О внутренних причинах гибели СССР. ⇐ Советская Россия, СССР
Re: О внутренних причинах гибели СССР.
Да какое отношение имеет мифотворчество к причинам развала Союза? Мифы вообще появились лишь тогда, когда человечество не могло с научных позиций объяснить природные явления. Мифы, сказки, былины отражали кругозор (довольно узкий) людей на самой ранней стадии развития общества и были предтечей зарождения религий. Достаточно вспомнить книжку "Легенды и мифы древней Греции". Но и сейчас мифологией занимается Голливуд. А в СССР с его атеизмом пропаганда имела совсем другой смысл. С её помощью власть старалась показать лучшие примеры, которые, по мнению той же власти, были достойны примера и подражания в советском обществе.
-
- Всего сообщений: 1705
- Зарегистрирован: 24.08.2013
- Откуда: Краснодарский край Сочи
- Возраст: 80
Re: О внутренних причинах гибели СССР.
Люди давно ищут ответ на вопрос: как делается история? Мыслители искали законы универсальные, применимые в любой ситуации, но безуспешно. Никаких универсальных законов нет, есть природа человека и люди в силу этой природы и действуют. Ничего спонтанного в истории не происходит. Любой исторический процесс начинается с идеала, то есть, с мысленного представления о том, что должно быть. Только после этого люди начинают действовать. Как формировался идеал, и какими действиями пытались его достичь, видно в ретроспективе, задним числом.
Вот Петр Первый Великий. Изгой на троне. Он не получил полноценного воспитания и образования, как положено будущему государю, его малолетнего с матерью его сестра Софья отправляет подальше от Кремля. Но Пётр умён и злопамятен. Болтаясь без дела, попадает в немецкую слободу, где живут иностранцы – тоже изгои. Жили иностранцы в слободе по законам развращенной тогда Европы, и Пётр впитал в себя эту культуру и возненавидел свою русскую. Его идеалом стало уничтожение Московской Руси и преобразование её в Запад. Никакой действительной надобности в его реформах не было, Пётр стремился воплотить в жизнь свой идеал.
Или же возьмём европейское представление об идеальном обществе, которое они назвали «социализм». Идея этого общества вызревала лет двести и привела к шведской и швейцарской моделям социализма.
Но какой идеал реализуется в нынешней Российской Федерации? Это идеал советской номенклатуры – всё иметь и ни за что не отвечать. В советское время номенклатура распоряжалась собственностью и жизнями советских людей как хотела, но было одно ограничение: она должна была служить стране и вождю. Начиная с Хрущева, номенклатура всё более отходила от этого принципа, но она не могла использовать государственную собственность в своих личных интересах. Когда чиновник покидал кресло – он становился никем. Поэтому такая перспектива его страшила более всего.
Но это номенклатурный чиновник, а что можно сказать в отношении простого человека? В советское время большевики постарались выбить у народа всякое желание что-то решать самому. И в этом добились определённых успехов. Поэтому в головах людей царил полный сумбур. Они хотели «чтобы было всё как на Западе» и при этом, чтобы «была твёрдая рука, как при Сталине».
Если рассматривать всю политику последнего двадцатилетия именно с точки зрения укрепления власти номенклатуры – отлично видно, что она действовала жестко, целенаправленно, логично и эффективно. И создала систему, при которой любой государственный проект приносил прибыль лично чиновничеству. С его точки зрения идеальное государство уже построено и что-то менять, развивать и совершенствовать, смысла нет.
Но номенклатура совершила ошибку: она вместе с социализмом выкинула и идеологию. А это означает, что народ сам начнёт искать идеал государства и можно уверенно сказать, что в этом идеале места номенклатуре не будет. А идеалы общества рано или поздно начинают претворяться в жизнь. И номенклатура это если и не осознала, но почувствовала на уровне подсознания. И вот она уже, как и сталинская система, пытается выращивать людей, которые будут любить её бескорыстно и всеми силами защищать. Если при этом она изберёт сталинские методы, народу вскоре придётся ой как несладко!
Номенклатура сегодня не имеет внятной идеологии, но она имеет деньги. А это очень мощный ресурс. Но при этом надо делиться с народом. К сожалению, экономика подвержена кризисам и когда элита лишится этого ресурса, может вспыхнуть не революция, а бунт – тот самый, бессмысленный и беспощадный. Элита, хотя и смутно, это понимает и ищет пути выхода из тупика. Пытаются создать общества единомышленников – то религиозные, то националистические, то спортивных фанатов. Которые бы бегали на цепи, и лаяли на противников режима. Но пока успехов не видно – на определённом этапе процесс выходит из под контроля, и начинает угрожать самой элите. Приходится его сворачивать без особого шума.
На чем держится жизнь в обществе? На писаном или неписаном Общественном договоре. Примером такого Договора являются деньги. Общество условилось, что они являются эквивалентном полезного труда и на них можно приобрести определённые услуги или материальные ценности. Если этот договор исчезнет, деньги превратятся в макулатуру. Если перестанет действовать Общественный договор между народом и властью, государство не сможет функционировать. То есть, Общественный договор не шутка, не выдумка «высоколобых», а основа, стержень государства.
Ельцин уничтожил Договор и в воцарился хаос. Власть реально стала переходить к наиболее организованной части общества – бандитам. Немного поправил дело Путин, и какая-то часть общества по привычке стала ему доверять. Пока на этом государство и держится. После вакханалии «дикой приватизации», сегодня идёт «ползучая приватизация». Общество десоциализировано, то есть, люди не питают никакого доверия к власти и не считают, что они делегировали ей властные полномочия. Общественного договора сегодня нет, но есть элита, которая активно закручивает гайки везде, где может. Если бы в стране было гражданское общество, то оно бы сопротивлялось этому и, так или иначе, «строила» бы власть. Но граждан в России нет. Власть «забыла» их воспитать. Демократию строим, а необходимое для этого основание – гражданина – не имеем.
Но как тогда могут развиваться отношения народа и власти? Первое – относительный рост благополучия на фоне полного безразличия к тому, что происходит «наверху». Но для этого необходим экономический рост страны. А если его нет? Тогда второй вариант – отсутствие всякого стимула к работе за копейки, все инициативы сверху вязнут во всеобщей апатии и воровстве. Кому нужны дороги? Чиновникам и элите, чтобы по ним ездить. Вот они пусть и строят. Постепенно народ, включая элиту, превращается в духовных бомжей. Если нет возможности воздействовать на власть, общество перестаёт на власть обращать внимание и выходит из-под контроля. А у власти нет рычагов. Послать милицию? Но милиция тоже народ, она взяла своё и ушла, ничего не сделав, ей власть до лампочки. А то можно скинуться и заплатить, и та же милиция уже вас от власти охранять будет.
Для запуска этого процесса не нужно усилий, он начинается сам. Бомжей ведь никто не учит ненавидеть общество и государство. Десоциализация вовсе не означает потерю культуры, образованности и сознательности. Вот католическая церковь начала продавать индульгенции и обанкротилась духовно. В результате родилась Реформация, охватившая самые развитые в техническом отношении страны. Так что из хаоса десоциализации обычно рождается новое ответственное общество, но уже без прежней элиты и без прежней власти.
Вот Петр Первый Великий. Изгой на троне. Он не получил полноценного воспитания и образования, как положено будущему государю, его малолетнего с матерью его сестра Софья отправляет подальше от Кремля. Но Пётр умён и злопамятен. Болтаясь без дела, попадает в немецкую слободу, где живут иностранцы – тоже изгои. Жили иностранцы в слободе по законам развращенной тогда Европы, и Пётр впитал в себя эту культуру и возненавидел свою русскую. Его идеалом стало уничтожение Московской Руси и преобразование её в Запад. Никакой действительной надобности в его реформах не было, Пётр стремился воплотить в жизнь свой идеал.
Или же возьмём европейское представление об идеальном обществе, которое они назвали «социализм». Идея этого общества вызревала лет двести и привела к шведской и швейцарской моделям социализма.
Но какой идеал реализуется в нынешней Российской Федерации? Это идеал советской номенклатуры – всё иметь и ни за что не отвечать. В советское время номенклатура распоряжалась собственностью и жизнями советских людей как хотела, но было одно ограничение: она должна была служить стране и вождю. Начиная с Хрущева, номенклатура всё более отходила от этого принципа, но она не могла использовать государственную собственность в своих личных интересах. Когда чиновник покидал кресло – он становился никем. Поэтому такая перспектива его страшила более всего.
Но это номенклатурный чиновник, а что можно сказать в отношении простого человека? В советское время большевики постарались выбить у народа всякое желание что-то решать самому. И в этом добились определённых успехов. Поэтому в головах людей царил полный сумбур. Они хотели «чтобы было всё как на Западе» и при этом, чтобы «была твёрдая рука, как при Сталине».
Если рассматривать всю политику последнего двадцатилетия именно с точки зрения укрепления власти номенклатуры – отлично видно, что она действовала жестко, целенаправленно, логично и эффективно. И создала систему, при которой любой государственный проект приносил прибыль лично чиновничеству. С его точки зрения идеальное государство уже построено и что-то менять, развивать и совершенствовать, смысла нет.
Но номенклатура совершила ошибку: она вместе с социализмом выкинула и идеологию. А это означает, что народ сам начнёт искать идеал государства и можно уверенно сказать, что в этом идеале места номенклатуре не будет. А идеалы общества рано или поздно начинают претворяться в жизнь. И номенклатура это если и не осознала, но почувствовала на уровне подсознания. И вот она уже, как и сталинская система, пытается выращивать людей, которые будут любить её бескорыстно и всеми силами защищать. Если при этом она изберёт сталинские методы, народу вскоре придётся ой как несладко!
Номенклатура сегодня не имеет внятной идеологии, но она имеет деньги. А это очень мощный ресурс. Но при этом надо делиться с народом. К сожалению, экономика подвержена кризисам и когда элита лишится этого ресурса, может вспыхнуть не революция, а бунт – тот самый, бессмысленный и беспощадный. Элита, хотя и смутно, это понимает и ищет пути выхода из тупика. Пытаются создать общества единомышленников – то религиозные, то националистические, то спортивных фанатов. Которые бы бегали на цепи, и лаяли на противников режима. Но пока успехов не видно – на определённом этапе процесс выходит из под контроля, и начинает угрожать самой элите. Приходится его сворачивать без особого шума.
На чем держится жизнь в обществе? На писаном или неписаном Общественном договоре. Примером такого Договора являются деньги. Общество условилось, что они являются эквивалентном полезного труда и на них можно приобрести определённые услуги или материальные ценности. Если этот договор исчезнет, деньги превратятся в макулатуру. Если перестанет действовать Общественный договор между народом и властью, государство не сможет функционировать. То есть, Общественный договор не шутка, не выдумка «высоколобых», а основа, стержень государства.
Ельцин уничтожил Договор и в воцарился хаос. Власть реально стала переходить к наиболее организованной части общества – бандитам. Немного поправил дело Путин, и какая-то часть общества по привычке стала ему доверять. Пока на этом государство и держится. После вакханалии «дикой приватизации», сегодня идёт «ползучая приватизация». Общество десоциализировано, то есть, люди не питают никакого доверия к власти и не считают, что они делегировали ей властные полномочия. Общественного договора сегодня нет, но есть элита, которая активно закручивает гайки везде, где может. Если бы в стране было гражданское общество, то оно бы сопротивлялось этому и, так или иначе, «строила» бы власть. Но граждан в России нет. Власть «забыла» их воспитать. Демократию строим, а необходимое для этого основание – гражданина – не имеем.
Но как тогда могут развиваться отношения народа и власти? Первое – относительный рост благополучия на фоне полного безразличия к тому, что происходит «наверху». Но для этого необходим экономический рост страны. А если его нет? Тогда второй вариант – отсутствие всякого стимула к работе за копейки, все инициативы сверху вязнут во всеобщей апатии и воровстве. Кому нужны дороги? Чиновникам и элите, чтобы по ним ездить. Вот они пусть и строят. Постепенно народ, включая элиту, превращается в духовных бомжей. Если нет возможности воздействовать на власть, общество перестаёт на власть обращать внимание и выходит из-под контроля. А у власти нет рычагов. Послать милицию? Но милиция тоже народ, она взяла своё и ушла, ничего не сделав, ей власть до лампочки. А то можно скинуться и заплатить, и та же милиция уже вас от власти охранять будет.
Для запуска этого процесса не нужно усилий, он начинается сам. Бомжей ведь никто не учит ненавидеть общество и государство. Десоциализация вовсе не означает потерю культуры, образованности и сознательности. Вот католическая церковь начала продавать индульгенции и обанкротилась духовно. В результате родилась Реформация, охватившая самые развитые в техническом отношении страны. Так что из хаоса десоциализации обычно рождается новое ответственное общество, но уже без прежней элиты и без прежней власти.
Re: О внутренних причинах гибели СССР.
Вообще-то царевна Софья официально считалась регентом при двух малолетних царях - Петре и Иване. Другой вопрос, что позже она не захотела добровольно расстаться с властью, поскольку была сильной и самостоятельной натурой. Ей вовсе не хотелось закончить свой век в монастыре. И для укрепления своих позиций Софья использовала московских стрельцов, создав их них «надворную пехоту», то есть что-то вроде гвардии. Но и царя Петра нельзя назвать изгоем. Да, вначале Пётр не смог получить общепринятого по меркам 17 века образования из-за сложившихся обстоятельств. До конца жизни он писал с грамматическими ошибками. Но потом он далеко обошёл своих современников во многих областях. И нельзя сказать, что Пётр «болтался без дела». Наоборот, юный царь был очень любознателен и трудолюбив. Вот эти черты характера и способствовали его сближению с иностранцами, которые проживали в тот период в Немецкой слободе. Для любознательного мальчика их язык, быт и культура были очень необычными и резко отличались от московских порядков. А побывав за границей, Пётр окончательно понял, что его страна нуждается в реформах, что надо создавать современную армию, военно-морской и коммерческий флот, промышленность и науку по европейским образцам. Разумеется, многое в то время насаждалось насильственными и варварскими методами. Но всё это уже давно изучено профессиональными историками, которые дали всему этому своё определение. И современные Швецию и Швейцарию нельзя называть социалистическими странами. Это по-прежнему капиталистические государства, но с высоким уровнем жизни населения. Что же касается советской номенклатуры, то всё было как раз наоборот. Советский чиновник не боялся потерять своё кресло, поскольку пересаживался в такое же или уходил на пенсию всесоюзного или республиканского значения. Однако следует сказать, что в рядах КПСС было много людей, для которых были важны не идеалы коммунизма, а личное благополучие. В партию они вступали только затем, чтобы продвинуться по службе и получить доходное место с привилегиями. Поэтому среди них и сейчас не может появиться никакая другая идея, кроме личного благосостояния.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение