Римские гладиаторы ⇐ История древнего мира
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Римские гладиаторы
Жизнь на грани смерти
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор,
Венчают похвалой победу и позор...
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Впрочем, как выяснилось позднее, знаменитая скульптура оказалась римской копией творения одного из греческих мастеров, работавших в конце III века до н. э. в Пергаме, столице эллинистического царства, занимавшего западную часть Малой Азии, и изображала вовсе не гладиатора, а побежденного варвара-галата.
Тогда же появилось первое научное исследование на русском языке, посвященное гладиаторам, — «Опыт о костюме и оружии гладиаторов в сравнении греческого и римского ратника» (СПб., 1835). Оно принадлежало перу А. Н. Оленина (1764—1843), президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, «тысяче-искусника», как его называл Александр I. Надо отдать должное этому весьма эрудированному человеку: проведя тщательный историко археологический анализ, он вполне справедливо упрекал отдельных итальянских ученых за некритичное отношение к устаревшей атрибуции «Умирающего гладиатора». Оценивая попытку приписать найденный в Помпеях гладиаторский шлем с изображением головы горгоны Медузы с двумя дельфинами воину-моряку, А. Н. Оленин обратил особое внимание на роль такой детали шлема, как забрало. Кроме того, он сделал обоснованные выводы относительно состава вооружения — трезубец, кинжал и сеть — выступавшего без щита и шлема гладиатора, именовавшегося ретиарием.
Неуклонному росту популярности образов гладиаторов в Европе способствовало появление в 1834 году произведения английского романиста Э. Булвер-Литтона «Последние дни Помпеи», куда он ввел сцены в амфитеатре, а со второй половины XIX века — творчество художников-помпьеристов. Таким названием последователи этого направления в европейской живописи обязаны своей любви к сюжетам, где гладиаторские шлемы блистали подобно пожарным каскам более поздних времен, из-за чего их и стали в шутку называть «пожарниками». Безусловным лидером помпьеристов был Жан Леон Жером (1824—1904), стремившийся на своих полотнах детально воссоздать атмосферу зрелищ Древнего Рима.
Его произведения — «Здравствуй, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!», «Повернутые пальцы», «Большой цирк», «Мирмиллон», «Ретиарий», «Выход хищников на арену», «Последняя молитва христианских мучеников» — порой напоминают кадры из масштабных исторических кинофильмов. Особую известность получила картина «Pollice Verso» («Повернутые пальцы», 1872 год). Французский живописец изобразил здесь эпизод, связанный с играми, устроенными императором Титом по поводу открытия Колизея. Здесь мы видим гладиатора с полуобнаженным торсом, который смотрит на императора в ложе и ожидает знака: добить или пощадить поверженного противника. В свое время для многих школьников этот момент, а также детали зрительного зала амфитеатра и гладиаторского вооружения служили своего рода наглядным пособием при изучении истории Римской империи.
В России художественным исканиям помпьеристов во многом было созвучно творчество двух живописцев польского происхождения, увлекавшихся античными сюжетами, — Генрика Семирадского (1843—1902) и Степана Бакаловича (1857—1947). Первый из этих выпускников петербургской Академии художеств под впечатлением известного романа «Камо грядеши?» нобелевского лауреата Генрика Сенкевича (1846—1916) создал огромное полотно под названием «Христианская Дирцея в цирке Нерона» (1898, Национальный музей в Варшаве), второй — хранящуюся в Русском музее картину «Гладиаторы перед выходом на арену» (1891). Тот же роман послужил поводом для создания чешским композитором Юлиусом Фучиком (1872—1916) марша, аранжировка которого с начала XX века открывает парад-алле в любом российском цирке. Правда, мало кто помнит, что называется он «Выход гладиаторов». Первая часть марша иллюстрирует выход гладиаторов на арену, вторая — их схватку, а третья — шествие и уход победителей.
На волне подъема революционного и национально-освободительного движения в Европе в XIX веке многих привлекал такой эпизод из истории Древнего Рима, как восстание под предводительством гладиатора Спартака, особенно на фоне развернувшегося под началом Дж. Гарибальди движения за объединение Италии. Одним из его участников, итальянским писателем Р. Джованьоли, в 1874 году был опубликован роман «Спартак». Именно его появление на страницах журнала «Дело» (1880-1881 гг.) в переводе профессионального революционера С. М. Степняка-Кравчинского вызвало широкий интерес российской публики к римским гладиаторам и способствовало формированию в России романтических представлений об их вожде, поднявшем тысячи рабов на борьбу за свободу.
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор,
Венчают похвалой победу и позор...
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Впрочем, как выяснилось позднее, знаменитая скульптура оказалась римской копией творения одного из греческих мастеров, работавших в конце III века до н. э. в Пергаме, столице эллинистического царства, занимавшего западную часть Малой Азии, и изображала вовсе не гладиатора, а побежденного варвара-галата.
Тогда же появилось первое научное исследование на русском языке, посвященное гладиаторам, — «Опыт о костюме и оружии гладиаторов в сравнении греческого и римского ратника» (СПб., 1835). Оно принадлежало перу А. Н. Оленина (1764—1843), президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, «тысяче-искусника», как его называл Александр I. Надо отдать должное этому весьма эрудированному человеку: проведя тщательный историко археологический анализ, он вполне справедливо упрекал отдельных итальянских ученых за некритичное отношение к устаревшей атрибуции «Умирающего гладиатора». Оценивая попытку приписать найденный в Помпеях гладиаторский шлем с изображением головы горгоны Медузы с двумя дельфинами воину-моряку, А. Н. Оленин обратил особое внимание на роль такой детали шлема, как забрало. Кроме того, он сделал обоснованные выводы относительно состава вооружения — трезубец, кинжал и сеть — выступавшего без щита и шлема гладиатора, именовавшегося ретиарием.
Неуклонному росту популярности образов гладиаторов в Европе способствовало появление в 1834 году произведения английского романиста Э. Булвер-Литтона «Последние дни Помпеи», куда он ввел сцены в амфитеатре, а со второй половины XIX века — творчество художников-помпьеристов. Таким названием последователи этого направления в европейской живописи обязаны своей любви к сюжетам, где гладиаторские шлемы блистали подобно пожарным каскам более поздних времен, из-за чего их и стали в шутку называть «пожарниками». Безусловным лидером помпьеристов был Жан Леон Жером (1824—1904), стремившийся на своих полотнах детально воссоздать атмосферу зрелищ Древнего Рима.
Его произведения — «Здравствуй, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!», «Повернутые пальцы», «Большой цирк», «Мирмиллон», «Ретиарий», «Выход хищников на арену», «Последняя молитва христианских мучеников» — порой напоминают кадры из масштабных исторических кинофильмов. Особую известность получила картина «Pollice Verso» («Повернутые пальцы», 1872 год). Французский живописец изобразил здесь эпизод, связанный с играми, устроенными императором Титом по поводу открытия Колизея. Здесь мы видим гладиатора с полуобнаженным торсом, который смотрит на императора в ложе и ожидает знака: добить или пощадить поверженного противника. В свое время для многих школьников этот момент, а также детали зрительного зала амфитеатра и гладиаторского вооружения служили своего рода наглядным пособием при изучении истории Римской империи.
В России художественным исканиям помпьеристов во многом было созвучно творчество двух живописцев польского происхождения, увлекавшихся античными сюжетами, — Генрика Семирадского (1843—1902) и Степана Бакаловича (1857—1947). Первый из этих выпускников петербургской Академии художеств под впечатлением известного романа «Камо грядеши?» нобелевского лауреата Генрика Сенкевича (1846—1916) создал огромное полотно под названием «Христианская Дирцея в цирке Нерона» (1898, Национальный музей в Варшаве), второй — хранящуюся в Русском музее картину «Гладиаторы перед выходом на арену» (1891). Тот же роман послужил поводом для создания чешским композитором Юлиусом Фучиком (1872—1916) марша, аранжировка которого с начала XX века открывает парад-алле в любом российском цирке. Правда, мало кто помнит, что называется он «Выход гладиаторов». Первая часть марша иллюстрирует выход гладиаторов на арену, вторая — их схватку, а третья — шествие и уход победителей.
На волне подъема революционного и национально-освободительного движения в Европе в XIX веке многих привлекал такой эпизод из истории Древнего Рима, как восстание под предводительством гладиатора Спартака, особенно на фоне развернувшегося под началом Дж. Гарибальди движения за объединение Италии. Одним из его участников, итальянским писателем Р. Джованьоли, в 1874 году был опубликован роман «Спартак». Именно его появление на страницах журнала «Дело» (1880-1881 гг.) в переводе профессионального революционера С. М. Степняка-Кравчинского вызвало широкий интерес российской публики к римским гладиаторам и способствовало формированию в России романтических представлений об их вожде, поднявшем тысячи рабов на борьбу за свободу.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
В наши дни редко кто перечитывает литературное творение Р. Джованьоли. Гораздо чаще с величественной фигурой Спартака и его сподвижников сталкиваются посетители балета, созданного на музыку Арама Хачатуряна и с 1956 года ставшего частым гостем на лучших сценах мира. Остался в прошлом и нашумевший когда-то фильм «Спартак», поставленный американским режиссером Стенли Кубриком в 1960 году. Своим успехом эта картина, получившая четыре «Оскара», в немалой степени была обязана знаменитому актеру Кирку Дугласу, не только исполнившему главную роль, но и выступившему в качестве генерального продюсера.
Позднее он вспоминал об этом периоде, когда голливудские профсоюзы пошли в решительную атаку на киномагнатов, что его заинтересовал «человек, расшатывающий систему и погибающий по ходу дела». «Спартак» стал одной из немногих американских кинолент, оказавшихся тогда в советском кинопрокате, чему способствовала сама тема, связанная с идеей борьбы против общества угнетателей, и использованный в качестве сценарной основы роман писателя-коммуниста Г.Фаста. В любом случае благодаря этому наши зрители смогли увидеть впечатляющие сцены жизни гладиаторов и их выступлений на арене.
Позднее он вспоминал об этом периоде, когда голливудские профсоюзы пошли в решительную атаку на киномагнатов, что его заинтересовал «человек, расшатывающий систему и погибающий по ходу дела». «Спартак» стал одной из немногих американских кинолент, оказавшихся тогда в советском кинопрокате, чему способствовала сама тема, связанная с идеей борьбы против общества угнетателей, и использованный в качестве сценарной основы роман писателя-коммуниста Г.Фаста. В любом случае благодаря этому наши зрители смогли увидеть впечатляющие сцены жизни гладиаторов и их выступлений на арене.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
У современной молодежи больший отклик нашла история ставшего гладиатором полководца Максима, представленная на экране английским режиссером Ридли Скоттом. Его фильм «Гладиатор» сделал огромные кассовые сборы, составившие около 457 млн долларов, и получил пять премий «Оскар». Фильм действительно впечатляет хорошо подобранным актерским составом и масштабными съемками батальных сцен, но, к сожалению, историю по нему изучать нельзя.
Приведем хотя бы несколько примеров. Император Марк Аврелий на самом деле умер от чумы недалеко от германской границы в городе Виндобона (совр. Вена), а вовсе не погиб от рук своего сына Коммода. Став повелителем огромной державы, тот в действительности правил не несколько месяцев, а двенадцать лет, да и умер не на арене амфитеатра, а гораздо прозаичнее. Противоречат истине также отдельные фантазии в отношении оружия и снаряжения гладиаторов и отсутствие какой-либо специализации профессионалов, выступающих на арене.
Приведем хотя бы несколько примеров. Император Марк Аврелий на самом деле умер от чумы недалеко от германской границы в городе Виндобона (совр. Вена), а вовсе не погиб от рук своего сына Коммода. Став повелителем огромной державы, тот в действительности правил не несколько месяцев, а двенадцать лет, да и умер не на арене амфитеатра, а гораздо прозаичнее. Противоречат истине также отдельные фантазии в отношении оружия и снаряжения гладиаторов и отсутствие какой-либо специализации профессионалов, выступающих на арене.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
В предлагаемой вниманию читателя книге мы попытаемся с высоты современного уровня наших знаний о древнеримской цивилизации ответить на вопросы о том, как велась подготовка гладиаторских игр, какими на самом деле были «люди меча», сражавшиеся и умиравшие во всех концах необъятного Римского государства, какое оружие ими использовалось и какую роль сыграли гладиаторы в политических событиях римской истории.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
У истоков гладиаторских игр
Прежде чем перейти к истории появления в Древнем Риме гладиаторских игр, попробуем разобраться с термином «гладиатор». По-латыни гладий — это меч, соответственно, гладиатор — человек, вооруженный мечом, но в данном случае имелись в виду те, кто вступал в поединки, нередко со смертельным исходом, перед зрителями. Сражения, в которых принимали участие гладиаторы, первоначально воспринимались как долг живого по отношению к умершему и обозначались тем же словом. До недавнего времени аксиомой любого исследования, посвященного гладиаторским боям, было утверждение об их заимствовании из этрусского погребального обряда.
Прежде чем перейти к истории появления в Древнем Риме гладиаторских игр, попробуем разобраться с термином «гладиатор». По-латыни гладий — это меч, соответственно, гладиатор — человек, вооруженный мечом, но в данном случае имелись в виду те, кто вступал в поединки, нередко со смертельным исходом, перед зрителями. Сражения, в которых принимали участие гладиаторы, первоначально воспринимались как долг живого по отношению к умершему и обозначались тем же словом. До недавнего времени аксиомой любого исследования, посвященного гладиаторским боям, было утверждение об их заимствовании из этрусского погребального обряда.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
В основе этого заблуждения лежит высказывание раннехристианского писателя Тертуллиана (ок. 150—230 н. э.) из его сочинения «О зрелищах», которое гласит, что римляне переняли гладиаторские игры у этрусков, заменивших ими человеческие жертвоприношения в память об умершем. Вскользь, цитируя историка Николая Дамасского (64 до н. э. — нач. 1 века н. э.), о влиянии этрусков на гладиаторские бои у римлян упоминает и такой известный автор, как Афиней, живший на рубеже II—III веков. Однако ни на фресках этрусских гробниц, ни в росписи ваз, ни в произведениях мелкой пластики мы не встретим ничего, что могло бы надежно подтвердить эту точку зрения. Отмечен только обычай представителей этого народа приносить в жертву пленников на похоронах лучших воинов, павших в бою. Например, известно, что в 357 году до н. э. жители города Тарквинии принесли в жертву душам погибших 307 пленных римских воинов. Они верили, что приношение свежей крови придает покойному силы для вступления в загробную жизнь.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Сейчас есть все основания полагать, что идея проведения смертельных поединков во время погребальных игр зародилась не к северу от Рима, на земле Этрурии, а к югу от него, в области Кампания, по соседству с территорией воинственных италийских племен — самнитов и луканов. Судя по всему, именно там обычай приносить в жертву людей во время погребальных обрядов был заменен боями между обреченными на смерть пленниками или рабами. В этом отношении определенный интерес представляют фрески со сценами поединков из гробниц в Пестуме (Посейдонии), к югу от Неаполя, датирующиеся 370—340 годами до н. э.
Сейчас есть все основания полагать, что идея проведения смертельных поединков во время погребальных игр зародилась не к северу от Рима, на земле Этрурии, а к югу от него, в области Кампания, по соседству с территорией воинственных италийских племен — самнитов и луканов. Судя по всему, именно там обычай приносить в жертву людей во время погребальных обрядов был заменен боями между обреченными на смерть пленниками или рабами. В этом отношении определенный интерес представляют фрески со сценами поединков из гробниц в Пестуме (Посейдонии), к югу от Неаполя, датирующиеся 370—340 годами до н. э.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Сам город был основан в 524 году до н. э. выходцами из греческого Сибариса в Южной Италии, но спустя сто лет луканы лишили его прежней самостоятельности, и он большей частью утратил эллинский характер своей культуры.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
В пестумских фресках наряду с изображениями фигур скорбящих женщин, состязаний на колесницах и кулачных боев имеются сюжеты, связанные с кровавыми схватками копьеносных воинов со шлемами и щитами, о социальном статусе которых мы, к сожалению, ничего не знаем. Другим важным свидетельством является сообщение Тита Ливия о решительной победе, которую римляне одержали над самнитами в 308 году до н. э. Но если победители ограничились использованием трофейного вражеского оружия для украшения своего форума, то их союзники-кампанцы «обрядили в эти доспехи гладиаторов, дававших представления на пиршествах, и прозвали их "самнитами”» (Liv. IX. 40. 17).
Отсюда вполне логично следует вывод о том, что гладиаторы к тому времени уже были хорошо известны в этой области Италии. Скорее всего и этруски, вступившие в 295 году до н. э. в тесный политический союз с самнитами, и римляне почерпнули свои первые впечатления о гладиаторах из одного источника. На первенство Кампании в отношении развития гладиаторских игр указывает и наличие здесь остатков самых ранних специальных сооружений для их проведения.
Отсюда вполне логично следует вывод о том, что гладиаторы к тому времени уже были хорошо известны в этой области Италии. Скорее всего и этруски, вступившие в 295 году до н. э. в тесный политический союз с самнитами, и римляне почерпнули свои первые впечатления о гладиаторах из одного источника. На первенство Кампании в отношении развития гладиаторских игр указывает и наличие здесь остатков самых ранних специальных сооружений для их проведения.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Изначально кровавые поединки проводились в Риме как похоронный ритуал-искупление, назначением которого было умилостивить душу умершего. По этому поводу Тер-туллиан писал, что «умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников» (Tertul. De spect. 12. 2). Такая традиция впервые появилась в Риме в 264 году до н. э., когда Марк и Децим Бруты устроили на Бычьем форуме бои гладиаторов в память о своем отце, одном из самых богатых и уважаемых людей в городе (Liv. Ер. 16; Val. Max. II. 4. 7).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
В своем завещании покойный оставил сыновьям большую сумму денег на оплату погребальной церемонии и покупку шести рабов, которые должны были сражаться парами. Поединки этих, как тогда говорили, бустуариев (от лат. bustum — «погребальный костер») провели предположительно на девятый день после кончины умершего, когда завершались все религиозные церемонии, относящиеся к погребению. Выбор места, изначально лишенного какого-либо монументального величия, был не случайным.
В своем завещании покойный оставил сыновьям большую сумму денег на оплату погребальной церемонии и покупку шести рабов, которые должны были сражаться парами. Поединки этих, как тогда говорили, бустуариев (от лат. bustum — «погребальный костер») провели предположительно на девятый день после кончины умершего, когда завершались все религиозные церемонии, относящиеся к погребению. Выбор места, изначально лишенного какого-либо монументального величия, был не случайным.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Во-первых, это открытое прямоугольное пространство, занятое обычно стойлами для скота, легко можно было расчистить. Во-вторых, расположенные вокруг рынка торговые лавки и храмы обеспечивали удобными сидячими и стоячими местами людей, пришедших посмотреть на захватывающий бой.
Во-первых, это открытое прямоугольное пространство, занятое обычно стойлами для скота, легко можно было расчистить. Во-вторых, расположенные вокруг рынка торговые лавки и храмы обеспечивали удобными сидячими и стоячими местами людей, пришедших посмотреть на захватывающий бой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Можно представить себе, как предприимчивые владельцы лавок за определенную сумму громко предлагали зрителям места возле окон на верхних этажах своих заведений, а толпа граждан медленно размещалась по боковым сторонам площади или на ступенях храмов. Что касается самих участников вооруженных схваток, то сначала их экипировка, видимо, была абсолютно произвольной, и лишь со временем начали искать способы увеличить с ее помощью продолжительность поединков и сделать их более захватывающими.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
В то время проведение погребальных игр преследовало несколько целей. Прежде всего завещание покойного должно было тщательно выполняться, вплоть до мельчайших деталей, дабы его душа могла спокойно перейти в царство мертвых. В противном случае призрак умершего человека мог вернуться и обрушить кару на головы наследников, осмелившихся не выполнить свой священный долг. Другой целью было желание продемонстрировать обществу значительность умершего и его семьи. Люди, которые устраивали роскошные похороны своим родственникам, могли быть уверены, что сограждане отметят их богатство и высокое положение, а это помогало добиваться определенных успехов в политике.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Погребальные поединки, в которых приняли участие три пары воинов, показались столь необычными и захватывающими, что были увековечены в городских анналах. Полвека спустя, в 216 году до н. э. , игры, данные в память дважды консула Марка Эмилия Лепида тремя его сыновьями, продолжались уже три дня, и на них выступили двадцать две пары гладиаторов (Ілѵ. XXIII. 30. 15). С этого времени местом проведения гладиаторских боев становится Форум Романум — главная площадь города, являвшаяся центром его политической и культурной жизни. Чтобы как можно больше людей могли увидеть происходящее, пространство перед всеми почитаемыми храмами Сатурна, Конкордии, Кастора и Поллукса застраивалось по периметру временными деревянными трибунами, правда, максимальное количество мест здесь не превышало восьми тысяч.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Скоро римляне настолько привыкли к играм, что могли почтить ими умерших, даже находясь далеко от дома, в период военных действий. Так сделал в 206 году до н. э. полководец Сципион, впоследствии прозванный Африканским, в память об отце и дяде, погибших от рук карфагенян во Второй Пунической войне. Он организовал в Испании серию поединков, в которых приняли участие местные жители. Как писал Тит Ливий, это были «не купленные на рынке рабы и не те свободные, что торгуют своей кровью.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Вступали в поединок по доброй воле, и платы здесь не полагалось. Одних послали царьки — явить пример доблести, присущей их племени; другие вызвались сами из расположения к вождю; третьих ревность или противоборство побуждали вызвать соперника или не отказаться от вызова. Те, кто не мог или не хотел мирно покончить спорное дело, уговаривались решить его мечом: победитель получит то, о чем спорили... После гладиаторских поединков даны были погребальные игры, какие можно было дать на деньги провинции и с лагерным оснащением» (Ьіѵ. XXVIII. 21. 1-10).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
По-видимому, под влиянием римских традиций проведение смертельных поединков вошло в обычай у соседних народов. В 218 году до н. э. в Северной Италии у реки Тицин карфагенский полководец Ганнибал решил показать своим воинам зрелище, которое должно было воодушевить их перед битвой с римлянами. Он дал войску команду построиться кругом, «вывел на арену связанных пленников из горцев, приказал бросить им под ноги галльское оружие и спросил их через толмача, кто из них согласится, если его освободят от оков, сразиться с оружием в руках, с тем чтобы в случае победы получить доспехи и коня... Когда несколько пар таким образом сразилось, Ганнибал, убедившись в благоприятном настроении войска, прекратил зрелище» (Ілѵ. XXI. 42. 1-4; 43. 1).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Всего сообщений: 3
- Зарегистрирован: 19.01.2024
- Образование: высшее техническое
- Политические взгляды: славянофильские
- Ко мне обращаться: на вы
Re: Римские гладиаторы
Прочтение надписи на плите из Креччио. Надпись о школе гладиаторов. На архаичном латинском.
Ссылка на статью:
https://xn--80aa3afkgvdfe5he.xn--p1ai/E ... aket_N.pdf
стр.125.
Плита, о которой идет речь, хранится в Национальном музее Неаполя с 1852 г. за номером
2523. Считается, что она надгробная. Плита найдена в песчанике недалеко от Креччио (Чиети)
в 1846 году среди обломков римских строений. Размеры в см: 141*38*36. Не прочитана.
Прочтение:
"В школе, кулачного боя, совершаю жертвоприношение, притом, по установленному
обряду. Будет иметь место, вошедшее в обыкновение. Известное, место борьбы. Связанный со смертью, римский, торжественный обычай. Сбережение, раненого, который упадет. Даровое содержание, на месте, от школы, наш повар.
Не медли, поэтому. Вступай.
Нравом, мужчинами, вырастаешь. Эгейский, правильный образ жизни, поддержание
дисциплины, воспитаю."
Надпись сделана примерно в 6 веке до нашей эры? Это призыв вступать в школу.
Ссылка на статью:
https://xn--80aa3afkgvdfe5he.xn--p1ai/E ... aket_N.pdf
стр.125.
Плита, о которой идет речь, хранится в Национальном музее Неаполя с 1852 г. за номером
2523. Считается, что она надгробная. Плита найдена в песчанике недалеко от Креччио (Чиети)
в 1846 году среди обломков римских строений. Размеры в см: 141*38*36. Не прочитана.
Прочтение:
"В школе, кулачного боя, совершаю жертвоприношение, притом, по установленному
обряду. Будет иметь место, вошедшее в обыкновение. Известное, место борьбы. Связанный со смертью, римский, торжественный обычай. Сбережение, раненого, который упадет. Даровое содержание, на месте, от школы, наш повар.
Не медли, поэтому. Вступай.
Нравом, мужчинами, вырастаешь. Эгейский, правильный образ жизни, поддержание
дисциплины, воспитаю."
Надпись сделана примерно в 6 веке до нашей эры? Это призыв вступать в школу.
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
В Сирии гладиаторские игры начал устраивать царь Антиох IV Эпифан, долгое время живший заложником в Италии. Вернувшись на родину в 175 году до н. э. и захватив царский трон, он поначалу стал выписывать уже обученных бойцов из Рима, а потом организовал их подготовку прямо в своей столице Антиохии. В итоге «...сперва скорее к ужасу, чем к наслаждению непривычных зрителей, но потом частым повторением (и не только с ранениями, но и без пощады) добился того, что это зрелище стало привычным и приятным и многих юношей приохотило к военному делу» (І_іѵ. ХП. 20. 11 -13). Еще один пример связан с Вириатом, предводителем восстания племени лузитан, жившего на территории современной Португалии, против власти Рима. После гибели вождя в 139 году до н. э., как пишет Аппиан, у огромнейшего погребального костра воины пели песни, прославляющие его подвиги, а затем, совершив погребение и насыпав могильный холм, устроили у могилы гладиаторские бои (Арр. Iber. VI. 72).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Постепенно практика устройства гладиаторских боев стала привычной для знатных римлян. Обычно инструкции, касающиеся организации похорон, заранее включались в завещание. Правда, иногда они могли выглядеть несколько экстравагантно — например, пожелание, чтобы на погребальных играх сражались красивые девушки или мальчики из числа рабов (Athen. IV. 153), — и ставили наследников в затруднительное положение. В отдельных случаях завещания предусматривали повторение гладиаторских боев и после погребения. Так, в надписи из римского порта Остия указывалось, что в честь некой Эмилии Агриппины они должны были проводиться ежегодно.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
С течением времени захватывающие зрелища получили распространение по всей Италии, при этом количество их участников постепенно увеличивалось. В 200 году до н. э. на похоронах Марка Валерия Левина сражались двадцать пять пар гладиаторов, а на играх 183 года до н. э., посвященных памяти верховного понтифика Публия Лициния Красса, бились уже шестьдесят пар в течение трех дней с раздачей бесплатного угощения для всех желающих (Liv. XXXIX. 46. 2). Девять лет спустя Тит Фламинин после смерти отца, прославленного и победоносного полководца, «освободившего» Грецию из-под власти Македонии, согласно завещанию, на протяжении трех дней выставил перед народом тридцать семь пар гладиаторов. Это внесло изменения в привычный ход гладиаторских боев. Впервые они возобладали над пиршеством, которому отвели всего один день, к тому же их провели не во время похорон, а в декабре на праздновании Сатурналий, когда все население Рима не работало и могло наслаждаться представлением. Такое зрелище считалось по тем временам высшим проявлением щедрости (Liv. XLI. 28. 11).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Конечно, это только «вершина айсберга», поскольку несколько раз в году устраивались и более скромные поединки гладиаторов. В любом случае по популярности они не имели себе равных. Римский драматург Теренций в прологе к своей великолепной комедии «Свекровь» вспоминал, как на ее первом представлении (164 до н. э.) в середине спектакля прошел слух, что с минуты на минуту «будут гладиаторы», и театр сразу опустел. «Народ полетел, крича, толкаясь, дерясь за места», и скоро там не осталось ни одного зрителя'. Именно в этот период слово «гладиатор» широко входит в лексикон римлян. Ведь основным оружием участников погребальных игр становится использовавшийся римской пехотой гладиус — короткий тяжелый меч с широким клинком и очень острым концом, служивший для нанесения главным образом колющих ударов в ближнем бою. Средствами защиты тогда скорее всего были только щит и шлем. Не следует забывать, что официальной целью этих зрелищ по-прежнему оставались человеческие жертвоприношения в честь умер-шего, поэтому нужно было, чтобы раны несли смерть, а не просто увечье.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Постепенно в практику публичных представлений в качестве вступления входит предшествовавшая гладиаторским боям травля зверей. Это связано с изменением отношения к охоте в повседневной жизни: ее начинают рассматривать не как необходимость, а как вид развлечения. Первая «охота» на «зубастых хищников» — львов, тигров и леопардов, а также стравливание их с медведями, быками и дикими вепрями — состоялась в 186 году до н. э. Согласно Титу Ливию, по размаху это представление почти не уступало устраиваемым в его время, то есть двести лет спустя (Ыѵ. XXXIX. 22. 2).
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
Автор темыGosha
- Всего сообщений: 56029
- Зарегистрирован: 25.08.2012
- Откуда: Moscow
Re: Римские гладиаторы
Новое зрелище быстро обрело массу поклонников среди римлян, так что сенат, попытавшийся в 170 году до н. э. не допустить ввоз животных с территории своего давнего врага Карфагена, вскоре был вынужден снять свой запрет. Уже на следующий год благодаря щедрости Сципиона Назики и Корнелия Лентула на арене сражались 63 африканских зверя, 40 медведей и даже слоны (Ьіѵ. ХЫѴ. 18. 8). Конечно, быков, медведей и кабанов можно было добыть и не выезжая за пределы Италии, в таких областях, как Лукания или Апулия. Поимкой прочих диких животных было занято множество людей в провинциях, где со временем отлов достиг таких масштабов, что в результате полностью исчезли балканские львы и ближневосточные гепарды.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 0 Ответы
- 382 Просмотры
-
Последнее сообщение dima
-
- 0 Ответы
- 508 Просмотры
-
Последнее сообщение anna_porebrik
-
- 1 Ответы
- 313 Просмотры
-
Последнее сообщение NoName
-
- 170 Ответы
- 10165 Просмотры
-
Последнее сообщение Gosha