Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.Российская империя

Правление династии Романовых
Аватара пользователя
Автор темы
ivan lopata
Всего сообщений: 234
Зарегистрирован: 05.05.2018
Образование: высшее гуманитарное (историческое)
Политические взгляды: космополитические
Профессия: торговля
 Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение ivan lopata »

Господа, предлагаю обсудить тему трагических судеб тех малых и больших народов ,которые волею судьбы попадали под молот завоевательной внешней политики Императорской России,которая как любая империя захватывает любыми средствами свободное пространство для дальнейших экспансий и навязывает собственное общественно - социальное устройство в чуждых для него условиях.Судьбы тех народов,чьи национально - освободительные движения в СССР никогда не освещались,а если и были известны ,,одной строкой,, по куцым учебникам истории,то только как упаднические, с клеймом ,,националистические,, За 30 лет после самораспада советов,разбегания подвластных комунизму народов по своим национальным квартирам,историки мира собрали в архивах впечатляющие огромное количество данных о нелицеприятных и порой, постыдных подробностях тех колониальных войн,которые императорская Россия вела все 300 лет вплоть до краха царизма,так называемого ,,добровольного присоединения к России,,тех народов которые в стародавние времена могли считаться соседними,но благодаря активной завоевательной политике русских императоров,были Российской империей поглощены,их земли присвоены,и нередко после колониального захвата и геноцидов,местные русские администрации,под нажимом реляций из столицы навязывали покоренным народам чуждые им ценности,проводили политику размывания национальной единтичности,запретов,притеснений,репрессий,все это нередко сопровождалось насильственным действиями в отношении новых российских подданных которые просто не желали жить по новым навязанным из вне правилам.Российская империя завоевывая новые земли и загоняя в подданство неизвестные покамест для себя народы всегда сталкивалась с сопротивлением этносов.И сопротивление это было разным.Одно дело неистовые башкиры,которые были врагами 300 лет,с времен И. Грозного вплоть до конца Пугачевщины,народ переживший чудовищный геноцид со стороны императорской России и ее сатрапов,был принципиально против русских на своей земле,был против заводов Демидовых, Строгановых... коптящих небо по которому бегал их священный Тулпар.Они не признавали административных границ которые им навязала России,препятствовали любому статуту,ограничевающему их личную свободу.И имперской России пришлось не сладко.Другое дело вотяки - удмурты,маленький фино - угорский этнос,совершенно мирный народ .Никогда не воевали ,занимались лесными промыслами,платили дани столетиями и оставались самобытными столетиями.Наивные вотяки были не против русских заводов,они были против русских крестьян которые занимали их земли ,сжигали их леса.Им было невдомек,что императорская Россия была нетерпима к чужим религиям,не считала нужным их уважать.Вместе с русскими в Закамье пришло христианство и насильственное крещение ,после чего вотяки автоматически становились бесправными крепостными крестьянами.Русские заводы став центрами христианизации принесли вотякам не только потерю промысла,но и потерю личной свободы.Непокорные карались огнем и железом,на страницах учебников истории не видно крови, не слышно стонов и плача многих тысяч насильственно возведенных в российское подданство.Цель этой ветки НЕ В РАЗЖИГАНИИ НАЦИОНАЛИЗМА, растравлении национальной памяти ,а в том числе,чтобы рассказать о беспримерно высокой цене таких ,,присоединений,, нередко катастрафических для обоих сторон,показать шаткость тех государственных институтов,которые строялись на крови и принуждении к послушанию целых народов,насилиии над их национальной едентичностью,пренебрежительным отношение к непонятном и незнакомому укладу жизни...Присоединяйтесь к обсуждению,господа.
Реклама
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31969
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение Gosha »

ivan lopata: 18 янв 2022, 03:28 Господа, предлагаю обсудить тему трагических судеб тех малых и больших народов ,которые волею судьбы попадали под молот завоевательной внешней политики Императорской России,которая как любая империя захватывает любыми средствами свободное пространство для дальнейших экспансий и навязывает собственное общественно - социальное устройство в чуждых для него условиях.
Выходит Царская Россия была деспотическая империя, а СССР не был Империей Советов. Что важно при Царизме Тысячу лет существовали Малые народы, и Законы империи оберегали малые народы от притеснения! Церковь не давало добро на браки с инородцами, этим оберегала этническую неприкосновенность. В Царскую армию инородцев начали набирать с XVIII века.

Другое дело в Советской империи инородцев не стало все стали Советским народом и гольды с марийцами стали в одночасье стали русскими. При Сталине перевели всех крестьян, всех дехканин, все чабанов, депортировались целые народы татары, чеченцы. ингуши, поляки, немцы, литва, румыны и т.д. Помимо этого ликвидировали помещиков, священнослужителей, дворян, купцов, интеллигенцию-мещанство, кулаков, подкулачников-середняков, мастеров-кустарей и профессиональных рабочих, даже спецов которые с одобрением встретили «Великий Октябрь».

Остался в СССР один люмпен-пролетарий объединенный в Национальные Резервации союзных республик!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
ivan lopata
Всего сообщений: 234
Зарегистрирован: 05.05.2018
Образование: высшее гуманитарное (историческое)
Политические взгляды: космополитические
Профессия: торговля
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение ivan lopata »

Эта ветка посвящается только дореволюционной имперской России,СССР не обсуждается.От слова совсем.Ну что ж, вот мы и выясним теперь, как императорская Россия ,,берегла,, свои малые народы.Начнем с башкиров,это будет логично,они были последовательными ненавистниками русских на протяжении почти 300 лет,впрочем Империя платила им тем же.Древний тюрский царь Коркут привел древних тюрков с Алтая на Южный Урал,тюрки смешались с местными уграми и к 10 веку превратились в башкир, башкортов ,,людей- волков,,.От соседей булгар,которые станут татарами башкир будет отличать образ жизни- полукочевое скотоводство.Русские колонизаторы называли их ,,межеумками между дикими и градолюбивыми народами,,Башкирия была огромна,ее земли простирались от реки Чусовой на севере,до Урала на юге,от Тобола на востоке и до реки Черемшан на западе.Башкирия разделилась на лесостепную и горную.Образ хозяйствования определил образ государственности- союз родов.Их было около 30.Раз в год родовая знать собиралась на съезд - йыйын,где решались вопросы всего народа .Площадка для съезда находилась между плоской лесной горой Кургаул и рекой Агидель.Когда на Волге окрепла Волжская Булгария,башкиры - их близкие родственники попали в зону их интересов.Ислам навязывать башкирам не стали,люди - волки продолжали почитать каменных баб и верить в Тенгри.Булгария погибла от монголов, а выжившие стали татарами.Улус Джучи проглотил все государства тюрков,хан Узбек потомок Джучи привел Золотую Орду в ислам,отменил баскаков,рассадил по завоеванным землям местных ханов,которые сами собирали дань.Так башкиры получили 2х ханов- братьев Басмана и Барача.Ставка Басмана находилась у горы Сакмары,близ впадения реки в Урал.Впоследствии русские переименуют эту гору в Маяк.Ставка Барача находилась в месте впадения реки Уфы в Агидель.Русские стрельцы в 16 в. построят здесь крепость Уфу.Сын Барача - Тура кочевал по холмам вдоль речки Слак.Вскоре, башкиры станут мусульманами и на горе Кургаул встанут минареты мечети Гази.Через 400 лет Оренбургская экспедиция безжалостно спалит мечеть,а на священном поле будут стоять полки Ивана Кирилова - первого руководителя экспедиции.
Аватара пользователя
Автор темы
ivan lopata
Всего сообщений: 234
Зарегистрирован: 05.05.2018
Образование: высшее гуманитарное (историческое)
Политические взгляды: космополитические
Профессия: торговля
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение ivan lopata »

Орда развалилась после завоевания Тамерлана на татарские ханства,а ханства разорвали Башкирию на 4 части - даруги.Казань завладела Казанской даругой- западом и центром Башкортостана,Сибирское ханство- Зауральем,сибирская даруга - Ногайской орде .При Грозном Русь начала наступление на татар.В 1552 г пала Казань. В 1556г - Астрахань. Башкиры решили,что воспользовавшись ситуацией можно объединить все даруги если присягнуть ,,белому царю,, отдельно от казанцев, сибирцев,ногайцев.Башкиры определили условия присоединения к Руси на йыйине.Ислам нерушим,земля принадлежит не русским боярам,а башкирским родам.Местная власть - местному самоуправлению и никакого крепостного права,никаких попов.Грозный подписал эту грамоту.Россия не раз нарушит этот договор,ведь зачем русским новые земли без рабов,разгневанные башкиры начнут бунтовать,а русские начнут искать грамоту Грозного- ведь если нет грамоты нет и уговора.Не найдут.Уже через 15 лет начнутся первые бунты против русского господства.Сибирский хан Кучум,ставленник Бухары подбил на бунт против русских все Поволжье - марийцев - черемисов,татар и башкир.Вогулы - манси напали на новые русские городки Урала.Волга и Кама стали азиатским фронтом Руси.Для настоящей войны у Грозного сил не было,а коварства было в избытке.Он взял и подарил Сибирь купцам Строгановым. Давайте,типа,осваивайте.В 1574 г.русские стрельцы построили на Волге крепость Тетюши против татар и крепость Кокшайск против черемисов.На башкирской Агидели боярин Челядин заложил крепость Бирск,а воевода Нагой - крепость Уфу.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31969
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение Gosha »

ivan lopata: 20 янв 2022, 18:31 Ну что ж, вот мы и выясним теперь, как императорская Россия ,,берегла,, свои малые народы.
За Советизацию Малых Народов

«В России, согласно «Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации», проживают сорок пять коренных малочисленных народов. В соответствии с законодательством РФ к коренным малочисленным относятся народы, живущие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. К малочисленным в нашей стране относятся народы, насчитывающие менее 50 тысяч человек. Наряду с социальными характеристиками и специфическим культурным обликом их главная отличительная особенность - сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего форм хозяйственной деятельности (оленеводство, охота, рыболовство и собирательство). Уникальной особенностью народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является и то, что они не создали классовых обществ. Это наложило отпечаток на все формы их социальной и культурной жизни».

Сейчас в РФ - нет охоты - нет рыболовства - нет собирательства - нет оленеводства - нет национальных промыслов, по этой причине малые народы не могут продолжать свой уклад жизни.

В особую группу народы Севера были выделены в середине 1920-х гг. В законодательно закрепленный список тогда вошло двадцать шесть народов, которые вначале именовались в официальных документах как «туземцы, племена, населяющие северные окраины», «народности и племена северных окраин» и т.п. Позднее за ними на долгие годы закрепилось название «малые народности Севера». На иерархической лестнице в национальной структуре «малые народности Севера» стояли за «просто народностями», после них шли национальные группы и этнические меньшинства. Столь высокое статусное положение этой весьма немногочисленной группы народов объяснялось особенностями их этнического происхождения. В отличие от национальных групп и этнических меньшинств, все они формировались как этнические общности на местной аборигенной основе, были исконными, коренными жителями на своей территории.

Рассмотрим основные вехи истории малочисленных народов Севера в составе Российской империи. До 20-х гг. Х1Хв. страна проводила в отношении северных «инородцев» политику косвенного управления. В царской России государство относилось к ним как к колонизированным народам и решало вопросы их жизнедеятельности фактически с позиции силы, диктата, давления. Властно-императивные методы были основными в регулировании взаимоотношений государства и малых народностей. По Положению 1763 г., коренным народам Сибири вменялось в обязанность вносить в казну государственную подать - ясак, который, по сути дела, ничем не отличался от дани. Ясачный сбор состоял из собственно ясака - обязательного платежа - и добровольных приношений, «поминков», которые со временем стали такими же обязательными. Ясак принимали преимущественно пушниной. Размер ясачного оклада колебался от одной до десяти-двенадцати собольих шкурок. По мере истребления соболей и других пушных зверей его стали уплачивать деньгами. В обыденную жизнь северных народов власти, как правило, не вмешивались. Их внутреннее управление осуществлялось на основе обычного права.

В 1822 г. царское правительство провело реформу управления Сибирью. Сибирским генерал-губернатором графом М.М. Сперанским специально для аборигенов был разработан «Устав об управлении инородцев» [с. 394-417], в соответствии с которым народы Сибири делились по хозяйственно-культурному типу на три группы: бродячие, кочевые и оседлые. Устав ограничивал опеку над аборигенами со стороны русской администрации, которая должна была отныне осуществлять «общий надзор». Разрешалась свободная торговля с аборигенами, упорядочивалось налоговое обложение. Авторы реформ рассматривали «Устав» как первый шаг на пути преобразования всей жизни народов Сибири. Стремясь к федеративной форме управления государством, они считали необходимым разработать для каждого народа свои особые законы. Таким образом, «Устав» пресекал попытки местных властей изолировать коренное население Сибири от русского, открывая аборигенам свободный и беспошлинный сбыт своей продукции и разрешая всем торговцам беспрепятственный доступ на их территорию.

«Устав» лежал в основе «Положения об инородцах» 1892 г. [с. 1-44], который являлся комплексным нормативно-правовым актом, содержащим общие нормы, регулирующие взаимоотношения органов государственной власти Российской империи с инородческим населением. «Положение» закрепляло следующее: права инородцев (ч. 1 «Положения»); порядок создания и функционирования органов самоуправления (ч. 2); основные обязанности родовых управлений, инородных прав, степных дум и процесс судопроизводства (ч. 3); а также предусматривало порядок сбора податей и повинностей инородцев (ч. 4).

Так же, как «Устав об управлении инородцев», «Положение об инородцах» 1892 г. закрепляло дифференцированный подход к определению правового статуса различных групп малочисленных народов, в его основе лежало два фактора: территория проживания и образ жизни. «Положение» делило инородцев на три разряда: оседлые, кочевые и бродячие. Принадлежность рода, племени или семьи к определенному разряду устанавливалась при проведении переписи или ревизии (ст.4). Оседлыми признавались имевшие постоянное место жительства лица, которые проживали в деревнях и занимались земледелием либо проживали в городах и занимались торговлей или иными городскими промыслами. Эти инородцы были уравнены в правах с остальными российскими подданными, принадлежащими к одному с ними сословию (ст.16). Безусловно, «Положение» предоставляло обширный круг прав, а именно то, что территория проживания инородцев охранялась государством, за племенами закреплялись земли, на которых русским запрещено было селиться (ст. 31). Основой управления инородцев признавалось родовое самоуправление (ст.34); вводился упрощенный порядок судопроизводства по большинству дел (ст.37); утверждалось право заниматься традиционной деятельностью и промыслами (ст. 29). Они также получали освобождение от рекрутской повинности и ряда налогов (ст.42,44); имели право на государственную защиту и право «приносить жалобы на стеснение и обиды» (ст.59).

Можно утверждать, что данное «Положение» являлось эффективным регулятором отношений между коренными народами и органами государственной власти Российской империи. Оно включало в себя механизмы, защищающие инородческое население в случае возникновения стихийных бедствий, эпидемий, неурожаев и других чрезвычайных ситуаций и действовало вплоть до революции 1917г.

Несмотря на позитивные тенденции в развитии политики Российской империи по отношению к малочисленным народам, проблема их выживания в то время оставалась острой. В отчете за 18841891 гг. приамурский генерал-губернатор Андрей Николаевич Корф писал императору о том, что инородцы, проживающие в Приамурье, находятся в полудиком состоянии. По его мнению, на них мало обращалось внимание властей, они оставались в забвении. Отношение администрации к инородцам ограничивалось лишь сбором налогов.«Охота и рыбная ловля составляют их единственный источник средств к существованию. При этом они жестоко эксплуатируются купцами, торгующими с ними посредством водки. Торговля с ними ведется в основном меновая. При этом эксплуатацию ведут не только русские купцы, но и китайские. В целях ограничения эксплуатации инородцев были устроены специализированные ярмарки предметов первой необходимости и специальные склады товаров, необходимых инородцам». (Государственный архив Хабаровского края, далее - ГАХК. НСБ. Инв. № 2708. С. 8-12)

Генерал-губернатор Приамурья Сергей Михайлович Духовской в своем отчете за 1893-1895 гг. отмечал, что упадок жизни инородцев происходит под влиянием распространения цивилизации, из-за чего они потревожены на своих заповедных местах. Подчеркивалось, что на их жизни сказывается влияние приграничного Китая, пытающегося установить свою юрисдикцию.(ГАХК, НСБ. Инв. №2711. С. 20-22) Кроме того, возникли такие явления, как алкоголизм и наркомания: водка и опиум прочно вошли в обиход коренного населения. Спиртные напитки поставлялись русскими, китайскими, корейскими торговцами, наркотики - в основном китайцами.

Как отмечают некоторые ученые, царская Россия была классической многонациональной империей, в которой доминирующее положение русского народа было закреплено фактически, а отчасти и юридически. Национальные меньшинства - «инородцы» - в той или иной степени подвергались различным ограничениям и были объектами насильственной ассимиляции (русификации). В то же время национальные окраины и меньшинства обладали особым правовым статусом и элементами самоуправления, политика ассимиляции в целом не носила систематического всеобъемлющего характера и имела ограниченные результаты.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Российской империи в период с конца XIX в. до 1917 г. сложилась политика особого управления. С одной стороны, она определила особое правовое положение северных народов, с другой - породила политическую изолированность этих групп населения. Охранительные государственные меры ставили своей целью обеспечение развития малых народов в составе Российской империи. Необходимость сохранения и развития коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, определения их правового статуса и принятие мер для защиты их прав осознавалось уже в то время. Многие государственные и общественные деятели говорили о том, что равнодушное отношение к проблемам малочисленных народов противоречит идеям развитого общества и принципам гуманизма;ими осознавалась специфика жизни и быта инородцев. особенности мировоззрения, их отличие от пришлого русского населения.

Октябрьская революция 1917 г.открыла следующий этап в развитии законодательного оформления прав и свобод коренных малочисленных народов России. Характерной особенностью этого исторического этапа можно считать процесс формирования органов государственной власти и управления малочисленных народов, сопровождаемый учреждением специальных органов общероссийского и местного значения, осуществляющих государственную защиту. Свободы появились - а народы исчезли! Зачем они нужны, если есть заключенные и расконвоированные.

Необходимо отметить, что после Октябрьской революции 1917 г. государство ликвидировало особый статус инородцев (нет и нет проблемы), и представители коренных народов были уравнены в правах (права на бумаге) с другими гражданами России. В ст. 22 Конституции РСФСР 1918 г. декларировалось, что установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на основании расовой и национальной принадлежности, угнетение национальных меньшинств и ограничение их равноправия противоречат основным законам республики.

В первые годы советской власти вопросы самоуправления коренных народов, как правило, регулировались на региональном уровне. Можно выделить ряд причин, обусловивших такой подход. Во-первых, в годы Гражданской войны и интервенции центральные органы власти контролировали не всю территорию страны. Во-вторых, шел поиск форм административного устройства и самоуправления с учетом особенностей жизни и быта малочисленных народов.

Ярким примером, заслуживающим особого внимания, является рассмотрение государственной политики Дальневосточной республики (ДВР) в отношении национальных меньшинств, проживающих на дальневосточной территории. Специфичность государственной политики ДВР (1920-1922 гг.) в этом направлении во многом обусловлена остротой национального вопроса. Дальневосточная республика была образована в 1920 г. в качестве буферного государства. Учредительное собрание ДВР 27 апреля 1921 г. приняло «Конституцию Дальневосточной республики», которая включала в себя раздел о гражданах и их правах, провозглашавших равенство всех граждан перед законом и право национальных меньшинств на самоопределение.[10, с. 1- 23]

В основном законе ДВР были сформулированы общие положения, предоставляющие туземным племенам, населяющим территорию ДВР, право на обширное самоуправление. Контроль за деятельностью самоуправления был возложен на Министерство по национальным делам. Однако некоторые политические деятели считали, что в развитие основного закона должен приниматься закон «органический, провозглашающий автономию туземных племен и создание на основании этого закона туземных органов самоуправления». (ГАХК Ф. 18. О. 4. Ед. хр.1 С. 39-42)

«Политико-правовое положение малых народов осложнялось еще и тем, что революция отменила старые законы о туземных землях и взамен не дала нового». [13, с. 41] Правительство ДВР предпринимало немало усилий по устранению этого «белого пятна».

Одним из первых актов советской России, посвященных статусу коренных народов, было «Временное положение об управлении туземных племен, проживающих на территории Дальневосточной Республики», введенное в действие 31 октября 1922 г.. [13, с. 70-73] Согласно этому положению, туземные племена признавались особой группой народонаселения, равной в правах с остальными гражданами Дальневосточной республики, но отличающейся порядком управления (ст.1). Им предоставлялось право на самоуправление на основании обычаев (ст.5), и эти

обычаи должны были учитывать все учреждения республики при рассмотрении дел туземцев (ст.6). Представители туземных племен освобождались от воинской повинности и уплаты общегосударственных налогов (ст.8). Органами самоуправления туземных племен являлись родовые Советы, туземные управы и съезды родовых Советов (ст.9). В данном документе прослеживается влияние отмененного «Положения об инородцах», что явилось прогрессивным шагом Советского госу-дарствав отношении малочисленных этносов.

Национальный вопрос в государственной политике ДВР занимал важное место, но при решении многих проблем, как и сейчас, существовали трудности - экономические, социальные, культур-ные.Отмечая этот факт, министр по национальным делам ДВР К.Я. Лукс в записке заместителю народного комиссара по делам национальностей Карклину и заведующему восточным отделом Наркомата по иностранным делам Духовскому указывал на то, что в своей деятельности Министерство национальных дел ДВР во многом способствовало улучшению положения туземных народностей Дальневосточной республики. Вместе с тем он обращал внимание на необходимость выработки принципиально нового положения о туземцах, отсутствие которого снижало эффективность государственной политики в национальном вопросе (ГАХК. Ф. 18. О. 4. Ед. хр. 1. С. 108-111). Положительный опыт Дальневосточной республики в области национальной политики представляет ценность и сегодня, когда остро стоит вопрос о создании регионального комплексного нормативного акта, регулирующего статус коренных малочисленных народов Приморья.

В советские времена превалирующей схемой политики национальной идентичности была модель «матрешки», в которой несколько уровней идентичности вкладывались один в другой. [18, с. 174]Самый верхний уровень представлял «советский народ», выходящий за пределы этнично-сти. Ниже советского народа находились нации пятнадцати союзных республик, затем - меньшие этнические группыи, наконец, малочисленные народы.

По мнению П.Ратленда, советская национальная политика сочетала в себе некоторые отличительные элементы:

а) признание укорененности этнической идентичности в культуре и языке, содержащих в себе исконную этнографическую модель человеческого поведения;
б) этнотерриториальный федерализм, основанный на ленинском политическом прагматизме, нацеленном на превращение этничности в источник легитимности и в фактор опоры для нового государства, при одновременном обеспечении государственного управления и контроля над ней. [18, с.174]

Всероссийским органом, ведающим вопросами государственной национальной политики, являлся Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, созданный в соответствии с Конституцией 1918 г. В отделе национальных меньшинств Комиссариата в 1922 г. был создан Полярный подотдел управления туземными народами Севера, на который возлагались задачи изучения быта, образа жизни малочисленных народов Севера и организация управления ими, а также снабжения их необходимыми средствами производства, продовольствием, одеждой. Главной целью подотдела являлось «изыскание всех возможностей к улучшению юридического положения и экономического состояния» этих народов [32, с.253].

Наркомнац был ликвидирован в 1924 г., а в 1925 г. создан Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК, или Комитет Севера[31]. Специализированный, «имеющей своей задачей содействие планомерному устроению малых народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношениях» (п.1), Комитет Севера, несомненно, был единственным советским органом, с деятельностью которого связывается значительный вклад в экономическое, политическое и культурное становление коренных малочисленных народов. Он выступал также «органом проведения национальной политики в отношении народностей Севера» [17, с.163].

Комитет Севера существовал с 1924 г. по 1935 г. и начал свою деятельность с организации экспедиций с участием медиков для обследования быта народов Севера и проведения работ по охране их здоровья. Он содействовал созданию местных органов советской власти и культурно-просветительских организаций.

Ликвидация в 1953 г. Комитета Севера ознаменовала собой более чем 50-летний перерыв (до образования в ноябре 1989 г. Государственного комитета РСФСР по национальным вопросам) [2, с.179] в существовании и функционировании органов, занимающихся проблемами национальных меньшинств и северных малочисленных народов. Одной из основных задач государства в отношении коренных малочисленных народов являлось определение оптимальных форм управления этими народами. Возник вопрос о создании органов государственной власти, с одной стороны, обеспечивающих включенность этой группы населения в государственное строительство, а с другой- адаптированных к специфическим условиям жизни.

Определенный интерес представляет правовое регулирование вопросов землепользования у коренных малочисленных народов, которое осуществлялось в соответствии с общими тенденциями социально-экономического и политического развития страны. Декретом 1917 г. о земле[4] было не только ликвидировано помещичье землевладение, но и вообще отменено право частной собственности на землю. Несколько позже, в феврале 1918 г.. ВЦИК принял Декрет о социализации земли[5], в котором было сказано: «Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Республики отменяется навсегда... Право пользования землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом». На практике это означало переход всей земли в собственность государства, которое предоставляло ее в пользование гражданам или их объединениям. Право пользования землей получили все граждане, независимо от пола и национальности, желающие обрабатывать ее своим трудом. Законодательно закрепилось, что в исключительную собственность государства переходили все недра, земли, руда, нефть, уголь, соль, а также леса и воды, имевшие общегосударственное значение. Таким образом, в положении инородцев ничего формально не изменилось. Земля, которой они пользовались, и до революции считалась государственной собственностью. Таковой она осталась и после революции.

Следующим этапом в развитии правового регулирования земельных отношений стали Декрет о недрах земли 1920 г.[6] и принятый в 1922 г. Земельный кодекс РСФСР[7]. В Декрете о недрах земли признавались утратившими силу все акты и договоры о правах на недра земли частных лиц и обществ. В соответствии с положениями текста декрета эксплуатация недр и распределение добытых полезных ископаемых находились в ведении Горного совета ВСНХ и его органов, а перспективные участки земли передавались последнему в порядке отчуждения. Земельный кодекс состоял из трех частей, в которых регулировались вопросы трудового землепользования, трудовой аренды, положение обществ крестьян-землепользователей, порядок трудового землепользования, а также правовой режим городских земель и государственных земельных имуществ (земель совхозов и государственного запаса) и вопросы землеустройства, в т.ч. порядок государственной регистрации землепользования и рассмотрения земельных споров, а также сельскохозяйственное переселение.

Вслед за упомянутыми выше законами были изданы акты об особенностях землепользования на территории автономных республик, областей и округов. Интерес представляет ряд важнейших правовых актов в отношении «трудового землепользователя» - «туземца Севера». Необходимо отметить, что в их основе лежали положения Декларации прав народов России, принятой в 1917 г. и провозгласившей право всех национальных групп России на свободное развитие. Наиболее значимым среди упомянутых актов было «Положение о первоначальном земельно-водном устройстве трудового промыслового и земледельческого населения северных окраин РСФСР» 1930 г.[14]. В нем предусматривалось выделение цельных и хозяйственно жизнеспособных территорий для образования национальных районов, закрепление соответствующих охотничьих, рыболовных, пастбищных угодий за туземным населением. Крайне важно отметить то, что основанием для наделения местного трудового населения охотничьими, рыболовными, пастбищными и другими угодьями следовало считать наличие фактически освоенных этим населением площадей. Земельно-водное устройство должно было производиться при участии трудового населения (ст.9).Важным моментом являлось то, что устанавливалась очередность: первыми угодья должны были получать народности Крайнего Севера и трудовое пришлое население. Однако в рамках названной категории граждан, к сожалению, приоритет отдавался колхозам и производственным кооперативным организациям.

