Ивритский термины «галут» (גלות) и «гола» (גולה), и "галга/ингуши".диаспора?
( есть такая точка зрения..)
.."У мудрецов (Мидраш Берешит Рабба на гл. Берешит 2:4 и мн. др.) мы находим выражение Галут Яван — «греческое изгнание», хотя, как известно, греки не изгоняли евреев из Эрец-Исраэль. Однако, скорее всего, это название указывает на то, что большая часть еврейского народа еще со времен Вавилонского изгнаниянаходилась в диаспоре. Поэтому точно так же, как период персидского владычества назван Галут Парас, так и период правления Греции, «унаследовавшей» мировое господство от персов, назван галутом.
Однако со временем как в повседневной речи, так и во многих книгах мудрецов слово галут получило несколько иное, более широкое значение. Оно стало синонимом неблагополучного состояния народа — порабощения или просто состояния духовного упадка. (В книгах есть также понятия галут а-нефеш и галут а-Шхина — «изгнание души» и «изгнание Б-жественного Присутствия», которые описывают, опять же, духовное состояние народа, а не физическое изгнание).
Отсюда: существование евреев без еврейского царства или управления по законам Торы принято называть галутом. Кроме того, говоря о еврейском народе в целом (а не только о населении Израиля), можно назвать его состояние галутом, т.к. более половины народа все еще проживает вне Страны, — подобно тому, как Мидраш называет галутом эллинистический период.
Евреи в изгнании [↑]
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш пишет (на Берешит 9:20-21), что слово галут — однокоренное с «гила», «гилуй» — «раскрыть», «оголить», «обнажить». Находясь в своей естественной среде (на родине), человек защищен и устойчив, а изгнанный подобен обнаженному, потерявшему защиту и достоинство, которые давали ему его одежды.
Соответственно, понятие, противоположное галуту — это «швут»или «шива» — «возвращение на прежнее место» (см. Ирмияу 30:3 и мн. др.). Причем возвращение вовсе не означает «автоматического решения» всех остальных проблем возвратившегося народа.
Слово геула встречается в Торе в значении «спасение», «избавление» или «выкуп» (см. Шмот 6:6, Ваикра гл. 25, гл. 27 и множество раз в Пророках), но нигде не фигурирует как антитеза галуту. В широком значении геула это избавление от насущной проблемы — от порабощения и т.п. Как сказано в благословении на избавление (Биркат а-Геула), которое мы произносим в конце Пасхального Седера, «ми-шиабуд ле-гэула» — «от порабощения к избавлению».
Отправлено спустя 15 минут 45 секунд:
-----)-------------(------------)
Ивритский термины «галут» (גלות) и «гола» (גולה), и "галга/ингуши".диаспора?
,,,Расселение евреев за пределами Израиля началось еще в древности, и вызвано оно было двумя причинами: торговыми связями и войнами.
Массовая эмиграция связано с царствованием Тиглат-Пилэсера Третьего, завоевавшего Галилею, Гил'ад и другие северные и северо-восточные области Эрец Исраэль.
http://threeda.ru/entsciklopediya/entsc ... galut.html
Тиглат-Пилэсер IIIпереселил жителей этих областей в Ассирию (II Ц. XV, 29). Другой царь Ассирии, Саргон, завоевал Шомрон (Самарию), увел многих ее жителей в Ассирию и расселил их в Халахе и в Хаворе, на реке Гозан и в городах Мидии (II Ц. XVII, .). Царь Ассирии привел с собою 27280 пленных, но судьба их неизвестна. Это дало основание предположить, что изгнанники порвали связи с родиной и растворились среди иноверцев. Покров неизвестности, скрывший судьбу этих изгнанников, послужил почвой для легенды о десяти коленах* Израилевых, которые живут свободными в неведомой стране, но в час Избавления* и они вернутся в Эрец Исраэль. Часть из них ассимилировалась, но большинство присоединилось к еврейской общине в Вавилоне, а часть вернулась на родину в период Зрубавела и Эзры.
чтобы раз и навсегда сломить у побежденных способность к сопротивлению он постоянно прибегал к так называемым «насаху» (что значило по-аккадски «вырывать с корнем», «искоренять») – насильственным переселениям целых народов в отдаленные части своей державы. Во главе вновь образованных провинций (куда переселялись жители из других округов) царь ставил наместников, в подчинении у которых находились ассирийские гарнизоны. Каждый округ выплачивал царю определенную подать.
743 г. до Р.Х. походом против царя Урарту Сардури II (
http://www.proza.ru/2013/12/05/272). Урарты были разбиты и бежали в горы. Вся северо-западная часть их страны оказалась присоединенной к Ассирии. В том же году Тиглатпаласар подступил к сирийскому городу Арпаду, осада которого продолжалась затем три года. В 738 г. до Р.Х. царь совершил победоносный поход в Сирию, в результате которого была взята дань с Израиля, Дамаска, Тира, Сидона, Библа и некоторых других государств. В 735 г. до Р.Х. Тиглатпаласар совершил новый поход в глубь Урарту. Сардури вновь потерпел поражение, и все его земли в верховьях и у истоков Тигра отошли к Ассирии. В 734 г. до Р.Х. царь возобновил войну на западе, где против него выступили царь Дамаска Резон II (
http://www.proza.ru/2013/11/17/788) и царь Израиля Факе. Враги были побеждены.
У Израиля Тиглатпаласар отторг всю северную часть, население которой было уведено в плен. В 732 г. до Р.Х. ассирийцы взяли Дамаск. Царь Резон II был казнен. Финикийские города Тир и Сидон добровольно покорились Тиглатпаласару. А незадолго до смерти, в 729 г. до Р.Х., он захватил Вавилонию и провозгласил себя ее царем
http://www.proza.ru/2013/10/06/1423
Разделение евреев и его последствия
Итак, на севере было десять племен, которым приходилось платить больше всех и получать меньше всех из-за царского расточительства и которые предъявили свое недовольство преемнику Соломона. Ровоам, сын Соломона, как бы в противовес признанной мудрости своего отца, демонстрировал свою неспособность править, проводя алчную, недальновидную, т. е. типично еврейскую политику, и получил логический результат — разделение своего царства на два маленьких царства - Иудею и Израиль, причем столицей последнего был Иерусалим, а население после этого называлось евреями.
Депортация десяти племен
Саргон, царь Ассирийский, выселил остатки разбитых племен Израиля и рассеял их по обширной территории своего царства. Также важно помнить, что эти племена больше никогда не вернулись -- они стали «десятью потерянными племенами Израиля». Было выселено 27200 человек, и нам говорят , что «не осталось никого, кроме одного колена И удина» -- но это в Иудее.
Должно быть, в Галилее, включая долину Ездрилон, произошла «полная чистка», так как она была ключевой позицией на всей этой территории. С израильтянами, конечно, поступили жестоко, но это не было полным истреблением, которого требовал раньше от израильтян их Яхве по отношению к хананеянам.
https://alexsrb.livejournal.com/395766.html
Ахаз признал себя вассальным правителем ассирийского царя со всеми вытекающими из этого последствиями. Вслед за этим Ахаз недвусмысленно попросил помощи Ашура в противостоянии агрессии со стороны Арама и Израиля по отношению к Йехуде.
1. И взял Ахаз серебро и золото, находящееся в Доме Господа и в сокровищницах дома царя, и послал царю Арама подкуп.
Свою просьбу о помощи Ахаз подкрепил щедрым подарком, для которого использовал как ценности, находившиеся в Храме, так и в своих собственных сокровищницах. Следует отметить, что в Первой Книге Царей (15, 18-19) рассказывалось о том, что точно также в свое время поступил царь Йехуды Аса, когда просил помощи арамейского царя Бен Хадада в противостоянии с царем Израиля Баашой.
2. И послушал его царь Ашура, и поднялся царь Ашура в Дамесек, и захватил его, и изгнал его в Кир, и Рецина умертвил он.
Тиглат Пилесер III согласился помочь Ахазу. Здесь рассказывается о том, как он поступил с Арамом и с его царем. После этого он продолжил движение на юг и вторгся в пределы Израиля, где аннексировал примерно половину его территории, как рассказывалось в главе 15, предложении 29.
Как здесь сказано, Тиглат Пилесер III сумел завоевать столицу Арама Дамесек, после чего изгнал всех его жителей в местность, которая в то время называлась Кир и принадлежала Ашуру. В главе 15, предложении №29, рассказывалось о том, что точно так же он поступил с жителями завоеванных им земель Израиля, правда, их он переселил не в Кир, а в другие места, которые тоже находились в Ашуре (см. там в комментарии). Следует отметить, что изгнание жителей в Кир было предсказано пророком Амосом (см. Книгу Амоса 1, 1-5), который жил во времена Узии, он же Азарья, царя Йехуды, и Яравама, сына Йоаша, царя Израиля, то есть задолго до описываемых здесь событий. В одном из своих пророчеств Амос передает слова Бога, который говорит о том, что за преступления Арама против еврейского народа Он «пошлет огонь в дом Хазаэля, и пожрет он дворцы Бен Хадада. И сломает Он засов Дамесека,… и будут изгнаны народ Арама в Кир…». Из Книги Амоса (9, 7) также следует, что древней родиной народа Арама был тот самый Кир, куда они были переселены Тиглат Пилесером III. Исследователи предполагают, что Кир находился на территории современной Армении.
http://www.tanachonline.com/malachim_2/ ... hap16.html
Евреев увели в горы – туда «где на них спустилось облако и покрыло их» – «позади тёмных гор» (Иер. Санг., X, 29с; ср. Bemidb. rab., XVI, 15).В Талмуде (Кидуш., 72а) Самуил включает местность Мешех в мидийские города, куда ассирийский царь Салманассар переселил израильских пленников (II Цар., 18, 11).
Мешех – Muski в Малой Армении, к северу от Мелитены. Из текста Псал., 120, 5 ("Горе мне, ибо я жил у Мешеха, имел стоянки в шатрах Кедара"), ясно, что там жили пленные евреи.
Ара – название той местности, куда были отведены Пулом и Тиглат-Пилессером, ассирийскими царями, колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина (I кн. Хрон., 5, 26: "Халах, Хабор и Ару и реку Гозанскую") – очень схоже с названием Арарат.
Так Мвсес Хоренацы говорит, что от пленных финикийцев, поселившихся в Армении, идёт известный род Гнтуни, «обычаи мужей этого рода выдают в них хананеев». Он также пишет, что царь Валаршак назначает «одевающим себя Дзереса, потомка хананейцев, и род его, не ведаю по какой причине, наименовывает Гнтуни». По другим известиям, Гнуни были еврейского происхождения, что ещё раз доказывает, что финикийцы и евреи – один народ (см. Мои статьи «Финикийцы – это евреи», «Евреи в Карфагене» и «Гиксосы были евреями
Положение рода ещё более ухудшилось при Тигране Великом (95 г. до н.э.). Согласно Моисею Хоренскому, Тигран приказал всем нахарарам приносить в храмах жертвы, но члены рода Багратуни отказались от этого и потому были лишены начальства над войсками, причём одному из них, по имени Асуд, отрезали язык. Тем не менее, за ними было сохранено достоинство аспетов (начальников конницы), но и оно впоследствии было отнято. Непрерывные жестокие гонения привели к тому, что этот род оставил Иудаизм.
Петахья Регенсбургский (XII в.) сообщает, что "в земле Араратской большие города, но евреев в них очень мало. Прежде, в старину, их там было много; но они истребляли друг друга, а потом рассеялись и разошлись по городам Вавилонии, Мидии, Персии и земли Куш". Он уверяет также, что во время пребывания в Багдаде видел «своими глазами» посланцев царей «земли Мешех» и эти посланцы рассказали, что «стали евреями цари Мешеха и вся земля их» и о том, что среди жителей Мешеха находятся учители, обучающие «их и детей их Торе и Талмуду Иерусалимскому».
http://www.proza.ru/2008/06/04/7
Ассирийский период Г.
На 200 лет раньше остального Израиля Г. была завоевана ассирийцами (4 Цар 15. 29). В 733-732 гг. до Р. Х. армия Тиглатпаласара III захватила Г., раскопки Асора вскрыли картину его полного разрушения. Галилейские провинции в Ассирии назывались по городам: Дуру - на прибрежной равнине Шарон, Галаза - восточнее Иордана, Магидду. Присутствие ассирийцев в Г. отмечают и по отдельным находкам артефактов (золотой кубок в виде головы лани - Frankfort. Art. 1954. P. 103. № 118A). Уменьшились размеры и количество поселений в Г. (в сравнении с Иудеей), заметнее стал отход от традиций юж. территорий.
Напомню, в предыдущей статье я писал, что по ассирийским источникам Тиглатпаласар III совершил три военных похода "в Сирию, Финикию и Палестину", подавив там мятежных правителей. Досталось и Израилю, где больше всего пострадали северные и восточные районы страны -- Галилея и Гилад. За оказанное сопротивление часть населения территории колена Нафтали была уведена в Ассирию. Так началась новая тактика ассирийских царей -- массовые депортации непокорных народов. В книге Менахим (15:29) записано: Во дни Пекаха, царя израильского, пришел Тиглатпаласар, царь ассирийский, и взял Ийон, и Авел-Бейт-Мааху, и Йаноах, и Кедеш, и Хацор, и Гилад, и Галилею, всю землю колена Нафтали, и переселил их [жителей] в Ассирию.
Понятно, что элита Израиля, видя неравенство сил и бессмысленность сопротивления, во главе с Хошеа и организовали заговор против царя Пекаха и, убив его, обратились к Тиглатпаласару III с просьбой о мире, согласившись на все его условия. Ассирийские надписи, сделанные по приказу Тиглатпаласара III, подтверждают эту библейскую информацию: "Израиль (дословно: "дом Омри". -- И. Л.)... всех его жителей [и] их имущество я направил в Ассирию. Они свергли своего царя Пекаха... и я поставил Ошею в качестве царя над ними. Я получил от них десять талантов золота, тысячу талантов серебра в качестве дани и увез их в Ассирию"(цит. по И. Липовскому).
мистическом учении каббалы, в котором еврейскому народу отводилась важная роль в борьбе мировых сил добра и зла, галут выступал в качестве одной из стадий этой борьбы. Каббалист Ицхак Лурия (середина 16 в.) видит в галуте отражение космической катастрофы, происшедшей в процессе эманации Божественных сил в сотворенный Богом мир. В начале 17 в. Иехуда Лива бен Бецалель из Праги сформулировал религиозно-духовную и социальную природу галута в терминах, близких концепциям еврейских и христианских мыслителей 19 в.: «Состояние изгнания — это изменение и отклонение от порядка, ибо Всевышний поместил каждый народ на соответствующее ему место... Согласно естественному порядку, пригодное для евреев место — Эрец-Исраэль, где они должны жить как независимый народ». Один из лидеров еврейских общин Западной Европы Менашше бен Исраэль (17 в.) усматривал в рассеянии евреев «по всем концам мира» стадию в процессе осуществления их Божественной миссии в истории.
Отправлено спустя 1 час 34 минуты 2 секунды:
Кап - Кавказ )
Месопотамии лат. Mesopotamia, тур. Mezopotamya; Мойсей, Мосхийские горы, мосохи, мосхи, мусульмане, масоны и ингушский корень Мос - волосы , народ. Мос/Мес-куорт-вершина горы в горной Ингушетии. -
Мешех משך — упоминается в известной таблице народов (Быт., 10) как 6-й сын Иафета. Септ. передает Μοσοχ (и в самар. тексте написано מושוך или משוך), на основании чего уже Bochart (Phaleg., III, 12) сравнил M. с народом мосхов, жившим на Мосховых горах к юго-востоку Черного моря. По мнению некоторых ученых, имя М. сохранилось в названии города Мцхет около Тифлиса (ср. Gesenius-Buhl, HWB, 464). Обыкновенно М. упоминается рядом с Тубал (תובל), которых отождествляют с тибаренами греческих географов (ср. Быт., 10, 2; I Хрон., 1, 5; Иезек., 27, 13; 32, 26; 38, 2; 39, 1). По Иезек., 27, 13 Яван, Тубал и М. торговали рабами и изделиями из меди, продавая их в Тир. И у Геродота (III, 94; VII, 78) Μοσχοί и Τυβαρηνοί названы рядом; то же самое иногда и в клинописных памятниках (Muski и Muschki и Tabali). По этим надписям, Tabali жили в Каппадокии, Muski в Малой Армении, к северу от Мелитены. Однако надо допустить, что существовало и арабское (исмаильское) племя М. Это вытекает из прямого текста Псал., 120, 5 («Горе мне, ибо я жил у М., имел стоянки в шатрах Кедара»). Изменение משך в משא в этом тексте, как предложил Винклер, неприемлемо. Следует вспомнить, что, ведь и Тубал, сосед М., приводится в связь с кочующим народом кенитов (Быт., 4, 22). В Исаие, 66, 19 критики читают на основании Септ. משך вм. משביקשת, так что М. находится в обычном соседстве с Тубалом и Яваном. В 1 Хрон., 1, 17 משך стоит вм. מש (Быт., 10, 23). [В Талмуде (Кидуш., 72а) Самуил включает местность מושבי в мидийские города (עדי מדי), куда ассирийский царь Салманассар переселил израильских пленников (II Цар., 18, 11). См. Гаркави, Die Juden und slawische Sprachen, 112—117. — Ред.].
Мешех – Muski в Малой Армении, к северу от Мелитены. Из текста Псал., 120, 5 ("Горе мне, ибо я жил у Мешеха, имел стоянки в шатрах Кедара"), ясно, что там жили пленные евреи.
Шатры Кедара
Кидар или Кедар — это настолько известное племя потомков Измаила, что иногда так называют всю Аравию.
Кедар, Кидар (ивр. קדר смуглый, тёмный (о коже или шатре), омрачаться, араб. قیدار) — второй сын Измаила, двоюродный брат Исава и Иакова. Согласно исламской традиции, родоначальник племени кедаритов (которое упоминается вместе с набатеями[1]), от которого произошли курейшиты, одним из которых был Мухаммед, пророк мусульман. Упоминается в библии три раза: (Быт. 25), (1Пар. 1) и (Исаи. 4210-17).
Пришёл Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами – Араратом (Арарад Кордукской области – южная Армения) и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавёлся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он 600 лет. И не вмешал их земли Арата и Масиса».
евреев, являются халдеи (вавилоняне). В Талмуде (Кидуш., 72а) Самуил включает местность Мешех в мидийские города, куда ассирийский царь Салманассар переселил израильских пленников (II Цар., 18, 11). Мешех упоминается рядом с Тубал, которых отождествляют с тибаренами греческих географов (ср. Быт., 10, 2; I Хрон., 1, 5; Иезек., 27, 13; 32, 26; 38, 2; 39, 1). По Иезек., 27, 13 Яван, Тубал и Мешех торговали рабами и изделиями из меди, продавая их в Тир. И у Геродота (III, 94; VII, 78) и названы рядом; то же самое и в клинописных памятниках (Muski и Muschki и Tabali). По этим надписям, Tabali жили в Каппадокии, Muski в Малой Армении, к северу от Мелитены. Из текста Псал., 120, 5 ("Горе мне, ибо я жил у Мешеха, имел стоянки в шатрах Кедара"), ясно, что там жили пленные евреи. Древние евреи и финикийцы (хананеи) представляли собой один народ, мало отличающийся лишь в религии. У армян остались смутные воспоминания о связи с гиксосами, которые, как Я писал, – финикийцы, поселившиеся в Иудеи и основавшие Иерусалим. Армянские и др. исследователи склонны видеть в хурритах общих дальних предков армян и евреев. Не совсем голословным предположение о родстве хурритов и гиксосов, завоевавших Египет во II тысяч. до н.э. Финикиец Ганнибал основал Артаксату, древнюю столицу Армении. В Армении в римскую эпоху существовал город под названием Карфаген. Моисей Хоренский ( , Мовсес Хоренаци, V в.) пишет: «Когда Иисус (Иехошуа бин Нун. – А.З.) сразил хананеев, те бежали от него в Аграс, плывя на Тарсис; это видно по надписям на каменных столпах, в стране африканцев, сох-ранившимся до нынешнего дня, на которых написано в точности так: «Мы, хананейские нахарары, бежавшие от разбойника Иисуса, прибыли сюда на обитание». Один из них – наш почтеннейший Кананидае – (оказался) в Армении. Мы навели справки и досконально выяснили, что поколения рода Гнтуни вне всяких сомнений происходят от него; да и обычаи мужей этого рода выдают в них хананеев». Он также пишет, что царь Валаршак назначает «одевающим себя Дзереса, потомка хананейцев, и род его, не ведаю по какой причине, наименовывает Гнтуни». По другим известиям, Гнуни были еврейскимого происхождения, что ещё раз доказывает, что финикийцы и евреи – один народ.