вся элита государства Русь - это скандинавы, которые и создали это государство в 9 веке и правили им успешно, а славяне были полностью подчинены им.
Все Киевские князья были славянами по происхождению. Теперь понятие кого "завома людьё - русь" действительно дружинный элемент у Киевских князей был пестрый: норманны - даны - свеи - финны - угры - печенеги - булгары - хазары - торки - греки - литва - ляхи - чехи - фризы - англы - бриты и так далее, но не один наемник в князьях (каганах) не ходил. Свенельд - воевода-боярин и только, вся элита Киевской Руси славяне к Ольге сватается древлянский князь Мал. Олег Вещий - Волъг по Новгородской Первой летописи княжил "первее" в Смоленске. Samuel ваши ученики тоже на четверть скандинавы, на четверть хазары, на четверть татары, на четверть евреи - русский даже в "свидетельстве о рождении" не пишут чтобы не компрометировать родителей. Действительно если считать что дружина способствовала Великому князю в управлении государством, то можно лишь утверждать что она была на страже правопорядка Русской Правды. Совершенно забыл, Кий был скандинав, Щек скандинав, Хорив скандинав, Аскольд скандинав, Дир тоже скандинав, что Игорь-Ингвър был скандинав, Ольга псковитянка скандинавка, Святослав тем более скандинав, Владимир скандинав, Ярослав скандинав, можно продолжать и далее.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 15394
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 48
 Re: Роль России в мировой истории

Сообщение Samuel »

Gosha: Совершенно забыл, Кий был скандинав, Щек скандинав, Хорив скандинав, Аскольд скандинав, Дир тоже скандинав, что Игорь-Ингвър был скандинав, Ольга псковитянка скандинавка, Святослав тем более скандинав, Владимир скандинав, Ярослав скандинав, можно продолжать и далее
Русь - это не славянский народ, а скандинавы и германцы. Это факт. Варяги - это дружины скандинавов и германцев. Это тоже факт. И именно они создали государство Русь и правили им, хотя в этой стране жило много славян. Обычаи русского князя, описанные Ибн-Фадланом - это скандинавские обычаи, а не славянские. Имена первых лидеров Руси, которые сначала правили на Ладоге и в Новгороде, а потом захватили больше земель и даже хазарский Киев - это скандинавские имена. Рёриг, Хельг и так далее. У славян таких имен никогда не было. Да, позднее Хельг превратилось в Олега и Ольгу. Но это скандинавские имена и это скандинавские люди. Имена собственные в Киевской Руси, которыми названы многие места, описанные Константином Багрянородным в его труде - это именно скандинавско-готские слова, а вовсе не славянские. То, что новгородцы или жители любого другого города сами попросили варягов прийти и навести порядок - это поздний миф, который был придуман, чтобы потомкам не было стыдно. Ибо ведь варяги были грозной силой и просто обладали огромным влиянием в тех местах с 7-8 века, а в 9 веке просто захватили города на Ладоге, Новгород и многие другие города. Кстати, эти города построили даже и не славяне, а готы или позднее сами же скандинавы. Готы в союзе с русью и варягами и создали это государство. А славяне были рабами этой самой руси и тех самых готов, но лишь позднее стали перемешиваться с теми, кто ими управлял. Так и получилось, что бесправное большинство ассимилировало влиятельное меньшинство. Так уже было в Британии с 11 века до 13 века, когда бесправное большинство англов и саксов ассимилировало влиятельных господ в лице норманнов (викингов). Жаль, что вам так стыдно признать эти факты. Кстати, славяне Булгарии ассимилировали тюрков (булгар) тоже по этой же самой причине - славян там было гораздо больше, а их господ (булгар) - меньше. Вспомним и бургундов - их ассимилировали галлы и франки, но страна Бургундия осталась. Таких примером много. Русь - это не исключение из правил.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31782
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Роль России в мировой истории

Сообщение Gosha »

Samuel: Русь - это не славянский народ, а скандинавы и германцы. Это факт. Варяги - это дружины скандинавов и германцев. Это тоже факт. И именно они создали государство Русь и правили им, хотя в этой стране жило много славян. Обычаи русского князя, описанные Ибн-Фадланом - это скандинавские обычаи, а не славянские
Если Киевские князья скандинавы то непонятна причина по которой они именуют себя каганами, а не ярлами. Как я уже упоминал Русь была подчинена с 750-751 года Хазарскому каганату и даже если бы скандинавы захотели усесться в Киеве - хазары бы их изгнали их как это произошло 859-862 гадах. Так что никаких скандинавских князей и в помине не было в Киеве. Рюрик уселся у словен в Ладоге, допустим хазары проморгали, но Рюрик даже не пытается пойти на Киев, так и остается Новгородским князем, а не ярлом, не конунгом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 15394
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 48
 Re: Роль России в мировой истории

Сообщение Samuel »

