Samuel: ↑12 сен 2017, 16:42А где доказательства, что революцию делали евреи, а не французы?
Если вас Самюэль это заинтересовало материал соответствующий найдете.
Отправлено спустя 17 минут 32 секунды:
АГИТАЦИЯ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ В ПОЛЬЗУ ЕВРЕЕВ
Отмечая торжество либеральных идей, проявившееся в декрете 28 января о южных евреях, "Journal de Paris" заметил: "Но в этом торжестве есть осадок горечи. Евреи Эльзаса и Лотарингии могут сказать Национальному Собранию, как Исав своему отцу: "неужели у тебя только одно благословение?"… Обойдённые пасынки отечества, эльзас-лотарингские и парижские ашкеназы не ограничились, однако, скорбными жалобами. Они научились требовать равноправия как должного, а не просить как дара. Ещё после отсрочки 24 декабря, эти "немецкие" евреи, возмущённые медлительностью Национального Собрания, изготовили "петицию" к нему, где заявляли, что они ждут гражданского равноправия "не путём постепенных улучшений", а "безотлогательно". Они требуют своих прав "с настойчивостью людей, ждущих не милости, а акта справедливости", ибо, участвуя в общественных обязанностях, они должны иметь долю и в преимуществах общественности. Это для них "вопрос жизни и смерти в области социальной". Петиция, подписанная лучшими деятелями ашкеназской группы в Париже (Серф-Берр, Бер-Исаак Берр, Давид Зинцгейм, впоследствии председатель Наполеоновского "синедриона" и др.), была подана Собранию 28 января 1790 года, в день вотирования равноправия сефардов, но не имела никакого успеха. Роковая "отсрочка" оставалась в силе.
Особенно глубоко почувствовали обиду евреи города Парижа. Они находились в самом центре революционного движения и принимали в нём деятельное участие. Свыше ста евреев служило в национальной гвардии столицы, вступив туда добровольцами вскоре после взятия Бастилии. В некоторых участках Парижа (особенно Кармелитском) еврейские граждане, вопреки ограничениям, состояли членами муниципальных советов и других городских учреждений. Евреи выказывали патриотическое рвение и готовы были жертвовать жизнью за родину-мачеху. Они жертвовали также немало денег на общественные нужды. Бедный учёный, автор дореволюционной "Апологии евреев", Залкинд Гурвиц, состоящий переводчиком при королевской библиотеке в Париже, уделял из своего скудного годового жалования в 900 франков четвёртую долю в общественную кассу.
Такие люди не могли дольше мириться с клеймом бесправия. И вот парижские евреи прибегли к новому способу борьбы за свои права: они решили воздействовать на Национальное Собрание через парижскую Коммуну или городскую думу. В Коммуне были сосредоточены наиболее радикальные элементы столицы, которые не раз своими резолюциями производили давление на Национальное Собрание. Расчет евреев состоял в том, что если городское управление, орган общественного мнения Парижа, выскажется в пользу эмансипации, то и Национальное Собрание не замедлит поставить на очередь отсроченный еврейский вопрос и разрешить его в положительном смысле.
В тот самый день 28 января, когда в Национальном Собрании обсуждался вопрос о южно-французских евреях, в зале общего собрания парижской Коммуны (Assemblee generale de la commune) происходила торжественная сцена. Многочисленная депутация от столичных евреев, в которой находилось не менее 50 национальных гвардейцев в трёхцветных кокардах (между ними и Залкинд Гурвиц), предстала перед коммунальным собранием с просьбою, чтобы община столицы, в лице своих гласных, вступилась за уравнение прав еврейского населения. Оратором этой депутации был парламентский адвокат и член Коммуны Годар, уполномоченный парижскими евреями ходатайствовать за них. Оставив своё место среди коммунальных гласных, Годар выступил вперёд и, став во главе еврейской депутации, обратился к собранию с речью: "Господа, я оставил на короткое время место, которое занимаю среди вас, для того, чтобы занять место, более подобающее мне в момент, когда я говорю за просящих и являюсь ходатаем за несчастных. Уполномоченный большею частью евреев в королевстве защищать их интерес перед Национальным Собранием (9), я являюсь вместе с тем и представителем евреев, живущих в Париже. И в качестве такового, я могу засвидетельствовать вам их глубокое почтение, могу заверить вас в их преданности и представить доказательство их признательности. Ибо благородные жители нашей столицы опередили благодеяние закона по отношению к евреям, воспользовавшись нынешнею достопамятною революцией для того, чтобы сделать из них товарищей по оружию и облечь их в гражданский мундир (национальной гвардии), в котором некоторые из них являются перед вами.
Население уже обращается с евреями как с братьями, прежде, чем зажить с ними как с гражданами"… Указав далее на патриотическое рвение парижских евреев, пославших из своей среды сто воинов в национальную гвардию, - Годар высказал пожелание еврейской депутации: "Ходатайствуя перед Национальным Собранием и ожидая от его мудрости закона себе благоприятного, евреи придают большое значение тем веским одобрениям, которые они везде встречают в столице… Они полагают, что расположение к ним столичного населения даёт им право просить вас, чтобы вы возвысили ваш голос в их защиту и произнесли то слово, которое могло бы ускорить решение их участи… Ваше торжественное заявление, которое будет только данью истине, должно споспешествовать не только делу парижских евреев, но и делу евреев во всём королевстве, и таким образом подготовить счастье пятидесяти тысяч человек". - На речь Годара президент коммунального собрания, аббат Мюло, ответил, что собрание обсудит ходатайство еврейской депутации, и выразил уверенность, что решение Коммуны "будет вполне сообразно с законами разума и человечности".
Но еврейские деятели и их христианские сподвижники на этом не успокоились. Они подняли агитацию в "секциях" или участковых собраниях гласных города Парижа (город делился на 60 муниципальных участков, из которых каждый имел свой совет гласных), побуждая их посылать свои отзывы о необходимости равноправия в центральное городское управление. Первым откликнулся Кармелитский участок, где жило наибольшее число евреев, имевших даже своих представителей в участковом совете гласных.
30 января в общее собрание Коммуны явилась депутация от гласных Кармелитского участка и вручила президенту единогласно принятую резолюцию участкового совета: просить Коммуну всеми способами содействовать тому, чтобы Национальное Собрание признало за евреями права активного гражданства. При этом глава депутации прокурор-синдик де-Жервиль произнёс горячую речь в защиту евреев. "Из всех участков парижской общины, - говорил он, - в Кармелитском проживает наибольшее число евреев. Более, чем какой-либо другой участок, Кармелитский имел возможность, с самого начала революции, наблюдать поведение еврейских жителей, ознакомиться с их принципами, составить себе суждение об их нравственности… Вы не удивитесь, поэтому, если представители Кармелитского участка первые осмелятся отдать публично дань их патриотизму, их храбрости и благородству. Никакие граждане не выказали себя более ревностными в деле завоевания свободы, чем евреи; никто так не рвался к мундиру национальной гвардии, как они; нет людей, более привязанных к порядку и справедливости, более расположенных к благотворительности по отношению к бедным и к добровольным взносам на нужды общины… Евреи, живущие в Париже, не провозглашены ещё французами, но поверьте нам, что они вполне заслуживают этого названия. Я даже осмелюсь сказать, что среди нас они уже на деле являются французами. Да, господа, Кармелитский участок не желает, чтобы в нём различали граждан. Евреев допускают в советы, они разделяют с нами честь и труд воинской службы, и ни малейшего ропота не слышно против предоставления им прав граждан, - прав, которым недостаёт только санкции закона… Удостойте же, господа, принять к сведению наши справедливые и настоятельные заявления в пользу новых братьев наших. Присоедините и ваше заявление к нашему - и предоставьте их вместе Национальному Собранию. Не сомневайтесь, господа: вы без труда добьётесь для парижских евреев того, в чём не отказали евреям, известными под именем португальских, авиньонских и испанских. Да и ради чего стали бы последним давать предпочтение перед первыми? Разве учение всех евреев не одно и то же? Разве наши политические отношения к тем и другим не одинаковы? Если предки тех евреев, интересы которых мы защищаем, испытали муки и жестокости произвольных властей в большей мере, нежели евреи португальские, то разве самое это ужасное и продолжительное угнетение, перенесённое ими, не даёт им ещё больше прав на национальную справедливость?"
Настояния депутации подействовали. В тот же день, 30 января, общее собрание парижской Коммуны обсуждало вопрос о поддержке ходатайства евреев перед Национальным Собранием. Шли горячие прения: большинство стояло за оказание поддержки, меньшинство колебалось. Чтобы уничтожить эту нерешительность и подготовить единогласное решение в пользу евреев, взошёл на трибуну один из лучших ораторов Коммуны, аббат Бертолио, и произнёс длинную речь, в которой затронул все важнейшие стороны еврейского вопроса. Начав с указания, что Франция дожила, наконец, до времени, когда можно разрушить перегородки между людьми, воздвигнутые предрассудками, Бертолио воскликнул: "Но она останется незаконченной, эта революция, столь же счастливая, сколь неожиданная, если понятия людей не последуют в своём росте за ростом конституции, ею порождённой. Поднимемся же до высоты нашей конституции!.. Принципы, освящённые Национальным Собранием, возвратили уже гражданскую жизнь трём миллионам французов. Французские протестанты восстановлены уже во всех своих гражданских правах…
Эти новые принципы на днях восторжествовали и над другим предрассудком, ещё более закоренелым. Гражданское положение евреев бордосских, байонских и авиньонских было упрочено торжественным декретом. Об оказании такой же справедливости хлопочут теперь французские евреи, живущие в Париже и в других частях королевства. Можно ли отказать им в этом? Какое существенное различие можно провести между ними и их братьями из Бордо? Скажут, что они имеют патенты и права состояния, каких не имеют другие. На это скажу, что патенты французских евреев начертаны в природе, а печать природы стоит печатей всех канцелярий Европы вместе взятых". Оратор закончил свою речь следующим пожеланием: "Я думаю, что мы должны высказаться в том смысле, чтобы Национальное Собрание поставило на очередь как можно скорее еврейский вопрос, обсуждение которого им отсрочено, и чтобы оно издало декрет, приравнивающий всех евреев к евреям Бордо, Байоны и Авиньона. Но такое заявление должно быть внесено в Национальное Собрание не раньше, чем оно будет разослано во все шестьдесят участков Парижа и одобрено большинством голосов".
Оратор вполне достиг своей цели. Нерешительность и колебания исчезли после его речи. После кратких прений, собрание Коммуны приняло резолюцию: 1) публично засвидетельствовать о добром поведении, патриотизме и личных добродетелях евреев, и 2) громогласно заявить желание парижского населения, чтобы за евреями были признаны все права активных граждан. Чтобы придать этому характер плебисцита, Коммунальное собрание постановило разослать свою резолюцию во все коммунальные участки города Парижа и, по получении их согласия, представить её Национальному Собранию. Резолюцию подписали знаменитый в истории революции парижский мэр Бальи и президент Мюло. Адвокат Годар, поблагодарив собрание от имени парижских евреев, закончил свою речь повторением исторической фразы мэра Бальи: "Будем благословлять революцию, которая делает нас всех братьями"!
Парижский муниципалитет мог скоро привести в исполнение своё решение. Созванные экстренно участковые собрания поспешили высказаться в пользу ходатайства об эмансипации. Из 60 участков прислали свои отзывы в этом смысле 53; отзывы 6 участков остались неизвестными, и только один участок ("Матерен") предлагал обождать с эмансипацией евреев до выслушивания отзывов провинциальных собраний. Было ясно, что почти "весь Париж" высказался за равноправие евреев.
25 февраля депутация от парижскую Коммуны, в составе президента Мюло, Годара, аббата Бертолио и других, предстала перед Национальным Собранием. Депутация передала собранию законодателей письменную резолюцию о необходимости поспешить с рассмотрением еврейского вопроса и решить его в смысле предоставления евреям активного гражданства. Чтение резолюции сопровождалось горячею речью президента Коммуны, аббата Мюло. Коммунальной депутации ответил председательствовавший в тот день в Национальном Собрании Талейран-Перигор: "Национальное Собрание поставило себе священным долгом возвратить всем людям их права. Оно объявило условия, необходимые для того, чтобы быть активным гражданином.
В этом именно духе и сообразно этим условиям оно рассмотрит, по всей справедливости, доводы, выставляемые вами в столь трогательной форме в пользу евреев". Однако, - когда на следующий день герцог Ланкур потребовал, чтобы Национальное Собрание назначило день для рассмотрения вопроса о гражданском положении евреев, один из депутатов возразил: "Вопрос о евреях несомненно очень важен, но ведь у нас на очереди имеются вопросы ещё более важные, касающиеся всех граждан. То, что мы решим относительно евреев, затронет интересы одной только части народа; но установить порядок судебной власти, определить количество и состав французской армии и регулировать финансы - вот три вопроса занимающие всю страну и требующие всего нашего времени. А потому я предлагаю: снова отложить вопрос о евреях". Это предложение было принято. Разрешение еврейского вопроса в Национальном Собрании опять было отсрочено, до рассмотрения ближайших очередных вопросов.
Отправлено спустя 16 минут 12 секунд:
Х̅Е-ХАЛУ́Ц (הֶחָלוּץ, `первопроходец`, `пионер`), молодежное движение, целью которого была подготовка еврейских юношей и девушек к поселению в Эрец-Исраэль. Идея такого движения начала зарождаться после прокатившейся в 1881 г. по России волны погромов; определенное влияние на формирование этой идеи оказала народническая идеология. Возникшие в эти годы общества (Билу, призывавшее к поселению в Эрец-Исраэль, и Ам-‘олам, выступавшее с идеей поселения в США) требовали от своих членов непосредственного участия в поселенческой деятельности в рамках коллективных или кооперативных поселений и таким образом были предшественниками движения Х̅е-Халуц. Первые группы Х̅е-Халуца возникли в начале 20 в. Становлению движения способствовал призыв М. Усышкина в 1905 г. к созданию «общееврейской рабочей организации, члены которой — здоровые телом и душой холостые юноши и девушки — примут на себя обязательство провести три года в сельскохозяйственных поселениях Эрец-Исраэль, где они будут солдатами еврейского народа, однако их оружием будут не сабля и винтовка, а плуг и лопата». Под разными названиями движения такого рода возникли в различных странах: Х̅е-Халуц (см. ниже) — в США, Билуим хадашим (`Новые билуйцы`), Х̅е-Халуц и другие — в России и т. д. Популярности этих групп способствовали обращенные к еврейской молодежи призывы лидеров поселенцев в Эрец-Исраэль (А. Д. Гордона в 1904 г., И. Виткина в 1905 г., и других) принять участие в создании сельскохозяйственных поселений в стране; эмиссары из Эрец-Исраэль вели активную пропагандистскую деятельность в среде еврейской молодежи в странах рассеяния.
Летом 1906 г. движение Це‘ирей Цион провело конференцию Билу‘им хадашим, которая поставила перед членами организации цель — переселиться в Эрец-Исраэль и заниматься там физическим или умственным трудом и изучать иврит и арабский языки. В 1913 г. на 11-м Сионистском конгрессе Це‘ирей Цион приняло решение о создании Российско-польского центра, среди задач которого — подготовка халуцим, намеревающихся поселиться в Эрец-Исраэль. На конференции Це‘ирей Цион в России (Вильна, апрель 1914 г.) было решено организовать группы халуцим и создать для них фонд взаимопомощи. Из-за Первой мировой войны деятельность движения почти прекратилась, исключение составляли США и Россия.
В России Февральская революция 1917 г. открыла новые возможности для сионистской деятельности. Опубликованная в газете «Еврейская жизнь» в апреле 1917 г. статья И. Бен-Цви о движении Х̅е-Халуц вызвала широкий отклик среди еврейской молодежи. Вторая конференция Це‘ирей Цион (Петроград, май 1917 г.) приняла резолюцию, призывавшую к «воспитанию еврейской молодежи в духе халуцианской идеи» и к организации групп Х̅е-Халуца, которые «заложат фундамент еврейской национальной жизни в Эрец-Исраэль». Опубликованная в ноябре 1917 г. Бальфура Декларация ускорила рост движения — новые группы халуцим возникали в России, Польше, Литве, Латвии, Галиции, Бессарабии и других регионах. С течением времени разрозненные группы создали местные объединения, которые, в свою очередь, объединились во всемирное движение Х̅е-Халуц. В январе 1918 г. в Харькове собрался учредительный съезд российского движения Х̅е-Халуц. На съезде возникли разногласия между «идеалистами» (считавшими, что Х̅е-Халуц должен стать авангардным движением, на которое будут возложены задачи огромной значимости для сионистского движения) и «материалистами» (рассматривавшими движение просто как организацию еврейских трудящихся, намеревающихся поселиться в Эрец-Исраэль).
И. Трумпельдор активно занимался созданием групп Х̅е-Халуца в России. В начале 1918 г. была создана организация Х̅е-Халуц в Минске. На конференциях сионистских организаций и групп Х̅е-Халуца в июле и сентябре 1918 г. было решено, что Х̅е-Халуц будет беспартийным сионистским движением, ряды которого будут открыты для молодых людей, достигших 18-летнего возраста, признающих иврит своим национальным языком и готовящихся к поселению в Эрец-Исраэль. 6 января 1919 г. в Москве состоялась конференция движения, в которой участвовали представители 23-х групп Х̅е-Халуца, в том числе из Центральной России и Белоруссии. На конференции Трумпельдор призвал к созданию «военного Х̅е-Халуца» численностью в десять тыс. человек, который сменит британский гарнизон в Эрец-Исраэль. Конференция приняла ряд принципиальных решений: Х̅е-Халуц — беспартийная организация трудящихся, намеренных поселиться в Эрец-Исраэль, чтобы жить там собственным трудом; организация будет готовить своих членов к жизни в Эрец-Исраэль, обеспечивать их доставку и способствовать их абсорбции в стране; конечная цель движения — еврейский национальный суверенитет в Эрец-Исраэль; движение подчиняется решениям Сионистских конгрессов. В 1919 г. на 1-м съезде Х̅е-Халуца председателем движения был избран Трумпельдор (он предложил ввести военную подготовку для членов движения); местом нахождения Исполнительного комитета Х̅е-Халуца был определен Минск. В марте 1920 г. Трумпельдор погиб при защите Тель-Хая; его образ навсегда остался символом движения.
Несмотря на гражданскую войну, число участников движения быстро росло (120 групп Х̅е-Халуца), но начался период неорганизованной алии: различными путями — через румынскую и польскую границы, через страны Прибалтики, через Кавказские горы и Черное море халуцим добирались до Эрец-Исраэль. Этот процесс отрицательно сказался на развитии движения. В октябре 1920 г. состоявшаяся в Харькове вторая конференция Х̅е-Халуца подчеркнула необходимость соответствующей подготовки халуцим перед отправкой в Эрец-Исраэль. В последующие годы продолжался быстрый рост Х̅е-Халуца, хотя многие из его отделений утратили контакты с центральным руководством. Так, в частности, украинский центр Х̅е-Халуца в Одессе действовал самостоятельно. В 1920-х гг. важный центр сельскохозяйственного обучения халуцим — Мишмар х̅а-Волга действовал в Саратове; позднее этот центр переместился в Ярцево близ Москвы; переселившиеся в подмандатную Палестину члены этого центра создали Гдуд х̅а-‘авода (рабочий батальон) имени И. Трумпельдора.