В рассматриваемый период действовала система налоговых льгот племенам, населяющим северные районы. Так, в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР «О налоговых льготах племенам, населяющим северные окраины Союза ССР» 1928 г.[15] в пределах своих территорий они не облагались государственным промысловым налогом, единым сельскохозяйственным налогом, частично освобождались от гербового сбора и т.д.

Законодательные акты 1920-30-х гг. были посвящены преимущественно правовому режиму использования земель сельскохозяйственного назначения, на что в значительной степени влиял тот факт, что использовались земли в социалистическом (общественном) или частном секторе. Однако уже к середине 1930-х гг. это деление практически исчезло в связи с полным переходом к социалистической организации системы землепользования. Происходило расширение землепользования совхозов.

Ускоренное послевоенное промышленное развитие, в т.ч. строительство предприятий горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики, появление новых городов, вели к неизбежному интенсивному использованию всех видов природных богатств. В декабре 1968 г. были приняты «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик»[12], в которых, как и прежде, закреплялась государственная собственность на землю и прослеживалась преемственность положений Декрета №1 Всероссийского съезда Советов о земле, отменившего частную собственность на землю навсегда. Колхозам, совхозам, транспортным и другим несельскохозяйственным организациям, учреждениям и предприятиям, а также гражданам земля предоставлялась в бесплатное пользование. Никаких специальных норм о земельных правоотношениях коренных народов данные «Основы земельного законодательства» не содержали.

В Земельном кодексе РСФСР[8], принятом в 1970 г., отразились национальные, географические, климатические особенности землепользования и содержались только упоминания о землях для отгонного животноводства и оленьих пастбищах, которые могли предоставляться в долгосрочное пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям на срок до 25 лет (ст.11). Коренные малочисленные народы не выделялись в качестве самостоятельного субъекта земельных отношений. На общих основаниях их права землепользователей могли быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей(ст.21).

Необходимо отметить, что убытки, причиненные землепользователям, подлежали возмещению (ст. 22), однако в должной мере эта правовая норма не могла быть реализована именно применительно к районам Севера, Сибири и Дальнего Востока, поскольку она вошла в противоречие с логикой экстенсивного индустриального развития, чье разрушительное воздействие на природу приняло в последние десятилетия угрожающие масштабы.

В то же время нельзя не обратить внимания на тот факт, что в советский период многое было сделано для сохранения коренных малочисленных народов - блага цивилизации дошли до юрты, улучшились жилищные условия, были созданы транспортная инфраструктура, система медицинского обслуживания и школьного образования. Представители многих народов стали читать и даже печататься на национальных языках, появилась национальная интеллигенция. Индикатором

благополучия этих народов стал прирост населения. С другой стороны, такая система опеки породила у коренных северян чувство иждивенчества, уверенность в том, что все проблемы должны решать центральные власти[1, с. 48].

Негативным явлением, разрушающим в социально-экономическом и культурном плане развитие коренных малочисленных народов Се-вера,стала организация интернатов и вытекающий из этого отрыв детей от родителей. Дети не перенимали накопленные их предками навыки и обычаи. Не получив традиционного воспитания, молодежь устремилась в город, однако большинство не могло там прижиться. Возвращаясь в свои села, они с большим трудом привыкали и к работе своих предков, т.к. лес и река для них стали чужими. [9, с. 6-8]

Хозяйственная жизнь народов Севера была нарушена в ходе интенсивного промышленного освоения их территорий вне всякой зависимости от наличия или отсутствия территориальной автономии. Оказались невозможными или затруднительными традиционные формы хозяйствования, более того, была разрушена или сильно деформирована природная среда, с которой они теснейшим образом связаны. В новых отраслях производства народы Севера не смогли найти себе места.

За годы советской власти правовой статус коренных малочисленных народов подвергся наибольшей нормативной регламентации в государственной, финансовой и экологической отраслях советского права.

Налоговые и иные льготы северным малочисленным народностям предусматривались в Постановлении ЦИК и СНК от 16 октября 1925 г. «О налоговых льготах племенам, населяющим северные окраины Союза ССР»[21], в Постановлении СНК Союза ССР от 2 марта 1926 г. «О порядке льготного снабжения товарами Камчатского округа и Охотского района Дальневосточного края» [22], в упомянутом ранее Постановлении ЦИК и СНК от 28 марта 1928 г. «О налоговых льготах племенам, населяющим северные окраины Союза ССР» [23], Положение о государственном промысловом налоге, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 августа 1928 г. [24], Постановлении СНК СССР от 29 августа 1929 г. «О разрешении беспошлинного, безакцизно-го и безлицензионного ввоза товаров из-за границы в некоторые местности Дальневосточного края и Якутской АССР» [25], Указе Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1970 г. «О повышении не облагаемого подоходным налогом минимума доходов граждан, занимающихся кустарно-ремесленным промыслом» [19, с.43].

О детальном правовом регулировании традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов (особенно таких, как охота, пушной промысел, северное оленеводство, собирательство) свидетельствуют следующие нормативные акты: Положение об охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК от 10 февраля 1930 г. [26], Постановление Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 г. «О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР» [29], Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6 января 1942 г. «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке» [20, с.61], Постановление Совета РСФСР от 3 февраля 1964 г. «О мерах по дальнейшему увеличению производства пушнины в звероводческих хозяйствах потребительской кооперации для экспорта» [27, с. 127], Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1958 г. «О мерах по дальнейшему развитию северного оленеводства» [36, с. 407], Постановление Совета Министров РСФСР от 30 октября 1962 г. «О порядке отстрела диких северных оленей» [36, с. 409], Постановление Совета Министров РСФСР от 26 октября 1957г. «О мерах по улучшению использования кедровых насаждений, развитию промыслов и увеличению заготовок кедровых орехов, пушнины, боровой дичи и дикорастущих ягод в таежных районах Сибири, Дальнего Востока и Севера европейской части РСФСР» [28, с. 183] и др. Проанализировав вышеуказанные правовые акты, можно сделать вывод о подзаконном характере регулирования отношений, связанных с жизнью и деятельностью коренных малочисленных народов РСФСР.

Вывод: Малые Народы СССР подкосила повальная Коллективизация - Освоение Заполярья и ГУЛАГ!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабай А.Н., Киселев Е.А. Конституционно-правовое положение коренных малочисленных народов Приамурья. Хабаровск, 2005.
2. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 3/4.
3. Полное собрание законов Российской империи. Т. 38. СПб., 1830. С. 394-417.
4. Собрание узаконений РСФСР (далее - СУ РСФСР). 1917.№1. Ст.3.
5. СУ РСФСР. 1918. №25. Ст.346.
6. СУ РСФСР. 1920. №36. Ст.171.
7. СУ РСФСР. 1922. №68. Ст.901.
8. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 28. Ст. 581.
9. Ким А.С., Кныш А.В. и др. Малочисленные этносы Приамурья. Хабаровск, 1993.
10. Основной закон (Конституция) Дальневосточной Республики. Владивосток,1921.
11. Перепелкин Л.С., Руденский Н.Е. Национальный вопрос и права народов в СССР: опыт социально-политического анализа. М., 1990.
12. Ведомости Верховного Совета СССР, 1968. № 51. Ст.485.
13. Вестник Дальневосточной Республики. 1922. №5,6. С. 70-73.
14. СУ РСФСР. 1930. №46. Ст.547.
15. Свод законов СССР (далее - СЗ СССР). 1928. №21. Ст.186.
16. Свод законов Российской Империи. Т. 2. Ч. 7. СПб., 1903.
17. Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера. Новосибирск, 1990.
18. Ратленд П. Присутствие отсутствия: об этнической политике в России // Полис. Политические исследования. 2011.№2. С. 172-189.
19. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.8. М., 1972.
20. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.3. М., 1968.
21.СЗ СССР. 1925. №74. Ст.543.
22. СЗ СССР. 1926. №14. Ст.101.
23. СЗ СССР. 1928. №21. Ст.186.
24. СЗ СССР. 1928. №50. Ст.443.
25. СЗ СССР. 1929. №54. Ст.507.
26. СУ РСФСР. 1930. №9. Ст.109.
27. Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. Т.7.
28. Систематическое собрание законов РСФСР, Указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. Т.7. С.469-471; Т.8 С.183.
29. Собрание постановлений РСФСР. 1958. №10. Ст.106.
30. Собрание законодательства Российской Фе-дерации.2000. №14. Ст.1493.
31. СУ РСФСР. 1925. №12. Ст.79.
32. Янович Д. Северные туземцы // Жизнь национальностей. 1923. № 1.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
ivan lopata
Всего сообщений: 234
Зарегистрирован: 05.05.2018
Образование: высшее гуманитарное (историческое)
Политические взгляды: космополитические
Профессия: торговля
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение ivan lopata »

Вот так и получилось,что мечта башкир объединить все даруги в одно государство обернулась русской акупаций их земель.Крепость Уфу боярин Нагой возвел как раз там, где был прежде огромный кочевой город Барач - хана.Русские построили христианский собор,где кресты стояли на полумесяцах.Это обозначило,что на башкирской Агидели христианство поперло ислам.Уфа будет главным акупационным городом Башкирии вплоть до 1743 г. - до появления Оренбурга.Русские быстро распознали Башкирию - страну щедрую и красивую.Ползучая крестьянская колонизации показалась местным жителям нарушением договора с Русью и начались бунты.Поначалу совместно с татарами,как в 1616 г .Но в 1645 г. башкиры выступили самостоятельно.А русская власть решила начать масштабную колонизацию.Наряду с перемещением русских крестьян,в 1652 г. с татарской стороны Башкирию огородили Закамской линией крепостей- от Самары на Волге до Мензелинска на Каме, чтобы держать башкир в смирении.Русская власть стала брать в плен аманатов- заложников,благородного происхождения, их держали в крепостях и могли убить если начинались волнения.В 1661 г. всю Башкирию поднял на мятеж батыр Сары Мерген .Воеводские команды возмущало,что башкиры вели себя непокорно,чуть что ,,стрелами и саблями метались,,Этим бунтом воспользовались потомки хана Кучума- его внук хан Давлет Гирей задумал возродить Сибирское ханство.Вогулы - манси и остяки - ханты напали на город Березов.Самоеды - ненцы уничтожили заполярный Пустоозерск в дельте Печеры.А в Башкирии отряды царевичей Кучука и Абугая - правнуков Кучума сожгли Ирбитскую свободу,Катайский остров и Долматовский монастырь.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31969
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение Gosha »

ivan lopata: 22 янв 2022, 18:24 Вот так и получилось,что мечта башкир объединить все даруги в одно государство обернулась русской акупаций их земель.
Гумилев совершенно верно заметил что у каждой народности существует молодость зрелость и в конце концов наступает смерть. Народность не исчезает. а растворяется среди других народов ассимилируется.

В это понятие входят, разумеется, и те народы, которые были ассимилированы восточными славянами еще до того, как сложилась русская народность. Слово «русские» как этноним начинает утверждаться в XVII—XVIII вв., причем означало оно всех восточных славян.

В его современном значении оно укореняется только после 1917 года – в отношении тех, кого до революции звали великороссами.
Среди ассимилированных русскими народов есть полностью ассимилированные еще в древности, упоминаний о которых давно уж нет; есть почти поглощенные; и есть те, в отношении которых уже столетиями идет медленный процесс слияния с русскими, но эти народы остаются еще довольно многочисленными.

Древнерусская народность – предок русских, украинцев и белорусов – сложилась в результате слияния множества восточнославянских племен. Если говорить только о великороссах, то на месте их возникновения жили во времена Киевской Руси племена словен, кривичей и вятичей. Причем вятичи влились в древнерусскую народность позже других. Еще в середине XII века они сохраняли независимость. Да и в битве на Калке 1223 года участвовало отдельное войско от вятичей, как сообщал Василий Татищев.

Наряду со славянскими племенами в нынешней Центральной России жили тогда племена балтские и финно-угорские. В летописях сообщается, что в середине XII века в верховьях реки Протвы на границе нынешних Московской и Калужской областей жило племя голядь, которое историки считают тем же, что и галиндов, упоминаемых в Прибалтике еще Птолемеем (II век). Правда, не все согласны, что голядь была коренным населением Подмосковья. Есть версия, что это были потомки захваченных в плен и поселенных здесь прибалтийских галиндов. Под 1058 годом летопись сообщает о победоносном походе киевского князя Изяслава Ярославича на голядь. По ряду признаков, поход был совершен в прибалтийско-прусские земли.

Впрочем, названия многих рек и речек позволяют считать, что до прихода славян в Центральной России жило многочисленное коренное балтское население. Есть гипотеза, что их племенное имя происходило от литовского бога Криве, и что уже после ассимиляции славянами они стали именоваться кривичами. Как бы то ни было, балты Центральной России были ассимилированы русскими не позднее XIV—XV вв.

К северо-востоку от Москвы жило финское племя меря, к востоку – тоже финские племена мещера и мурома. Упоминания о мере и муроме сходят на нет к концу XIV века. Что касается мещеры, то она в большей степени была ассимилирована татарами, причем этот процесс происходил еще в ХХ веке. Часть татар удерживает название мишари, происходящее от древней мещеры.

Что же касается иноплеменных народов юга Киевской Руси – печенегов, торков, берендеев, половцев, ясов, касогов – то какая-то их часть была там ассимилирована. Но они вошли в состав не русского, а украинского этноса.

Заканчивая рассказ о временах Киевской Руси, следует подчеркнуть, что само усвоение восточными славянами названий Русь, русские, указывает на ассимиляцию ими изначальных русов неславянского происхождения. Были полностью ассимилированы также варяги (если это не то же самое, что и русы) и загадочные колбяги древнерусских летописей.

Север европейской России

В XIV—XVI вв. происходит дальнейшее расселение древнерусской народности на севере Русской равнины. Здесь упоминаются многие племена финского корня. Их ассимиляция растянулась надолго. Вплоть до начала ХХ века некоторые из них еще не были полностью ассимилированы русскими, а отдельные малые народы сохранились до сих пор.

На Севере мало целиком ассимилированных русскими народов. Тут можно говорить о значительной ассимиляции, о продолжающемся процессе слияния. Не все народы были ассимилированы именно русскими. Так, ямь (емь) вошла, по-видимому, в карельский этнос, а печора – в этнос коми или манси. Чудь заволоцкая жила в бассейнах Северной Двины и Онеги, но с XIV века о ней нет упоминаний.

Весь обитала в районе Белого озера в нынешней Вологодской области и упоминалась среди народов, принимавших участие в летописном призвании варягов-руси. До революции 1917 года называлась также чудь. В советское время этот народ официально именуется вепсы. Его численность неуклонно сокращалась всё советское время – от 33 тысяч в 1926 году до 8 тысяч в 1979-м. По переписи 2010 года вепсов в России было 6 тысяч.

Водь, которой в середине XIX века в Санкт-Петербургской губернии насчитывалось больше 5000, в настоящее время менее одной сотни человек.
Ижора в тех же краях полтора столетия назад насчитывала больше 17 тысяч, сейчас её чуть более 200 человек.

Поволжье, Сибирь и другие регионы

В ХХ веке происходила ассимиляция русскими многочисленных народов Севера и Поволжья: карелов, коми, мордвы, марийцев. Так, численность мордвы достигла пика в 1939 году – почти полтора миллиона, после чего неуклонно убывала. В настоящее время людей, относящих себя к мордовских этносам (мокша и эрзя), менее 750 тысяч. Процесс ассимиляции налицо, но полное слияние с русскими мордве в ближайшей перспективе пока не грозит. Такая же ситуация с другими крупными финно-угорскими народами России.

В Поволжье средневековыми источниками упоминаются булгары, буртасы и другие народы тюрского, возможно и ещё какого-то происхождения. Упоминания о них исчезли, но их не относят к ассимилированным русскими. Так, волжские булгары дали начало чувашам, значительная их часть влилась в татар.

В Сибири источниками упоминаются многие народы, которых нет в настоящее время. Однако их на этом основании ещё нельзя зачислить в число полностью ассимилированных русскими. Многие из них слились с более крупными народами, родственными им по языку и образу жизни. Это хорошо просматривается на недавнем примере алюторцев на севере Камчатского края, которые слились с коряками. Отдельные народы Севера и Сибири могли вымереть в силу своей малочисленности и невозможности заниматься традиционным хозяйством.

На Кавказе русские не ассимилировали ни один народ.

В целом, общая историческая тенденция такова. Русские проявляют способность поглощать народы финно-угорской группы, причём этот процесс происходит до сих пор. Ассимиляция других народов России была затруднительна или почти невозможна. Общее количество этносов, полностью поглощённых русскими, исчисляется единицами.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Kliper
Всего сообщений: 684
Зарегистрирован: 21.07.2018
Образование: высшее техническое
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение Kliper »

ivan lopata: 18 янв 2022, 03:28 но благодаря активной завоевательной политике русских императоров,были Российской империей поглощены,их земли присвоены,и нередко после колониального захвата и геноцидов,местные русские администрации,под нажимом реляций из столицы навязывали покоренным народам чуждые им ценности,проводили политику размывания национальной единтичности,запретов,притеснений,репрессий,все это нередко сопровождалось насильственным действиями в отношении новых российских подданных которые просто не желали жить по новым навязанным из вне правилам.
Вы по школьной привычке ставите знак равенства между понятиями "русский" и "российский", что в корне неверно. Начиная с времён Петра и до конца 18 столетия власть в России делили между собой уроженцы Австрии, Пруссии и Голландии, а также их прямые потомки. В то же время постепенно росло влияние англичан и французов, ставших в России 19 века весомой политической силой. Единственной привилегией русских в России, по сравнению с другими покорёнными европейцами народами, было распространение их языка, но и то с большим числом заимствований.

Отправлено спустя 2 часа 17 минут 16 секунд:
ivan lopata: 18 янв 2022, 03:28 Одно дело неистовые башкиры,которые были врагами 300 лет,с времен И. Грозного вплоть до конца Пугачевщины,народ переживший чудовищный геноцид со стороны императорской России и ее сатрапов,был принципиально против русских на своей земле,был против заводов Демидовых, Строгановых... коптящих небо по которому бегал их священный Тулпар.Они не признавали административных границ которые им навязала России,препятствовали любому статуту,ограничевающему их личную свободу.И имперской России пришлось не сладко.
Всё может быть, но откуда дровишки? Приведите источники информации. Иначе это лишь Ваше голословие.
Последний раз редактировалось Kliper 23 янв 2022, 18:39, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31969
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение Gosha »

Kliper: 23 янв 2022, 16:55 Начиная с времён Петра и до конца 18 столетия власть в России делили между собой уроженцы Австрии, Пруссии и Голландии, а также их прямые потомки.
Вы ошибаетесь с Рюрика все пошло! Нормандские корни, к ним добавились Византийские корешки - хазарские - половецкие - татарские - чеченские - всех не перечислишь. Только все иностранные корни пошли на пользу Российским правителям, которые правили более ТЫСЯЧИ ЛЕТ НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА!

Другое дело в Октябре - 1917 года пришли свои Доморощенные, что стало лучше?
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
ivan lopata
Всего сообщений: 234
Зарегистрирован: 05.05.2018
Образование: высшее гуманитарное (историческое)
Политические взгляды: космополитические
Профессия: торговля
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение ivan lopata »

Не было башкирских иноземных чиновников кроме РУССКИХ ДВОРЯН. Никогда не было.Раскидав татар под Тобольском сибирские драгуны поскакали в Башкирию и в камышах озера Иртяш порубали войско Сары Мергена.С запада в Башкирию вторглись полки казанского воеводы князя Волконского.3 года шла борьба с башкирами пока в Москве башкирские тарханы наконец не замирились с царем Алексеем Михайловичем,который обещал блюсти все обещания Ивана Грозного.В 1663 г . после войны Сары Мергена русские выстроили в Башкирии еще 2 крепости - на сибирской даруге - Шадринск,на осинской даруге - Кунгур.Кунгур начался с деревни на реке Ирень.Когда Сары Мерген уничтожил там все принадлежащее русским колонистам,оставшиеся русские попросили царя дать им новое место.Царь даровал мыс на месте впадения Ирени в реку Сылву.Здесь вырос мощный узел обороны.В 1681 г. Москва задумала учредить в Уфе епархию и окрестить башкир .В этот раз зеленое знамя борьбы за веру поднял сеит Садиир.Садиир обратился не к татарам Сибири а к тайшам Аюке и Замсе - вождям волжских калмыков.Калмыки пришли из Монголии в начале 17 века.Сначала они обосновались в Южной Сибири,на Верхнем Иртыше.Потом перешли через Уральский хребет и достигли Волги в районе Саратова.Российские власти не возражали ,если их Торгоутское ханство примет российское подданство. Калмыки его приняли и сразу об этом забыли,поскольку всегда были только за себя.Война Садиира вздыбила русскую Азию.Повстанцы напали на Кунгур,Уфу,Мензелинск,Самару.Россия испугалась.Правительница Софья отправила в Казань икону и от лица малолетних царевичей Петра и Ивана заверила,что у России в мыслях не было покушаться на веру башкир.Не тут то было.Война шла на Волге, Каме, Исети, Агидели.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31969
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение Gosha »

ivan lopata: 23 янв 2022, 18:27 Не было башкирских иноземных чиновников кроме РУССКИХ ДВОРЯН.
Так Башкиры иноземцы или русские дворяне?

Отправлено спустя 12 минут 57 секунд:
ivan lopata: 23 янв 2022, 18:27 Раскидав татар под Тобольском сибирские драгуны поскакали в Башкирию и в камышах озера Иртяш порубали войско Сары Мергена.
Надо же Яицкие казаки стали драгунами! А что на коне могут воевать, в пешем строе тоже, если на струги посадить то станут морской пехотой или водоплавающими стрельцами! Иван Васильевич не знал об подобном воинстве послал бы его в Ливонию под стены крепости Вайсенштайн, где погиб Малюта Скуратов!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
ivan lopata
Всего сообщений: 234
Зарегистрирован: 05.05.2018
Образование: высшее гуманитарное (историческое)
Политические взгляды: космополитические
Профессия: торговля
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение ivan lopata »

В конце концов Астраханский воевода пообещал тайшам - если калмыки предадут башкир,то смогут забрать их земли себе.Так и случилось,но как показала жизнь,России никогда нельзя было доверять.К началу 18 в,по населению Уфа занимала 136 место среди городов России и 14 место среди 111 русских крепостей.Округу стерегло Уфимское стрелецкое войско.Новое государство Петра 1 не стерпело башкирской автономии, дарованной Грозным.В 1704 г.к муллам в мечетях приставили попов,а ясак заменили денежным налогом.Башкиры снова взбунтовались.Они считали что крепят свое,защищают свою единтичность и обычаи, а Петр 1 считал что эти вольности в его держававе неуместны.Бунт возглавил старшина Дюмей Ишкеев и в Уфу по приказу Петра 1 прибыл хитрый фельдмаршал Шереметьев.Он оценил размах противостояния,отменил попов,вернул ясак,выпустил аманатов и уговорил Дюмея лично поехать к русскому царю на переговоры с посольством.В Астрахани прознали об успехах башкир, татары заволновались. Шереметьев поехал в Астрахань.А уфимский воевода быстро свернул все милости фельдмаршала и башкиры снова забунтовали.Дюмея быстренько повесили на площади.И тогда началась настоящая война.Загорелась вся Башкирия ,Понизовая Волга,Казачий дон и Кавказ.Запылало все южное подбрьюшье России.Башкирами командовал батыр Алдар Исянгильдин - опытный вояка.Он задумал отделить Башкирию от России,взбунтовал горцев и осадил главную русскую базу - Терский городок.Из Казани и Уфы выступили карательные отряды,но Алдар разбил их и загнал в Табынский острог,а сам, у Елабуги перевел свою армию через Каму и двинулся на Казань.
Аватара пользователя
Gosha
Всего сообщений: 31969
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение Gosha »

Для Знатоков Башкир

«Локальные бунты начинали вспыхивать еще при Алексее Михайловиче Романове, и разрастались, как пал сухой травы в степях. Башкиры объединялись с калмыками и ногайцами, поднимали татар, осыпали тучами стрел разъезды стражников, нападали на государственные обозы, жгли имения управляющих. Горело Закамье и Тобол, рушились остроги и церкви, разорялись соляные городки, а их работники бежали под укрытие крепости Уфы, в ответ царские войска не церемонились. Но сговорились, все пожалования Ивана IV были возвращены башкирскому народу».

Уже при Петре Первом все былые привилегии для башкир были снова отменены. Вместо символического ясака на плечи башкирского народа взгромоздили ярмо из 72-х казенных податей. И снова разгорались бунты против несправедливости. Самодержавие бунты давило, а в ответ строило заградительные защитные линии, рассекающие степь, Закамскую, Новокамскую и Оренбургскую, облекая башкирскую землю в стены фортификаций, так создавалась резервация.

Когда в уральских землях появился новый "царь Петр III", который пообещал всем угнетенным волю, царскую милость и свое благодушие - башкиры не остались в стороне. Десятки тысяч башкирских всадников влились в отряды Емельяна Пугачева и бились за свою независимость. Но супротив картечей, ядер и свинцовых пуль регулярной армии стрелы и копья - оружие слабое. Бунт был подавлен, виновные наказаны. Рвали ноздри и угоняли на каторгу, улусы разорялись, башкир притесняли все больше.

Но едва России требовалась воинская помощь в войнах - все внутренние распри забывались, и башкирские полки самоотверженно выступали на стороне Русской армии. Так было при Нарве, в Крыму, так было и в войне с Наполеоном. И в Первую мировую войну только из Уфимской губернии было мобилизовано 320 тысяч человек, в большинстве своем, представителей башкирского населения.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
ivan lopata
Всего сообщений: 234
Зарегистрирован: 05.05.2018
Образование: высшее гуманитарное (историческое)
Политические взгляды: космополитические
Профессия: торговля
 Re: Хищный царизм .О колониальной политике и притеснении нетитульных нородов в императорской России.

Сообщение ivan lopata »

Петр 1 сдернул войска с европейского фронта.Князь Хованский был брошен в Казань решать башкирскую проблему.Он остановил Алдара и потеснил к Каме.Астрааханский воевода вывел своих стрельцов на Кавказ и ударил в тыл горцам, освободив Терский городок.Кагда войска Хованского перешли Каму и вступили в Башкирию ,башкиры рещили замириться.Хованский заяввил о соблюдении башкирских прав и башкиры заплатили ущерб табунами.Но русским они больше не верили .Алдар ушел за Урал.Уфимский воевода наплевал на обещания как Хованского так и Шереметьева и весной 1709 г. Алдар поднял новый мятеж в Сибирской даруге.Башкиры вновь громили чуждые им русские монастыри,слободы,заводы поЧусовой, Исети,Тоболу.Алдар снова заговорил о самостийном башкирском ханстве.Два года с башкирами воевали тобольские драгуны.Война закончилась сама собой от взаимного истощения.В 1711 г. Алдар в Тобольске замирился с русскими.Алдар для башкир стал символом национального достоинства.После бунта он не прятаться а жил открыто.Аж в 1740 г, русские вероломно вызовут его в крепость Мензелинск и вежливо попросят аксакала,чтобы он убедил свой народ прекратить борьбу с Оренбургской экспедиций.Он откажется и его повысят в назидание всем башкирам.Мир в Башкирию так и не придет,их национально - освободильное движение начнет шириться.В конце концов на основе событий по заказу кунгурского бургамистра Юхнева для императрицы горный начальник Виллим де Геннин посоветовал землю у башкир отнять - ЧТОБЫ ОНИ НЕ БУНТОВАЛ НАДЛЕЖИТ ИХ ВЫВЕСТ В РУСИ И ПОТОМУ ПАШКИР ОТ НИХ БУДЕТ ПУСТ И ТАКА ХОРОШЕЕ ДОБРО ЗЕМЛЯ БУДЕТ ВПРЕД РУССКИМ СЕЛИТ.На том русское самодержавие и порешило.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Российская империя»