АнтропогенезДоисторические времена

История до появления письменности
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Отличие религиозности от духовности
Религиозность обычно определяют, как соблюдение внешних предписаний религии: например, постов, молитвенных правил. Есть религии, где это, собственно, составляет центр всей жизни, как у иудеев.
А вот у христиан религиозность – путь к подлинной духовности, но не она сама. Приходя к вере, всякий христианин начинает с ограничения себя в пище во время постов, с того, что учится молитвенному правилу, следуя наставлениям более опытных верующих, священников. Но нельзя останавливаться на этом внешнем делании, хотя оно благотворно воздействует на человека.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Евангелисты, писавшие для современных им христиан, совсем не случайно подробно приводили слова Господа, обличающие иудейский подход («не прикасайся», «не дотрагивайся»): это было также предостережение христианам от чрезмерного увлечения внешними подвигами благочестия, которые без изменения души ведут к гордыне, удалению от Бога, а не к спасению. Именно это подразумевает Господь, обличая фарисеев-иудеев не с гневом, но – со скорбью:
«Горе вам, книжники и фарисеи…»
Ведь остаться без Бога – действительно настоящее горе.
Иисус верно заметил - читать вредно... нужно верить наслово...
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Духовная жизнь

Это постоянная работа над своей душой, стремление приблизиться к Богу. Прежде всего – стать членом Церкви через Таинство Крещения, затем – по мере сил стараться следовать установленным ею правилам внешнего делания (пост по определенным дням, молитва дома, посещение храма, Таинства).
Кроме этого, помогает чтение литературы, житий святых, их сочинений. Все это помогает работе над собой, борьбе со страстями, которая возможна только при Божией помощи. А она подается через Таинства, приходит по молитве верующего.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Духовная прелесть
Это тяжелое состояние, сродни неизлечимой болезни тела – но только болеет здесь «внутренний человек», заблудившийся от собственной гордыни.
Прелесть – это «очарованность» человека собственными «успехами», «возрастанием», то есть гордыня. Она выражается сначала как искание особых «благодатных состояний» во время молитвы. Иной раз «молитвенник» их даже «находит»: он может уверять, что видел ангелов, обонял неземные ароматы, имел видения света.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Опытные пастыри крайне настороженно относятся к таким рассказам.Ведь опытные подвижники-пустынники всячески избегали вообще любых видений, сознавая, что, ввиду греховного повреждения природы человека, просто не смогут отличить беса от Ангела.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Вот как говорит об этом древний Патерик, собрание изречений подвижников:
«Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света и сказал ему: я Архангел Гавриил, послан к тебе. Старец на это отвечал: смотри! Не к кому ли другому ты послан? потому что я не достоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы. Диавол тотчас исчез. – Старцы говорили: если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: я, живя во грехах, недостоин видеть Ангелов…»

Среди проявлений прелести также желание поучать других с осуждением грехов ближних, безапелляционными утверждениями о том, что полезно для спасения того или иного человека;
зачастую состояние может доходить до осуждения священства, церковной иерархии, наконец, — вообще до того, что человек покидает Церковь, увлеченный собственными «духовными опытами»;
особенно тяжелы случаи прямой одержимости, когда человек становится жилищем бесов.
Как учат святые отцы, избавление от прелести вообще невозможно человеческими силами. По слову прп. Иоанна Лествичника:
«Блудных могут исправлять люди, лукавых – Ангелы, а гордых – Сам Бог».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

О духовной культуре

Духовная культура –явление не личное, но общественное, характерное для народа, страны, включает весь опыт жизни духа, выработанный поколениями людей, произведения искусства, литературы, религиозные учения.

Отличие от нравственности
Морально-этические нормы, которые приняты людьми – это внешние «регуляторы» поведения, жизни, отношений. Они –проявления духовности общества, то есть основ культуры, как правило, содержащихся в доминирующей религии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Православие духовная основа русской культуры
Будучи религией абсолютного большинства населения около 1000 лет, оно наложило отпечаток на нравственные основы, систему ценностей, жизненный уклад страны. Среди проявлений такого влияния:

свойственная нашим предкам вера, что духовное – выше материального, отсутствие болезненной привязанности к материальным благам; многие представители западной культуры даже сейчас с удивлением отмечают внутреннюю свободу россиян, много работающих, но не посвящающих работе жизнь, понимающих деньги, как средство, а не как самоцель;
смирение, которое часто отождествляют с бесконечными русским «терпением»; его истоки – полное понимание своей зависимости от воли Божией; крестьяне, например, издревле говорили о сгоревшем жилище, что оно «сгорело от милости Божией», не роптали;
сострадание, особенно врагам; даже до наших дней для России характерно благородство по отношению к поверженному противнику, проявления милосердия, например, помощь пленным во время боевых действий.
Таковы лишь некоторые черты «русской души», определенные православием, остающиеся актуальными даже до наших дней, хотя христианство давно перестало быть религией большинства.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Духовная культура первобытного общества

Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры. Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе.Производство, которое было основным условием существования людей, с необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Стоянки.
Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Религия.
Первобытные формы религии принято разделять на 4 элемента, связанных друг с другом:
1) фетишизм;
2) тотемизм;
3) магия (волшебство);
4) анимизм.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Фетишизм: суть религии.
Фетишизм считается самой примитивной и, возможно, самой древней формой религии. Доктор исторических наук Ю. П. Францев анализировал сибирский шаманизм – это самая примитивная форма религии, в основе которого лежит тотемизм. В 70-90 годы ХХ века сложилась еще одна точка зрения: фетишизм – это не отдельная религия, а составная часть всех религий. Слово «фетишизм» было введено французским ученым Де Броком. Под фетишизмом он понимал веру первобытных людей в наличие сверхъестественных свойств у неживых предметов. Фетиши на разные случаи жизни. Фетиш – это предмет, сделанный либо из кости, либо из камня, либо из дерева. Де Брок не верил в существование души в фетишизме (Кристина, проверь, пожалуйста, этот момент в своей лекции, у меня как-то странно написано, не могу понять, у кого не было души: у фетиша или у Де Брока?).
Де Брок объяснял фетишизм следующими причинами:
1) беспомощность человека;
2) невежество человека.
Последний раз редактировалось Gosha 04 сен 2024, 12:32, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Фетишизм наиболее изучен в Африке. До сих пор африканский фетишизм (особенно западный) считается самым изученным. Рудименты сохраняются в мировых религиях: в христианстве культ мощей, которые могут исцелять, крест. Термин «фетишизм» производный от португальского «фетише», что в переводе означает «волшебный, чудесный». Де Брок добавил к названию «изм». До настоящего времени фетишизм остается наименее изученным человеком, хотя его следы известны у многих племен Азии, Африки и Австралии. Если тотемизм является достоянием народов, стоящих на начальных ступенях развития культуры, тог фетишизм встречается везде, где существуют «священные вещи». Фетишизм был распространён у всех первобытных народов.На происхождение фетишизма нет единой точки зрения. В XVIII веке Вольтер высказывался на проблему происхождения религии: «Религия появилась тогда, когда первый хитрец встретил первого глупца». Сам Вольтер был атеистов, считал, что шаманы обманывали соплеменников с целью получения выгоды. Выступал против церкви, потом высказал точку зрения о том, что религию необходимо поддерживать, но она должна быть без церкви. В ХХ веке складывается иная концепция, в которой отрицаются взгляды Вольтера. Считается, что французский деятель эпохи Просвещения слишком просто толкует религию. Историки ХХ века приходят к выводу о том, что у шаманов даже и в мыслях не было сознательного обмана, наоборот они пытались помочь.Еще одна точка зрения появляется в европейской науке ХХ века. Ее приверженцы считают, что фетишизм является искажением предполагаемого изначального монотеизма. В основном в это верят служители церкви.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Тотемизм: суть религии
Тотем – это слово, взятое из языка одного из индейский народов Северной Америки – алгонкинов. Изначально звучало как «от отем». Тотем – животное, предок первобытного коллектива, прародитель. В роли тотемов, как правильно, выступали либо крупные хищники, либо крупные промысловые животные (чаще всего бизоны). Сейчас в исторической науке сложилось следующая трактовка тотемизма: тотемизм – вера в мистическую связь человека и животного.Термин «тотемизм» был введен в науку Льюсом Морганом во второй половине XIX века. К концу ХХ века наиболее изучен австралийский тотемизм. Социальный и психологический смысл тотемизма: человек хотел уподобиться животному. Люди почитали тотемы, потому что хотели те же качества, что и животные. Для тотемизма характерно такое понятие, как «панпсихизм» - наделение душой любой предмет. Это представление сохранилось во многих религиях, в христианстве нет. К началу второй половины раннего палеолита более или менее отчетливо определилась специализация каждого из первобытных человеческих стад в охоте на один из видов животных. Жизнь каждого первобытного коллектива и тем самым всех его членов оказалась тесно связанной с животными, принадлежащими к одному определенному виду. Охота на животных данного вида была главным источником пищи для людей данного коллектива, главным источником жизненных благ. От успеха охоты на животных данного вида зависела судьба коллектива и всех его членов. Эта объективно существовавшая связь определенного человеческого коллектива с определенным видом животных не могла не быть осознанной членами этого коллектива.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Магия: времени зарождения.
Магия сформировалась в периоды среднего и позднего палеолита (приблизительно 120-15 тысяч лет назад). Ранняя форма религии.Под магией подразумевается система ритуальных действий, основанная на вере первобытного человека в возможность управления сверхъестественными силами: духами природы, умерших людей. Если человек захочет, он заставит служить этих людей себе. Появляются шаманы – люди, которые лучше имеют управлять всем, чаще всего шаманами становились люди с физическими и психическими недостатками, а племя таких кормило.Фрейзер Джордж (англичанин) в 20-30 годы ХХ века создает труд (может, не труд, а просто какую-то работу пишет) «Теория магии», в которой он предположил классификацию магических обрядов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Суть теории излагается в двух принципах:
1. обряды делятся по критерию: «подобное рождает подобное». Считал, что магия – это подражание. Также был уверен, что происхождение пещерных рисунков – дело рук магии. Деталями магии выступали те самые сцены охоты. Под руководством шамана проходили эти обряды, черной и белой магии не существует. В основе всех магических ритуалов лежат охота, собирательство и рыболовство.
2. Воздействие на человека с помощью предмета, либо части тела, которая ему принадлежала. Если хотели навредить человеку, то использовалась черная магия, если хотели помочь, то белая.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

В это время в основном все обряды связаны с любовной (половой) магией. Некоторые ритуалы связаны с задабриванием домовых. В 60-е годы советский ученый С. А. Токарев предложил другую классификацию: магические обряды можно зрения с точки зрения необходимости в сферах общественной жизни:
1. Метеорологическая магия - обряды, связанные с силами природы. Чаще всего – вызывание дождя.
2. Любовная (половая) – стремление человека приворожить кого-либо.
3. Охотничья (промысловая) – обряды, связанные с успехом добычи пропитания.
4. Врачебная (знахарство) основана на собирательстве. Приветствовалась в любых племенах. Часто должности знахаря и шамана совпадали (в том случае, если шаман был светлым).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Причины появления магии.
Фрейзер предполагал, что магия – первая форма человеческого сознания. Не считал, что магия - это то же самое, что и религия. Религия со временем вытеснила магию. После религии пришло научное сознание. Фрейзер пишет, что магия отличается от религии тем, что она активно воздействует на мир. А религия нет: там только покорно молятся. Фрейзер сближает магию с религиозной наукой. Обе воздействуют на мир, но магия – негативно, а религия нет. Теория Фрейзера вызвала неодобрение в СССР. Токарев говорил, что неправильно отделять магию от религии. По его версии религия = магия. Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Анимизм времени зарождения.
Термин «анимизм» был введен в XIX веке знаменитым английским этнологом Эдуардом Бернеттом Тайлором. Он обозначил им первобытную религию, созданную, по его мнению, "дикарем-философом", пытавшимся понять причины бытия. Очень важен тот факт, что сам исследователь писал это слово с заглавной буквы - Animism и различал две основные его разновидности: верования о душах и духах, связанных с человеческим телом, и верования о духах, ведущих независимое существование. Далее, основываясь на факте широкого распространения анимизма, Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. На сегодняшний день употребление этого термина именно в формуле Тайлора практически не используется.По другим данным термин «анимизм» впервые ввел в оборот немецкий учёный Г.Э.Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе, как неком безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов. Но здесь мы имеем место с потреблением термина не в подлинном религиоведческом значении.На самом деле существует довольно много определений понятия анимизм. Это касается, прежде всего, с выбором для этого термина первого и главного слова в определении, которые отразило бы саму сущность данного понятия: одни называют анимизм прарелигией, другие – мировоззрением, третьи – системой верований, четвертые – комплексом культов, пятые – учением, шестые – разновидностью спиритизма и многое другое. Многие из этих определений появились в результате простой неосведомленности в области изначального значения термина, что в последнее время стало действительно актуальной проблемой современного общества. Тем не менее, все эти дефиниции анимизма имеют один корень – animus (душа). На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Это выражалось в том, что человек стал переносить свои свойства и ощущения на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Первые представления наших предков о сверхъестественном начале во всем окружающем мире мы можем узнать из археологических раскопок. И первые такие знания возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев (если это неандертальцы, то эпоха – ранний и средний палеолит, останки неандертальца нашли в конце 19 века недалеко от Дюссельдорфа). Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно повысилась. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, вместе с тем создает предпосылку для отрыва от реальности, иррационального объяснения связей в окружающем мире. Именно поэтому у неандертальцев появилась вера в сверхъестественное, т.е. религия.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Мифы.
В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним. В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях - существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Ранние формы религии.
Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Период раннеродовой общины – это период активного развития духовной культуры и рациональных знаний.
Накопление знаний об окружающей природе помогало выживанию, и в этом плане знания предков даже превышали знания современного человека: они могли спокойно найти воду, еду, знали все растения и животные свои страны, съедобных растений было больше, чем впоследствии их было окультурено.
Развивается медицина: есть различные приемы примитивной хирургии, обрабатывали раны, переломы, делали трепанацию черепа.

Происходит накопление арифметических знаний. Считается, что современный мир унаследовал от первобытного человека десятеричную систему счисления, не очень удобную, кстати (такие примеры появляются довольно рано: например, сунгирская культура, сунгирская лошадка). Можно увидеть распространенный в палеолите ритм, основанный на семерке. В те времена счет времени не касался более крупных периодов: он охватывал либо время суток, либо касался сезонов: разливов рек, перелетов птиц. Видимо, в то время не было каких-то календарей, имеющих четкую начальную дату, и все даты были связаны с конкретными событиями. Человек мог объяснять свой возраст, что родился в тот год, когда был самый большой разлив реки или голод. Имелись представления о способах измерения расстояния: большие расстояния измерялись днями пути, поменьше – полетом копья, еще поменьше – длиной человеческих органов (рук, ног). Исчисление расстояния могло быть не чисто географическим, а социальным: географические и социальные факторы могли сочетаться при измерении расстояний: например, род, где живут близкие родственники, мог считаться ближе, чем более близкий географический род, где живут не родственники. Среди европейцев принято мнение: то, что будет еще впереди, а то, что было сзади. У некоторых африканских народов бывает наоборот. Расстояние также могло делиться на свое, освоенное, и чужое.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Продолжало активно развиваться изобразительное искусство: пещерная живопись верхнего палеолита реалистична: были изображения мамонтов, бизонов, лошадей, изображения людей встречаются гораздо реже, а изображения растений практически не встречаются. В некоторых пещерах большое количество изображений рук, а кое-где есть «макароны»: стену пещеры намазывали глиной, а потом пятерней рисовали извилистые линии. В мезолите происходит поворот в сторону условного изображения, в большем количестве появляются изображения людей. Можно вспомнить и скульптурные изображения.
Развивается музыка: появляются флейты, различные щипковые, ударные инструменты. Появляются коллективные танцы, имитировали какие-то сцены из охоты, жизни, были связаны с культовой практикой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Тотемизм (от индейского totem -"его род") - это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было его реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство с ним. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы - чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначаемые тот или иной тотем. По представлениям аборигенов хранят магическую силу предка - тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть вместилищем душ предков или новорождённых детей. Когда- то тотемизм был широко распространён в Индии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 60114
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Антропогенез

Сообщение Gosha »

Анимизм - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Культ предков является одним из наиболее ярко выраженных анимистических культов (почитание душ умерших родственников). Духам предков оказывают определённые почести и внимание, им иногда совершают жертвоприношения, при этом существует постоянная вера в их покровительство. Проявления культа предков очень разнообразны. Прежде всего они находят отражение в погребальных обрядах, которые у каждого народа имеют свои особенности и характерные черты. Тела умерших зарывают в землю, кремируют,' существуют воздушные погребения (например, у некоторых племён Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании покойников оставляют на специальных помостах или деревьях), эндоканибализм. У многих народов умершие делились на две категории. У восточных славян одну категорию издавна составляли "чистые" покойники, умершие естественной смертью (их называли "родителями", независимо er возраста), и "нечистые" - те, кто умер неестественной смертью: самоубийцы, утопленники и колдуны. "Родителей" почитали, а "нечистых" боялись и старались обезвредить. Почитание родителей - это настоящий семейный, а ранее родовой культ предков, сохранившийся у русских, болгар, сербов и других славянских народов до наших дней. Родителей поминают в "Родительскую субботу", в дни послепасхальной недели: посещают кладбища, куда приносят еду, вино и часть оставляют на могилах для покойников.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

Вернуться в «Доисторические времена»