Да, он воскрес... но воскрес не так, как привыкли думать Христиане. Лично я не верю, что тело Христа ожило и вышло из гробницы. Вероятно, лидеры Иудаизма отдали приказ своим тайным агентам выкрасть тело из гробницы ночью. Но было решено обвинить в этом святотатстве учеников Христа.
Значит ли это, что в то воскресение, о котором проповедовал Йешуа Машиах (Иисус Мессия-Христос), недостойно доверия и нашей веры? Вовсе нет.
Йешуа проповедовал о духовном воскресении праведников:
37. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
(Св. Евангелие от Луки 20:37-39)
Последние слова Иисуса нужно понимать так: все умершие праведники всё ещё живы, но духовно - они воскресли и находятся в ином мире у Бога в Царствии Божьем. Речь об ином измерении... Воскресение - это духовное нечто. Оно не связано с оживлением или преображением тела. Сам Христос тоже воскрес и находится на Небесах с Богом, но не тело его, а лишь дух его. Думаю, Мария Магдалина реально увидела Иисуса воскресшим и общалась с ним. Но это был дух Иисуса.
Почему же Христиане верят в то, что Иисус телесно воскрес? Некоторые лидеры Христианства долго не могли соединить в одно целое то, что Йешуа реально воскрес (духом) и факт наличия пустой его гробницы. А потом кому-то из них пришло в голову, что Йешуа воскрес телесно... А может это придумали позднее ещё и изменили Писание христиан. Очень сложно сказать...
Вообще всё, что сказано с воскресением Иисуса, описано в 4 книгах Евангелия весьма противоречиво - есть много разночтений и противречий, а порой и разноречивой информации об одном и том же событии (о воскресении Христа), как и о том, что связано с этим событием.
Например, важный вопрос: кто первым увидел воскресшего Иисуса? Кто-то из Евангелистов уверен, что Мария Магдалена, а вот Лука ничего не упоминает о встрече Марии Магдалины с Иисусом, но сообщает, что именно Пётр первым увидел воскресшего Иисуса. Но всё-таки кто? Мария из Магдалы или Пётр?
Само описание того, как ученики впервые узнали о том, что гробница, в которой захоронено тело Иисуса, пуста, тоже очень странное.
Апостол Иоанн сообщает, что рано утром в субботу одна женщина пошла ко гробнице Иисуса - это была Мария Магдалина. Она увидела гробницу пустой, испугалась и побежала сразу сообщить об этом Апостолам. Мария сразу подумала о том, что кто-то пришёл ночью и унёс тело Иисуса:
1. В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый.
5. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
6. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7. и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
9. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
10. Итак, ученики опять возвратились к себе.
(Св. Евангелие от Иоанна 20:1-10)
Что странного в описании этого события Иоанном? Многое! Но особенно странно то, что Марии и в голову не пришло, что Иисус воскрес телесно и поэтому его могила опустела. Напротив, она была уверена в том, что кто-то выкрал тело Иисуса и теперь она и его ученики все никогда не узнают, где он захоронен. Иисус остался без могиблы - вот, о чём она переживала. Остаться без могилы или не быть захороненным по нормам Иудейской религии - это было ужасным позором для любого еврея, его семьи и всех его близких и друзей. Поэтому она переживала. Но почему она не вспомнила о том, что Иисус до смерти предсказал, что вскоре его убьют и он на третий день воскреснет? Он была забывчивой? Но пустая гробница явно в этом случае напомнила бы ей об этих словах Христа. Но не вспомнила... Побежала к Апостолам и сообщила им о пустой гробнице и своих переживаниях по поводу этого печального факта. Что странно, Апостолы не поверили ей вообще - лвое из них сразу же побежали проверить слова Марии. И лишь когда увидели гробницу пустой, поняли: она им не лжёт. Откуда такое недоверие у них появилось к Марии? Может они её не любили? Но это не так важно. Важно то, что и Апостолы, даже если и они забыли слова Христа о скорой гибели и воскресении на третий день после гибели, увидев пустую гробницу, тоже не вспомнили это предсказание Христа. Почему? Вызывает подозрение стих 9:
9. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
(Св. Евангелие от Иоанна 20:9)
Этот стих оправдывает их поведение: Апостолы были шокированы и не верили в то, что Иисус воскрес потому, что на тот момент они не знали из Писания, что Мессия должен был воскреснуть. Но при чём тут Писания, если сам Йешуа, их Учитель, им об этом несколько дней назад рассказывал об этом: вскоре меня убьют, но я на третий день после смерти воскресну. Все Апостолы тоже забыли это? Такая плохая память? Или Иисус им говорил о другом воскресении - о невидимом воскресении, когда душа праведного человека выходит из умершего тела и переходит в иной мир для жизни вечной?
Но далее всё описано ещё более странно:
11. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12. и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! — что значит: «Учитель!»
17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
(Св. Евангелие от Иоанна 20:11-17)
Мария так и не вспомнила обещанного воскресения Иисуса - она стояла у гробницы и плакала горько из-за того, что кто-то унёс тело Иисуса. Она увидела 2 Ангелов внутри гробницы, которые поинтересовались у Марии, о чём она так горько плачет. Она и им объяснила причину своего горя. Затем она, наконец, увидела Иисуса воскресшего, но она почему-то не узнала, что это Иисус. Она не поняла, что это Иисус, но приняла его за садовника. И этому садовнику, как она думала, она тоже рассказала о причине своего горя, поинтересовавшись также, не он ли унёс тело Иисуса. Но затем она узнала, так как он произнёс её имя так, как произнести мог только Йешуа. Она узнала его по голосу... Вероятно, он был весь в белом и его вид очень отличался от того, как выглядел Иисус до смерти. Далее мария, вероятно, попыталась обнять Иисуса, чтобы поцеловать его в щечку или просто обнять его. но тут самое странное в этой истории - Йешуа запретил ей прикасаться к нему. Почему? Он объяснил причину запрета так: потому что я ещё не поднялся к Отцу моему на Небеса. Но где логика в этих словах? После того, как Иисус перенесётся ввысь на Небеса, Мария уже сможет прикоснуться к нему ,чтобы обнять его? Странно, не правда ли? Вот, как я объясняюэти странности. Мария увидела призрака, который был беловатым на вид, но из-за слёз в глазах и переживаний сначала его приняла за садовника в белой одежде. Но вот Мария поняла, что ошиблась и не узнала Иисуса, приняв его за садовника - она пытается обнять его и поцеловать поцелуем сестры, но её пугает то, что руки её проходят сквозь того, что она сначала приняла за тело Иисуса - это был дух Иисуса или призрак Иисуса. Тогда Йешуа сообщил ей: Мария, не пытайся прикоснуться ко мне (для заключения в объятия) - перед тобой мой дух, ибо я воскрес. Пойди к братьям моим (Апостолам) и скажи им: я воскрес духом, как и обещал вам ранее, и теперь направляюсь на Небеса к Отцу небесному моему и Отцу небесному вашему и к Богу моему и к Богу вашему. Если и Вы будете жить праведно и любить Бога, служа Ему в чистоте совести и сердца, и вы тоже воскреснете и ваши души тоже после смерти тела окажутся там же н Небесах - там мы и встретимся.
Вероятно, этот отрывок был со временем сильно искажен - часть текста была изменена и утеряна или же сознательно отредактирована теми, кто хотел заставить христиан перестать верить в духовное воскресение Христа, но заставить их поверить хотел в телесное и физическое воскресение Христа.
Далее есть тоде большая странность:
18. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
(Св. Евангелие от Иоанна 20:18,19)
Итак, Мария, полная радости великой, поспешила к апостолам ещё раз и передала им всю эту информацию о встрече с воскресшим Иисусом и все его слова, которые он попросил её передать им. Об их реакции на это ничего не говорится. После 18 стиха в 19 стихе сразу же начинается уже рассказ о том, как в тот же день, но уже вечером Иисус, когда двери дома, где жили Апостолы, были заперты (Апостолы боялись преследований со стороны Иудеев), спокойно себе прошёл через двери запертые и и встал посреди комнаты, где были Апостолы. Зачем было Иисусу поручать Марии идти к Апостолам и передавать им нечто, если он сам планировал и им явится тоже? Это же не логично. Складывается впечатление, что всё, что записано далее, начиная с 19 стиха главы 20 Евангелия Иоанна, является поздней вставкой. Вероятно, кто-то хотел заставить поверить верующих в Иисуса в то, что Иисус явился не только женщине Марии, но ещё и всем остальным Апостолам тоже сразу после того, как явился Марии. Это уравняло бы положение Марии и Апостолов. В противном случае то, что Йешуа явился только Марии, следовало бы понимать так, что он особо выделял её среди всех и считал своим преемником и лидеров Общины Назорейской (Первой Уеркви Израиля).
Но вернёмся в посещению гробницы Иисуса рано утром в первый день недели, то есть в воскресенье... В Евангелии Луки говорится о том, что сразу несколько женщин (как минимум, 5 женщин, но точно неизвестно) пришли туда:
1. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
2. но нашли камень отваленным от гроба.
(Св. Евангелие от Луки 24:1,2)
10. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
(Св. Евангелие от Луки 24:10)
Итак, согласно Евангелию луки, делегация из сразу 5-6 или 7 женщин во главе с Марией Магдалиной пришла ко гробнице и увидела её пустой, а 2 Ангела представли пред женщинами и рассказали им о том, что Христос воскрес. Что интересно, они пошли все вместе к Апостолам и сообщили им обо всём об этом, но те не поверили женщинам:
11. И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
(Св. Евангелие от Луки 24:11)
Почему Апостолы не поверили женщинам, когда те рассказали им, что видели Ангелов, которые рассказали, что Иисус воскрес? Апостолы не доверяли женщинам или считал их лгуньями или фантазёрками? Это сложно понять...
Если верить Евангелисту Марку, эенщин было 3:
1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
(Св. Евангелие от Марка 16:1)
Марк рассказывает о том, что не 2 Ангела, а юноша-ангел явился женщинам и сообщил: Иисус воскрес и они, женщины, должны передать Апостолам во главе с Петром, что воскресший Иисус явится Петру и Апостолам впервые в Галилее - он туда отправляется и длёт там их всех. Что интересно, что женщины по главе с Марией Магдалиной не пошли к Апостолам и не передали им ничего этого, так как чего-то боялись:
8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
(Св. Евангелие от Марка 16:8)
При этом Евангелист Марк продолжил повествование и всё-таки сообщил нам всем о том, что Иисус тем самым устром явился сначала Марии Магдалине. Она пошла по просьбе Иисуса к Апостолам и передала им, что Иисус воскрес и ждёт их в Галилее. Но они почему-то не поверили ни единому её слову:
9. Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11. но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.
(Св. Евангелие от Марка 16:9-11)
Почему не поверили? Не ясно...
Тем не менее, тот же Евангелист Марк описывает далее: тем же днём воскресший Иисус явился двум ученикам, которые шли в какое-то селение (вероятно, Еммаус) рядом с Иерусалимом. Они пришли назад в Иерусалим и рассказали о встрече с Иисусом Апостолам всем, но те и этим двум мужчинам не поверили почему-то. Странно? Весьма. Далее Иисус позднее всё-таки явился в Иерусалиме Апостолам всем. И тогда они поверили, но Йешуа укорял их за недоверчивость к словам Марии и двух учеников. О дальнейшей встрече в Галилее Иисус им уже ничего не говорит. Про Галилею, куда нужно идти Апостолам, Йешуа уже ничего не сообщает им. А ведь Ангел сообщил Марии Магдалине и женщинам, что первая встреча воскресшего Христа с Апостолами произойдёт в Галилее... Очень странная история.
Остался последний Евангелист - Апостол Матфей, который иначе всё передал:
1. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
(Св. Евангелие от Матфея 28:1)
Тут лишь две женщины пришли ко гробнице - Мария Магдалина и некая другая Мария.
Матфей рассказывает о том, что в тот момент началось землетрясение в Иерусалиме и Ангел явился тем двум женщинам и сообщил:
7. и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
(Св. Евангелие от Матфея 28:7)
Итак, Бог поручил Ангелам передать женщинам эту информацию, чтобы они пошли к Апостолам и передали уже её и им: первая встреча с Иисусом состояится у них не в Иерусалиме, а именно в Галилее.
Женщины пошли к Апостолам, но на пути им встретился и сам Иисус воскресший, который сказал им, что направляется в Галилею и там будет ждать встречи с Апостолами. Иисус велел женщинам передать апостолам: идите в Галилею - там я Вас уже буду ждать и мы встретимся.
Ничего о том, что Иисус в Иерусалиме явился Апостолам, не указано Матфеем.
В Евангелии же Иоанна описано так: сначала Иисус явился Марии, затем и Апостолам в Иерусалиме, а затем была встреча Апостолов с Иисусом уже в Галилее. То есть три отдельных случая встречи с воскресшим Иисусом.
Не слишком ли много разноречивой информации о встрече воскресшего Иисуса с Марией и Апостолами?
Кто прав? Марк или Матфей? Может Лука? Или Иоанн?
Я объясняю все эти странности так: 4 книги Евангелия дописывались отдельно - их дописывали разные люди в разных общинах. Каждая из четырёх книг Евангелия хранилась и дописывалась в своей отдельной от других общинах (и общины мало контактировали друг с другом или почти вообще никак не контактировали друг с другом). Те, кто дописывал книги Евангелия, не знал то, как другие их дописывали, хотя некоторые общие сведения были у тех, кто дописывал Евангелие Матфея (еврейское Евангелие) и Марка, а также частично и Иоанна. А вот Евангелие Луки было Евангелием язычников (римлян и греков) - оно жило своей отдельной жизнью, так как та общины христиан, которая считала Евангелие Луки своим Писанием, почти не общалась с общинами в Израиле, на Ближнем Востоке и в Египте, где хранились три других Евангелия. Поэтому концовка Евангелия Луки так сильно отличатеся от последней информации, содежащейся в последней главе книги Евангелие от Марка и Евангелие от Матфея. Община, которая считали своим писанием именно Евангелие Иоанна, вероятно, пыталась дружить или общаться регулярно с христианами Рима и Греции, как и с Христианами восточных стран - поэтому оно примирительное по содержанию - в этом Евангелии говорится о том, что Христа воскресшим почти одновременно в один день увидели Мария Магдалина, а затем и Пётр с Апостолами.
Я делаю вывод такой: первая Церковь к 63-65 году или после 70 года 1-го века н.э. уже разделилась на две части восточные общины евреев во Христе и околоеврейские общины неевреев там стали развиваться отдельно от Европейской Церкви язычников, которые больше считали Павла своим лидером (римляне и греки). Поэтому я бы назвал Евангелие Матфея и Евангелие Марка принадлежащими к близким друг другу разным общинам Ближнего Востока (скажем, общине Израиля и общине чеверной Сирии и земель северного нынешнего Ирака или юг Исторической Армении). Но во многих местах Малой Азии (там господствовали греки) и в Италии, как затем в других местах Римской империи Писанием считлось Евангелие Луки, а важным дополнением считалась книга Деяний Апостолов и Послания Апостола Павла.
С конца 1 века до н.э. и до 4 века н.э. общения особого между этими разными общинами почти не было или почти никакого общения не было, кроме редких поверхностных контактов. Поэтому лидеры общин и не знали к началу 4 века о том, что все 4 книги Евангелия оличаются и каждая по-своему описывает встречу верующих с воскресшим Иисусом.
Лишь при Константине Великом и искуственно все эти разные общины было решено объединить в одну Церковь с одним Писанием - было решено, что нужно объединить все 4 разные книги Евангелия в Одно Писание. Тот, кто так решил, сам читал эти книги - поэтому принял такое ошибочное решение... И теперь описание воскресения Христа в 4 книгах Евангелия своими противоречиями явно бросает тень на всю Библию Христиан!
Мобильная версия