Египетские мифы.Авторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

«Гэрри Шоу его книга впервые переведена на русский язык в 2020 году».

Что было до меня? Что происходит вокруг меня? Что будет со мной после смерти? Как и мы, древние египтяне пытались разгадать загадки бытия; как и мы, они выдвигали гипотезы, наблюдая за окружающим миром. То, что мы сейчас называем мифологией Древнего Египта, родилось в результате таких наблюдений и размышлений; со временем из них сложилась уникальная картина мироздания.

Мифология – не просто свод историй о богах и героях, а способ осмыслить мироустройство. Каждое утро из-за горизонта появляется огромный светящийся шар; весь день он катится по небу, а затем тонет на западе. Что это за шар? Куда он пропадает? Каким образом он движется? Считаете ли вы солнце богом Ра, плывущим по небу в своей дневной ладье, или сгустком ядерных реакций, заставляющим нашу планету двигаться по орбите, – вы имеете в виду одно и то же природное явление. Древние египтяне изучали Вселенную, не зная о физике элементарных частиц, и делали из наблюдений свои выводы. Из их гипотез и теорий родилась оригинальная картина мира, сформировалось особое восприятие действительности; миф стал стержнем общества, сеткой культурных представлений, наложенной на карту природных явлений. Проникнутая внутренней логикой, жизнь обретала смысл; на место хаоса приходил порядок; беспомощность сменялась уверенностью; знание изгоняло невежество. Мир, с его жестокими песчаными бурями и смертельно опасными скорпионами, становился менее страшным.

Для древних египтян мифы были частью обычной жизни. Они разыгрывались на протяжении каждого дня и ночи, укладываясь в вечный цикл созидания, разрушения и возрождения, управляемый божественными силами. Сводить события в единое повествование никто не считал нужным. Каждый человек был героем собственного мифа. Боги – олицетворенные силы природы – присутствовали в каждой частице мироздания; в мифе находилось объяснение и чрезвычайным, и заурядным происшествиям – так возникал мост из мира людей в мир богов. Более того, ссылаясь на мифические события, египтяне отождествляли себя с богами. Страдающий головной болью становился младенцем Хором[1], за которым ухаживает мать – воплощение Исиды; усопший, странствуя по загробному царству, на время обретал силу и полномочия каждого божества. Древнеегипетские мифы вписывались в любые обстоятельства любой человеческой жизни и помогали каждому понять, как устроен мир и почему в тот или иной момент происходит плохое или хорошее. В мифах и деяниях богов, изложенных в них, крылся ответ на вопрос: «Почему это со мной случилось?». Отсылка к ним бывает утешительной.

Восстановить египетскую мифологию

В наши дни египтологам приходится иметь дело с разрозненными, фрагментарными ссылками на мифы и легенды, почерпнутыми из разнородных источников. Разброс дат при этом огромен: от 3050 года до н. э. до первых веков н. э. Как мы видим, эпоха Древнего Египта продлилась чрезвычайно долго – около трех тысяч лет, в зависимости от того, где проводить хронологические границы. Поскольку установить конкретные даты событий теперь крайне сложно, ученые предпочитают ориентироваться на времена правления известных нам царей или даже целых династий. В III веке до н. э. историк и жрец Манефон насчитал тридцать династий египетских фараонов (позднейшие авторы добавили к ним еще одну). При династическом подходе должны четко выделяться эпохи правления определенных семейств, однако в своей периодизации Манефон использовал также крупные события – строительство первой пирамиды или перенос столицы в другой город. Современные египтологи объединили династические периоды Манефона в более крупные хронологические единицы, выделив эпохи единовластия (Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство) и годы геополитической раздробленности (Первый, Второй и Третий переходные периоды). За этими этапами Династического периода последовал Птолемеевский период, когда Египтом правили греко-македонские властители, а затем Римский период. В своей книге я придерживаюсь общепринятой датировки.

Не существует единого источника, где были бы внятно и последовательно изложены древнеегипетские мифы, так что ученым приходится по крупицам собирать их из фрагментов, дошедших до нас из глубины веков. Многие мифы встречаются на папирусах, обнаруженных в захоронениях или храмах; другие упоминаются на погребальных стелах, которые устанавливали в усыпальницах. Источники называли по месту, где их нашли. «Тексты пирамид» – те, что высекались с V династии на внутренних стенах пирамид, где хоронили царей Древнего царства. «Тексты саркофагов» – те, что рисовали на стенках саркофагов богатых египтян во времена Среднего царства. Отрывки из «Книги мертвых» (ее называли «Речениями о выходе в свет дня») появлялись на папирусах и на стенках саркофагов. С конца Второго переходного периода она в течение тысячи лет служила египетским мертвецам чем-то вроде путеводителя по загробному царству. Почти во всех источниках мифологические сюжеты предстают в сокращенном виде или же обозначены пунктирно, намеком – порой из соображений этикета. Например, в заупокойных текстах египтяне избегали упоминаний о гибели Осириса: считалось, что отсылка к этому трагическому событию может каким-то магическим образом навредить покойному. В иных случаях излагать миф полностью не было нужды – предполагалось, что читатель прекрасно знает, о чем идет речь.

Два царства

На протяжении всей своей долгой истории Древний Египет подвергался влиянию средиземноморских и ближневосточных культур. В отдельные периоды им правили ассирийцы, персы, македоняне и римляне. Из-за культурного контакта египетские мифы менялись от эпохи к эпохе, подхватывая новые мотивы и обретая новые формы. Кроме того, в разных областях Египта (номах) бытовали свои вариации мифологических сюжетов. Получается, что единой, «правильной» их версии попросту не существует – досадный и отрадный факт. Досаден он потому, что адекватно отобразить систему верований египтян в одной книге не получится, однако меня радует, что не придется ограничиваться сухим пересказом. Эта книга ближе к трудам Плутарха, чем к строгим научным исследованиям. По примеру древнего историка, сложившего элементы мифа об Осирисе в единый рассказ для греков, я беру фрагменты мифов – порой из разных исторических периодов – и свожу их в единое повествование; надеюсь, мне простят такой «монтаж», как его простили Плутарху.

Понять богов

Египетские божества – колоритная и многоликая компания; они ссорятся, дерутся, убивают друг друга, завязывают отношения, могут даже умирать от старости (прежде чем переродиться, что еще раз показывает, как остро древние египтяне ощущали цикличность времени). Они способны одновременно появляться в разных обличьях и в разных местах, тогда как их подлинная сущность остается недосягаемой и невидимой в небесной выси. Эти мастера перевоплощения, однако, не считались вездесущими или всеведущими. Наделенные божественными обязанностями (Осирис, к примеру, отвечал за возрождение, а Мин – за плодородие), они были жестко ограничены в возможностях. Если одному божеству требовалось сделать что-то, что выходило за рамки его полномочий, ему приходилось на время сливаться с другим божеством и заимствовать его силу. Бог солнца неспособен сам восстановить жизненную силу и потому вынужден каждую ночь сливаться с Осирисом, чтобы его мощь помогла ему заново родиться утром. Порой, принимая силу другого божества, бог сам в него превращался. Когда богиня неба Хатхор в образе Ока Ра напала на людей, безудержная ярость превратила ее в откровенно кровожадную богиню войны Сехмет. Современному человеку нелегко разобраться в этих хитросплетениях, но надеюсь, что по мере чтения вы станете чуть лучше понимать сложную природу египетских богов.

И еще один момент. Я постарался обойтись без подробного анализа эволюции божеств и их разнообразных культов. Кто-то счел бы такую информацию полезной, но она отвлекает внимание от самих богов, от «человеческих» черт, которые им придавались. Полагаю, такой подход облегчит знакомство с мифологией Древнего Египта тем, кто с ней ранее не сталкивался или кто просто интересуется темой. Я стремился в первую очередь вдохнуть жизнь в истории, а потому позволял себе делать вставки с аналитической информацией только там, где это необходимо. Читать мифы и узнавать о том, как египтяне воспринимали окружающий мир, должно быть приятно и интересно, ведь мифы служили древним людям еще и для развлечения.

Чтобы разобраться с вопросами, заданными в самом начале, я разделил книгу на три части:
1) «Время богов (или откуда взялись все мы)»;
2) «Мир живых (или как устроена наша вселенная)»;
3) «Мифология смерти (или что ждет нас в загробном мире)».

Надеюсь, что во время чтения вы мысленно примерите сандалии древнего египтянина – или египтянки – и постараетесь взглянуть на жизнь его или ее глазами. Попробуйте, изучив их мифологические представления, вообразить себе, каково видеть и осмыслять мир таким вот образом. Анализ мифов помогает нам отчасти понять психологию древнего человека и воспринять мир новым – хоть и очень древним – способом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Творение завершено

Создана Эннеада богов из тела твоего.
Каждый бог, воссоединившийся с телом твоим, – он суть образ твой.
Ты, возникший первым, воссуществовавший с начала начал,
Сокровенный, чье имя скрыто от пространства богов.


Великий гимн Амону

Как поведали бы нам жрецы Амона, то, что началось его одиноким зовом посреди тишины, завершилось сотворением осязаемого мира. Амон – «изначальный: тот, кто зачал первых богов и породил солнце, завершив себя в Атуме, единой плотью с ним». Мир возник по воле Амона, и каждое событие, каждое изменение с тех времен есть дальнейшее преображение бога-творца. Подобным же образом любое творение и любой аспект бытия есть проявление его тайной мощи. Они могут принимать разные формы и воплощения, однако все они едины, взаимосвязаны и пронизывают собой мироздание.

Эти воплощения – нечеру, или «боги».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Правление царей Ра, Шу и Геба

Прежде чем фараонами Египта стали смертные, сами боги жили среди людей и правили их царством. Первым из божественных правителей иногда называют Птаха, хотя мифы о его царствии до нас не дошли. Его имя фигурирует в Туринском царском папирусе – одном из наиболее полных списков египетских династий, который уходит в глубокую древность, вплоть до эпохи богов; однако имя Птаха, поставленное во главе перечня, может всего лишь отображать местную традицию. Намного чаще первым царем Египта называют солнечного бога, (Атума-)Ра.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Правление царя Ра

Ра, один из верховных богов Египта, почитался во всей стране, хотя главное его святилище находилось в Гелиополе (на территории современного Каира). Обыкновенно его представляли как сокола с телом человека и с солнечным диском на голове, но могли изображать и просто как солнечный диск, вокруг которого кольцом свернулась защитница-кобра, иногда с крыльями, распростертыми по обе стороны диска. Как и все египетские божества, он принимал разные формы и обличья. По утрам солнечный бог был скарабеем Хепри – медленно выкатывал огромное светило из-за горизонта, в полдень становился Ра, самым могучим из своих воплощений, а к закату превращался в усталого Атума с головой овна и готовился опуститься за горизонт, в потустороннее пространство Дуат, чтобы там набраться сил для нового дня. Часто упоминалась и еще одна его ипостась – Ра-Хорахти («Ра – Хор Двух Горизонтов»), в котором божества Ра и Хор объединялись и отождествлялись с восходящим и заходящим солнцем.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Тайное имя бога солнца

Ра правил людьми и богами и каждый день являлся в мир под разными именами и в разных обличьях; однако его истинное имя было известно лишь ему самому. Причина тому не в стеснительности и не в любви к псевдонимам, а в соображениях безопасности. Тот, кто знал истинное имя божества (или человека), мог им повелевать – использовать его силу и власть в собственных целях. Вот почему боги скрывали свои истинные имена «глубоко во чреве» – чтобы ими никто не воспользовался для ворожбы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Исида, могущественная чародейка, «та, что сильнее миллионов людей, та, что хитрее миллионов богов» (см. врезку ниже), знала о силе тайного имени и пожелала сравниться мощью с самим Ра. Выведав его тайное имя и разделив могущество, она передала бы это знание своему еще не рожденному (и даже не зачатому) сыну Хору, и тогда он стал бы владыкой Вселенной.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Исида и ее культ