Консолидация советского режима в России постепенно привела к полному запрету деятельности Х̅е-Халуца; немалую роль в этом процессе сыграла Евсекция. В марте 1918 г. на просьбу руководства движения к советским властям официально разрешить деятельность Х̅е-Халуца на территории страны (не включавшей в то время Украину и Белоруссию) был получен уклончивый ответ, что движение не нуждается в разрешении, если его деятельность не противоречит закону. В этот период существование учебных сельскохозяйственных центров Х̅е-Халуца соответствовало официальной политике «продуктивизации» труда евреев, потерявших источники средств существования, и потому иногда власти даже побуждали Х̅е-Халуц продолжать обучение евреев сельскохозяйственным работам. Однако участники 3-й конференции Х̅е-Халуца (январь 1922 г., Харьков), в работе которой принимали участие представители России, Белоруссии и Украины, были арестованы. Тем не менее организация продолжала свою деятельность, и в конце 1922 г. в Крыму была создана учебная ферма «Тель-Хай».
В сложившейся обстановке в движении появились разногласия. Часть членов Х̅е-Халуца настаивала на необходимости адаптации движения к государственной идеологии с тем, чтобы получить согласие властей на продолжение его деятельности, в то время как другие считали, что Х̅е-Халуц должен сохранить свой беспартийный характер и отмежеваться от коммунистической идеологии. В апреле 1922 г. в Москве собрался Совет Х̅е-Халуца, принявший программу, в одном из пунктов которой Х̅е-Халуц определялся как органическая часть еврейского и международного пролетариата, признающая неизбежность классовой борьбы и готовая бороться с капитализмом во всех его проявлениях. Совет также постановил, что те члены движения, которые не разделяют идеологию квуцы (см. Киббуц) и по переселении в Эрец-Исраэль намереваются стать членами мошав овдим (см. Мошав), не будут допускаться в учебные центры Х̅е-Халуца. Эти решения вызвали острые разногласия в движении; Д. Бен-Гурион, который в это время в качестве делегата Х̅истадрута был гостем сельскохозяйственной выставки в Москве, попытался уладить разногласия, но безуспешно. К августу 1923 г., когда Х̅е-Халуц получил официальное признание советских властей, движение было расколото на две фракции — легальную «Гехалуц СССР», разделявшую идеологию классовой борьбы и коммунистического коллективизма, и нелегальную «Национально-трудовую организацию Х̅е-Халуц», которая видела в Х̅е-Халуце еврейское национальное рабочее движение.
Легальная фракция стремилась использовать все возможности, вытекавшие из ее статуса. Были открыты многочисленные официальные отделения организации (за исключением Украины и Белоруссии, на территории которых официальное разрешение на деятельность организации не распространялось), стал издаваться печатный орган «Х̅е-Халуц» (тираж три тысячи экземпляров), в котором, среди прочего, публиковались новости из Эрец-Исраэль. Члены организации принимали участие в официальных демонстрациях (1 Мая, годовщина Октябрьской революции), на которых они несли сионистские лозунги и пели сионистские песни. Х̅е-Халуц присоединился к организациям, ставившим своей целью содействие созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в России (см. ОЗЕТ), ведя внутри этих организаций борьбу с тенденцией превращения их в инструмент против алии. Были созданы новые учебные сельскохозяйственные центры, как, например, «Ма‘ян» в Крыму.
Действовавшая в подполье нелегальная фракция также сумела создать несколько учебных центров, в частности, «Мишмар» в Крыму (1924) и «Билу» в Белоруссии (1925). К концу 1925 г. общая численность членов обеих фракций составила 14 тыс. человек.
1926 г. был поворотным пунктом в деятельности российского Х̅е-Халуца. Вследствие разразившегося в Палестине экономического кризиса многие халуцим, разочарованные действительностью в стране, в том числе некоторые из членов Гдуд х̅а-‘авода (см. выше), вернулись в Россию. Параллельно этому еврейские сельскохозяйственные поселения в Советском Союзе достигли значительных успехов, так что многим членам Х̅е-Халуца стало казаться, что именно такие поселения — верный путь к широкомасштабной «продуктивизации» труда российского еврейства (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41 гг.). Однако вскоре советские власти начали преследовать движение, включая его легальную фракцию, которую формально запретили в 1928 г. Учебные центры движения были распущены. Постепенно движение было полностью искоренено, хотя попытки сохранить его продолжались до 1934 г. В 1930-х гг. те члены организации, которым не удалось покинуть Советский Союз, отбывали тюремное заключение или ссылку, и многие из них погибли в ходе массовых «чисток». Среди расстрелянных был Шмуэль Шнеурсон, один из лидеров нелегальной фракции, вернувшийся в Россию из Палестины в 1926 г., чтобы принять участие в подпольной деятельности движения.
