Слово о погибели земли Русской (Монголы) ⇐ История Руси
-
- Всего сообщений: 108
- Зарегистрирован: 21.12.2010
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
У меня на странице написано, что я с дебилами не общаюсь. Auf wiedersehen
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Вот яркий пример вашей не состоятельности....)))))))Представляю,как вас сейчас "выворачивает"...))))))))
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
>Когда человеку сказать нечего, он становится в академическую позу и начинает всех поучать..Уважаемый... Что б, что-то утверждать, надо хоть что-то знать, а не выискивать цитатки в гугле...Если бы вы читали "ЯСЫ"(законы Чингизхана), то вы бы этот бред не писали...
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Именно веротерпимостью монголов объясняется тот факт, что русская церковь, как пишет историк церкви А.Карташев, «под монгольским владычеством получила на законных основаниях полнейшую свободу и самые широкие льготы». Достаточно вспомнить, что в 1261 году в столице Золотой Орды, городе Сарае, стараниями А.Невского и при прямой поддержке ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа, который в Сарае играл важнейшую роль полномочного представителя интересов всех православных русичей при дворе монгольского хана. При этом он не испытывал ни малейших притеснений со стороны монгольских властей. Мало того, в тех случаях, когда до хана доходило известие об очередной разгоревшейся княжеской усобице, он отправлял в те края делегацию, возглавляемую сарайским епикопом и татарским беком, являвшимся христианином-несторианцем (!). Если дипломатические усилия миротворцев не имели успеха, тогда уже посылалась монгольская военная экспедиция, наводившая порядок совсем другими методами. Таким образом, Золотой Орде удавалось поддерживать на Руси (уже тогда очень склонной ко взаимному мордобою) хотя бы относительный политический порядок. Весьма характерно, что Сараевская православная епархия, как я уже упоминал, была учреждена при хане Берке - первом хане-мусульманине Золотой Орды. Сохранилась она и до наших дней - во второй половине XV века Саранская (Сарская) кафедра, возглавляемая митрополитом Сарским и Подонским, была перенесена на Крутицкое подворье в Москве, а митрополит Крутицкий и Коломенский и сейчас является одним из ведущих иерархов Русской православной церкви...Таким образом, отношение к Русской православной церкви со стороны Сарая было самым благожелательным, а ее права оговаривались множеством ханских указов-ярлыков. Согласно этим ярлыкам, за оскорбление христианский церкви и веры и уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. Например, в 1313 году хан Узбек дал ярлык митрополиту Петру, в котором говорилось: «Да не вступаются (не посягают) в церковное и Митрополиче никто же, занеже то Божие все суть; а кто вступится, а наш ярлык и наше слово преслушает, тот есть Богу повинен, и гнев на себя от него приимет, а от нас казнь ему будет смертная».
-
- Всего сообщений: 884
- Зарегистрирован: 08.12.2010
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Так воспоем же хвалу нашим добродетелям-монголам! Славься во веки веков Яса и будут прокляты еретики, утверждающие что грязные кочевники разрушили европейскую Русь. Они не жгли Киев, Владимир, Рязань и сотни других городов, а если кого и убили так это исключительно в воспитательных целях!Благодаря их 300-летней власти нравы на Руси значительно улучшились. Культура воссияла и только варвар Петр попытался вернуть Русь-матушку в лоно европейского варварства.Да здравствует великий историк, знаток летописей и певец монголо-татарского гуманизма Алексей1 Головин.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Да здравствует европейская цивилизация, пытавшаяся огнём и мечом научить "дикий" восток уму-разуму... Но для этого надо было уничтожить их культуру...!!! Не вышло....Блестящий расцвет переживал Киев — один из самых больших и богатых городов Европы 11 —12 вв. По словам Титмара Мерзе-бургского, немецкого писателя начала 11 в., в Киеве было несколько сот церквей и много рынков, что говорит об оживленной торговле и бурной строительной деятельности.Так сколько там в Киеве теперь церквей осталось из тех НЕСКОЛЬКИХ СОТ...????
-
- Всего сообщений: 884
- Зарегистрирован: 08.12.2010
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Вот именно, что в 11-12 веках Киев процветал, а потом пришел друг всех угнетенных и борец за справедливость Батька-Батый и все исправил.
-
- Всего сообщений: 1808
- Зарегистрирован: 07.12.2010
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
>А я заметил, что многие тут "знатоки2 ИСТОРИИ , цитируют её из школьных учебников...Вообще это мнение летописцев. >В этом случае так хочется вспомнить слова покойного Иоана Павла-2-го, попросившего, не за долго до смерти, прощение у ВСЕГО мира за средневековые зверства католицизма...И что из этого следует? Мне вот непонятно.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
>Вообще это мнение летописцев.Ошибаетесь... Это мнение современных "летописцев" и мне не сложно это доказать...
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
>И что из этого следует? Мне вот непонятно.Он просил прощение, в том числе и за крестовые походы и за насильственное окатоличивание других народов(со всеми вытекающими...)
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
>Вот именно, что в 11-12 веках Киев процветал, а потом пришел друг всех угнетенных и борец за справедливость Батька-Батый и все исправил.Учите историю, уважаемый...! При штурме Киева была разрушена только "Десятинская(десятская) церковь" и то, из-за того, что в ней скопилось много народа скрывавшегося от татар и она рухнула...! Как видите - народ, спрятавшийся в церквях остался жив и церкви татары не тронули... За то католики эти церкви стёрли с лица земли....
-
- Всего сообщений: 655
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
#757Алексей Головин сегодня в 2:15 За то католики эти церкви стёрли с лица земли....Список приведёте?..
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Свято-Духов храм и возникший под его сенью монастырь в течение почти двух веков оставался единственным не побывавшим в руках униатов православным храмом в Вильнюсе, где в самые трудные минуты для православных раздавалось слово утешения святой веры.После заключения в 1596 году Брестской унии для православных Литвы наступили тяжелые времена. Все приходские церкви в Вильне были закрыты, Свято-Троицкий монастырь был отдан униатам.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Из истории Гомельской епархииПервые сведения о христианах Посожья дают археологические материалы — нательные крестики, которые относятся к XI в., а также печать конца XI – нач. XII в. с изображением св. Феодора Печерского. В XII в. Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. В это время на городском детинце был возведен большой собор. Найдены следы пещерного монастыря XII–XIII вв. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту.Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. В XIV в. на месте разрушенного каменного собора была возведена деревянная церковь в честь святителя Николая. Стояла она в древнем замке, недалеко от возникшего впоследствии княжеского двора. С середины XVI в. известны в Гомеле Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская).С середины 16 в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. Духовенство жаловалось великому князю в Вильно и получило от него охранную грамоту.После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. Среди активных сторонников унии в начале XVII в. были гомельские старосты Андрей и Павел Сапеги. В 1621 г. униатский архиепископ Иоасафат Кунцевич закрыл замковую Свято-Никольскую церковь. В 1632 г. после создания единственной на Белорусских землях Могилевской православной епархии гомельские церкви и монастыри смогли получить архипастырское попечение со стоороны ее иерархов.С 1667 г. Гомельщина оказалась в составе Речи Посполитой. После тяжёлых 1647–1650 гг., когда Могилевской кафедрой обладали униаты, постепенно начала возрождаться церковная жизнь и на Гомельщине. Было возведено несколько деревянных церквей, в том числе церковь в Истобках (1692), которая была перенесена в Юрковичи в 1838 г. В 1701 г. сгорела Свято-Никольская церковь, и на её месте была построена на собранные пожертвования новая деревянная.Через некоторое время гомельский староста Фома Красинский, до того сторонник православия, вступив во второй брак с Еленой Грахольской, под её влиянием перешёл в католичество. С этого времени в Гомеле возобновляются преследования православных. Известен случай 1717 г., когда по приказу Е.Грахольской протоиерей Панкевич был изгнан из Гомеля, а имущество Свято-Никольской церкви передано иезуиту Соколовскому.По этому случаю гомельчане жаловались императору Петру І, в результате чего российской стороной был представлен меморандум королю Речи Посполитой о недопущении насилия. Однако Свято-Никольская церковь осталась за униатами.Гомельчане решили построить новую каменную церковь. Но и это намерение не было выполнено из-за противодействия местного ксендза, который согласно законодательству мог запретить любые действия православных. Свято-Никольская церковь долго стояла запечатанной, потому, что прихожане её не хотели признавать унию. При ней поселилась несколько униатских монахов, создав небольшой монастырь. Монастырь этот существовал ещё в 1804 г., после чего в скором времени был закрыт.Во время большого пожара 1737 г., который уничтожил большую половину города, сгорели все церкви, кроме Свято-Никольского собора. Православные хотели возвести новые церкви, но гомельский староста, князь Чарторыйский создавал препятствия этому делу. В это же время церкви в окрестностях Гомеля — Шерстинская, Радужская, Бортоломеевская и Новосёлковская — в 1737, Холчанская — в 1738, Кузьминицкая — в 1749 г. были переданы униатам.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Во 2-й половине XIV в. вконец ослабевшая от иноземных набегов и династического кризиса Галицкая земля была завоевана польским королем Казимиром III. Однако чтобы избежать народных выступлений против новой власти, Казимир был вынужден обещать галицким русинам сохранить автономию их земли в составе Польского королевства и неприкосновенность православного вероисповедания. Увы, как оказалось, королевское слово стоило недорого. Почти одновременно с польским завоеванием в Галичине начинает активно насаждаться католичество. Противостоять этому здесь было гораздо сложнее, чем в Литовском княжестве, которое на 90 % состояло из русских земель. Православное население Галиции, включенной в состав Польской короны, оказалось в гораздо более тяжелом положении религиозного и национального меньшинства. Это особенно проявилось при короле Владиславе II Ягайле, который ввел в стране законы, дискриминировавшие православных. Православной знати преграждался доступ к придворной и военной карьере, горожанам - в магистраты, ремесленникам - в цеха. Показания православного свидетеля в суде в расчет не принимались. Часть православных храмов, монастырей и церковных земель по указу короля-католика была конфискована и передана католической церкви. На территории бывшего Галицко-Волынского княжества в 1361 г. были открыты Львовская и Галицкая римо-католические епархии. В 1390 г. к ним добавилась Перемышльская, а в 1428 г. - Луцкая. Памятником деятельности фанатичного католика Ягайла доныне является кафедральный костел в Перемышле (ныне Пшемысл, находится на территории Польши). Ранее это был православный кафедральный собор, построенный в XIII в. Даниилом Галицким. Отобранный Ягайлом в пользу католиков он сделался кафедрой местного латинского епископа. Особенно тяжелым было положение крестьян-русинов Галиции: нередко население земель, жалуемых королем магнатам-католикам, насильственно принуждали к переходу в католицизм.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
В XVI в. Чехия и Словакия входят в Габсбургскую Австро-Венгрию, и их политическая автономия была ликвидирована. Усиленная католическая пропаганда стремилась окончательно ликвидировать следы Православия в Центральной Европе. В 1609 г. император Рудольф II издал "Грамоту Величества", гарантирующую чешским протестантам свободу совершения богослужения. Но восшедший на престол в 1612 г. его брат Матвей эту грамоту отменил, что привело к восстанию в Чехии. В 1620 г. состоялось кровопролитное сражение между чешскими войсками и армией католической лиги у Белой Горы под Прагой. Чехи потерпели сокрушительное поражение. После этого полным ходом начался процесс католизации Чешских земель. Более 30 тыс. чешских семей вынуждены были покинуть родину. Чехия была лишена политической самостоятельности и превращена в австрийскую провинцию Богемию. Несколько иначе сложилась судьба словацкого народа. После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), правившая в Венгрии в 889-1301 г.г., находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и потому терпимо относилась к. греческой и славянской богослужебным традициям. Известно, что еще в XIV в. греческих (православных) монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки) Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 г. эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Молдавской и Сербской Православными Церквями. В 1308 г. к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, покровительствовавшая католикам, что ухудшило положение православных. В первой половине XVII в. в Восточной Словакии и Закарпатье предпринимаются попытки введения унии с Римом. Поначалу они были неудачными. Так, в 1614 г. униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод. И лишь 24 апреля 1646 г. в Ужгороде 63 православных священника были насильственно присоединены к Римо-Католической Церкви. Документ об этой унии был оформлен лишь в 1652 г. со значительными фактическими ошибками. Так, датой возникновения унии здесь назван 1649 г. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, имеющий место в церковно-исторической литературе и по сей день. Документ 1652 г. был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными). Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться "старой веры" и считать себя православным.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
-
- Всего сообщений: 275
- Зарегистрирован: 08.12.2010
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Ссылки бред.1. Иго было банальным вассалитетом с общей монетой, налогами и даже военными походами. Хан утверждал князей ярлыком также как французский король например графа грамотой.2. Чингисхан созвал курултай. Где его выбрали Императором( Каганом). Кроме того следует отметить что по уровню организации армия монголов находилась на уровне 18го века. И приемы были те же. Никто ведь не удивляется 100тыс турок при Рымнике.З. Бред сивой кобылы.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
>Ссылки бред.Да я давно уже заметил, что если нечем "крыть" применяют стандартное слово "БРЕД"...))))
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
История литовско-татарских отношений восходит к 13-му веку. Ипатьевская летопись рассказывает о совместных походах татар и украинцев на подвластные литовцам белорусские земли в 1258, 1275 и 1277 гг. Ни о каком противодействии этим набегам со стороны литовских князей не сообщается. В правление Гедимина Литва начала экспансию на юг. В 1323 г. ушли из жизни последние галицко-волынские князья Андрей и Лев Юрьевичи. По сообщениям белорусско-литовских летописей, они погибли в войне с литовцами. В конце того же 1323 г. Гедимин захватил Киев. Поскольку Галицко-Волынское и Киевское княжества были улусами Орды, подобные действия Гедимина не могли не вызвать реакции татар. Под 1324 г. Никоновская летопись сообщает о войне татар против литовцев: «царь Азбяк посылал князей Литвы воевати; и много зла сотвориша Литве, и со многим полоном приидоша во Орду» (ПСРЛ, т. Х, стр. 189). Мацей Стрыйковский также рассказывает об участии киевлян и волынцев в походе татар на Литву (Stryjkowski M. Kronika polska, litewska, zmodska i wszystkiej Rusi. Warszawa, 1846. T. I. S. 363, 365). Однако война продолжалась недолго. В ноябре 1324 г. в Вильнюс прибыли послы Узбека, о чем упоминают бывшие там одновременно с ними папские послы (Послания Гедимина. Вильнюс, 1966. № 14. С. 136). Между Гедимином и Узбеком было заключено соглашение, по которому к литовским князьям, ставшим правителями бывших земель Руси, перешла роль предшествовавших им Рюриковичей: они признали себя вассалами татар, правящими по их ярлыкам и выплачивающими им дань со своих земель. О сути достигнутой договоренности дает представление ярлык, выданный в 1392-1393 гг. Тохтамышем внуку Гедимина Ягайле: «Што межи твоее земле суть кня[же]ния, волости давали выходъ Белои Орде, то намъ наше дайте… Какъ от[е]цъ нашъ, какъ о[т]ци ваши были заодно, послы сылали межи собою, а мы такоже хочемъ с вами быти. Аже будетъ ва[м] надобе помочь на кого на ворога вашего, язъ самъ есмъ готовъ за того тобе на помочь всею моею силою, а толко весть намъ даите. А коли па потомъ коли намъ бы надобе, вы намъ таковиже будте».В Киеве стал править брат Гедимина Федор, при котором находился татарский баскак. Об этом свидетельствует сообщение Новгородской Первой летописи: «В лето 6839 [1331]... Поиха Василии владыка от митрополита; яко прииха под Черниговъ, и ту научениемъ дияволимъ пригнася князь Федоръ Киевьскыи со баскакомъ в пятидесят человекъ розбоемъ, и новгородци остерегошася и сташа доспевъ противу себе, мало ся зло не учинило промежю ими; а князь въсприимъ срамъ и отъиха, нь от бога казни не убежа: помроша коне у его. И оттоле поиха владыка на Брянескъ и прииха в Торжокъ, на память святого священномученика Акепсимы, и ради быша новоторжьци своему владыце; а в Новегороде печалне быша, занеже не бяше вести, нь сица весть промчеся, яко владыку Литва яле, а детеи его избиша».Відома літописна згадка під 1331 р. про баска-ка, який разом з князем Федором Київським під Черніговом взяв відкуп зновгородського архієпископа, дає право стверджувати, що Київ в першійполовині ХІV ст. був опорним адміністративним пунктом збирання дани-ни і відправки в Орду. При чому, під контролем київського баскака зна-ходилась значна територія, принаймні до Чернігова.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Литва и Орда также заключили между собой военный союз против Польши и Венгрии, претендовавших на галицко-волынские земли. Уже в 1325 г. папа Иоанн XXII в своих буллах в лагере противников польско-венгерских войск называет «схизматиков (украинцев), татар, язычников (литовцев) и другие неверующие народы» (Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae. Romae, 1860. T. I. P. 215, 216). Война закончилась компромиссом, по которому с санкции Орды правителем Галицко-Волынского княжества стал Болеслав-Юрий Тройденович. Однако после его отравления в 1340 г. соперничество за галицко-волынское наследство разгорелось с новой силой. И снова Литва получила в этой борьбе поддержку Орды. Так, Ян Длугош сообщает, что в 1352 г. приглашенная Ольгердом большая орда напала на «подчиненное Польскому королевству Подолье» (Dlugosz J. T. 5, ks. 9. S. 337-338). Казимир III был вынужден заключить договор с Ольгердом (при непосредственном участии ордынской дипломатии и с санкции хана): «Открытый переход Орды на сторону Ольгерда существенным образом изменил соотношение борющихся сил. Осознав бесперспективность продолжения борьбы при таком обороте дел, Казимир в 1352 г. пошел на компромисс с Ольгердом. В силу достигнутого соглашения Галицко-Волынская Русь была разделена между польским королем и литовским князем. Казимир получил земли Люблинскую и Галицкую, Ольгерд оказался обладателем Владимира, Луцка, Белза, Холма, Берестья. Нетрудно видеть, что в подготовке этого соглашения активную роль сыграла ордынская дипломатия, что условия компромисса были не только во многом подготовлены ордынской державой, но, возможно, и дипломатически санкционированы самим ханом Джанибеком в 1352 г.» (Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975. С. 53).В 1362 г. Ольгерд разбил у Синих Вод трех татарско-украинских князей Подолья. Это событие отнюдь не было «освобождением Руси Литвою от татарского ига». Ольгерд продолжал начатую его отцом политику союза с Ордой, что в 1362 г. означало союз с ее сильнейшим правителем Мамаем – прежде всего, против Польского королевства, а немного позже и против Руси (Великого княжества Владимирского). У Синих Вод Ольгерд разбил силы местных татарско-украинских сепаратистов и вернул Подолье под власть центрального правительства Орды. О том, что литовские князья продолжали признавать себя ордынскими вассалами, свидетельствуют татарские символы на монетах сыновей Ольгерда – Ягайлы и Владимира Киевского.
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
1392 г. Грамота Подольского князя Федора Кориатовича своему слуге Бедрышке на четыре села в Червоноградском округе Подолья: «…A Bedryszko ma swe ludzie sadzic i winy i przesady ludzi swoich brac, a w Bedryszkowe ludzie nie potrzeba sie wstepowac zadnemu wojewodzie, tylko Bedryszkowi, ze sa jego ludzie; tylko kiedy wszyscy ziemianie beda dawac dan w Tatary, tedy srebro maja dawac Bedryszkowi ludzie…». (Молчановский Н. Очерк известий о Подольской земле до 1434 года. Киев, 1885. С. 225-226.)…В грамоте Свидригайлы тому же Смотрицкому доминиканскому монастырю 1405 г. упоминается tributum thartharorum в числе других consuetudines Подольской земли. И, что еще важнее, известия о татарщине, татарской дани, встречаются даже в конце XV в. в грамотах удельных Пинских князей.(Довнар-Запольский М.В. Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах. Киев, 1901. Т. 1. С. 701.)О Татарской дани [с Подолья] находим еще упоминание в акте 1405 г. (Przezdziecki, op. c. I, 144, пр.).(Молчановский Н. Очерк известий о Подольской земле до 1434 года. Киев, 1885. С. 226.)
-
- Всего сообщений: 295
- Зарегистрирован: 22.06.2011
Re: Слово о погибели земли Русской (Монголы)
Прямые подати в Литовско-русском государстве имеют двоякое происхождение. Одна из податей – ордынщина имеет своим началом те отношения, в которые государство стало к Крымской орде… Первое известие, в котором встречается термин «ордынщина» относится к 1499 г. (Акты Лит.-рус. гос., с. 87). Впервые великий князь литовский посылает подарки ханам Крымской и Волжской Орд в 1496 г. (Акты З.Р., I, с. 165), а в 1501 году акты сообщают впервые же о раскладке на города ордынщины (Акты З.Р., I, с. 343). Конечно, отсутствие известий еще не служит доказательством, но момент, когда появляется в числе податей ордынщина, как раз совпадает с периодом самых жестоких нападений недавно образовавшейся Крымской Орды на Литовскую Украину: это восьмидесятые годы XV в., а в результате одного из самых жестоких нападений Орды (1499 г.) является предложение Менгли-Гирею со стороны великого князя Александра платить хану за мир и союз поголовную подать с населения Киевщины, Волыни и Подолии (Акты З.Р., I, с. 211). Поэтому вполне возможно, что агрессивные действия со стороны Крымской Орды побудили великокняжеское правительство установить особый налог на покрытие издержек, сопряженных с дипломатическими отношениями к Орде. Впоследствии при Сигизмунде I эти отношения повели к установлению правильной дани, которую король польский и великий князь литовский уплачивал татарскому хану под видом упоминков, т.е. подарков. На выправу упоминков и собиралась ордынщина… Вообще наши сведения об ордынщине очень скудны. До нас дошли две росписи ордынщины (1501 и 1530 гг.) и общие упоминания о сборах ее в городах. Последние отрывочные сведения о сборах ордынщины относятся к шестидесятым годам XVI ст. (Бершадский, док., II, 131-133; Кн. Зап. Лит., XXXVII, л. 438, л. 451)… Ордынщина налагалась только на города и на Поднепровские волости. Это доказывается как списками ордынщины, так и отдельными о ней упоминаниями в актах. Нет никаких указаний на то, чтобы в платеже ордынщины участвовали частновладельческие подданные. Ордынщина налагалась на города в виде определенного оклада, причем городам предоставлялось или уплачивать этот налог из «скрынки местской» или, если в городской казне не хватало наличных сумм, то горожанам предоставлялось производить разверстку среди жителей. Таким образом, этот налог носил репартиционный характер… Таким образом… набеги со стороны Крымской Орды, начавшиеся с половины XV в., вызвали к жизни подать, известную под именем ордынщины, которая, в виде репартиционного налога, падала на города и господарские Поднепровские волости.(Довнар-Запольский М.В. Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах. Киев, 1901. Т. 1. С. 698-704.)Начало сношений Александра [Казимировича Литовского] с Крымскою ордою относится к тому же времени, как и начало сношений с Шиг-Ахматом и Казанью; причина сношений – та же, что и с другими ордами, именно желание остановить набеги ордынцев и заключить с ними союз против Москвы. Однако до плена Шиг-Ахмата сношения с Крымом не отличались особенною прочностью: Александр старался уверить царя, что Заволжский хан призван им на Москву, а не на Крым. Когда же союзник литовского князя попался в плен, Александр с торжеством извещал Менгли-Гирея о поимке общего их недруга. Плен Шиг-Ахмата и недовольство московскою политикою в Казани заставили Менгли-Гирея начать переговоры с Литвою и Польшею о союзе против Москвы; переговоры эти тянулись почти 10 лет, сопровождаясь весьма торжественными клятвами с обеих сторон и опустошительными набегами крымцев на Литву; союз был заключен только в 1512 г. Но союз Перекопской орды не дешево стоил литовскому скарбу… Ордынские расходы в первые два года Сигизмундова правления составили гораздо более половины общегосударственного бюджета страны… Известно, что на упоминки в орду и др. ордынские расходы в Литве собиралась особая подать, шедшая с городов, известная под именем ордынщины… Так в 1530 году ордынщина дала в общей сумме 961 копу грошей… Знакомство с скарбовыми записями дает возможность выяснить вопрос о тяжести ордынских расходов; в данное время они не были малы. Н
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 244 Ответы
- 12871 Просмотры
-
Последнее сообщение Gosha
-
- 76 Ответы
- 6270 Просмотры
-
Последнее сообщение УграДева
-
- 180 Ответы
- 4521 Просмотры
-
Последнее сообщение Gosha
-
- 23 Ответы
- 1788 Просмотры
-
Последнее сообщение tamplquest
-
- 114 Ответы
- 6315 Просмотры
-
Последнее сообщение Gosha