Дождавшись, когда Ра одряхлеет, Исида осуществила свой замысел. Постаревший солнечный бог дремал на троне, а изо рта у него капала слюна. Исида собрала немного слюны и перемешала ее с глиной, а затем вылепила из глины змею. Поскольку слюна богов полна созидательной силы, змея ожила, но до поры оставалась недвижима. Исида положила ее на перекрестке дорог, по которым Ра, невзирая на старческую немощь, каждый день странствовал со своей свитой, обозревая мироздание. На следующее утро подслеповатый Ра отправился в путь и, не заметив змею, наступил на нее. Змея ужалила бога, и его тело охватила жгучая боль – столь сильная, что росший неподалеку кедр воспламенился. Крики Ра вознеслись к небесам и достигли прочих богов. Яд растекся по его телу, как растекаются воды Нила, поглощая сушу. Все члены его затрепетали, а уста онемели.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

На крики Ра сбежалась его свита. Солнечный бог объяснил, что его ужалила неведомая тварь, которую глаза его не видели, сердце не знало, а рука не создавала, – не его детище (что творцу Вселенной тоже вряд ли было приятно сознавать). «Прежде я не знал подобных мук; нет страдания хуже, – сказал Ра, описывая змеиный укус. – Это не огонь и не вода – [хотя] сердце мое объято жаром, плоть моя трепещет, а члены сковал холод». Осознав серьезность положения, Ра призвал к себе детей богов, а также людей, что разбирались в чарах и умели колдовать.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Дети богов вскоре откликнулись на призыв Ра; они столпились вокруг него, пытаясь найти лекарство от яда. Исида, стоявшая среди них, притворилась, что ничего не знает о змее, укусившей их повелителя. Она подошла к Ра и спросила, что с ним случилось: «Змея вызвала твой недуг? Одна из тварей твоих восстала против тебя?» Потом Исида пообещала, что изгонит зло ворожбой и заставит его впредь бежать от солнечных лучей. Ра, покрытый испариной, дрожащий и слепой, снова рассказал о змеином укусе, посетовав: «Небо изверглось на меня дождем посреди лета!» Исида решила перейти прямо к делу и сообщила владыке мира, что поможет, если узнает его истинное имя. Ра – вероятно, в бреду – назвал множество имен, отражавших его деяния: тот, кто создал небо, землю, горы и воду; тот, кто сотворил часы, дабы они слагались в дни; тот, кто разделил годы. Затем он добавил, что утром зовется Хепри, днем Ра, а вечером – Атумом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Исида не оценила его усилий, и Ра нисколько не полегчало – отрава осталась в его теле. Богиня наклонилась к нему и сказала, что истинного имени нет среди названных. Если он хочет исцелиться, надо быть откровеннее. Яд еще глубже проник в плоть Ра, терзая его сильнее, чем языки пламени. Признав поражение, он велел Исиде слушать внимательно, чтобы истинное имя покинуло его чрево и перешло к ней. Затем бог разрешил ей передать это знание сыну Хору, если он поклянется никому больше его не открывать.

Добившись своего, Исида исцелила солнечного бога, произнеся заклинание:
Вероятно, из-за таких драм и потрясений Ра время от времени наказывал прочих богов. Один короткий миф повествует о том, как Ра призвал к себе всех богов и богинь и всех их проглотил. Пока они бились и извивались у него во чреве, он убил их и отрыгнул в виде рыб и птиц. Однако недуги Ра не всегда были вызваны кознями его божественной родни. Согласно другому мифу, Ра однажды заболел, и исцелить его могли лишь могущественные обитатели Дуата. Опасаясь, что Ра навсегда останется в загробном царстве, если его болезнь не уйдет, приближенные солнечного бога отправили послание гелиопольским жрецам, в котором просили обратиться «к людям запада» (то есть к усопшим) через расселину в земле. Еще в одном мифе рассказывается о том, как Ра наступил на некое безымянное существо, после чего упал наземь и забился в судорогах. На сей раз невезучему богу для исцеления пришлось раскрыть истинное имя своей матери.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Миф об Оке Солнца

Ра за время царствия так часто ссорился со своим Оком, что в конце концов оно решило покинуть его и отправилось в Ливию (по другой версии – в Нубию), гневно круша все на своем пути. Без него бог остался беззащитен перед врагами, поскольку Око содержало немалую часть его могущества. Чтобы исправить ситуацию, он послал одного из богов на поиски рассерженного Ока. У этого мифического сюжета есть множество вариантов, и в них боги-посланники разные. В одной версии говорится, что Онурис разыскал его и вступил с ним в брак (Око Ра у египтян считалось женским божеством). По другой версии, беглое Око разыскал бог Шу. Однако в самом длинном из дошедших до нас вариантов в погоню за Оком пускается Тот – бог мудрости. Здесь Око именуется богиней Тефнут и принимает облик нубийской львицы.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Тот и «Герметический корпус»

Выследив беглянку Тефнут (она же Око), Тот решил подобраться к ней неузнанным и превратился в павиана, однако богиня разгадала хитрость и пришла в ярость. Чтобы не допустить кровопролития, Тот напомнил ей, что кара ждет любого, кто совершил злодеяние. Разгневанная богиня прислушалась к его мудрым словам. Надеясь убедить ее вернуться домой, Тот начал превозносить красоты Египта и рассказывать притчи о животных (иногда вставляя одну притчу в другую) с предельно ясной моралью: мир лучше войны, а дружба со слабым благотворно сказывается на сильном. Тефнут не понравилось, что Тот пытается на нее повлиять, и она превратилась в грозную львицу, однако мудрый бог не сдался и все же уговорил ее вернуться в Египет. На границе их встретили музыкой и танцами. Когда они прибыли в Мемфис, Ра устроил в честь Тефнут праздник в храме Владычицы Сикоморы – то есть в святилище богини Хатхор, – и она пересказала солнечному богу притчи, которые поведал ей Тот. Тогда Ра восхвалил его мудрость.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Мифы о восстаниях против бога солнца

В мифологических сюжетах о правлении Ра нередко возникает тема восстания, бунта против его власти. Очаги смуты в каждой версии разные, как и мятежные силы: порой это род человеческий, порой змей Апоп и его последователи, порой даже бог Сетх. Разнится и возраст солнечного бога: иногда он предстает ребенком, иногда старцем – в обоих случаях творец мира оказывается уязвим, и неудивительно, что восстание вспыхивает именно в это время. Младенчество и старость солнечного бога символизируют рассвет и закат – опасные часы для древнего человека – или же «увядание» солнца по мере приближения к концу года, за которым следует перерождение и начало нового календарного цикла.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Восстание Апопа в элефантинской космогонии (Эсна)

Один из источников, обнаруженных в святилище на территории города Эсна, повествует о мятеже, омрачившем юность солнечного бога. Возникнув из слюны богини Нейт (см. выше), змей Апоп незамедлительно затеял восстание и нашел союзников среди людей. Узнав о его замыслах, Ра ожесточился; тогда из сердца его вышел Тот, и два бога стали решать, что делать. В итоге Ра послал Тота, как «владыку божественных слов», на бой с Апопом, а сам нашел защиту у матери, которая на сей раз приняла обличье небесной коровы Ихет, известной также под именем Мехетурет («великая пловчиха»). Ра уселся у нее между рогами, и корова поплыла на север, в Саис, где они могли укрыться от врагов. В Саисе мать Ра выкормила своим молоком юного бога; набравшись сил, он вернулся на юг и разгромил мятежников.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

«Книга Файюма»

Это сочинение, известное с Птолемеевского периода, включает в себя мифы египетского оазиса Файюм; среди них есть и повесть о восстании против Ра. Одряхлевший солнечный бог узнал, что люди и божества замыслили свергнуть его с престола, и отправился на битву с ними в Гераклеополь, крупный город к югу от Файюма. В первом бою он победил, однако затем был вынужден укрыться в файюмском городке Мерида у своей матери, коровы Ихет (здесь – олицетворение Меридова озера). Там бог прятался двенадцать месяцев, питаясь молодильным молоком своей матери, после чего корова посадила Ра себе на спину, вознесла на небо, а сама превратилась в небосвод.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Миф о восстании (Ком-Омбо)

Этот мифологический сюжет зародился в Верхнем Египте, а точнее, в городе Ком-Омбо, где располагалось святилище Себека и Хора Великого. Он тоже повествует о заговоре против Ра. Прознав о нем, Ра, Тот и Хор Великий (см. ниже) отправились на поиски врагов и проследили их до города Ком-Омбо. Там царь поселился в своем дворце и послал Тота наблюдать за мятежниками. Мудрый бог обнаружил на берегу большого озера лагерь и с безопасного расстояния подсчитал количество противников – 257 человек под командованием восьми военачальников. Они все стояли кругом и в разговорах клеветали на солнечного бога. Тот незамедлительно доложил обо всем Ра.
Разумеется, Ра вознегодовал и заявил, что не пощадит никого. Возможно, чересчур утомленный, чтобы сражаться, или же напуганный количеством противников, Тот предложил выслать на битву Хора Великого (в этом мифе – одну из ипостасей бога Шу) как опытного воина, способного уничтожить врагов Ра. Солнечный бог последовал его совету – вооруженный до зубов Хор обрушился на мятежников с такой свирепостью, что лицо его покраснело от пролитой крови.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Легенда о крылатом солнечном диске (храм в Эдфу)

Один из самых подробных рассказов о восстании против солнечного бога сохранился на стенах святилища Хора в Эдфу, отстроенного на месте более древнего храма при Птолемеях. В 363 год правления Ра Хор Бехдетский (Бехдет – изначальное название города Эдфу) выяснил, что приспешники коварного бога Сетха затевают в Нубии мятеж. Солнечный бог отправился туда, чтобы нанести упреждающий удар, и выслал против них Хора. Хор пролетел по небу огромным крылатым диском. «Он пронесся меж них и пред ними, – гласит миф, – незримый очам и невнятный слуху, и каждый из них убил собрата своего в мгновение ока, и не осталось из них ни единой живой души». Оказавшись лицом к лицу с кровожадным богом, мятежники обезумели и принялись размахивать мечами и кромсать соратников вместо врагов. Затем Ра спустился на землю в своей солнечной ладье, чтобы посмотреть на павших недругов, которые лежали «с разбитыми головами».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Сетх

Пока Ра со свитой праздновали победу, в Нубию прибыли новые силы противника и ринулись в бой, приняв грозное обличье крокодилов и гиппопотамов. Обороняясь, Хор со своими последователями разил их гарпунами. Те, кто пережил стычку с разъяренным богом, отступили в северные земли, однако Хор бросился в погоню и почти полностью истребил их под Фивами. Горстка уцелевших мятежников продолжила путь на север, но Хор последовал за ними в солнечной ладье Ра.
Узнав о разгроме своих войск, Сетх взревел от ярости и вступил в битву с Хором. Хор метнул в Сетха копье и поверг его наземь, а затем связал ему руки и накинул веревочную петлю на шею. Побежденный и посрамленный, Сетх предстал перед Ра и его свитой в ожидании приговора.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Советник богов Тот предложил отдать приспешников Сетха Исиде, чтобы та поступила с ними по своему усмотрению. Хор и Исида – не самые милосердные божества – обезглавили всех, позволив лишь Сетху (сознававшему, что в любой момент может разделить участь соратников) превратиться в змею и укрыться под землей. Позже Хор преследовал врагов до самого Средиземного моря, добивая их, а затем вернулся в Нубию, где разыскал и уничтожил последнюю группу мятежников.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Пиво спасает мир

Когда Ра дожил до преклонных лет и кости его сделались серебром, плоть – золотом, а волосы – лазуритом, род людской в очередной раз восстал против него. Однако солнечный бог раскрыл замыслы мятежников до того, как они перешли к действиям. Он призвал к себе Око, Шу, Тефнут, Геба, Нут, а также отцов и матерей, которые были с ним в водах Нуна (то есть восемь первородных богов), и самого Нуна со свитой. Ра желал с ними посоветоваться, однако так, чтобы люди ни о чем не догадались. Именно поэтому всех их тайно провели к нему во дворец.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Боги и их сопровождающие в два ряда встали перед Ра, восседавшим на троне. «О древнейший бог, в коем я обрел жизнь [Нун], и вы, боги-предки! – сказал он. – Род людской, рожденный из моего Ока, замыслил дурное против меня. Скажите мне, что должно сделать, ибо я ищу совета. Я не стану карать их, пока не услышу вашего слова». Обдумав это, Нун сказал солнечному богу, что бояться его станут сильнее, если Око станет взирать на злоумышленников. Ра знал, что мятежники бежали в пустыню, «боясь в сердце своем, что я буду держать к ним речь», и решил последовать совету Нуна – послал Око на расправу.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Хатхор

Око приняло гневную ипостась богини Хатхор и стало с упоением карать человеческий род – сначала уничтожило врагов в пустыне, а затем взялось за всех остальных. Наблюдая за массовой гибелью своих творений, Ра передумал и убедил себя, что, если постарается, сможет вновь царствовать над людьми. Проблема была в том, что Хатхор теперь наслаждалась резней. Чтобы угомонить ее, Ра пошел на хитрость.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Он отправил гонцов в Элефантину – на крайний юг Египта, – наказав им привезти оттуда красной охры, а затем велел верховному жрецу Ра в Гелиополе истолочь охру так, чтобы та стала похожа на кровь. Ра подсыпал порошок охры в семь тысяч кувшинов с пивом и велел ночью разлить его в полях близ того места, где расположилась на отдых Хатхор, теперь принявшая облик кровожадной богини Сехмет. Проснувшись, богиня приняла бы его за человеческую кровь – свой излюбленный напиток. Так и случилось. Утром Хатхор-Сехмет открыла глаза и увидела вокруг «кровавые» лужи. Придя в восторг, она пила, пока не опьянела, и вскоре напрочь забыла о вражде с человечеством.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 34078
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Египетские мифы.

Сообщение Gosha »

Вознесение Ра

Хоть Ра и удалось спасти человечество, он решил, что слишком устал и больше не в силах править Египтом сам. Боги пытались переубедить его, но тщетно: солнечный бог понял, что пора уходить. «Плоть моя впервые ослабла, – сказал он. – Я не стану ждать, пока меня погубит новый [мятеж]». Неохотно смирившись с таким решением, Нун заявил Шу, что Око Ра будет служить солнечному богу защитой и что Нут должна позволить Ра сесть ей на спину. Это озадачило богиню неба, которая оказалась не готова взять на себя такую ответственность и не понимала, чего от нее хотят. «Как же Ра сядет мне на спину?» – спросила она у Нуна. «Увидишь», – ответил тот, и Нут немедленно превратилась в корову, на чьей спине было предостаточно места для дряхлого бога солнца. Когда Ра уселся на преображенную Нут, к нему подошли люди, заявив, что готовы низвергнуть любого, кто посягнет на его власть. Однако Ра не стал их слушать и отправился к себе во дворец, оставив Египет в кромешной тьме.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Египетские пирамиды и сфинкс построены в 19 веке
    INK » » в форуме История древнего мира
    3 Ответы
    858 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Сталин и мифы о нем
    Антон » » в форуме Советская Россия, СССР
    585 Ответы
    28517 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Мифы о кулаках
    Антон » » в форуме Советская Россия, СССР
    205 Ответы
    7904 Просмотры
    Последнее сообщение Кадук
  • Греческие и римские мифы.
    Gosha » » в форуме Авторские темы
    48 Ответы
    1632 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha
  • Мифы гитлеровской пропаганды.
    fosco » » в форуме Советская Россия, СССР
    15 Ответы
    1919 Просмотры
    Последнее сообщение verwalter

Вернуться в «Авторские темы»