Варяги и РусьИстория Руси

С 862 до 1721 год
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Gosha: 30 окт 2018, 16:59 Историк Лев Диакон, живший в это время, сообщает, что Никифор, разорвав сношения с Болгарией, отправил посла именем Калокира в Киев к тамошнему князю с подарками и с предложением совершить нападение на Болгарию
Нет такого у Диакона, он о Киеве не упоминает ни разу.
собрав боеспособное войско, выступил в поход против мисян и с первого же приступа овладел всеми пограничными с ромеями укреплениями. Осмотрев страну, Никифор убедился в том, что она гориста и покрыта лесами. Говоря поэтическим языком, в стране мисян "беда за бедою восстала": за лесами и кустами следуют стремнины и скалы, а затем болота и топи; местность эта обильна водою и густыми рощами, заперта со всех сторон непроходимыми горами; она расположена у Гема и Родопа и орошается большими реками.

Видя все это, василевс Никифор решил, что не следует вести неподготовленное войско по опасным местам и допустить, чтобы мисяне перебили воинов, как скот. Утверждают, что ромеи часто терпели поражения в теснинах Мисии и подвергались полному уничтожению.

6. Таким образом, он решил не подвергать опасности (своих людей) в непроходимых и опасных местах. Поэтому он отозвал войско и вернулся в Византии. Затем, возведя в достоинство патрикия Калокира200, мужа пылкого нрава и во всех отношениях горячего, он отправил его к тавроскифам, которых в просторечии обычно называют росами, с приказанием распределить между ними врученное ему золото, количеством около пятнадцати кентинариев, и привести их в Мисию с тем, чтобы они захватили эту страну.
Не к киевским, не к новгородским, не к московским скифам.
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37924
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Gosha »

Ци-Ган: 30 окт 2018, 17:40 Не к киевским, не к новгородским, не к московским скифам.
МНЕНИЕ ЛЬВА ГУМЕЛЕВА

Результаты похода 964-965 гг. не могли не поднять авторитет Руси в глазах византийского союзника, который старался всеми силами привлечь Святослава к решению внешнеполитических проблем империи. Византийскому правительству требовался человек для переговоров со Святославом. Выбор пал на византийского дипломата, сына стратига херсонесской фемы (области), Калокира. Калокир был человек столь же энергичный, сколь и честолюбивый. Язык славян и их нравы он знал хорошо, ибо встречался с ними в Херсонесе, а будучи византийским офицером, плечом к плечу со славяно-русами сражался в Сирии против мусульман.

В Киеве Калокир заключил выгодный для Византии договор, по которому русы обязались принудить к покорности Болгарское царство. Но честолюбивый посол втайне мечтал об императорской короне. Он решил опереться на войско русов и, свергнув старого императора Никифора II Фоку, захватить власть в Константинополе. Выполняя договор, русы высадились в устье Дуная, разбили болгарского царя Петра и овладели Болгарией. Петр вскоре умер, а пленные царевичи были отправлены в Византию, где их заточили, предварительно одного оскопив
(изуродованный таким образом человек лишался права на престол). Планы Калокира стали сбываться: князь славяно-русов Святослав стал ему другом; в коротком переходе от Константинополя стояли русские дружины; подошли к нему и союзники - печенеги.

И в самом Константинополе сложилась ситуация, благоприятная для Калокира. Престарелый Никифор II Фока - прекрасный полководец и администратор - был крайне непопулярен в собственной столице. Фока поддержал монахов с горы Афон, выступив за бедное духовенство против богатых монастырей и епископов. Император сильно урезал доходы церкви. Так он приобрел средства на военные расходы и... вражду церковных иерархов. Кроме того, базилевс (титул императора Византии) увеличил налоги на ремесленников и рыбаков, а с налогами выросли цены. Городское население роптало. Фоку поддерживали только пограничные воины - акриты, но они оказались слишком далеко от столицы в решительный момент. В довершение своих бед Фока был стар и некрасив. Его жена, императрица Феофано, отдала свое сердце красавцу Иоанну Цимисхию.

Созрел заговор. Заговорщики с помощью императрицы проникли во дворец и безжалостно убили старого императора (969). Однако, став императором, Цимисхий сослал Феофано и непосредственных убийц, сделав исключение для себя, на острова Эгейского моря. К несчастью Калокира, замысел которого открылся еще при Фоке, Цимисхий оказался способным и деятельным полководцем. Новый базилевс бросил на
Святослава и Калокира созданные его предшественником отличные войска. Кроме того, еще Фока успел распорядиться, чтобы союзники Византии - левобережные печенеги - напали на Киев. Поэтому Святославу пришлось оставить Болгарию и устремиться на Русь спасать собственную столицу, свою старую мать и детей.

Но когда он подоспел к Киеву, война уже завершилась, не начавшись. Пришедшие с севера войска воеводы Претича остановили печенегов. Их хан
обменялся с Претичем оружием и, заключив мир, ушел в приднепровские степи. Святослав, бросивший все в Болгарии, обнаружил, что в Киеве он совсем не ко двору. Там крепла христианская община, и ее не устраивал князь-язычник. Сам Святослав не жаловал христиан, да и вообще ему было "не любо сидеть в Киеве". Надо сказать, что появившаяся у Святослава идея устроить новую столицу на окраине своей земли была не так уж нелепа. То же самое сделал Петр Великий, создавший Петербург, в котором сосредоточилась шумная жизнь нового общества. И точно так же, как шведы не хотели иметь рядом с собой столицу Петра, греки не желали близкого соседства с воинственным Святославом.

Ольга просила сына не покидать ее. Но старая княгиня скоро умерла, и Святослав поспешил вернуться в Болгарию, где ситуация также изменилась не в его пользу. Византийцы вышли на равнину Северной Болгарии и захватили город Преславу (Преслав). Болгары быстро перешли на сторону греков: русы уже разочаровали их насилиями и жестокостью. Успевший покинуть Преславу отряд русов вместе с Калокиром ушел на Дунай в город Переяславец. Дальнейшая судьба Калокира нам неизвестна. Печенеги тоже оставили Святослава. Покинутый союзниками, он с небольшой дружиной противостоял теперь и византийским войскам, и восставшей Болгарии.

Весной 971 г. Цимисхий, прервав притворные переговоры со Святославом, подошел к Переяславцу с лучшими войсками империи. Одновременно в Дунай вошла греческая эскадра из 300 кораблей. Переяславец пал после трехдневного штурма, и наступил последний акт трагедии. Русы не могли воевать "в чистом поле" из-за отсутствия конницы и заперлись в городе Доростол. Греки обложили эту небольшую крепость со всех сторон. Русы приняли бой, они сражались героически: в пешем строю атаковали византийцев, и только удар латной конницы спас Цимисхия от поражения. Всю ночь после этой битвы, когда в русской дружине не осталось ни одного нераненого воина, в крепости горели костры. Русы на берегу Дуная приносили в жертву младенцев и петухов, моля своих богов о победе.

Большие потери с обеих сторон и голод в русском стане подтолкнули противников к переговорам. Посреди Дуная встретились роскошная ладья
императора ромеев и простой челнок, в котором одним из гребцов был князь Святослав. Русский вождь в белой рубахе до колен ничем по виду не отличался от простого воина. Бритая голова, длинный чуб, опущенные вниз усы и серьга в ухе делали его облик совсем восточным. Грекам не нужна была жизнь Святослава и его дружины. Они согласились дать русам уйти. Святослав за это обещал отступиться от Болгарии. Пропущенные
греческой эскадрой русские ладьи спустились по Дунаю в Черное море и добрались до острова Березань (в древности - остров Буян) в Днестровском
лимане.

Дальнейшие события кажутся довольно странными. Святослав не пошел к столице, а расположил обессиленное ранами, лишениями и переходом войско на Березани. Скоро обнаружился недостаток продовольствия. Казалось бы, нужно было двигаться по речным долинам к Киеву. Так и поступил один из воевод князя- Свенельд. Он покинул Святослава, с частью воинов поднялся по Южному Бугу и вышел к Киеву. Что же заставило Святослава остаться на острове Березань и провести там мучительную, голодную зиму 971/972 гг.? Вряд ли это была боязнь столкновения с печенегами. Ведь прошел же Свенельд, а главное - печенеги были единственными, кто продавал русам провизию, следовательно, какие-то отношения с кочевниками у Святослава были.

Скорее, дело было в том, что на Березани в войске Святослава произошел раскол. Русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан, входивших в дружину. Неудачу похода язычники объяснили гневом своих богов - Перуна и Волоса, и остров увидел страшные сцены. Были замучены и убиты все
дружинники-христиане, среди погибших оказался и родственник Святослава Улеб. В Киеве не могли не знать о кровавых событиях на Березани. Киевские христиане, составлявшие большую и влиятельную общину, поняли, что их ждет, когда Святослав с ожесточенной дружиной войдет в собственную столицу. Как же развивались события дальше? Все летописи сообщают, что весной 972 г. русы с Березани двинулись к Киеву. Почему-то для возвращения они избрали не узкий и тихий Южный Буг, а порожистый Днепр, где у злополучных днепровских порогов русов ожидали левобережные печенеги. В короткой битве дружина Святослава была полностью истреблена, и печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя.

Возникает вопрос: кто предупредил кочевников о том, что Святослав с измученным голодом и болезнями войском идет по Днепру? Это мог сделать тот, у кого было достаточно времени, кто поддерживал связь с Березанью, знал условия жизни на острове, а главное, очень не хотел, чтобы эта дружина пришла в Киев. Историки прошлого века считали, что печенегов на Святослава направили византийцы, но для этого им нужно было проплыть все Черное море, уведомить синклит (совет) императора, с решением синклита вновь через Черное море добраться до левобережья Днепра, найти в необъятной степи печенегов и, вручив полагающиеся по такому случаю дары, уговорить степняков. Мы можем допустить, что у Цимисхия чудом хватило времени получить информацию о дружине Святослава, а затем снестись с печенегами. Но если базилевс хотел истребить русов, он мог сделать это проще - сжечь "греческим огнем" беззащитные ладьи русов еще на Дунае.

Кто действительно был заинтересован в гибели князя и его войска, так это киевские христиане, во главе которых стоял старший сын Святослава Ярополк. Он-то знал, что происходит на Березани, и он мог сговориться с печенегами. Вспомним: еще в 969 г. воевода Претич братался с печенежским ханом. Следовательно, можно считать, что вина за смерть Святослава и гибель его дружины лежит не на христианах Константинополя, а на христианах Киева.

Итак, с гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало все больше
сторонников. Подумаем: пошло это во вред или на пользу Руси? Если бы Святослав восторжествовал, он превратил бы Киев в базу разбойничьих набегов, в нечто подобное тому, чем был балтийский остров Руга (современный Рюген). Там гнездились славянские пираты, молившиеся богу Святовиту и наводившие ужас на немецких и датских купцов. Пираты воевали со всеми вокруг и в конце концов были уничтожены. Такая же судьба ждала державу Святослава, который враждовал бы с племенами, обкладываемыми данью, и с христианами, обычно казнимыми им. В итоге у киевского князя не осталось бы друзей.

Со смертью Святослава военно-языческая партия в Киеве ослабла. Сила и влияние стали переходить к христианам, и это вызвало эмиграцию части русов из Киевской державы. Покинуть Восточную Европу для них не составляло особого труда, так как еще в IX в. подвижные и агрессивные русы действовали за ее пределами. Так, в 844 г. русы - "да проклянет их Аллах", как писал арабский автор, - высадились в Андалузии и попытались пробиться к Севилье. Мусульманские войска отразили удар и сбросили врагов в море. Ясно, что русы великолепно знали дорогу на Запад. Туда они и направились, как только их вынудила к этому ситуация; путь их лежал в "Рум и Андалус". "Руму", то есть Византии, были очень нужны воины для борьбы с мусульманами. Русов-наемников ждали сражения с войсками халифата на восточных границах Византийской империи.

Направившиеся в "Андалус" - Испанию - были хорошо знакомы с саблями и стрелами берберов и предпочли напасть на христианскую Галисию (область в Испании). Их первыми "подвигами" стали разорение побережья, сожжение монастырей и убийства священников. Три года они свирепствовали в этой земле. Край пришел в запустение. Наконец герцогу Гонсало Санчесу удалось собрать войска и разбить захватчиков. Русы погрузились на корабли, уплыли, и... больше о них не известно ничего. Поскольку мы знаем географию лучше, чем люди в Х в., то можем предположить, куда направились русы. Поход на юг маловероятен, ибо мусульманские владыки умели отражать набеги, и русы знали об этом очень хорошо. На север путь лежал через Бискайский залив, один из самых бурных районов Атлантики, где опасно ходить даже в наши дни. Наиболее вероятной поэтому остается дорога на запад, видимо, та самая, по которой викинги достигали Америки. Но нам не известны следы русов на этом континенте. Скорее всего, остатки этого буйного племени покоятся на дне Атлантического океана. С гибелью этого отряда русов была окончательно перевернута страница истории, повествовавшая о взаимоотношениях древних славян с русами.

Напомним, что в IX-Х вв. эти два народа иногда враждовали друг с другом, а иногда вступали в тесный контакт. Контакт между славянами и русами более всего был характерен для Киева, где господствовали "русы-славянофилы". Там-то и сложилась славяно-русская этническая общность. Сближение русов и славян было настолько тесным, что русы передали славянам и свое имя, и своих князей. Земля полян стала называться Русью. Но древний конфликт славян и русов сменился другим, не менее кровавым и тяжелым. Возглавивший после смерти княгини Ольги Киев и киевскую христианскую общину Ярополк Святославич был связан договорами с Константинополем и печенегами.

На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна (по-литовски Перкунаса), бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оставался языческим городом, культ Перуна, принесенный с берегов Балтийского моря, киевлянам вовсе не был симпатичен. Академик Б.А. Рыбаков справедливо считал, что Перун не является исконно славянским божеством. Славяне верили в Хорса- Солнце (персидский Хуршид), почитали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотьего бога Волоса. Как всякие уважающие себя боги, славянские тоже требовали почитания, но не человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, бога войны и громовержца, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Перуна обострилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали многих к крещению - ведь никому не хотелось быть принесенным в жертву, а это угрожало каждому. Жрецы, выбрав жертву, убивали ее, оставшиеся же в живых должны были ликовать.

Лев Гумилёв довольно точно изложил канву событий. С ним можно не согласиться по поводу судьбы руси! Русь с Руси некуда не уходила, варяги еще сто лет будут участвовать во всех политических делах Киевской Руси. Христианство в Киеве существовало бок о бок с язычеством с начала VIII века.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Gosha: 31 окт 2018, 14:33
Ци-Ган: 30 окт 2018, 17:40 Не к киевским, не к новгородским, не к московским скифам.
МНЕНИЕ ЛЬВА ГУМЕЛЕВА
И шо с ентим мнением делать?
Может быть сжечь "Историю" Диакона нахрен, оставив только мнение Гумилева?
Еще раз: Лев Диакон Киев не упоминает ни разу.
Но упоминает Боспор Киммерийский.
Туда советует Иоанн Цимисхий убраться со своей армией Святославу, туда же
по его словам вернулся в свое время с остатками войска после неудачного похода на Византию и отец Святослава Игорь.
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37924
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Gosha »

Ци-Ган: 31 окт 2018, 18:32 Может быть сжечь "Историю" Диакона нахрен, оставив только мнение Гумилева?
Изображение
Зачем же так сразу сжечь! Только в свидетельствах греков написано много чего и еще больше не написано. 860 год Оскольд заключает Торговый и Мирный договор с Византией, 907 и 911 годах Олег I заключает Мирный и Торговый договор с Византией, Игорь воюет с Византией 941-944 годах Мир с Византией заключен в 945 году. Княгиня Ольга отправляется в Царьград - 954 году заключает Мирный и Торговый договор с греками. Святослав в 964 году уничтожает Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, Печенегов и Болгарское царство в 969 году. Император Цимисхий победив русов заключает Мирный договор с Святославом. Разбитая русь увозит с собой целый караван добра с ним отправляется на Русь к Киеву болгарская принцесса, а сопровождает это богатство Свенельд с конной дружиной - целый конный полк отправляется на Русь восвояси. Святослав не считает себя побеждённым, а Цимисхий не считает себя победителем.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Gosha: 01 ноя 2018, 15:45 Зачем же так сразу сжечь! Только в свидетельствах греков написано много чего и еще больше не написано. 860 год Оскольд заключает Торговый и Мирный договор с Византией
, 907 и 911 годах Олег I заключает Мирный и Торговый договор с Византией, Игорь воюет с Византией 941-944 годах Мир с Византией заключен в 945 году. Княгиня Ольга отправляется в Царьград - 954 году заключает Мирный и Торговый договор с греками. Святослав в 964 году уничтожает Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, Печенегов и Болгарское царство в 969 году. Император Цимисхий победив русов заключает Мирный договор с Святославом. Разбитая русь увозит с собой целый караван добра с ним отправляется на Русь к Киеву болгарская принцесса, а сопровождает это богатство Свенельд с конной дружиной - целый конный полк отправляется на Русь восвояси. Святослав не считает себя побеждённым, а Цимисхий не считает себя победителем.
Опять накопипастили кучу дезы.
Ну вот небольшой и не особо тщательный разбор
1. 860 год Оскольд заключает Торговый и Мирный договор с Византией
где, в каких византийских анналах этот договор и хоть какое-то упоминание об Оскольде?
2. 907 и 911 годах Олег I заключает Мирный и Торговый договор с Византией
опять же: где этот договор и упоминание в византийских источниках Олега?
3. Игорь воюет с Византией 941-944 годах Мир с Византией заключен в 945 году
все то же: где этот договор (в византийских анналах)?
Да и о каком мирном договоре может быть речь, если Игорь был разбит наголову и к Боспору Киммерийскому вернулся едва ли c 10-ю челнами?
4. Святослав в 964 году уничтожает Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, Печенегов и Болгарское Царство в 969 году.
Откуда Вы почерпнули о разгроме Волжской Булгарии и печенегов?
5. Разбитая русь увозит с собой целый караван добра ??????
с ним отправляется на Русь к Киеву болгарская принцесса?
сопровождает это богатство Свенельд с конной дружиной?????
6. Святослав не считает себя побеждённым, а Цимисхий не считает себя победителем.
С ними беседовали психологи, сохранились истории болезней?
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37924
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Gosha »

Ци-Ган: 03 ноя 2018, 15:30 Опять накопипастили кучу дезы.
Ну вот небольшой и не особо тщательный разбор
1. 860 год Оскольд заключает Торговый и Мирный договор с Византией
где, в каких византийских анналах этот договор и хоть какое-то упоминание об Оскольде?
2. 907 и 911 годах Олег I заключает Мирный и Торговый договор с Византией
опять же: где этот договор и упоминание в византийских источниках Олега?
3. Игорь воюет с Византией 941-944 годах Мир с Византией заключен в 945 году
все то же: где этот договор (в византийских анналах)?
Да и о каком мирном договоре может быть речь, если Игорь был разбит наголову и к Боспору Киммерийскому вернулся едва ли c 10-ю челнами?
4. Святослав в 964 году уничтожает Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, Печенегов и Болгарское Царство в 969 году.
Откуда Вы почерпнули о разгроме Волжской Булгарии и печенегов?
5. Разбитая русь увозит с собой целый караван добра ??????
с ним отправляется на Русь к Киеву болгарская принцесса?
сопровождает это богатство Свенельд с конной дружиной?????
6. Святослав не считает себя побеждённым, а Цимисхий не считает себя победителем.
С ними беседовали психологи, сохранились истории болезней?
Изображение
Третий документ - «Окружное послание» Фотия Восточным Патриаршим престолам, посвященное созыву Собора в Константинополе (867), где Фотий упоминает о добровольном крещении воинственной Руси, еще недавно причинившей столько бедствий христианам.
Итак, гомилия первая, произнесенная патриархом 18 июня 860 года, в день, когда 200 (по другим данным 360), русских ладей ткнулись носами в песок бухты Золотого Рога:
Что это? Что за гнетущий и тяжкий удар и гнев? Откуда обрушилась на нас эта страшная гроза гиперборейская? Что за сгустившиеся тучи горестей, каких осуждений суровые скрежетания исторгли на нас эту невыносимую молнию? Откуда низвергся этот нахлынувший сплошной варварский град - не тот, что срезает пшеничный стебель и побивает колос, не тот, что хлещет по виноградным лозам и кромсает недозревший плод, и не ломающий стволы насаждений и отрывающий ветви - что часто для многих бывало мерой крайнего бедствия, - но самих людей тела плачевно перемалывающий и жестоко губящий весь род [человеческий]? Откуда или отчего излился на нас этот мутный отстой - чтобы не сказать сильнее - таких и стольких бед? Разве не из-за грехов наших все это постигло нас? Разве не обличение это и не торжественное оповещение о наших проступках? Не знаменует ли ужас настоящего страшные и неподкупные судилища будущего? ...

Возьмите в руки любой список Русской летописи вы прочтете в нем об Аскольде и Дире боярах Рюрика, как они захватили Киев и так далее ну об остальном Летопись тоже вам поведает. Остальные собственные скоропалительные вопросы разрешайте самостоятельно. Если не можете доказать противоположного не пытайтесь опровергать! В истории никогда нельзя исключать вероятности события!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
NoName
Всего сообщений: 400
Зарегистрирован: 08.03.2018
Образование: студент
Политические взгляды: анархические
 Re: Варяги и Русь

Сообщение NoName »

Ци-Ган: 03 ноя 2018, 15:30
Gosha: 01 ноя 2018, 15:45 Зачем же так сразу сжечь! Только в свидетельствах греков написано много чего и еще больше не написано. 860 год Оскольд заключает Торговый и Мирный договор с Византией
, 907 и 911 годах Олег I заключает Мирный и Торговый договор с Византией, Игорь воюет с Византией 941-944 годах Мир с Византией заключен в 945 году. Княгиня Ольга отправляется в Царьград - 954 году заключает Мирный и Торговый договор с греками. Святослав в 964 году уничтожает Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, Печенегов и Болгарское царство в 969 году. Император Цимисхий победив русов заключает Мирный договор с Святославом. Разбитая русь увозит с собой целый караван добра с ним отправляется на Русь к Киеву болгарская принцесса, а сопровождает это богатство Свенельд с конной дружиной - целый конный полк отправляется на Русь восвояси. Святослав не считает себя побеждённым, а Цимисхий не считает себя победителем.
Опять накопипастили кучу дезы.
Ну вот небольшой и не особо тщательный разбор
1. 860 год Оскольд заключает Торговый и Мирный договор с Византией
где, в каких византийских анналах этот договор и хоть какое-то упоминание об Оскольде?
2. 907 и 911 годах Олег I заключает Мирный и Торговый договор с Византией
опять же: где этот договор и упоминание в византийских источниках Олега?
3. Игорь воюет с Византией 941-944 годах Мир с Византией заключен в 945 году
все то же: где этот договор (в византийских анналах)?
Да и о каком мирном договоре может быть речь, если Игорь был разбит наголову и к Боспору Киммерийскому вернулся едва ли c 10-ю челнами?
4. Святослав в 964 году уничтожает Волжскую Булгарию, Хазарский каганат, Печенегов и Болгарское Царство в 969 году.
Откуда Вы почерпнули о разгроме Волжской Булгарии и печенегов?
5. Разбитая русь увозит с собой целый караван добра ??????
с ним отправляется на Русь к Киеву болгарская принцесса?
сопровождает это богатство Свенельд с конной дружиной?????
6. Святослав не считает себя побеждённым, а Цимисхий не считает себя победителем.
С ними беседовали психологи, сохранились истории болезней?
Это всё частности. Интересней другое. Русы, по-видимому, действительно совершали какие-то набеги на Византию. Но почему мы ничего не знаем про набеги византийцев на русов? О чём это по-вашему говорит? Византийцам были неинтересны набеги на русов, потому что "чего с этих нищих голодранцев брать, кроме рабов?", или "где искать этих русов в их лесах и болотах?". Либо византийцы фиксировали сведения о своих ответных набегах на русов, но источники по тем или иным причинам до нашего времени не дожили. А почему русы не фиксировали сведения о набегах византийцев в своих письменных источниках? У них не было ещё письменности? Или потому что это были позорные страницы истории их проигрышей, тогда как для византийцев - малозначащие события?

И почему набеги на Византию русы начинают только с 860 года, а не раньше или позже? Какими событиями из жизни русов были спровоцированы их первые набеги на Византию? К чему они привели?
Приумножая безумие по жизни..
Bringing chaos and confusion..
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Gosha: 04 ноя 2018, 17:04 Возьмите в руки любой список Русской летописи вы прочтете в нем об Аскольде и Дире боярах Рюрика, как они захватили Киев и так далее ну об остальном Летопись тоже вам поведает.
Действительно так трудно догадаться что летописи я эти читал и не раз?
Летопись это ведь летопись, чаще всего выполняется по заказу и ПВЛ не исключение.
Начальная часть ПВЛ это "темная вода во облацех" и не мной это замечено, так что к данной информации следует подходить критически.
Остальные собственные скоропалительные вопросы разрешайте самостоятельно. Если не можете доказать противоположного не пытайтесь опровергать! В истории никогда нельзя исключать вероятности события!
Софистика пошла.
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Однако вот что пишет Константин Багрянородный в своем "поучении":

О росах , отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь

[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда , в котором сидел Сфендослав , сын Ингора , архонта Росии , а другие из крепости Милиниски , из Телиуцы , Чернигоги и из Вусеграда . Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава , называемой Самватас

Как видим здесь он Киевскую Русь называет Русью Внешней, что само собой подразумевает существование Руси Внутренней.
Прошу заметить, что Константин лицо не предвзятое, он не норманист и не антиноманист и вопрос "был ли мальчик" (Рюрик) его не интересовал, да он о нем вряд ли слышал.
Внутренняя это скорей всего внутри Империи.
И где эта Русь могла располагаться как не в нынешнем Крыму?
Так и есть: Лев Диакон сообщает, что Никифор Фока отправил Калокира к архонту русов, к тавроскифам.
Далее Иоанн Цимисхий советует убраться Святославу со своим войском куда?
К Боспору Киммерийскому, то есть в Тавриду.
Далее Иоанн Цимисхий напоминает Святославу что отец его, Игорь, после разгрома прибыл куда?
В Боспор Киммерийский.

Ну так что еще надобно?
Последний раз редактировалось Ци-Ган 04 ноя 2018, 22:16, всего редактировалось 1 раз.
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Так что еще надобно?
Надо много чего кроме правды
Надобно периодически переписывать историю, подстраивая под текущий момент.

Вот фрагмент договора Игоря с греками из ПВЛ (неважно был ли это официальный договор и именно с Игорем или такая договоренность существовала и раньше, при Олеге или даже до него, здесь важны установленные правила).

Ипатьевский список:
ѡ Корсуньсции сторонѣ . колко жє̑ єсть городъ на тои части да не имуть власти кнѧзи Рускыи . да воюєть на тѣхъ сторонахъ . а та страна не покорѧєтсѧ вам̑ . и тогда ащє просит̑ . вои ѿ насъ кнѧзь Рус̑кыи . дамы єму єлико єму будет̑ требѣ . и да воюєт̑

Лаврентьевская летопись:
ѡ Корсуньстѣи странѣ . єлико же єсть городовъ на тои части . да не имать волости кнѧзь Рускии .
да воюєть на тѣхъ странахъ . и та страна не покарѧєтсѧ вамъ . [и] А тогда аще просить вои оу насъ кнѧзь Рускии . да воюєть . да дамъ єму єлико єму будеть требѣ


И перевод Д. С. Лихачева:
И о Корсунской стране. Да не имеет права князь русский воевать в тех странах, во всех городах той земли, и та страна да не покоряется вам, но когда попросит у нас воинов князь русский, чтобы воевать, - дам ему,
сколько ему будет нужно.


Как видим, перевод Лихачева-фальсификат.
И это только перевод, при существующих оригиналах, с которыми всегда можно свериться.
Ну что тут сказать?
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

NoName: 04 ноя 2018, 17:38 Это всё частности.
Вы считаете историотворчество частностями?
Интересней другое. Русы, по-видимому, действительно совершали какие-то набеги на Византию. Но почему мы ничего не знаем про набеги византийцев на русов?
Нам так же ничего неизвестно и о набегах византийцев на печенегов.
И почему набеги на Византию русы начинают только с 860 года, а не раньше или позже?
Ответ кажется здесь:
«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Аватара пользователя
NoName
Всего сообщений: 400
Зарегистрирован: 08.03.2018
Образование: студент
Политические взгляды: анархические
 Re: Варяги и Русь

Сообщение NoName »

Removed
Последний раз редактировалось NoName 05 ноя 2018, 15:15, всего редактировалось 1 раз.
Приумножая безумие по жизни..
Bringing chaos and confusion..
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

NoName: 05 ноя 2018, 02:49 Ну то есть если я правильно понял вашу мысль, Ци-Ган, от религиозного рвения своего воспламенились русы, взалкали веры чистой и непорочной.
Да нет же, я подчеркнул:
поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу

И в подтверждение из ПВЛ:
сѣде Ѡлегъ кнѧжа въ Києвѣ . и реч Ѡлегъ се буди мт҃и градомъ рускими . [и] В бѣша оу него Варѧзи и Словѣни Г и прочи прозвашасѧ Русью
То есть набрал отморозков из этих народов и войско его увеличилось многократно.

И еще из речи того же Фотия:
«Народ незаметный, народ, не бравшийся в расчёт, народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас, неприметный — но ставший значительным, низменный и беспомощный — но взошедший на вершину блеска и богатства

Как видим русь была известна византийцам.
Почему причисляемые к рабам?
Да для греков они были что те цыгане: не сеяли, не жали, не занимались ремеслом, не строили городов, не организовывали никакого подобия государства, а нанимались к любому на военную службу, да и сами собирались в отряды и ходили в походы-грабежи.
Да и из слов самого Святослава к Иоанну Цимисхию русы "люди крови", а не какие-то там ремесленники.
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37924
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Gosha »

Ци-Ган: 04 ноя 2018, 22:15 Как видим, перевод Лихачева-фальсификат.
Где вы увидели фальсификат? Может конкретнее укажите что вам не понравилось в интерпретации летописи Лихачевым. Ци-Ган оказывается и швец и жнец и на дуде игрец вот будете академиком тогда о фальсификациях будите рассуждать.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Gosha: 05 ноя 2018, 15:41 Где вы увидели фальсификат? Может конкретнее укажите
У Вас туго с русским?
Хорошо, лично Вам указываю:
ѡ Корсуньсции сторонѣ . колко жє̑ єсть городъ на тои части да не имуть власти (в лаврентьевской "волости", то есть владений) кнѧзи Рускыи . да воюєть на тѣхъ сторонахъ . а та страна не покорѧєтсѧ вам̑ . и тогда ащє просит̑ . вои ѿ насъ кнѧзь Рус̑кыи . дамы єму єлико єму будет̑ требѣ . и да воюєт̑

Более современный русский:
О Корсунской стороне. Сколько же есть городов на той части, да не имеют власти (владений) князья русские. Да воюет на тех сторонах, а та страна не покоряется вам. И тогда если попросит воев от нас князь русский, дадим ему сколько будет нужно и пусть воюет.

Интерпретация (зачем) Лихачева:
И о Корсунской стране. Да не имеет права князь русский воевать в тех странах, во всех городах той земли, и та страна да не покоряется вам, но когда попросит у нас воинов князь русский, чтобы воевать, - дам ему, сколько ему будет нужно.
что вам не понравилось в интерпретации летописи Лихачевым.
Не понравилась именно интерпретация (ложь, фальсификация) вместо просто перевода.
Ци-Ган оказывается и швец и жнец и на дуде игрец вот будете академиком тогда о фальсификациях будите рассуждать.
Опять софистика.
Нет уж, право рассуждать я оставлю за собой.
А Ваше право бездумно копипастить.
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37924
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Gosha »

Ци-Ган: 05 ноя 2018, 16:51 Более современный русский:
О Корсунской стороне. Сколько же есть городов на той части, да не имеют власти (владений) князья русские. Да воюет на тех сторонах, а та страна не покоряется вам. И тогда если попросит воев от нас князь русский, дадим ему сколько будет нужно и пусть воюет.

Интерпретация (зачем) Лихачева:
И о Корсунской стране. Да не имеет права князь русский воевать в тех странах, во всех городах той земли, и та страна да не покоряется вам, но когда попросит у нас воинов князь русский, чтобы воевать, - дам ему, сколько ему будет нужно.
Принципиальной разницы не видно! Не толките воду в ступе из водопроводной воды не получите не живой воды не мертвой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Gosha: 05 ноя 2018, 17:11 Принципиальной разницы не видно! Не толките воду в ступе из водопроводной воды не получите не живой воды не мертвой.
Ог-го!
Гоша, Вы форумы случайно не перепутали?
Я такого впервые встречаю.
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37924
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Gosha »

Ци-Ган: 05 ноя 2018, 16:51 Нет уж, право рассуждать я оставлю за собой.
А Ваше право бездумно копипастить.
Вы дорогой Ци-Ган занимаетесь не рассуждениями, а элементарной казуистикой. Это вам не казнить нельзя помиловать вот вы ищите куда запятую пристроить безболезненней для вас и выглядеть при этом поумней чем в действительности есть.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ци-Ган
Всего сообщений: 3293
Зарегистрирован: 28.12.2017
Образование: высшее техническое
Политические взгляды: пофигистические
Профессия: Химик
Откуда: Санкт-Петербург
Забанен: Бессрочно
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Ци-Ган »

Gosha: 05 ноя 2018, 17:18
Ци-Ган: 05 ноя 2018, 16:51 Нет уж, право рассуждать я оставлю за собой.
А Ваше право бездумно копипастить.
Вы дорогой Ци-Ган занимаетесь не рассуждениями, а элементарной казуистикой. Это вам не казнить нельзя помиловать вот вы ищите куда запятую пристроить безболезненней для вас и выглядеть при этом поумней чем в действительности есть.
На этом и заокруглимся, ибо: "Извините великодушно, но качество не нашей мануфактуры (C)
Нет у меня авторитетов и не было никогда
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37924
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Варяги и Русь

Сообщение Gosha »

Ци-Ган: 05 ноя 2018, 17:26 На этом и заокруглимся, ибо: "Извините великодушно, но качество не нашей мануфактуры (C)
Обстановка накануне похода
В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Как сообщает Продолжатель Амартола, для охраны города был оставлен эпарх Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении руси застигла императора у Мавропотама (Чёрной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.

Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать.

Ошибочное прочтение одной фразы в 1-м издании гомилий Фотия как «мы поработили немногих молотильщиков» привело к появлению гипотезы о том, что нападение русов было вызвано обидами, причиненными неким русским работникам ('молотильщикам') в Константинополе. Ошибка была вскоре обнаружена, но продолжает встречаться время от времени в работах историков.

Поход
Повесть временных лет, а вслед за ней историки долго датировали нападение на Константинополь 866 годом, хотя историк русской церкви Е. Е. Голубинский ещё в 1880-х годах по византийским свидетельствам указывал на 860—861 годы.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860:

«Михаил, сын Феофила со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены.»
Константинополь во времена Византии с высоты птичьего полета. Историческая реконструкция.
На закате 18 июня 860 около 200 русских судов причалили к берегам Босфора. Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Кроме количества кораблей русов, итальянский хронист рубежа X—XI веков расходится с византийской хроникой и в оценке итогов набега:

«В это время народ норманнов на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси .»

Предположительно эти корабли были довольно большие, способные вместить 30—40 человек, как типичные корабли викингов. Согласно Повести временных лет Вещий Олег, требуя дань с Царьграда, говорил, что у него 40 человек на корабль, и если он мог преувеличить, то никак не преуменьшить. Большего размера корабли русов просто не смогли быть проведены через днепровские пороги или низовья Дона, контролируемые хазарами. Таким образом, общее число русов, участвовавших в набеге, было до 8000.

Появление кораблей было совершенно неожиданно для жителей. Известно, что византийцы использовали передовые для того времени способы оповещения об опасности, вроде цепочки световых маяков, но со стороны Чёрного моря нападения не ждали. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что Михаил III увёл на войну с арабами даже часть гарнизона. Византийский флот, также не оказавший заметного сопротивления русам, сражался с арабами и норманнами в Эгейском и Средиземном морях.

Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли». В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой господа за грехи жителей:

«Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга.»

Поход русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели, как об этом сообщает Никита Пафлогонянин в «Житие патриарха Игнатия», сочинении начала X века:

«В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия острова, грабя все сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами».

Отступление руси
Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:

«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…»
Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле. 1644 год Гибель русского флота под Царьградом. Гравюра Ф. А. Бруни. 1839 год.

В то же время Фотий недвусмысленно подчеркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов:

«О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело — пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения.»

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют ещё более поздние «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».

С другой стороны, Фотий, очевидец и участник событий, не сообщает о возвращении императора в осажденную столицу, что напрочь исключает подобный вариант развития событий, но зато говорит о спокойном море. Письмо от 28 сентября 865 папы Николая I императору Михаилу III содержит упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками (pagani), которые ушли, избежав всякой мести (nulla fit ultio). В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, не заинтересованного в прославлении византийской церкви и императора, нападающие (normanorum gentes) «вернулись с триумфом» (triumpho ad propriam regressa est). Продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народ росов «неодолимым», обращаясь к крещению русов вскоре после набега 860 года. Рассказ о чудесном наказании русов, таким образом, оказывается не более чем благочестивой фантазией византийских хронистов.

Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей. По некоторым версиям, легендарный победоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известный только по «Повести временных лет», но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года.

Заключение мира, первое крещение Руси
Основная статья: Первое крещение Руси «О посольстве русов в Константинополь вскоре после похода известно из окружного послания патриарха Фотия восточным патриархам (начало 867) и от продолжателя Феофана». Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа:

«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950-е годы, о крещении русов во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Согласно ему, уже сами византийцы дарами уговаривают русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа. Возможная дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с возможной датой крещения по Фотию, но если в обоих случаях речь идёт об одном и том же событии, то свидетельство участника крещения патриарха Фотия более достоверно.

В сообщениях о первом крещении русов не приводится, где именно обитал этот народ и кто был их правителем. В церковно-академической среде считается вполне установленным , что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриахом Фотием в начале или середине 860-х.

К. Цукерман высказывается против мнения тех исследователей, которые рассматривают сообщения Фотия и Продолжателя Феофана как описывающие одно и то же событие, и предлагает гипотезу, основанную на параллелях в церковной истории Болгарии и Руси. Согласно этой версии, русы, как и болгары, оказались недовольны отсутствием церковной самостоятельности (автокефалии), проявлением чего является то обстоятельство, что глава их церкви имеет лишь епископский, не архиепископский, сан. Недовольство могло быть вызвано также отношением Фотия к ним как к новым подданным Византийской империи. Русы изгнали своего епископа и уже новому императору Василию I и патриарху Игнатию приходится ублажать их подарками и бо́льшей церковной автономией. Точно также и примерно в это же время болгарский царь Борис I, не добившись автокефалии для своей церкви, прогнал византийское духовенство и пригласил миссионеров римского папы Николая. В 870 Игнатий сумел переманить Болгарию от папы к себе, повысив церковное представительство греческого иерарха до сана архиепископа, что являлось серьёзной политической уступкой. На Руси, вероятно, события развивались подобным же образом.

Информация о походе в Древнерусских летописях
Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век
В «Повести временных лет» сообщается:

Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

«Новгородская первая летопись младшего извода», по убедительному мнению русского языковеда Шахматова, содержит в начальной части сведения из более древней летописи XI века. В описании похода эта летопись не упоминает об участии Аскольда и Дира в нём, равно как и об их связи с Рюриком. На основании этого многие историки предполагают, что сведения «ПВЛ» (написанной в XII веке) об Аскольде и Дире как предводителях похода на Константинополь являются позднейшей вставкой русского летописца, призванной объединить в единое целое разрозненные сведения по древней истории Руси.

Само по себе описание похода на Царьград в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола. Текст летописи повторяет фантастические детали этого недостоверного позднего источника и радикально противоречит свидетельству очевидца событий — патриарха Фотия. Так, в точности воспроизведен фантастический рассказ о возвращении императора в Константинополь и о буре, якобы уничтожившей «безбожных росов» у стен осажденного города после совместной молитвы патриарха и императора. Таким образом, у первых русских летописцев конца XI — начала XII веков не сохранилось никаких сведений об обстоятельствах похода IX века. Как заметил К. Цукерман, русские летописцы, воспользовавшись византийским источником (в данном случае, наименее достоверным), превратили успешный поход русов в полное поражение. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола.

Историография
Итальянский историк XV века Флавио Бьондо в сообщении о нападении норманнов на Константинополь в 860 году заметил, что норманны после того вернулись в Британское море (Britannicum mare). Историк-визаентиевед А. А. Васильев обсуждал возможность нападения Руси со стороны Средиземного моря, так как арабский ученый конца IX века ал-Якуби, написав о нападении норманнов на испанскую Севилью в 844 году, назвал напавших «ал-маджус, которых именуют ар-рус». Т. М. Калинина, собрав сведения о нападении норманнов на Севилью, предположила, что те русы были скорее всего викингами из Скандинавии, грабившими по всему побережью Западной Европы и проникавшими в Средиземное море через Гибралтар.

Большинство историков придерживаются версии, изложенной в древнерусских летописях, так как Никита Пафлогонянин определенно указал, что нападение произошло со стороны Чёрного моря. Фотий в 1-й гомилии назвал напавших врагов Скифами, что как и Первое крещение Руси указывает на родину русов в Восточной Европе.

Существует также версия, согласно которой "росами" патриарха Фотия и, соответственно, участниками похода 860 года на самом деле были балтийские руги и/или далматинские неретвляне.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Варяги-Русь
    jene » » в форуме История Руси
    886 Ответы
    29097 Просмотры
    Последнее сообщение jene
  • Варяги
    tamplquest » » в форуме Авторские темы
    124 Ответы
    3337 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Варяги-Прусы
    УграДева » » в форуме История Руси
    14 Ответы
    1597 Просмотры
    Последнее сообщение чингачгук
  • Викинги и Варяги
    Gosha » » в форуме Правление Рюрика
    274 Ответы
    27046 Просмотры
    Последнее сообщение Камиль Абэ
  • Кто, они - Варяги-Росы ?
    Нестор лепописец » » в форуме История Руси
    55 Ответы
    1554 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha

Вернуться в «История Руси»