Российский Х̅е-Халуц оказал огромное влияние на развитие движения за пределами страны. Сотни халуцим из советской России, двигавшиеся в Эрец-Исраэль через страны Восточной Европы и Прибалтики, значительно помогли развитию движения в этих странах. Подавление Х̅е-Халуца в России было тяжелым ударом по сионистскому движению, однако далеко не означало прекращения деятельности организации, которая к этому времени приняла мировой размах. В 1921 г. региональные конференции Х̅е-Халуца состоялись не менее чем в 25-ти странах Восточной, Центральной и Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Северной и Южной Америки. В период между двумя мировыми войнами Х̅е-Халуц фактически был частью сионистского рабочего движения.
В Польше, куда с подавлением всей сионистской деятельности в Советском Союзе переместился центр Х̅е-Халуца, как и в России, движение стало развиваться с начала века, однако только с концом Первой мировой войны оно приняло массовый характер. Быстрому росту популярности движения способствовали Декларация Бальфура, возобновление связей с Эрец-Исраэль и с действовавшими там рабочими партиями и энергичное молодое руководство, призывавшее к национальному освобождению и созданию нового еврейского общества. В 1921 г. состоялась первая всемирная конференция Х̅е-Халуца, и с тех пор в Варшаве размещалась штаб-квартира Всемирной федерации Х̅е-Халуца.
Программа Х̅е-Халуца зиждилась на трех взаимосвязанных принципах: организация движения, подготовка (х̅ахшара) и алия. Осуществление последнего принципа было наиболее трудным, поскольку британская военная администрация Палестины чинила препятствия еврейской иммиграции в страну. Нелегальная иммиграция в Палестину в этот период была крайне трудна, поскольку мир еще не был полностью восстановлен и гражданские сухопутные и морские связи с Палестиной почти отсутствовали. Несмотря на это, халуцим — отдельно и небольшими группами — проникали в Эрец-Исраэль. Первая такая группа — «бендзинская группа», насчитывавшая шесть человек, покинула Польшу летом 1918 г. и с риском для жизни через Одессу и Константинополь прибыла 5 декабря 1918 г. в Яффу. Вторая группа выехала из Радома в ноябре 1918 г. «Радомская группа» насчитывала 15 человек, однако в пути к ней присоединились еще 90 халуцим. Они вошли в историю сионизма как «группа ста пяти». Подвергаясь побоям, арестам и тюремному заключению, они пересекли Чехословакию, Австрию, Сербию, Хорватию и Италию. Добравшись до Неаполя, они не могли отплыть в Палестину, поскольку не имели ни паспортов, ни въездных виз. Лишь после многочисленных ходатайств Лондон согласился выдать им разрешение на въезд в Палестину. Однако по прибытии в Египет они были заключены в тюрьму британскими военными властями по подозрению в большевизме. Когда в Песах 1919 г. после шестимесячных мытарств группа поездом прибыла в Палестину из Египта, ее встречало все население Тель-Авива. «Группа ста пяти» фактически положила начало третьей алие.
Известия о прибытии «бендзинской» и «радомской» групп в Эрец-Исраэль дали новый толчок развитию движения Х̅е-Халуц в Польше. Учебные программы Х̅е-Халуца состояли из двух частей: теоретической подготовки (теория сионизма, общественные науки, история и география Эрец-Исраэль и иврит) и профессиональной (преимущественно сельскохозяйственная практика). Многие халуцим, особенно в Галиции, проходили практическую подготовку в качестве наемных рабочих — индивидуально или группами — у еврейских и нееврейских землевладельцев. Однако основная масса халуцим обучалась на специально созданных движением десятках ферм, наиболее известными из которых были фермы в Грошеве (близ Варшавы), Ченстохове, Гродно, Сувалках и Бендзине. Обучение велось также на шахтах, текстильных фабриках и т. п.
В 1918 г., направляясь в Эрец-Исраэль, российские халуцим стали нелегально пересекать польскую границу. Первоначально это были маленькие группы, однако между 1919 и 1923 гг. миграция приняла значительный размах. Халуцим прибывали главным образом из Подолии, Украины, Волыни и Белоруссии; их транзитными пунктами были Вильна, Барановичи, Ровно, Пинск и Варшава. На первых порах польские власти терпимо относились к этому явлению и на основании документов Палестинского бюро Сионистской организации (см. Сионизм. Становление и развитие движения) выдавали халуцим эмигрантский паспорт, зная, что они не намереваются задерживаться в Польше. Однако, когда в 1921 г. еврейская иммиграция в Палестину была остановлена, польские власти стали принимать жесткие меры против прибывавших в страну халуцим, подвергая их аресту и насильственной депортации назад, в Советский Союз. Лишь после того, как сионистские учреждения стали принимать меры для ускорения отъезда в Эрец-Исраэль прибывавших в Польшу халуцим, положение изменилось к лучшему. Халуцим из России и Украины жили на учебных фермах, в специально подготовленных для них польским Х̅е-Халуцем гостиницах и на частных квартирах. Когда, наконец, открылась возможность иммигрировать в Палестину, они покинули Польшу; последняя группа, насчитывавшая 400 человек, прибыла в Яффу 3 мая 1923 г.
