Греческие и римские мифы.Авторские темы

В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Информация
В этом экспериментальном разделе авторы являются модераторами своих тем
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37744
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Греческие и римские мифы.

Сообщение Gosha »

Эта книга с почтением посвящается Зевсу-тучегонителю, повелителю Олимпа и богу грозы (так, на всякий случай) - Филипп Матышак

Благодарности

Как и всегда, в работе над этой книгой мне помогли полезные советы и комментарии моих друзей и коллег. Среди них – необыкновенно эрудированные Робин Осборн и Рейчел Пил, прочитавшие текст от начала до конца и мягко попытавшиеся побороть мое невежество. Везде, где им это не удалось, виноват только я.

Что такое греческие и римские мифы?

Если бы греческие и римские мифы были всего лишь набором историй про волшебные превращения и ссоры богов, то читать о них не имело бы особого смысла. Начнем с того, что этих мифов огромное количество и все они полны сбивающими с толку именами и родословными. Зачем нам надо о них знать и почему они нам небезразличны?
Нам они небезразличны потому, что мифы описывают точку зрения древних людей на мир. Кроме того, архетипы героев – женщин, с которыми несправедливо обошлись, и могущественных, притом пугающе своевольных богов – повлияли на то, как греки и римляне видели себя и свои отношения со вселенной. На самом деле многие из этих архетипов настолько мощны, что мы все еще используем их. Например, психологи (получившие название профессии от имени мифической царевны Психеи) обращаются к ним, когда говорят про эдипов комплекс или нарциссов. Просто мифы, где действуют Эдип и Нарцисс, описывают определенные аспекты человеческой жизни так выразительно, что лучшего названия для них не придумали.

Это приводит нас к еще одной причине читать мифы. Они прожили почти три тысячи лет не потому, что представляют собой культурные парадигмы (или какие еще там заумные слова теперь любят ученые), а потому, что на самом деле это сильные и очень интересные истории.

К тому же мир мифологии отнюдь не так хаотичен, как кажется на первый взгляд. У многих историй есть общие темы. Герои мучаются, но в качестве компенсации получают дары и силу, девы страдают от любви, но в конце концов любовь вознаграждается. В более мрачных историях рассказывается о том, как жизнь человека определяют безжалостные нити, которые прядут, отмеряют и обрезают богини судьбы, и от героя требуется лишь принять свою участь, сохранив мужество и благородство.

В мифах также есть и еще одна общая тема. Несмотря на конфликты, несогласия и недопонимание, боги, полубоги и люди – все противостоят чудовищам и гигантам, которые символизируют силы беспорядка и тупого разрушения. Если современные истории часто рассказывают о победе добра над злом, то древние представляли борьбу цивилизации и разума против варварства и хаоса. В конечном счете суть мифов заключается в том, чтобы привнести человеческие ценности в капризную и недружелюбную вселенную. И именно поэтому теперь, когда порой кажется, что слепая ненависть, бессмысленное разрушение и отсутствие разума побеждают, классические мифы совершенно не потеряли своей актуальности.

Эта книга – руководство или путеводитель, который поможет лучше понять общее наследие историй и верований, объединявших миры греков и римлян. У нее три основные цели.

Увидеть общую картину

Можно сказать, что есть только один классический миф – в широком смысле слова. Это история, которая строилась в течение целого тысячелетия или даже дольше. Она началась до 800 года до н. э. с народных преданий и историй в Греции и была закончена римскими авторами во II веке н. э. Это величайшая повесть, когда-либо созданная в соавторстве, которая внушает еще больше уважения, если вспомнить, что она создана совместными усилиями двух разных культур. В результате получилась огромная, запутанная история с многочисленными побочными сюжетами и тысячами персонажей, однако у нее все-таки есть основная линия повествования, ясно выделяющиеся главные герои, а также начало, середина и конец.

Таким образом, одна из целей этой книги – позволить читателю увидеть всю картину мифа в целом, как рассказ, который был известен каждому ребенку Греции и Рима.

Понять контекст

У этой книги есть и еще одна цель. Чтобы быть настоящим путеводителем, она должна объяснять не только сами истории, но и то, как люди Античности их понимали. Нам нужно проникнуть в сознание греков и римлян и увидеть их мир и богов так, как они сами их видели. Нам нужно мысленно встать на место грека или римлянина, который вот-вот в первый раз услышит какой-то миф. Здесь вы узнаете о происхождении большинства героев, об их характерах, о том, как отдельные рассказы встраиваются в общее повествование и как можно понять мотивы персонажей. Поскольку эти истории стали основой великих трагедий Еврипида, Софокла и других, понять миф – значит еще более глубоко оценить фундаментальные труды западной культуры, которые создали эти драматурги.

Найти современное отражение

Наконец, эти мифы обладают такой силой и так глубоко укоренились в западном сознании, что никогда не исчезали из виду. Они вдохновляли бесчисленных художников, скульпторов, композиторов и писателей начиная с эпохи Ренессанса. Именно поэтому в книге есть отдельные врезки, которые рассказывают о жизни каждого мифа после Античности. Более того, мы и сейчас используем выражения и предметы, связанные с древними богами, – зачастую даже сами этого не осознавая. Здесь описано множество аллюзий на мифы, всплывающих в нашей жизни – часто в совершенно неожиданных местах, – и таким образом, я надеюсь, читатель лучше поймет не только античный мир, но и современный.

Список источников, на основании которых я составил эту книгу, охватывает труды Гомера и Вергилия, менее известных Гесиода и Овидия, лирических поэтов (таких как Пиндар и Вакхилид), а также орфические гимны. Если источники противоречили друг другу (особенно на предмет кто кого родил), я обычно придерживался тех, которые позволяли построить логичный рассказ, хотя какие-то из наиболее заметных противоречий отмечены для тех, кто хочет лучше изучить вопрос. Все переводы принадлежат автору, если не указано иное.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37744
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Греческие и римские мифы.

Сообщение Gosha »

Афродита родила ребенка от Гермеса (для римлян – Меркурия), и этот ребенок взял себе имена обоих родителей – Гермафродит. Еще один сын (кто его отец – спорный вопрос) – это бедолага Приап, чья неспособность удовлетворить свою неодолимую похоть наделила его слишком большим мужским достоинством. (Он так страстно преследовал нимфу Лотос, что боги превратили ее в растение, которое теперь носит то же имя.)
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37744
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Греческие и римские мифы.

Сообщение Gosha »

Троянская война произошла (по крайней мере, отчасти) из-за того, что Афродита заставила Париса и Елену полюбить друг друга. Богиня проявляла активный интерес к конфликту, потому что в нем участвовал ее сын от смертного по имени Анхиз. Этот сын, Эней, после победы греков бежал из горящей Трои. Его потомки впоследствии основали город Рим, и представители знаменитого рода Юлиев, к которому принадлежал и Цезарь, считали себя прямыми потомками Анхиза и Афродиты.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37744
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Греческие и римские мифы.

Сообщение Gosha »

Гестия (Веста), богиня домашнего очага

Почесть большая на долю тебе, о Гестия, досталась:
Вечно иметь пребыванье внутри обиталищ высоких
Всех олимпийцев и всех на земле обитающих смертных.
Дар превосходный и ценный тебе: у людей не бывает
Пира, в котором бы кто при начале его возлиянья
Первой тебе и последней не сделал вином медосладким.


Гестия была старшим ребенком Кроноса и, что парадоксально, одновременно с тем младшим, поскольку он выплюнул ее последней. Гестия идет первой – такого правила придерживались греки и римляне. Так сложилось отчасти потому, что она была старшей сестрой и главной среди других богов в ритуальных жертвоприношениях, а еще и потому, что Гестия символизировала дом и семью.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37744
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Греческие и римские мифы.

Сообщение Gosha »

В знак мира и согласия Гестия добровольно уступила свое место среди олимпийских богов (считается, что Дионису, хотя состав богов в пантеоне у греков и римлян не был одинаковым), чтобы их осталось двенадцать – это священное число. (Кстати, сакральным значением числа двенадцать объясняется и количество звезд на флаге Евросоюза.) Гестия занимала более прочное место в греческих и римских верованиях, чем в мифах, поскольку богиня домашнего очага редко выходила из дома. Однако ее огонь часто пускался в путь: основывая новое поселение, жители греческого города брали с собой священный огонь Гестии, чтобы поставить его на новом месте.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Автор темы
Gosha
Всего сообщений: 37744
Зарегистрирован: 25.08.2012
Откуда: Moscow
 Re: Греческие и римские мифы.

Сообщение Gosha »

Как Веста в Риме, она хранила священный очаг римского народа, и считалось огромным несчастьем, если пламя в нем гасло. Так что на группу дев, которых называли весталками, возложили обязанность поддерживать культ Весты и беречь священный огонь в ее храме.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • «Греческие Союзы гостеприимства».
    Adam » » в форуме Средневековье
    2 Ответы
    576 Просмотры
    Последнее сообщение Adam
  • Римские верфи
    dima » » в форуме История древнего мира
    0 Ответы
    326 Просмотры
    Последнее сообщение dima
  • Римские патриции и Порошенко
    anna_porebrik » » в форуме История древнего мира
    0 Ответы
    434 Просмотры
    Последнее сообщение anna_porebrik
  • Римские папы как матрешки
    NoName » » в форуме Религии и верования мира
    1 Ответы
    258 Просмотры
    Последнее сообщение NoName
  • Египетские мифы.
    Gosha » » в форуме Авторские темы
    75 Ответы
    2722 Просмотры
    Последнее сообщение Gosha

Вернуться в «Авторские темы»