Gosha: Если Киевские князья скандинавы то непонятна причина по которой они именуют себя каганами, а не ярлами.
Ярл - это князь какой-то области. А государство Русь соседствовало с могущественным не княжеством, а единым и почти федеративным государством во главе с евреями и перешедшими в иудаизм тюрками. По примеру Хазарии, в которой наиболее уважаемого и священного одного лидера этой большой и могущественной страны называли каганом, главные лидеры тоже хотели называть себя так же. Тут ещё есть и элемент соперничества. Когда лидер Руси называл себя каганом, он декларировал таким образом свою претензию на роль единственного лидера на тех землях, которые раньше платили дань кагану Хазарии. Всё просто. Глупо отрицать, что влияние Хазарии на славян и затем на Киевскую Русь на протяжении 8-10 века было очень и очень значительным. Даже в 10 веке при князе Игоре именно Хазария решала с кем должна воевать Русь, а с кем жить в мире. То есть, даже тогда Русь была зависима от Хазарии, хоть Русь очень пыталась освободиться от зависимости. Хотя, вероятно, в середине 10 века Русь очень сильно окрепла и смогла полностью освободиться от зависимости от Хазарии. но ничего не предвещало того, что Русь уничтожит Хазарию. Это из области фантастики. Точно можно утверждать, что ещё в 961 году, по мнению царя Йосефа, никакой угрозы в лице Руси не существовало. Уверен, что именно Византия сумела устроить этот международный заговор против Иудейской Хазарии. В заговоре участвовали Византия, Русь (во главе со скандинавами, с которыми было много славян) и множество варягов и викингов Европы, а также даже и некие тюркские племена. Всё именно совпало с временем, когда Алания и Булгария одновременно нарушили свои обязательства - они не отправили свои воинские части к царю Хазарии во время войны. К тому же, многие печенеги и некоторые другие тюркские племена юга, а особенно востока Хазарии тоже почему-то не исполнили свои союзнические обязательства по отношению к царю Хазарии. Явно без тайной дипломатии коварной и хитрейшей Империи Ромеев тут дело не обошлось.

Отправлено спустя 6 минут 8 секунд:
Gosha: Как я уже упоминал Русь была подчинена с 750-751 года Хазарскому каганату
Вы очень ошиблись. Тогда Киевской Руси не существовало, а Хазарии подчинялись славяне нынешних земель Украины - Киев тогда был вообще хазарским пограничным городом. Лишь к середине 9 века образовалось государство Русь, а во второй половине 9 века (ближе к его концу) эти скандинавы русь смогли даже и хазарский Киев захватить. С самого начала Русь пыталась захватить больше хазарских земель, а Хазария успешно противодействовала агрессии скандинавов и даже в 10 веке порой контролировала внешнюю политику (и не только внешнюю) Руси.

Отправлено спустя 3 минуты 3 секунды:
Gosha: даже если бы скандинавы захотели усесться в Киеве - хазары бы их изгнали их как это произошло 859-862 гадах.
Скандинавы Руси захватили Киев. Возможно, хазары время от времени и пытались отвоевать у Руси свой важный стратегически пограничный город, но даже если это и удавалось, то лишь временно. Примерно с конца 9 века Русь уже окончательно начала контролировать Киев - это государство именно поэтому начало называться Киевской Русью.

Отправлено спустя 4 минуты 41 секунду:
Gosha: Так что никаких скандинавских князей и в помине не было в Киеве. Рюрик уселся у словен в Ладоге
Были. Они начали с земель вокруг Новгорода и Ладоги, а закончили Киевом уже примерно через 20-30 или 40 лет лет после смерти Рёрига. Уже к концу 9 века скандинавы русь создали своё сильное государство Киевское Русь. Безусловно, едва ли они смогли бы это сделать без поддержки своих близких родственников готов, которые уже издавна жили на всех этих землях. Славяне сначала были полностью подчинены руси и готам, но в конце 10 века и в 11 веке превратились во влиятельных союзников скандинавов и готов Руси. Так как славяне составляли большинство населения, они смогли ассимилировать в своей массе всех скандинавов и русь.

Отправлено спустя 22 минуты 27 секунд:
Gosha: допустим хазары проморгали, но Рюрик даже не пытается пойти на Киев, так и остается Новгородским князем, а не ярлом, не конунгом.
Это только сначала. Позднее, когда люди народа русь и вообще варяги хорошо устроились в Новгороде и укрепили своё новое государство на землях северо-запада нынешней России и на землях Белоруссии, ярл Хельг (князь Олег) стал мечтать захватить даже и Киев, чтобы сделать его столицей своего большого государства. Рёриг же понимал, что у него ещё не хватало сил для того, чтобы захватить у Хазарии хорошо укрепленный город Киев - Рёриг вовсе не хотел начинать войну с Хазарией тогда, когда ещё не укрепил своё новое государство, раздираемое противоречиями. Ярлом (а не конунгом), вероятно, он был потому, что у него не было большого государства, в которое входило бы несколько княжеств с многочисленным населением. Думаю, сам Рёриг называл себя именно ярлом, а позднее славяне стали называть эту должность словом князь. Конунгом мог себя назвать, как я думаю, только очень и очень влиятельный ярл, которому подчиняется несколько или даже много других ярлов и который контролирует обширные земли с многочисленным одним только СКАНДИНАВСКИМ населением. Так как русь соседствовала теперь с богатой и очень влиятельной Хазарией, чей лидер назывался каганом, лидеры новой и многонациональной страны стремились брать пример именно с этой влиятельной и большой, многонациональной страны. Поэтому и называли себя каганами тогда, когда расширили свои владения. Тут был и элемент конкуренции с Хазарией.
Другим объяснением является то, что слово каган и каганат тогда вообще были популярны у народов Европы: аварский каганат, булгарский кагонат или Булгария Дунайская и так далее. Предполагаю, что на землях, которые вошли в состав Руси было много не только славян и готов, но также и другие финно-угорские народы. А для последних слова каган и кагонат были гораздо ближе, чем ярл и конунг. Так как готы были в союзе с финно-уграми и другими различными подобными племенами, русь тоже заключила с ними союз. Поэтому и государство своё они назвали кагонатом, чтобы угодить своим важнейшим союзникам.
Тем более, что викинги могли называть себя конунгами страны, в которой викинги составляли большинство населения - это только Скандинавия и север Европы вообще, включая земли Германии. Но не более того.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Общие вопросы истории»