Польский Х̅е-Халуц создал в своих рамках молодежную организацию Х̅е-Халуц х̅а-ца‘ир (впоследствии слившуюся с организацией Дрор), которая поддерживала тесные связи с различными сионистскими молодежными организациями (Гордонией, Х̅а-Шомер х̅а-ца‘ир, Х̅а-Киббуц х̅а-меухад /см. Киббуцное движение/ и другими). Своего пика польский Х̅е-Халуц достиг в период четвертой и пятой алии (см. Израиль). В 1924 г. движение насчитывало 1,7 тыс. членов, в 1925 г. — 4,6 тыс., в 1930 г. — 11,6 тыс., в 1933 г. — 41 тыс. В 1925 г. число обучавшихся по программе Х̅е-Халуца составило 712 человек, в 1926 г. — 2,5 тыс., в 1932 г. — 2,2 тыс., в 1933 г. — 4,5 тыс., а в 1935 г. — 7,9 тыс. Польский Х̅е-Халуц имел ряд периодических изданий — «Х̅е-Халуц», «Х̅е-‘Атид», «Х̅е-Халуц х̅а-ца‘ир» и другие.
В 1934 г. польский Х̅е-Халуц начал иммиграцию «нелегальную», направив в Эрец-Исраэль корабль «Велос» с халуцим из Польши и прибалтийских стран. В конце 1930-х гг. движение начало сотрудничать с Х̅аганой в организации иммиграции «нелегальной». Во время Второй мировой войны члены Х̅е-Халуца были среди наиболее активных участников еврейского боевого подполья (см. Сопротивление антинацистское). Во время Второй мировой войны движению Х̅е-Халуц принадлежала ведущая роль в организации восстаний в еврейском гетто Варшавы (И. Цукерман, Цивья Любеткин), Белостока (Хайка Гроссман) и Вильнюса (А. Ковнер, Рейзл Корчак).
В Литве движение Х̅е-Халуц было создано после Второй мировой войны и первоначально основывалось на трудовых кооперативах (плотницких, швейных, пищевых и т. п.). Из-за недостатка средств и отсутствия опыта эти кооперативы были недолговечны, и вскоре им на смену пришли сельскохозяйственные учебные центры, главным из которых был «Киббуш» (`овладение`). Другим центром деятельности Х̅е-Халуца был аннексированный Литвой немецкий порт Мемель (см. Клайпеда), где действовал городской кооператив, члены которого, среди прочего, обучались портовым работам и мореходству. Городские кооперативы были также в Каунасе, Паневежисе, Вилкавишкисе и других городах. Число членов движения в Литве достигало 1,5 тыс. человек. В Латвии главным учебным центром Х̅е-Халуца была ферма в Алтасмуже близ Риги. Кооперативы Х̅е-Халуца действовали в Двинске (Даугавпилс), Тукумсе и Либаве (ныне Лиепая). В 1920–21 гг. 150 латвийских халуцим прибыли в Палестину; в последующие годы приток халуцим из Латвии значительно увеличился.
В Румынии движение Х̅е-Халуц возникло в 1918 г., когда к ней были присоединены Буковина, Бессарабия и Трансильвания. Движение было организовано халуцим, покинувшими Украину и Россию и ожидавшими в Румынии возможности продолжить свой путь в Эрец-Исраэль. Во время пребывания в Румынии эти халуцим организовались в кооперативы, а также работали на полевых работах и лесоповале. Первым шагом румынского Х̅е-Халуца было приобретение учебных ферм (возле Ясс, Бельц, Галати и Бухареста). Средства для покупки и содержания этих ферм были предоставлены Обществом друзей движения Х̅е-Халуц. Большинство действовавших в стране сионистских движений приняли участие в работе Х̅е-Халуца. С разгулом в стране антисемитизма в 1930-е гг. численность движения быстро увеличивалась. Большое влияние на развитие Х̅е-Халуца оказал тот факт, что румынские порты, в первую очередь Констанца, служили перевалочными пунктами на пути многих тысяч халуцим в Эрец-Исраэль. В годы Второй мировой войны румынский Х̅е-Халуц действовал в подполье, организуя «нелегальную» иммиграцию в Палестину; не менее 40 тыс. «нелегальных» иммигрантов отплыли в эти годы из румынских портов.
