Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве. ⇐ История Руси
-
Автор темыGrDD
- Всего сообщений: 27
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Изчезновение имени-Святополк из имен княжеской династии может обьясняться следующим. При переходе власти в Киеве от одной княжеской ветви к другой, где имя Святополк не было харизмотичным, произошло и последующее замещение имен и это не нашло отражения в единственном официальном письменном источнике того времени-летописи, так как летописание велось только в политическом центре средневековой Руси при покровительстве(за некоторым исключением) княжеской власти. Принимая крещение Ольга, по моему мнению, не приследовала крещения всей земли, она даже не могла преобщить к новой вере своего сына-Святополка, который находился под сильным влиянием своего регента-язычнка. И о миссионерской деятельности Иаков Мних, жизнеописатель княгини, ничего не сообщает. Одной из причин принятия крещения Ольги можно считать то, что она будучи язычницой и женой князя язычника после его смерти должна была отправиться на тот свет следом за ним, в соответствии с языческой традицией! А христианское вероучение это исключало. Я так понимаю, что, Вы, Светлана, считаете факт принятия крещения русскими князьями давали им в руки серьезную мотивацию на захват всей полноты власти? Даже на подчинение себе веча? То как тогда можно обьяснить, то что Великий князь Александр Невский(это прозвище он получил спустя много лет) одержав победу над врагами был изгнан из Новгорода вечевым собранием? Хотя он был христианином и по, вашим, словам имел всю полноту власти. С уважением к вам!
-
Автор темыGrDD
- Всего сообщений: 27
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Никита, спасибо за замечание! Честно признаюсь, что вопрос о статусе городского веча на Руси мне до сих пор не понятен. Если до недавнего времени у меня была определенная точка зрения по поводу него, то после доклада студента 5-го курса на семинаре культуры Средневековой Руси(под руководством Д.И.Н. Петрова А.В.), посвященному историографии этого вопроса, я окончательно запутался. Доклад был интересным. Я услышал много справедливых замечаний на недоработки известных ученых, работавших над этим вопросом в разное время(таких как Рыбаков, Фроянов, Мавродин, Тихомиров) Хочу с ним подробнее ознакомиться и разобраться с этой проблемой. Но, так как я еще студент некотырые ошибки мне наверное можно простить =))
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Вообще-то, имя Святополк никуда не исчезало и встречается в летописи неоднократно. Один из примеров тому- Повесть об ослеплении Василька Теребовльского, приуроченная к событиям 1097 года (при том что Святополк Окаянный умер в 1019). Так что, предмета для полемики просто нет.
-
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 27.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Ну вообще, Русь была крещена первый раз гораздо раньше Владимира и не так жестоко. Это Олег восстанавливал у нас язычество, причем по их варяжскому образцу. Но Владимиру, конечно, в той исторической ситуации просто необходимо было дать стране какую-то из мировых религий.
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
И кем же была крещена Русь до Олега? И что жестокого было во время владимирского крещения?
-
- Всего сообщений: 33
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Преступления христиан совершенные в древности в борьбе за установление самой истинной религии на земле, основанной на вере (вкратце) "Попы убеждают, что если человек искренне верил во что-то, искренне заблуждался, то ему на том свете это простится, даже если он не в то верил. Это грубая ложь. Никакие заблуждения (искренние или неискренние) не прощаются. Боги подарили вам разум и душу и дали возможность пользоваться ими. А если вы вместо использования своего разума и своей души, вместо размышлений, "искренне" верили в какой-то бред, то, значит, зря Боги дали вам разум. Вы этот подарок не использовали. В следующей жизни не будете разумным человеком. Закон кармы справедлив: что посеешь, то и пожнешь.» 64 г. Христиане поджигают Рим. Позже вину за это злодеяние христиане свалили на императора Нерона. 391 г. Рим. Император Феодосий запрещает все языческие культы. 392 г. Рим. Феодосий издает указ о закрытии всех языческих храмов. Часть из них должна быть полностью разрушена. 394 г. Феодосий запрещает Олимпийские игры. 415 г. Александрия. Разъяренная толпа фанатиков-христиан убивает греческого математика и философа Евпатию(женщина), управляющую знаменитой александрийской библиотекой. После убийства Евпатии, христиане разрушают саму библиотеку. 438 г. Рим. Вступает в силу закон, который предусматривает смертную казнь для язычников. 451 г. Рим. Вводится смертная казнь и для тех, кто предоставляет свои жилища язычникам для отправления языческих культов. 719 г. Папа Грегор поручает бишопу(епископу) Бонифацию миссионерство среди германских племен. В 723 г. Бонифаций собственноручно срубает известную святыню Германцев - Дуб Донара (бога Тора) в Земле Гессен и строит из него часовню. 956-986 гг. Гаральд Синезубый силой пытается ввести христианство в Дании, вплоть до 960 г. это же делает Гакон Добрый и Трюггви, отец Олафа Святого в Норвегии ("Сага о Йомских Викингах"). 988 г. Кн. Святым Владимиром (Василием: имя, данное при крещении) - истреблены кумиры Велеса и Услада, кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. "А кто не прийдет, противен мне будет" - так сказал Влидимир. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ. 989-990 гг. "Святой князь Владимир" в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение "Церковного Устава св. Владимира", где предписывалось сожжение волхвов. 995-1002 гг. Олаф Трюгвассон начинает введение христианства в Норвегии, оскверняет капище Тора ("Сага об Олафе Трюгвассоне"). 1008 г. Уничтожена священная роща (Святобора) сорбов близ Мерзебурга епископом Мерзебургским ("Вагнерово рассуждение об идолопоклонстве древних жителей Миснии", Лейпциг, 1698 г.) 1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц. 1252 г. Булла Иннокентия IV „ad exstirpenda" (об уничтожении) о введении пыткок для получения признания. 1633 г. Инквизиция вынуждает отказаться от «своих заблуждений» итальянского математика, философа и физика Галилео Галилея. 1063-1157 гг. Неоднократно сжигался храм Радегаста (Ретринский Храм) г. Ретра на земле лютичей-ретарей. Последний раз германским государем Лотарем. Оплавленные бронзовые кумиры лютичей числом 85 штук из Храма найдены в начале 18 века и описаны в 1774-1795 гг. Многие фигурки содержат славянские рунические надписи, как на Микоржинских камнях (Польша, Познаньское воеводство). 1150 г. "Святой князь Александр Невский" учинил резню в Новгороде (убийство мирных жителей). 1168 г. После захвата датским королем Вальдемаром I острова Руян (Рюген, Германия), осквернен и разграблен храм Свентовита (Аркона). Кумир Свентовита вместе с другими изображениями языческих кумиров истреблен епископом Абсалоном (Гельмгольд "Славянская Хроника".
-
- Всего сообщений: 33
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
1169 г. "Святой князь Андрей Боголюбский" сжег Киев. 1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: "изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе" с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: "Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели". 1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников. 1411 г. Псков. Сожжены 12 "вещих жонок" (колдуний, ведьм). 1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство. 1484 г. Булла Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек. 1485 г. Пьемонт. Сожжена 41 «ведьма». 1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде - Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан. 1551 г. Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией. 1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством. 1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой». 1601-1603 гг. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше. 1619 г. Тулуза. По приказу церкви сожжен итальянский философ Ванини. Сначала ему отрезали язык, чтобы он не мог обращаться к народу. Так как философ намеревался продолжать писать, было вынесено решение сжечь Ванини живым. 1640 г. Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли». 1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния: Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек В Нижнем сожгли народу много В Казане - 30 человек В Киеве - стрельца Илариона А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами 1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек (...и всеразличными смертьми чашу страданий испиша, аки класы доброплодныя острейшим мучения серпом пожати быша, и кровию своего древлецерковная предания запечатлеша). 1682 г. В деревянном срубе сожжены: протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний 1250-е гг. "Святой князь Александр Невский" учинил резню в Новгороде (и это не поле брани, это убийство мирных жителей, гражданских). Конец XIII века. Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими и сопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались на деятельность библейских персонажей. Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с "колдунами" и "ведьмами", указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли "всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму" [Е. Петухов, Серапион Владимир
-
- Всего сообщений: 33
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с "колдунами" и "ведьмами", указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли "всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму" [Е. Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.]. Видели ли деятели церкви, что истребление людей противоречит некоторым положениям евангельской проповеди? Они не могли этого не видеть, но вспоминали о евангельском милосердии только тогда, когда это им было выгодно. 1285 г. Кормчая книга. "отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам". 1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников. XV век Новгородский епископ пишет митрополиту Зосиме: "Ано фрязове по своей вере како крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз тех речей и список к тебе посылал - завидки берут и хочется перенимать опыт у инквизиции..." 1490 г. Собор требовал смертной казни еретиков, Иван III воспрепятствовал. 1499 г. Книга "Поучение священнослужителей". Против язычества. Начало XVI века. Казнь Фомы, двоюродного брата Дмитрия Тверетинова (иконоборцы). 1504 г. Собор постановил сжечь Ивана Волка-Курицина, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова в клетке, что и было осуществлено. 1515 г. Сожжено и уничтожено более 500 ведьм. 1505 г. Поучения против язычества в "Грамоте митрополитов Фотия и Даниила", "Домострой" и "Стоглав" предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками. 1551 г. Иван Грозный пишет митрополиту Макарию: "В монахи постриглись ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать. Упивание безмерное, разврат, содомский грех. Отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить". Вся эта поповщина существовала за счет труда русского крепостного. Только на Троице-Сергиев монастырь работало около 80.000 крепостных. 1552 г. Поучения против язычества в "Судебнике". 1564 г. Иван IV, письмо Курбскому: "Нигде же обрящеши не разориться царству, еже от попов владому". Статистика: за 1601-1700 гг. в Москве было издано 483 тиража книг. Из них НЕ религиозных - всего 7 (семь). 1648 г. Указ христианского монарха Алексея Михайловича о запрещении песен, праздников, плясок, игрищ. Запрещено даже качаться на качелях (!). Запрещено хоронить павших воинов в горицах (курганах) и проводить тризну (поминки с застольем). В указе упоминалось о вреде скоморохов, предписывалось ломать дуды, гусли и т.д., а тем, кто за скоморохами следует (подражает, ряжничает), предписывались батоги и ссылка. РАСКОЛ: После решений собора 1666 г. нераскаявшиеся остатки стригольников Соловецкого монастыря по настоянию патриарха Иоакима были казнены (более 50 человек). И это далеко не полный список. Как можно называть веру святой и от Бога, если она насаждается путями далёкими от Божиих деяний творения и дарения жизни, путями безжалостного террора не взирая ни на женщин, ни на детей, ни на стариков. Как можно называть веру якобы от Бога если носители этой веры уничтожают учёных, философов древности, объявляя все дохристианские знания и дохристианскую эпоху тьмы и мракобесия, сжигают библиотеки, людей носителей уникальных знаний в огне. А ведь именно истинные знания являются причинами и средством создания нашего мира и нас.
-
- Всего сообщений: 33
- Зарегистрирован: 12.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
В Велесовой Книге о князе Оскольде говориться, как о воине, принявшем крещение от греков. Принявших греческую веру никто не преследовал (весьма зря), каждому, по традиции, позволяли верить в того «Бога», которого принимала душа.
-
- Всего сообщений: 8
- Зарегистрирован: 10.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Вот если бы католиками стали, тогда бы жили долго и счастливо!)
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Светлана,О, уже до "велесовой книги" добрались! Мне уже страшно помыслить, какая бредовуха будет приведена вами в следующий раз в качестве авторитетного источника.А что до скопированного вами откуда-то списка "преступлений", так не советую особо обольщаться: наковырять такое же количество "преступлений" язычников- дело нескольких минут=)))
-
- Всего сообщений: 37
- Зарегистрирован: 07.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Главное не религия, которой каждый придерживается, а сила веры. О негодовании принятия христианства на Руси скажу так, насаждали эту веру не оккупанты, пришедшие "из-за бугра", а свои же сограждане-русичи.
-
Автор темыGrDD
- Всего сообщений: 27
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Светлана! Вопервых, я считаю, что надо строго разделить "злодеяния" , отошедших от истиной веры католиков и правослваных. Это разные вещи! Что касаеться тех зладеяний, которые на ваш взгляд совершили русские христиане, то в них надо разабраться подробнее. Многие примеры вы механически скопировали с русских летописей. Хотя, как вам известно, что любое летописное сообщение требует тщательноог источниковедчесского анализа, которого, Вы не предоставили! Общедоказанный факт, что христианство вошло в нашу культуру мирно! Вы еще не вспомнили как после расскола сжигали еритиков по приказу Петра Великого. А как, вы обьяснитете тот факт, что после подписания Столбовского мирного договора жители Карелии, перешедшей под власть Швеции, не пожелавше быть в католической вере, все поголовно перешли на поселение на Среднюю Волгу и тем самым оставшись в истиной вере?
-
Автор темыGrDD
- Всего сообщений: 27
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
А на счет языческой веры могу сказать одно. Язычиские обряды были достаточно крававыми и христианское вероучение положило конец этому насилию. Почитайте заметки арабских путешественников, котырые были в наших землях и подробно записали обряды погребения древних славян. Ведь ни одна из христианских религий, будь, то котоличество или православие, не продполагала погребение рядом с мужем его жены, на момент смерте которого она находилась а хорошем здравии. Я считаю, что христианство высвободило наш народ из обьятий языческой, неправильной веры! Дало нам замечательное достижение мировой цивилизации-письменность! Ведь до этого момента наши предки прибывали в безграмотности! (Так считают почти все ученые за исключением Рыбакова)
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Михаил, а Рыбаков разве утверждал о наличествовании письменности у славян? :-О
-
Автор темыGrDD
- Всего сообщений: 27
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин считали, что первое историческое сочинение появилось на Руси в X веке. Но письменность у древних славян появилась значительно позже. "...писменность восточных славян появилась в связи с принятием христианства в 988 г., следовательно, требовалось время для распространения грамотности... Бесспорным фактом остается, что только от XI в. до нас дошли письменные памятники восточных славян." (В.К. Зиборов. Русское летописание XI-XII веков.) Именно это я и имел в ввиду.
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Михаил, в X веке на Руси исторические сочинения, понятно, появились- правда, что немаловажно, переводные. Однако Вы в вашем предыдущем комментарии сказали буквально то, что Рыбаков утверждал о распространении грамотности среди восточных славян до принятия крещения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если Вы этого в виду не имели, вопрос можно считать снятым.
-
Автор темыGrDD
- Всего сообщений: 27
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Никита, а как Вы считаете когда на Руси появились первые собственные сочинения(я не имею ввиду переводные). Не хочу вдоваться в полемику, просто интересует Ваше мнение.
-
Автор темыGrDD
- Всего сообщений: 27
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
И еще один вопрос. Никита, скажите, а как вы считаете распространение христианств проходило мирно или больше насильственными способами?
-
- Всего сообщений: 150
- Зарегистрирован: 03.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Вопрос к создателю темы, а что подразумевается под "развитыми странами"? По большому счету кроме Византии, и то с большими оговорками развитых государственных образований на тот момент в Европе и не было.И что значит развитый - в каком аспекте экономика, культура, социальная сфера???Если не брать часть культурной сферы, то я не вижу прямой связи с принятием христианства и развитием остальных областей жизни.
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Михаил, что до появления первых письменных сочинений на Руси, тут не моё более чем скромное мнение должно призывать в свидетели, но корпус собственно сохранившихся источников=) Среди первых тут суть относящиеся к XI-XII векам "Слово о законе и благодати", "Память и похвала русскому князю Владимиру", "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе" и прочие.Насчёт христианства. Сколько я могу судить, насаждалось оно преимущественно мирно. И вот почему. Князь, будучи зависимым от городского веча, не имел возможности проводить каких бы то ни было инициатив в обход оного- на осуществление какого бы то ни было серьёзного шага требовалось согласие вольных городских жителей. Поэтому крестить находящиеся под его протекторатом территории и креститься сам князь мог лишь с согласия населения тех самых территорий.
-
- Всего сообщений: 30
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Смысл в словах есть!По поводу письменности. До Кирилицы, на русси была Глаголица.А одним из первых произведений славян считаеться "Велесова Книга". К сожалению, подлинность "древности" Велесовой книги ученые довести не соизволили, поэтому письменность на руси вопрос спорный и неодназанчный. Один мой знакомый пишуший книгу о старославянском языке, утверждает(Я думаю не безпочвенно, но на почве доводов которые мне остались неизвестны), что письменность на руси была гораздо раньше, даже раньше латыни...
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Глаголица, вообще-то, была разработана теми же Кириллом с Мефодием, причём, внедрена так и не была.Простите, а что, во времена формирования латыни уже была Русь? Гениально!
-
- Всего сообщений: 30
- Зарегистрирован: 15.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Ну руси не было, но письменность, вполне может быть! Ведь Русь тоже не на ровном месте образовалась! Глаго́лица — одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке, а кириллицу разработал его последователь Климент Охридский на основе греческого унциального письма (Википедия). Хорошо, тут согласен.
-
- Всего сообщений: 365
- Зарегистрирован: 09.12.2010
Re: Крещение Руси. Распространение христианства в Древнерусском государстве.
Но Вы понимаете, что в то время, о котором Вы говорите- время формирования латинского языка- на территории Восточноевропейской ровнины славянами, в общем-то, и не пахло.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение