Проблема ЧудаБеседка

Разговоры на отвлеченные темы
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Проблема Чуда

Сообщение Gosha »


Без веры в чудо не может существовать ни одна религия. Христианство, конечно же, не является здесь исключением. И даже более того, можно сказать, что христианство основано на вере в чудо — в чудо Воплощения Бога, Его смерти на кресте и воскресения. Чудесами наполнены и Евангелия, и книга Деяний Апостолов; святые отцы и учители Церкви, мученики и подвижники наделялись даром чудотворения. Так что чудо для христианина — это не только далекая история, но вся его жизнь. Ведь, например, что такое молитва как не вера в то, что Бог может явить чудо для молящегося. Поэтому очевидно, что без веры в чудо невозможно быть настоящим христианином.

Однако эта простая и понятная мысль порождает множество недоумений и парадоксов. Если сам Спаситель творил чудеса, укрепляя веру людей и подтверждая то, что Он — Сын Божий, то почему Он часто отказывался творить чудо и даже осуждал людей, жаждущих только чудес? И для чего Бог творит в мире чудеса? Неужели мир, созданный Им, не столь совершенен, так что Бог вынужден каждый раз вмешиваться в установленный Им порядок и поправлять его Своим вмешательством? В последние века это осознание парадоксальности и кажущейся противоразумности чуда стала столь распространенной, что почти повсеместно распространилось убеждение, что «чудес не бывает», что вера в чудо — это следствие или невежества, или сознательного заблуждения, что рост научного знания в конце концов приведет к «прозрению» человечества и отказу от религиозных предрассудков. О том, насколько это мнение противоречиво (не парадоксально, а именно противоречиво), скажем чуть позже.


Чтобы разобраться во всех этих парадоксах и противоречиях, необходимо, во-первых, четко определить, что такое чудо, а во-вторых, посмотреть, как вера в чудо входит в контекст общего мировоззрения эпохи, ибо очевидно, что сама эта вера или неверие определяются многими гораздо более общими мировоззренческими посылками.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Samuel
Всего сообщений: 17532
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Samuel »

Gosha: 05 июн 2024, 16:07 Однако эта простая и понятная мысль порождает множество недоумений и парадоксов. Если сам Спаситель творил чудеса, укрепляя веру людей и подтверждая то, что Он — Сын Божий, то почему Он часто отказывался творить чудо и даже осуждал людей, жаждущих только чудес? И для чего Бог творит в мире чудеса? Неужели мир, созданный Им, не столь совершенен, так что Бог вынужден каждый раз вмешиваться в установленный Им порядок и поправлять его Своим вмешательством?
Бог совершает чудо, чтобы показать Своё Всемогущество, но только тогда, когда это Ему нужно. И только для того, чтобы помочь угодным Ему людям. Да, Бог очень покровительствует тем, кто Его любит и кто желает Ему служить самоотверженно.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

Если бы Бог был Всемогущ ему не понадобились бы Чудеса! Выходит Бог творит чудеса от безысходности своего положения... Чтобы в него кто нибудь да верил... Разочарование в Боге никуда не делось... Оно существует... как существуют попы расстриги...

Определение чуда

Понятие чуда представляется столь очевидным, что, кажется, и определять-то его не надо. И поэтому удивляет часто встречающаяся несогласованность в определениях. Отчасти это объясняется тем, что в определение включают и некоторые положения, выходящие за рамки собственно определения и являющиеся, скорее, теоретическими постулатами, т.е. тем, что еще требуется доказать. Поскольку чудо – это феномен религиозной жизни, то и подход к понятию чуда возможен либо с атеистической, либо с религиозной точки зрения. Христианское богословие утверждает, что «чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения тех или иных целей»1. Недостатком такого определения является то, что оно неприемлемо для атеиста, ведь очевидно, что, поскольку он будет отрицать бытие Божие, то станет отрицать и рельность чудес. Настоящее же определение чуда должно быть понятно любому человеку, даже отрицающему существование чудес и бытие Бога. Согласно же атеистической точке зрения чудом называется лишь то, что до сих по еще не познано. Очевидно, что это тоже не есть определение по своей сути, ибо в действительности оно говорит лишь то, что чудес не бывает и что любое чудо можно в принципе объяснить — по крайней мере, в будущем. В нем предполагается, что каждому понятно, что такое чудо, и поэтому само нуждается в определении чуда.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 17532
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Samuel »

Gosha: 06 июн 2024, 13:11 Если бы Бог был Всемогущ ему не понадобились бы Чудеса!
Вы не правы. Бог - это Всемогущий Творец. Он творит чудеса - то, что никто из людей не может сделать без Бога.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

Можно ли преодолеть недостатки данных определений и попытаться найти то, что объединило бы в понимании чуда как тех, кто признаёт их реальность, так и тех, кто их отрицает? Для этого попытаемся найти такие свойства событий, называемых чудесными, которые удовлетворяли бы обе стороны.

Прежде всего, необходимо отметить, что чудеса чрезвычайно редки, а некоторые (например евангельские) вообще единичны. На этот факт обращал внимание, например, ньютонианец Кларк, считавший это свойсто главным, достаточным в понимании чуда и писавший Лейбницу, что чудо — это просто редко наблюдаемое явление. Лейбниц возражал Кларку, указывая, что в этом случае исчезает различие между чудесным и естественным, ведь и среди естественных событий существуют редко встречающиеся. «В конце концов все тогда будет одинаково естественным или так же одинаково чудесным», — писал Лейбниц. Немногим ранее, в XVI веке, на редкость как существенное свойство чуда указывал П. Помпонацци: «Чудеса же — не потому чудеса, что они происходят полностью против природы и помимо порядка небесных тел, но потому они называются чудесами, что непривычны и случаются крайне редко и не по обычному ходу природы, а на протяжении длительных периодов времени». А если чудом считать то, что случается редко, иронически писал еще Цицерон, то и мудрый человек — чудо.
Следовательно, редкость – не единственное свойство чудесного события. Это лишь внешняя сторона чудесного явления, и поэтому назовем ее феноменологическим свойством чуда.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 17532
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Samuel »

Gosha: 06 июн 2024, 13:11 Если бы Бог был Всемогущ ему не понадобились бы Чудеса!
Чудеса нужны людям, чтобы поверить. Бог творит чудеса для людей, чтобы им помочь. И ещё это происходит из-за Его любви к избранным Его детям (людям).
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

Необходимым свойство чуда является его необычность. Оно обращает на себя внимание человека, удивляет, поражает его, вводит в состояние недоумения. Примером такого словоупотребления является, например, выражение «семь чудес света». Разумеется, ни египетские пирамиды, ни Колосс Родосский не являются собственно чудесами, но в силу своей поразительности они справедливо были удостоены этого наименования. Можно назвать это свойство чуда психологическим.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 17532
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Samuel »

Gosha: 06 июн 2024, 14:02 Примером такого словоупотребления является, например, выражение «семь чудес света». Разумеется, ни египетские пирамиды, ни Колосс Родосский не являются собственно чудесами, но в силу своей поразительности они справедливо были удостоены этого наименования. Можно назвать это свойство чуда психологическим.
Такой пример - это пример образного употребления слова "ЧУДО". Не путать!
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »


Чудо потому поражает человека, что оно нарушает привычный ход событий, очень часто даже нарушает казалось бы незыблемые законы природы. Поэтому довольно часто определяют чудо как «явление, противоречащее законам природы».

В таком подходе явно присутствует стремление проникнуть в сущность чудесного, поэтому назовем его сущностным свойством чуда. Чудесное явление противоречит законам (или одному закону) природы и именно этим оно и поражает человека. Чудо хождения по водам и чудо вознесения явно противоречат закону всемирного тяготения, чудеса исцеления — законам медицины, чудо умножения хлебов — закону сохранения материи, а чудо преображения — всем вообще мыслимым законам. Конечно, эти явления сопровождались другими явлениями, совершавшимися в соответствии с законами.

Так, хлеба и рыба не летали по воздуху, а лежали в корзинах, возносившийся Иисус Христос не мог быть виден сквозь облако, а шедший по водам Спаситель шел по волнующемуся морю.

Рассудочный человеческий ум не способен вместить в себя и понять это противоречие, и вывод, который он делает, логичен с точки зрения формальной логики — или-или. Или весь мир закономерен, и чудес не бывает; или весь мир чудесен — наука ложна и не нужна для спасения души. С одной стороны, научное материалистическое мировоззрение, отрицающее чудо, вполне логично, но не увязывается с многочисленными фактами чудес (и евангельских, и современных).


Таким образом, материалист, считающий ощущения первым и основным источником познания, противоречит сам себе, отрицая достоверность некоторых явлений на основе рассудочных аргументов, уподобляясь чеховскому автору письма к соседу-астроному по поводу пятен на Солнце. С другой стороны, отрицание науки и вера в реальность чудес также не может выдержать критики, ибо достижения науки и техники всем слишком хорошо известны, и пользуются ими все, даже те, кто отрицает их полезность.

Часто это противопоставление распространяется не только на материальный мир. Многие люди, понимая, что кроме чувственного мира существует и мир духовный, но, не умея мыслить сообразно иным реалиям, переносят метод рассуждения, присущий материальному миру, на весь мир — и материальный, и духовный. Что из этого получается, слишком хорошо известно: вера в общую закономерность порождает разного рода астрологические учения, утверждающие всеобщий и полный детерминизм. Однако возможно и обратное, когда метод, присущий духовному миру, применяют к миру материальному — а с верой в общую чудесность связаны и оккультизм, и демонизм, и колдовство и тому подобное.

"Письмо к учёному соседу"

"Вы немножко
ошиблись. Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне
Герасимов, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные
пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как
Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми
человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно
обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не
сгорают? Может быть, по-вашему и рыбы живут на солнце? Извените меня дурмана
ядовитого, что так глупо съострил! Ужасно я предан науке! Рубль сей парус
девятнадцатого столетия для меня не имеет никакой цены, наука его затемнила
у моих глаз своими дальнейшими крылами"
❖ ❖ ❖
Действительно какое это чудо если без него спокойно можно обойтись... надеяться на чудо... не проще не уповать на чудо... делая все как положено... и самое главное вовремя!
❖ ❖ ❖
Кулаку до Великого Октября чудо было ни к чему, он знал твердо, когда сеять и когда убирать, а советский председатель колхоза надеялся на чудо, что сможет собрать урожай... а колхозная скотина не вся сдохнет от бескормицы... Вы спросите почему так? Потому что кулак был крестьянином... председатель колхоза только вчера слез с трибуны очередного партийного пленума...
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Samuel
Всего сообщений: 17532
Зарегистрирован: 30.07.2016
Образование: высшее гуманитарное
Политические взгляды: социал-демократические
Профессия: Педагога, но работаю в телекоммуникациях
Откуда: Москва
Возраст: 50
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Samuel »

Gosha: 06 июн 2024, 16:45 Поэтому довольно часто определяют чудо как «явление, противоречащее законам природы».
Я таких чудес не видел... Это не значит, что такое не может произойти в принципе. Допускаю, что может. Но я сомневаюсь в этом.... А вот в энергетическое воздействие на людей (и не только людей) духом через молитву и взаимодействие и общение с Высшими Силами - это реально. Но всё это не противоречит законам природы - напротив, природа по молитве праведного человека подчинняется Тому, Кто её сотворил и явления природы и многое другое как бы содействуют избранному Богом человеку. Всё это через молитву и по воле Бога. Например, не было дождя и началась засуха? Нате вам дождь. Много дождей и начались наводнения? Нате вам передышку от дождей надолго. Ну и так далее. Нет жилья и негде жить? Нате вам комнату в хорошей квартире и бесплатно. Это не противоречит. Просто природа и люди подчиняются благому замыслу Творца и способствуют человеку правдному и Божьему. Это, по болдьшому счёту, не чудо для верующего - это обыденная жизнь, которая кажется чудом для грешников. далеких от бога и не желающих приблизиться к Богу невежественных людей.

Верю ли я в то, что Иисус мог воскрешать (то есть, оживлять) умерших людей? Нет, так как это точно противоречит законам природы и замыслам Всевышнего-Творца. Ибо если Бог решил, что человеку пора прекратить жить, никто не должен спорить с Богом и желать продлить жизнь такого человека. На мой взгляд, оживление мертвеца - это спор с Всевышним и это не хорошо и не правильно - хотя бы только поэтому Йешуа Назорей не делал этого. Лжёт ли Библия, когда убеждает нас в том, что Иисус воскрешал мертвых людей? Нет, ибо в Библии просто зафиксирован тот факт, что люди думали, что Йешуа воскрешал людей. А на самом деле он не оживлял мертвых, а лечил людей впавших в летаргический сон. Зачастую Йешуа так и говорил ученикам и всем вокруг: Лазарь, друг наш, уснул, но я иду разбудить его. Или так говорил: не плачьте! девочка не умерла, но спит! При этом никто не понимал Иисуса, а порой все смеялись над Иисусом. Когда он лечил людей, которых все считали мертвыми, а эти люди вскоре оказывались живы, люди думали, что произошло величайшее чудо. Они думали, что Йешуа воскресил мертвеца. И они все так и говорили, а Йешуа устал им объяснять истину об этом явлении - поэтому и позволил им думать, что он способен воскрешать мертвецов.
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

Таким образом, из признаков чуда самым сильным является, конечно, его противоречие законам природы. Поэтому ясно, что понятие чуда невозможно понять, не разобравшись, прежде всего, в том, что такое закон природы.

Существование законов природы, которые можно познать и выразить в виде математических формул, есть один из главных постулатов современной науки. Но необходимо отметить, что естественнонаучная картина мира присуща отнюдь не всему населению Земли, и существовала она не всегда. Возникает это мировоззрение в тот момент, когда появляется наука в современном ее понимании — в христианской Европе в XVI–XVII вв., и ни в буддийской Азии, ни в мусульманских странах научное мировоззрение не возникает.

Этому имеется множество причин. И главная среди них — та, что наука возникает в борьбе с аристотелевской физикой как следствие применения некоторых положений христианства для понимания природы. Христианство впервые провозгласило всем людям, что у нашего мира есть один Творец и Промыслитель, что все в мире происходит не случайно, не стихийно, не хаотично, а по Его извечному слову, который понимается как закон природы.

Аристотелевская физика полностью доверяла чувственному опыту, дающему знания только о частных явлениях, и совершенно исключала применение математики в познании природы, поскольку предмет математики (существующее несамостоятельно и неподвижное) совершенно отличен от предмета физики (существующее самостоятельно и подвижное).

Поэтому в физике Аристотеля отсутствовало понятие закона природы, выраженного математическим образом, ведь, во-первых, закон как некое общее правило, применимое ко всему миру, не может быть познан чувствами, а во-вторых, математика не имеет отношения к познанию природы. Показательно, что ни один древнегреческий философ не размышлял и о чуде как о некоей проблеме: Цицерон, например, вообще отвергал существование чудес, объясняя мнение о них случайностями и незнанием действительных причин.

«То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, — не чудо». Живший во II в. после Р. Х. философ-скептик Секст Эмпирик, разбирая практически все существовавшие доказательства бытия Бога и их опровержения, даже не упомянул о том, что таким доказательством может быть чудо.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

В христианском же богословии (которое естественно включало в себя учение о чудесах), наоборот, понятие закона природы было широко распространено. Например, свт Василий Великий в толковании на Шестоднев пишет: «…в сих творениях людьми, имеющими ум, созерцательно постигнутый закон служит восполнением к славословию Творца… и она (сотворенная природа), по вложенным в нее законам, стройно возносит песнопение Творцу». Свт. Григорий Богослов также говорит, что существует «Божий закон, прекрасно установленный для всего творения и видимого, и сверхчувственного», и что этот «закон… дан однажды, действие же и ныне постоянно продолжается».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

Чудо ЕГЭ

В этой сфере чудеса по большей части рукотворные и материальные в прямом смысле слова...


Теперь я не переживаю за свое будущее! - начинает абитуриентка из Ставрополя Анастасия Ким. Еще в феврале она, как и все школьники, думала о ЕГЭ как о страшном моменте, которого не избежать. И которое определяет абсолютно все. Но оказалось, что это не так - и от экзаменационных мук может спасти чудо.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

Замысел Бога о мире к тому же не является полной тайной для людей. Во-первых, мы знаем об этом из книг Священного Писания и из учения Церкви, когда Сам Бог посвящает нас в Свои замыслы о мире, а во-вторых, сам человек, будучи образом и подобием Божиим, может познавать некоторые Его законы, которые Он может открыть нашему разуму. В новое время в западной Европе эти положения стали утверждениями о том, что Бог правит миром посредством своих законов, а человек может эти законы познать. Эти утверждения развивались такими мыслителями — основоположниками современного научного мировоззрения, как Галилей, Ньютон, Кеплер, Декарт и др.
Так, Декарт пишет: «Из того, что Бог не подвержен изменениям и постоянно действует одинаковым образом, мы можем также вывести некоторые правила, которые я называю законами природы». Подобная же мысль встречается у Лейбница: «Бог правит во славу Себе телами как машинами наподобие зодчего — по законам количества, или математическим».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

Можно ли преодолеть недостатки данных определений и попытаться найти то, что объединило бы в понимании чуда как тех, кто признаёт их реальность, так и тех, кто их отрицает? Для этого попытаемся найти такие свойства событий, называемых чудесными, которые удовлетворяли бы обе стороны.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1). Прежде всего, необходимо отметить, что чудеса чрезвычайно редки, а некоторые (например евангельские) вообще единичны. На этот факт обращал внимание, например, ньютонианец Кларк, считавший это свойсто главным, достаточным в понимании чуда и писавший Лейбницу, что чудо — это просто редко наблюдаемое явление . Лейбниц возражал Кларку, указывая, что в этом случае исчезает различие между чудесным и естественным, ведь и среди естественных событий существуют редко встречающиеся. «В конце концов все тогда будет одинаково естественным или так же одинаково чудесным», — писал Лейбниц. Немногим ранее, в XVI веке, на редкость как существенное свойство чуда указывал П. Помпонацци: «Чудеса же — не потому чудеса, что они происходят полностью против природы и помимо порядка небесных тел, но потому они называются чудесами, что непривычны и случаются крайне редко и не по обычному ходу природы, а на протяжении длительных периодов времени». А если чудом считать то, что случается редко, иронически писал еще Цицерон, то и мудрый человек — чудо. Следовательно, редкость – не единственное свойство чудесного события. Это лишь внешняя сторона чудесного явления, и поэтому назовем ее феноменологическим свойством чуда.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 52554
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Проблема Чуда

Сообщение Gosha »

2) Необходимым свойство чуда является его необычность. Оно обращает на себя внимание человека, удивляет, поражает его, вводит в состояние недоумения. Примером такого словоупотребления является, например, выражение «семь чудес света». Разумеется, ни египетские пирамиды, ни Колосс Родосский не являются собственно чудесами, но в силу своей поразительности они справедливо были удостоены этого наименования. Можно назвать это свойство чуда психологическим.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Проблема периодизации: когда завершилось Средневековье ?
    коля » » в форуме Средневековье
    19 Ответы
    751 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha

Вернуться в «Беседка»