В странах Центральной Европы — в Германии и Австро-Венгрии — идеология Х̅е-Халуца стала распространяться в годы Первой мировой войны. В отличие от послевоенной Чехословакии, где движение приняло форму, аналогичную польской и литовской, в Германии, где не было значительного еврейского рабочего класса и где молодежь не получала сионистского воспитания, развитие движения столкнулось с трудностями. Сразу же после основания Х̅е-Халуца в конце 1918 г. сотни халуцим, называвших себя «практикантен» и объединенные в «Практикантенбунд», отправились работать на фермы, чтобы подготовить себя к сельскохозяйственному труду в Эрец-Исраэль. Этот эксперимент не принес успеха, и Х̅е-Халуц создал несколько собственных учебных ферм, которые, однако, вскоре закрылись — лишь одна из них, «Мах̅пеха» (`революция`), просуществовала несколько лет. Вскоре Х̅е-Халуц слился с движением Блау-вайс, которое к этому времени приняло сионистскую идеологию.
Северная Америка. В США первая халуцианская организация была основана в 1905 г. в Нью-Йорке группой сионистски настроенной молодежи во главе с Э. Иоффе; большинство членов этой группы составляли эмигранты из сельских еврейских общин России. Организация была названа Х̅е-Халуц и ставила своей целью стать ядром мирового движения возрождения еврейской жизни в Эрец-Исраэль. Базой новой организации было движение По‘алей Цион. Э. Иоффе выступил в печати с рядом статей, в которых он призывал еврейскую молодежь присоединиться к новому движению, поскольку возрождение еврейской нации прямо зависит от преданности ее молодежи халуцианскому идеалу. В том же году в рамках По‘алей Цион было создано движение Халуцей По‘алей Цион с отделениями в Нью-Йорке, Филадельфии, Монреале, Балтиморе и других городах Северной Америки. В 1908 г. нью-йоркский Х̅е-Халуц слился с новосозданным движением Х̅а-Иккар х̅а-ца‘ир (`молодой земледелец`), чья программа не отличалась от идеологии Х̅е-Халуца. В годы Первой мировой войны развитию движения способствовала деятельность находившихся тогда в США Д. Бен-Гуриона и И. Бен-Цви, выступавших с призывом создать халуцианскую рабочую организацию, члены которой будут готовы к поселению в Эрец-Исраэль. Несколько сотен юношей и девушек присоединились к созданному движению. В конце 1917 г. члены этой группы вступили в Еврейский легион и вместе с другими добровольцами отправились в Эрец-Исраэль. Стимулом для дальнейшего развития движения послужили арабские беспорядки в Палестине и последовавшее за ними обнародование Белой книги в 1929 г. В 1932 г. была создана Всеамериканская организация Х̅е-Халуц с штаб-квартирой в Нью-Йорке и многочисленными местными отделениями в США и Канаде. В 1933 г. Х̅е-Халуц арендовал первую учебную ферму. Вслед за этим движение приобрело фермы в Кримридже (штат Нью-Джерси, 1936 г.), Хайтстоуне (штат Нью-Джерси, 1940 г.), Паукипсе (штат Нью-Йорк, 1948 г.), Смитвиле (штат Онтарио, 1948 г.) и Колтоне (штат Калифорния, 1948 г.).
В 1935 г. молодежное крыло По‘алей Цион, а в 1939 г. Х̅а-Шомер х̅а-ца‘ир стали участвовать в учебных программах в рамках Х̅е-Халуца. К 1940 г. практически вся еврейская молодежь социалистического и общесионистского толка (см. Общие сионисты) в США действовала под эгидой Х̅е-Халуца. С начала Второй мировой войны Х̅е-Халуц стал проводить профессиональные учебные программы (промышленные специальности, подготовка летчиков и т. п.). К 1948 г. число членов Х̅е-Халуца составило 1,6 тыс. человек; со времени его основания несколько сотен воспитанников движения поселились в Эрец-Исраэль. Когда в середине 1950-х гг. Х̅е-Халуц ликвидировал свои учебные фермы, подготовку молодежи к поселению в Израиле взял на себя Х̅а-Шомер х̅а-ца‘ир.
Деятельность Х̅е-Халуца внесла огромный вклад в дело заселения Эрец-Исраэль. К началу Второй мировой войны общее число членов организации достигло 100 тыс. Согласно опубликованным данным, в 1927 г. в Эрец-Исраэль 43% всех рабочих и 80% членов киббуцов перед прибытием в страну прошли подготовку в учебных центрах Х̅е-Халуца. После войны Всемирное движение Х̅е-Халуц прекратило свое существование, хотя в США и некоторых европейских странах халуцианские движения частично возобновили свою деятельность. В настоящее время халуцианские движения, как и все другие молодежные сионистские движения, действуют под эгидой всемирной Сионистской организации.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов