Со второй половины XIV века влияние Золотой орды ослабляется, происходит восстановление товарного производства на Руси, что приводит к возобновлению чеканки русскими княжествами собственных монет, основная масса которых изготавливается из серебра при весовой основе рубля.
Первым княжеством, начавшим производство собственных монет стало Московское княжество под управлением Дмитрия Донского, где в 1380-х годах была выпущена первая партия серебряных денег по образцу ордынских «Дангов» (от тюрк. täŋkä — деньги). Однако, несмотря на некоторое внешнее сходство, по весовым характеристикам она была привязана к рублю и составляла 1/200 от него.

Сразу после Московского княжества производством собственных монет занялись Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества. Особенностью последнего является использование татарской монеты с кириллическим надчеканом, что объясняется более тесной его связью с Ордой. Несколько позже других, лишь после 1420-х г. чеканкой собственной монеты занялись Псковское и Новгородское княжества. Такая задержка произошла по причине некоторой их обособленности и налаженному товарообмену с западными странами, что позволило какое-то время использовать иностранные монеты для торговли.
К началу XVI века чеканка монет на Руси имела массовый характер, что способствовало налаживанию торговли и объединению русского государства. Несмотря на то, что монеты княжеств довольно сильно различались и по весу, и по оформлению, у них был единый способ чеканки, называемый «Проволочным»: От серебряной проволоки отщипывали кусочек, расплющивали или расплавляли его, а после ударяли чеканом – молотком, на ударной части которого вырезан рисунок или надпись. Поэтому монета имела не форму круга, а походила на семечко. И рисунок штемпеля порой отпечатывался на ней лишь частично. За свой характерный внешний вид нумизматы называют эти монеты чешуей.

Чеканка монет производилась ремесленниками-серебряниками, которые работали по разрешению князя. Любой мог заказать чеканку монет, предоставив серебро, в основном заказчиками выступали торговые люди. Круглые монеты в то время чеканили лишь из золота. Но они, являясь очень крупной суммой, служили скорее не денежным эквивалентом, а продолжали выполнять роль награды. В качестве денег их воспринимали разве что зарубежные специалисты, которые получали их в счёт жалованья (например, архитекторы из Италии, приглашенные для строительства московского Кремля. Остальные считали золотые кругляшки с чеканным узором чем-то вроде медали. В них пробивали отверстие, сквозь которое продевали шнурок, и носили на шее.