Валентин: На Востоке критическая мысль дремала, поскольку ни анафемы, ни отлучения не было. Правда, и на Западе вскоре на анафему перестали особенно обращать внимание. Тогда стали применять интердикт, когда закрывалась вся территория, прекращались службы, народ не мог причащаться и получать отпущение грехов. Первый такой интердикт был введён в 994 году. Церковь стала проводить массовые огульные крещения, что вызвало критику некоторых наиболее культурных людей.
Валентин вы даже школьников вводите в искушение, а студенты по вашей вине получат очередной неуд.
Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».
325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.
341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучен от церкви тридцать седьмым папой Либерием. И папа Либерий и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
518: Константинопольский Патриарх Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
633: на V Толедском Соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя».
680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
843: Константинопольский собор анафемствовал иконоборчество.
878: Папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.
В Русской Церкви на основе православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Синодик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как-то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.
В 1766 году Святейший Синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767), обязательную для всех епархий. Чин стал совершаться только епархиальным епископами в кафедральных соборах. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются». В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г. Отрепьев и И. Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов: были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей». Согласно определению Синода от 2—4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стало совершаться «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в неделю Православия и во иных случаях» — без анафематизмов. В практике современного Московского Патриархата, видимо, начиная с 1919 года, анафематствования опускаются; совершается полностью с определёнными добавлениями в РПЦЗ. В Русском царстве в XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники. Предание анафеме часто влекло гражданскую казнь.
Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:
1329: Митрополит Киевский Феогност посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна Даниловича, отлучил от Церкви Тверского князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к Хану, и псковичей, принявших его сторону.
1375: стригольникам
При митрополитах Московских и Всея Руси Зосиме в (1490) и (1504) Симоне на Соборах осуждена и предана анафеме ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили.
1604: Гришке Отрепьеву
1654: Анкудинов, Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времени правления императора Павла I.
1656: на Соборе было осуждено двуперстное крестное знамение. Однако в 1929 и 1971 годах Русская Церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными (см. ниже).
Соборы 29 апреля 1666 и в ноябре 1666—мае 1667 (последний под председательством Московского Патриарха Иоасафа II и с участием Патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667) — раскольникам-старообрядцам.
1671: Разин, Степан
1690: Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
1708: Иван Мазепа
1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Дмитрий Тверитинов
1775: Пугачёв, Емельян (анафема снята перед казнью).
1901: определение Святейшего Синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого (см. Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом). При этом официально анафема Толстому не провозглашалась, хотя этот факт и засвидетельствован рядом современников.
1918: Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто творит «кровавые расправы» (избиение «ни в чём неповинных и даже на одре болезни лежащих людей», совершаемое «с неслыханною доселе дерзостию и беспощадною жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности»), «если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной».
30 декабря 1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия I вынес постановление (журнал № 23): „Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения <…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви“.
1970: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему В. И. Ленину.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов