Ответ моему знакомому /на ряд писем/ на ряд исторических фактов - для привязки к моим заметкам по истории Средней Азии. Тема крайне интересная, ибо приводит нас к месту зарождения... Но кого? Где первейшая родина скифов (праславян), от которых в разные стороны света разошлись племена, положившие начало многим народам... Северное Причерноморье или все-таки треугольник Алтай-Тянь-Шань-Урал?
УТЮКЕН ⇐ Авторские темы
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
Re: УТЮКЕН
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОМСКОГО ГАРНИЗОННОГО ПОЛКА ЛЕКАРЯ ЗИББЕРШТЕЙНА
12 октября 1825 г. Начало 19-го века. Довольно ранний русский источник.
Десятый переход 27 же июля от подошвы гор Сюгаты до подошвы оных на другой стороне 15 верст.
От места отрядного роздыха дорога поворачивается вправо и пролегает чрез весь хребет гор Сюгаты по каменистой почве, быв перерываема горами и ущелинами, отчего и при самом изобилии в травах и водах, на ней нет никаких кочевьев и караваны почитают переход сей труднейшим. Его можно бы было обходить способною дорогою, но путь сей находится во власти китайских колмыков, а потому караваны не имеют там своего направления.
Одиннадцатый переход 28 июля от подошвы гор Сюгаты до первой ущелины гор Тура-агыр 30 верст.
Дорога от гор Сюгаты идет в правую руку к горам Тура-Азыр по равнине, простирающейся между сих гор в обе стороны || на самое большое пространство. На равнине сей в правой стороне кочуют киргизские волости: Акштыки, Альджаны и Кызыл-Буруки, ведения султана Кулана, народ известный уже из предидущего моего описания; а влево находятся кочевья [237] китайских калмыков. Сдесь караваны могут довольствоваться всем нужным с наилучшим избытком, ибо равнина вмещает в себе богатые травы и воды и солонечные места. Сюда-то стекаются киргизы из самых отдаленных мест поправлять скота и особенно верблюдов. Кроме сих богатств природы, сдесь производится славное хлебопашество, принадлежащее по кочевым местам калмыкам и киргизам. На водах, чрез равнину текущих находится много мельниц, я из любопытства нарочито проводил там около суток, дабы видеть действие оных и нашел, что они довольно хорошо устроены, одним словом ровнина сия есть богатейший источник для довольствия киргизского народа, там кочующего.
Двенадцатый переход 28 же июля чрез щель, до окончания оной 15 верст.
От роздыха нашего дорога идет в щель гор Тура-Адыр и после пролегает чрез большие каменистые увалы, не дающие из себя никакого произрастения и вод. Его можно бы обходить другим путем гораздо способнейшим, но он находится во власти китайских калмыков, а потому караваны избрали трудный путь по необходимости. Сдесь, когда проходишь верхи гор, вдали видна прелестнейшая игра природы, с одной стороны блещет река Иля, протекающая по лугам изгибами, с другой видна большая гора Калкан, из которой киргизы достают нарочитое количество свинцу, а с третьей показываются кочевья калмыков и виден китайский караул, именуемый Мерке.
Недалеко от того места, где отряд остановился, дорога, по которой мы имели || направление, разделяется на две части, одна протягивается к горам Киргиз-Алатау, или к дикокаменным киргизам, а другая ведет в кочевья калмыков. Любопытствуя о образе жизни сего народа, я нарочито ездил в их аулы и нашел, что они от киргизского нимало не отличаются.
Тринадцатый переход от ущелины гор Тура-Агыр 1 до ключа Карабулак 32 версты...
Итак, здесь везде идет речь о хребте ЗАИЛИЙСКИЙ АЛАТАУ. Это новое суммирующее название отдельных гор, хребтов. В настоящее время этот хребет досконально изучен. Каждая гора получила свое название. Но из данного отрывка видно, что горы СЮГАТЫ в понимании аборигенов были чем-то большим, нежели то, что им отводят теперь. Возможно, ЗАИЛИЙСКИЙ АЛАТАУ и был этими горами. Весь.
И тогда интересующая нас зона - где-то между двумя столицами - попадает в западную часть гор СЮГАТЫ = СОГАНДЫ (а это уже практически то же слово - казахи (киргиз-кайсаки - для тех, кто ориентируется на старинные источники) нередко меняют расположение букв Н и Г внутри слова - из удобства, без всякой видимой логики - СЮНГУЗ/СОГАНДЫ/СЮГАТЫ).
Почему я думаю, что это именно так.
Вот фрагмент карты примерно 60-е годы 20 века.
См. населенный пункт СЮГАТЫ выше Степного.
В настоящее время данный населенный пункт называется - СОГАНДЫ (каз. Соғанды) — село в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана. Входит в состав Беткайнарского сельского округа. Код КАТО — 314835500[1].
Ну и как же без УТУКЕНА? Ранее была показана река-призрак с таким названием. Теперь хочу обратить внимание любителей истории и на населенный пункт. Он располагается уже прямо-таки идеально там, где и должен быть - в районе густых хвойных и смешанных лесов северных склонов Тянь-Шаня. И дело здесь не в том, что это - то самое. УТУКЕН - огромная площадь в истоках реки ЧУ и, возможно, ИЛИ. Но топонимика современности просто содержит осколки забытого прошлого... Впрочем, по наитию, по магии места, еще по какой-либо причине, но два крупнейших города средней Азии располагаются около УТЮКЕНА.
12 октября 1825 г. Начало 19-го века. Довольно ранний русский источник.
Десятый переход 27 же июля от подошвы гор Сюгаты до подошвы оных на другой стороне 15 верст.
От места отрядного роздыха дорога поворачивается вправо и пролегает чрез весь хребет гор Сюгаты по каменистой почве, быв перерываема горами и ущелинами, отчего и при самом изобилии в травах и водах, на ней нет никаких кочевьев и караваны почитают переход сей труднейшим. Его можно бы было обходить способною дорогою, но путь сей находится во власти китайских колмыков, а потому караваны не имеют там своего направления.
Одиннадцатый переход 28 июля от подошвы гор Сюгаты до первой ущелины гор Тура-агыр 30 верст.
Дорога от гор Сюгаты идет в правую руку к горам Тура-Азыр по равнине, простирающейся между сих гор в обе стороны || на самое большое пространство. На равнине сей в правой стороне кочуют киргизские волости: Акштыки, Альджаны и Кызыл-Буруки, ведения султана Кулана, народ известный уже из предидущего моего описания; а влево находятся кочевья [237] китайских калмыков. Сдесь караваны могут довольствоваться всем нужным с наилучшим избытком, ибо равнина вмещает в себе богатые травы и воды и солонечные места. Сюда-то стекаются киргизы из самых отдаленных мест поправлять скота и особенно верблюдов. Кроме сих богатств природы, сдесь производится славное хлебопашество, принадлежащее по кочевым местам калмыкам и киргизам. На водах, чрез равнину текущих находится много мельниц, я из любопытства нарочито проводил там около суток, дабы видеть действие оных и нашел, что они довольно хорошо устроены, одним словом ровнина сия есть богатейший источник для довольствия киргизского народа, там кочующего.
Двенадцатый переход 28 же июля чрез щель, до окончания оной 15 верст.
От роздыха нашего дорога идет в щель гор Тура-Адыр и после пролегает чрез большие каменистые увалы, не дающие из себя никакого произрастения и вод. Его можно бы обходить другим путем гораздо способнейшим, но он находится во власти китайских калмыков, а потому караваны избрали трудный путь по необходимости. Сдесь, когда проходишь верхи гор, вдали видна прелестнейшая игра природы, с одной стороны блещет река Иля, протекающая по лугам изгибами, с другой видна большая гора Калкан, из которой киргизы достают нарочитое количество свинцу, а с третьей показываются кочевья калмыков и виден китайский караул, именуемый Мерке.
Недалеко от того места, где отряд остановился, дорога, по которой мы имели || направление, разделяется на две части, одна протягивается к горам Киргиз-Алатау, или к дикокаменным киргизам, а другая ведет в кочевья калмыков. Любопытствуя о образе жизни сего народа, я нарочито ездил в их аулы и нашел, что они от киргизского нимало не отличаются.
Тринадцатый переход от ущелины гор Тура-Агыр 1 до ключа Карабулак 32 версты...
Итак, здесь везде идет речь о хребте ЗАИЛИЙСКИЙ АЛАТАУ. Это новое суммирующее название отдельных гор, хребтов. В настоящее время этот хребет досконально изучен. Каждая гора получила свое название. Но из данного отрывка видно, что горы СЮГАТЫ в понимании аборигенов были чем-то большим, нежели то, что им отводят теперь. Возможно, ЗАИЛИЙСКИЙ АЛАТАУ и был этими горами. Весь.
И тогда интересующая нас зона - где-то между двумя столицами - попадает в западную часть гор СЮГАТЫ = СОГАНДЫ (а это уже практически то же слово - казахи (киргиз-кайсаки - для тех, кто ориентируется на старинные источники) нередко меняют расположение букв Н и Г внутри слова - из удобства, без всякой видимой логики - СЮНГУЗ/СОГАНДЫ/СЮГАТЫ).
Почему я думаю, что это именно так.
Вот фрагмент карты примерно 60-е годы 20 века.
См. населенный пункт СЮГАТЫ выше Степного.
В настоящее время данный населенный пункт называется - СОГАНДЫ (каз. Соғанды) — село в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана. Входит в состав Беткайнарского сельского округа. Код КАТО — 314835500[1].
Ну и как же без УТУКЕНА? Ранее была показана река-призрак с таким названием. Теперь хочу обратить внимание любителей истории и на населенный пункт. Он располагается уже прямо-таки идеально там, где и должен быть - в районе густых хвойных и смешанных лесов северных склонов Тянь-Шаня. И дело здесь не в том, что это - то самое. УТУКЕН - огромная площадь в истоках реки ЧУ и, возможно, ИЛИ. Но топонимика современности просто содержит осколки забытого прошлого... Впрочем, по наитию, по магии места, еще по какой-либо причине, но два крупнейших города средней Азии располагаются около УТЮКЕНА.
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
Re: УТЮКЕН
Тринадцатый переход от ущелины гор Тура-Агыр 1 до ключа Карабулак 32 версты.
От окончания первой ущелины гор Тура-Агыр дорога к подошве гор Кунгай-Алатуа до ключа Карабулак проходит чрез ровнину, между сим пространством лежащую. Обильная сия равнина, простираясь в длину более нежели на 100 верст, имеет начало от реки большого Чалека и оканчивается у реки Чарым, [238] около того места, где находятся четыре китайские караула на дороге, ведущей ко всем пограничным городам, близь черных киргиз лежащим, и на котором кочуют калмыки; на ней производятся хорошие хлебопашества и есть много водяных и ветреных мельниц.
Нападение на отряд Казыл-Бурыков. 1
Переход сей, сколько способный, столько и обильный кормами, много опасен для караванов. Кызыл-Бурыки киргизы ведения султана Кулана, кочуя у подошвы гор Кунгай-Алатуа, не дают сдесь свободного ходу; они причиняют всегда большие грабежи и столь к ним приобыкли, что мечтали уже страшить и самый отряд наш своим набегом. Вот каким образом случилось мне видеть и узнать на опыте их отважность: Кызыл-Бурыки, конечно, заметив нас еще накануне, спускавшихся с гор Тура-Агыр, собрались в числе почти 400 человек, а на другой день, когда вышли мы на равнину, они стремительно пустились с гор к отряду. Сдесь справедливость требует от меня объяснить, что хорунжий Нюхалов при нападении сем поступил весьма благоразумно: он завидел || толпу сию и приготовив отряд свой ко всякому случаю, сам со мною и двумя урядниками отправился к ним навстречу и зная разговор киргизской, посредством оного успел их остановить; потом, дав чувствовать сим дикарям, что они весьма много потерпят от того, если отважатся вступить в драку с отрядом или нарушат спокойствие своих соседей, он так хорошо обуздал их, что они, потеряв охоту и намерение отважиться на что либо, воротились в аулы. Изведания о сем нападении, достоверно мною собранные, показывают, что киргизы сии были научены самим султаном Куланом напугать русский отряд; но испуг сей был бы пагубою многих из них, еслибы при отряде был другой, не столько благомыслящий начальник.
Четырнадцатый переход 30 июля от Карабулика до речки Мерке 25 верст.
Дорога от ключа поворачивается направо в первую щель гор Кунгай Алатау и достигает до левого берега речки Мерке. Пространство на этом переходе никем необитаемо, высокие горы покрываются вечным снегом, растущий лес из больших пихт и елей, годных даже на самое корабельное строение, [239] беспрерывные водоскаты, упадающие с гор стремительно, словом все виды натуры, охлаждаясь сами под влиянием атмосферы, ровно действуют и на проходящих. Трудный сей переход можно бы было обойти в другом месте, где ходят и самые караваны,, но как путь тот лежит уже в ведении китайских караулов, около коих отряд, согласно данной хорунжему Нюхалову инструкции, не смея появляться, принужден был избрать сию многотрудную дорогу; ибо только одна она ведет прямо в землю дикокаменных киргиз, куда отряд был назначен.
Итак, к теме присоединился и ХАНГАЙ (КУНГАЙ). Данная горная система является родным братом ЗАИЛИЙСКОГО АЛАТАО. Почему-то редко упоминается у историков, специализирующихся по Средней Азии, всплывают данные горы. Что незаслуженно, ибо и по значению и по высоте они ничем не уступают тезке в Монголии.
Западная оконечность уж точно.
Итак у нас в теме теперь есть СЮГАТЫ/КУЛЬДЖА-БАШИ (скорее всего, джунг. наследие - основа инд-евр. КУЛЬТ - нечто сакральное), КУНГАЙ, ОТЕКЕН, УТЮГУН (от др.-тюркс. УТЮГ). Пока на конкретную точку, где стоял трон хана всех тюркских хананатов, вместе взятых, претендует ТОКМАК.
Здесь, пожалуй, стоит отметить еще одну вещь. УТЮКЕН - своего рода, как сейчас модно говорить, место силы. УТЮКЕНСКАЯ ЧЕРНЬ - частность. Часть УТЮКЕНА с густой растительностью. То есть не совсем одно и то же.
Ремарка. Удивительно, но вся топонимика сакральных точек Средней Азии - перекочевала в центральную Монголию. ИРТЫШ (там много вариантов) - ОРДОС, Орхон - Талас (от названия ущелья, по которому протекает и горной системы, из которой берет первые воды - АРГУ-ущ., ОРХОН горы на карте резн., АРГЫН-ТАУ - каратау), Хангай, Каракорум и т.д.
Почему так сталось. Скорее всего, Хубилай не только перенес столицу в более безопасное для него место - ХАРХОРИН, но и окружил ее соответствующей топонимикой. Перевез стеллы, как нечто священное для потомка древних уйгур.
От окончания первой ущелины гор Тура-Агыр дорога к подошве гор Кунгай-Алатуа до ключа Карабулак проходит чрез ровнину, между сим пространством лежащую. Обильная сия равнина, простираясь в длину более нежели на 100 верст, имеет начало от реки большого Чалека и оканчивается у реки Чарым, [238] около того места, где находятся четыре китайские караула на дороге, ведущей ко всем пограничным городам, близь черных киргиз лежащим, и на котором кочуют калмыки; на ней производятся хорошие хлебопашества и есть много водяных и ветреных мельниц.
Нападение на отряд Казыл-Бурыков. 1
Переход сей, сколько способный, столько и обильный кормами, много опасен для караванов. Кызыл-Бурыки киргизы ведения султана Кулана, кочуя у подошвы гор Кунгай-Алатуа, не дают сдесь свободного ходу; они причиняют всегда большие грабежи и столь к ним приобыкли, что мечтали уже страшить и самый отряд наш своим набегом. Вот каким образом случилось мне видеть и узнать на опыте их отважность: Кызыл-Бурыки, конечно, заметив нас еще накануне, спускавшихся с гор Тура-Агыр, собрались в числе почти 400 человек, а на другой день, когда вышли мы на равнину, они стремительно пустились с гор к отряду. Сдесь справедливость требует от меня объяснить, что хорунжий Нюхалов при нападении сем поступил весьма благоразумно: он завидел || толпу сию и приготовив отряд свой ко всякому случаю, сам со мною и двумя урядниками отправился к ним навстречу и зная разговор киргизской, посредством оного успел их остановить; потом, дав чувствовать сим дикарям, что они весьма много потерпят от того, если отважатся вступить в драку с отрядом или нарушат спокойствие своих соседей, он так хорошо обуздал их, что они, потеряв охоту и намерение отважиться на что либо, воротились в аулы. Изведания о сем нападении, достоверно мною собранные, показывают, что киргизы сии были научены самим султаном Куланом напугать русский отряд; но испуг сей был бы пагубою многих из них, еслибы при отряде был другой, не столько благомыслящий начальник.
Четырнадцатый переход 30 июля от Карабулика до речки Мерке 25 верст.
Дорога от ключа поворачивается направо в первую щель гор Кунгай Алатау и достигает до левого берега речки Мерке. Пространство на этом переходе никем необитаемо, высокие горы покрываются вечным снегом, растущий лес из больших пихт и елей, годных даже на самое корабельное строение, [239] беспрерывные водоскаты, упадающие с гор стремительно, словом все виды натуры, охлаждаясь сами под влиянием атмосферы, ровно действуют и на проходящих. Трудный сей переход можно бы было обойти в другом месте, где ходят и самые караваны,, но как путь тот лежит уже в ведении китайских караулов, около коих отряд, согласно данной хорунжему Нюхалову инструкции, не смея появляться, принужден был избрать сию многотрудную дорогу; ибо только одна она ведет прямо в землю дикокаменных киргиз, куда отряд был назначен.
Итак, к теме присоединился и ХАНГАЙ (КУНГАЙ). Данная горная система является родным братом ЗАИЛИЙСКОГО АЛАТАО. Почему-то редко упоминается у историков, специализирующихся по Средней Азии, всплывают данные горы. Что незаслуженно, ибо и по значению и по высоте они ничем не уступают тезке в Монголии.
Западная оконечность уж точно.
Итак у нас в теме теперь есть СЮГАТЫ/КУЛЬДЖА-БАШИ (скорее всего, джунг. наследие - основа инд-евр. КУЛЬТ - нечто сакральное), КУНГАЙ, ОТЕКЕН, УТЮГУН (от др.-тюркс. УТЮГ). Пока на конкретную точку, где стоял трон хана всех тюркских хананатов, вместе взятых, претендует ТОКМАК.
Здесь, пожалуй, стоит отметить еще одну вещь. УТЮКЕН - своего рода, как сейчас модно говорить, место силы. УТЮКЕНСКАЯ ЧЕРНЬ - частность. Часть УТЮКЕНА с густой растительностью. То есть не совсем одно и то же.
Ремарка. Удивительно, но вся топонимика сакральных точек Средней Азии - перекочевала в центральную Монголию. ИРТЫШ (там много вариантов) - ОРДОС, Орхон - Талас (от названия ущелья, по которому протекает и горной системы, из которой берет первые воды - АРГУ-ущ., ОРХОН горы на карте резн., АРГЫН-ТАУ - каратау), Хангай, Каракорум и т.д.
Почему так сталось. Скорее всего, Хубилай не только перенес столицу в более безопасное для него место - ХАРХОРИН, но и окружил ее соответствующей топонимикой. Перевез стеллы, как нечто священное для потомка древних уйгур.
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
Re: УТЮКЕН
Итак, нас интересует точка = ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ, в особенности та часть, - их южная часть, которая соединяется с нашими любимыми... ЗАИЛИЙСКОГО АЛАТАО и КУНГЕЙ АЛАТАО. Соединяются как бы три хребта. Кстати, в старинных источниках хребет обычно зовется либо гора (тау), либо камень (тас).
ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ - один сплошной сакрал и священное действо человека и природы. Но хотелось какую-нибудь священную пещерку в интересующей нас точке. ну чтобы очень священную...
И что, спросите вы, любители старины седой? Есть?
Не просто есть, а прямо-таки - специально для кагана и есть! Не буду здесь описывать все, что там происходит, но для тех, кто хочет узнать бОльшее, - пусть прочтет материалы про вот это место: УНГУРТАС.
ПУП ЗЕМЛИ (ни много ни мало). УНГУРТАС. мне самому это название ни о чем не говорит. но когда прочитал - малость ошалел. ведь именно там я искал мега-сакрал.
На днях на мою почту пришло занятное письмо (до востребования) от древних КАРЛУКОВ. Возмущаются, почему исторические исследователи одновременно их помещают на ХАНГАЕ (монгольском), возле "отюкена" в 753 году, где они проиграли уйгурам. Но при этом они же участвовали на стороне арабов в битве при ТАЛАСЕ 752 году? О, времена , о нравы - любят нас, кочевников, надо - не надо гонять за тысячи км в разные стороны... Я обещал их заявку оформить. видимо, больше некому было махаться на районе
ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ - один сплошной сакрал и священное действо человека и природы. Но хотелось какую-нибудь священную пещерку в интересующей нас точке. ну чтобы очень священную...
И что, спросите вы, любители старины седой? Есть?
Не просто есть, а прямо-таки - специально для кагана и есть! Не буду здесь описывать все, что там происходит, но для тех, кто хочет узнать бОльшее, - пусть прочтет материалы про вот это место: УНГУРТАС.
ПУП ЗЕМЛИ (ни много ни мало). УНГУРТАС. мне самому это название ни о чем не говорит. но когда прочитал - малость ошалел. ведь именно там я искал мега-сакрал.
На днях на мою почту пришло занятное письмо (до востребования) от древних КАРЛУКОВ. Возмущаются, почему исторические исследователи одновременно их помещают на ХАНГАЕ (монгольском), возле "отюкена" в 753 году, где они проиграли уйгурам. Но при этом они же участвовали на стороне арабов в битве при ТАЛАСЕ 752 году? О, времена , о нравы - любят нас, кочевников, надо - не надо гонять за тысячи км в разные стороны... Я обещал их заявку оформить. видимо, больше некому было махаться на районе

Последний раз редактировалось jene 04 мар 2023, 22:06, всего редактировалось 1 раз.
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
Re: УТЮКЕН
Теперь от современной географии хотелось бы на несколько постов отойти. И найти что-то интересное из старинных источников относительно данной темы...
Всем хорошо известен Рашид ад-Дин, ССМ... Но оставим это брутальным быкам от истории с массивными интеллектуальными семенниками, ибо там еще "конь не валялся" при всей видимой их "изученности". Хотелось бы чего-то более "народного" и менее книжного...
Историкам данная вариация, конечно, хорошо известна. А вот любители, возможно, ее еще не видели.
Итак, здесь на сайте есть ряд моих материалов, где продвигается версия примерно такая: УЙГУРЫ из своих коренных земель (условно коренных, ибо и туда попали с запада) предприняли экспансию на запад с целью завладеть жирным участком шелкового пути. Они продвинулись вниз по реке ИЛИ (на ней был занят город БЕШ-БАЛЫК - совр. КУЛЬДЖА) вплоть до БАЛХАША, и далее - на запад вплоть до гор КАРАТАУ. Где уперлись в сильные оседлые государства Средней Азии. Но этого они и добивались. Цель была достигнута: уйгуры получили в свое распоряжение главную биржу степи - перевалочный пункт, куда стекались купцы с Востока и куда привозили свои товары хозяева степей...
Все мы помним (вот я помню, как вчера это было, зуб даю) историю, когда монголы установили контроль над Северным Притяньшаньем; те из них, которые имели на это право - из знати - привезли свои товары к границам Хорезма в районе гор КАРАТАУ...
И там /где-то/ они основали новый город ОРДУ-БАЛЫК. Столицей он стал, скорее, финансовой. Город богачей и вельмож. Многие задаются вопросом: какого хрена?
Ведь их столицы была где-то на северо-западе КНР, там где шили тапочки фирмы абибас?
Но ответ на поверхности. Приведу пример. Когда Петр 1 "прорубил" окно в Европу, и когда торговля стала приносить прибыль... Он построил новый город в Подмосковье? Под Рязанью? Какой в этом смысл? Где для этого города брать людей и зачем он нужен, если рядом есть Воронеж? Где точка роста? Так появлялись Петербург, Новосибирск, Владивосток. И их время (последних двух) еще не пришло, по большому счету.
Каган построил новый город именно там, где он "прорубил окно" на Запад, куда он пришел. Его амбиции заключались в том, что он основал свой, новый город, хотя мог воспользоваться уже существующими. Уйгуры были хорошими строителями.
Центром тяжести всего этого переселения был как раз район под названием УТЮКЕН (там много вариаций) - ИЛИ - Южное ПРИБАЛХАШЬЕ. Местное /вообще все/ мусульманское население этих людей, мягко говоря, недолюбливало. Отсюда пошли два их неблагозвучных наименования - ТОГУЗ-ОГУЗЫ и ТАТАРЫ, ТОГУЗ-ТАТАРЫ. Это, по сути, синонимы. НЕВЕРНЫЕ ОГУЗЫ, НЕВЕРНЫЕ ТАТАРЫ и БЕЗРОДНЫЕ.
По основательности это было самое мощное и именно развитое /весьма для своего времени/ древнетюркское государство. Далее разгром сначала от КИРГИЗОВ, видимо, еще ряд поражений от соседей (район ЮЖНОГО ПРИБАЛХАШЬЯ позже был заселен народом ЗЕМЕЛЬ ИСЛАМА ЯГМА = УММА, у КАШГАРИ есть несколько строк касаемо того разгрома) и геноцид. Бегство. Убегали ТАТАРЫ на северо-восток. Ибо там можно было хоть как-то спрятаться в АЛТАЙСКИХ горах. Вероятно, кто-то остался и выжил. На карте КАШГАРИ татарские степи /как и народ - то, что от них осталось/ так и остались по левому берегу ИЛИ.
Итак, если ты живешь у БАЛХАША, то спастись можно только переплыв на другой берег. УЙГУРЫ были весьма развитым народом, потому нет ничего удивительного, что в их распоряжении был какой-никакой, пусть даже рыболовный, но флот на БАЛХАШЕ. Попытка вывезти часть казны.
И вот здесь вернемся к началу поста... из ВОСТЛИТА...
ИСТОРИЯ ЧИНГИСХАНА И ТАМЕРЛАНА
Д. чл. Мухамед Садыкович Рамеев в 1904 г. принес в дар музею Комиссии старинную рукопись на Джагатайском наречии, которую Комиссия переслала д. чл. проф. В. В. Бартольду с просьбой просмотреть рукопись и дать отзыв. Г. Бартольд с крайней любезностью исполнил просьбу Комиссии и отзыв его здесь помещается (см. также вып. XVI, стр. 45, прот. засед. 26 нояб. 1904 г.). С Джагатайского на русский перевод сделав д. чл. А. В. Васильевым и Г. Г. Балгимбаевым.
«Рассмотрев присланную мне рукопись на Джагатайском языке, имею честь сообщить о ней следующие сведения. Л. 1б-11а содержит сочинение религиозного содержания (приводятся изречения пророка Мухаммеда по разным вопросам); с 11б-29б — легендарную историю Чингисхана (до л. 22б) и Тимура. Это сочинение (анонимное) было издано в Казани лектором Хальфиным в 1822 г. под заглавием: "Жизнь Джангиз-хана и Аксак Тимура"; вторая часть (история Тимура) вошла также в "Турецкую хрестоматию" покойного профессора И. Н. Березина. Присланная мне рукопись представляет, сравнительно с печатным текстом, много вариантов. Рукопись того же сочинения имеется в Британском музее в Лондоне (atdd II 725) и описана в каталоге Британского музея Rieu — p. L. 81б-282а. Там приведены данные, по которым это сочинение может [118] быть отнесено ко второй половине XVII века; генеалогия чингизидов обрывается на Касимовском царевиче Бурхан-Султане, о котором сказано, что он в стране русских сделался вероотступником. По историческим известиям этот царевич принял христианство около 1653 г.
Дальше (л. 29б-31б) помещен легендарный рассказ о царевиче Амете, не находящийся в книге Хальфина; после этого (л. 31б-32а) приводится фантастическая генеалогия мурзы Едигея, род которого производится от халифа Абу-Беира; эта генеалогия также находится в упомянутой книге Хальфина (стр. 83-85).
Вторая половина стр. 32а содержит перечисление некоторых татарских правителей и их столиц, помещенное в книге Хальфина на стр. 86. В конце рукописи (л. 32б) приводятся стихи персидского поэта Адеби.
В книге Хальфина (стр. 79-91) помещен еще летописный рассказ повидимому того же неизвестного автора, доведенный до 1733 г.; из этого можно заключить, что сочинение это было напечатано еще позже, чем полагал Rieu».
Сразу хочу написать: у БАЛХАША одно из старинных названий - БЕЛОЕ МОРЕ.
https://www.vostlit.info/Texts/Dokument ... /text1.htm - полный текст здесь
I
ПРЕДАНИЯ О ЧИНГИСХАНЕ.
У Ноя было 4 сына и 4 дочери; имена сыновей: Хам, Сам, Киньган и Иафес, дочери — Ряжаб, Захаб, Рахат и Ряжиб. Первая была родная 1 дочь — от жены, а Захаб, Рахат и Ряжиб произошли, по молитве праведного Ноя, от щенка, кошки и осла. [119]
От Хама произошел народ арабский, от Сама — персы 2, Киньган во время потопа погиб и потомков от него не осталось, от Иафеса произошли европейские народы 3; его еще называли Абульжаханом. От Абульжахана родился Бакырхан, от Бакырхана — Узьхан, от Узьхана — Кокхан, от Кокхана — Богдахан, от Богдахана — Карахан, от Карахана — Кун?миркан, от Кунамиркана — Ушам-Бурылхан, от Ушам-Бурылхана — Шамшуши, от Шамшуши — Лекаберди, от Лекаберди — Кашумерген, от Кашумергена Карадусан, от Карадусана — Тормакайшешен, от Тормакайшешена — Тумакулмерген, от Тумакумергеня — Дойан-байан, от Дойан-байана — Шынгызан (по татарски Чингисхан), от Шынгызхана — Юшихан, от Юшихана — Байан, от Байана — Байанхан, от Байанхана — Сыртакхан, от Сыртакхана — Биртакхан, от Биртакхана — Тогалыхан, от Тогалыхана — Токтагыхан, от Токтагыхана — Узбекхан, от Узбекхана — Джанибекхан, от Джанибекхана — Бердиекхан, от Бердиекхана — Султанхан, от Султанхана — Шабакхан, от Шабакхана — Муртазахан, от Муртазахана — Кошумхан (по татар. Кучумхан), от Кошумхана Арысланхан, от Арысланхана — Бурхан, который принял русскую веру 4.
Итак, начнем с Чингисхана.
В то время на берегу 5 Белого моря был город Малтаба, в нем был ханом Алтынхан; жену его звали Курлуяш, от которой родилась дочь, прозванная Гулямалик-Курукти. Дочь эту воспитывали в [120] совершенно темном 40-саженном дворце 6, куда не доходили ни лучи солнца, ни лучи месяца. Она была до того красива, что если взглянет на дерево — на нем являлись листья, взглянет на голую землю — выростала зеленая трава; когда она расчесывала свои волосы, то сыпался жемчуг, когда плевала — выбрасывалось золото. Одним словом, она была совершенство 7. К ней приставлены были подруги-служанки 8, главную из которых называли Уртхан.
Однажды, когда Гулямалик была уже совершеннолетней, она обратилась к Уртхан с следующей просьбой:
— «Выведи меня Уртхан, из этого дворца! Что это такое мир Божий!? Походит ли на этот дворец, или он что-нибудь другое?»
— «Мир — снаружи, — ответила Уртхан, — он представляет из себя широкое пространство 9; есть там солнце и луна, которые его освещают».
— «Покажи мне эти предметы», сказала дочь хана.
— «Если увидишь их, можешь умереть», отвечала Уртхан.
Но дочь хана не испугалась, а произнесла: «Хотя и умру, но хочу видеть их!»
Тогда Уртхан открыла окно. Лучи солнца проникли в комнату и Гулямалик лишилась чувств. Служанки перепугались и с плачем говорили: «Что мы скажем хану!?» Через час дочь хана пришла в себя, к общему удовольствию ее подруг, которые стали ее [121] спрашивать: «что она видела?» Гулямалик ответила: «От виденного иною света солнечного образовалось у меня дитя. Что вы скажете теперь родителям моим!»...
Любя свою дочь, отец ее, Алтынхан, навещая всегда свою любимицу в известное время. Однажды он пришел к ней и увидел, что дочь беременна. Он спросил ее: «Отчего у тебя появились на лице мятежи 10? Какая беда случилась!» С такою думою, опечаленный, он возвратился к себе и сказал своей жене:
— «Ах, Курляуш, со дня нашего супружества не было у нас еще такого постыдного дела: с дочерью случилась беда! Что будем теперь делать?!
Курляуш на это ответила: «Выдать ее замуж за кого-либо из здешних — неудобно, много будет разговоров и дурных предположений, так как люди все равно, как дьяволы. Прибегнем к хитрости: пустим ее в корабле по морю!»...
Устроили корабль, наполнили его золотом, серебром и большим запасом пищи; посадили в него дочь, и 40 девиц служанок с сизыми голубками; для освещения устроили плошки 11 и пустили корабль в море, ночью 12 (?), пожелав ему благополучия 13!
ЛЮБИТЕЛИ ИСТОРИИ МОГУТ ПОИСКАТЬ на старинных картах (да и на современных) что-то из топонимики в нашем УТЮКЕНЕ.
Всем хорошо известен Рашид ад-Дин, ССМ... Но оставим это брутальным быкам от истории с массивными интеллектуальными семенниками, ибо там еще "конь не валялся" при всей видимой их "изученности". Хотелось бы чего-то более "народного" и менее книжного...
Историкам данная вариация, конечно, хорошо известна. А вот любители, возможно, ее еще не видели.
Итак, здесь на сайте есть ряд моих материалов, где продвигается версия примерно такая: УЙГУРЫ из своих коренных земель (условно коренных, ибо и туда попали с запада) предприняли экспансию на запад с целью завладеть жирным участком шелкового пути. Они продвинулись вниз по реке ИЛИ (на ней был занят город БЕШ-БАЛЫК - совр. КУЛЬДЖА) вплоть до БАЛХАША, и далее - на запад вплоть до гор КАРАТАУ. Где уперлись в сильные оседлые государства Средней Азии. Но этого они и добивались. Цель была достигнута: уйгуры получили в свое распоряжение главную биржу степи - перевалочный пункт, куда стекались купцы с Востока и куда привозили свои товары хозяева степей...
Все мы помним (вот я помню, как вчера это было, зуб даю) историю, когда монголы установили контроль над Северным Притяньшаньем; те из них, которые имели на это право - из знати - привезли свои товары к границам Хорезма в районе гор КАРАТАУ...
И там /где-то/ они основали новый город ОРДУ-БАЛЫК. Столицей он стал, скорее, финансовой. Город богачей и вельмож. Многие задаются вопросом: какого хрена?
Ведь их столицы была где-то на северо-западе КНР, там где шили тапочки фирмы абибас?
Но ответ на поверхности. Приведу пример. Когда Петр 1 "прорубил" окно в Европу, и когда торговля стала приносить прибыль... Он построил новый город в Подмосковье? Под Рязанью? Какой в этом смысл? Где для этого города брать людей и зачем он нужен, если рядом есть Воронеж? Где точка роста? Так появлялись Петербург, Новосибирск, Владивосток. И их время (последних двух) еще не пришло, по большому счету.
Каган построил новый город именно там, где он "прорубил окно" на Запад, куда он пришел. Его амбиции заключались в том, что он основал свой, новый город, хотя мог воспользоваться уже существующими. Уйгуры были хорошими строителями.
Центром тяжести всего этого переселения был как раз район под названием УТЮКЕН (там много вариаций) - ИЛИ - Южное ПРИБАЛХАШЬЕ. Местное /вообще все/ мусульманское население этих людей, мягко говоря, недолюбливало. Отсюда пошли два их неблагозвучных наименования - ТОГУЗ-ОГУЗЫ и ТАТАРЫ, ТОГУЗ-ТАТАРЫ. Это, по сути, синонимы. НЕВЕРНЫЕ ОГУЗЫ, НЕВЕРНЫЕ ТАТАРЫ и БЕЗРОДНЫЕ.
По основательности это было самое мощное и именно развитое /весьма для своего времени/ древнетюркское государство. Далее разгром сначала от КИРГИЗОВ, видимо, еще ряд поражений от соседей (район ЮЖНОГО ПРИБАЛХАШЬЯ позже был заселен народом ЗЕМЕЛЬ ИСЛАМА ЯГМА = УММА, у КАШГАРИ есть несколько строк касаемо того разгрома) и геноцид. Бегство. Убегали ТАТАРЫ на северо-восток. Ибо там можно было хоть как-то спрятаться в АЛТАЙСКИХ горах. Вероятно, кто-то остался и выжил. На карте КАШГАРИ татарские степи /как и народ - то, что от них осталось/ так и остались по левому берегу ИЛИ.
Итак, если ты живешь у БАЛХАША, то спастись можно только переплыв на другой берег. УЙГУРЫ были весьма развитым народом, потому нет ничего удивительного, что в их распоряжении был какой-никакой, пусть даже рыболовный, но флот на БАЛХАШЕ. Попытка вывезти часть казны.
И вот здесь вернемся к началу поста... из ВОСТЛИТА...
ИСТОРИЯ ЧИНГИСХАНА И ТАМЕРЛАНА
Д. чл. Мухамед Садыкович Рамеев в 1904 г. принес в дар музею Комиссии старинную рукопись на Джагатайском наречии, которую Комиссия переслала д. чл. проф. В. В. Бартольду с просьбой просмотреть рукопись и дать отзыв. Г. Бартольд с крайней любезностью исполнил просьбу Комиссии и отзыв его здесь помещается (см. также вып. XVI, стр. 45, прот. засед. 26 нояб. 1904 г.). С Джагатайского на русский перевод сделав д. чл. А. В. Васильевым и Г. Г. Балгимбаевым.
«Рассмотрев присланную мне рукопись на Джагатайском языке, имею честь сообщить о ней следующие сведения. Л. 1б-11а содержит сочинение религиозного содержания (приводятся изречения пророка Мухаммеда по разным вопросам); с 11б-29б — легендарную историю Чингисхана (до л. 22б) и Тимура. Это сочинение (анонимное) было издано в Казани лектором Хальфиным в 1822 г. под заглавием: "Жизнь Джангиз-хана и Аксак Тимура"; вторая часть (история Тимура) вошла также в "Турецкую хрестоматию" покойного профессора И. Н. Березина. Присланная мне рукопись представляет, сравнительно с печатным текстом, много вариантов. Рукопись того же сочинения имеется в Британском музее в Лондоне (atdd II 725) и описана в каталоге Британского музея Rieu — p. L. 81б-282а. Там приведены данные, по которым это сочинение может [118] быть отнесено ко второй половине XVII века; генеалогия чингизидов обрывается на Касимовском царевиче Бурхан-Султане, о котором сказано, что он в стране русских сделался вероотступником. По историческим известиям этот царевич принял христианство около 1653 г.
Дальше (л. 29б-31б) помещен легендарный рассказ о царевиче Амете, не находящийся в книге Хальфина; после этого (л. 31б-32а) приводится фантастическая генеалогия мурзы Едигея, род которого производится от халифа Абу-Беира; эта генеалогия также находится в упомянутой книге Хальфина (стр. 83-85).
Вторая половина стр. 32а содержит перечисление некоторых татарских правителей и их столиц, помещенное в книге Хальфина на стр. 86. В конце рукописи (л. 32б) приводятся стихи персидского поэта Адеби.
В книге Хальфина (стр. 79-91) помещен еще летописный рассказ повидимому того же неизвестного автора, доведенный до 1733 г.; из этого можно заключить, что сочинение это было напечатано еще позже, чем полагал Rieu».
Сразу хочу написать: у БАЛХАША одно из старинных названий - БЕЛОЕ МОРЕ.
https://www.vostlit.info/Texts/Dokument ... /text1.htm - полный текст здесь
I
ПРЕДАНИЯ О ЧИНГИСХАНЕ.
У Ноя было 4 сына и 4 дочери; имена сыновей: Хам, Сам, Киньган и Иафес, дочери — Ряжаб, Захаб, Рахат и Ряжиб. Первая была родная 1 дочь — от жены, а Захаб, Рахат и Ряжиб произошли, по молитве праведного Ноя, от щенка, кошки и осла. [119]
От Хама произошел народ арабский, от Сама — персы 2, Киньган во время потопа погиб и потомков от него не осталось, от Иафеса произошли европейские народы 3; его еще называли Абульжаханом. От Абульжахана родился Бакырхан, от Бакырхана — Узьхан, от Узьхана — Кокхан, от Кокхана — Богдахан, от Богдахана — Карахан, от Карахана — Кун?миркан, от Кунамиркана — Ушам-Бурылхан, от Ушам-Бурылхана — Шамшуши, от Шамшуши — Лекаберди, от Лекаберди — Кашумерген, от Кашумергена Карадусан, от Карадусана — Тормакайшешен, от Тормакайшешена — Тумакулмерген, от Тумакумергеня — Дойан-байан, от Дойан-байана — Шынгызан (по татарски Чингисхан), от Шынгызхана — Юшихан, от Юшихана — Байан, от Байана — Байанхан, от Байанхана — Сыртакхан, от Сыртакхана — Биртакхан, от Биртакхана — Тогалыхан, от Тогалыхана — Токтагыхан, от Токтагыхана — Узбекхан, от Узбекхана — Джанибекхан, от Джанибекхана — Бердиекхан, от Бердиекхана — Султанхан, от Султанхана — Шабакхан, от Шабакхана — Муртазахан, от Муртазахана — Кошумхан (по татар. Кучумхан), от Кошумхана Арысланхан, от Арысланхана — Бурхан, который принял русскую веру 4.
Итак, начнем с Чингисхана.
В то время на берегу 5 Белого моря был город Малтаба, в нем был ханом Алтынхан; жену его звали Курлуяш, от которой родилась дочь, прозванная Гулямалик-Курукти. Дочь эту воспитывали в [120] совершенно темном 40-саженном дворце 6, куда не доходили ни лучи солнца, ни лучи месяца. Она была до того красива, что если взглянет на дерево — на нем являлись листья, взглянет на голую землю — выростала зеленая трава; когда она расчесывала свои волосы, то сыпался жемчуг, когда плевала — выбрасывалось золото. Одним словом, она была совершенство 7. К ней приставлены были подруги-служанки 8, главную из которых называли Уртхан.
Однажды, когда Гулямалик была уже совершеннолетней, она обратилась к Уртхан с следующей просьбой:
— «Выведи меня Уртхан, из этого дворца! Что это такое мир Божий!? Походит ли на этот дворец, или он что-нибудь другое?»
— «Мир — снаружи, — ответила Уртхан, — он представляет из себя широкое пространство 9; есть там солнце и луна, которые его освещают».
— «Покажи мне эти предметы», сказала дочь хана.
— «Если увидишь их, можешь умереть», отвечала Уртхан.
Но дочь хана не испугалась, а произнесла: «Хотя и умру, но хочу видеть их!»
Тогда Уртхан открыла окно. Лучи солнца проникли в комнату и Гулямалик лишилась чувств. Служанки перепугались и с плачем говорили: «Что мы скажем хану!?» Через час дочь хана пришла в себя, к общему удовольствию ее подруг, которые стали ее [121] спрашивать: «что она видела?» Гулямалик ответила: «От виденного иною света солнечного образовалось у меня дитя. Что вы скажете теперь родителям моим!»...
Любя свою дочь, отец ее, Алтынхан, навещая всегда свою любимицу в известное время. Однажды он пришел к ней и увидел, что дочь беременна. Он спросил ее: «Отчего у тебя появились на лице мятежи 10? Какая беда случилась!» С такою думою, опечаленный, он возвратился к себе и сказал своей жене:
— «Ах, Курляуш, со дня нашего супружества не было у нас еще такого постыдного дела: с дочерью случилась беда! Что будем теперь делать?!
Курляуш на это ответила: «Выдать ее замуж за кого-либо из здешних — неудобно, много будет разговоров и дурных предположений, так как люди все равно, как дьяволы. Прибегнем к хитрости: пустим ее в корабле по морю!»...
Устроили корабль, наполнили его золотом, серебром и большим запасом пищи; посадили в него дочь, и 40 девиц служанок с сизыми голубками; для освещения устроили плошки 11 и пустили корабль в море, ночью 12 (?), пожелав ему благополучия 13!
ЛЮБИТЕЛИ ИСТОРИИ МОГУТ ПОИСКАТЬ на старинных картах (да и на современных) что-то из топонимики в нашем УТЮКЕНЕ.
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
Re: УТЮКЕН
Теперь хотелось бы более подробно остановиться на тексте, где повествуется, в общем, как попасть в этот самый УТЮКЕН. Из коллекции ВОСТЛИТА...
АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ
УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ
ЗАЙН АЛ-АХБАР
<ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СОЧИНЕНИЯ ГАРДИЗИ ЗАЙН АЛ-АХБАР>
Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг.»
Что касается пути к кимакам, то из Фараба идут в Янгикент 27, на пути из Янгикента в страну кимаков встречают реку, переправляются через нее и приходят в пески; тюрки называют это место Уюкман(?). Дальше приходят к реке Сокук; после переправы через нее начинаются солончаки. Дальше приходят к горе Кендир-тагы 28. [Путешественник] идет все по берегу той же реки, среди зелени, травы и деревьев, до истока реки; гора высока. После этого поднимаются на гору по узкой тропинке. От горы Кендир-тагы приходят к реке Асус (?); по этой дороге в течение пяти дней на людей совсем не падает свет солнца вследствие тени деревьев, до самого берега реки Асус. Вода в реке черная; она течет с востока и доходит до [45] ворот Табаристана 29 (?). После этого приходят к реке Иртыш, где начинается страна кимаков. По обеим сторонам реки пасутся дикие кони; иногда можно видеть в одном месте тысячу или две тысячи их; они происходят от одичавших царских коней; они продолжают размножаться. Этих лошадей нельзя поймать иначе, как арканом; поймав их, садятся на них и укрощают их; они поддаются укрощению и привыкают к людям. Иртыш - большая река, так что если кто-нибудь встанет на этом берегу реки, то с другого берега его нельзя узнать вследствие отдаленности расстояния. Вода реки черная. Переправившись через реку Иртыш, приходят к шатрам кимаков.
В данном случае отправная точка - ФАРАБ. Из этой точки можно двигаться только на восток - через горные ворота КАРАТАУ. Для всех других направлений данная начальная точка бессмысленна. ЯНГИБАЛЫК (ТАРАЗ в связке из 4 городов севернее) автор называет ЯНГИКЕНТОМ. Что, в общем, действительно не является ошибкой, так как КЕНТ = БАЛЫК = ГОРОД, - если не считать, что ЯНГИКЕНТ располагался в другом месте. Но, главное, понятно о чем пишет автор.
Вот здесь вилка. К Черному Иртышу, на самом деле деле, можно попасть и отправившись из ЯНГИБАЛЫКА на север, пересечь страшную каменистую пустыню БЕТПА́К-ДАЛА́ (каз. Бетпақдала), или Северная Голодная степь[1] — пустыня в Улытауской, Карагандинской, Туркестанской и Жамбылской областях Казахстана. Расположена между низовьем реки Сарысу, реки Чу и озером Балхаш. (из ВИКИ), - далее - по северному побережью БАЛХАША и далее, немного смещаясь на юг, - на восток и т.д. Чисто на глаз этот маршрут кажется даже неплохим. Однако весь его минус заключается в том, обычный торговый караван не сможет преодолеть голодную степь.
Итак, перейдя через ЧУ в низовьях, путник оказывался не у песков, а перед каменистой голой степью. И да, это место явно не вожделенный УТЮКЕН.
Рассматриваем стандартный вариант шелкового пути. Путник переходит через реку. Это, очевидно, ЧУ. Почему очевидно? Да потому, что все географические ориентиры у автора имеют свои названия. Автор даже пытается делать простенькие переводы: Иртыш с черной водой. А здесь просто РЕКА. Скорее всего, это уже издержки переводов. Ибо река ЧУ - считается ЧУ = СУ. Река называется просто - Вода. Без названия. Через воду? Река СУВИ, вода СУ. В общем, слово РЕКА надо писать с большой буквы. И тогда все встанет на свои места.
Вот немного информации, как можно было перебраться через ЧУ...
М. И. Венюков. Очерки Заилийского края и Причуйской страны...
Мы находим о ней сведения еще у Поспелова, Бурнашева, Телятникова и Потанина. Последний говорит, между прочим: «Река Чу, или Чуй, (в нижней части) имеет течение быстрое, в весеннее время разливается от 250 сажен до 8 верст, что бывает обыкновенно во второй половине апреля. Осенью, в октябре, полная вода опять повторяется, но к концу ноября река уже успевает совершенно сбыть и замерзает до марта. В жаркое время течение в ней местами прекращается, так что остается лишь ряд омутов. Переходы вброд тогда многочисленны, и по временам русло бывает не шире трех сажен и не глубже аршина. Островов на реке множество, и часто она сплошь заросла камышом, который, таким образом, составляет то, что называется крепями, т. е. сплошными, непроходимыми массами высокой травы, наподобие рощ». Эти сведения пополнены в 1852 году, когда сибирское начальство посылало на Чу подполковника Шульца, чтоб ознакомиться с окрестной страной в военном и хозяйственном отношениях. В обыкновенное время, говорит этот офицер, глубина воды в Чу на пространстве от могилы Тляу озера Саумал-Куль бывает не менее трех четвертей аршина; в весеннее полноводье уровень возвышается сажени на полторы, причем все низменные прибрежья затопляются. Тогда караваны, не имея возможности переходить реку вброд, устраивают паромы из камышей, перевязанных арканами, и на этих плотах перевозят товары, а скот перегоняют вплавь. С убылью воды открывается много бродов; из них известнейшие: Казанган, Тасты, Той-Тюбе, Биш-Курган и Кара-Уткуль.
Далее снова из ГАРДИЗИ... "переправляются через нее и приходят в пески; тюрки называют это место Уюкман(?)". - даже всезнающий комментатор в ступоре...
Вот здесь можно немного остановиться. Автор пишет о неком особом именно для ТЮРОК месте. Особенное место именно для тюрок.
Рассмотрим слово УЮКМАН = УЙУКМАН. И вот любимое тюркское яйцо о двух концах: где-то так: Й(гласная) = , а где-то так: ДЖ (все шипящие звуки). Теперь снова: УЮКМАН = УЙУКМАН = УДЖУКМАН. Вот здесь уже вырисовывается нечто похожее, прям, то, что надо...
Мы снова у СВЯЩЕННЫХ ГОР. Те самые ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ. И вот те самые пески, где тот самый УЮКМАН.

Вставлять картину с рекой-призраком УТЮКАН не буду - см. выше. Почему же ПЕСКИ? Все просто. Когда-то там было гораздо больше воды. Вплоть до БАЛХАША были леса. На его берегу располагалось довольно много городов. А сам Балхаш соединялся с соседним озером АЛАКОЛЬ. Смешанные леса покрывали северные склоны ТЯНЬ-ШАНСКИХ гор...
Но вот, видимо, там еще оставалось у тюрок воспоминание об УТЮКЕНЕ. Причем никак не связанное уже с лесом, но, скорее, как священное место. СЮНГУЗ-БАШКАН... ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ...
АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ
УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ
ЗАЙН АЛ-АХБАР
<ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СОЧИНЕНИЯ ГАРДИЗИ ЗАЙН АЛ-АХБАР>
Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг.»
Что касается пути к кимакам, то из Фараба идут в Янгикент 27, на пути из Янгикента в страну кимаков встречают реку, переправляются через нее и приходят в пески; тюрки называют это место Уюкман(?). Дальше приходят к реке Сокук; после переправы через нее начинаются солончаки. Дальше приходят к горе Кендир-тагы 28. [Путешественник] идет все по берегу той же реки, среди зелени, травы и деревьев, до истока реки; гора высока. После этого поднимаются на гору по узкой тропинке. От горы Кендир-тагы приходят к реке Асус (?); по этой дороге в течение пяти дней на людей совсем не падает свет солнца вследствие тени деревьев, до самого берега реки Асус. Вода в реке черная; она течет с востока и доходит до [45] ворот Табаристана 29 (?). После этого приходят к реке Иртыш, где начинается страна кимаков. По обеим сторонам реки пасутся дикие кони; иногда можно видеть в одном месте тысячу или две тысячи их; они происходят от одичавших царских коней; они продолжают размножаться. Этих лошадей нельзя поймать иначе, как арканом; поймав их, садятся на них и укрощают их; они поддаются укрощению и привыкают к людям. Иртыш - большая река, так что если кто-нибудь встанет на этом берегу реки, то с другого берега его нельзя узнать вследствие отдаленности расстояния. Вода реки черная. Переправившись через реку Иртыш, приходят к шатрам кимаков.
В данном случае отправная точка - ФАРАБ. Из этой точки можно двигаться только на восток - через горные ворота КАРАТАУ. Для всех других направлений данная начальная точка бессмысленна. ЯНГИБАЛЫК (ТАРАЗ в связке из 4 городов севернее) автор называет ЯНГИКЕНТОМ. Что, в общем, действительно не является ошибкой, так как КЕНТ = БАЛЫК = ГОРОД, - если не считать, что ЯНГИКЕНТ располагался в другом месте. Но, главное, понятно о чем пишет автор.
Вот здесь вилка. К Черному Иртышу, на самом деле деле, можно попасть и отправившись из ЯНГИБАЛЫКА на север, пересечь страшную каменистую пустыню БЕТПА́К-ДАЛА́ (каз. Бетпақдала), или Северная Голодная степь[1] — пустыня в Улытауской, Карагандинской, Туркестанской и Жамбылской областях Казахстана. Расположена между низовьем реки Сарысу, реки Чу и озером Балхаш. (из ВИКИ), - далее - по северному побережью БАЛХАША и далее, немного смещаясь на юг, - на восток и т.д. Чисто на глаз этот маршрут кажется даже неплохим. Однако весь его минус заключается в том, обычный торговый караван не сможет преодолеть голодную степь.
Итак, перейдя через ЧУ в низовьях, путник оказывался не у песков, а перед каменистой голой степью. И да, это место явно не вожделенный УТЮКЕН.
Рассматриваем стандартный вариант шелкового пути. Путник переходит через реку. Это, очевидно, ЧУ. Почему очевидно? Да потому, что все географические ориентиры у автора имеют свои названия. Автор даже пытается делать простенькие переводы: Иртыш с черной водой. А здесь просто РЕКА. Скорее всего, это уже издержки переводов. Ибо река ЧУ - считается ЧУ = СУ. Река называется просто - Вода. Без названия. Через воду? Река СУВИ, вода СУ. В общем, слово РЕКА надо писать с большой буквы. И тогда все встанет на свои места.
Вот немного информации, как можно было перебраться через ЧУ...
М. И. Венюков. Очерки Заилийского края и Причуйской страны...
Мы находим о ней сведения еще у Поспелова, Бурнашева, Телятникова и Потанина. Последний говорит, между прочим: «Река Чу, или Чуй, (в нижней части) имеет течение быстрое, в весеннее время разливается от 250 сажен до 8 верст, что бывает обыкновенно во второй половине апреля. Осенью, в октябре, полная вода опять повторяется, но к концу ноября река уже успевает совершенно сбыть и замерзает до марта. В жаркое время течение в ней местами прекращается, так что остается лишь ряд омутов. Переходы вброд тогда многочисленны, и по временам русло бывает не шире трех сажен и не глубже аршина. Островов на реке множество, и часто она сплошь заросла камышом, который, таким образом, составляет то, что называется крепями, т. е. сплошными, непроходимыми массами высокой травы, наподобие рощ». Эти сведения пополнены в 1852 году, когда сибирское начальство посылало на Чу подполковника Шульца, чтоб ознакомиться с окрестной страной в военном и хозяйственном отношениях. В обыкновенное время, говорит этот офицер, глубина воды в Чу на пространстве от могилы Тляу озера Саумал-Куль бывает не менее трех четвертей аршина; в весеннее полноводье уровень возвышается сажени на полторы, причем все низменные прибрежья затопляются. Тогда караваны, не имея возможности переходить реку вброд, устраивают паромы из камышей, перевязанных арканами, и на этих плотах перевозят товары, а скот перегоняют вплавь. С убылью воды открывается много бродов; из них известнейшие: Казанган, Тасты, Той-Тюбе, Биш-Курган и Кара-Уткуль.
Далее снова из ГАРДИЗИ... "переправляются через нее и приходят в пески; тюрки называют это место Уюкман(?)". - даже всезнающий комментатор в ступоре...
Вот здесь можно немного остановиться. Автор пишет о неком особом именно для ТЮРОК месте. Особенное место именно для тюрок.
Рассмотрим слово УЮКМАН = УЙУКМАН. И вот любимое тюркское яйцо о двух концах: где-то так: Й(гласная) = , а где-то так: ДЖ (все шипящие звуки). Теперь снова: УЮКМАН = УЙУКМАН = УДЖУКМАН. Вот здесь уже вырисовывается нечто похожее, прям, то, что надо...
Мы снова у СВЯЩЕННЫХ ГОР. Те самые ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ. И вот те самые пески, где тот самый УЮКМАН.

Вставлять картину с рекой-призраком УТЮКАН не буду - см. выше. Почему же ПЕСКИ? Все просто. Когда-то там было гораздо больше воды. Вплоть до БАЛХАША были леса. На его берегу располагалось довольно много городов. А сам Балхаш соединялся с соседним озером АЛАКОЛЬ. Смешанные леса покрывали северные склоны ТЯНЬ-ШАНСКИХ гор...
Но вот, видимо, там еще оставалось у тюрок воспоминание об УТЮКЕНЕ. Причем никак не связанное уже с лесом, но, скорее, как священное место. СЮНГУЗ-БАШКАН... ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ...
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
Re: УТЮКЕН
Перекрестные источники. КАШГАРИ. Абсолютный гений. В вопросах филологии опередил время на 1000 лет. Географическая информация у него точнее в текстах, так как там он ссылается на сведения "бывалых" людей. Карта его также гениальна. Но в ней есть ряд крепких искажений. Однако если следовать не историкам, а данным старинных карт. Например, этой:
«Imperii Russici et Tatariae Universae. Johann Matthias» (Германия, Нюрнберг) от 1739 года БИШ-БАЛИК располагается на левом берегу реки ИЛИ – выше также обозначенных на карте притоков ЧИЛИКА и ЧАРЫНА, однако ниже ТЕКЕСА – напротив ДЖУНГАРСКОЙ столицы КУЛЬДЖЫ, которая располагалась на противоположном берегу.
Карта начала 18 века - по качеству подачи, наполненности и реальной достоверности соответствует русским картам конца 19, начала 20-го. Не знаю, как им удалось такое создать...
Где находится ЖАНБАЛЫК мы выяснили.
Так вот, если все расставить по своим местам, получится ох как не дурно. Рассмотрим на примере. Б/к.


На карте КАШГАРИ СТЕПИ ТАТАР располагаются ну никак не правее ИЛИ. Они примыкают к ТЯНЬ-ШАНЮ аккурат на левом берегу реки ТЮРКСКОГО ДЖАЙХУНА. И никак их не получится убрать куда-то далеко - карта-то не так плоха. И вот что пишет КАШГАРИ.
КАШГАРИ: УТУКАН – название местности в ТАТАРСКИХ степях вблизи от УЙГУР.
И УЙГУРЫ РЯДОМ. БЕШ-БАЛЫК и немного ниже по течению ИЛИ - под ними (см. географика КАШГАРИ)
УЙГУР – эта область состоит из пяти городов, жители которых самые сильные и заядлые безбожники. Это СУЛМА, КУЖУ, ЖАН-БАЛИК, БИШ-БАЛИК, ЙАНИ-БАЛИК. БАЛИК – город, крепость в наречии язычников и УЙГУР. Отсюда происходит название города БИШ-БАЛИК = пять городов – это самый большой город у УЙГУР. Другой их город называется ЙАНИ-БАЛИК = «новый город».
Итак, разве не то же самое утверждал ГАРДИЗИ относительно УТЮКЕНА?
В этом деле есть одна деталь, которая многих сбивает с толку. На карте же КАШГАРИ - сам УТЮКЕН показан восточнее - где-то за ИРТЫШОМ? Это минус. Возможно, это не ИРТЫШ, так как для ИРТЫША река располагается слишком близко к ИЛИ. Возможно, УТЮКЕН - действительно довольно большая область, и автор посчитал допустимым расположить надпись там (где было больше места). В любом случае, очевидно одно: СТЕПИ ТАТАР располагаются совершенно верно, ибо ТАТАРЫ - есть разновидность ТОГУЗ-ОГУЗОВ. И их степи должны лежать на линии уйгурских городов - в данном случае между ЯНГИ-БАЛЫКом и БЕШ-БАЛЫКом. Но никак не на АЛТАЕ.
Кашгари уделяет УТЮКЕНУ мало внимания. Скорее всего, это связано с ИСЛАМОМ, с его неприятием всяческих языческих проявлений и языческой памяти. Ибо УТЮКЕН - воплощение языческих традициий тех самых НЕВЕРНЫХ УЙГУР или ТОГУЗ-ОГУЗОВ. Со временем память о нем стерлась совершенно, остались осколки топонимики и ТОТ САМЫЙ УТЮКЕН - по факу ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ - наследие мирового уровня...
«Imperii Russici et Tatariae Universae. Johann Matthias» (Германия, Нюрнберг) от 1739 года БИШ-БАЛИК располагается на левом берегу реки ИЛИ – выше также обозначенных на карте притоков ЧИЛИКА и ЧАРЫНА, однако ниже ТЕКЕСА – напротив ДЖУНГАРСКОЙ столицы КУЛЬДЖЫ, которая располагалась на противоположном берегу.
Карта начала 18 века - по качеству подачи, наполненности и реальной достоверности соответствует русским картам конца 19, начала 20-го. Не знаю, как им удалось такое создать...
Где находится ЖАНБАЛЫК мы выяснили.
Так вот, если все расставить по своим местам, получится ох как не дурно. Рассмотрим на примере. Б/к.


На карте КАШГАРИ СТЕПИ ТАТАР располагаются ну никак не правее ИЛИ. Они примыкают к ТЯНЬ-ШАНЮ аккурат на левом берегу реки ТЮРКСКОГО ДЖАЙХУНА. И никак их не получится убрать куда-то далеко - карта-то не так плоха. И вот что пишет КАШГАРИ.
КАШГАРИ: УТУКАН – название местности в ТАТАРСКИХ степях вблизи от УЙГУР.
И УЙГУРЫ РЯДОМ. БЕШ-БАЛЫК и немного ниже по течению ИЛИ - под ними (см. географика КАШГАРИ)
УЙГУР – эта область состоит из пяти городов, жители которых самые сильные и заядлые безбожники. Это СУЛМА, КУЖУ, ЖАН-БАЛИК, БИШ-БАЛИК, ЙАНИ-БАЛИК. БАЛИК – город, крепость в наречии язычников и УЙГУР. Отсюда происходит название города БИШ-БАЛИК = пять городов – это самый большой город у УЙГУР. Другой их город называется ЙАНИ-БАЛИК = «новый город».
Итак, разве не то же самое утверждал ГАРДИЗИ относительно УТЮКЕНА?
В этом деле есть одна деталь, которая многих сбивает с толку. На карте же КАШГАРИ - сам УТЮКЕН показан восточнее - где-то за ИРТЫШОМ? Это минус. Возможно, это не ИРТЫШ, так как для ИРТЫША река располагается слишком близко к ИЛИ. Возможно, УТЮКЕН - действительно довольно большая область, и автор посчитал допустимым расположить надпись там (где было больше места). В любом случае, очевидно одно: СТЕПИ ТАТАР располагаются совершенно верно, ибо ТАТАРЫ - есть разновидность ТОГУЗ-ОГУЗОВ. И их степи должны лежать на линии уйгурских городов - в данном случае между ЯНГИ-БАЛЫКом и БЕШ-БАЛЫКом. Но никак не на АЛТАЕ.
Кашгари уделяет УТЮКЕНУ мало внимания. Скорее всего, это связано с ИСЛАМОМ, с его неприятием всяческих языческих проявлений и языческой памяти. Ибо УТЮКЕН - воплощение языческих традициий тех самых НЕВЕРНЫХ УЙГУР или ТОГУЗ-ОГУЗОВ. Со временем память о нем стерлась совершенно, остались осколки топонимики и ТОТ САМЫЙ УТЮКЕН - по факу ЧУ-ИЛИЙСКИЕ ГОРЫ - наследие мирового уровня...
-
Автор темыjene
- Всего сообщений: 929
- Зарегистрирован: 30.01.2017
- Образование: высшее техническое
Re: УТЮКЕН
Ышбара-Толис-шад хан (кит. упр. 沙钵罗咥利失可汗, пиньинь shaboluoxilishikehan, палл. Шаболосилиши кэхань — тронное имя, личное имя — кит. упр. 阿史那同俄, пиньинь ashinatonge, палл. Ашина Тунъэ) — каган Западно-тюркского каганата с 634 года по 659 год. Наследовал престол после старшего брата Нишу Дулу хана.
Ышбара-каган китайскому императору: Земля - четырехугольное, почти квадратное пространство, населенное по краям враждебными тюркам народами. Со всех сторон она окружена абсолютным пределом - четырьмя морями...
КАШГАРИ

То есть КАГАН говорит о том, что в центре мироздания расползаются ТЮРКИ. Об этом же и карта КАШГАРИ. Понятно, что в любом центре мироздания имеется свой ПУП. ПУП ЗЕМЛИ. См. посты выше...
В целом, ТЯНЬ-ШАНЬ чисто географически является центром тяжести ЕВРАЗИИ. И тут поспорить с тезисом невозможно.
Ышбара-каган китайскому императору: Земля - четырехугольное, почти квадратное пространство, населенное по краям враждебными тюркам народами. Со всех сторон она окружена абсолютным пределом - четырьмя морями...
КАШГАРИ

То есть КАГАН говорит о том, что в центре мироздания расползаются ТЮРКИ. Об этом же и карта КАШГАРИ. Понятно, что в любом центре мироздания имеется свой ПУП. ПУП ЗЕМЛИ. См. посты выше...
В целом, ТЯНЬ-ШАНЬ чисто географически является центром тяжести ЕВРАЗИИ. И тут поспорить с тезисом невозможно.