Древняя скульптураАвторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

I. Скульптура Древнего Египта

От эпохи Древнего царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших — Ка, в которых сложились портретного искусства Египта. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён приём сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Расписная известняковая скульптура чиновника Сенеба и его семьи (ок. 2520 год до н.) представляет гармоничную композицию с эффектом негативного пространства. Сенеб был карликом и изображён сидящим с согнутыми ногами на каменном блоке. Разместив детей параллельно ногам супруги чиновника, художник добавил симметрии и создал впечатление пропорциональности сидящей фигуры Сенеба. Высокого мастерства древнеегипетские художники достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известная также как «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегали неуравновешенности в положении фигуры.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.
-----------------------------------------
Изображение
Плита фараона Нармера. Шифер. I династия. Конец 4 тыс. до н. э. Каир. Музей (обратная сторона)
Изображение
Плита фараона Нармера (лицевая сторона)
Изображение
Статуя вельможи Ранофера из его гробницы в Саккара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
Изображение
Статуя царевича Каапера из его гробницы в Саккара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ. Серо-зеленый шифер. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
Изображение
Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ. Диорит. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.
Изображение
Культ смерти имел колоссальное влияние на все стороны жизни древних египтян и стал фундаментом, на котором сформировалось всё египетское искусство. Дело в том, что искусству, в связи с религиозными представлениями Древнего Египта, отводилась совершенно особенная, архиважная роль - оно становилось залогом бессмертия, обеспечивая умершему благополучное существование в загробном мире. Труд художников и архитекторов, в этой связи, считался священнодействием. Эти профессии были очень почётны, а сами творцы имели высокое социальное положение и общественное признание.Так как древнеегипетское искусство предназначалось не для живых, а для мёртвых, его характерной особенностью стала каноничность и неизменность на протяжении веков и даже тысячелетий.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Статуя фараона Аменемхета III из Хавара. Фрагмент. Желтый известняк. XII династия. 19 в. до н. э. Каир. Музей.
Изображение
Статуя фараона Аменемхета III из Хавара.
Изображение
Статуя писца Каи. Известняк. Глаза инкрустированы из алебастра, черного камня, серебра и горного хрусталя. V династия. Середина 3 тыс. до н. э.
Для того чтобы умерший фараон мог пребывать в вечности на райских полях Иалу, частица души Ка должна была быть обеспеченна «жилищем» в виде нетленного тела своего хозяина. Для этого проводился обряд мумификации. Однако египтянам казалось, что этого недостаточно, ведь мумия может быть разрушена, уничтожена, потеряна. Обеспечить Ка «запасным» вместилищем призвано было искусство, а именно - скульптура.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Голова статуи фараона IV династии (возможно , Хафра). Диорит. Первая половина 3 тыс.до н. э. Лейпциг. Университет.
Изображение
Голова мужской статуи из собрания Сальт. Известняк. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Патиж. Лувр.
Изображение
Голова мужской статуи из собрания Сальт.

Изготовленные из камня скульптурные изображения, устанавливались в гробницу и служили залогом вечной жизни умершего фараона. Из-за того, что искусство предназначалось для мёртвых, в нём сложились своеобразные правила - кано́ны, обеспечивающие незыблемость художественной традиции. Они были заложены ещё в период Древнего Царства и, практически, оставались неизменными до конца существования египетской цивилизации.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Журавли. Рельеф из Сакара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Берлин.

Согласно утвердившимся законам в скульптурных изображениях умершего человека не допускалось передавать всё преходящее, изменяющееся, эмоциональное - то есть присущее жизни. В скульптуре запечатлевалось лишь неизменное, вневременное, бесстрастное, то есть более всего подходящее для «вечности».
Система канонов, выработанная для скульптурных изображений, предписывала следующее:
1. Человек изображался в застывшей (стати́чной) позе, с выпрямленной спиной и прямо посаженой головой. Его взгляд был устремлен точно перед собой, а лицо не выражало никаких эмоций (было бесстрастным).
2. При изготовлении скульптуры соблюдалась строгая вертикальная симметрия (левая и правая части скульптуры были «зеркально» подобны) и фронта́льность (произведение было рассчитано на восприятие только в фас).
3. Умерший всегда изображался в среднем возрасте («вне времени»), без физических изъянов и недостатков - принцип идеализации модели.
4. Принципиальным условием, было обязательное портретное сходство с умершим, чтобы Ка могла «узнать» своего хозяина, и найти себе вместилище в случае утраты мумии. Основой для скульптурных портретов служили гипсовые маски, снимаемые с живого или уже мёртвого «оригинала».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Статуэтка писца из Гизы периода Фараона Хеопса. Древнее царство, IV династии. Окрашенный известняк.

Строго каноничными были и позы, в которых человек мог быть изображенным в скульптуре. Сидящий человек чаще всего изображался так, что его ноги были плотно сомкнуты, руки согнуты в локтях и лежали на коленях, все углы, образуемые изгибами конечностей, были прямыми. Кисти рук изображались крепко сжатыми в кулак или прижатыми к ногам (иногда допускалось изображение одной руки, держащей посох или прижатой к груди).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Зодчий Хесира. Фрагмент рельефа из его гробницы в Саккара. Дерево. III династия. Начало 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

В стоящей скульптуре руки были тесно прижаты к телу (одна рука могла быть согнута в локте), а левая нога - часто оказывалась выставлена вперёд. Причём, чтобы такая поза не вызывала иллюзию движения, недопустимую для царства смерти, тяжесть тела не распределялась между ногами, а вся оказывалась на опорной - правой, левая же, «шагающая» нога, делалась чуть длиннее для придания устойчивости.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.
Изображение

«Осири́ческая» поза чаще всего использовалась для скульптурных портретов, украшавших крышки саркофагов. В этой позе умерший изображался как царь загробного мира Осирис, с его атрибутами - плетью и посохом - в руках, скрещённых на груди.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Статуэтки жреца Аменхотепа и его супруги жрицы Раннаи

Многие скульптуры раскрашивались согласно канону. Тела мужчин покрывались кирпично-коричневой краской, женщин – желтоватой, волосы были жгуче чёрными, одежды - белыми, украшения - пёстрыми, глаза же скульптур часто инкрустировались цветными камнями.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Гипсовая маска Эхнатона из мастерской скульптора Тутмеса в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Берлин.

Благодаря созданию канонов, всё в скульптуре Древнего Египта говорило о том, что земная жизнь с её страстями, «непредсказуемостью» и постоянными изменениями уже позади, и теперь, для человека наступил главный этап существования - вечность, где нет ничего лишнего и «временного».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Эхнатон скульптура из мастерской Тутмеса.

Однако был один нюанс: согласно религиозным представлениям древних египтян, умершему фараону в загробной жизни нужны были дорогие при жизни люди, слуги, животные и т.д.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Статуи Осириса храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

В восточных государствах на этот случай их просто убивали и хоронили вместе с хозяином (о древнешумерских "царских гробницах" упоминается здесь). Египтяне же в своих традициях были гораздо гуманнее и выходили из положения опять-таки с помощью искусства.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

II. Искусство Месопотамии

Период Аккадской империи (ок. 2271—2154 гг. до н. э.)

Изображение
Стела победы Нарам-Сина; 2255—2220 гг. до н. э.; красноватый песчаник с жёлтыми вкраплениями (следы обжига?); высота: 200 см, ширина: 150 см; Лувр

Аккадская империя была первой, которая контролировала не только всю Месопотамию, но и другие территории в Леванте, примерно с 2271 по 2154 год до нашей эры. Аккадцы не были шумерами и говорили на семитском языке. В искусстве большое внимание уделялось царям династии, наряду с тем, что многое продолжало более раннее шумерское искусство. В больших и малых произведениях, таких как печати, степень реализма была значительно усилена[16], но на печатях изображён «мрачный мир жестоких конфликтов, опасности и неопределённости, мир, в котором человек безапелляционно подчиняется непонятным действиям далёких и страшных божеств, которым он должен служить, но не может любить». Это мрачное чувство… оставалось характерным для месопотамского искусства…"
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Медная статуя Бассетки
Изображение
Бронзовая голова аккадского правителя, обнаруженная в Ниневии в 1931 году, предположительно изображает либо Саргона Аккадского, либо внука Саргона Нарам-Сина.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Деталь стелы победы аккадского царя Римуша
Изображение
Надпись на аккадском языке на обелиске Маништушу
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Цилиндрическая печать и современный оттиск – человек-бык, сражающийся со львом; обнажённый герой, сражающийся с водяным буйволом; 2250-2150 гг. до н.э.; альбит; высота: 3,4 см, диаметр: 2,3 см; Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк)
Изображение
Оттиск печати с изображением богов и буйволов, предположительно, был привезён из цивилизации долины Инда, что является примером отношений между Индией и Месопотамией того времени
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Богиня Иштар на печати Аккадской империи, 2350-2150 годы до н.э. За спиной у неё оружие, на голове рогатый шлем, и она топчет льва.
Изображение
Обнажённые пленники на стеле в Насирии в Нарам-Сине.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Статуя Гудеи II; около 2090 г. до н. э.; диорит; высота: 44 см, ширина: 21,5 см, глубина: 29,5 см; Музей Метрополитен
Изображение
Портрет Ур-Нингирсу. Музей Лувр
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Фундаментная фигурка Ур-Наммы, держащего корзину; 2112-2095 гг. до н.э.; медный сплав; высота: 27,3 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Изображение
Печать Хаш-Хамера, изображающая возведённого на престол царя Ур-Намму, с современным оттиском; около 2100 г. до н. э.; зелёный камень; высота: 5,3 см; Британский музей (Лондон)
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Знаменитая стела победы царя Нарам-Сина изображает его как царя-бога (символом которого является его рогатый шлем), поднимающегося на гору над своими воинами и врагами — побеждёнными луллубеями. Хотя у стелы была отколота верхушка, когда её украли и унесли эламиты Шутрук-Нахунте, она всё равно демонстрирует гордость, славу и божественность Нарам-Сина. Создаётся впечатление, что стела отступает от сложившейся традиции, используя последовательные диагональные ярусы для донесения истории до зрителей, однако более традиционные горизонтальные рамки видны на небольших разбитых фрагментах. Высота стелы составляет 2,01 м, она сделана из розового песчаника. Из того же царствования, голые ноги и нижняя часть туловища медной статуи Бассетки демонстрируют беспрецедентный уровень реализма, как и внушительная бронзовая голова правителя (Лувр).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Голова из Лувра — это бронзовый бюст в натуральную величину, найденный в Ниневии. Замысловатые завитки и узоры бороды, а также сложная причёска наводят на мысль о королевской власти, могуществе и богатстве эталона идеального мужчины в обществе. Помимо эстетических качеств, это произведение выделяется тем, что является самым ранним полым скульптурным изделием, для изготовления которого использовалась техника литья по выплавляемым моделям. На левой стороне лица и глаза имеются намеренные повреждения, указывающие на то, что бюст был намеренно разрезан в более поздний период, чтобы продемонстрировать политическое иконоборчество.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Древнюю Месопотамию часто называют «Колыбелью цивилизации», поскольку именно там зародилась как духовная, так материальная культура. Несмотря на это, подавляющее большинство месопотамцев были малограмотными. А декоративные и утилитарные артефакты, которые они создавали на протяжении нескольких тысячелетий, проливают свет на первую в мире культуру, заложившую основу для многих последующих.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Стоящий поклоняющийся мужчина — это простой, но значительный артефакт, который является свидетельством глубоких религиозных убеждений жителей Месопотамии в том, что их пантеон богов контролировал всё. Такие статуи устанавливали в храмах, чтобы молиться от имени человека, который их туда поместил.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Сложенные руки статуи являются знаком почтения, в то время как широко раскрытые глаза указывают на то, что человек внимателен к богам. Шумеры верили, что в таких статуях присутствует человеческий дух, который таким образом вечно молится своим богам. Считается, что данная статуэтка посвящена богу Абу (второстепенному божеству земледелия), подобные фигурки были обнаружены по всему Южному Ираку, что отражает повсеместность шумерских храмов, посвящённых своим богам в надежде на хороший урожай и удачу.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 59186
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Древняя скульптура

Сообщение Gosha »

Изображение
Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур (фрагменты).

На одной стороне Королевского штандарта из Ура изображена сцена войны, на которой врагов топчут недавно изобретённые колесницы. Другая сторона показывает мир и празднование победы, дополненное демонстрацией добычи или дани от побеждённого врага. Кроме того, Королевский штандарт из Ура является неопровержимым доказательством того, что шумеры были активными торговцами, имевшими доступ к обширной сети. Сердолик, золото и лазурит, использовавшиеся для изготовления этого предмета, не были родными для региона, поэтому скорее всего они были приобретены у торговцев из Афганистана или Индии. Использование таких редких материалов указывает на то, что это был церемониальный предмет, демонстрирующий удивительное мастерство шумеров, а также их впечатляющую способность рассказывать историю и фиксировать её с помощью своего искусства. Зрители получают представление о социальной иерархии, которая характеризовала раннее шумерское общество, на что указывают относительные размеры некоторых фигур и событий, в которых они участвуют.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Авторские темы»