Русь ИзначальнаяПравление Рюрика

до 862 года
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

К югу, в Византии, правила властная и целеустремленная императрица Ирина. Сумевшая в 787 году победить разлагавшее империю иконоборчество (правда, после окончания ее правления оно вновь возобладало до 843 года) и собиравшаяся вступить в брачный союз с Карпом Великим, чтобы восстановить поистине вселенскую Империю (в границах Рима эпохи его расцвета), дворцовый заговор оборвал в 802 году ее начавшие осуществляться замыслы.
К востоку от Руси на рубеже VIII—IX веков достигал своего высшего могущества Хазарский каганат, именно в это время фактический его повелитель каганбек Обадий сделал иудаизм официальной, господствующей религией, после долгих войн было установлено определенное равновесие с сильнейшим южным соседом, Арабским халифатом — где, кстати сказать, правил именно в это время, в 786—809 годах, один из самых великих халифов, Харун Аль-Рашид, — и границы Хазарского каганата простерлись от Кавказа до Камы и Оки и от Урала до Крыма
С этими историческими силами — языческой Скандинавией викингов, христианской Византийской империей и иудаистским Хазарским каганатом (а через них — опосредованно — и с Арабским халифатом) ранняя история Руси самым, что ни на есть тесным образом связана и можно с полным правом утверждать, что русская государственность и культура сформировались в сложнейшем и мощном магнитном поле, создаваемом этими силами, их «пересечением», — поле, в котором и сама Русь развивалась как постоянно возраставшая сила, столь монументально представшая позднее — в эпоху Ярослава.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

В упомянутой выше статье И. П. Щаскольского доказывается, что археологические исследования позволяют датировать основание Киева (в частности окружавший древний город глубокий ров на Старокиевской горе) именно концом VIII века, город и был, по мысли И П Шаскольского, создан «формирующимся южнорусским государственным образованием конца VIII — начала IX в». Исходя из этого, начало государственности, а следовательно и самой истории Руси следует датировать рубежом VIII — IX веков, притом истоки ее пробиваются и на севере и на юге Руси. Я считаю, что главенство Киева сложилось уже к началу IX века. Мнение же большинства современных историков, что северный исток был так сказать, восприемником сильной киевской власти, ибо как они единогласно считают именно оттуда из Ладоги пришла и прочно утвердилась в Киеве династия «Рюриковичей», но мы с вами постараемся их немного поправить.
Правда, сразу же встает вопрос об отсутствии выверенной хронологии, точного знания о времени правления ранних князей. Известный историк А.П. Новосельцев писал недавно, что в истории Руси имеет место «ненадежность летописной хронологии практически до времен Владимира и даже отчасти первых лет его правления. На это неоднократно обращали внимание исследователи, однако из-за ограниченности параллельных материалов серьезных попыток исправить летописную хронологию, по сути дела, не было». Историк Ключевский В. О. вообще считал раннюю историю Руси до времен правления Игоря сплошным вымыслом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

К югу, в Византии, правила властная и целеустремленная императрица Ирина. Сумевшая в 787 году победить разлагавшее империю иконоборчество (правда, после окончания ее правления оно вновь возобладало до 843 года) и собиравшаяся вступить в брачный союз с Карпом Великим, чтобы восстановить поистине вселенскую Империю (в границах Рима эпохи его расцвета), дворцовый заговор оборвал в 802 году ее начавшие осуществляться замыслы.
К востоку от Руси на рубеже VIII—IX веков достигал своего высшего могущества Хазарский каганат, именно в это время фактический его повелитель каганбек Обадий сделал иудаизм официальной, господствующей религией, после долгих войн было установлено определенное равновесие с сильнейшим южным соседом, Арабским халифатом — где, кстати сказать, правил именно в это время, в 786—809 годах, один из самых великих халифов, Харун Аль-Рашид, — и границы Хазарского каганата простерлись от Кавказа до Камы и Оки и от Урала до Крыма
С этими историческими силами — языческой Скандинавией викингов, христианской Византийской империей и иудаистским Хазарским каганатом (а через них — опосредованно — и с Арабским халифатом) ранняя история Руси самым, что ни на есть тесным образом связана и можно с полным правом утверждать, что русская государственность и культура сформировались в сложнейшем и мощном магнитном поле, создаваемом этими силами, их «пересечением», — поле, в котором и сама Русь развивалась как постоянно возраставшая сила, столь монументально представшая позднее — в эпоху Ярослава.
В упомянутой выше статье И. П. Щаскольского доказывается, что археологические исследования позволяют датировать основание Киева (в частности окружавший древний город глубокий ров на Старокиевской горе) именно концом VIII века, город и был, по мысли И П Шаскольского, создан «формирующимся южнорусским государственным образованием конца VIII — начала IX в». Исходя из этого, начало государственности, а следовательно и самой истории Руси следует датировать рубежом VIII — IX веков, притом истоки ее пробиваются и на севере и на юге Руси. Я считаю, что главенство Киева сложилось уже к началу IX века. Мнение же большинства современных историков, что северный исток был так сказать, восприемником сильной киевской власти, ибо как они единогласно считают именно оттуда из Ладоги пришла и прочно утвердилась в Киеве династия «Рюриковичей», но мы с вами постараемся их немного поправить.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

Правда, сразу же встает вопрос об отсутствии выверенной хронологии, точного знания о времени правления ранних князей. Известный историк А.П. Новосельцев писал, что в истории Руси имеет место «ненадежность летописной хронологии практически до времен Владимира и даже отчасти первых лет его правления. На это неоднократно обращали внимание исследователи, однако из-за ограниченности параллельных материалов серьезных попыток исправить летописную хронологию, по сути дела, не было. Историк Ключевский В. О. вообще считал раннюю историю Руси до времен правления Игоря сплошным вымыслом.
Уже шла речь о времени правления летописного князя Кия (конец VIII—начало IX века) точнее с 766 по 802 год. Кий в 780 году заключил мирный договор с Хазарией. В это время хазары воевали с арабами. Именно Кий обнес Киев новой крепостной стеной пока деревянной на высоком холме над Днепром. Этот период с 766 года по 859 год можно отнести к Полянскому периоду в ранней истории Киевской Руси.
Киев существовал и до княжения Кия, но именно к этому времени образуется межплеменной союз под общим названием Русь и Киев приобретает статус центрального или если хотите столичного города. В 750 году была заложена Ладога, этот городок на протяжении всей своей истории выполнял функцию форпоста на речном пути «из варяг, в греки» (XI век), как например ту же функцию выполнял Изборск, хотя можно добавить о существовании в Ладоге большого торгового двора и торга. При правлении императрицы Ирины князь Кий посетил Царьград. Прибывал князь в Константинополе во главе миролюбивого посольства (у нас нет основания, усомниться в достоверности этого сообщения «Повести временных лет»). Возможно даже крестился лично и крестилось вместе с князем и посольство. К этому времени можно отнести, так же строительство церкви Св. Ирины (была построена во время правления императрицы). Церковь Святой Ирины была не единственной церковью в Киев-Граде, еще существовала церковь Святого Николая (время строительства этой церкви определить тяжело, но можно с уверенность утверждать одно так, как Святой Николай покровитель путешествующих и торгующих, из этого вытекает, что закладка храма послужила доминантой для строящегося города, не позже 880 года). Византия неоднократно пыталась привить христианство на территории Руси.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

В летописных сведениях о князе Кие (рубеж VIII—IX веков) о его хождении к «царю» в Царьград. Летописец добавил: «Когда же возвращался, пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие, так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец» (как указал, комментируя этот текст, М Н Тихомиров, городок Киев (Къйов) продолжал существовать на Дунае еще в XV веке). Известно, что после смерти князя Кия в Киеве правили его потомки. Возможно среди потомков Кия был только Дир, так как Никон в своей летописи хотя сообщает нам о Аскольде и Дире как о пришедших от Рюрика, но сопоставляя письменные источники можно прийти к заключению: если кто-то и пришел в Киев то это Аскольд, и только один и не от Рюрика, а от Хазарского кагана и выходцем он был из таманских князей (таманские росы).
Мирное время быстро закончилось, и около 825 года Хазарский каганат, где за четверть или треть века до того утвердилось господство иудаизма, сумел захватить Киев и обложить данью полян и другие племена южной и срединной Руси. Дань взималась, в частности, деньгами, поименованными в двух местах «Повести временных лет» различно «имаху (взимали) по «беле» и «дали по шелягу», но и в том, и в другом случаях имеется в виду серебряная («белого» цвета) монета, только названа она сначала по-русски, а затем по-еврейски (шелаг — белый), это лишний раз свидетельствует о том, кто именно взимал дань.
По-видимому, c 802 года и до середине IX века князем был Дир и похоронен был он у церкви св. Ирины. Это говорит во-первых, что Дир был крещен, как и Кий, а во-вторых еще раз подтверждает ту мысль, что Дир и Аскольд не только небыли родственниками, но возможно небыли знакомы лично, но уж точно ни как не связаны с Рюриком. Они небыли его боярами, если и были как-то связаны между собой, то только по происхождению из россов. После смерти Дира стал князем в Киеве Аскольд, который правил до 880-882 года. Деяния князя Дира и Аскольда нам известны в основном из византийских хроник.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

Дир послал посольство к византийскому императору Михаилу II (802-829), а затем и к его сыну императору Феофилу, который правил с 829 по 842 годы. К Феофилу русские послы ездили даже дважды, первый раз 830 году, второй раз русские послы участвовали в посольстве византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому в 839 году. Ко двору императора посольство прибыло 838 году. Именно в это время было организовано русское подворье в Константинополе у церкви св. Мамоны. К 840 году в Киеве было построено две церкви св. Ильи и св. Ирины, а к 880 еще две св. Николая и св. Михаила, после 867 года в Киеве возможно уже существовал двор, где находился константинопольский епископ.
Хазария мощное государство, которое располагалось довольно близко к Северо-Восточным границам Византийской империи и оказывает вооруженное давление на бывших союзников Царьграда, днепровскую и таманскую Русь, которые служили империи своеобразным вооруженным буфером в борьбе с хазарским каганатом. Исходя из политической необходимости, Византия продолжала укреплять и улучшать политические и культурные связи с Русью. Хазарский каганат к середине IX века смог полностью подчинить себе таманскую Русь. После смерти Дира в 856 году, на опустевший престол был посажен дальний родственник Аскольд. Он правит в Киеве при поддержке Царьграда, но вскоре, очевидно, потерпел поражение от прекрасно вооруженных и обученных хазарских полчищ и стал, в сущности, не самостоятельным киевским правителем, а (как сказано в молитве патриарха Филофея) «воеводой кагана». Возможен и такой вариант развития событий Аскольд изначально ставленник кагана Хазарии и Нестор частично прав, когда утверждал, что Аскольд пришел в Киев. Только откуда мог прийти Аскольд?
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

Конечно, с той территории, которая контролировалась Хазарией, то есть из князей таманской Руси (о чем я писал ранее Gosha). Тамань, будущая Тмутаракань, княжество, которое было присоединено к Руси после разгрома Хазарского каганата Святославом в 965 году.
После подчинения Киева Хазарии Аскольд вынужден был совершить неожиданное агрессивное нападение на византийскую столицу, хотя Империя ничем не «провоцировала» Русь. Виднейший современный историк-византолог Г. Г. Литаврин писал, что «трудности контактов между русскими и византийцами, вызываемые удаленностью их государственных границ, в известной мере компенсировались редко учитываемой (это важно осознать — Gosha) спецификой политических отношений этих стран. Интерес к византийской культуре в древне-русском обществе никогда не осложнялся угрозой непосредственной агрессией со стороны Византии, атрибуты византийской цивилизации никогда не приобретали на Руси значения символа иноземного угнетения». Во всем этом необходимо разобраться, — иначе мы не сможем понять действия войск Руси в 860—940-х годах по отношению к Византии. Выдающихся деятель византийского христианства святой Фотий, который был патриархом Константинопольским в 858—886 годах (с перерывом в 867—877). Он играл важнейшую роль в церковной политике и ранее, с 840-х годов. Фотий был горячим и волевым распространителем христианства, так, именно его учениками и исполнителями его замысла являлись первоучители славянства святые Кирилл и Мефодий. По инициативе Фотия состоялось крещение Моравии, Болгарии и первое утверждение христианства на Руси в 866—867 годах. Трудно усомниться в том, что именно он настаивал и на обращении в христианство иудеев, находившихся на территории Византии. Разумеется, «приказ» креститься или же покинуть государство — это чисто средневековое решение проблемы, закономерное в IX—X веках, но неприемлемое для правового и этического сознания в нашу эпоху. Однако можно все же «понять» жившего тысячу с лишним лет назад патриарха. Христианство не только определяло всю жизнь Византии, но и было по доброй воле принято в целом ряде соседних государств; между тем внутри Византии обитали (и играли немалую роль) многие десятки, а, может быть, и сотни тысяч людей, исповедующих религию, которая по своей сути враждебна христианству.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

Сообщение о попытке крестить византийских иудеев во второй половине IX века содержится в жизнеописании императора Василия I (867—886), составленном впоследствии, в середине X века, его внуком Константином Багрянородным. Историками конца XIX века достоверно установлено, что внук стремился приписать все инициативы (например, крещение Болгарии, состоявшееся, как точно известно, до восшествия Василия I на престол, а также и первое крещение Руси в 866—867 годах) своему деду. Гораздо достовернее представление, что религиозно-церковные инициативы того времени принадлежали святому Фотию, фактически возглавившему Константинопольскую патриархию еще в 857 году, есть все основания заменить в цитируемом тексте слово «царь» словом «патриарх»: «царь не устранился и не отступился от апостольских дел, но прежде всего уловил в сети Христовы жестокосердый сам по себе народ иудеев. И вот он приказал им явиться на диспут с доказательствами своей веры и показать, что доводы их прочны и неколебимы, или, уверовав, что Христос — глава Закона и пророков и что Закон — не более как тень, рассеиваемая сиянием солнечного света, обратиться к учению Господа и креститься. У многих снял царь пелену с глаз и обратил в веру Христову, хотя немало их, когда он ушел из этой жизни, яко псы вернулись к своей прежней вере». Далее сообщается, что «точно так же обошелся он (царь. — Gosha), и с болгарским племенем».
Однако хорошо известно, что Болгария приняла крещение в 864—865 годах, а Василий стал императором только в 867 году. Вполне естественным будет прийти к выводу, что и попытка крестить иудеев относится к более раннему времени и была предпринята энергичным поборником распространения христианства святым Фотием, а не императором Василием. Именно Фотий, а не малообразованный Василий устроил конфессиональный диспут с византийскими иудеями. По-видимому, именно в ответ на это иудаистский Хазарский каганат, организовал нашествие флота Руси летом 860 года на Константинополь. Между прочим, как бы объясняя необходимость «исполь¬зования» хазарами военной силы русов, Масуди сообщает: «Хазарский царь не имел морских судов, и его люди не умели обращаться с ними». Из подвластных Каганату народов только русские имели настоящий флот, который был способен осаждать Константинополь, а также помогать в войне с мусульманскими государствами, которые располагались на побережье Каспийского моря, и с которыми Каганат воевал, начиная с 801 года, и не раз терпел поражения. Таманская Русь подключила к походу и Русь Днепровскую.
Не менее важно было и то обстоятельство, что, заставляя Русь нападать на Византию и государства прикаспийских мусульман, хозяева Каганата сами далеко не всегда вступали в открытый конфликт с этими государствами. Это ясно видно из рассказа Масуди о походе руссов на Царьград в 860 году, и на Каспий в 913-914 году. Нашествие, как называют поход русов современники, был масштабен и исключительно жесток по отношению к мирному населению, в ходе этого нашествия, по сообщению тогдашнего папы римского Николая I, «сожгли церкви», а помимо того, в соответствии с древним иудейским заветом, «свирепость до предела терпения — по свидетельству патриарха Фотия, — русь жестоко умерщвляла и всех бессловесных животных и людей от мала до велика, лежал вол и около него человек, дитя и лошадь получали общую могилу, женщины и птицы обагряли кровью друг друга».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

Как уже говорилось, ничего подобного не было в истории всех других войн Руси. Такую тактику «выжженной земли» можно объяснить только присутствием и властным руководством этим походом Руси на Византию хазарских полководцев и чиновников, которые оказывали чрезвычайное давление на князя руссов Аскольда.
В Константинополе, без сомнения, стало известно, откуда и кем было направлено войско Руси. Уже осенью 860 года патриарх Фотий и тогдашний император Михаил III посылают великих мужей Кирилла и Мефодия для переговоров не в Киев (хотя возможно они потом побывали и в Киеве – Gosha), но к хазарскому кагану, чья резиденция находилась тогда, в 860 году, еще не в волжском Итили, а на Северном Кавказе, в Семендере. В «Житии Мефодия», сказано «Настало же время такое, и послал цесарь за Философом (святым Кириллом — Gosha), братом его, чтобы пошел к хазарам и чтобы взял его к себе в помощь. Были же там евреи, что сильно хулили христианскую веру». А вскоре, в 863 году, Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, с помощью которой Византия, в частности, должна была превратить славян и в том числе русских в своих союзников и друзей. Уже в 866 году христианство, как было отмечено выше, пришло в Киев. Кирилл и Мефодий в 861 году еще до своей моравской миссии 863 года побывали на Руси, а позднее, в 866 или 867 году, на Русь был уже послан из Константинополя архиепископ.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Сообщений в теме: 30
Всего сообщений: 18219
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha »

Первый поход русов против Византии начался в июне 860 года и мог продолжаться до следующего 861 года. Поход русов был чрезвычайно удачным, а успехи были ошеломляющие. Судовая рать на 360 кораблях по 20 воинов на каждом напала на Константинополь. Неожиданно на закате 18 июня 860 года флотилия Русов причалила к Берегам Босфора. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой Рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать.
Известно, что византийцы использовали передовые для того времени способы оповещения об опасности, вроде цепочки световых маяков, но со стороны Чёрного моря нападения не ждали, так как с русским каганом был заключен мирный договор и совсем недавно был продлен. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что Михаил III увёл на войну с арабами даже часть гарнизона. Византийский флот, также не оказавший заметного сопротивления руссам, сражался с арабами и норманнами в Эгейском море и на Средиземном море.
Набег русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели, как об этом сообщает Никита Пафлогонянин в «Житие патриарха Игнатия», сочинении начала X века.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Правление Рюрика»